Старица с 1556 г., перешла от удельного князя Владимира Андреевича в область царя Ивана Васильевича 7 , но царь и ранее того бывал неоднократно у своего двоюродного брата 8 и мог узнать старицкого архимандрита. Вероятно, этому обстоятельству следует приписать и то, что в 1571 г., Иов переведён в Москву в настоятели Симонова монастыря 9 . Если мы припомним, что монастырь этот, как ставропигальный, состоял под непосредственным ведением сперва константинопольского патриарха, а потом московского митрополита, и что все Государи, начиная с Донского, часто посещали эту обитель и обогащали её своими вкладами и дарами 10 , то поймём, что переведение старицкого архимандрита в настоятели такого монастыря было не малой честью для Иова. Узнав его ближе, царь полюбил его и не раз обнаруживал особенное внимание к нему. В конце 1571г., после смерти третьей своей супруги, гонимый подозрительностью, Иоанн отправился в Новгород с детьми и двором. В это время он взял с собой и архимандрита симоновского 11 . Здесь Царь пробыл 26 дней и выехал оттуда, сопровождаемый благословениями народа. В 1572 году, когда разнёсся слух о враждебных намерениях Девлет-Гирея против Москвы, Иоанн опять удалился из столицы в отдалённый Новгород. Он взял туда всё дорогое его сердцу, что боялся оставить в Москве в добычу врагу. С Царём уехали его молодая супруга, дети, братья царицы и все любимцы. В этом избранном кружке мы опять находим Иова 12 , Что касается до самих отношений симоновского архимандрита к Грозному, то они не простираются далее милостивого расположения Иоаннова к Иову. Кротость и мягкость характера уклончивого, каким отличался Иов и впоследствии, церковная начитанность и красноречие, которое могло делать приятной для Царя беседу с Иовом – вот, без сомнения, те основания, на которых утверждались добрые отношения между Царём и архимандритом Иовом. Настоятели значительных монастырей, особенно московских, получали право на некоторое участие в делах всей церкви. Их приглашали на соборы, где духовенство решало важные дела церковные, и нередко призывали к участию в делах гражданских. Сделавшись настоятелем Симоновского монастыря, Иов не раз должен был присутствовать на таких соборах. В первый раз встречаем его на соборе 1572 г. в Москве 13 , по случаю вступления Иоанна Грозного в четвёртый брак и избрания на место Кирилла (он умер в феврале 1572 г.) нового митрополита Антония. В 1575 году, когда архимандрит новоспасский Вассиан, поставлен был в архиепископа казанского, на его место Государь перевёл Иова. Цари русские очень часто посещали монастырь Новоспасский. На память родителей своих они служили там панихиды и раздавали щедрую милостыню; на сырной неделе приезжали туда прощаться со своими предками 14 . Настоятели этого монастыря занимали весьма почётное место между архимандритами и на соборах 15 . Таким образом, Иов ещё более возвысился, став архимандритом новоспасским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Что касается самых соборных постановлений и решений, то я они составлялись по большей части в духе желаний государя, и иногда в этом отношении дело заходило так далеко, что, из угождения пред царем, собор делал постановления, решительно несогласные с совестью и убеждениями отцов собора. Вот факты. В 1572 году царь Иван Васильевич собрал собор из архиереев, архимандритов, игуменов и всего освященного собора, и просил разрешить ему вступить в четвертый брак, как церковно-законный. Собор ответил на это незаконное, антицерковное требование царя, согласием и постарался подыскать такие канонические основания, которые будто бы дозволяют, при известных условиях, разрешить царю четвертый брак, как церковно-законный. А между тем еще очень недавно, – тому только двадцать лета назад, Стоглавый собор, под председательством того же самого царя постановил, чтобы четвертого брака не допускать ни под каким видом, и чтобы навсегда и незыблемо утвердить это постановление, ссылался на слова Григория Богослова : «первый рече (Григорий Богослов) брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступник, четвертый – нечестие, понеже свинское есть —191— житие? 203 . И это «свинское житие» теперь приходилось собору признать публично житием церковно-законным и допустимым для благочестивейшего православного государя. Правда собор 1572 года в своем разрешении государю вступить в четвертый брак, как церковно-законный, сделал такую прибавку: «а прочие человецы от мирских, царьского синклита и до простых, никакоже да не дерзнет таковая сотворити – четвертому браку сочетатися; аще кто гордостию дмяся или от неразумия, дерзнет таковая сотворити, пригрозным клятвам да будет таковый за дерзость по священным правилом проклят» 204 . Но эта приписка служит только еще к большему обличению малодушия и угодничества отцов собора 1572 года, которые очевидно вполне сознательно, только ради страха пред царем, нарушили ясные, вполне определенные, ими самими признаваемые обязательными для всех, церковные законы о не допустимости для всех православных четвертого брака 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Икона “Богоматерь Одигитрия” стояла у царских дверей Успенского собора весь XVI в. 32 . В описи 1572 г. указан “полу­торный” размер этой иконы, а в 1591 г. уточнена ее иконография и икона названа “…Одигитрия со архангелы…”. Описание приклада с 1545 г. по 1591 г. изменилось очень незначительно. К 1572 г. появляется вторая пелена, а к 1591 г. добавлен небольшой образок Богоматери из черного камня. Все семнадцать серебряных гривен и пелена из аксамита, отмеченные в описи 1545 г., сохранились в 1591 г. Вероятно, драгоценный приклад иконы явился причиной ее гибели. По описям XVII в. полуторная икона “Богоматерь Одигитрия со архангелы” не опознается. Скорее всего, самая значимая в интерьере Успенского собора Иосифова монастыря икона Андрея Рублева пропала в начале XVII в. во время Смуты. Две пядничные иконы с изображением Богоматери особого значения в убранстве собора не имели. Они теряются среди множества пядничных икон уже в 1572 г. В 1545 г. в Иосифовом монастыре хранился вкладной деисус, предположительно написанный Андреем Рублевым. Составители описи отметили: “Да в нижнем ряду деисус, писано на нем шесть святых образов, а кажут Рублева письма, а в середках Спасов образ припись московская, а поставил тот деисус Касьян же архимандрит” 33 . Анализируя приведенный текст, В. Т. Георгиевский и Н. А. Казакова приписали Андрею Рублеву шесть икон, но в описи однозначно сказано, что деисус один, а “…писано на нем шесть святых образы…”. Деисус Рублева был расположен в нижнем ряду, на левом столпе Успенского собора, с краю. В верхнем ряду над ним находились четыре пядничные иконы. Ширина пядничной иконы оставалась неизменной и равнялась » 24 см, а ширина столпа в четырехстолпных храмах конца XV в., подобных Успенскому собору Иосифова монастыря, была около 1 м. Четыре пядничные иконы перекрывали почти весь столп (24х4=96). В нижнем ряду кроме деисуса Рублева опись 1545 г. называет еще три пядничные иконы, общая ширина которых равна 24 см х 3=72 см. На оставшейся площади этого столпа (28 см) возможно было разместить только одну пядничную икону, а не семь. Следовательно, архимандрит Касьян поставил в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря одну пядничную икону с изображением семифигурного деисуса. Шесть предстоящих этого деисуса составители описи (с некоторой долей сомнения — “кажут”) приписали Андрею Рублеву. Середина иконы в первой половине XVI в. была уже повреждена или утрачена и образ Спаса дописал какой-то московский мастер. Анализ текста описи 1545 г. позволил установить бережное отношение к наследию Андрея Рублева уже через столетие после его смерти и уточнить общее количество его икон в Волоколамском монастыре в XVI в., которое, вместе со складнем архимандрита Алексея Ступишина, равнялось всего пяти.

http://pravmir.ru/ikonyi-rubleva-pisma-v...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛИКЕРИЯ Прав. Гликерия, дева Новгородская (слева внизу). Фрагмент иконы " Собор Новгородских святых " . XIX в. Прав. Гликерия, дева Новгородская (слева внизу). Фрагмент иконы " Собор Новгородских святых " . XIX в. († ок. 1522, Вел. Новгород), прав. дева (пам. 13 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородская. Г. была дочерью Пантелеимона - старосты новгородской Людогощей (Легощей) ул. Сведения о Г. в связи с обретением ее мощей сообщает Новгородская 2-я (Архивская) летопись (2-я пол. XVI в.). Мощи прав. девы были обретены 14 июня 1572 г. за новгородской ц. святых Флора и Лавра на Людогощей ул., очевидно на церковном кладбище, в основном нетленными («тело цило, а не все» - ПСРЛ. Т. 30. С. 192), со сложенными крестообразно на груди руками, в гробу «верх земли»; имя Г., а также указание на ее происхождение, вероятно, сохранились на белокаменном надгробии (в 1-й трети XVI в. надгробия уже имели надписи). Как сообщила Новгородскому архиеп. Леониду пожилая местная жительница Анастасия, Г. хоронили здесь ок. 50 лет назад, т. е. ок. 1522 г. В честь Г. был устроен крестный ход с пением молебнов, «и положили тую девицу на ином месте», т. е., вероятно, в ц. святых Флора и Лавра. В тот же день при гробе Г. получил исцеление 4-летний Агафон, сын подьячего Сувора Богдана, по этому случаю «у владыкы» (т. е. в Новгородском кремле) весь день звонили в колокола. 11 авг. 1572 г. у гроба св. девы произошло 2-е чудо - она «простила человека очима» (Там же. С. 194). Дни обретения мощей и прославления Г. совпали с пребыванием в городе царя Иоанна IV Васильевича (июнь-авг. 1572), в эти месяцы часто совершались по городу крестные ходы во главе с архиепископом, в Новгород из Москвы были возвращены мн. чтимые иконы, на Софийскую звонницу подняты новые колокола. Исцеления при гробе Г. стали основанием для ее канонизации, происшедшей, вероятно, в том же году (одновременно с прославлением св.

http://pravenc.ru/text/165131.html

2-го июля детинец был свидетелем другого духовно-политического торжества. В этот день жители Новгорода были собраны в детинец и после литургии в Софийском соборе читалась грамота митрополита Антония к духовенству и народу, чтобы они жили в мире, любви, послушании к властям, молились за государя, за царевичей Ивана и Федора и за царицу Анну. Вероятно, духовный собор, разрешивший Иоанну четвертый брак ради моления царского, хотел этим самим показать законность несогласного с канонами брака; а с другой стороны, может быть, не совсем доверяли и преданности Новгородцев, и потому беспрестанно напоминали им об обязанности подданных к государю и отечеству. «2-го июля (1572 г. среду), сказано в летописи, в Софии Премудрости Божии владыка Леонид велел молебны пети, три статьи: и владыка молебную грамоту чел, от митрополита Антония, архимандритом и священником и всем православным Христианом вслух, опосле Яков ризничей чел, велми любезно поучение и слез достойно; да опосле Якова чел грамоту третию, поучение велми полезно и слез достойно, поддияк Стефан, стоячи пред амбоном и пред владыкою, всем людем вслух; и владыка, после чтения грамотнаго, поучал архимандрита и игуменов и священников, чтоб жили в любви, смирении и друг друга слушали, и молили Господа Бога за царя и государя в. к. Ивана Васильевича всея Руси, и за его царевичев Ивана и Феодора и за его царицу в. княгиню Анну, и за всех православных крестьян, соборне и по кельям» 404 . 3-го июля (1572 г.) владыка Леонид с Хутынским игуменом Варлаамом ездил в Савину пустыню, на Вишеру реку, молиться чудотворцу Саве Вишерскому и угощал игумена Феодосия и братию 405 . 4 августа посетил монастырь чудотворца Николы Белого, в Перовском конце, и служил там литургию, при игумене Серапионе 406 ; наконец, 11 августа ездил в монастырь «на Деревяницу погребать старого игумена Геннадия, при игумене Герасиме при Глазуни» 407 . И более о посещении архиепископом Леонидом каких-либо обителей не упоминается. 14 июля (1572 г. в понедельник) архиеп. Леонид совершил духовное торжество, по случаю обретения мощей св. праведной Гликерии. «На Легощи улицы, за церковию св. мучеников Фрола и Лавра, говорит летописец, обретоша гроб верх земли и обретоша во гробе тело цило, а не все, а руцы на крест согбены, девицю именем Гликерию старосты Пянтелия тоя же улицы Легощи, а сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, помнила, как ту девицю тут провожали лет с пятдесят; и владыка проводил тую девицю собором, и ходил со кресты всем собором на Легощу улицу, и молебны пел в церкви св. муч. Фрола и Лавра всем собором, и положили тую девицю на ином месте, и после провоженья Бог простил отроча четырех лет, сына подъячего Сувора Богдана, а имя ему Агафон, и звонили у владыки того дни в колоколы весь день»; а 11 августа совершилось другое чудо у гроба той же праведной Гликерии: «получил исцеление человек, страдавший глазами» 408 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

“Совершая молебствие при заложении церкви, он был свидетелем чудесного исцеления крестьянина Акакия” 60 . Авнежская обитель, возрожденная Махрищским настоятелем, была приписана к Махрищскому монастырю. В 1570 году Митрополит Кирилл (1568–1572) поставил Мах­рищского игумена на Суздальскую кафедру 61 . Более полно об этом говорится в дипломатических документах. Когда в 1570 году 4 июня в Москве были послы из Литовской Руси, то царь им сказал: “И мы ныне идем в Пречистую Богородицу, что отец наш и богомолец Кирилл, Митрополит всеа Русии, з богомолцы нашими архиепископы и епископы и со всем освященным Собором в епископью Суздалскую и Торускую ставит епископа, и нам у того поставлениа быти” 62 . Митрополит Кирилл, посвятивший в епископы Махрищского игумена Вар­лаама, несомненно, хорошо знал его, будучи до своего Первосвятительства архимандритом Троице-Сергиева монастыря (1566–1568). Известны вклады, данные на молитвенную память кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале вскоре после архиерейской хиротонии епископа Варлаама 63 . 29-м апреля 1572 года датируется Соборный приговор, разрешивший царю Иоанну Грозному вступление в четвертый брак, в котором принимал участие епископ Суздальский и Тарусский Варлаам 64 . Вскоре последовала интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви, Митрополита Антония (1572–1581), в которой таким образом принимал участие епископ Варлаам. Новый Митрополит Антоний дал 20 декабря 1575 года жалованную грамоту епископу Варлааму 65 . Епископ Варлаам явился очевидцем и списателем чудес, которые совершались молитвенным предстательством преподобной Евфросинии Суздальской. «Из этой повести, написанной епископом Варлаамом, узнаем, что житие долго оставалось неизвестным в Суздале и в 1577–1580 г. случайно найдено Варлаамом в Махрищском монастыре, куда увез его из Евфимьева монастыря монах Савватий “для преписания чудес”» 66 . В связи с этим он направился в Москву и возвестил царю Иоанну Грозному и Митрополиту Антонию “божественная и преславная чюдеса, иже содеяшася у гроба преподобныя Еоуфросинии” 67 .

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

1069 ...великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии. – Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584), великий князь (с 1533 г.), царь (с 1547 г.), провел реформы управления и суда; при нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 г., для укрепления самодержавия в 1565 г. введена опричнина. Покорил Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства, вел Ливонскую войну (1558–1583), начал присоединение Сибири (1581). Был одним из талантливых публицистов XVI в. (см. наст, изд., т. 11: Переписка с князем Андреем Курбским, послания и гимнографическое творчество Ивана Грозного). Покровительствовал Иосифо-Волоколамскому монастырю, один из монахов которого – Кассиан Босой, был его крестным отцом (см. Житие Кассиана Босого в наст, томе, стр. 418–427). О частых визитах Ивана IV в монастырь и богатых вкладах свидетельствуют данные летописей, приходно-расходных книг Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Обиходник Евфи-мия Туркова, где описан распорядок пребывания царя в монастыре. 1070 ...старца, Тихона глаголема... – Тихон Хворостинин, в миру князь Тимофей Иванович Хворостинин, в 1559 г. был соборным старцем Иосифо-Волоколамского монастыря. Около 1572 г. был переведен на игуменство в Угрешский монастырь, однако вскоре вернулся обратно и с весны 1572 г. по начало 1574 г. игуменствовал в Иосифо-Волоколамском монастыре. Тихон Хворостинин присутствовал на соборе 1572 г., созванном в Москве по поводу желания Ивана IV вступить в четвертый брак, и подписался под разрешительной грамотой, данной царю. С июля 1575 г. был архиепископом Казанским и Свияжским. Скончался 11 июня 1576 г. 1071 Царю же и государю самому въ обитель пришедшу... – Касаясь поездок Ивана IV в Иосифо-Волоколамский монастырь, М. Н. Тихомиров писал: «Грозный посещал Волоцкую обитель по два раза в год, тем более что монастырь лежал на дороге из Москвы в Старицу, где царь пытался основать свое постоянное местопребывание» (Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962. С. 122). В данном случае, видимо, речь идет о посещении монастыря Иваном IV в 1574– 1575 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время битвы в обороне гуляй-города принимает активное участие сам Малюта Скуратов в качестве самого рядового воина. Сцена победы русского воинства в битве при Молодях над крымскими татарами показана завершающей атакой конницы во главе с воеводой Михаилом Воротынским. Думный дьяк Щелкалов, узнавший о победе русских войск, бежит в храм, где во время битвы молился Царь Иоанн Васильевич, и докладывает ему о победе. В данной сцене предполагается, что все это происходит непосредственно в Москве. 29 июля–2 августа 1572 г. объединенные земские и опричные войска численностью около 30 тысяч человек под командованием земского воеводы князя Михаила Воротынского и опричного воеводы князя Дмитрия Хворостинина разгромили 120-тысячное войско крымских татар и турок-османов при Молодях на реке Рожае – «на Рожай на ръчькы, подъ Воскресеньемъ въ Молодхъ», то есть непосредственно рядом со стоящим в то время деревянным храмом Воскресения Христова в Молодях. Это сражение стало одним из величайших сражений в истории России наравне с Куликовской битвой, Полтавой и Бородино, потому что Османская империя и Крымский хан пытались завоевать всю Русь в союзе с Речью Посполитой, Швецией и ногайской ордой. В сражении русские полководцы использовали для борьбы с татарской конницей «гуляй-город» – подвижную крепость на возах, за стенами которой укрывались пушкари. Не выдержав ударов русских войск, турки и татары отступили, понеся в боях колоссальные потери. Среди погибших оказались сыновья хана Девлет-Гирея, а при штурме «гуляй-города» полегла вся турецкая янычарская пехота. Из огромной крымско-турецкой армии не менее 120 тыс., перешедшей в июле 1572 г. русскую границу, в Крым вернулось не более 15 тыс. человек. Потерпев крупнейшее и сокрушительное поражение, крымские татары и турки-османы в дальнейшем два десятилетия не решались на походы на Москву. Необходимо отметить, что во время битвы при Молодях Царь Иоанн Васильевич находился в Великом Новгороде и вернулся в Москву только во второй половине августа 1572 г.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

В описи 1709 года на л. 15 находим следующую запись: «Крест выносной, большой, обложен басменным серебром золоченым… вырезаны Христовы страсти и святые на кости…» 366 Запись относится к перечню предметов, находившихся в алтаре церкви Преображения. Описание очень общее и лишь условно может быть отнесено к нашему кресту. В описи 1787 года среди предметов алтарной части той же Преображенской церкви находим описание креста, точно соответствующее нашему: «Крест выносной, большой, обложен серебром золоченым; на нем вырезаны на кости на разных штуках страсти Господни и разные святые на обеих сторонах. Зделан 7086 году Салманом месяце июне… Одной штуки нет…» 367 Совершенно очевидно, что речь идет об интересующем нас памятнике. При этом в датировке креста последняя цифра написана неразборчиво и больше напоминает ноль, чем шесть. Поэтому неудивительно, что в ученической копии описи стоит дата 7080 (1572) 368 . Иеромонах Владимир, ссылаясь на описи Спасского монастыря 1691 и 1787 годов, приводит следующие данные: «В алтаре Преображенской церкви… за престолом икона Пречистые Богородицы Знамения в серебряном окладе и крест выносной со страстями Спаса и святыми; на кресте написано: «зделан 7080 (1572) года». По сторонам две ризы серебряные сквозные, вызолоченные» 369 . Заметим, что архимандрит Феодосий, чье имя упоминается на кресте и по чьему заказу он был сделан, занимал пост настоятеля Спасского монастыря с 1574 по 1578 год. Поэтому крест не мог быть выполнен в 1572 году. Это несоответствие в датировке следует рассматривать как ошибку переписчика или же неправильное прочтение надписи на кресте. Таким образом, в конце XVIIbeka крест Салмана находился в алтаре главного храма Спасо-Преображенского монастыря. Можно предположить, что он был там и раньше и, более того, специально был изготовлен для этого храма (косвенным доказательством тому является тот факт, что заказчиком креста был архимандрит Спасского монастыря). Согласно описям в Спасском монастыре было несколько крестов подобного типа. Один из них, похожий по описанию на крест Салмана, находился в сопредельной с собором церкви Входа Господня в Иерусалим:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Об участии епископа Варлаама в некоторых важнейших церковно-государственных событиях того времени свидетельствуют различные документы и памятники письменности. В 1571 году Собор иерархов Русской Церкви ручался пред царем за князя И. Ф. Мстиславского. На документе имеется подпись Суздальского Владыки 22 . И. Ф. Мстиславский был троюродным братом царя и возглавлял земщину. После сожжения Москвы крымским ханом он был обвинен в измене. «Но Грозный пощадил Мстиславского... Мстиславский был освобожден из-под стражи после того, как за него поручились священный Собор и бояре» 23 . 29 апреля 1572 годом датируется Соборный приговор, разрешивший в четвертый раз царю Иоанну Грозному вступление в брак с А. В. Колтовской. В принятии соборного решения принимал участие епископ Суздальский и Тарусский Варлаам 24 . Вскоре последовала интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви митрополита Антония (1572–1581) 25 , в которой принимал участие епископ Варлаам. Митрополит Антоний 20 декабря 1575 года дал жалованную грамоту епископу Варлааму 26 . Можно предположить, что позднее епископ Варлаам был участником интронизации митрополита Дионисия (1581–1586). 9 октября 1572 года, при митрополите Антонии, в Москве был принят приговор Собора об ограничении права распоряжения вотчинами, в числе участников которого мог быть Суздальский епископ Варлаам 27 . Спустя несколько лет последовал новый Соборный приговор. Как отмечает ученый канонист А. Павлов , итогом «всех мероприятий Uoahha IV и вместе последним законодательным словом древней, допетровской Руси по вопросу о церковных и монастырских вотчинах был Соборный приговор 15 января 1580 года» 28 . Соборный приговор зафиксировал имущественное положение Церкви, ограничив на будущее увеличение ее недвижимых имуществ. Документ был скреплен печатями всех иерархов – участников Собора. Печать епископа Варлаама была традиционно черновосковой и имела надпись: «Божиею милостию смиренный епископ Варлам Суздалский и Торусский» 29 . Сохранились также свидетельства о епархиальной деятельности епископа Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010