3 . Ризы парчи золотой с серебряными разводами; крест шит на фольге, оклад золотной. При них стихарь такой же золотой парчи. Пожертвованы Московским купцом П. Н. Багчевановым 17 в помин своей сестры, нечаянно умершей в Переславле проездом чрез него в 1860 году. 4 . Ризы голубого серебряного муар-глазета; крест и звезда кружевные серебряные, гас гладкий – серебряный. Ризы эти пожертвованы на помин души игумении Максимиллы в 1868 году племянницею её игуменьею Евгениею. Управление монастырём 1. Настоятели монастыря С основания монастыря он был мужским и управляли им игумены. По архивным документам они стали быть известны с 1511 года. 1 . Первым игуменом был Геронтий 1511 г., 2 . Арсений 1534 г. При них даны были в монастырь царём Иваном Васильевичем IV в 1511 году вотчины: деревня Хорошево с 7 деревнями, да деревня Потанино с пустошами, 3 . Макарий с 1551 года. При нём в этом году царь Иван Васильевич IV дал вкладу: слободку Ямскую, своё дворцовое село Ивановское, да село Петровское, да 500 р. на монастырское строение по сыне своём Иване, 4 . Харитон с 1561 г., апреля 30, 5. Иоасаф, 6 . другой Иоасаф, 7. Силван – 1588 г., 8 . Никон. Эти игумены упоминаются во вкладной монастырской книге, 9 . Нифонт – 1598 г., 10 . Тихон – умер 1604 г. ноября 27, 11 . Герасим – 1611 г., 12 . Гурий – 1613 г., уволен 1617 г. ноября 20, 13 . Иона – 1618 г., 14 . Дионисий 1616–1622 г., 15 . Рафаил 1622–1628. По приказу Государеву он огородил монастырь, поставил тёплый храм Введения Богородицы, да Николы Чудотворца с трапезою, да святые ворота, 16 . Леонид 1628 г. сентября 1 – 1635 г., 17 . Феодосий 1635 г., 18 . Леонид вторично с 1636–1640 r., 19 . Исаия 1641–1642 г., 20 . Феодосий 1643–1644 г. июля 28, 21 . Аврамий (бывший архимандрит Сольвычегодский) 1644–1647 г., 22 . Вавила 1647–48 г., 23 . Герасим 1648–1649 г. декабря 5, 24 . Вавила 1650–1659 г., 25 . Гурий с 12 июля 1652 г., 26 . а с июля 20 1652 г. строитель Иосиф, 27 . Сергий 1653 г. марта 1, 28 . Вавила 1653 октября 24 – 1654 г. октября 3,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Иоанн Богослов, ап. из XII, 26 сент., 8 мая и 30 июня. Иоанн Марк, ап. из LXX, янв. 4 и сент. 27. Иоанн Кукузель † XIV в., 1 сент. Иоанн Хозевит † ок. 532 г., 3 окт. Иоанн, еп. Суздальский, † 1373 г., 15 октября. Иоанн (с Клеопатрой) † 320 года, 19 октября. Иоанн Затворник Пск. † 1616 г., 24 окт. Иоанп Колов пр. † около 430 г., 9 ноября. Иоанн Милостивый † 619 года, 12 ноября. Иоанн (из Струмнпцких мучеников), 28 ноября. Иоанн Молчальник † 558 г., 3 дек. Иоанн Дамаскин † около 777 г., 4 дек. Иоанн, деспот Сербский, † 1503 г., 10 дек. Иоанн, подв. Печерский, XII века, 29 декабря. Иоасаф Псковский † 1299 г., 4 мар. Иоасаф, митр. Москов., † 1555 г., 27 июля. Иоасаф, пр. Вологодский, † 1453 г., 10 сент. Иоасаф, царевич Индийский, 19 ноября. Иов-Иисус 6 марта. Иов Многострадальный, 6 мая. Иов Почаевский † 1651 г., 28 окт. Иокуд муч. † III в. 29 мая. Иоиль пророк, 19 окт. Иона Пермский † 1470 г., 29 янв. Иона муч. † 327., 28 мар. Иона Псковский (с Марком) † 1480, 29 мар. Иона, митр. всеросс., † 1461 г., 31 мар. и 5 окт. Иона, пр. Климецкий, † 1534 г., 6 июня. Иона Соловецкий † 1561 г., 12 июня. Иона, пророк, 22 сент. Иона, арх. Новгородский, † 1470 г., 5 нояб. Иосиф (Иосий, Иуст), ап. из LXX, 4 янв. Иосиф Прекрасный, 31 мар. Иосиф Песнописец † 883 г., 4 апр. Иосиф Печерский, XIV в. 4 апреля и 28 августа. Иосиф Заоникиевский † 1602 г., 23 июня. Иосиф, пр. Волоцкий, † 1515 г., 9 сент. Иосиф Алавердский † 570 г., 5 сент. Иосиф муч. (с Акепсимом), 3 ноября. Иосиф муч. IV в., 20 ноября. Иувеналий (Ювеналий) патр. † 458 г., 2 июля. Иувентин муч., 5 сентября. Иуда-Леввей, он же и Фаддей, ап., 19 и 30 июня. Иудифь прав., 7 сентября. Иулитта Тавенская 14 июня. Иулитта муч. † 304 г., 15 июля. Иулитта муч. 303 г., 31 июля. Иулиания Лазаревская † 1604, 2 янв. Иулиания Птолемаидская † 273 г., 4 марта. Иулиания Ольшанская, не позже 1540 г., 6 июля. Иулиания муч. (с Варварой), 4 дек. Иулиания Вяземская † 1406 г., 21 декабря. Иулиания, муч. в Никомидии, 21 декабря. Иулиан муч. † 304, 8 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Обратимся, однако, к документальным свидетельствам. Есть некоторые основания предполагать, что в Софийском соборе была древняя, особо чтимая икона с изображением Богоматери Одигитрии. В Новгородской Второй (Архивской) летописи говорится под 1561 г. следующее: «В лето 7069-го месяца марта в 9, в неделю Великого поста, царь князь великий Иван Васильевичи взял из Великого Новагорода к себе на Москву из Софии Премудрости Божии три образы: Спас, да другой образ Петр и Павел, да у них во облаци Спас, да третей образ Благовещение святей Богородицы Юрьева монастыря. Ца провожали те образы архиепископ Пимин со архимандритом Варфоломеем Юрьева монастыря, и со всеми игумены Новгородцкими и священицы, и со всеми гражены Великого Новагорода на Ильину улицу к Знамению святей Богородици. Ца там архиепископ у Знамения и молебны служил. Ца в Софии пел 4 молебны – Преображению, да Благовещению Пречистой, да пречистой Одигитрею, да апостолу Петру и Павлу, да воду святил, да иконы кропил и народ крестил. Ца как архиепископ отпив обедню, и после обедни иконы отпустил 383 ». Как мы видим, вывозя «три образы», пели «4 молебны», причем четвертым оказался молебен «Пречистой Одигитрии». История вывоза древнейших икон из Новгорода царем Иваном Грозным не во всем ясна. «Благовещение» из Юрьева монастыря, например, было в Москве уже в 1554 г., о чем свидетельствует дело дьяка Ивана Висковатого 384 . Известие о вывозе иконы «Благовещение» в 1561 г. В. И. Антонова рассматривает как интерполяцию, вставку, которую сделал летописец, спохватившись, что в свое время не записал это под нужным годом 385 . Но могло быть и иначе: икону вывезли и вернули, не записав, а потом, в 1561 г. опять вывезли, с указанием в летописи. Вывоз икон из Новгорода с последующим возвращением известен: в 1561 г. вывезли «Спаса Златую ризу» и «Апостолов Петра и Павла», а в 1572 г. их возвратили («Спаса» – в копии). Вывоз иконы Одигитрии из Новгорода нигде не отмечен. Но такая икона явно была вывезена, коль скоро 9 марта 1561 г. отслужили молебны не только в честь Преображения (т. е. Христа в связи с иконой «Спас Златая риза»), «Апостолов Петра и Павла». «Благовещения», но и в память «Одигитрии».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Он провозгласил независимость Церкви Шотландии от власти папы Римского, запретил католич. мессу и любое учение, кроме установленного шотл. исповеданием. К 1561 г. Н. и 5 его единомышленников закончили работу над «Книгой учения» (Book of Discipline; букв.- Книга порядка), к-рая предполагала переустройство Церкви Шотландии по пресвитерианской модели: упразднение иерархии, выборы священников, учреждение Генеральной ассамблеи Церкви и т. д. В янв. 1561 г. этот проект обсуждался членами парламента, но не был окончательно принят, по-видимому по экономическим соображениям: реформа должна была проводиться за счет бывш. церковного имущества, значительная часть к-рого находилась в это время в руках лэрдов и знати. В дальнейшем проект реформы был отложен из-за возвращения 19 авг. 1561 г. из Франции в Шотландию кор. Марии Стюарт, придерживавшейся католич. взглядов. Н. считал опасным пребывание в Шотландии католич. королевы, к-рая, как он предполагал, вспоминая недавние события в Англии, намеревалась восстановить католицизм и начать преследования протестант. верующих и проповедников. Н. возражал против данного королеве разрешения посещать католич. мессу в ее капелле, а потому поддержал тех, кто 24 авг. 1561 г., в 1-е воскресенье после приезда Марии, безуспешно попытались помешать проведению мессы в Холирудском дворце, в письмах он даже рассуждал о возможном призыве сторонников к вооруженному восстанию против королевы. Личные контакты Н. и Марии Стюарт были ограниченны - известно лишь о неск. их встречах, описанных Н. в «Истории Реформации в Шотландии» (опубл. в 1587). Впервые королева встретилась с Н. в сент. 1561 г., через неск. недель после своего приезда. Она обвинила реформатора в написании трактата против ее матери (речь шла о трактате «Первый трубный глас...») и против ее собственной власти, на что Н. ответил, что он подчиняется ей, пока она угодна подданным (при этом они имеют право восстать, если сочтут, что монарх нарушает закон или волю Бога), подобно тому как ап. Павел подчинялся власти имп.

http://pravenc.ru/text/2577917.html

f) Patris Athanasii magni, Episcopi Alexandriae opera, in quatuor tomos distributa. 1556 года, в лист, в кожаном переплете. Эта книга не отличается ничем, особенно стоящим примечания, существует 317 лет. g) Dictionarium Ambrosii Calepini. Два экземпляра, 1558 г. Basileae. Первый экземпляр в досках, обложенных пергаментом, на котором вытиснуты: Богоявление Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы, остальных оттисков разобрать нельзя; второй экземпляр в коже. Эти книги существуют 325 лет. h) Sacrorum utriusque Testamenti librorum adsolutissimus index quas concordantias majores vocant. Joh Hervagii. 1561 г., в лист в корешковом переплете, книга напечатана в три столбца. Страницы и листы не перемечены цифрами. i) Divi Bernardi Claraevallis Abbatis primi, ас doctoris plani Theodidacti opera. 1561 г. Париж, в досках, обложенных пергаментом, на котором оттиснуты лики святых, но каких разобрать нельзя, печатала в два столбца. k) Homeri opera Graeco – Latina. Accedit Homeri vita ex Plutarcho 1561 r., Basileae, в пергаменте. Книга печатана в два столбца, в первом текст Греческий, во втором Латинский. На заглавном листе изображен Гомер, едущий по морю на рыбе, с арфой в левой и с смычком в правой руке. Три последние книги существуют 312 лет. l) Pirrhoniarum Hipoteoseon libri tres, quibus in tres philosophiae partes severissime inquiritur Latine primum editi, interpretante Hengicho Stepliano. Accesserunt: I) Uita Pyrrhonis ex Diogene Laegtio, II) Claudii Galeni Pergameni de optimo docendi genere liber et III)Annotationes Hengici Stephani in Sexti philosophi Pyrrhoniarum Hipoteseon libros, in quibus etiam de quarumdam philosophicarum vocum interpretatione agit. 1562 года, в 8 долю, в пергаменте. Книга эта существует 311 лет. m) Divi Aurelii Augustini, Hipponensis Episcopi opera. В лист, в кожаном переплете, в пяти томах и книгах. 1569 года. Basileae. Заглавный лист первого тома украшен священными изображениями. Вверху, в средине Святая Троица, Бог Отец и Бог Сын в коронах. По углам четыре Евангелиста, вверху – Матфей и Марк внизу – Лука и Иоанн. По бокам заглавия – Святые: Иероним, Августин, Амвросий и папа Григорий, последний в трехкоронной тиаре с крестом. Книги напечатаны в два столбца и существуют 304 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июле 1557 г., после завершения русско-швед. войны и заключения 40-летнего перемирия Вел. Новгорода со Швецией, В. и Адашев от себя лично сделали шведам предложение о свободной беспошлинной торговле в России и транзите на восток в обмен на аналогичные льготы рус. купцам в Швеции и транзите в страны Сев. и Зап. Европы. За то время пока В. возглавлял Посольскую избу (ок. 1549-1561), в Москве побывало 32 посольства, в переговорах с к-рыми В. проявил себя как «неуступчивый участник переговоров и знаток процедурных вопросов» ( Граля. С. 235), был первым руководителем внешнеполитического ведомства России, выезжавшим для ведения переговоров за границу. Через В. в эти годы шла вся дипломатическая переписка царя и Боярской думы. Как глава Посольской избы дьяк также управлял посольской четвертью - территорией, на доходы от к-рой функционировала посольская служба в России. Падение Адашева стало причиной перемены места службы В., ставшего в нач. февр. 1561 г. царским печатником. Его деятельность на этом поприще оказалась также плодотворной: были созданы неск. новых печатей - малая (1561), большая (1562/63), находившаяся в ведении В., печать ливонского (1564) и новгородского (1565) наместников. Большое внимание, как свидетельствует опись царского архива 2-й пол. XVI в., В. уделял систематизации старых дел и текущей посольской документации, в т. ч. и по церковным вопросам. В нояб.- дек. 1562 г. кн. А. М. Ромодановский и В. находились в Копенгагене со сложной дипломатической миссией: рус. послы должны были добиться от дат. кор. Фредерика II ратификации мирного договора между Данией и Россией, а также признания права Московского гос-ва на неск. спорных территорий (Ст. и Нов. Колк). Достичь последнего не удалось, однако неудача отчасти компенсировалась признанием царского титула Иоанна IV и урегулированием отношений с Данией. В дек. 1563 г. В. участвовал в переговорах с литов. послами в Москве, в ходе к-рых обосновал войну России против Великого княжества Литовского необходимостью вступиться «за православную истинную и непорочную хрестьянскую веру и за благостояние святых божиих церквей и за всех православных хрестьян, данных нам [царю] по Всемогущего Бога воле во обладание и в устроение» (СбРИО.

http://pravenc.ru/text/158752.html

145. «А князи издавиша, подкладше под дскы, а сами верху седоша обедати», (там же прим. 304). 419 У Кальнофойского (Teraturgima) некоторые из Домбровицких князей, равно как и св. Иулиания, именуются не Домбровицкими, но Дубровскими. Но это ничто иное, как замена главного корня этой фамилии, вместо Домброва (роща), тождественным и едва ли не древнейшим Славянским наименованием «Дуброва». (Волынск. губерн. Ведом. 1855 г., 39, часть неоффиц., стр. 116). 423 Коялович: Histor Lithwan. pars II, Antverpiae, 1669 ап., стр. 297. Teramurgima Кальнофойского, стр. 63. 425 Пр. Филарета Черниговск. Русск. Свят. мес. Июль; 1864 г., 42. Надобно заметить, что князь Иван Домбровицкий, воевода Киевский, обыкновенно именуемый только князем Домбровицким, в тоже время подписывался и Гольшанским или Ольшанским, как пишется и именуется св. Иулиания и отец ее Юрий. Волын. губ. 1855 г., 39, часть неоффиц., стр. 118. 426 Кояловича: Histor. Lithwan., стр. 391. Юевлянин 1840 г., стр. 248. – Это известное Пересопницкое Евангелие, которое с 1556 по 1561 г, было переведено Ар- химандритом Пересопницкаго монастыря Григорием из языка Болгарсваго, на Русскую иову. (Журн. Минист. Народн. ПросвФщ. 1858 г. 5), и с 1561 по 1566 г. предписано в Пересопницком Рождество-Богородичном монастырф, часпю же в дфвичеем Заславсвом монастырф, гдф Настасея Юреевна, по смерти мужа, была Игумешей. (Истор. Руссв. Ц. пр. Филарета, перюд 3, стр. 175) 427 Это тот самый Юрий Острожский, который получил Заславль от отца своего Василия Острожского и Заславского, и первый из рода князей Острожских начал писаться Заславсвским. (Волынск. Губ. Вед. 1868 г., 81. Часте неоффиц., стр. 323).        428 Там же. В половине XV в. известен был на Волыни тоже князь Юрий, сын Симеона Гольшанского, который в 1440 г. способствовал в возведению на престол Великого князя Литовского Казимира; но он не мог быть отцом Анастаса, жившей еще 1561 г., иначе последней пришлось бы назначить свыше сотни лет, – обстоятельство, которое не могло быть пройдено историей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

1463-1464 гг. инок Мисаил (в миру боярин М. Ф. Сабуров, сын великокняжеского боярина Федора Ивановича Сабура Зернова) вложил в мон-рь сельцо Якольское, дер. Оганинскую (совр. с. Яковлевское и дер. Аганино Костромского р-на), двор на погосте Шунга и озера Борисово и Волоское (Волоцкое). Вклад был ценен тем, что И. м. стали принадлежать земли, расположенные непосредственно рядом с Вологодской дорогой (АСЭИ. Т. 3. 230. С. 251). В 1527/28 г. Федор Юрьев «сын Константинович» Сабуров (брат Соломонии Юрьевны Сабуровой, 1-й жены вел. кн. Василия III Иоанновича) пожаловал обители с. Кузьминское с деревнями, пустынями и мельницей в Андрониковом стане; 1 сент. 1558 г. кн. Давыд Федорович Палецкий завещал с. Михайловское с деревнями на р. Шаче и пустошами. Кроме того, кн. Палецкий дал 100 р. «в большую церковь Живоначальные Троицы» И. м. В 1560-1561 гг. окольничий Семен Дмитриевич Пешков-Сабуров завещал И. м. свою вотчину - сельцо Якольское с деревнями в Плёсском стане (совр. г. Приволжск Ивановской обл.) и сельцо Олешево с деревнями в Лещёвской трети Чёрной вол., в 1561-1562 гг.- дер. Мелехово в Чёрной вол.; в 1560-1561 гг. Петр Михайлович Пешков-Сабуров передал обители с. Палецкое с деревнями. Последний большой вклад Сабуровых был дан в 1563-1564 гг. (см. ст. Адриан (Ангелов) ). И. м. принадлежала Ипатьевская слобода (впервые упом. в 1560), в к-рой проживали в основном монастырские «служебники» - конюхи, кузнецы, плотники, «рыбные ловцы» и др. В слободе находились конюшня («двор конюшей»), коровник («двор коровей») и хозяйственные постройки. К кон. XVI в. собственностью И. м. стала Спасская слобода (ныне в черте г. Костромы). Во 2-й пол. XVI в. главными ктиторами И. м. стали представители младшей ветви рода - боярин Дмитрий Иванович Годунов († 1606) и его племянник, буд. царь Борис Феодорович Годунов. В 1567 г., когда Кострома была взята в опричнину, Годуновы-опричники стали видными фигурами в окружении царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Вероятно, благодаря протекции Годуновых игум.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Остальной декор центрального столпа достаточно сдержан. Нижний ярус отделен от остальных широким выносным «тройным» карнизом сложного профиля, а его грани украшены филенками. Два из трех верхних восьмериков скрыты под тремя рядами кокошников. Нижний ряд образован полукруглыми «закомарами» глубокого рельефа. Дополнительную пластику им придает «составной» рисунок многократно повторенных и уходящих вглубь кокошника арок. Четыре из восьми «закомар» прорезаны круглыми окнами, составляющими второй световой пояс столпа. Второй ряд, идущий «в перебежку» с первым, образуют кокошники схожие по рисунку, но существенно меньшего размера. Третий ряд представляет собой фриз из треугольных фронтонов. Верхний восьмерик оформлен глубокий ширинками – по две на грань. Если прием расположения нескольких рядов полукруглых кокошников разного размера «вперебежку» уже использовался русскими зодчими (в основании шатра, венчающего центральный столп собора Покрова на Рву, 1555-1561 годы), то треугольные фронтоны сложного профиля в то время еще не получили распространения. Полукруглые закомары впервые на Руси были использованы в декоре Архангельского собора Московского Кремля (1505-1508 годы, архитектор – Алевиз Новый), но особенно часто они встречаются во второй половине - конце XVI века (собор Покрова на Рву 1555-1561 годы, Троицкий и Распятский храмы в Александровой слободе 1565-1570-е годы, церкви Святой Троицы в Хорошеве и Больших Вяземах 1590-х годов). Тоже можно сказать и о круглых окнах, вписанных в кокошники. Итальянский архитектор украсил композицией из четырех круглых окон центральный кокошник над западной стеной Архангельского собора. Русские зодчие предпочитали одно окно, (большего или меньшего размера) в кокошниках над гранями столпов. Именно такие окна видны в кокошниках нижнего ряда, на центральном столпе собора Покрова на Рву (1555-1561 годы). Тот же мотив использован в декоре столпов Распятской церкви-колокольни (перестроена в 1565-1570 году) и храма Покрова в Александровой слободе (нач. 1570-х годов), а также надвратного храма Происхождения честных древ Креста Господня Симонова монастыря (1591-1593 годы). Нетрудно заметить, что все перечисленные храмы входили в круг деятельности мастеров, работавших по заказам царской фамилии.

http://sobory.ru/article/?object=03286

Являлся келарем Троице–Сергиева монастыря в 1550, 1552, 1555—1561 гг. С именем Адриана Ангелова можно связывать создание Повести о Казанском взятии 1552 г. Троицкое происхождение Повести не вызывает сомнений. Уже во введении автор призывает молитвы русских чудотворцев и особенно «великого чудотворца, нашего заступника и помощника» преподобного Сергия и его ученика Никона Радонежского. Подробно описывается посещение царем Иваном Грозным Троице–Сергиева монастыря, приводится его молитва у раки Сергия, при этом вновь подчеркивается величие Преподобного («Которого от святых в Рустей земли тако Бог прослави, яко же тебе?») и нижайше испрашивается милость «Христова угодника» о пособии на «супротивных». Характерно включение в текст повествования рассказа о «видении» святого Сергия, будто бы «ходяща по граду (Казани) и град очищающе», что и явилось предзнаменованием будущей победы русского воинства. В памятнике содержатся сведения об иконе Троицы, которую Иван Грозный украсил «златом и камением многоценным», и иконе, изображающей явление Богородицы с апостолами преподобному Сергию. Приезду Адриана Ангелова под Казань с иконой и святой водой придается в Повести вообще особое значение. «И от того дни православному царю нашему вся радость и победы на враги от Господа даяшеся», — многозначительно заключает автор. Придание решающей роли в военной кампании приезду Адриана Ангелова с троицкими святынями уместно сопоставить с признанием писателя, что он «ово слышати сподобися от самодержца и благочестивого царя нашего, ова же и своима очима видех». В совокупности все это приводит к признанию Адриана Ангелова автором Повести о Казанском взятии. Адриан Ангелов вел также своеобразную летопись Троице–Сергиева монастыря. В одном рукописном сборнике (ГИМ, Син. 645) помещены его собственноручные записи о строительстве в монастыре в 1552, 1556—1559 гг., с неизменным добавлением: «при келаре Андреяне Ангелове». В 1560 г. келарь Адриан Ангелов написал челобитную царю об изменении статуса Троицкого монастыря, которая была удовлетворена: в Сергиеве монастыре была учреждена архимандрития, а 6 января 1561 г. Троицкий игумен Елевферий поставлен первым архимандритом. В Русской церковной иерархии Троицкий архимандрит отныне стал выше всех архимандритов и игуменов. Умер Адриан Ангелов в 1561 г. (по некоторым данным — убит Грозным).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010