2, 351 (дело 1722–23 г. о 3 монахах, оказавшихся бегл. солдатами); III, 1723 г., 154 (м-рю принадлежало село Спас Сенович), 214 (тоже дер. Подол), 504 (донос на монахов м-ря), прилож., CXLVI, XXXV (архим. Вениамин в 1723 г. встречал мощи св. Алекс.-Нев.); VI, 1726 г., 56 (назначение архим. Вениамина на чреду священнослуж. в СПб.), 278 (архим. Феодосий в 1712 г. назначен архим. Александро-Нев. м-ря), 385 (дело об иеродиак. Спиридоне Бельском, которого взял к себе архим. Феодосий, впоследствии известный архиеписк.); VII, 1727 г., 234 (дело об иеромон. Исаие); VIII, 1728 г., прилож., 1 (Ц. гр. царя Вас. Иоанн. игум. Трифону о пожаловании архиер. шапки), XLVIII, 6 (гр. 1656 г. патриархов Антиохий. Макария и Сербского Гавриила о пожалов. архим. Евфимию клобука и греческой шапки), LXI, 6 (указ 1727 г. архиеп. Феофана архим. Вениамину о чине богослужения); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1831 (переписн. книга 1670 г. вотчин м-ря в Вотской пятине Корельск. половины); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библиот.», I, 30, 8 (житие преп. Варлаама), 9 (сказание о новом чуде умерш. отроку Гр. Вас. Верьхедеревскому от преп. Варлаама), 436, 7 (житие чудеса преп. Варлаама); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., VI, 209 (архим. Киприан, с 1620 г. архиеп. Тобольск.), 297 (архим. Корнилий, с 1664 г. архиеп. Сибир.); 1790 г., XIV, 213 (послание XVI ст. старца м-ря Феодосия с брат. архиеп. Новгород. Макарию); 1791 г., XVII, 131 (архим. Феодосий, с 1542 г. архиеп. Новгор.); “Продолж. древ. Вивлиоф.», 1789 г., V, 107 (Спас на Хутыни упоминается в духовной кн. Дм. Ив. Углицкого, около 1509 г.); 1791 г., VII, 3 (приговор. грам. 1566 г. о походе войною на Польшу; игум. Филофей), 144 (приговор. грам. 1580 г. о монаст. вотчинах; игум. Дионисий); “Русск. истор. Библиот.», I, 693 (памятн. смутн. времени; присяга новгородцев у Спаса на Хутыне); II, 485, 142 (цар. грам. 1627 г. о кормовых и панихидн. деньгах); III, 34 (празднов. в Москве около 1634 г. Варлааму Хутын. 6 ноября; трезвон большой, благовест в ревут, трезвон во вся без большого, а поют с полиелеосом); IV, 850 (Палинодия 1621 г.; 6 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Батановы : Поздняк [см. Позняк] Григорьевич, 1543 г., Владимир; Андрей Батанов, царский дьяк, 1566 г. Батан, батьян – черногуз, аист Баташ, Баташевы : Батат Васильевич Шеин-Морозов [сл. Шея, Мороз], первая половина XV в.; кн. Семен Дмитриевич Баташ Приимков-Ростовский [см. Приимок], начало XVI в.; Савва и Осип Баташевы, подьячие, 1670 г., Москва; Максим Баташев, помещик, 1578 г., Арзамас [см. Адаш, Огонь] Батенин Дямцу, посадский человек, 1626 г., Вязьма Батман Феогност, старец Ферапонтова монастыря, 1502 г.; Тимофей Батманов, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород Батман – у народов Востока мера веса сыпучих тел Батов Федор, крестьянин, 1490 г., Новгород Батоног, Батоногов : Павлик Батоног, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород; Кузьма Батоногов, посадский человек, 1582 г., Великий Новгород Батошка Михаил Петров, 1586 г., новгородец Батрак, Батраковы ( Баграковы ): Андрей Иванович Батрак Вельяминов, 1545 г.; Угрим Баграков, 1519 г. 20 ; его сын Федор Угримов-Батраков [см. Угрим], дворцовый дьяк, 1550 г. Батуй Иван Никитич Колычев [см. Колыч] Батура, Батурины : Батура, крестьянин, 1498 г., Новгород; Иван Александрович Батурин, середина XVI в., Рязань; Батурины, XVI в. и позже, Рязань [см. Волокита, Злосчастье] Батура – вышка, сторожевая башня; батур, батырь– богатырь Батута (Ватута? – С. В.), крестьянин, 1539 г., Новгород Батый , холоп, середина XV в., Переяславль Батюш и Батюшев Якунька, бортники, 1608 г., Нижний Новгород Батюшко, Батюшковы : Иван Батюшко, вотчинник, первая четверть XV в., Нерехотская волость, Кострома Ср. в XVI в. в верховьях р. Яхромы имение Батюшково Баулко ( Баул ), Баулины : Баулко, крестьянин, 1545 г., Новгород; Иван Баулин, холоп, 1603 г., Новгород Баул – сундук, короб Бауш : Никифор Михайлович Бауш Аксаков-Вельяминов [см. Аксак], 1574–1620 гг.; Бауш Афанасьевич Маракушев [см. Маракушев], стрелецкий голова, 1614 г., Углич; Баушев Якунька, крестьянин, 1627 г., Белев Бахарь, Бахаревы : Григорий Бахарь, 1564 г., Новгород; Феофан Бахарев, крестьянин, 1495 г., Новгород; Неупокой [см. Неупокой] Андреевич Бахорев, 1551 г., Суздаль

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Игум. Евникию на посту настоятельницы Н. м. м. сменила игум. Стефанида (не позднее 1574 - не ранее 1586). В этот период в обители приняла постриг 3-я жена скончавшегося 19 нояб. 1581 г. после конфликта с отцом царевича Иоанна Иоанновича, Елена Иоанновна (урожд. Шереметева): «...пострижена в Новом монастыре, во иноцех Леонида, и государь дал ей в вотчину город Лух да волость Ставрову» (ПСРЛ. Т. 34. С. 228). После перерыва в источниках упоминается игум. Евдокия (Чулкова; не позднее 1597-1599), после к-рой мон-рем до 1602 г. управляла келарь Евдокия (Мещерская). В Смутное время настоятельницами Н. м. м. были Домника (Домникея (Близнецова); не позднее окт. 1603-1612) и Мария (Чирикова; 1613-1615). Из приходной книги Н. м. м. 1603-1604 (7112) гг. известно, что в обители в то время проживали 122 монахини, которым полагалась «годовая милостыня» (Приходная книга 1603-1604 (7112) г. 1985. С. 91). В приходной книге зафиксирован «приход деньгам… годовые милостыни игуменье и старицам...» за 7110, 7111, 7112 (1601/02, 1602/03 и 1603/04) гг. Составлялись списки с именами игумении, келаря, княгинь и боярынь, больших и меньших «крылошанок», рядовых стариц. За «111-м дьяк Василий Нелюбов привез в монастырь государевых милостынных денег и роздал игуменьи, келарю и старицам по рукам 228 рублев и 15 алтын. Игуменье четыре рубли и восемь алтын четыре денги, келарю да 20-ти боярыням да 24-м крылошанкам большим по 2 рубля и по 8 алтын по 4 деньге старице, да 10-ти крылошанкам по рублю старице. Да рядовым 75-ти старицам по пол-2 рубли старице. А не додал в прежний оклад против прошлого 110-го году 37-ми рублев и 21 алтына» (Там же). По некоторым данным, с 1610 г. в Н. м. м. жили инокиня Марфа (в миру кнж. Мария Владимировна, дочь удельного князя старицкого (с 1566 дмитровского) Владимира Андреевича, вдовствующая королева Ливонии) и инокиня Ольга (Годунова), к-рые в 1611 г. вместе с др. насельницами подверглись ограблению со стороны захвативших обитель казаков И. М. Заруцкого: «...а когда Ивашка Зарудный с товарищами Девичий монастырь взяли, то они церковь божию разорили донага, а других бедных черниц - королеву, дочь князя Владимира Андреевича, Ольгу, дочь царя Бориса, на которых прежде взглянуть не смели. Ограбили донага» ( Соловьёв. История. Т. 8. С. 645). В 1615-1620 гг. в обители была насельницей инокиня Елена (в миру царица Мария Петровна (урожд. кнж. Буйносова-Ростовская Екатерина), вдова царя Василия Иоанновича Шуйского), которой царь Михаил Феодорович отправил 40 соболей на новоселье в Н. м. м.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Следует отметить ещё два момента. Во-первых, в отношении теории (но не практики, как мы увидим ниже) вопроса о преложении частиц греческая православная традиция, начиная с полно представленного диаконом Михаилом Асмусом блж. Симеона Солунского , однозначно высказывается в пользу освящения поминальных частиц при совершении таинства Евхаристии, но против их преложения в Тело Христово. Об этом говорят митрополит Филадельфийский Гавриил (Севирос; конец XVI – начало XVII bb.) в труде «О частицах», Феофил, епископ Кампанийский (вторая половина XVIII b.), в «Сокровищнице Православия» («Ταμεον ρθοδοξας») и, в конце XVIII b., прп. Никодим и Агапий Святогорцы в «Пидалионе» (цитаты см. в: Φουντολης. Απαντσεις, τ. Β´. Σ. 91 и Асмус М., диак. Понимание поминальных частиц. С. 68). Во-вторых, принятие идеи о преложении частиц отправляет в архив учение ап. Павла об одном, единственном, хлебе («ες ρτος»), «егоже ломим», который есть «общение Тела Христова» и приобщаясь которому, Церковь становится «единым телом» (см. 1Кор.10:16–17 ). 879  Например, «уставом» в рук. ГИМ Син. греч. 275 (381), датируемом между 1289 и 1311 гг. (см. Красносельцев. Материалы. С. 28), и «уставом» XV–XVI bb. в рук. Св. Савва 305/С.-Петербург 423 (см. там же. С. 92). 884  См., к примеру, БЛ Д. Дуки 1526 (первопечатное издание), БЛ С.Ч.Д. 1644 (И, «πρτη κδοσις»), БЛ А. Вортоли 1775 и др.; ЕВХ 1545, ЕВХ 1566, ЕВХ А. Пинелло 1620, ЕВХ Н. Сарос 1692 и др. Издания «Толковая литургия» вовсе не упоминают о прощении. 891  Л. 514. Этот «устав» был издан в: Taft. The Pontifical Liturgy. Указанный лист напечатан на с. 300. 895  Илитарий библиотеки Эсфигменова монастыря 1306 г. См. Дмитриевский . Описание. Т. 2. С. 268. 896  См. Τρεμπλας. Α τρες λειτουργαι. Σ. 140–141 и Φουντολης. Απαντσεις, τ. Β´. Σ. 248–249. 905  Например, БЛ Калам. 1870 (с. 23) и БЛ Афин. 1923 (А. Пасхас) (с. 127–129). Последнее из этих изданий опускает характерное для греческого чина повторение молитвы «Вечери Твоея тайныя...» в конце подготовительных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одиннадцатый список — ГА ТО, ф. 1407 (Рукописная коллекция XIV—XV вв.), оп. 1, д. 81. Рукопись в 8°, на 382 листах. Писана мелким полууставом, переходящим в скоропись, тремя почерками. Переплет — доски в коже. В архивной описи значится как «Обиход Кирилло-Белозерского монастыря». Рукопись включает: церковный обиходник, кормовую книгу; келарские памяти; чин встречи царя («О царском приходе»), бояр Федора Ивановича Мстиславского (1626 г.) и Ивана Васильевича Голицына (1624 г.) и другие тексты. Рукопись подробно описана М. Н. Сперанским и датирована им 1628—1631 В 1964 г. реставрированы первые 10 листов, 3 последние листа и переплет. Памяти келарей (л. 130—144) имеют заголовок: «Книга келарская расходная поминком и по службам дают запасу». Состав памятей со временем менялся.На протяжении 2-й половины XVI в. и 1-й трети XVII в. наблюдается исключение из состава памятей подношений и «почестного» корма наместникам, городским приказчикам, волостелям, доводчикам и другим лицам местного суда и управления. Впервые этих текстов не оказалось в 1570-х гг. (РГАДА, ф. 196, оп. 3, д. 843; Погод. 1566, л. 29—42),их также нет в списках 1595—1601 гг. (Кир.-Бел. 68/1307), конца 1620-х гг. (Соф., 1167), 1628—1631 гг. (Государственный архив Тверской области, ф. 1407, оп. 1, д. 81), 1637 г. (Кир.-Бел., 93/1331), но наличествуют в ряде списков: в 1560-х гг. (Погод. 1566, 2— 20), в 1590-х гг. (Соф. 1477), в 1605/06 г .(Соф. 1150),в1604—1614 гг. (Соф. 1166), в 1620-х гг. (Кир.-Бел. 84/1322).Ряд памятей читаются в одном тексте: 80 («Служебником обиход») в 1577/78 г. (Погод. 1566, л. 29—42); 90 («На дворец людем дают на Федорову неделю») в 1605/06 гг. (Соф. 1150) (см. приложение). Особую группу составляют памяти, в которых фиксировался корм старицам Горицкого Воскресенского монастыря (см. публикацию, раздел 2). Эти тексты входили в состав келарских обиходников с начала 1590-х гг., впервые читаются в Соф. 1477 (рукопись датирована мною апрелем 1593 г. – маем 1594 г.). Горицким старицам посылались праздничные а старице Агафье Кайбулине ежегодные продукты и деньги выдавались за богатый земельный вклад Кирилло-Белозерскому монастырю, сделанный ею в 1586

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

В таком же смысле составитель «Патриаршего каталога» понимает «древнюю и священную прономию» александрийского престола и в других своих сообщениях об избрании александрийских патриархов. Так, его каталог патриархов, занимавших александрийский престол со второй половины XV века, начинается следующим общим замечанием: «После падения Константинополя, как и прежде, согласно наследованию [престола] и избранию клира в Египте и христиан (καθς κα πρτερον, κατ διαδοχν [κα] τν κλογν το κλρου ’εν Αγπτω κα χριστιανν), в Александрии состояли патриархами – Иоаким Пани» и т. д. 98 Патриарх Иоаким Пани (1486–1565 г.), – продолжает каталог, – пред смертью своею, «по общему желанию клира и христиан Египта, оставил преемником престола архидиакона своего Сильвестра» (π το θαντου το φκε τ κοιν θελσει το κλρου κα τν χριστιανν τς Αγπτου διδοχον το θρνον τν ρχιδικονον το Σλβεστρον) 99 . Патриарх Сильвестр (1566–1586 г.), когда умирал, «согласно желанию клира в Египте и христиан отрекся от престола в пользу протосинкела престола, ученейшего Мелетия Пига» 100 . Знаменитый Мелетий Пига (1586–1601 г.), в силу той же самой прономии (δι το ατο προνομου), издавна утвержденной святыми вселенскими соборами, оставил своим диадохом архимандрита престола, просвещенного мужа Кирилла Лукариса 101 . Кирилл Лукарис (1602–1620 г.), в свою очередь, сделавшись патриархом Константинополя, оставил диадохом, согласно прономии (κατ τ προνμιον), архимандрита престола Герасима. 102 И Герасим I (1620–1636 г.), пред смертью своей избрал, по общему решению (τ κοιν γνμη), родственника своего и энергичного протосинкелла Митрофана Критопула (1636–1639 г.). И этот оставил своим диадохом Никифора (1639–1645 г.). Последний пред смертью своей, по избранию (τ κλογ) своему и христиан, оставил преемником Иоанникия (1645–1657 г.). Но и этот патриарх пред смертью своей назначил (преемником) своего архимандрита Паисия (1657–1677 г.). Однако, против Паисия восстал константинопольский патриарх Парфений и возвел на александрийскую патриаршую кафедру родосского митрополита Иоакима, но христиане Египта восстали против этого и силою священной прономии престола (δυνμει το ερο προνομου το θρνου) опять восстановили законного пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Именовалась: Ростовская и Суздальская; с 1149 г. – Ростовская, Суздальская, Владимирская и Муромская; с 1164 (по др., 1172) г. – Ростовская и Муромская; с 1198 г. – Ростовская, Суздальская и Владимирская; с 1213 (1214) г. – Ростовская, Переславская и Ярославская (выделена Суздальская кафедра); с 1226 г. – Ростовская и Ярославская; с 1389 (1390) г. – Ростовская, Ярославская и Белозерская (По Н.Д. Иерархия... С. 340, «...некоторые из Ростовских иерархов в XIV и XV веке именовались «и Угличскими», другие же «и Моложскими»); с 26.01.1589 – Ростовская и Ярославская; с 16.10.1799 – Ярославская и Ростовская. Викарные кафедры: Угличская, Рыбинская, Викариатство Ярославской епархии, Ростовская, Любимская, Тутаевская, Переславль-Залесская. 991 (?!) 993(?) 08.06.1023 Св. Феодор Грек, паки (1010–1014) 29.11.1054 1070(1073;1077?) 15.05.1089 08.05.1090? 04.11.1119 06.12.1119 21.09.1130 09.05.1131 01.10.1146 20.07.1149 Леонтий III, паки Леонтий III, 3-й раз Нестор, паки 16.07.1170 08.05.1172 11.03.1185 10.11.1189 23.01.1190 1213(1214) 20.06.1214 10.11.1214 10.11.1214 16.06.1216 10.11.1216 16.09.1229 1229(1230) 06.04.1231 06.04.1231 Св. Кирилл II 19.09.1262 в/у Св. Игнатий 19.09.1262 28.05.1288 1288(1289) 07.09.1328 12.04.1356 20.12.1379 06.01.1382 07.11.1385 1389/1390 28.11.1394 17.12.1394 Арсений II 14.03.1396 03.05.1416 12.07.1418 18.10.1426 13.04.1427 29.03.1454 09.05.1461 13.05.1462 06.08.1467 13.12.1468 23.03.1481 22.07.1481 15.01.1489 15.01.1490 15.01.1503 15.01.1506 28.08.1515 17.01.1520 12.05.1525 11.03.1526 03.09.1537 02.03.1539 19.05.1542 25.02.1543 17.03.1549 25.09.1566 19.01.1567 07.03.1574 Корнилий 10.05.1574 17.08.1576 10.07.1578 06.12.1582 25.03.1583 07.11.1585 09.01.1586 11.12.1586 05.06.1587 25.03.1603 18.03.1605 04.1606 30.06.1606 22.06.1619 06.1611 07.05.1616 22.07.1619 06.02.1620 10.07.1620 09.07.1652 22.08.1652 05.07.1691 05.07.1691 10.11.1701 Иоасаф II Лазаревич 04.01.1702 28.10.1709 24.06.1711 27.02.1718 13.07.1718 03.10.1730 13.04.1731 25.12.1741 13.05.1742 14.04.1763

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1566(1558) ЛУЦКАЯ ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 1654(1655?) ВОЛОГОДСКАЯ 17.10.1708 18.01.1716 ВОРОНЕЖСКАЯ 31.10.1725 27.12.1726 Иосиф I КОЛОМЕНСКАЯ (XV в.) Иосиф II КОЛОМЕНСКАЯ 18.03.1565 11.1569 Иосиф III КОЛОМЕНСКАЯ 27.01.1615 Иосиф IV КОЛОМЕНСКАЯ (Иосиф КОЛОМЕНСКАЯ, обн.) ЛЬВОВСКАЯ (1292) в/у ЛЬВОВСКАЯ ПСКОВСКАЯ 10.1610 1613(?) Иосиф I РЯЗАНСКАЯ Иосиф II РЯЗАНСКАЯ (1340) Иосиф III РЯЗАНСКАЯ 10.01.1619 30.04.1620 Иосиф IV РЯЗАНСКАЯ 09.08.1674 21.09.1681 СЕРБСКАЯ и АРХАНГЕЛЬСКАЯ 29.07.1681 СМОЛЕНСКАЯ 15.02.1515 22.06.1532 ТЕМНИКОВСКАЯ (1935?) Иосиф Баженов БАЛТСКАЯ 30.12.1884 23.01.1886 Иосиф Балабанов в/у УГЛИЧСКАЯ 15(28)12.1998 18(31)01.1999 УГЛИЧСКАЯ 18(31)01.1999 24.09(07.10)2002 БИРОБИДЖАНСКАЯ 24.09(07.10)2002 Иосиф Бобрикович-Копоть Анехожский МОГИЛЕВСКАЯ 01.10.1633 07.04.1635 в/у ПОЛОЦКАЯ 01.10.1633 07.04.1635 Иосиф Богословский ДМИТРОВСКАЯ 27.12.1842 20.11.1849 ОРЕНБУРГСКАЯ 20.11.1849 27.08.1853 ВОРОНЕЖСКАЯ 27.08.1853 14.11.1864 Иосиф Болгаринович СМОЛЕНСКАЯ 10.05.1500 в/у КИЕВСКАЯ 30.05.1498 10.05.1500 КИЕВСКАЯ 10.05.1500 Иосиф Величковский АРХАНГЕЛЬСКАЯ 09.11.1819 03.07.1821 СМОЛЕНСКАЯ 03.07.1821 17.02.1834 Иосиф Волчанский МОГИЛЕВСКАЯ 08.01.1735 01.09.1742 МОСКОВСКАЯ 01.09.1742 10.06.1745 (Иосиф Гошовский в/у ЛЬВОВСКАЯ Иосиф Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 12.1240 Иосиф Дроздов КОВНЕНСКАЯ 11.09.1868 07.12.1874 СМОЛЕНСКАЯ 07.12.1874 28.09.1881 Иосиф Дьяков ВСЕРОССИЙСКАЯ 27.03.1642 15.04.1652 Иосиф Золотой (Золотов) ВОЛОГОДСКАЯ 16.12.1761 25.12.1774 Иосиф Кононович-Горбацкий МОГИЛЕВСКАЯ 02.05.1650 25.02.1653 в/у ПОЛОЦКАЯ 02.05.1650 25.02.1653 Иосиф Кречетович ИЗЮМСКАЯ, обн. 29.12.1923 (11.01.1924) 30.11(13.12)1924 ПОЛТАВСКАЯ, обн. 30.11(13.12)1924 11(24)01.1925 ИЗЮМСКАЯ, обн., паки 11(24)01.1925 11(24)02.1926 МОГИЛЕВСКАЯ, обн. 11(24)02.1926 02.1927 МИНСКАЯ, обн. 02.1927 09(22)03.1928 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ, обн. 09(22)03.1928 30.05(12.06)1933 Иосиф Македонов в/у ШАЦКАЯ 04(17)07.1998 26.08(08.09)1998 ШАЦКАЯ 26.08(08.09)1998 06(19)07. 2006 ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 06(19)07.2006

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

984 Если принять приведенное Халецким объяснение склонности Д. Збируйского к унии тем, что православным жителям холмской епархии приходилось тесно соприкасаться с католиками (Halecki 1968. Р. 238), то отсутствие подписи Копыстенского под декларацией об унии особенно удивительно, так как и в его епархии был католический епископ и православные приходы соседствовали с многочисленными католическими парафиями. Следовательно, сам по себе факт близкого соседства с католиками не объясняет склонности к унии. Характерно, что позднее Копыстенский, как и Балабан, стал противником унии. 989 В грамоте короля митрополиту Рагозе от 28 июля 1595 г. Загорский назван «казнодеем» митрополита (АЗР. Т. 4. С. 108). В жалованной грамоте на полоцкую архиепископию от 22 сентября 1595 г. он назван «протонотарием митрополии» (АЗР. Т. 4. С. 119). В письме Острожского К. Радзивиллу от 2 июля 1595 г. – «слугой» митрополита Рагозы. 991 Lewicki 1933. S. 134–135. Przyp. 4 («Radbym abys WM po tego bezecnika Mitropolita poslat у po iego sluge Hrehora, ktoremu dano Wladyctwo Polockie, ze Pana na zdrade... namowil»). 992 «Ante dies aliquot datus est Polociae nostrae Vladicatus, similis animi viro et iam animo cum Ecclesia coniuncto» (Listy ks. Piotra Skargi. 1566–1620. Wyd. J. Syganski. Krakow, 1912. S. 260 (письмо П. Скарги к генералу ордена иезуитов К. Аквавиве от 27 сентября 1595 г.). 996 ОР РНБ. Фонд И.П. Сахарова (фонд 678), (Акты литовского духовенства). Л. 3–4. АЗР. Т. IV. С. 84–85; DUB. Р. 43–44. 997 Попытки суммарного биографического очерка: Kempa T. Konstanty Wasyl Ostrogski (ok. 1524/1525–1608), wojewoda kijowski i marszalek ziemi wolynskiej, Torun, 1997; Chynczewska-Hennel T. Ostrogski Konstantyn//Polski slownik biograficzny. Т. XXIV. Wroclaw, 1979. S. 489–495. Много данных о К. Острожском собрано в книге: Харлампович К. Западнорусские православные школы XVI и начала XVII в. Казань, 1898. С. 237–276. См. также: Зноско К. Князь Константин Острожский. Варшава, 1933; Соболев Л.В. Князь К.В. Острожский как лидер «русского народа» Речи Посполитой. Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. М., 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Боброк Дмитрий Михайлович Волынский [см. Волынский], выходец из Галиции, боярин вел. кн. Дмитрия Донского, родоначальник фамилии Волынских Бобрыня Андрей Гаврилович Кобылин [см. Кобыла], начало XV в. Бобцов Никифор Иванов, 1547 г., Кашин Бобыня, крестьянин, 1545 г., Новгород Бобыня – спесивый, чванный человек Бобынины см. Бобанины Бова : Бова Семенович Воробин [см. Вороба], середина XVI в., Рязань; Епифаний Богданович Бова Скрипицын [см. Скрипица], сын боярский патриарха, 1601 г. Ср. «Бова-королевич» – старинная повесть с заимствованным из западной литературы сюжетом Бовыка, Бовыкины : Бовыка Шишмарев [см. Шишмарев], помещик, 1498 г., Новгород; Бовыка Микляев [см. Микляй], холоп, 1506 г., Муром; Ждан [см. Ждан] Бовыкин, крестьянин, 1564 г., Олонец; Бовыка Игнатьевич Забелин [см. Забела], 1564 г. Богатков Федор, царский конюх, 1573 г. Богатый Иван, холоп, 1545 г., Новгород Богатыревы : Василий Никифорович, кашинский вотчинник, 1522–1524 гг.; Иван Иванович Богатырев, 1578 г., Арзамас; Богатыревы в XVI в. в Кашине Боголюб Лаврентьев, царский сытник, 1573 г. Боголюбов Иван, подьячий, 1676 г., Москва Богомил Богданович Гиневлев [см. Гиневль], дворянин, 1573 г. Богомол , Богомоловы : Богомол, кузнец, 1624 г., Нижний Новгород; Ждан [см. Ждан] Алексеевич Богомолов, 1600 г., Новгород; Богомоловы, крестьяне, 1620 г., Белев Богучаровы ( Боучаровы ): Федор Григорьевич, 1566 г.; Нехороший [см. Нехороший] Иванович, 1595 г., Кашира; в XV в. в реестре смоленской шляхты Иван Богучаров 24 ; Богучаровы в XVI–XVII вв. в Туле и Алексине Боданин Иванка, бортник, 1608 г., Нижний Новгород Бодеин см. Бадеин Бодухин Павел Васильевич, крестьянин, 1546 г., Новгород Бодырин (иногда – Будырин и Бударин ) Федор, казачий атаман, 1607 г. Бодяга, Бодягин : Логгин Бодяга, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Федот Бодягин, крестьянин, 1539 г., Новгород Бодяга – речная губка, водоросль Бодяка Родион, крестьянин, 1494 г., Кострома Боецкие см. Воецкие Божедомов Андрей, посадский человек, 1664 г., Можайск Божедом – скудельница, сарай над ямой для погребения безвестных мертвецов

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010