4, отд. 2, стр. 76, 77, 90, 108, 126:186). Ещё оно упоминается в акте от 26 октября 1565 года в жалобе слуги пана Миколая Лысаковского о том, что пан Василий Борзобогатый самоуправно молотит хлеб в селе Красном, находящемся в заставе у пана Лысаковского, и отбирает скот и домашнюю птицу. Ещё оно упоминается в акте от 26 октября 1565 года в донесении вижа о вводе князя Льва Сангушковича-Кошерского во владение фольварком пана Ивана Борзобогатого в селе Красном, на основании заставной записи последнего (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,039, стр. 31, 32, пп. 29:36). Ещё оно упоминается в акте от 30 мая 1564 года в записи Луцких мещан Савустьковича и Даньцевича о поручительстве их за Красенеких крестьян князя Константина Острожского, обязавшихся вознаградить за нанесённые им побои Ставрозского урядника и крестьян пана Василия Загоровского (там же – 2038, стр. 14, п. 28). Ещё оно упоминается в акте от 8 января 1566 года в жалобе князя Льва Сангушковича-Кошерского о грабеже вещей и хлеба и захвате двора в сёлах Красном и Омеленике паном Василием Борзобогатым. Ещё оно упоминается в акте от 14 апреля 1566 года в жалобе господарского маршалка Михаила Малинского об ограблении и нанесении побоев его слуге в селе Красном слугами пана Ивана Борзобогатого. Ещё оно упоминается в акте от 24 мая 1566 года в жалобе слуги князя Константина Острожского о разогнании его стада в селе Красном паном Степаном Борзобогатым и об отказе последнего взять к себе на поруку своих овец, загнанных жалобщиком с Красенских полей (там же – 2040, стр. 2, 10, 15, пп. 4, 12:43). Ещё оно упоминается в акте от 17 мая 1561 года в донесении вижа о недопущении матерью пана Ивана Борзобогатого-Красенского к вводу Киевского воеводы князя Константина Острожского во владение селом Красным за неуплату в казну 1000 коп грошей Литовских, данных Борзобогатому королём из мыта, собранного в Волынской коморе (таможне). Ещё оно упоминается в акте от 20 июля 1561 года в жалобе князя Александра Чарторыйского об ограблении, нанесении тяжких побоев его крестьянам, заключении некоторых из них в тюрьму в селе Красном крестьянами пана Ивана Борзобогатого и о скосе ими же сена и хлеба с Мстишинских и Колнятицких полей жалобщика (там же – 2036, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Яркая живость красок, непосредственных и сильных, с середины XVI века начинает утрачиваться в связи с распространяющимся употреблением в шитье пряденого золота и серебра и с богатым расцветом дошедшей до совершенства техники. Стежок достигает такой виртуозности, что мастерицы им владеют как тонким пером, четко прорисовывая глубоко проникновенные лики изображений. Одним из примеров перехода от прежней живописности к технике шитья может служить упомянутая выше пелена 1525 года, вклад великой княгини Соломонии Сабуровой, супруги Василия III 291 . Пелена высоко художественна по композиции и рисунку, и в ее исполнении чувствуется соединение двух начал – силы краски и богатства техники, и здесь уже в технике шитья шелком применяются приемы шитья золотом, лишающие исполнение акварельной сочности (сканный шелк). Пелена была реставрирована и переложена на более поздний красный бархат, но по сохранившимся около шитых фигур мелким остаткам прежнего фона видно, что середина пелены была червчатой, а кайма лазоревой шелковой ткани. Целый ряд образцов шитья ризницы Троице-Сергиевой лавры середины и конца XVI века является исключительными по совершенству образцами. Таковы вклады царицы Анастасии Романовой 1556 года, князя Владимира Андреевича Старицкого 1561 года, великого князя Иоанна Иоанновича 1575 года и вклад Голицыных 1595 года. Покров, вклад царицы Анастасии Романовой 292 , с изображением креста на подножьи, с копьем и тростью и помещенной внизу головой Адама и двумя летящими по сторонам креста плачущими ангелами, по композиции находит подражание в нескольких покровах, как, например, в покрове вклада Великого князя Иоанна Иоанновича. В покровы эти обильно влито золото, но еще ярки краски. Одним из наиболее совершенных образцов шитья этой эпохи является сильная по композиции большая плащаница – вклад князя Владимира Андреевича Старинного 1561 г. Нам известны, кроме этой, две плащаницы того же вкладчика, одна – в Кирилло-Белозерском монастыре (описанная в 1 «Софии» Н. М. Щекотовым) и в Смоленске (Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне); по композиции все три плащаницы одного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

В течение последующих двух десятилетий в Московском Кремле был создан целый ряд монументальных живописных ансамблей: расписанные Успенский собор, Благовещенский собор (1547 – начало 60-х гг.), собор Чудова монастыря (около 1556 г.), выполнены росписи Золотой Палаты (1561) и был украшен фресками Архангельский собор (1564). В росписях Кремлевских соборов и Царских палат утверждалась мысль о Богоизбранности Московского Царства, о Божественном происхождении Царской Единодержавной Власти. И ныне мы можем лицезреть многие из этих росписей, особенно в Успенском соборе Кремля. + + + В завершение лучше всего привести слова И.Я. Фроянова из его труда о Царствовании Царя Иоанна Васильевича Грозного: «1547 год в истории Руси отнюдь не рядовой. Это год венчания Московского Великого Князя на Царство, знаменовавшего не только фактическое, но и юридическое оформление Самодержавия в Русском Государстве, иначе – рождение Святорусского Царства. Начинался новый период исторического бытия России, в течение которого наша страна превратилась в одну из величайших держав мира» . Павел Геннадиевич Петин, кандидат исторических наук, научный руководитель Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»   Красногорск, 29 Января 2022 года, память 475-й годовщины Венчания на Царство Государя Иоанна Васильевича Грозного     Царственная книга//Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 451–453. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича//Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Наука, 1965. С. 49. Соборная грамота духовенства Православной Восточной Церкви за Великим Князем Иоанном Васильевичем 1561 года. М.: В Синодальной типографии, 1850. С. 10–14. Кормчая книга//Православная энциклопедия. Т. XXXVIII. М.: Православная энциклопедия, 2015. C. 57. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича//Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Наука, 1965. С. 50–51. Новгородская Четвертая Летопись//Полное собрание русских летописей. Т. IV. Ч. 1. Вып. 3. Л.: Издательство Академии наук СССР , 1929. С. 619; Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). Отдел второй. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589). Ч. 1. Т. 7. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 123. Примечание 40 на С. 557–558; Архимандрит Макарий (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 104–105.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

605 ...зело бо о семь много лт моляся... и по монастырем великиа милостыня посылая. – Брак Василия III с Соломонией Сабуровой был бездетен. После развода с ней великого князя (1525) Соломонию постригли в Рождественском монастыре. В 1526 г. Василий III женился на Елене Васильевне Глинской, однако и у нее детей не было около четырех лет. Иван Васильевич Грозный родился от этого брака 25 августа 1530 г. 606 ...посылает старца Тихона Зворыкина... – Монах Иосифо-Волоколамского монастыря Тихон происходил из боярского рода Зворыкиных, в 1509 г. был монастырским казначеем, входил в число соборных старцев, помогавших игумену управлять монастырем. О Тихоне Зворыкине упоминал Иосиф Волоцкий в своем послании к Василию Андреевичу Челяднину. Из этого источника известно, что Тихон Зворыкин подолгу жил в Москве и был вхож в митрополичьи покои. В августе 1530 г. он ездил из Москвы в Иосифо-Волоколамский монастырь с посланиями Василия III к игумену Нифонту Кормилицыну и соборному старцу Тихону Ленкову, где государь просил отпустить к великокняжескому двору старца Кассиана Босого, которого он выбрал в крестные отцы для сына Ивана. 607 ...возвщаеть игумену Нифонту... – Речь идет о Нифонте Кормилицыне, постриженике и игумене Иосифо-Волоколамского монастыря (1522–1543), известном писателе и книгописце. Во время его игуменства в монастыре находились в заточении Максим Грек и Вассиан Патрикеев. В 1533 г. Нифонт сопровождал в Москву смертельно больного Василия III и постригал его в схиму. В 1543–1554 гг. Нифонт был архимандритом Ново-Спасского монастыря; в 1550 г. принимал участие в Казанском походе; в 1554 г. был поставлен епископом Крутицким и Сарским. Последние годы жизни провел в Иосифо-Волоколамском монастыре, скончался в 1561 г. Нифонт Кормилицын был автором послания Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого», входящего в состав жития святого. 608 ...в честную святую обитель Живоначалныя Троица великого чюдотворца Сергия. – Троице-Сергиев монастырь был основан Сергием Радонежским и его братом Стефаном в 1330–1340 гг.; с конца XIV в. был одним из самых авторитетных монастырей в духовной жизни страны; в 1561 г. настоятели монастыря получили сан архимандритов и право первенства среди игуменов русских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К 1335 г. относится 1-е упоминание о хранящейся в И. П. м. в кипарисовом ковчеге левой руке св. Иоанна Предтечи (Le pèlerinage du moine augustin Jacques de V é rone. 1902. Р. 211). По-видимому, эта реликвия была перенесена туда после 1187 г. из кафедрального собора Севастии (в 10 км от Наблуса). Примерно в это же время Стефан Новгородец (1348 или 1349), упоминая при описании святынь К-поля десницу св. Иоанна Предтечи, говорит, что его левая рука хранилась в И. П. м. ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45). Архим. Агрефений (ок. 1360 или 1370) считает, что вышеупомянутая реликвия - «рука левая по запястие никоего святаго старьца» не сгорела, когда сарацины бросили монахов в печь, потому что за нее старца держал св. Иоанн Предтеча (Хождение архим. Агрефенья обетели Пресвящыя Богородица//ППС. 1896. Т. 16. Вып. 3(48). С. 17). По словам этого автора, И. П. м. находился на расстоянии полверсты от Иордана, а руины ц. Св. Троицы на месте Крещения - на противоположном берегу (Там же. С. 16). В 1384 г., по сведениям флорентийских паломников Л. Фрескобальди и Дж. Гуччи, в мон-ре оставались всего 1-2 монаха (Visit to the Holy Places. 1948. Р. 78, 134). В 1421 г. диак. Зосима уже застал мон-рь заброшенным: «Ту стоит церковь святая Троица, был монастырь, ныне же от злых арапов разорена» ( Прокофьев Н. И. Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину: Текст и археогр. вступление//Вопросы рус. лит-ры. М., 1971. С. 35. (УЗ МГПИ; 455)). По словам Ф. Фабера, в нач. 80-х гг. XV в. в мон-ре жили араб. разбойники (The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri. 1887. Vol. 2. Р. 35). В 1515 г. И. П. м. находился в запустении, но в 1561 г. в нем снова проживали греч. монахи (Хождения купца Василия Познякова по святым местам Востока, 1558-1561 гг./Ред.: Х. М. Лопарев//ППС. 1887. Т. 6. Вып. 3(18). С. 61). В кон. XVI в. мон-рь был окончательно заброшен и постепенно разрушался. Неизвестно почему местные арабы стали называть эти развалины Каср-эль-Яхуд, т. е. «замок евреев».

http://pravenc.ru/text/577918.html

Лета 7141 (1633) дал в дом Живоначальныя Троицы Сергию и Никону чюдотворцом болярин Семен Васильевич Головин паникадило серебреное, молити Бога за него и за жену его, а по их смерти написати их в сенаники во вседневные. II. Надписи на вещах, хранимых в ризнице 8 а) На рукописных и печатных книгах: 170 . (8). На Евангелии, писанном на пергамене по-гречески 1371 года, в зелёном бархате, на конце греческая надпись: Θεο τ δρον, κα Ιωασφ πνος; в русском переводе: Дар Божий, и труд Иосафа. 171 . (13). На Евангелии, писанном на бумаге, полууставом, на первом листе надпись: Евангелие, оболоченное вишневою камкою, писано митрополитом Киприаном. На обороте надпись более древняя: Книга архиепископа велико-новгородскаго Серапиона Курцова. 172 . (23). На Евангелии, в лист, обтянутом ветхим зелёным аксамитом, на верхней дске медно-позлащённые изображения в средине Воскресения Христова с 3-мя простыми стёклами; на 14-м листе Евангелия рукописная надпись: Сие Евангелие напрестольное, печатное, в десть, александрийская бумага. Троицкаго Симеоновскаго монастыря, церковное. 173 . (24). На Евангелии, в лист, печатном 7152 (1644) г., обтянутом бархатом рудо-жёлтым ветхим, с верхнею серебро-золочёною дскою, на коей накладные изображения, в средине Деисус; на первом листе рукописная надпись: Евангелие напрестольное на александрийской бумаге дал вкладом Новгородскаго приказа подьячей Игнатей Аникиев сын Лукин. 174 . (27). На Евангелии, в лист, обтянутом золотым аксамитом по красной земле, в средине с серебро-золочёным чеканным изображением Спасителя, сидящего на престоле, по краям чеканная надпись: В лете осмыя тысящи 197 (1688) месяца септемвриа построено сие святое Евангелие в дому Пресвятыя Троицы в Сергиеве монастыре ризною казною, при архимандрите Викентии во Христе со братиею. 175 . (47). На Евангелии, в малый лист, писанном 1561 г. (?), в деревянных досках, оболоченном белой ветхой тафтой, с начала внизу по листам подпись: Лета 7060 девятого (1561) в дом Живоначальныя Троицы и преподобнаго отца нашего Сергия чюдотворца положил сие Евангелие тетр на престол Василию Парийскому старец Арефа Тормософ, а кто отнесет или в село отдаст, то судится со мною пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Иаков монах и игумен обители Трахала сделал честный крест †. Феодосий монах и игумен обители Симом сделал честный крест †. Мелетий иеромонах и кафигумен обители св. пророка Илии подписал. Иосиф монах и: кафигумен обители Иваничь также подписал. Смиренный Мелетий иеромонах и кафигумен обители господин Афанасия подписал 7 . На обороте акта: Настоящая сдаточная запись, принесенная нам честнейшим кафигуменом Руссов, обители Фессалоникийца, подписанная бывшим предо мною протом и честнейшими кафигуменами, подписана и мною в совершенную безопасность. В июне месяце, индиктиона 10. Смиренный монах Дорофей и прот святой горы. Настоящая сдаточная запись, принесенная нам честнейшим кафигуменом Руссов, обители Фессалоникийца, подписанная бывшим предо мною протом и честнейшими кафигуменами, подписана и мною в совершенную безопасность. В сентябре месяце, индиктиона 1. Смиренный монах Митрофан и прот св. горы. Настоящая запись, принесенная мне честнейшими монахами обители Рос, так как много просили они меня, по требованию их, вот подписана и мною, следовавшим примеру бывших до меня преподобнейших отцов и протов. Месяца марта, индиктиона 6. Смиренный иеромонах Мартиниан и прот св. горы подписал. Настоящая запись честнейшими монахами Рос предъявлена мне. И послушавши их просьб, и честнейшим моим отцам и протам нашедши подобным образом, подписана и мною. Месяца августа, индиктиона 12. Смиренный монах Герасим и прот святой горы. Настоящий акт непререкаемо, до осязательной очевидности, выказывает и давность и место первоначальная поселения русских на Афоне. Очевидным становится, что первое самостоятельное поселение русских на Афоне было не где-нибудь инде, а именно в обители, слывшей под именем Богородицы Ксилургу. В настоящем акте говорится ясно, что Ксилургийцы руссы, получая во владение новую, обширнейшую обитель, требовали оставить за собою ее и свою прежнюю, именно на основании давности владения ими оною, ибо «в ней скончались родители их и сродники». С 1169 года обитель Богородицы Ксилургу сходит с исторического поля зрения. С этой поры не видно уже и актов с именем таковой обители. Оттоле и до ныне она состоит скитом в области русского св. великомуч. Пантелеймона монастыря. Скит этот, населенный болгарами, ныне простодушно, но умилительно называется всеми просто: «Богородица» без всякого к сему термину иного прибавления, и отстоит от нынешнего Русика на 3 часа ходу. О принадлежности этой обители к русскому св. великомуч. Пантелеймона монастырю, с тем же притом названием: «Богородица», и о нахождении оной на нынешнем же именно месте торжественно было засвидетельствовано пред русским правительством старцами Афонскими в 7069 (1561) году. В это время в обители сей было 4 церкви. Ныне здесь их только две: собор Успения Пресв. Богородицы, который был и в 1561 г. и параклис св. Иоанна Рыльского, – этой церкви не было там в сем году. Сведения о всем этом находятся в сохраняющейся в Московской синодальной библиотеке рукописи под 272.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В состав П. Е. помимо основного текста - полного Евангелия-тетр - входят: предисловия Феофилакта Болгарского перед Евангелиями; аргументы (краткое содержание), предваряющие каждую главу, кроме первой, перед к-рой помещена соответствующая часть предисловия Феофилакта Болгарского; месяцеслов, литургическая разметка; глоссы (детальное содержание П. Е. см.: Дубровина, Гнатенко. 2001. С. 85-98). Сведения о времени и месте создания рукописи, этапах работы над ней и ее заказчиках содержатся в записи на 2 последних листах (Л. 481 об.- 482 об.) и в итоговых записях в конце каждого из 4 Евангелий (Л. 123 об., 198 об., 335, 442 об.). Работа над П. Е. началась 15 авг. 1556 г. в Троицком Дворецком мон-ре, где были написаны Евангелие от Матфея и 1-я половина текста Евангелия от Марка. Далее работа прервалась и возобновилась в 1561 г. в Рождество-Богородичном Пересопницком мон-ре, где была дописана оставшаяся часть рукописи (Л. 155-482 об.). Перевод текста и список были сделаны по заказу кнг. Параскевы-Анастасии Юрьевны Жеславской (урожд. Гольшанской), игумении Дворецкого мон-ря, а также ее зятя и дочери - кн. Ивана Федоровича и кнг. Евдокии Четвертинских, владельцев г. Пересопница (ныне село Ровненского р-на и обл.). Возможно, к созданию П. Е. имел отношение род князей Чарторыйских, с кон. XV в. владевших Пересопницким мон-рем (в 1630 Чарторыйские передали владения мон-ря иезуитам). Кроме того, Жеславские, Чарторыйские и Гольшанские, находившиеся в близком родстве, являлись правосл. меценатами; Жеславские поддерживали Пересопницкий мон-рь. В указанных записях названы создатели П. Е.: архим. Пересопницкого мон-ря Григорий и Михаил Васильевич из Санока (ныне в Польше), сын «протопопы саноцкого» (Л. 482) (впосл. протопоп). Остается дискуссионным вопрос о распределении между ними обязанностей и о ходе работы над рукописью. Бодянский, Житецкий, Я. Янув, И. Огиенко (см. Иларион (Огиенко) ) полагали, что переводчиком и писцом был Михаил, а Григорий руководил работой над переводом. По мнению А. С. Грузинского, перевод был сделан Григорием, тогда как Михаил являлся писцом. Разделяя в целом эту позицию, И. П. Чепига отметила, что Михаил выполнял еще и редактирование текста ( Чenira. Пересопницьке 2001. С. 25). А. А. Турилов , не уточняя распределения обязанностей, указал на то, что в Дворецком мон-ре работа была начата Михаилом, а закончена в Пересопницком мон-ре Григорием. Л. А. Дубровина и Л. А. Гнатенко реконструируют процесс создания рукописи следующим образом. В 1556-1557 гг. в Дворецком мон-ре над П. Е. работали переводчик Григорий и писец Михаил. В 1561 г., после переезда в Пересопницкий мон-рь, архимандритом которого был назначен Григорий, круг обязанностей Михаила стал шире и он также начал заниматься переводом, а к работе по переписыванию текста был привлечен 2-й писец. Этим писцом мог быть либо Григорий, либо аноним, к-рого следует считать 3-м создателем П. Е. ( Гнатенко. 2001. С. 55; Дубровина, Гнатенко. 2001. С. 83-85).

http://pravenc.ru/text/2580010.html

Над Царскими вратами размещен ярус аналойных икон XVII-XIX веков. Храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов размещается на втором этаже. Первоначально собор во имя Святых Отцов находился к северу от существующего храма. Он был сооружен в 1555-1560-х годах и освящен святым митрополитом Московским Макарием в присутствии царя Ивана Грозного 18 мая 1561 года. В XVIII веке древний храм обветшал и был разобран. В связи с этим над Покровской церковью возвели второй этаж, куда был перенесен престол в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Из сокровищ древнего храма сохранилась Владимирская икона Божией Матери с Акафистом. Она находится в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат. Справа от Царских врат размещен храмовый образ Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, написанный в 1989 году. Из других икон местного ряда замечательны в историческом и художественном отношении образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с клеймами жития на раме XVII века и Казанская икона Божией Матери XVIII века с клеймами, иллюстрирующими " Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в г. Казани " . Верхние ряды иконостаса представляют собой единый ансамбль из 67 икон XVII века, поступивших из Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии. К северу от иконостаса находится рака с частицей мощей благоверного князя Даниила. В северной галерее храма расположен придел в честь святого князя Даниила. http://sda777.narod.ru/danilovski_monastir.html Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре собор (улица Даниловский вал, дом 22). Освящен 18 мая 1561 г. в присутствии царя Ивана IV Грозного и его сыновей. Предположительно первоначально был построен к северу от ныне существующего храма и перенесен на нынешнее место после того, как старый каменный храм обветшал и был разобран. Престол перенесли на второй этаж над уже существовавшей церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Собор – древнейший храм обители, состоящий из нескольких церквей, построенных в разное время (перестраивался во второй половине XVII в., 1729 г.

http://sobory.ru/article/?object=04549

В 1515-1521 гг. переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного поставлена деревянная Никитская церковь, посвящённая переславскому чудотворцу (не сохранилась). В 1186 году Никита Столпник погиб из-за своих железных вериг - корыстные убийцы (возможно, это были делившие его наследство родственники) приняли их за серебряные, уж больно они натёртые, подходили под цвет этого металла. Согласно преданию, выброшенные в Волгу вериги не утонули, их обрёл и передал в Никитскую обитель старец ярославского монастыря. Похоронили подвижника под открытым небом " у церкви святого великомученика Никиты " в деревянном гробу, по древнерусскому обычаю покрытом пластинами бересты. Перед погребением на усопшего Никиту возложили схиму и кожаный крест, тело облачили в одежды из грубой шерстяной ткани, ноги обули в кожаные сандалии. В 1420-1425 гг. по инициативе святителя Фотия, митрополита Московского, " ... стали копать землю и обрели многострадальное тело преподобного берестом обверчено: но не восхоте преподобный вверху земли бытии. Один боярин восхоте взять часть бересты в благословление себе, - тогда сделалась буря великая и изринула всех копавших вон и засыпалось то место... " Но при этом, видимо, всё же обретены были некоторые реликвии, чудесно исцелившие впоследствии годовалого сына Ивана IV - царевича Ивана. Не единожды Иван Грозный и Анастасия Романовна бывали в Никитской обители на богомольях, в трудные дни обращались с молитвой жизни к Преподобному Никите. Само рождение и дальнейшее выздоровление своего наследника царская чета связывала с чудодейственной силой воды из выкопанного Никитой колодца и частиц святых мощей переславского подвижника. Видимо, в благодарность за это царь повелел частично разобрать каменный храм, построенный ещё Василием III в 1528 году вместо первоначальной деревянной церкви, и " ... новейшую Церковь больше воздвигнути над гробом чудотворцовым во имя Христова мученика Никиты, и придел преподобного чудотворца Никиты, а другий придел Всех святых " . Строился собор с 1561-1564 гг. Тогда же, начиная с 1561 года, на средства Ивана Грозного Никитский монастырь за несколько лет был отстроен в камне полностью. Возможно, при этом великий князь преследовал ещё одну цель - построить для себя здесь запасную резиденцию на случай измены в Александровой слободе. Царь снабдил монастырь вотчинами, учинил общее жительство.

http://sobory.ru/article/?object=00441

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010