Турецкое завоевание Константинополя заставило многих состоятельных греков бежать из отечества, чтобы заниматься торговлей и мореходством на чужой стороне, вследствие чего почти во всех торговых, и особенно приморских, городах Европы появились торговые греческие колонии. Так возникла греческая община в Венеции. Она устроилась во многих отношениях очень удобно. Венецианская республика по своим коммерческим видам в начале XVI в. испросила грекам у папы Льва X Медичи (1513–1521) свободное исповедание их веры. Желая сохранить, однако же, хоть некоторую тень власти над указанной греческой общиной, римский двор потребовал себе в качестве дани от венецианских греков ежегодный взнос нескольких пудов белого воска, но и эта дань никогда не была взносима. С течением времени община добилась права построить и построила себе в городе церковь, на фронтоне которой читается такая надпись: «Христу Спасителю и св. великомученику Георгию переселенцы греческие и приходящие в Венецию, дабы прославить Бога по обрядам отечественным, на свои средства соорудили храм сей в 1561 году». Храм, построенный греками в Венеции и носящий наименование храма св. Георгия, отличался великолепием, так как был построен знаменитым зодчим Сансовино. С 1561 г., со времени построения этой церкви, она сделалась центром как церковно–общественной, так и интеллектуальной стороны в жизни венецианских греков, да и не одних этих греков. При церкви появилось двое греческих священников и была учреждена архиерейская кафедра, епископ которой стал титуловаться именем епископа Филадельфийского (это были номинальные епископы Филадельфийской епархии, находящейся в Малой Азии); епископское управление, однако, происходило в полной зависимости от Константинопольского патриарха, имя которого разрешено было возносить на ектеньях в храме св. Георгия. Интересно, что в Венеции латинские священники обязаны были сопровождать по улицам каждого православного покойника своего прихода с пением погребальных гимнов и затем передавать тело усопшего греческому духовенству в притворе церкви св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

1091 Сравн. ниже Б, 8 и В 13 – В церкви св. Владимира на западной (по алтарю) стене на право от входа ближе к углу вделана плита со следующими надгробными записями: «преставив благоверны князь Владимир Иванович Воротынскои лета 7062 сентября 27 дня. «преставив благоверны князь Александр Иванович Воротынскои во иноцех Арсеней лета 7072 февраля в 6 день». 1092 Квашнин до 1561–1563 годов (в Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 25, составленной в этих годах уже назначен корм по нем). День смерти его был 26 августа (см. Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. III; А. Федотов-Чеховский, Акты относ, до гражд. распр. древн. России, Киев, 1860, т. I, 74, стр. 196) 1093 Ср. ниже Б, 12. – Здесь разумеется игумен кирилловский Кирилл II, скончавшейся, как видно из «братского синодика» (см. ниже), не задолго до смерти Ивана Васильевича Шереметева Большого, т. е. до 27 мая 1577 года. 1094 Варлаам, игумен Московского Богоявлевского монастыря (в 1554–55 годах, см. П. М. Строев, Списки иерархов, е. с., стб. 175). Сравн. приписку на Рукоп. Кир. библ. 160–417, л. 2 об.: «книга каноуник Варлаама Богоявленского игумена, что был в царствующем граде Москве, при царе Иване Васильевиче, при священном митрополите Макарие. А Варлам Кирилова монастыря постриженик, а постригся Варлам лета 7042 (1534) месяца апреля 4 число». 1095 Сравн. ниже Б, 14. Каргополец Григорий Межников, «во иноцехъ» Геласия, постригся в 7085–157 6 / 7 году (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 125 об.). 1096 Ср. ниже Б, 15. – Псковитин, московский жилец Гавриил Трясисолома, во иноцех Геласия, жил во 2-й половине XVI века. Его вклад в Кириллов монастырь (7088–1579–80 года) см. в Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 130. 1097 Игнатий Плушка † 6 июня не ранее 1561–1563 года. Имя Плушки приписано в Кормовой книге (Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 22), составленной около этих годов. О вкладе его в Кириллов монастырь см. Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 106 в об. 1100 Павел Зиновьев сын, каргополец, во иночестве Ilaxoмuй, жил во 2-ой половине XVI века. Вклад его (7082 года) см. в Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 124 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В старом русском переводе Гваньини, который берет у Герберштейна, говорится о нашем чудесном котле: «Глаголют, что там есть ольля супреа (olla сиргеа – медный котел), то есть стол волной на нарочитые праздники» (см. в Описании рукописей Московской духовной академии архимандрита Леонида, 29 (201), л. 156 об., вып. 1, с. 146). Слова: «то есть стол волной на нарочитые праздники» принадлежат Русскому переводчику и, составляя его пояснение к словам «olla cuprea», значат, что в Троицком монастыре в нарочитые праздники бывает стол вольный, или свободный, для всех, или такой стол, за который может садиться всякий желающий, причем подразумевается, что стол этот бывает накрыт в продолжение целого дня и что вместе с сим в продолжение целого дня не снимаются с очага и котлы с готовимой пищей. То есть Русский переводчик Гваньини ограничивает естественную неубываемость, или целодневную полноту, Троицких котлов с приготовляемой пищей только днями нарочитых праздников. Олеарий говорит о медном котле, о котором пишет Герберштейн, что Русские его, Олеариева, времени ничего о нем не знали (Русск. перев. в «Чтен. Общ. Ист. и Древн. Росс.», 1868, кн. IV, с. 341). Из этого с большею вероятностию следует заключать, что легенду сочинил сам Герберштейн, не поняв говоривших ему Русских, потому что если бы легенда была сочинена самими Русскими, то едва ли бы потом она у них исчезла (в самом монастыре мы никогда не слыхали о легенде). 139 Прошение к царю келаря и братии монастыря – в «Кратком летописце» лавры, который напечатан А. Ф. Бычковым и перепечатан архимандритом Леонидом, под 1561 годом; настольная грамота митрополита Макария первому архимандриту монастыря от 6 января 1561 года – в «Истории иерархии» (т. II, с. 100; cfr., ibid., т. I, с. 357 и т. II, с. LIX и LXII). В послесловиях к двум рукописям, написанным в Троицком монастыре вскоре после смерти преподобного Сергия, в игуменство его преемника, преподобного Никона, – одна в 1414 году, а другая в 1425 году, – (Лаврской библиотеки 165 и 185) монастырь называется обителию царскою («в обители царьстей святыа живоначальныа Троица, в устроении преподобнаго игумена Сергея...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

При первом взгляде на текст кн. Бытия, изданный Берчичем, мы видим, что по объёму он значительно больше текста кирилловских паримейников. Этот «излишек» представляют именно следующие части кн. Бытия: гл. 5:25–28 (II Верб.) 95 , 7:10 (I Верб.), 11:10, 12–14, 16, 18, 20, 22, 24, 27–29, 31 (II Верб.), 12:8–13 (Пас.), 14–20 (печ. 1561 года), 13:1–7 (печ. 1561 года), 17:20–27 (II Верб.), 19:1–19, 24 – 28 (ib.), 30 (III Верб.), 21:9, 10, 12–16 (II Верб.), 22:19 (ib.), 23:1, 2, 19 (ib.), 25:1, 7, 9 (ib.), 19–33 (III Верб.), 26:8–12, 18–22 (ib.), 28:1–4, 6, 18, 22 (II Верб.), 20, 21 (ПаС.), 29:1–6, 9–21, 23, 24, 26–28, 31–35 (III Верб.), 30:1–8, 14–26, 31–39 (ib.), 31:17 (ib.), 32:26, 28, 29 (Пас.), 37:2–4, 6–20, (I Верб.). 5 (Пас.), 21–33 (II Верб.). 40:5, 12–64 (Пас.), 42:21, 22 (ib.), 43:11, 14 (ib..), 44:1 (II Верб.), 45:26–28 (Пас.), 47:27–31 (Вен.), 48:1–4 (ib.) и 49:20.27 (Пас.). Тут было бы очень важно тотчас ответить на два вопроса: 1) во всех ли полных списках часослова, которыми пользовался Берчич, заключается этот излишек или только в некоторых и во 2) когда приблизительно в хорватской народной церкви римский обряд потребовал читать при богослужении книгу Бытия в том именно объёме, в каком нашёл её Берчич в глаголических часословах? Но от решения этих вопросов я в настоящее время должен, к сожалению, отказаться за отсутствием каких-либо точных данных: Берчич об отношении объёмов текста кн. Бытия в глаголических часословах не говорит ни слова, история же образования латинских богослужебных книг, соответствующих по содержанию этим хорватским часословам, мне известна только в общих чертах 96 . Несмотря однако на это, я тем не менее позволю себе и теперь высказать предположение, почти уверенность, 1) что в хорватской народной церкви в эпоху от конца IX до XIII в. кн. Бытия читалась при Богослужение в меньшем объёме, чем это мы видим в Ulomc’ax Берчича и чем это происходило в позднейшее время, после XIII в. и во 2) что – вследствие этого – в глаголических богослужебных книгах более ранней редакции мы чтений из кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

6 . пять овинов, 7 . сенной сарай, 8 . два кирпичных сарая. А жило стариц и белиц в монастыре 190. Ныне в монастыре состоит: игуменья 1, казначея 1, прочих монахинь 34, послушниц 250 215. 2. Нынешние Нынешние средства Фёдоровского монастыря не богаты. Благодаря попечениям нынешней настоятельницы монастыря живущие в нём, по крайней мере, обеспечены пищею с устройством общей трапезы. Прочее содержание они добывают своими трудами; указанное Императором Петром I производство полотен составляет главное занятие живущих в монастыре. Собственно монастырь содержится: 1 . жалованьем, коего производится 461 p. 70 к. в год, и 2 . процентами с капитала в количестве 12000 рублей. Кроме cero, при монастыре есть: 1 . мельница на p. Трубеже, 2 . лесная пустошь Липняги в количестве 121 десятин 1 661 саженей га], 3 . покосная дача близ с. Ивановского в 39 десятин га], 4 . покосная, лесная и пахотная земля пожертвована в 1874 г. Московским купцом Глинским в количестве 146 десятин га]. Занимающиеся монастырскими земледельческими работами получают от монастыря кроме пищи и одежду. Участие Великих Государей в устроении монастыря Участие Великих Государей в устроении Фёдоровского монастыря выражалось в разных пожертвованиях в монастырь, что всего лучше видно из жалованных грамот, данных ими в монастырь. В описи монастыря в 1753 году показаны следующие грамоты: 1 . Первая грамота, данная в монастырь, есть грамота Великого Князя Василия Ивановича на монастырские вотчины 7019 (1511) августа 24 дня. 2 . Грамота Великого Государя царя и Великого Князя Ивана Васильевича на деревню Сосняг с деревнями 7061 (1553) г. сентября 16. 3. Его же грамота на сельцо Фёдоровское и сельцо Половецкое с деревнями 7069 (1561) г. июня 20. 4 . Его же грамота на пустошь Грибневскую 7069 (1561) апреля 30. 5 . Его же – на сельцо Фёдоровское 7073 (1565) сентября 12 дня. 6 . Его же – о пошлинах 7064 (1556) сентября 29. 7 . Его же на рыбные ловли, что на р. Нерли, 7075 (1567) января 20. 8 . Грамота Великого Государя Феодора Иоанновича на село Тюшино, Ильинское тож 7095 (1587) ноября 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в рус. традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью: Βλαχερντισσα, что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме К-поля. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано: Επσκεψις (поручительница, ходатаица или покровительница); образы Одигитрии могут иметь надписи: Ελεοσα (мон-рь Хиландар, Афон, XIV в.), Περβλεπτος (Прекрасная) и Ψυχοσστρια (Душеспасительница) (обе - XIV в., музей в Охриде (Македония)); Κεχαριτωμνη (Преблагодатная) и Πανταβασλισσα (Всецарица) (обе - XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано: Οδηγτρια (Путеводительница) (XV в.?, ЦАК МДА). Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря. 1560-1561 гг. (Гос. музей-заповедник «Коломенское») Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря. 1560-1561 гг. (Гос. музей-заповедник «Коломенское») Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник» («Ζωοδχος Πηγ»), находившийся в одноименном храме вблизи К-поля. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика мон-ря Хора в К-поле; ц. св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347-1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска мон-ря св. Павла на Афоне, 1423; рус. икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в рус. среде были распространены иконы, основанные на лит.

http://pravenc.ru/text/149527.html

15 апреля 1554 г. Андрей, протопоп Благовещенский, в Чудове монастыре совершал чин крещения царевича Ивана 18 . В царской грамоте от 28 октября 1554 г. в Переяславский Данилов монастырь о пожаловании ему двух сел Загорьев и деревни Оникиева говорится: «да и отец наш духовный протопоп Ондрей нам о том бил же челом» 19 . Выражение грамоты дает знать о связях Андрея с обителью преподобного Даниила и о том, что ее интересы были близки и дороги царскому духовнику – Переяславцу. В 1555 г. протопоп Андрей вместе с митрополитом Макарием поновлял чудотворный образ Николы Великорецкого. По этому случаю сообщается: «иконному бо писанию митрополит и Андрей научени сей хитрости» 20 . В 1561 г. июля 6 «Андрей, протопоп Благовещенской» огласил ко крещению черкасскую княжну, ставшую потом супругой Грозного 21 . Здесь в последний раз он назван мирским именем и Благовещенским протопопом. «А как постригся, говорит о нем Псковская первая летопись, два лета ему прошло в чернечестве до митрополитства» 22 . Но в митрополиты по смерти Макария он избран 24 февраля, посвящен 5 марта 1564 г. 23 Следовательно, постригся после 6 июля 1561 и до 5 марта 1562 г. Пострижение Андрей принял в Чудове монастыре 24 с именем Афанасия. В повести «О немощи и о преставлении и о погребении Макария, митрополита всея Руси», описывающей события с 15 сентября по 31 декабря 1563 г., он несколько раз называется «старцем Афанасием, духовником государевым» 25 . Не означает ли это того, что Андрей, приняв монашество в Чудовом монастыре и оставив должность Благовещенского протопопа, продолжал быть духовником Грозного? Поручения, которые давались в эти дни Афанасию, свидетельствуют, во всяком случае, о близости и доверии к нему царя и митрополита. Царь ему поручает – вместе с митрополичьим духовником и чусовским архимандритом навещать больного святителя в свое отсутствие, пока ездит к Троице на Сергиев день. Митрополит с Афанасием посылает царю письмо, в котором настойчиво просится на покой в свое пострижение – в Пафнутьев монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Сюжетное изображение встречи М. В. с бесом-искусителем, восходящее к тексту Жития святого, известно из Сийского иконописного подлинника, в котором указано, что это «прп. Макарий египетский и пред ним бес искуситель, увешанный тыквами». В народных картинках изображение сопровождалось подписью: «Прп. Макарий Египтянин идее путем и узре беса всего в тыквах. Глагола преподобный: камо идеши демоне? Отвеща бес: иду в мир болящих целити. И рече преподобный: кое целение имаши к людем? Отвеща бес - сие исцеление: у очей моих тыква зависть, у ушей прослушание, у уст злоглаголание, на сердце злопомнение, на руках грабление, на пупе блудодеяние, на коленях Богу непоклонение, на плеснех к церкви леность, на хвосте бесовские мечты. Прп. Макарий прокля беса». Указание на это видение находится в Прологе, где описан и внешний вид прп. Макария: «Бяше же святый образ имея накрутен, редки точию космы на устах имея к концу о браде» (Пролог под 19 янв.). В иконописном подлиннике указан иной тип изображения М. В.: «Подобием стар, наг, весь во власех обросл, брада по колени долга, а от колен два косма повились до земли, рука у сердца, власы главные до плеч» ( Покровский. 1897. Рис. 86. Л. 157). В визант. искусстве цикл чудес М. В. вошел в состав росписей литийного притвора мон-ря Хиландар (1321/22, переписаны в 1809); здесь на юго-вост. и сев.-вост. сводах проиллюстрированы некоторые сюжеты Жития М. В., прежде всего связанные с изгнанием бесов. В составе минейных циклов образ М. В. известен на миниатюрах и в росписях: в Евфимиевском синаксаре XI в. (НЦРГ A. 648), в Евангелии с минологием 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 295r), в январской минее из монастыря Гроттаферрата 1101 г. (Cryptoferat. Δ 112. Fol. 118v), в январской минее XIII в. (Paris. gr. 1561. Fol. 80r); в новгородской ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.), на вост. грани юго-зап. столба, рядом с прп. Евфимием; в ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561) вместе с прп. Макарием Александрийским.

http://pravenc.ru/text/Макария ...

29 июня 1555 г. в Москву был принесен с Вятки чудотворный Великорецкий образ свт. Николая Чудотворца, который поновили М., «бе бо иконному писанию навычен» (ПСРЛ. Т. 13. С. 254), и прот. Благовещенского собора Андрей (впосл. митр. Афанасий ). Один из приделов строящегося Покровского собора был посвящен свт. Николаю (см. подробнее: Макарий (Веретенников), архим. Принесение в Москву чудотв. Великорецкого образа свт. Николая//ЖМП. 2007. 12. С. 88-91; Он же. Храм-памятник: Из истории построения московского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Рву//Моск. ж. 2009. 7(223). С. 54-63; ранний рассказ о строительстве собора Покрова на Рву и перенесении образа Николы Великорецкого содержится в 3-й ред. Жития митр. Ионы, см.: Усачёв А. С. Житие митр. Ионы 3-й редакции//ВЦИ. 2007. 2(6). С. 5-60). Во время построения храма, в 1557 г., почил Василий Блаженный Московский; по распоряжению М. он был погребен рядом с еще не достроенным собором. Освящен был Покровский собор в 1561 г. (об участии М. в его освящении в летописи не сообщается). В 1556 г. в московском Чудовом мон-ре М. была освящена ц. во имя прп. Иоанна Лествичника с приделом прмц. Евдокии (посвящения были связаны с небесными покровителями царских детей). На освящении молились царская семья «да митрополит из Царяграда Кизитцкий Иасаф да старцы Святыя Горы» (ПСРЛ. Т. 13. С. 276; Т. 29. С. 251). В кон. 50-х гг. XVI в. начинается возрождение древнейшего московского Данилова во имя преподобного Даниила Столпника мужского монастыря . Предполагается, что внимание царя к обители было вызвано его молением о здравии царицы Анастасии ( Антонов А. В. К истории возобновления московского Данилова мон-ря//РД. 2000. Вып. 6. С. 181-182; Он же. Историко-археогр. исследования: Россия XV - нач. XVII в. М., 2013. С. 620-621). 18 мая 1561 г. М. в присутствии царя Иоанна IV освятил каменный монастырский собор во имя отцов семи Вселенских Соборов. Первосвятитель имел попечение о можайском Лужецком мон-ре, в котором был некогда архимандритом. Возведение соборного храма в обители С.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

1939 . Преображенский в Присеках, мужской, ныне село Присеки, Тверской губ., Бежецкого у., в 10 вер. от Бежецка, при р. Мологе. Это село еще в 1441 г. дано в Троицкий-Сергиев мон. по князе Юрье Дмитр. Крас­ном; впоследствии в нем образовался Преображенский мон., о котором упоми­нается в 1561 г., когда состоял при­писанным к Троицкой лавре. Церковь села основана в 1796 г. “Ист. Росс. Иер.”, II, 110; “Ист. опис. Троице-Сергиевы лавры”, 147; “Твер. губ. в.”, 1854 г., 7 (краткие свед.); “Акты Арх. Эксп.”, I, 296 (Ж. гр. 1577 г. Новгор. архиеп. Александра об освобожд. от пошлин 11 цер­квей в селах Тр.-Серг. м-ря); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 24; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, “Ист.-стат. опис. Тр.-Серг. лавры”, 178 (упоми­нается 1561 г.). 1940 . Преображенский – Романовский, женский, упраздненный, в гор. Романове-Борисоглебске, Ярославской губ. О нем известно только, что в 1669 г. им управляла строительница Анисия. Не был ли этот м-рь впослед. при существующей ныне церкви Преобра­жения построенной в 1758 г.? Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 376. 1941 . Преображенский – Спасский на Всходне, мужской, ныне село Спас или Спасское, Московской губ. и уезда, в 14 вер. к сев.-зап. от Мос­квы, близ известной дер. Тушино, при рр. Москве и Сходне. По началу своему современен преп. Сергию Радонежскому, т. е. уже существовал в XIV ст., недолго управляем его преемниками, став жертвою смут во время самозванцев. По писцов. книгам XVI ст. в м-ре были 2 церкви камен. Преображения и строив­шаяся св. муч. Андрея Стратилата, келья игумена Ивакха, да 3 кельи с 6 черно­ризцами; м-рь имел во владении земли. В 1570 г. супруга кн. Петра Телятевского, в иночестве София, отдала в Троицкий Сергиев мон., на поминовение отца своего Федора Тушина и брата, ро­довое село свое Тушина и монастырь. Оставшаяся церковь Преображения с при­делом преп. Сергия – древней постройки. Ратшин, 282; “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры”, 149; “Москов. губ. в.”, 1852 г., 4 (Опис. Москов. у.; село Спасское); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 54 (опись м-ря и его владений в Горстовом стане); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1865 г., IV, смесь, 126 (вотчины м-ря в 1684 и 1752 год.); 1878 г., IV, Ист. опис. Тр. Серг. лавры, 181 (при­писан в 1570 г.); “Дворцов. разряды”, III, 304 (встреча мощей патриар. Иова 1652 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 259 (игум. Макарий 1566–73 г.); “Продолж. Древн. Вивлиоф.”, 1788 г., III, 190, 229 (упоминается в 1477 г. «мыт Свойнитцкий, что у Спаса на всходне»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010