Деряба, Дерябин : кн. Андрей Иванович Деряба Шуйский, середина XVI в.; Гаврило Васильев Дерябин, крестьянин, 1523 г., Переяславль; Давид Корнильевич Дерябин, подьячий, затем дьяк, 1638–1675 гг. Деряба – 1) дрозд-рябинник, 2) крикун, рева,, 3) драчун Десянка Никон, крестьянин, 1627 г., Белев Десятильнич Владимир Александрович, начало XV в., Бежецкий Верх Десятого Иван Добрынин [см. Добрыня], 1596 г., Мещевск [см. Железников] Деулин Аким, посадский человек, 1656 г., Казань Деулить – есть со вкусом (Даль) Деша Никита, крестьянин, 1462 г. 33 ; Иван Григорьевич Вельяминов, вторая половина XVI в.; Иван Ширяев [см. Ширяй] и Назар Малгин [см. Малаг] Детины, 1626 г., Можайск Дешеня , крестьянин, 1502 г., Кострома Дешковскии Петр Иванович, 1696 г., Медынь; Кузьма Петрович 1627 г., Белев Дешовка , крестьянин, 1495 г., Новгород Дешовый , холоп Ивана Белеутова, 1555 г., Белоозеро; Харитон Дешевый, холоп, 1603 г,, Новгород Деява Кузьма Константинов, писчик, 1531 г., Тверь Деян , крестьянин, 1545 г., Новгород Дивей Мурза [см. Мурза], родственник крымского хана, взят в плен в 1572 г. под Москвой; в конце XVI – начале XVII в. в Рязанском уезде в двух помещичьих фамилиях прозвище Дивей; Дивей Порошин [см. Пороша] Лазарев, помещик, 1623 г., Арзамас; Дивей Васильевич Бахтиаров [см. Бахтиар], 1646 г., Коломна Дивов Бурец [см. Бурец], послух, 1465 г., Переяславль; Ананий Васильевич, 1543 г. [см. Варшук] Дидриков Иван, немчин, помещик, 1608 г., Нижний Новгород Дикой ( Диков ): Молчан [см. Молчан] Максимович Диков, 1540 г., Звенигород Дикуша Семен, крестьянин, 1592 г., Арзамас Дира Иван, крестьянин, 1623 (1627 ? – С. В.) г., Белев Дирин Богдан Давидович, 1596 г., Новгород; Иван Васильевич, 1603 г.; Дирины, XVI в., Новгород Дира – дыра Дитя, Дитятев : Иван Иванович Дитя Бороздин [см. Борозда], конец XV в., Тверь; от него – Дитятевы; Меркул Иванов Дитятев, 1578 г., Двина Дичко, Дичков : Дичко Львович Оладьин-Монастырев [см. Оладья, Монастырь], 1495 г.; Дичко Алешин Баймаков [см. Баймак], помещик, 1498 г., Новгород; Федор Антонович Дичков, 1538 г., Кострома [см. Немятый]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Чирок – небольшая дикая утка Чирухин Поспел [см. Поспел], крестьянин, 1604 г., Белоозеро (Сольвычегодск? – С. В.) Чистопортошный Иван Нефедьев с сыновьями, крестьяне, 1620 г., Белоозеро Чистоха Григорий, крестьянин, 1564 г., Олонец Чистоха – чистёха Чихачевы Никита и Федор Андреевичи, 1534 г., Торопец; Чихачев Петр Иванович, воевода, 1613 г., Белоозеро; Чихачевы, XVI–XVII вв., Торопецкий уезд Чичагов Григорий Исаакович, 1596 г., Кострома Чичаг, чечаг – шишак, шлем (Даль) Чичерин Полянин Дмитриевич, 1563 г. . Чичер, чичера – осенний резкий ветер с мокрым снегом Чичкин Михаил, крестьянин, 1530 г., Рязань Чмут, Чмутов : Гридя [см. Гридя] Чмут, холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г.; Иван Чмут Воробин [см. Вороба], конец XV в. (1495 г.); Иван Гаврилович Чмутов, городничий, 1534 г., Торопец; Василий Никитич Чмут Фомин Чмут – сплетник, смутьян (Даль), щеголь (? – С. В.) Чобот см. Чебот Чолкун Степан, крестьянин, 1522 г., Дмитров Чубар, Чубаров : Чубар Александрович Головкин [см. Головко], 1570 г., Бежецкий Верх; Дмитрий Зворыкин [см. Зворыка] и Алексей Смирного [см. Смирной] Чубаровы, великокняжеские приставы, 1476 г.; Тимофей Дмитриевич, 1514 г., Вязьма; Семен и Андрей Алексеевичи Чубаровы, 1519 г.; Григорий Никитич, 1603 г. [см. Монастырь] Чубар, чубарый – лошадь мелкопегой масти Ср. чубари – черевики, башмаки Чуваев Иван, торговый москвич, 1638 г. Чуватов Никита, гонец в Казань, 1542 г.; Игнатий Елизарович, 1548 г., Кострома (Нерехта) Чуваш Дмитрий Иванович Нарбеков [см. Нарбек], убит в 1572 г. в ливонском походе; Чуваш Суханов [см. Сухан] Аристов, помещик, 1600 г., Арзамас Чувилдин Лавр, крестьянин, 1628 г., Белев Чугак Илья, крестьянин, 1564 г., Олонец Чугак – сметливый человек (Даль) Ср. чугай – долгополый кафтан Чугас ( Чюгас ), бобыль, 1539 г., Новгород Чудин Григорий Иванович Акинфов, 1525 г.; Иван Митрофанович Чудин Карачаров [см. Карачаров], дьяк, 1521–1537 гг. [см. Бачаев, Губас, Домашний] Чудо Григорий Иванович Мещанинов-Морозов [см. Мещанин, Мороз], 1577 г.; Семен Сергеевич Левашов [см. Леваш], первая половина XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Единственным путем для православных греков, славян или румын получить образование выше начального уровня была учеба на Западе. Некоторые из них получили такую возможность, но в результате оказались оторванными от собственной богословской и духовной традиции. Несмотря на большое невежество и предубеждение в отношении Восточной церкви, Запад сохранял к ней стабильный интерес. Временами этот интерес был подлинным и уважительным; в других случаях в нем преобладали политические и прозелитические побуждения. Так, в 1573–1581 гг. лютеранские ученые из Тюбингена (Германия), в число которых входил Филипп Меланхтон, начали длительную переписку с Востоком. Значимая лишь как историческое событие, эта переписка, содержащая «Ответы» патриарха Иеремии II (1572–1595), показывает, насколько низким было в то время взаимопонимание между деятелями Реформации и традиционным восточным христианством. Отношение Востока к Западу, особенно после XVII в., часто портилось из-за невероятной коррупции в турецком правительстве, постоянно поощрявшем дипломатические интриги. Выдающимся примером подобных манипуляций был харадж, большой налог, взимавшийся Портой при каждых новых выборах патриарха. Западные дипломаты часто изъявляли готовность предоставить требуемую сумму, дабы обеспечить выборы нужного кандидата. Например, французские и австрийские послы поддерживали кандидатов, благоприятствовавших проникновению католического влияния, тогда как британские и голландские посланники поддерживали патриархов, открытых протестантским идеям. Так, одаренный и полу-чивший образование на Западе патриарх Кирилл Лукарис в период с 1620 по 1638 г. был избран и смещен пять раз! Его бурное правление было отмечено публикацией в Женеве «Исповедания веры» (1629), оказавшегося, к огромному изумлению современников, чисто кальвинистским (т. е. содержащим реформатские протестантские взгляды). Все закончилось трагедией: Кирилл был задушен турецкими солдатами по подстрекательству профранцузской и проавстрийской партий. Вскоре после этого шесть православных соборов последовательно осудили его «Исповедание»: Константинопольский (1638), Киевский (1640), Ясский (1642), Константинопольский (1672), Иерусалимский (1672) и Константинопольский (1691). Чтобы опровергнуть его положения, Киевский митрополит Петр Могила опубликовал собственное «Православное исповедание веры» (1640), за которым в 1672 г. последовало «Исповедание» патриарха Иерусалимского Досифея Нотары. Оба они, особенно Петр Могила , находились под сильным латинским влиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

02 или А — «Александрийский кодекс» датируется началом V в. Содержит, кроме Ветхого и Нового Завета, апокрифические Псалмы Соломона и 1–2 послания свт. Климента Римского . В 1627 г. кодекс был подарен Константинопольским патриархом Кириллом Лукарисом (1572–1638 гг.) английскому королю Карлу I (1600–1649 гг.) и впоследствии помещён в Британский музей. 03 или В — «Ватиканский кодекс» датируется началом IV в. Кроме нескольких утраченных библейских глав, содержит полный текст Библии, кроме неканонической молитвы Манассии и Маккавейских книг. Происхождение кодекса неизвестно. Первые сведения о Ватиканском кодексе относятся к 1475 г., когда составлялся каталог библиотеки Ватикана, где он находится и поныне. Впервые полностью Септуагинта была напечатана в XVI в. Все печатные издания делятся на «дипломатические», в их основе лежит текст одной рукописи, и «критические», в которых на основании сличения разных рукописей делается попытка выявить более древние формы текста. В настоящее время наибольшее распространение получил критический текст Септуагинты, изданный Альфредом Ральфсом (1865–1935 гг.) в 1935 г. В отличие от большинства предыдущих изданий этот текст эклектичен. Это означает, что основной текст, изданный Ральфсом, не находится ни в одной конкретной рукописи, а составлен из частей разных списков, признанных в результате исследования наиболее достоверными. Наряду с основным текстом, имеется критический аппарат, дающий возможность установить, из каких именно рукописей взяты те или иные части основного текста, или указывающий к основному тексту варианты из рукописей, не учтённых в основном тексте. Таргумы () — переводы-парафразы Библии на арамейский язык. Само слово «таргум» первоначально означало просто «объяснение, комментарий или перевод», а впоследствии стало употребляться для обозначения арамейских переводов. Во II–I вв. до Р. X. в Палестине древнееврейский язык вышел из повседневного употребления, на смену ему пришёл родственный ему арамейский. Ослабление знания еврейского языка привело к тому, что неучёные иудеи не могли понимать Писание в оригинале и нуждались в переводе. При чтении древнееврейского текста, переводчик переводил стих за стихом вслед за читающим.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

02 или А – «Александрийский кодекс» датируется началом V в. Содержит, кроме Ветхого и Нового Завета, апокрифические Псалмы Соломона и 1–2 послания свт. Климента Римского . В 1627 г. кодекс был подарен Константинопольским патриархом Кириллом Лукарисом (1572–1638 гг.) английскому королю Карлу I (1600–1649 гг.) и впоследствии помещён в Британский музей. 03 или В – «Ватиканский кодекс» датируется началом IV в. Кроме нескольких утраченных библейских глав, содержит полный текст Библии, кроме неканонической молитвы Манассии и Маккавейских книг. Происхождение кодекса неизвестно. Первые сведения о Ватиканском кодексе относятся к 1475 г., когда составлялся каталог библиотеки Ватикана, где он находится и поныне. Впервые полностью Септуагинта была напечатана в XVI в. Существует несколько форм издания библейского текста. Это факсимильное, дипломатические и критические издания библейского текста. В факсимильных изданиях полностью иди частично графически точно воспроизводится не столько текст, сколько особенности рукописи. Такие издания представляют особую ценность для палеографии. В основе дипломатических изданий лежит текст одной рукописи. Дипломатические издания бывают двух видов: с критическим аппаратом и без него. В критических изданиях текст эклектичен. Это означает, что такого текста нет ни в одной конкретной рукописи. Он составлен из разных списков, которые признаны в результате исследования наиболее достоверными. По мнению ученых, такой текст наиболее близок к автографу. Для определения источников восстановления в изданиях имеется краткий критический аппарат. Критический аппарат – это указатель разночтений, которые встречаются в рукописях, как написанных на языке оригинала, так и в переводах. Рукописи обозначаются условными знаками, и из подстрочных примечаний можно увидеть, на чем основывается то или иное чтение. В настоящее время наибольшее распространение получил критический текст Септуагинты, изданный Альфредом Ральфсом (1685–1935 гг.) в 1935 г. В отличие от большинства предыдущих изданий этот текст эклектичен.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

1611 Поскольку Тора есть единственный путь спасения (Е. Schürer, Die Predigt Jesu Christi, S. 12; cp. прим. 1300. 1307. 1308. 1537), то и упразднение закона не дело Мессии: J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judenthums III, 3, S. 51. Cp. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 37. 192. 360 flg.=JüdischeTheologie, S. 38. 199. 378 flg., и в трактате I к прим. 685–689. 1612 G. Н. Dahnan, Der leidende und der sterbende Messias, S. 39. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 343=Jüdische Theologie, S. 359: «Ueberdies ist er (Messias) auch voll von Züchtigungsleiden. Denn Leiden sind nöthig, um ein vollendeter Gerechter zn werden. Nirgends ist angedeutet, dass der Messias sündlos sei. Auch er sündigt, auch er büsst und wird auf diesem Wege durch Thun und Leiden ein vollendeter Gerechter» (cp. ниже прим. 1638). 1613 В Гемаре даже говорится, что Мессия будет таким же, как «наш святой Рабби», т. е. редактор Мишны Иегуда: см. G. Н. Dalman, Der leidende und der sterbende Messias, S. 37. 1615 С этой точки зрения W. Baldensperger не без права полагает (Das Selbstbewusstsein Jesu, S. 140 flg.), что раввинское изображение Мессии – в значительном – скопировано с истории Моисея и даже преследует полемические антихристианские цели (ср. к прим. 1451, прим. 1455 и 1572, а равно еще А Critical and Exegetical Commentary on the Gospel according to S. Luke by the Rev. Alfred Plummer, Edinburgh 1896, p. 193–194, но см. ограничения у G. H. Dalman, Der leidende und der sterbende Messias, S. 21–22. 87–88). Отсюда попятно и позднейшее развитие этой идеи, особенно в Зогар, о чем можно читать хотя бы у F. Nork, Rabbinische Quellen und Parallelen zn neutestamentl. Schriftstellen, Lpzg 1839, S. Cp. 1619 Согласно Абрабапелу (1437 – 1509 гг.), Мессия превосходит Авраама бóльшим благочестием, Моисея – совершеннейшим избавлением Израиля ex omnibus mundi regionibus, Ангелов – ratione suae victoriae contra gentes, ибо praevalebit virtus regis Messiae, – и все это, конечно, по причине его личной нравственной закаленности. См. Antonii Hulsii Theologia judaica de Messia, Bredae 1653, p, 435–436.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Губас Иван Чудинов [см. Чудин], новгородский своеземец, 1572 г. Губастый, Губастого, Губастовы : Василий Иванович Губастый Всеволоде, конец XV в.; от него – Губастовы; кн. Александр Юрьевич Губастый-Ростовский, 1500 г. [см. Износок] Губачевский Яков Матвеевич, помещик, 1586 г., Новгород Губка : кн. Василий Семенович Щетинин [см. Щетина], середина XVI в.; кн. Иван Дмитриевич Шуйский, около 1566 г. бежал в Литву от опричного террора Губцовы : Никита, середина XV в., Кострома; Петеля [см. Петеля], судебный пристав вел. кн., 1523 г., Звенигород Гугвин Яков, посадский человек, 1646 г., Казань Гудков Степан, посадский человек, 1626 г., Вязьма Гузей кн. Федор Иванович Стригин-Оболенский [см. Стрига], умер в 1513 г. Гузица Белая см. Белая Гузица Гузнищев Лука Михайлович, боярин, вторая половина XV в., Новгород; Гузнищев Василий, крестьянин, 1620 г., Белев Гулаков Кобяк [см. Кобяк] Андреевич, 1587 г., Тула Гулей, Гулейко , крестьянин, 1630 г., Устюг Гулень Степан, крестьянин, 1490 г., Новгород Гулида Никита Степанович Поводов [см. Повод] Кологривов-Пушкин [см. Кологрив, Пушка], вторая половина XVI в.; Гулидовы, новгородские своеземцы, в XV–XVII вв. Гулиман кн. Иван Осипович Щербатого [см. Щербатый], 1579–1600 гг. Гулин Иван, крестьянин, 1579 г., Шуя Гульбин Захар, крестьянин, 1564 г., Обонежье Гуляга , крестьянин, 1501 г., Ростов Гуляй Золотарев [см. Золотарев], дворцовый дьяк, 1612 г.; Тимофей Гуляев, посадский человек, 1626 г., Вязьма Гуляков Богдан, посадский человек, 1638 г., Вязьма Гундобин Яков, бурмистр, конец XVII в., Муром Гундор, Гундоровы : Гундор Васильевич Тетерин [см. Тетеря], 1530 г., Ростов; Федор Федорович Гундор Мичурин [см. Мичура], 1531 г., Галич; Гундор Михайлович Братцев [см. Братцевы], 1545 г., Новгород; князья Иван и Андрей Федоровичи Пестрого-Стародубские [см. Пестрый], оба Гундоры; от них – князья Гундоровы; кн. Иван Федорович Гундор Палецкий Гунин Девятко [ср. Девятого] Семенов, царский конюх, 1573 г. Гунцов Матюк [см. Матюков], помещик, конец XV в., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Сибирском крае, хотя уже утвердилось христианство и был свой постоянный архиерей, живший в Тобольске, все еще ощущалась крайняя нужда в достойных священнослужителях. В 1635 г. царь Михаил Федорович писал Вологодскому архиепископу Варлааму, чтобы он выбрал в Вологде и во всей своей епархии протопопа для Тобольска да двух попов черных и трех белых для Тобольска и других городов Сибири и чтобы все выбранные были «люди добрые, крепкожительные и духовные учители, а не бражники». Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства . Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 —дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640) По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640) Потребник (1634, 1636, 1637, 1639) 564], Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640) По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640) 197, 198], Служебник (1635, 1637, 1640) 509, 511] и Триодь цветная (1635, 1638, 1640) По два раза: Апостол (1635, 1638) 123], Триодь постная (1635, 1638) 574], Каноник (1636, 1640–1641) 257] и Шестоднев (1635, 1640) 641]. По одному разу: Евангелие учительное (1639) Октоих (1638) Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636) и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641) Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так, Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. 507, 509] перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. 501] Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского

http://sedmitza.ru/lib/text/436128/

Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства. Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 – дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640). По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640), Потребник (1634, 1636, 1637, 1639), Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640). По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640), Служебник (1635, 1637, 1640) и Триодь цветная (1635, 1638, 1640). По два раза: Апостол (1635, 1638), Триодь постная (1635, 1638), Каноник (1636, 1640–1641) и Шестоднев (1635, 1640). По одному разу: Евангелие учительное (1639), Октоих (1638), Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636), и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641). Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так. Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского Собора 1620 г., 42-я – статья о святительском суде и 46-я – чин на новолетие 1 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Деятельность архиепископа не ограничивалась сбором доходов и дисциплинарными мерами. Он устраивал крестные ходы, связанные с важными событиями церковной жизни, напр. с возвращением в Софийский собор привезенных из Москвы икон Спаса и Петра и Павла. Летописец отмечает, что были отлиты новые колокола для Софийского собора. 2 июля 1572 г. он выступил с поучением перед верующими и духовенством в соборе Св. Софии. Ряд летописных известий говорит о почитании в нач. 70-х гг. XVI в. местных Новгородских святых. Так, еще до поставления Л. была изготовлена новая рака на гробницу прп. Саввы Вишерского вместо старой, разбитой опричниками. В июле 1572 г. Л посетил обитель, «игумена и братию поил, кормил» (Там же. С. 162). Одним из первых действий нового архиерея была отправка в февр. 1572 г. 2 священников в Боровичи, чтобы провести запись чудес, происходивших у гроба св. Иакова Боровичского. Исцеление слепой женщины у гробницы свт. Никиты , еп. Новгородского, в Софийском соборе способствовало тому, что его останкам были оказаны почести и царем и архиепископом. Свт. Никите был посвящен храм, к-рый начали строить на Софийском дворе в Москве. 9 окт. 1572 г. «весь освященный собор» и Боярская дума приняли приговор: «...в болшие монастыри, где вотчины много, вперед вотчин не давати» (Законодательные акты Русского гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты/Подгот. текстов: Р. Б. Мюллер. Л., 1986. С. 56. 37). Основные сведения о деятельности архиерея и событиях церковной жизни в Новгородской епархии в первые годы правления Л. содержатся в тексте т. н. Новгородской II летописи, к-рая велась в Софийском доме во 2-й пол. XVI в. По наблюдениям Р. Г. Скрынникова , записи за 1571-1572 гг. сделаны каким-то приближенным архиепископа, сопровождавшим иерарха в его поездке в Москву весной 1572 г. Текст летописи обрывается описанием событий кон. 1572 г., и о деятельности Л. в последние годы его правления можно судить лишь по выходившим из его канцелярии грамотам подчиненному духовенству и служилым людям Софийского дома.

http://pravenc.ru/text/2463433.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010