Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику «Свияжск». Древнейшие его храмы — Успенский собор (1561) и Никольская трапезная церковь (1556) с 43-метровой колокольней — признанные шедевры русского зодчества XVI века. Особенно ценен для искусствоведов Успенский собор и его фрески того же 1561 года. Это памятник в стиле псковско-новгородских храмов (предполагаемые архитекторы — Постник Яковлев и Иван Ширяй). В XVIII веке он получил новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников, но в остальном его облик XVI века остался неизменным. Наиболее известные композиции фресок Успенского собора: «Отечество» («Новозаветная Троица») в куполе, «Успение Божией Матери» в алтаре, «Распятый Христос на груди Бога Саваофа» в одном из парусов свода, «Шествие праведных в рай», «Святой Христофор» (единственная в мире сохранившаяся фреска, где этот святой, согласно апокрифической версии изображен с лошадиной головой). Уникально и то, что росписи западной стены не содержат традиционной композиции геенны огненной, изображая лишь райские обители. Другие памятники монастыря относятся к рубежу XVII-XVIII веков.: т. н. архиерейский, настоятельский и братский корпуса. Вознесенский надвратный храм (конец XVII века) и храм свв. Германа Казанского и Митрофана Воронежского (XIX век) были разрушены в советское время. Почти километровая ограда монастыря, придающая ему вид кремля, относится к XVIII-XIX веков. В 2008 году началась комплексная научная реставрации Успенского собора, включавшая в себя работы по реставрации фасадов храма, реставрации темперной и масляной живописи собора. Реставрационные работы завершились в начале 2019 года. 20 июля 2016 года в ходе визита в Татарстанскую остров-град Свияжск митрополию  посетил  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В 2017 году архитектурный ансамбль Свияжского монастыря был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.  

http://patriarchia.ru/db/text/5491711.ht...

Примерному времени, окончания строительства в Гдове соответствует колокол 1561 г., висевший на колокольне (колокола 1551 г. относились еще к деревянной колокольне). Если это предположение верно, то колокольня и приделы возведены в 1557-1561 гг. Мы уже приводили описание построек в Гдове в 1584/1585 гг., теперь обратимся к более поздним сведениям. В 1631 г. упоминается палата под колокольней, в которой хранились военные припасы: «зелейная казна, и свинец, и ядра, стоит под церковною Дмитриевскою колокольнею в полате в каменной...» (МАМЮ. Т.6. С. 315, 317). Там же хранились припасы и в 1660 г. (МАМЮ. Т. 6. С. 349). По всей видимости, эта «полата» -помещение с зонтичным сводом в первом этаже колокольни, изображенное на чертежах П.П. Покрышкина. В 1698 г. в Городовой смете сказано: «Во Гдове же церквей Божиих: соборная церковь Преображение Господня, придельные церкви: Успения Пресвятые Богородицы да церковь архангела Михаила, каменные» (МАМЮ. Т. 6. С. 364). Из этого текста ясно, что колокольня Дмитровского собора была не просто колокольней, а церковью «иже под колоколы» - во втором ярусе восьмерика находилась церковь Преображения, в описи 1584/1585 г. почему-то не упомянутая. Церкви Успения и Михаила Архангела упоминаются как придельные к церкви-колокольне Преображения. Относительно церкви Успения определение «придельная» вполне понятно: до разрушения комплекса она примыкала к юго-западной, грани восьмигранного объема колокольни. Где же тогда размещалась придельная церковь Михаила Архангела, упоминаемая еще в 1584/1585 г. и возведенная одновременно с колокольней и церковью Успения? В книге «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» (Вып. 10. СПб., 1895. С. 124) сообщается, что во время Ивана Грозного «по преданию, начата постройка и отдельной колокольни, под которой устроена была церковь Михаила Архангела, ныне обращенная в кладовую». По всей видимости, последнее положение является ошибкой: мы видим, что уже в 1631 г. под колокольней хранились военные припасы, а церковь Михаила Архангела существовала еще в 1698 г.

http://sobory.ru/article/?object=37366

1544 г., тогда же была освящена Свято-Духовская ц. К сер. XVII в. мощи И. почивали в Свято-Духовской ц. в деревянной раке. У гроба святого начали совершаться чудеса, к-рые кратко фиксировались. Первая дополненная редакция Сказания содержит сведения о 169 чудесах, причем запись их в 1561-1582 гг. (начиная с 44-го чуда) велась погодно. Во 2-й дополненной редакции Сказания представлены за 1561-1599 гг. 42 записи, в 39 из них сообщается об исцелении от «очной» болезни, чудотворения также связаны с исцелением от болезни головы, от «сердечной» и «огненной» болезни, от «бесного» недуга, паралича и др. Чудеса происходили с жителями Боровичей, со священнослужителями близлежащих мон-рей, с приписанными к новгородскому Антониеву мон-рю крестьянами. В 125-м чуде 1-й дополненной редакции сообщается о разорении Боровичского монастыря и об ограблении раки И. 18 и 20 февр. 1570 г. при возвращении опричного войска в Москву после похода на Новгород: «Василей Пивов грабил Боровичи и монастырь, у чюдотворца Иякова казну взял, да в третии день после Василия иные опришные с чюдотворца покров взяли, отласен черлен, а крест серебром шит, и книг грабили много, да Евангелие взяли» (ГИМ. Син. 447. Л. 369 об.). Ровно через год в тот же день покров на раку был возвращен. В «Повести словеси...» говорится о многочисленных чудесах от мощей И.- «осмьдесят и осмь седмиц» (616), правда, без указания на конкретные обстоятельства событий, поэтому можно считать, что это число носит условно-символический характер. Автор «Повести словеси...» неоднократно обращается к объяснению почитания И., к-рый неизвестно откуда прибыл и неизвестно чем был прославлен при жизни, считая подтверждением святости многочисленные чудеса, происходящие от его мощей. Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент святцев на окт. Гравюра Г. П. Тепчерского. 1722 г. (ГЛМ) Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент святцев на окт. Гравюра Г. П. Тепчерского. 1722 г. (ГЛМ) Несмотря на свидетельства о чудотворениях, Московский митр. Макарий не позволил установить общецерковное празднование И.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Материальное положение обители зависело от пожертвований верующих, наибольшее количество вкладов получили луцкий Братский и Почаевский (см. Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ) мон-ри. С нач. XVII в. в мон-рях Волыни вводили общежительный устав, к 1648 г. он был принят в 20 монастырях. В обителях Волыни не получила распространения скитская жизнь. В условиях утверждения униатства Киевский митр. Петр (Могила) усилил архипастырский надзор за мон-рями Киевской митрополии, в т. ч. волынскими. Луцкое Евангелие. XIV в. (РГБ. Ф. 256. 112. Л. 1) Луцкое Евангелие. XIV в. (РГБ. Ф. 256. 112. Л. 1) Пересопницкое Евангелие. 1556–1561 гг. (Ин-т рукописей Национальной б-ки им. В. И. Вернадского НАН Украины) Пересопницкое Евангелие. 1556–1561 гг. (Ин-т рукописей Национальной б-ки им. В. И. Вернадского НАН Украины) Наиболее значительные мон-ри Л. е.: Гощанский, дерманский Троицкий, дорогобужский Успения Пресв. Богородицы, дубенские - Воздвижения Честного Креста, Вознесения Господня, Преображения Господня, жидичинский Воскресения Господня, корецкий Успения Пресв. Богородицы, кременецкий Богоявленский, луцкие - Воздвиженский, Троицкий, Успенский, острожский Троицкий, пересопницкий Рождества Пресв. Богородицы, Почаевский Успенский, Степанский арх. Михаила, Чернчицкий Преображенский и др. Статус архимандритии имели Жидичинский и Овручский мон-ри (недолго входил в Л. е.). В волынских обителях служили: прп. Иов (Железо) , являвшийся игуменом дубенского Воздвиженского мон-ря (вероятно, 70-е гг. XVI в.- нач. XVII в.) и Почаевского мон-ря (между 1617 и 1623-1651), Иннокентий (Гизель), возглавлявший Гощанский мон-рь в 1640-1642 гг., Мелетий (Смотрицкий) , игум. Дерманского мон-ря в 1627-1633 гг., Иов (Княгиницкий) , мон. Дерманского мон-ря в 1602-1605 гг., Павел Домжив-Люткович Телица, игумен Чёрненского мон-ря в 1631-1634 гг. Мон-ри были центрами благочестия, книжности, иконописного искусства. Приходская сеть Л. е. сформировалась к кон. XVI в., для нее было характерно скопление храмов в многочисленных городах епархии.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Итак, главный престол храма села Дьяково освящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, юго-восточный – во имя Зачатия Иоанна Предтечи, северо-восточный – Зачатия Праведной Анны, юго-западный придел в настоящее время освящен во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы (первоначально, примерно до 1596 года, во имя перенесения мощей святителя Петра - митрополита Московского), а северо-западный - двенадцати апостолов (первоначально апостола Фомы). Над западным притвором расположен придел во имя равноапостольных Константина и Елены Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м – 1570-м годам хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест. На основе некоторых исторических данных, принятую «архитектурную» датировку можно несколько скорректировать. Согласно данным летописей и разрядных книг, Иоанн IV наиболее интенсивно посещал село Коломенское с 1550 по 1564 год. После этого периода он почти не бывал в столице, живя то в Александровой слободе, то в Вологде Кроме того, в 1554 году именно в Коломенском государь, в день своих именин (29 августа) получил известие об успешном завершении похода на Астрахань – событии, сопоставимом по своей значимости для государственной власти со взятием Казани. Таким образом, становится возможным очень осторожное предположение о начале строительства храма Усекновения главы Иоанна Предтечи (учитывая подготовительные работы) около 1556-1557 годов.

http://sobory.ru/article/?object=03286

Духа в нынешнем веке и будущем. На то даём инокиням настоящую грамоту нашу с печатью и подписом руки нашей собственной. Писана в Дубне, 1592 года 8 апреля, по старому календарю». Из жалованной грамоты того же князя Спасскому Дубенскому монастырю, данной 18 декабря 1592 года, видно, что князь К. К. Острожский «велел только построить монастырь для монахинь на острове Дубовце»: а до того времени он позволил им, «если кто захочет пустынствовать, – в Обговском лесу иметь скиты». 2 апреля 1594 года князь К. К. Острожский подарил монахиням этого монастыря сельцо Подборцы, как это видно из след. документа: «Константин Острожский, воевода Киевский. Старосте нашему Дубенскому Петру Бильчинскому. Приказываем вам, чтобы вы тотчас передали сельце Подборцы инокиням («тим старыцам») и, отдавши им его, никаким образом после «в то не вступались», так как нам с того сельца ни малейшей нет пользы, – непременно, не делая инако. Острог. 1594 года 2 апреля». Дописано рукою князя «Конечно, а не иначе». В 1602 г. 25 мая князь К. К. Острожский дал право инокиням Дубенского монастыря церкви Вознесения Господня, ловить рыбу тригубицею во всякое время в Дубенских прудах для своей надобности, – и дал им рыболова. В 1604 году 2 февраля он приказал мытникам Дубенским (сборщикам податей) давать инокиням этого монастыря ежегодно по 30 злотых. Ещё, тем же монахиням, он дал и другой остров, на котором они собирали сено; он дал им «вольный вруб» во все леса Дубенские=на все надобности монастырские – постройки и отопление, и дал им право молоть всякого рода хлеб в Дубен. мельницах на свои надобности «без меры и черги (очереди)». Монастырь этот был обращён в унию, вероятно, в 1630 годах, при Кассиане Саковиче, настоятеле Дубенских монастырей Спасского и Крестовоздвиженского, – отступнике от православия, обратившем в унию эти свои монастыри. Подборецкий монастырь был упразднён по указу Литовской греко-униатской дух. Консистории от 13 ноября 1832 года, причём денежные суммы, архив и движимое имущество были переданы в Полонский женский монастырь (В. Пероговского «Подборецкий (Дубовецкий) Вознесенский жен. правосл. Монастырь», Волын. Еп. Ведом. за 1880 г., стр. 1550–52). 349 Село Погорельцы упоминается в акте от 1561 года 30 августа в жалобе Мозырского подстаросты Михаила Мышки-Варковского о нанесении его слуге побоев и грабеже у него урядником и крестьянами Киевского воеводы князя Василия Константиновича Острожского близ села Погорелец вещей, купленных в Польше. Ещё оно упоминается в акте от 1561 года 19 сентября в жалобе Мозырского подстаросты Михаила Мышки-Варковского о грабеже лошадей, проса и гречки в сёлах Молодовском и Варковичах Погорелецкими и Дубенскими крестьянами и мещанами Киевского воеводы князя Василия (Острожского? фамилия не обозначена), о неудовлетворении за это жалобщика Дубенским урядником воеводы и нанесении оскорбления господарскому дворянину и вижу (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 26, 28, п. 17:22).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

короля. Атауальпа бросил Библию на землю. Началось сражение, в результате к-рого Сапа Инка был пленен. Несмотря на то что испанцы получили за него огромный выкуп, Атауальпа остался в заложниках у испанцев и в июле 1533 г. был казнен. По преданию, перед смертью он принял крещение, с тем чтобы избежать сожжения. Новым правителем, назначенным Писарро, стал сын Уайны Капака - Тупак Уальпа, неожиданно умерший от болезни в окт. 1533 г. Следующим Верховным инкой испанцы провозгласили еще одного сына Уайны Капака - Манко Инку Юпанки (1515 - ок. 1544). 14 нояб. 1533 г. испанцы вошли в г. Куско в качестве союзников Манко Инки и посланников верховного бога Виракочи, призванных помочь законной династии утвердиться у власти. Т. к. среди прибывших были священники, уже на следующий день в городе была отслужена 1-я месса. В марте 1534 г. Куско стал офиц. столицей Нов. Кастилии, включившей территорию Тауантинсуйу. При объявлении Куско испан. городом присутствовали доминиканцы, францисканцы и мерседарии. В 1535 г. испанцы основали г. Лима. В том же году Манко Инка был арестован по обвинению в подготовке антииспан. восстания и провел под стражей более полугода. Ему удалось покинуть Куско, и в апр. 1536 г., собрав войско, он осадил столицу. Длившаяся 10 месяцев осада не дала желаемых результатов, и войско индейцев отошло в горный регион Вилькабамба, где Манко Инка основал т. н. Новоинкское царство (с центром в одноименном г. Вилькабамбе) и продолжил вооруженную борьбу с испанцами. После его убийства в 1544/45 г. в Новоинкском царстве правили Сайри Тупак (до 1561), Титу Куси Юпанки (1561-1570) и Тупак Амару (1570-1572). В июне 1572 г. испанцы взяли Вилькабамбу, а в сент. того же года поймали и казнили Тупака Амару. После этого инки прекратили организованное вооруженное сопротивление испанцам. Церковь Общества Иисуса в Куско. 1668 г. Фото: Л. К. Масиель Санчес Церковь Общества Иисуса в Куско. 1668 г. Фото: Л. К. Масиель Санчес В 1536 г. папа Павел III учредил еп-ство Куско, к-рое вошло в юрисдикцию архиеп-ства Севилья (Испания).

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Histoire universelle/Éd. A. de Ruble. P., 1887. T. 2. P. 325-329), однако в Рим оно, судя по всему, так и не было отправлено ( Valois. 1945. P. 246). По инициативе Екатерины Медичи, стремившейся примирить враждующие политико-религ. «партии» и добиться взаимных уступок в ходе обсуждения спорных вопросов вероучения, 9 сент.- 14 окт. 1561 г. в Пуаси состоялся богословский коллоквиум. В нем приняли участие ок. 40 франц. епископов, в т. ч. Реймсский архиепископ, кард. Карл Лотарингский, к-рого сопровождал франц. теолог Клод д " Эспанс, Лионский архиепископ, кард. Франсуа де Турнон, а также папский легат Ипполит д " Эсте и генерал ордена иезуитов Диего Лайнес , и 12 кальвинист. министров (пасторов) во главе с прибывшим из Женевы Т. Безой . Малолетний король в сопровождении братьев и сестры, принцев крови и членов Королевского совета присутствовал на коллоквиуме в Пуаси и приветствовал собравшихся краткой речью. Основным на богословском диспуте стал вопрос о реальном присутствии Христа в Евхаристии. Кальвинист. богословы рассматривали коллоквиум в Пуаси как трибуну для открытого изложения своих религ. воззрений. Уже на 1-м заседании Беза заявил, что «Тело и Кровь Христовы так же далеки от хлеба и вина, как самое высокое небо далеко от земли» (цит. по: Valois. 1945. P. 255). По приказу королевы-матери была создана особая комиссия из 5 католич. и 5 кальвинист. теологов, но сформулированное ими после долгих дискуссий определение было отвергнуто франц. прелатами. Одновременно с диспутом католиков и кальвинистов на генеральной ассамблее франц. духовенства в Пуаси были обсуждены условия т. н. финансового контракта; с санкции Римской курии он был зафиксирован в окт. 1561 г. Франц. короли неоднократно обращались к Церкви с просьбами о финансовой поддержке, духовенство с одобрения Папского престола, как правило, выплачивало королю испрашиваемые суммы ( Michaud Cl. L " Église et l " Argent sous l " Ancien Régime: Les receveurs généraux du clergé de France aux XVIe et XVIIe siècles. P., 1991.

http://pravenc.ru/text/1681067.html

Предписание императрицы Анны Иоанновны 1738 года (от 21 сентября) о введении в Троицком монастыре соборного управления есть следующее: «Что касается в Троицком Сергиеве монастыре до правления монастырскаго и вотчин и прочаго, в том (т. е. в нем, монастыре) чтоб архимандрит один, ниже келарь, ни казначей особливой власти отнюдь не имели..., а быть правлению в том монастыре отчасти подобному тому, как в Киевопечерской св. лавре, то есть: определить соборных монахов, выбрав оных самому Синоду, как того Троицкаго Сергиева монастыря, так и из других монастырей, разумных людей, добродетельнаго жития и достойных управления, до двенадцати персон (кроме архимандрита), в том числе чтоб наместник, келарь и казначей были, которые имеют все оные соборные двенадцати(-ть?) монахов обще с архимандритом для правления дел заседать и всякия дела порядочно разсуждать и решить на письме, а не на словах..., и обще всем протоколы и приговоры, а не одному архимандриту, подписывать...; и понеже вышепомянутые соборные монахи яко члены правления в обители суть, для того в разсуждении монастырских и прочих дел свободные голоса иметь должны...; и архимандрит сам собою не имеет власти соборных монахов переменять, ниже наказывать, но должен писать в Синод и на убылыя места представлять, выбирая общим избранием кандидатов на одно место двух или трех, предая на разсуждение Синода, кого из тех оный изберет и В заключение речей об управлении Троицкого монастыря кратко скажем о приписных к нему монастырях, то есть монастырях, которые, быв приписаны к нему или быв отданы в его заведывание, находились в его распоряжении административном и хозяйственном и которые были управляемы присылавшимися из него строителями. Два приписных монастыря были у Троицкого монастыря еще при самом преподобном Сергии – это Киржачский Благовещенский монастырь, основанный им самим (выше, с. 50), и Гороховецкая Георгиевская пустыня, основанная по его благословению (выше, с. 78–79). После преподобного Сергия как относительно всего другого, так и относительно приписных монастырей Троицкий монастырь стал представлять собою исключение. К 1561 году, когда игумен монастыря возведен был в сан архимандрита, постепенно умножавшееся число приписных к нему монастырей, перечисляемых в настольной грамоте архимандриту («Истор. иерарх.», т. II, с. 110–111), было 12 (из них о Московском Богоявленском монастыре, находившемся в Кремле, см. ниже, в прибавлении к гл. XII). После 1561 года, к 1641 году, когда произведена была перепись монастыря, содержащая в себе краткие речи и о всех приписных монастырях, этих последних, отчасти тех же, что прежде, отчасти новых, заменивших прежние, закрывшиеся, было 15. Перед отобранием у монастырей вотчин в 1764 году приписных монастырей, также против 1641 года, отчасти старых, отчасти новых, было 13. При отобрании у монастырей вотчин приписным к лавре монастырем оставлен, каковым остается и до сих пор, один Махрищский

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

В эпоху существования феодально-духовных гос-в Православие сохранялось среди численно незначительного древнерус. населения городов: в средневек. Риге известен рус. торгово-ремесленный квартал (двор), где останавливались приезжавшие сюда торговать купцы. Предположительно правосл. рус. купеческая церковь в Риге существовала уже в 1-й трети XIII в., хотя 1-е письменное упоминание о ц. свт. Николая Чудотворца относится к 1299 г. Правосл. («русское») кладбище в Риге упоминается под 1394 г. В XIII-XVI вв. Никольский приход относился к Полоцкой епархии. Правосл. храм и приход просуществовали вплоть до 1548 г., когда после пожара и разграбления церковь закрыли. Возможно, домовые правосл. храмы существовали и в др. городах Ливонии (Венден, Вольмар), где по крайней мере в XIII в. источники упоминают рус. жителей. Богослужения и необходимые церковные требы могли совершать приезжавшие вместе с купцами священники. С нач. 20-х гг. XVI в. на территории совр. Л. начало распространяться лютеранство, особенно в Риге и др. городах. Реформация сопровождалась погромами католич. церквей и мон-рей. Пострадали также и правосл. церкви. В лютеранство перешли нек-рые члены Ливонского ордена и нек-рые ливонские феодалы. В 1525 г., чтобы предотвратить начало религиозной войны, Плеттенберг провозгласил свободу вероисповедания, к-рая была закреплена решением ландтага в Вольмаре в 1554 г. (О Реформации в Л. см. подробнее ст. Латвийская евангелическо-лютеранская Церковь .) Сер. XVI-XVII в. Ливонская война привела к ликвидации ливонских феодально-духовных гос-в. В 1559 г. Курляндский епископ продал свои владения Дании. В 1561 г. магистр Ливонского ордена, архиепископ и представители ливонских сословий присягнули на верность польскому королю и вел. кн. Литовскому Сигизмунду II Августу . В 1562 г. свои владения ему передал и последний Рижский архиепископ. Последний магистр Ливонского ордена Готхард Кетлер (1561-1587) стал 1-м герцогом Курляндского (Курляндско-Семигальского) герц-ства, находившегося в вассальной зависимости от польской короны, а также (недолгое время) являлся губернатором Задвинского герц-ства (территория современной правобережной Л. и Юж. Эстонии), в государственно-правовом отношении подчинявшегося Литовскому великому княжеству . Под властью Речи Посполитой в Задвинском герц-стве было учреждено католическое Ливонское еп-ство. В 1583 г. в Риге была основана иезуитская коллегия. В 1585-1589 гг. в городе, где оставалось большое число лютеран, произошли «календарные беспорядки», поводом для к-рых послужило введение григорианского календаря.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010