В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайе мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель. В XVI b. Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода московскому престолу пользовался особым покровительством московских государей. В 1547 году на Церковном соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, соловецкие чудотворцы. Обитель получала щедрые царские дары от Иоанна Васильевича Грозного: земельные угодья в Сумской волости, колокола, драгоценную церковную утварь. В годы игуменства святителя Филиппа (1548–1566), будущего митрополита Московского, в монастыре началось каменное строительство. Новгородские зодчие вместе с братией монастыря возвели храм в честь Успения Божией Матери с трапезной и келарской палатами (1552–1557). Строились новые келейные корпуса, развивалось монастырское хозяйство. Прокладывали дороги, озера соединяли каналами, завели ферму на острове Большая Муксалма. Однако при этом игумен Филипп не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь. В 1558 году заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. В 1566 году храм освящен и святые мощи первооснователей соловецких перенесены в придел. В 1566 году, повинуясь царской воле, игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея Руси. Святитель Филипп заступался за невинных людей, жертв опричнины, и обличал царя. Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь. В 1569 году он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Кончина основателей монастыря совпала по времени с падением Новгородского княжества – власть над его землями перешла к великому князю Московскому. Он подтвердил право обители на вечное владение Соловецкими островами, данное монастырю архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики. Московские государи заботились о процветании Соловецкого монастыря, видя в нем как оплот православия на Севере, так и опорный пункт против набегов шведов, датчан и финнов. К середине XVI в. Соловецкая обитель достигла наивысшего духовного и материального процветания, хотя значительный ущерб монастырскому хозяйству наносили пожары (особенно разорительными были пожары 1485 и 1538 гг.). Наибольший расцвет обители приходится на годы игуменства святителя Филиппа (1548–1566), развернувшего грандиозное каменное строительство. В течение 1552–1566 гг. новгородские зодчие и братия возвели храм в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами (1552–1557). В 1558–1566 гг. построен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. Заботы святителя Филиппа распространялись на все монастырские земли: при нем на острове проложены дороги, озера соединены каналами, на острове Большая Муксалма устроена ферма. Укрепление монастыря как «государевой крепости» продолжалось на протяжении последующих веков. При игумене Иакове в 1582–1594 гг. из природного камня возведены мощные стены и башни. Особенно усилилась оборонительная роль обители в игуменство преподобного Иринарха (1614–1626). Надо отметить, что прибрежным жителям и монахам не было покоя от «свейских немцев» (шведов), так что отряд стрельцов, который нес сторожевую службу в обители, был увеличен до 1040 человек. Впрочем, усилия власти по превращению монастыря в оборонительную крепость отчасти обернулись против нее во время «Соловецкого сидения» 1668–1676 гг. Тогда соловецкие монахи отказались принимать церковную реформу Патриарха Никона, кстати, соловецкого постриженика. Восемь лет монастырь безуспешно осаждало царское войско, и, если бы не предательство одного из иноков, неизвестно, сколько бы еще могла сопротивляться укрепленная твердыня.

http://pravoslavie.ru/94215.html

В 1558 г. папа Павел IV , желая сделать Г. советником, вызвал его в Рим. В 1560 г. папа Пий IV отправил Г. нунцием в Вену, где тому удалось убедить имп. Фердинанда I возобновить прерванную в 1552 г. работу Тридентского Собора. 30 янв. 1560 г. или, по др. сведениям, 26 февр. 1561 г. Пий IV назначил Г. кардиналом-пресвитером ц. св. Лаврентия (S. Laurentii in Panissperna). В 1562-1563 гг. Г. был одним из папских легатов, председательствовавших на заключительных заседаниях Тридентского Собора. В соборных постановлениях отразилось учение Г. о мессе (гл. обр., 21-я и 22-я сессии в 1562). В 1564 г. он вернулся в Польшу. На сейме в Парчеве (1564) Г. вместе с папским нунцием Дж. Ф. Коммендоне добился от кор. Сигизмунда II Августа признания определений Тридентского Собора и издания эдикта об изгнании из Польши иноверцев-иностранцев. Постановления Тридентского Собора в Речи Посполитой были признаны фактически на Петроковском сейме (1572) и официально в 1577 г. В 1565 г. Г. провел Собор Варминского еп-ства; в тогдашней резиденции Варминских епископов, в г. Браневе (Браунсберге), им была основана духовная семинария. После смерти Пия IV (1565) нек-рые кардиналы выдвигали Г. кандидатом на Папский престол. Для борьбы против протестантизма Г. в 1564 г. пригласил в Варминское еп-ство иезуитов , к-рые в 1564-1565 гг. основали в Браневе свою первую коллегию в Польше (Collegium Hosianum). В 1565 г. друг Г., Коммендоне, получил от Сигизмунда II Августа грамоту, разрешавшую иезуитам обосновываться на проч. польск. землях. В 1569 г. по совету Г. иезуиты были приглашены в Литву (в Вильно) Виленским еп. Валерианом Протасевичем. В 1566 г. папа Пий V назначил Г. легатом (legatus designatus) на провинциальном Соборе Гнезненского архиеп-ства и легатом a latere в Варминском еп-стве. Выступая против идеи создания польск. национальной Церкви и примирения с протестантами, Г. вместе с Коммендоне воспрепятствовал проведению «национального Собора» (1566), одним из инициаторов к-рого был примас Яков Уханский, стремившийся привести к согласию католиков и протестантов. В 1566 г. на Люблинском сейме Г. выступал против требований протестантов изгнать из Польши антитринитариев , а после издания королевского эдикта об их изгнании настоял на объявлении, что этим эдиктом не признается законность др. сект.

http://pravenc.ru/text/165237.html

4, отд. 2, стр. 76, 77, 90, 108, 126:186). Ещё оно упоминается в акте от 26 октября 1565 года в жалобе слуги пана Миколая Лысаковского о том, что пан Василий Борзобогатый самоуправно молотит хлеб в селе Красном, находящемся в заставе у пана Лысаковского, и отбирает скот и домашнюю птицу. Ещё оно упоминается в акте от 26 октября 1565 года в донесении вижа о вводе князя Льва Сангушковича-Кошерского во владение фольварком пана Ивана Борзобогатого в селе Красном, на основании заставной записи последнего (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,039, стр. 31, 32, пп. 29:36). Ещё оно упоминается в акте от 30 мая 1564 года в записи Луцких мещан Савустьковича и Даньцевича о поручительстве их за Красенеких крестьян князя Константина Острожского, обязавшихся вознаградить за нанесённые им побои Ставрозского урядника и крестьян пана Василия Загоровского (там же – 2038, стр. 14, п. 28). Ещё оно упоминается в акте от 8 января 1566 года в жалобе князя Льва Сангушковича-Кошерского о грабеже вещей и хлеба и захвате двора в сёлах Красном и Омеленике паном Василием Борзобогатым. Ещё оно упоминается в акте от 14 апреля 1566 года в жалобе господарского маршалка Михаила Малинского об ограблении и нанесении побоев его слуге в селе Красном слугами пана Ивана Борзобогатого. Ещё оно упоминается в акте от 24 мая 1566 года в жалобе слуги князя Константина Острожского о разогнании его стада в селе Красном паном Степаном Борзобогатым и об отказе последнего взять к себе на поруку своих овец, загнанных жалобщиком с Красенских полей (там же – 2040, стр. 2, 10, 15, пп. 4, 12:43). Ещё оно упоминается в акте от 17 мая 1561 года в донесении вижа о недопущении матерью пана Ивана Борзобогатого-Красенского к вводу Киевского воеводы князя Константина Острожского во владение селом Красным за неуплату в казну 1000 коп грошей Литовских, данных Борзобогатому королём из мыта, собранного в Волынской коморе (таможне). Ещё оно упоминается в акте от 20 июля 1561 года в жалобе князя Александра Чарторыйского об ограблении, нанесении тяжких побоев его крестьянам, заключении некоторых из них в тюрьму в селе Красном крестьянами пана Ивана Борзобогатого и о скосе ими же сена и хлеба с Мстишинских и Колнятицких полей жалобщика (там же – 2036, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Архиепископ Филарет Черниговский († 1866) в своей «Истории Русской Церкви» практически ничего не говорит о них. Митрополит-историк Макарий (Булгаков ; † 1882) отмечает: «Были у нас, в царствование Uoahha IV , один за другим еще три митрополита. Но эти уже не решались или, быть может, считали бесполезным обличать и убеждать Грозного царя» 638 . П. Знаменский называет их «безмолвными свидетелями дел Грозного» 639 . Н. Тальберг замечает о митрополите Кирилле: «Он правил с 1568 по 1572 г., ничем себя не ознаменовав» 640 . A.B. Карташев пишет: «Вероятно, после св. Филиппа при выборе кандидатов на митрополичью кафедру Иван Васильевич руководился специально тем соображением, чтобы не пускать на этот пост людей родовитых, которые могли бы смотреть на его политику под углом зрения старых аристократических традиций. Так или иначе, но три следовавшие один за другим митрополита конца царствования Грозного уже наложили печать на уста свои и предоставили царю “творить елико хощет”» 641 . Вопреки мнению А. В. Карташева можно говорить, что митрополит Кирилл происходил из княжеского рода, о чем свидетельствует запись во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря: «79 (1571)-го году июня в 10 день Кирил же Митрополит дал вкладу по матере своей княгине [разрядка наша – а. М.] Ксенье 9 рублев 29 алтын» 642 . Родился будущий первосвятитель, очевидно, при князе Василии III (1505–1533), т. е. в первой трети XVI в. Свой церковный путь он начал в Троице-Сергиевом монастыре, где в ноябре 1566 г. был поставлен настоятелем, сменив архимандрита Меркурия (1564–1566) 643 . Очевидно, он принял в Троицкой обители монашеский постриг и затем перед своей интронизацией два года был ее настоятелем. Подвизаясь в обители преподобного Сергия, он мог здесь ранее видеть и общаться с митрополитом Иоасафом (1539–1542; † 1555) и преподобным Максимом Греком († 1555). Росло при нем благосостояние Троицкой обители. «В 1566–1567 гг. Дмитрий Борисов сын Ростопчина продал за 15 руб. архимандриту Кириллу полдеревни Гавшина» 644 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Царь сам допрашивал обвиненных, «уличал их в неправде» и только по просьбе духовенства и из милосердия простил их. Но Ефросиния должна была уехать на Белоозеро и там заключиться в Воскресенском женском монастыре, стоящем в семи верстах от Кириллова. Здесь она постриглась в инокини под именем Евдокии. В 1566 году она приходила из Гориц молиться в обитель преп. Кирилла и здесь в церкви поставила образ Умиление Пречистой Богородицы, обложен серебром, оклад чеканный, позолочен, венец с драгоценными камнями. Кроме этого осталось еще несколько вкладов, данных ею в разное время, например, плащаница (1555 г.), две пелены и хоругви (1565 г.) 65 , драгоценный камень с вырезанным на нем изображением Богоматери (1566 г.). Здесь, в обители, она думала схоронить и свой прах. В 1566 году она дала двадцать образов, у десяти – пелены шиты серебром и золотом, а на пеленах вышиты кресты и образы, да чарку серебрянную в десять рублей. «И Бог пошлет по душу княгинину, – записано в вкладной книге монастыря, – и те образы поставити у гроба княгинина, а чарку на панихиды на гроб поставити». Но ее желание не сбылось. Вместе с княгинею Ефросиньею участь заключения на Белоозере разделяла невестка царя Иулиания, жена царского брата Юрия, постриженная после смерти мужа в Новодевичьем монастыре под именем Александры (1563 г.). Настал 1569 год. Князя Владимира Андреевича обвинили в намерении отравит царя. Иоанн сам принудил своего брата и его жену с их детьми выпить яд. Тогда же послал гонца на Белоозеро с приказом утопить в Шексне инокиню Евдокию вместе со своею невесткою инокинею Александрою, в миру Иулианою, постригшуюся после смерти своего мужа, царского брата Юрия, в Новодевичьем, а теперь томившуюся в Горицах. Тела их были похоронены в Воскресенском монастыре. Предание украсило их смерть. Говорят, будто Иоанн приказал убрать по-царски лодку и, наклав в нее каменья, посадил туда княгинь. С крутого берега, по мановению царя, лодка была спущена, и княгини вместе с нею утонули. Народ считает память их блаженною.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Было обычным делом, когда настоятель монастыря сразу поставлялся в митрополиты, архиепископы или епископы. Например, в 1491 г. архимандрит Симонова монастыря в Москве Зосима, а в 1495 г. игумен Троице-Сергиева монастыря Симон сразу хиротонисались в Московские митрополиты. Преемник Симона митрополит Варлаам из архимандрита Симонова монастыря стал по приказу великого князя митрополитом . Митрополит Даниил был раньше игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, митрополит Иоасаф — игуменом Троице-Сергиева монастыря; Макарий, будущий митрополит Московский, был архимандритом Лужецкого монастыря в Можайске, потом архиепископом Новгородским. Митрополит Афанасий (1564–1566) был монахом Чудова монастыря в Москве, а до этого протоиереем и духовником царя, в монахи пострижен был незадолго до возведения на кафедру . Свт. Филипп, митрополит Московский (1566–1569), до хиротонии 18 лет был игуменом Соловецкого монастыря (1548–1566). В XVII в. Иосиф, архимандрит Симонова монастыря, избран был патриархом Московским и всея Руси (1642–1652) . Такая духовная установка играла в XVI в. важную роль. Иосифо-Волоколамский монастырь в этом отношении занимает совершенно особое место в русской церковной истории. С прп. Иосифом и его монастырем связано самое влиятельное течение в церковной жизни XVI в. За всю историю Русской Церкви ни один другой монастырь в течение ограниченного или длительного времени не сыграл столь важной роли в жизни Церкви, как эта обитель; более того, иосифлянское течение продолжает и до последнего времени влиять на общий ход русской церковной жизни — то слабее, то сильнее. В течение XVI столетия, точнее сказать, с 1522 г., не меньше 19 монахов и настоятелей этого монастыря переступили его порог, чтобы взойти на разные архиерейские кафедры и глубоко внедрить воззрения основателя монастыря в жизнь Церкви. Семеро из этих архиереев были прежде настоятелями монастыря, другие хиротонисались из простых монахов . С 1555 по 1581 г. Казанскую архиепископскую кафедру постоянно занимали выходцы из Иосифова монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/436588/

В сентябре, находясь на богомолье в Троицком монастыре, Иоанн IV получил известие о покорении Астрахани. В том же году – кончина преподобного Максима Грека. 1557 год – расширение территории Троице-Сергиева монастыря и «роздвижение» келий в нем, вынос конюшен за пределы монастыря. 19 мая 1559 года – закладка в Троицкой обители по образцу одноименного собора в Московском Кремле Успенского собора в присутствии царя Иоанна IV Грозного. 1560 год – начало игуменства Елевферия (1560–1562), первого архимандрита Троице-Сергиева монастыря. 6 января 1561 года он был возведен в сан архимандрита, впоследствии Архиепископ Суздальский. Предоставление последующим настоятелям Троице-Сергиева монастыря сана архимандрита с первенством перед архимандритами прочих монастырей. 1562 год – архимандритом монастыря стал Меркурий (Дмитровец; 1562–1566). В 1564 году, в ночь на 26 сентября, вскоре после отъезда Иоанна IV из Троицкого монастыря в Москву, сильный пожар произвел опустошение в обители, причем погорели все запасы на обиход монастырский, что «не осталось братиям ни на один день запаса снедного». Услышав о пожаре, царь «зело оскорбися» и повелел строить Троицкую обитель по-прежнему, для чего пожертвовал тысячу рублей и «иная потребная в монастырь даде». 21 декабря того же года Иоанн Грозный отпраздновал память Митрополита Петра в Троицком монастыре, а оттуда переехал в Александрову слободу, где устроил опричнину. 1566 год – архимандритом монастыря стал Кирилл 1-й (1566–1568), впоследствии Митрополит Московский и всея Руси. 1568 год – Троице-Сергиев монастырь в продолжение двадцати месяцев возглавлял архимандрит Памва 2-й (1568–1569), впоследствии сосланный в заточение Иоанном Грозным. 1569 год – архимандритом монастыря стал Феодосий (Вятка; 1569–1571). Первоначально настоятель Андроникова монастыря. 1571 год – архимандритом монастыря стал Варлаам 1-й (1571–1577). 1577 год – архимандритом монастыря стал Иона 2-й (1577–1584). 1782 год – гибель старшего сына Грозного – Ивана. «Лета 7090 (1582) ноября в 19 день, преставися Государь царевич князь Иван Иванович на память святаго Пророка Авдея и святаго мученика Варлама, дал Царь государь и князь великий Иван Васильевич всеа Руси по своем сыне царевиче князе Иване Ивановиче в вечной поминок, в дом Живоначальной Троицы и великим чюдотворцом Сергию и Никону 5000 рублев; да Государь дал Москве по Царевиче князе Иване Ивановиче с году на год два корма больших: первый корм ноября в 19 день на память святаго пророка Авдея и святаго мученика Варлама, а другой корм на память преподобнаго отца нашего Марка Епископа Арефусискаго и Кирила дьякона, а на завтре в 30 день на память преподобнаго отца нашего Ивана списателя лествицы, с году на год два корма больших, покамест сия святая обитель стоит».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вскоре после кончины 31 декабря 1563 года Митрополита Макария в Москве состоялся Собор, который усвоил главе Русской Церкви право скреплять грамоты красным воском и носить белый клобук. Можно говорить, что возглавил этот важный Собор Новгородский архиепископ Пимен 22 . Он же возглавил последовавшие вскоре выборы нового Предстоятеля Русской Цер­к­ви, а потом интронизацию Митрополита Афанасия 23 . При Митрополите Афанасии на Руси началась опричнина. Царь покинул Москву и перебрался в Александрову слободу, из которой прислал затем послания. 3 января 1565 года Митрополит Афанасий послал к царю в Слободу архиепископа Пимена с Чудовским архимандритом Левкием. На праздник Богоявления Господня они служили в Слободе, а затем царь отпустил их назад в Москву 24 . 28 июня 1566 года, после оставления Митрополитом Афанасием кафедры, в Москве проходил земский Собор по вопросу о продолжении Ливонской войны, духовенство на котором возглавил Новгородский архиепископ Пимен 25 . 2 июля 1566 года был дан соборный отказ послам польского короля на заключение перемирия. Духовенство при этом возглавил арихепископ Пимен 26 . А 25 июля он возглавил интронизацию нового Митрополита Филиппа 27 . В результате этого настоятель одного из новгородских монастырей был поставлен во главе всей Русской Церкви, то есть соловецкий игумен превратился из подчиненного архиепископа Пимена — в начальствующего над ним. За семнадцать с лишним лет пребывания в Великом Новгороде архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Активная деятельность архиепископа обусловлена необходимостью борьбы с получившей распространение в то время ересью Феодосия Косого. Увеличение числа пожаров, когда горели храмы и иконы в них, связывается с деятельностью еретиков 28 . Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви в епархии, а также устраивает монастыри. В 1554 году он заложил церковь великомученика Пантелеимона “над гробом блаженнаго Николая Кочанова” 29 (†1392; пам. 27 июля). Затем в 1557 году он “обложил” Никитскую церковь 30 , в 1560 году освятил придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице. В 1562 году был построен храм в честь Богоматери Одигитрии на монастырском подворье Хутынского монастыря в Великом Нов­го­роде, “совершено в едино лето сентября в 25 день” 31 . В 1566 году он освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовском погосте, а в 1568 году — новый храм святителя Николая Чудотворца на Разважьей улице 32 . В Новгороде в это время отливаются колокола 33 . 500-пудовый колокол-благовест­ник “Пиме­нов­ский”, который отливали Матфей и Косьма, Иван Грозный в 1570 году вывез из Новгорода 34 . При архиепископе Пимене была увеличена пошлина, взимаемая с псковского духовенства 35 . Актовый материал (см. в прил.) и летописные записи свидетельствуют о поставлении архиепископом Пименом духовенства. 29 января 1560 года он “благословил игумена Ефрема Шумля Островского на Клопско” 36 .

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

к сев. от Луцка. Делается известным с ст. и от него осталось рукописное Евангелие этого времени, хранящееся в Москов. Румянц. музее. В 1566 г. в монастыре был игуменом Богдан Шишка. “Акты Зап. Р.”, I, 34 (Опись 1429 г. Луцкого Красн. м-ря), 84 (Отказн. записи 1483 и 86 г. Кирдеевичей), 96 (Отказ. гр. 1489–92 г. Пинск. кн. Мих. Константинов. на десятину); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 173; Батюшков, “Волынь”, 62, 63, 129 (страница из рукопис. евангелия XIV ст.), объясн. к рисунк., 63 (опис. евангелия); “Архив юго-зап. России”, ч, 1, т. VI, 55, XXV (жалоба 1566 г. игум. м-ря на пана Петра Немецкого о нанесенных обидах), 56, XXVI (жалоба 1566 г. пана Петра Либицкого на игумена м-ря об обидах). 2076 . Спасский – Преображенский Верхний или Вышний, муж­ской, ныне церковь Спасо-Преображения в гор. Вязьме, Смоленской губ. Суще­ствовал еще до литовского владычества, т. е. до 1404 г., был богат золотыми и серебряными иконами, но в начале XVII ст., по описи кн. Волконского, мона­стыря уже не было, а оставалась лишь ружная церковь . В 1594 г. в монастыре был игумен Иаков, при котором имел во владении в Пригордском стане пустошь Луг Ильинский на Прудищах. “Ист.-стат. опис. Смолен. епар.”, 304, 322; “Памят. кн. Смолен. губ.”, 1860 г., 33; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 744; “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1838 г., 288 (обозр. гор. Вязьмы; цер­ковь). 2079 . Спасский Старый на Пе­сках, мужской, совсем уничтожен­ный, в Москве, но место его нахождения остается неизвестным и приурочивание монастыря к Заиконоспасскому совсем неудачно, как сделано это в “Чтении Общ. ист. и древн.”, так как Заиконоспасский монастырь новейшего происхо­ждения, а Спасский Старый существовал еще прежде Спаса на Бору, Новоспас­ского и Спаса в Чигасах, чтó доказы­вается летописями и друг. обстоятель­ствами. В Софийской (V, 215) и Воскре­сенской (VII, 197) летоп. по поводу перевезения тела св. кн. Михаила Яросл. из Орды в 1319 г. в Тверь значится: «довесшим Москвы положиша и в церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010