Святитель пользовался своим традиц. правом «печалования» пред государем за попавших в опалу (см., напр.: Сергеев А. В. Из истории полит. борьбы 50-х гг. XVI в.: Дело кн. Семена Ростовского//ИКРЗ, 2012. Ростов, 2013. С. 66-74). Сохранились автографы М. на соответствующих грамотах государю ( Макарий (Веретенников), архим. Автографы Всерос. митр. Макария: Из Древлехранилища ЦГАДА//БТ. 1992. Сб. 31. С. 269-272). Согласно свидетельству Курбского, когда планировался суд над попом Сильвестром и А. Ф. Адашевым, к-рых обвиняли в смерти царицы (1560), они обратились к М. с просьбой вызвать их на судебное разбирательство. Митрополит поддержал их требование, но на заседании Боярской думы и Освященного Собора они, по словам Курбского, были осуждены заочно. Известно, однако, что Сильвестр провел последние годы жизни в Кирилловом Белозерском мон-ре и сделал ряд вкладов в обитель, а Адашев служил до смерти в Ливонии. По-видимому, митрополиту удалось добиться прекращения судебного дела. Надгробие свт. Макария, митр. Московского, в Успенском соборе Московского Кремля. Фотография. 2015 г. Надгробие свт. Макария, митр. Московского, в Успенском соборе Московского Кремля. Фотография. 2015 г. Начало 1561 г. отмечено рядом конфликтов царя Иоанна IV с представителями знати, обвиненными в «измене». Право «печалования» за них митрополита и Освященного Собора по-прежнему признавалось, хотя осуществлять его было все труднее. «Порука» митрополита и Собора упоминается в крестоцеловальных записях И. М. Глинского (1561), И. Д. Бельского (1562). После ареста князей Воротынских удалось добиться помилования только младшего, Александра, а его старший брат Михаил продолжал оставаться под арестом. Кн. Д. И. Курлятев был принудительно пострижен в монахи вместе со всей семьей; помешать этому митрополит не смог. Однако в 1563 г., когда кн. Владимир Андреевич Старицкий и его мать были обвинены во «многих неисправлениях и неправдах», царь «для отца своего Макария митрополита и архиепископов и епископов гнев свои им отдал» (ПСРЛ.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Краковское издание 1561 года отразилось не только в этом переводе, а и в русско-польском издании Псалтири 1638 года, сделанном иноками виленского монастыря в Евью: Psalterz Блаженного Пророка и Царя Давида: z Graeckitgo па Slowienski а z slowienskiego n Polski iezyk przelozony. Приданы суть и Величания на праздники Господ(ь)ския Богородичны и всем Святым. Pllnoia у starániem. Zákonmikow Coenobii Wilenskiey. Wiewiv. Roku 1638. Псалтирь посвящена Nam Wielce M. Paniey iey Mi Pániey Zofii iaroslawownie z Drucka Sokolinskiey Podwoiewodzánce Polockiey P. Mikolaiowey Lomskiey. Обычный церковно-славянский текст Псалтири, с белорусскими и малорусскими особенностями в языке, приведен здесь на ряду с текстом краковского издания польской Библии 1561 года 81 . По широте замысла и по самостоятельности в передаче на русский язык значительной части Библии перевод списка Импер. Публ. библ. F. I 2 должен быть поставлен очень высоко в ряду других переводов: ему по праву должно быть отведено следующее место за переводом Скорины. Кому принадлежит этот перевод – католической миссии или православной защите против католической пропаганды, мы сказать не можем, хотя более оснований видеть здесь католический перевод 82 . 12 . Век реформации проявил свое влияние по всей линии славянского библейского текста. Одновременно с оживлением и развитием переводческой деятельности в области славянских библейских текстов, в XVI в., в пределах западной Руси, заметен такой же подъем в этой области у юго-западных славян, пользовавшихся глого лическим библейским текстом. Как ни обособлена была жизнь юго-западных и восточных славянских племен того времени, как ни далеко стояли они друг от друга, разделенные географическим положением, вероисповеданиеми разностью кирилловского и глаголического письма, все таки совпадение в характере библейской деятельности у той и другой группы славян было весьма существенно. И наши западно-русские глаголические переводы от старых славянских текстов переходили к народному языку. Существенным двигателем к этой переводческой деятельности была одна и та же реформация. Наконец, народной языковой обработке в глаголических текстах подвергался главным образом Новый Завет , что мы видели и в деятельности нашихзападно-русских переводчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Петровского. Они были подчинены суду его дворецкого из приказа Большого дворца (АИ. Т. 1. 165. Стб. 315-318). Вскоре нек-рые из них, как часть вклада, были пожалованы во владение мон-рям. Вероятно, поводом для этого стало рождение в 1557 г. царевича Феодора Иоанновича . По местному преданию, зафиксированному в лит-ре ( Свирелин. 1903. С. 28), царевич род. недалеко от обители, на Московской дороге, в дер. Собилка. На этом месте была возведена деревянная, а во 2-й пол. XVII в. кирпичная часовня в стиле рус. узорочья. К кон. XIX в. она обветшала. По обмерным чертежам ее восстановил архит. акад. В. В. Суслов (1857-1921). Рождение 3-го сына царя Иоанна Грозного, состоявшееся незадолго до дня памяти вмч. Феодора Стратилата, было отмечено постройкой по царскому обету в самом мон-ре кирпичного собора вместо деревянного. В нем царь молился во время своих поездок из Александровой слободы в Переславль-Залесский на богомолье. Сюда приезжал и царевич. Между 1558 и 1567 гг. царь Иоанн IV пожаловал обители свое дворцовое с. Ивановское на р. Нилке, 30 апр. 1561 г.- пустошь Гребневское, а 20 июня 1561 г.- дал жалованную льготную грамоту игум. Харитону на с. Фёдоровское и Половецкое с деревнями и селищами, расположенными в Новосельском, Кодяеве и Михайловском станах Переславского у. В последнем случае льгота была подтверждена в 1564 г. и действовала до 1 сент. 1567 г. ( Свирелин. 1903. С. 27; Антонов. 1997. 187-189. С. 73). В янв. 1562 г. царь Иоанн IV в ответ на просьбу игум. Харитона «с братьею, что служит в Переславле у Феодора Стратилата на Горе, или кто по нем в том монастыре иный игумен или строитель будет» выдал жалованную грамоту. Этот иммунитетный документ защищал подчиненных П.-З. Ф. м. людей от действий площадных и дворцовых недельщиков и ездоков, к-рые ранее к ним прибывали и «сроки на них, и на слуг и на крестьян, ото всяких людей во всяких делех» и «от ямскых охотников зазывные во весь год в пашенную пору» заставляли участвовать. Из-за участия в исполнении общегородских повинностей слугам и крестьянам П.-З.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

Государь исполнил эту просьбу, известив о том и настоятеля обители. В 1561 году прибыл в Москву из русского монастыря св. великомученика Пантелеймона игумен Иоаким и с ним еще 4 старца. Вместе с ними из монастыря св. Николая чудотворца (т. е. Ставроникитского) 4 человека и из Лавры св. Афанасия 5 человек. Они почтены и удоволены милостынями самим царем и царицею со чады их, и прочими властями духовными и светскими. Жили они в Москве два года без двух месяцев. Сведения о сем находятся в сохраняющейся в московской синодальной библиотеке рукописи под 272. Рукопись эта имеет всю историческую важность. Из ней видно, что в 1561 году в русском св. великомученика Пантелеимона монастыре были: игумен, священников 15, диаконов 7, и всей братии 170. Цифра почтенная! Церквей внутри и кругом монастыря было 15, житие киновийное (общежительное). Дивно, что чрез 13 лет после сего монастырь оказался совсем пустым. Если справедливо печальное предание, записанное у Барского, что однажды, по возникшей неприязни греки извели всех русских, то кажется можно отнести сие к этому времени. В 1571 году Афонская русская обитель удостоилась получить царскую грамоту на имя своего игумена Диомида, и при ней милостыню: 200 рублей по царице Анастасии, чару серебряную по царице Марии, да по брате царевом князе Георгие Васильевиче 150 руб. для ежегодного их поминовения. Эту грамоту и милостыню привозил на Афон царский человек Семен Борзунов. В 1582 году послан был на Восток для раздачи монастырям милостыни по душе царевича Иоанна царский человек Иван Мешнинов; в росписи было назначено русскому Пантелеймонову монастырю 500 рублей. Но прежде чем Мешенинов возвратился обратно, а именно в 1584 году, была послана в русский монастырь новая милостыня от Государя с торговым человеком Марком Самсоновым, при грамоте, в которой Государь извещал, что прежде сего (1582 года) «когда не стало Божиим изволением в живых сына его царевича Ивана», он посылал с человеком своим Иваном Мешениновым по душе его милостыни 500 рублей, a ныне посылает им опять по царевиче с Марком Самсоновым ризы и стихарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жаборинцевская (подобие Иверской, в с. Жаборинце, Новоградволынского y., Волынской губ.) 14 снт. Жадовская Казанская 8 июл. 1533. Живоносный источник 4 апр. 1439, 1500, 1540. Живоприятная или Предвозвестительница 157 21 янв. Животодательница в неделю Всех Святых. Жиздринская Страстная. («И Тебе Самой душу пройдет оружие») 158 13 авг. Жировицкая 7 мая. 1444. Забельская 159 . Загаетская . 1434. Загоровская . 1434. Закланная 160 21 янв. Заоникиевская Владимирская 21 мая. 1430. Запечная или Хлебенная. 1422. Звезда пресветлая (на Афоне). Зимаровская Боголюбская 161 18 июн. Зимненская на день Св. Троицы. 1439. Златовратская Казанская (в Троицкой церкви г. Киева, перенесенная 20 окт. 1698 г „от Златых врат“) 8 июл. Знамение Новгородская 27 нбр. 477–478, 1427, 1430, 1485, 1500, 1546, 1562. Знамение Албазинская. – См. Албазинская. Знамение Вологодская. – См. Вологодская. Знамение Златоустовская 3 мрт. 1485. Знамение Каменская 162 16 снт. Знамение Курская 8 снт. 1473, 1474. Зографская Акафистная 163 10 окт. Зосимо-Савватиевская . 1422. Иверская 164 12 фвр., 31 мрт., 13 окт. Игоревская 5 июн. 1464. Играние двух младенцев . Игрицкая -Песоченская Смоленск. 12 июн. 1469. Избавительница 17 окт. 1536. Избавление от бед страждущих в неделю Всех Святых. Изяславская Рождество Богородицы (в церкви м. Изяславля, в 20 в. от г. Минска) 8 снт. Икона Богоматеря «Избиенных младенцев» 165 29 дек. Ильинская Черниговская 16 апр. 1496, 1560, 1561. Ипатменская 15 нбр. Ираклийская . Иржавецкая . – См. Ржавская. Иркутская Казанская 8 июл. 254. Исааковская -Пошехонская Рождество Богородицы 8 снт. 1565. Исааковская (другая) 166 8 снт. Исачковская 167 . Испанская 168 8 апр. И Тебе Самой душу пройдет оружие . – См. Жиздрижская. Иерусалимская 12 окт. 409, 1470, 1492, 1499, 1500, 1528, 1561. Иоанно-Богословская 169 . Иоасафовская Смоленская 170 28 июл. Иорданская . 171 Казанская 8 июл. 22 окт. 253–254 172 . Казанская Дуниловская. – См. Дуниловская. Казанская Каплуновская 173 11 снт. Казанская Тамбовская 6 дек. 254.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Это отразилось и на положении М. м.: господари, исходя из политических соображений, все чаще вмешивались в процесс избрания и смещения митрополитов. Так, митр. Георгий из мон-ря Бистрица был довольно быстро смещен после восшествия на престол Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568), поскольку вместе с боярами поддерживал другого кандидата на господарский престол. Митр. Григорий II (возможно, до этого игумен Нямецкого мон-ря) был поставлен в кон. 1552 г., в том же году во главе собора из 116 клириков он освятил новооснованный мон-рь Слатина. Сохранился Сборник, переписанный по его указанию иродиак. Иларионом в 1557 г.; в 1562 г. митрополит заплатил за список древнерус. романа «Александрия» (обе рукописи пожертвованы им в Нямецкой мон-рь). В 1561 г. вместе с господарем принимал К-польского патриарха Иоасафа II Великолепного . В том же году Александру III был смещен, за 3 года сменилось 2 господаря. Вернувшись к власти в марте 1563 г., Александру III сместил митр. Григория, не простив ему того, что тот помазывал на царство его противников. Митр. Григорий удалился в Нямецкий мон-рь, где умер после 1579 г. Новым митрополитом господарь поставил Феофана II из мон-ря Рышка, ученика еп. Романского Макария II. Литургическая сцена с митр. Георгием III (Мовилэ). Роспись кафоликона мон-ря Сучевица. Ок. 1596 г. В 1572-1574 гг., когда господарский трон занимал Иоан Водэ Лютый (Грозный), Церковь пережила тяжелые испытания. Митр. Феофан II бежал в Трансильванию, Иоан требовал его выдачи. Летописцы Азарий и Григоре Уреке писали о том, что Лютый сжег в Бистрице бывш. митр. Георгия и «наложил руку на его имущество» (Cronicile slavo-române. 1959. P. 137, 147). Господарь совершал беззакония: хулил иконы и др. святыни, заставлял людей работать в праздники, в т. ч. и воскресные дни, женился во время Великого поста и др.; летописцы называли его вторым Копронимом (визант. император-иконоборец Константин V ). Правление Иоана Лютого закончилось катастрофически: Молдавское княжество было разграблено турками и татарами.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Р. Менгса, «Воскресение Христа» по оригиналу неизв. художника, «Преображение» по оригиналу Рафаэля, «Св. Семейство» по оригиналу А. Бронзино), облачения и архиерейские митры (митра XIX в., ГМЗ «Ростовский кремль»), оклады икон и напрестольных Евангелий. Эмалевые медальоны с изображениями чтимых святых служили паломническими реликвиями («Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей», 2-я пол. XIX в., ЦМиАР, Гос. Музей изоискусств РТ (Казань)). Эмали в сочетании со сканью широко использовались в предметах т. н. рус. стиля 2-й пол. XIX - нач. XX в. Панагия. 90-е гг. XVII в. (ГММК) Панагия. 90-е гг. XVII в. (ГММК) Материалом керамики (от греч. κραμος - черепок) служит глина, сформированная от руки или на гончарном круге и затем обожженная. Со времен античности керамические изделия украшали гравировкой, штамповкой, росписью с дальнейшим покрытием облицовочным слоем цветной глазури. В романскую эпоху (XI в.) возникает высококачественная архитектурная керамика - облицовочные плитки и изразцы. На территории стран визант. круга создавались керамические иконы, прообразом к-рых стала одна из главных христ. святынь - Нерукотворный образ Спасителя на чрепии (Керамидион), находившийся в К-поле, почитавшийся наравне с Нерукотворным образом Спасителя на убрусе (Мандилион). Эти образы, тесно связанные с архитектурой, в московских храмах XIV-XVI вв. нередко дополнялись др. элементами фасадного убранства, выполненными в технике керамики, напр. орнаментальными поясами. Подобные иконы встречались в Болгарии в X в. Среди рус. икон известны: круглая икона «Св. Георгий» из Успенского собора Дмитрова (2-я пол. XIV - 1-я пол. XV в.), иконы с фасадов Борисоглебского собора Старицы (1558-1561), «Распятие Христово» с арочным завершением и круглая икона «Спас Нерукотворный» (обе 1561, ГИМ). Изразцы с орнаментами входили в храмовый декор рус. зодчества XVII в. (соборы Ярославля, Иосифова Волоколамского мон-ря, Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря). В западноевроп. искусстве религ. сюжеты изображали на печных изразцах (печной изразец с изображением мученичества, Богемия, XV в., Прага, Музей прикладного искусства).

http://pravenc.ru/text/171620.html

Liber de rebus Armeniæ (contra Jacobitas), 127, 879–902 (editum sub nomine tum Philippi solitarii, tum magna ex parle Isaaci Armeni, vide sub hoc verbo). DEXIPPUS Atheniensis, s. Ill, 113. De bellis scythicis excerpta (de Legationibus), 639–50. Notitia Niebuhr, 609–613. DIADOCHUS. Vide MARCUS D. DIDYMUS ALEXANDRINUS, s. IV, 39. Dogmaticä De Trinitate, lib. 1–3, 269–992. L. [­ A] Mingarelli epistola, 993–1030, in qua index, vocum notabilium, 1013–15. Index græcitatis, 1839–54. Index anaiyticus, 1853–60. Liber de Spiritu Sancto, latine ab Hieronymo (Vallarsi monitum, 1029–32), 1031–86. Contra Manichæos (G.), 1085–1110. Fragmenta dogmatica, 1109–10. Exegetica (Fragmenta ex Catenis, etc.): In Genesin (ex Nicephori Catena), 1111–14. In Exodum (id.), 1113–16. In lib. 2 Regum (id.), 1115–20. In Job (ex Nicetæ Catena), 1119–54. Expositio in Psalmos (M.), 1155–1616; fg. (Mingarelli), 1617–24. In Proverbia (M.), 1621–46. In Joannem (M.), 1645–54. In Acta apostolorum (Wolf), 1653–78. In 2 m ad Corinthios commentarius (M.), 1677–1732, In epistolas canonicas enarratio, 1749–1818, lat, cum fg. græcis; Jacobi, 1749–54; 1 a Petri, 1755–72; 2 a Petri, 1771–74; 1 a Jo., 1775 1808; 2 a Joan.,1809-l0;3a Joan., 1811–12; Judæ, 1811–18. Luckii commentatio critica prævia 1731–50. Veterum testimonia, 215–267. A. Mingarelli commentarius de Dydimo; lib. 1, de auctore; 2, de placitis, 139–261. Notitia FH., 131–40. DIODORUS TARSENSIS ep., s. IV, 33. Contra Synousiastas (M.), fg., 1559–62. De fato in codice 223 Photii. Exegetica ex Catenis, græce, 1561–1628: In Genesim (Nicephorus), 1561–80; In Exodum (id.), 1579–86; In Deuteronomium (id.), 1585–6; In lib. Judicum (id.), 1587–8; In I Regum(id.), 1587–8; In Psalmos (M.), 1587–1628. Notitia FH., 1545–52. Allatii, 1551–8. DIONYSIUS ALEXANDRINUS ep., s. III, 10. (Ex editions G.) Ex libris de promissionibus, 1237–50. –   de nature, 1249–70. –   adversus Sabellium, 1269–72. Elenchus et apologia ad Dionysium papam, in PL., 5, 117–128 (memoratur tantum, 10, 1271–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Ещё оно упоминается в акте от 19 октября 1566 года в жалобе Литовского стольника Николая Дорогостайского о нанесении побоев и ран его слугам и лошадям, захвате охотничьих у них собак в селе Дорогостаях и поорании его полей Муравицкими – войтом, мещанами и урядниками Литовского гетмана Григория Ходкевича (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 5, 9, 37, п. 17, 8, 9:31). Ещё оно упоминается в акте от 8 марта 1561 года в жалобе пана Николая Кухмистровича-Дорогостайского о неудовлетворении его братом Яном за учинённые им у крестьян жалобщика грабежи и о невозврате захваченной части села Дорогостаев. Ещё оно упоминается в акте от 11 марта 1561 года в жалобе того же Кухмистровича о неудовлетворении его паном Яном Монтовтом за грабежи в селе Дорогостаях и об укрывательстве последним крестьянина-кузнеца, бежавшего от жалобщика из страха быть повешенным (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 13, п. 3:4). Ещё оно упоминается в акте от 7 марта 1563 года в жалобе земянки Елены Радошинской о захвате у неё паном Яном Кухмистровичем-Дорогостайским им же заставленных жалобщице частей сёл Дорогостаев и Романова. Ещё оно упоминается в акте от 4 июня 1563 года в жалобе князя Ивана Масальского о захвате паном Яном Кухмистровичем-Дорогостайским его лошадей, бежавших из села Радоховки в Тарговицу чрез Дорогостаи. Ещё оно упоминается в акте от 23 сентября 1563 года в жалобе Турецкого купца Иваниса об оскорблении и грабеже у него лошади и мешка с деньгами в селе Дорогостаях паном Яном Кухмистровичем-Дорогостайским (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 9, 16, 23, п. 5, 4:28). Ещё оно упоминается в акте от 25 мая 1569 года в универсале Сигизмунда Августа о присоединении земли Волынской к короне Польской. Король, под угрозою конфискации имений, повелевает дворянам согласиться на соединение и подтвердить согласие присягою. В списке присягавших обывателей Луцкого повета значится «Ян Дорогостайский з Дорогостай» (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 12). 389 В селе Малых Дортостаях некогда существовал р.-католич.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

23 п. 17). Ещё о них упоминается в акте от 19 июля 1561 года в донесении господарского дворянина о непринятии княгиней Буремской в отсутствии мужа позва к суду, который был им пани Федоре Свинюской вручён раньше, но задержан ею «на размышление» (– – стр. 24, п. 25). Ещё о них упоминается в акте от 5 октября 1565 года в свидетельских показаниях князя Матвея Четвертинского, князя Дмитра Буремского и других о месте нахождения в г. Луцке подворья Жидичинского монастыря и об отсутствии в городе Татарской улицы; показание дано ими но просьбе Жидичин. архимандрита Ионы, обвиняемого приором Луцк. костёла Северяном в захвате костёльной земли (– – стр. 29, п. 5). Ещё о них упоминается в акте от 15 октября 1561 года в жалобе князя Дмитрия Буремского о нежелании его сестры пани Марины Хмары-Миловской вести до конца иск, начатый ими вместе против князя Ивана Чарторыского и Луцк. войта Ивана Борзобогатого о захвате их сёл Войсеча и Вечина (– – стр. 30, п. 19). Ещё о них упоминается в акте от 1 ноября 1561 года в заявлении пани Федоры Свинюской о неявке в срок кн. Дмитрия Буремского ко вводу завещанными ему паном Михаилом Свинюским частями сс. Новоселок, Корсова и Сестрятина и о нежелании её с этого времени принимать какое-либо участие в управлении этими имениями (– – стр. 31, п. 1). Ещё о них упоминается в акте от 3 ноября 1561 года в жалобе пани Федоры Свинюской об ограблении и нанесении побоев её боярину кн. Дмитрием Буремским (– – – п. 6). Ещё о них упоминается в акте от 22 ноября 1561 года в вводе князя Дмитрия Буремского во владение родовыми имениями Новоселками и частями сёл Корсова, Сестрятина, Змеинец, Обзира и Одрыжина, разорёнными паней Федорой Свинюской (– – стр. 32, п. 16). Ещё о них упоминается в акте от 4 декабря 1561 года в жалобе господарск. дворянина Ивана Борзобогатовича-Красенского о невыдаче ему его беглого крестьянина урядником кн. Дмитрия Буремского (– – стр. 33, п. 3). Ещё о них упоминается в акте от 4 февраля 1562 года в жалобе князя Дмитрия Александровича Буремского о наезде Марка Жоравницкого, наречённого владыки Луцкого, на имение его Чернчицы и отнятии нескольких крестьянских дворов, и сверх того, о неуплате Жоравницким вена, записанного его родственником п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010