2) Форма ведения дел на соборе была двояка – или речью, или письменная. Так, на соборах 1613, 1618, 1621 годов предметы для рассуждения предлагались речью; напротив того, на соборах 1566 и 1642 годов членам собора даны были особо составленные записки, подробно излагающие предмет рассуждения. Ответы или мнения членов собора иногда подавались изустно на самом соборе, как это было на соборах 1613, 1616, 1618, 1621 и 1634 годов; а иногда письменно, как это было на соборах 1566 и 1642 годов. Иногда царь сам присутствовал на соборе и говорил к собору речь, а иногда не присутствовал. Иногда к выборным по статьям или чинам приставлялись государевы дьяки; так на соборе 1642 года к стольникам был приставлен дьяк Спиридов, к дворянам Московским, стрелецким головам и жильцам – дьяк Лукин, к дворянам и детям боярским, городовым – дьяк Атарский. Места для заседаний собора были различны – так собор 1548 года был на площади подле лобного места, собор 1613 года, избравший на царство Михаила Федоровича в Успенской соборной церкви в Кремле, собор 1621 года в золотой большой, грановитой палате, собор 1634 года – в столовой избе. Время или число заседаний собора условливалось предметом занятий, так соборы 1612 и 1642 годов имели по нескольку заседаний, а соборы 1618 и 1621 годов по одному заседанию. 3) Приглашение на земский собор делалось правительством из Москвы которое посылало грамоты по всем городам, чтобы высылали выборных людей, которых излюбят местные земщины, причем определялось, сколько выборных людей прислать из какого города; число это по разным соборам было неодинаково, а иногда даже вовсе неопределялось число выборных. Так, например, на соборе 1613 года тогдашнее Московское правительство посылало грамоты по городам, чтобы изо всех городов, изо всяких чинов послали к Москве для земского собора и государского обиранья лучших и разумных людей, не определяя по скольку человек, которые выборные и были членами земского собора в Москве до 1616 года. При перемене же выборных людей в 1616 году царь Михаил Федорович писал по городам, чтобы выслали для царского и земского дела на совет по три человека с города, лучших и середних людей, добрых, разумных и постоятельных, которым, приехавши в Москву, явиться в посольском приказе к дьяку Петру Третьякову. Судя по приглашеньям на сии два собора выборные люди избирались всем местным обществом без различия сословий, выбор падал на того, кому верило целое общество, не обращая внимания на то, к какому бы сословию ни принадлежал выборный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

Зная об уже ведущемся против него следствии или о наговорах доносителей, К., получив письмо с приглашением переехать на службу к кор. Сигизмунду II Августу (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. Д. 199. Л. 135; Иванишев . 1849. Т. 2. С. 193), ночью 30 апр. 1564 г. с небольшим отрядом слуг бежал из Юрьева в Гельмет, а затем в Вольмар. По мнению Б. Н. Флори , угроза для К. накануне побега также исходила от российских духовных лиц; ее причина кроется в богословском противостоянии иосифлянского духовенства обвиненному в ереси старцу Артемию, которому князь симпатизировал ( Флоря. 1999. С. 156-158). Выезд К. был воспет поэтами Польско-Литовского гос-ва как крупная военно-политическая удача (см.: Каппелер А. Латинские поэмы о победах литовцев над московскими войсками в 1562 и 1564 гг. и о побеге Курбского//Ad fontem=У источника. М., 2005. С. 318-325). В России семья К.- мать, жена и сын - была посажена в тюрьму, владения конфискованы. 4 июля 1564 г. на сейме в Бельске К. был назначен ковельским старостой, однако фактически принял должность в 1565 г. В 1566 г. он получил и староство Кревское, к-рое фактически сохранял за собой до 1571 г. С сент. 1564 по осень 1565 г. К. принимал участие в боевых действиях против московских войск под Полоцком и Великими Луками (в марте 1565 командовал отрядом в 200 конников). В мае 1566 г. К. судился с соседями по Ковельскому имению, отстаивая права на его спорные окраины. Нек-рые из этих дел затянулись на долгие годы. Волынские суды рассматривали также тяжбы К. и его ковельских урядников с селянами из имения Ратно и с ковельскими евреями. По привилею от 20 янв. 1567 г. кор. Сигизмунд II Август наделил К. пожизненным правом на владения в Ковеле. 25 февр. К. получил право передать Ковель потомкам муж. пола, 29 февр.- право на владение Ковелем «вечностью», 8 сент.- право на наследование имения по жен. линии в случае, если К. вновь женится, 23 нояб.- право на владение замком Смедынь. В авг. 1567 г. посол Иоанна IV Ф. И. Умной-Колычев встретил К. при короле в Гродно. После этого в российской посольской практике закрепилась характеристика К. как «изменника». Из Москвы Г. А. Ходкевичем были получены грамоты от бояр с ответом на приглашение на королевскую службу. В неизвестных ныне письмах Ходкевича в пример приводился К., щедро пожалованный королем за выезд на службу. В ответ в письме кн. М. И. Воротынского, составленном при участии Иоанна IV, сказано, что потомки новосильских князей занимают первые места в думе у царя, а К. был «мало не двадцатый». Осенью К. находился с королевским войском в Лебедеве и Радошковичах.

http://pravenc.ru/text/2462277.html

Трясава, Трясавица : Петр Иванович Бороздин [см. Борозда], начало XV в., Тверь Трясавица – трясучка, лихорадка Трясоголов Никита Васильевич Заболоцкий [см. Заболоцкий], середина XV в. Трясца , сводня, начало XVI в., Новгород Трясцов Тарута [см. Тарута], посадский человек, 1566 г., Устюжна Тубока Федор, середина XVI в., Псков Тубуркин Григорий, стрелец 1627 г., Устюг Туганин Сажа [см. Сажа], 1515 г., Белоозеро Ср. туганить – обижать, угнетать Туганов Потаи, крестьянин, 1635 г., Устюг Тугарин, Тугаринов : Тугарин Андреевич Мякинин [см· Мякинин], 1545 г., Новгород; Степан Тугаринов, кре стьянин, 1564 г., Олонец; Тугарин, крестьянин, 1624 г., Курмыш [см. Белава, Черкас] Тугой Лук ( Туголуковы ): кн. Иван Борисович Тугой Лук Суздальский, 1370–1418 гг.; Афанасий и Василий Матвеевичи Туголуковы, 1568 г., Ярославль Тукач Никита, крестьянин, 1564 г., Олонец Тукач – обитый, околоченный, нераспоясанный сноп (Даль) Тулко Тимофей Федорович Викентьев, начало XVI в. Тулубьев Иван Федорович, конец XV в., Новгород Тулунбек Шарапов сын Сарыхозин [см. Шарап, Сарыхозин], 1550 г., Москва Тулуп кн. Дмитрий Давыдович Палецкий, середина XV в.; от него – князья Тулуповы; Ульян Васильевич Вельяминов, умер около 1589 г. [см. Бурнаков] Тумак, Тумаков : Иван Никитич Тумак Вельяминов, вторая половина XVI в.; Богдан Тумаков, крестьянин, на чало XVI в., Переяславль Тумак – 1) удар, толчок, 2) тун, тунец, скумбрия Туманин Василий Максимов, посадский человек, 1646 г., Казань Туман – 1) восточная монета, 2) женские шаровары (татар.) Тумаш , крестьянин, 1545 г., Новгород Ср. тумаша – суматоха, бестолочь Тумгень ( Тюмгень, Тумьгень ): Григорьевич Тутыхин [см. Тутыха], 1566 г., Рязань; Василий Тумьгень, боярин, родом из Рязани, отец Григория Васильевича, постель ника вел. кн. Василия Темного, 1460 г.; будучи отроком, Григорий был крещен в 1461 г. именем Варлаама Хутынского 92 [см. Мордан] Тумский Нечай [см. Нечай] Семенович, городской приказчик, 1547 г., Суздаль. Фамилия от села Тумы в Юрьевском уезде Тунко Васильевич Узкого [см. Узкий], 1582 г., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1700 г . февраля 18 – август 1706 г. Боярин Федор Алексеевич Головин. 18 февраля 1700 г. «Посольский, Малороссийский, княжества Смоленского, Новгородский, Владимирский, Галицкий и Устюжский приказы велено ведать боярину В. А. Головину, а дьякам в тех приказах быть с ним боярином прежним». Умер в Нежине 2–3 августа 1706 г. 1707 г. января 4 – 1720 г. Граф Гаврило Иванович Го л овин, " верховной комнатной и кавалер», «постельничей и кавалер». 184 г. – стольник царицы Натальи Кирилловны, 194 г. – комнатный стольник царя Петра Алексеевича, 197–200 гг. постельничей царя Петра Алексеевича. 15 сентября 1708 г. царь Петр указал: «по имянному своему великого государя указу государственный Посольский и принадлежащие к нему приказы главным управлением ведать постельничему и кавалеру графу Г. И. Головкину да тайному секретарю П. П. Шафирову, и во всяких указех и памятях из иных приказов писать имя его постельничего и тайного секретаря. Се его великого государя имянной указ состоялся в его царского величества воинском походе при пасе Соболеве». 16 июля 1709 г. велено: «Во всяких своих великого государя и в приказных делех, как в Посольском приказе, так и в принадлежащих к нему и в протчих во всех приказех, постельничего и кавалера графа Г. И. Головкина писать государственным канцлером и кавалером и графом». В Коллегии Иностранных Дел назначен президентом. Умер в январе 1784 г. Товарищи начальников Посольского приказа (дьяки Сего приказа – не думные) 1559 г. в марте – апреле и в сентябре 1566 г. принимает участие в посольских делах дьяк (Казенного приказа) Казарин Юрьевич Дубровский. 1581 г. февраля 11 – сентябрь 1562 г. Дьяк Андрей Васильев (Игнатьев?) . О нем см. выше стр. 29–30 и 106. 1562 г. в июле принимает участие в посольских делах Дьяк Иван Тимофеевич Клобу к ов. 1566 г. в июне – июле принимает участие в посольских делах дьяк Дружина Володимеров. 1571 – июнь 1594 гг. Дьяк Василий Яковлевич Щелка л ов . В 1567 г. 2 февраля выехал в Польшу вместе с Фед. Колычевым и Нагим. 11 июня 1587 г. отправился в Варшаву на сейм вместе с С. В. Годуновым, кн. Ф. М. Троекуровым-Ярославским и думным дьяком Дружиною Петелиным; называется «печатник и дьяк ближний». О нем см. выше стр. 30–32 и 106–107.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1566 год. 28 июня–2 июля. Работа созванного по указу Царя Иоанна Васильевича Собора, который отклонил предложение о перемирии с Литвой и высказался за продолжение с ней войны. « И князь Володимер Андреевич, и архиепископы и епископы все соборне, и царевы и великого князя бояре и приказные люди, и князи и дети боярские, и гости и купцы и все торговые люди приговорили, что Царю и Великому Князю Ливонские земли городов полскому королю никак не поступитися и за то крепко стояти. На том архиепископы и епископы и архимандриты и игумены к приговорному списку руки свои приложили, а бояре и приказные люди и князи и дети боярские и гости и купцы на своих речех Государю крест целовали» . В приговорной грамоте поименно перечислены все участники Собора – 374 человека . На соборе присутствовало 32 духовных лица: архиепископы, епископы, архимандриты, игумены и монахи . На Соборе присутствовал игумен Иосифо-Волоцкого монастыря Лаврентий и подписал соборную грамоту о продолжении войны . 21 сентября – 17 ноября. Паломническая поездка Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича с Царской Семьей в Троице-Сергиев монастырь и далее на Волок Ламский, в Иосифо-Волоцкий монастырь и Вязьму. « Поехалъ Царь и Великий Князь со Царицею своею и Великою Княгинею и з детми своими, со Царевичем Иваном и со Царевичем Феодором, к живоначалной Троице и к Преподобному чюдотворцу Сергию молитися, а от Троици в Александровскую слободу и в объезд, а из Слободы на Волокъ на Ламской, в Вязму, в Царев починок и по иным селом Вяземьского уезда; а приехал Государь Царь и Великий Князь к Москве Ноября в 17 день» . 1566. В Иосифо-Волоцком монастыре завершается возведение стен вокруг обители. Возведенная крепостная стена вокруг Иосифо-Волоцкого монастыря была в окружности 389 саженей (830 м), с 9 башнями, 6 из которых были 4-гранными, остальные – круглыми. Снаружи на некотором расстоянии она была обнесена деревянным городком . С южной стороны стен монастыря были устроены двухпролетиые Святые ворота с надвратной церковью, освященной в 1589 году в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Положение дел во Владимирской епархии уже в 50-х гг. вызывало беспокойство волынской шляхты. Волынские послы на сейме 1554 г. обратились к господарю с просьбой вернуть Владимирской кафедре имения, которые «владыка нынешнеи володимерскии» роздал Борзобогатым и другим лицам (там же. Стб. 266). Управляющий кафедрой еп. Иосиф сам принадлежал к панскому волынскому роду Борзобогатых; пользуясь своим положением, он способствовал обогащению родственников. Как нареченный владыка Владимирский Иван Борзобогатый упоминается в документе 13 мая 1563 г. (Archiwum XX. Lubartowiczˆow Sanguszk?ow w S³awucie. Lw?ow, 1910. T. 7. 73). К этому времени он, несомненно, вступил в управление Владимирской кафедрой. Этот эпизод описан митр. Макарием на основании записей в луцких гродских книгах, сделанных сторонниками И. Борзобогатого; публикацию записей владимиро-волынских гродских книг, сделанных сторонниками Ф. Лазовского, см.: Левицкий Д. Извлечения из документов, относящихся ко времени епископов Владимиро-Волынских Иоанна Борзобогатого-Красенского и Феодосия Лазовского (1563–1565)//Волынские епархиальные ведомости. 1872. 6–7. О записях относительно этого конфликта в холмских гродских книгах см.: Площанский. Прошлое Холмской Руси. Ч. 1. С. 163–164. Марк Жаровницкий как епископ Луцкий фигурирует в документах с ноября 1560 по декабрь 1568 г. Сан принял, судя по всему, в 1566 г. Иван Борзобогатый впервые упоминается как Луцкий епископ в апреле 1569 г. Документ с упоминанием еп. Никифора (о котором речь в прим. 350) относится к 1489 г. (Голубев. Материалы для истории Западнорусской Церкви. Вып. 1. С. 22–27). По-видимому, именно скандальные поступки иерархов, занимавших епископские кафедры во Владимире и Луцке, привели к тому, что на собравшемся в начале 1566 г. сейме послы волынской шляхты потребовали от короля, чтобы он давал епископские кафедры во Владимире и Луцке и архимандрию в Жидичинском монастыре лишь тем, о которых будет просить «все поспольство земли волынское» — «бо люди простые и неучоные... втекшися к его кор. мил. таковые хлебы духовные одерживают и их убожат и нищать» (Документы Московского архива Министерства юстиции. М., 1897. Т. 1. С. 179–180). В этом выступлении отразилось и недовольство светской части общества положением дел в Церкви, и ее стремление подчинить церковные институты своему непосредственному контролю.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Отсюда видно, что очерк жизни Иосифа, составленный племянником его Досифеем в виде надгробного слова, написан в одно время с сочинением Саввы или позднее. Третье житие, принадлежащее неизвестному автору, сохранилось в рукописи, писанной по-видимому задолго до 1566 года, но составлено не раньше 1540-х годов 432 . Сочинения Саввы и этого неизвестного биографа принадлежат по содержанию своему к числу лучших житий в древнерусской литературе и притом хорошо дополняют, даже иногда поправляют одно другое. Оба биографа хорошо знала жизнь Иосифа: первый был его постриженником и учеником; второй сообщает такие подробности, которые могли быть почерпнуты только из очень близкого к Иосифу источника. Но при этом один большею частью распространяется именно о том, о чем умалчивает или говорит кратко другой: иногда даже в рассказе об одном и том же событии один выставляет на первый план черты, опущенные или мимоходом замеченные другим. Очень трудно разъяснить личность любопытного неизвестного биографа. Единственный список его труда, отысканный в библиотеке Иосифова монастыря, попал в нее (в 1566 г.) со стороны, вместе с другими рукописями из библиотеки кн. Д. И. Оболенского-Немого; на этом списке есть заметки, сделанные рукою противника Иосифовских мнений, иногда довольно резкого; автор нигде не делает и намека, что он был учеником Иосифа, даже знал его лично, называет его просто черноризцем и дает понять, что писал не в его монастыре 433 . Останавливает на себе также мягкость автора в отношении к противникам Иосифа, отсутствие резких выражений о них, которых не чужд Савва. Наконец чтение этого жития затрудняется изысканной вычурностию изложения, которою оно заметно отличает, ее от других житий XVI в. и какую находим только у одного писателя того времени, у Зиновия Отенского . Не этот ли ученик Максима Грека , в вопросе о монастырских селах разошедшийся с учителем и приставший к осифлянам, написал и рассматриваемое житие? – Рассказ Досифея, вообще краткий и не везде точный, любопытен некоторыми чертами, наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

1561 г., иждивением Винцента Вуковича, сына Божидара; 7) Триодь Цветная 1562 г.; 8) Часословец, 1566 г., изданный чернецом Иаковом из Каменной Реки (местность или в Герцеговине, близ г. Колошина, или в пределах болгарских близ Кюстендила в типографии, принадлежавшей ранее Божимдару Вуковичу; 9) Псалтирь с восследованием, 1569г., изданная Иеронимом Загуровичем из Котора, при посредстве Иакова Краинова из Софии: руянское (Руяна в ю.-зап. Сербии на р. Мораве) Евангелие 1537 г. трудом монаха Феодосия. – 1 издание; милешевских (в Герцеговине, близ г. Приеполя) 2 издания: 1) Псалтирь Сдедованная, 1557 г., на иждивение игумена Даниила, трудами иеромонахов Мардария и Феодора; 2) Псалтирь Следованная, 1557 г., изданная по повелению игумена Даниила; белградское – 1 издание:Евангелие 1552 года, на средства князя Радниша Дмитровича, а после его смерти дубровничанина Трояна Гундулича, трудом иеромонаха Мардария из Мьркшине Цьркве: скадрское (Скутари, близ Черногории, на р. Боян) 1 издание: Триодь Цветная 1563 г., напечатана старанием Стефана Скадарскаго и типографа Камила Занети; меркшинских (Мьркшино Цьркве, в Сербии или в Черной Горе) 2 издания: Евангелие 1562 г., трудом иеромонаха Мардария, Триодь Цветная, 1566 г., трудом того же иеромонаха Мардария и его помощников – священника Живка и диакона Радула. 138 Издания следующие: брашовское (в Трансильвании) Еванелие, около 1500 г., на иждивение жупана Гануша Бегнера, без означения времени и места издания; терговищских (в Валахии), вероятно, 2 издания: 1) Евангелие 1512 г., без означения места, по повелению воеводы Иω. Басараба, трудом священника Макария; 2) Апостол, 1547 гю, издан в правление угровлахийского воеводы Иω. Мирчи на средства Логофета Димитрия, внука Божидара, при содействии учеников Опра и Петра; шебежских, в Семиградьи, вероятно, 4 издания: 1) Псалтирь Следованная, 1577 г., издана трудами диакона Кореси; 2) Евангелие (напрестольное), 1579 г., трудами диакона Кореси и Мануила: 3) Триодь Постная, 1577–79, вероятно, трудами того же диакона Кореси; 4) Минея избранная, 1580 г., с соизволения седмиградского митрополита Геннадия, трудами диакона Кореси; неизвестных выходов молдавских и угровлахийских, по-видимому, 4 издания: 1) Евангелие, ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

С сайта: voskresenie.com.ua/svyatyni/Святыни Украины/Свято-Успенский Святогорский Зимненский женский монастырь (ставропигиальный) и из книги-путеводителя: Тарас Палков. " Западная Украина. Волынская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая области " . Часть1. - Льbib, видавництво " Ладекс " , 2010 Колокольня Колокольня монастыря квадратная в плане. Первоначально это была трёхъярусная въездная башня, размещенная в южной оборонительной стене так, что ось проезда на монастырское подворье была ориентирована на центр южного фасада Успенского собора. Во время реконструкции в XIX – начале XX в. въездная башня преобразована в колокольню. Надстроен верхний восьмигранный ярус с полуциркульными отверстиями в каждой грани, завершенный высокой восьмигранной палаткой с люкарнами, характерной для русского строительства XVII в. В декоративном убранстве фасадов колокольни также применены элементы псевдорусской архитектуры – фланкированные колонки, " кокошники " над окнами, развито профилирования карнизу и т. п. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского Сохранился колокол 1566 г., находится вне колокольни, установлен на отдельном постаменте. Важным центром украинского художественного литья в XV–XVII веках была также Волынь. Хорошей литейной техникой отличался колокол Зимненского монастыря 1566 года (нижний диаметр 102 сантиметра), выполненный волынскими мастерами. Колокол украшен орнаментальным фризом и полосой надписи, искусно выполненной удлиненными стройными уставными буквами. Надпись рассматривается как органическая часть декоративного фриза, составленного из ритмически повторенных маскарон. Эти мотивы свидетельствуют об осведомленности автора с орнаментикой эпохи Возрождения. Вместе с тем эти новые элементы сопровождаются старыми орнаментальными мотивами (трилистники в кругу), идущими со времен древней Руси. «История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1967 г., т. 2, перевод с украинского Оборонные стены с башнями, XV-XVI в.в.

http://sobory.ru/article/?object=26566

Церковь замечательна по своему покрытию и всем своим наружным планом значительно отличается от прочих приходских храмов. В надписи на одном камне читаешь: «Лето 7174 (1566) державою и повелением благочестивого царя и в. к. Иоанна Васильевича всея Руси, его царскою казною, поставлена церковь сия Вознесение, в ней Исидор чудотворец; при архиепископе Никандре ростовском. А делал церковь великого князя мастер Андрей Малой». В 1770 г. к этой старинной церкви пристроен теплый придел во имя блаженного Исидора; в этом приделе под спудом почивают и мощи св. Исидора. Блаженный. Христа ради юродивый, Исидор-Твердислов родом происходил из Германий. В Ростов пришел в половине XV столетия, приняв на себя один из труднейших видов подвижничества – юродство. Одетый в рубище, он ходил по городу, смиренно перенося обиды, насмешки и оскорбления; проведя таким образом день, на ночь уходил он в шалаш, построенный им же самим на том месте, где теперь стоит придел его имени. Шалаш этот состоял ни больше ни меньше как из огороженного хворостом места, ничем не закрытого, ничем не защищенного от непогоды. Зиму и лето, весну и осень бл. Исидор неизменно проводил здесь и в этом же шалаше тихо отошел к Богу... Необычайное благоухание распространилось из шалаша тотчас же по смерти блаженного, и народ, привлеченный этим, скоро узнал, что не стало юродивого, которого он так часто и жестоко обижал при жизни. Тут только поняли ростовцы, что свята и непорочна была жизнь почившего. Тело св. Исидора было погребено на месте его кончины. Вскоре была поставлена над его могилой деревянная церковь , освященная во имя Вознесений Господня и затем перестроенная царскою казною в 1566 году каменною кладкою. Над мощами св. Исидора неоднократно происходили чудесные исцеления и народ глубоко чтит блаженного, память которому празднуется 14 мая. Вблизи Вознесенской церкви стоит часовня, стены которой покрыты живописными изображениями различных событий из жизни блаж. Исидора. Церковь Михаила Архангела Церковь Михаила Архангела стоит в самом краю Ростова близ Спасо-Иаковлевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010