Поновление Владимирской иконы Пресв. Богородицы. 21 мая. 1515.             Иосиф преп., игумен Полоцкий. 9 сент. 1516.             Серапион, архиеп. Новгородский. 10 марта. 1521.             Обретение мощей пр. Макария, игумена Калязинского. 26 мая. 1522.             Иоанн, в иночестве Игнатий, князь Вологодский. 19 мая. 1525.             Празднество Смоленской иконе Пресв. Богородицы Одигитрии. 28 июля. 1526.             Иоанн новый, муч. Цареградский от Магометан. 18 апр. 1532.             Артемий праведный, Перкольский. 23 июня и 20 окт. Кирилл, преп. Новоезерский. 4 февр. Корнилий, преп. Комельский. 19 мая. 1533.             Александр преп. Свирский. 30 авг. 1539.             Обретение мощей Андрея, князя Смоленского. 27 окт. Даниил, преп. Переяславльский. 7 апр. Иаков, Боровичский чудотворец. 23 окт. 1540.             Празднование Ржевской иконе Пресв. Богородицы. 11 июля. 1550.             Арсений, преп. Комельский. 24 авг. 1552.             Василий блаж., юродивый Московский. 2 авг. 1554.             Нил, преп. Столобенский. 7 дек. 1556.             Антоний, преп. Сийский. 7 дек. 1563.             Гурий, архиеп. Казанский. 4 дек. 1565.             Геннадий, преп. Костромской. 23 янв. 1568.             Феодосий, преп. Тотемский. 28 янв. 1570.             Филипп, митрополит Московский. 9 янв. 1576.             Варсонофий, еп. Тверской. 4 окт. 1579.             Явление иконы Пресв. Богородицы в Казани. 8 июля. 1582.             Никандр пустынножитель, преп. Псковский. 24 сент. 1591.             Убиение Димитрия, царевича Московского. 15 мая. 1595.             Обретение мощей казанских чудотворцев, Гурия и Варсонофия. 4 окт. 17 век 1606.             Перенесение мощей Димитрия царевича в Москву. 3 июня. 1612.             Празднество Пресв. Богородице за избавление Москвы от Ляхов. 22 окт. 1625.             Перенесение честной ризы Господней от Персиды в Москву. 10 июля. Празднество Пресв. Богородице, ради чудес от Ее иконы Грузинской. 22 авг. 1641.            Празднество Страстной иконе Пресв. Богородицы. 13 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Сын их, князь Иван Борисович, находился боярином при Царе Михаиле Феодоровиче и принимал деятельное участие в важнейших событиях первой половины семнадцатого века. Князь Семён Ардасович 46) служил воеводою ещё в шведском походе 1540 года; потом в походах: казанском 1544 года, полоцком 1551 года; ливонском 1568 года; был наместником в Нарве, сперва с 1575 по 1577 год, потом в 1580 году; был первым воеводою передового полка в походе 1581 года против короля Польского Стефана Батория и воеводою в шведском походе 1583 года; брат его князь Фёдор Ардасович находился первым воеводою большого полку в Брянске, в 1565 году. Тутарык-мурза 35), во святом крещении князь Иван Ельбузлуевич, прибыл в Москву в 1556 году, и служил воеводою в русских войсках. Каншов-мурза, во святом крещении князь Дмитрий Мамстрюкович 38), служил боярином при Царях Михаиле Феодоровиче и Алексее Михайловиче, а брат его Гуж-мурза, во святом крещении князь Владимир Мамстрюкович, служил воеводою. Князь Василий Корданукович находился боярином при царе Борисе Годунове; Урускан-мурза, во святом крещении князь Яков Куденетович, и Сунгулей-мурза, во святом крещении князь Григорий Сунгулеевич, служили боярами при Царе Алексее Михайловиче, и князь Яков Куденетович прославился как отличный полководец. Князь Михайло Алегукович находился боярином при Царе Феодоре Алексеевиче, и в правление царевны Софии Алексеевны; в день стрелецкого мятежа, 15 мая 1682 года, великодушно подвергал жизнь свою опасности из желания спасти личного врага своего боярина А. С. Матвеева. Князь Михайло Яковлевич был боярином и губернатором сибирским в последних годах XVII века. Двоюродный брат князя Михайла Алегуковича, князь Кастабулат Муцалович находился, в 1678 году, воеводою над Черкасами и Калмыками для охранения границ. Князь Пётр Михаилович был товарищем отца своего, боярина князя Михаила Яковлевича, в управлении Сибирью, а младший брат его, князь Алексей Михаилович, был губернатором Сибирским при Петре Великом (немедленно после князя Матвея Петровича Гагарина); сенатором при Екатерине I и Петре II, действительный тайный советник и кабинет-министром при Императрице Анне, и скончался в званиях государственного канцлера и президента коллегии иностранных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Монастырь Осиос Мелетиос Монастырь Осиос Мелетиос Расцвет О. М. приходится на XII-XIII вв., вероятно, в это время на территории монастыря действовал скрипторий; некоторые рукописи, созданные в обители, находятся в зап. б-ках (напр., Lond. Brit. Lib. add. 28816, XII в.). В сохранившихся письмах свт. Михаила Хониата игум. О. М. Иоанникию, написанных ок. 1208-1218 гг., дается высокая оценка интеллектуальному уровню ее настоятеля и насельников, святитель в одном из писем назвал О. М. философским стойлом (φιλσοφος μνδρα) ( Μιχαλ Ακομιντου το Χονιτου. Τ σωζμενα/Εκδ. Σ. Λμπρος. Αθναι. 1880. Τ. 2. Σ. 148-149, 155-157, 272-273, 313-314, 319-320, 352-353). После взятия К-поля крестоносцами в 1204 г. О. М. оставался под властью греков, однако ранее 1218 г. латинянам удалось взять мон-рь под свой контроль. В 1218 и 1236 гг. обители были даны папские грамоты, подтверждающие освобождение монахов О. М. от налогов (Regesta Honorii papae III/Ed. P. Pressutti. R., 1888. T. 1. P. 271; Acta Honorii III (1216-1227) et Gregorii IX (1227-1241)/Ed. A. L. Tàutu. R., 1950. P. 66, 291. N. 42, 43, 216). По-видимому, это было необходимо из-за посягательств на мон-рь со стороны архиепископа Фив. Обитель сильно пострадала и была разграблена в 1218 г. Феодором Комнином Дукой во время его кампании по освобождению от франков Фессалоники и др. греч. регионов, но не прекратила своего существования. Иаков, насельник О. М. (впосл. митрополит Болгарии), написал поэму о разграблении монастыря Феодором Дукой (Vindob. Hist. gr. 106. Fol. 184-185, XIV в.; изд.: Iacobi Bulgariae Archiepiscopi Opuscula/Ed. S. G. Mercati//Bessarione: Rivista di studi orientali. R., 1917. Vol. 33. P. 222-226). По мнению К. Константопулоса, разграбление О. М. произошло между 1223 и 1230 гг. ( Κωνσταντπουλος. 1924. Σ. 57), др. исследователи считают, что в 1218 г. (см., напр., TIB. 1976. Bd. 1. S. 217). Прп. Мелетий. Икона. XX в. (мон-рь Осиос Мелетиос) Прп. Мелетий. Икона. XX в. (мон-рь Осиос Мелетиос) Точное время, когда О. М. стал ставропигиальным, установить невозможно. В сигиллии К-польского патриарха Самуила от 1766 г. сказано, что обитель имела этот статус уже при патриархах Митрофане II (1440-1443) и Иоасафе I (1462-1463 или кон. 1464 - нач. 1465 или нач. 1466), а, возможно, и ранее. В свою очередь патриарх Самуил подтвердил ставропигию О. М. (Τρα πατριαρχικ σιγλλια μονν τς Αττικς. 1907. Σ. 97-100). Из сигиллия известно, что после правления патриарха Иоасафа II (1556-1565) монастырь дважды приходил в упадок (во 2-й раз - незадолго до времени издания сигиллия). Монастырские постройки требовали ремонта, и первоначальный вид О. М. был сильно изменен. В XVI в. обитель посетил известный афонский монах и богослов Пахомий Русан ; в письме он похвалил удобное расположение обители ( Μουστοξδης Α. Ελληνομνμων Σμμικτα ελληνικ σγγραμα ελληνικν. Αθναι, 1843. Σ. 673).

http://pravenc.ru/text/2581615.html

С именем пр. Макария Александрийского († 395 г.) известно «Слово об исходе души и состоянии их по смерти», часто встречающееся в раскольнических цветниках. 20. Пр. Ефимия великаго (473); мч.: Васса, Евсевия, Евтихия, Василида (303), м: Инны, Пинны, Риммы (скифов), п. Евфимия сянжемскаго. 21.       Пр. Максима испов., м: Неофита, Валериана, Кандида, Акилы, Евгения, Анастасия, м. Агнии; п. Максима грека , Иакова испов.; ик. Б. М. Ватопедской. Раскольники говорят, что Максим Исповедник († 622 г.), будучи архимандритом, принял Пирра, патр. Константинопольского от монофелитской ереси и присоединил его к церкви. Но по рассказу Жития, Пирр имел только прение с Максимом Исповедником и «пропрен быв, приста к православию и приняте церковию любезно». Пр. Максим грек († 1556 г.) первый на Руси открыто высказал мысль о неисправности наших церковно-богослужебных книг и необходимости их исправления не только по славянским, но и греческим книгам, за что и подвергся гонениям. 22. Ап. Тимофея, пм. Анастасия (628); м.: Мануила, Георгия, Петра Леонтия, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода, пм. Анастасия печерского (XII в.), п. Макария жабынского (1622). 23. Св. Климента анкирск., м. Агафангела, п. Павлина милостив. (ноланскаго), Мавсимы, Саламана молчал., п. Геннадия костромск. (1565 г.). Перен. мощ. свят. Феоктиста, арх. новгород. (1786 г.). Воспоминание 6-го Вселенскаго Собора (681 г.). 24.       Пр. Евсевии (Ксении), м. Вавилы, Тимофея, Агапия, п. Македония, пер. мощ. пм. Анастасия перса; м. Иоанна казанского (1529), свт. Герасима пермского. 25.       Свт. Григория Богослова (389); п. Поплия, Мара; мц. Фелицаты; св. Моисея, арх. новгородского; ик. Б. М. «Утоли мои печали». Во время обучения в Афинах св. Григорий Богослов , подобно другу своему Василию Вел., знал только две дороги: одну к св. храмам и находящимся при них наставникам, а другую – к училищу. Пустыня сильно привлекала его, но он решился остаться в доме родителей, чтобы в лице их служить обществу и в то же время быть строгим аскетом. Постоянным занятием его было упражнение в слове Божием. По своему смирению, св. Григорий Богослов неохотно принял сначала сан пресвитера, а затем епископа. По словам церковных песнопений, он был «благочестия поборник», «сеятель правых догматов всечудный, отгонитель еретичествуюших зело крепчайший», «светлый светильник вселенныя, слава православия». Ради мира церковного он жертвовал своими интересами. Так, он уступил Сасимскую кафедру другому епископу, когда узнал, что туда, по проискам врагов, назначен другой епископ, и отказался от Константинопольской кафедры, на которую был избран отцами II-ro Всел. собора (381), когда другие епископы стали оспаривать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ VIII (Багратиони), свт. (пам. груз. 18 февр.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский; 1584-1589). Согласно хроникам груз. летописного свода «Картлис Цховреба», Н., сын царя Кахети Левана (1520-1574), занял престол предстоятеля ГПЦ после кончины католикоса-патриарха Николая VII (Бараташвили) , «в 1584 году... в феврале, в субботу» (Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 528-529; Вахушти Багратиони. 1973. С. 406). Краткие биографические сведения о Н. сохранились в выданной им жалованной книге 1584-1589 гг. (при издании документа в 3-м томе «Памятников грузинского права» составители ошибочно датировали его 1562-1565 гг.). С разрешения царя Картли Свимона I (1556-1569, 1578-1600) католикос-патриарх пожаловал крепостных и земли своему воспитателю и наставнику, проповеднику, священнику из Светицховели Гедеону Магаладзе. Мать Н., царица Тинатин, привезла Н. из Мцхеты в Кахети, где наставник дал ему надлежащее образование (Н. изучал богословие, церковное пение, риторику, грамматику). Царь Леван высоко ценил заслуги Гедеона. Н. также был благодарен наставнику: пожертвовав ему крепостных и земли, он отмечал: «Господь удостоил меня чести быть католикосом-патриархом, и я жалую тебе в благодарность за твои заслуги эту малость» (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 5087а; ПГП. 1970. Т. 3. С. 271; Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 295). По настоянию Н. его брат, царь Кахети Александр II (1574-1601, 1602-1605), и супруга Александра II царица Тинатин жалованной грамотой 1589 г. вернули патриаршему кафедральному собору Светицховели села Ведзисхеви, Пашаани, Хевтубани и Гиоргани, к-рые царь за 2 года до этого отобрал у собора и даровал другим. В документе царь и царица так отзывались о Н.: «…подобный Иоанну Златоусту и Василию (Великому.- Авт.) и верный нам господин католикос» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 197; Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 295-296). В том же году Н. настоял на том, чтобы Александр II обновил и утвердил подробную грамоту в отношении кахетинских земель, пожертвованных Светицховели в прошлом ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 392; Схиртладзе. 2008. Т. 1. С. 39). Учитывая высокий уровень образования Н., исследователи считают, что Свимон I мог поручить ему восстановление рукописной кн. «Сджулис канони» (Кормчая книга) - канонического сборника, представлявшего собой груз. редакцию визант. Номоканона и также содержавшего пункты груз. законодательства.

http://pravenc.ru/text/2566068.html

и Синайского архиеп. Макария (датированы сент. или окт. 1556). От синайских старцев Иосифа и Малахии в России впервые услышали о том, как И. без вреда для себя выпил яд. Российское гос-во отправило на правосл. Восток архидиак. Геннадия и Познякова с огромной милостыней мон-рям и патриархам. И. фигурировал как самый важный из адресатов финансовой помощи. В грамоте царь Иоанн IV Васильевич называл его «исповедником Божия величия», сообщал о посылке патриарху «рухляди» на 1 тыс. золотых угорских и бархатной шубы на соболях и испрашивал молитвы патриарха о царской семье. Такая же сумма была направлена Синайскому мон-рю. Архидиак. Геннадий умер в самом начале пути, а Позняков в окт. 1559 г. прибыл в Александрию, где встречался с И., а потом вместе с ним посетил Каир и Синай. В ответной грамоте Иоанну IV И. писал, что молится о победах царя над «агарянами», и заявлял, что «на него упование всех, как на утверждение рода христианского». По словам Познякова, в беседе с ним И. вспоминал пророчество о грядущем торжестве вост. правосл. царя, к-рый избавит христиан от «агарянского» ига. Возможно, это самая ранняя фиксация распространенного в Вост. Средиземноморье предания о грядущем освобождении рус. царем К-поля. Время кончины И. определяется, согласно каталогу Александрийской Патриархии и «Сказанию о чуде...», как 1565 или 1566 г. В совр. греч. изданиях фигурирует также дата 17 сент. 1567 г., однако она не подкреплена ссылками на источники. Посох И., как драгоценная реликвия, в кон. XVI в. был послан в дар Московскому патриарху свт. Иову . Мощи И. погребены в Каире, в Патриархии; там же хранятся его митра, облачения и рукописи-автографы, в частности грамота, данная им нем. паломнику гр. Альбрехту Левенштейну в дек. 1561 г. В 2002 г. И. был канонизирован АПЦ, в 2003 г. его память была внесена в календарь РПЦ. Ист.: Порфирий (Успенский), еп. Александрийская Патриархия: Сб. мат-лов, исслед. и записок, относящихся до истории Александрийской Патриархии. СПб., 1898. Т. 1. С. 15-30; Позняков В.

http://pravenc.ru/text/468909.html

Параллель XCVIII главе в БCMPS. Б. 151. а–б, С. XL, Р. 54, М. 27. Но божественному Максиму, уже в течение трех лет 1556 находившемуся в заключении в крепости в Алании и 1557 самолично служившему своим телесным потребностям, хотя и исполненному дней (престарелому), как сказано, и немощному телом 1558 , – явилось свыше некое божественное видение, открывшее ему день кончины и призвавшее в тамошние обители. Когда же настал день тот, – это было тринадцатое число августа месяца, – оставляет здешнее и восходит к небесам, истинно достойный небес и обитания там. И на могиле, в которой погребено было священное его тело, в одну из ночей 1559 (явившиеся) блестящие три светоча 1560 сияют с того времени, испуская чудный блеск 1561 , внушая зрителям, как это естественно, величайшее изумление и являя преизобильнейшую благодать щедродателя Бога к служителям Своим. Б. 151. б–152. а. XLI. 55. 28. Но тебе, священнейший Отче, великая и здесь слава и светлость, так как Господь и здесь 1562 почтил тебя более других 1563 , но гораздо больше и превосходнее тамошний жребий 1564 небесный, – (тебе) пристоящему при Свете Великом и восприемлющему себе весь блеск Блаженной и Началосветной Троицы и зрящему Бога 1565 , – но что удивительнее всего, – и самому 1566 чрез единение (с Богом) ставшему богом и по причастию (к Божеству) всему обоженному 1567 и неизреченное обожение (в себе) осуществившему 1568 . Достигнув такой славы, подавай же великую от себя помощь и нам, еще совершающим течение настоящего века и переплывающим это длинное и полное многих опасностей житие, чтобы под (с) тобою, кормчим и путеводцем, мы, легко переплыв непостоянное море, достигли тихих и вечных пристаней, где блаженное жительство и упокоение тишайшее 1569 . XCIX 1570 (XLII. 56. 29). Это тебе, наилучший из отцов и чадолюбивейший, слово, хотя и совсем, как и сам знаю, неравное (твоим) делам, но любовью (к тебе), думаю, никому не уступающее. Виновник же слова и наставитель – преданнейший тебе иерарх, который украсился как одноименностью так и единонравием с пастыреначальником в Мирах (Св. Николаем Мир-Ликийским), – сей удивительный 1571 любитель твоих слов и изрядный почитатель тебя, усладою языка соделавший твое приятнейшее имя, коему и да воздашь сообитанием и сожительством с тобою, так как и он, как видишь, ведет борьбу за добро и отдает самую душу (свою), лишь бы только совершить что либо лучшее в делах (своих).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Архиепископу был вручен «Наказ» царя и митрополита с подробными наставлениями, как следует обращать в христианство казанских татар. Когда позднее, основав ряд монастырей для распространения христианства среди населения, архиеп. Гурий просил наделить эти монастыри землями, И. В., выразив удовлетворение, что архиерей распространяет просвещение по примеру митр. Макария, обещал это сделать. Впосл. и Казанский архиерейский дом, и основанные в Казанском крае обители были наделены крупными земельными владениями (описаны в писцовых книгах Казанского у. 1565-1566 гг.). Вместе со свт. Гурием в новую епархию был послан ряд волоколамских пострижеников, один из к-рых, Герман (Садырев-Полев) , стал преемником архиеп. Гурия на Казанской кафедре. В начале Ливонской войны И. В. стал принимать меры для распространения Православия в Прибалтике. После взятия Нарвы в 1558 г. царь приказал «город освящати» архимандриту новгородского Юрьева монастыря и протопопу Софийского собора и поставить в нем храмы в честь Воскресения Христова и в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». К кон. 50-х гг. XVI в. следует отнести замысел создания «по царскому заказу» «Книги степенной царского родословия» - изложения русской истории в форме биографий правивших в Русской земле государей. Главная идея книги - необходимость для России существовавшей в ней с самого начала сильной самодержавной власти, всякое ослабление которой вело к печальным последствиям. Одновременно в «Степенной книге» последовательно подчеркивались безукоризненное правоверие русских государей, их постоянное тесное сотрудничество с Церковью. В «Степенной книге» жизнеописания государей сопровождаются житиями их святых современников. Работу над этим огромным сочинением вела, по-видимому, группа книжников во главе с царским духовником протопопом Благовещенского собора Андреем, который в 1562 г. принял постриг в Чудовом мон-ре с именем Афанасий и в 1564 г. стал митрополитом всея Руси. Неск. обителей в эти годы удостоились особых милостей со стороны царя. Рождение, а затем выздоровление царевича Иоанна Иоанновича приписывались покровительству прп. Никиты Столпника. Прежде незначительный, переславль-залесский во имя великомученика Никиты мужской монастырь превратился в большую общежительную обитель, где были построены собор во имя прп. Никиты, каменные трапезная и ограда. Мон-рь был щедро наделен землями. Царь позаботился и о восстановлении запустевшего Данилова монастыря , где находились останки его предка, св. кн. Даниила Александровича . В мае 1561 г. был освящен построенный в мон-ре храм во имя Отцов семи Вселенских Соборов, мон-рь получил большие земельные владения. По приказу царя осенью 1556 г. был позолочен верх Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в янв. 1561 г. царь «по совету» митр. Макария «учинил» троицкого игумена архимандритом, занявшим 1-е место в иерархии настоятелей рус. мон-рей.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

В сочинениях прп. Максима Грека (1470–1556) содержатся многочисленные отсылки к Писанию и Преданию. В сочинении «Исповедание Православной веры», написанном в заточении, он исповедует полную приверженность вере Вселенских Соборов, а также «и церковным преданиям», которые они установили (Максим Грек, 1910. Ч. 2. С. 5–6). В сочинении «Против лживого сочинения Николая немчина, о соединении православных християн с латинянами» говорит о «священных преданиях» (Максим Грек, 1910. Ч. 3. С. 176), в этом же сочинении упомянуты «апостольские предания», «отеческие предания», «церковные предания» как во мн. числе, так и в единственном. В сочинении «Ответ Николаю латинянину», осуждая практику служения на опресноках, прп. Максим противопоставляет исконное предание обычаям латинян: «…достовернее и более истинным следует признать доказательство, удостоверяемое многими, содержащими предание изначала, нежели недавно изобретенный одними латинянами обычай» (Максим Грек, 1910. Ч. 2. С. 319). Соотношение Писания и Предания в устах прп. Максима звучит также традиционно: «Следует нам стараться быть мудрыми в божественном писании, по преданию святых апостолов и вселенских учителей, а не ради стыда пред иноземцами, как ты говоришь, искать обучения вредным наукам» (Максим Грек, 1910. Ч. 2. С. 220). Прп. Зиновий Отенский († 1571/72) начинает свое сочинение «Истины показание к вопросившим о новом учении» (1565/66 гг.) с наставления почитать «писания священная», при этом поясняет, что он имеет в виду в данном случае «божественное Евангелие и отеческая словеса» (Зиновий Отенский, 1863, с. 12). Священные писания — это совокупность Писания и святоотеческого наследия, это не Свящ. Писание в привычном современному читателю значении. О Писании же он говорит словами «книги», «писания», «книга свята», «богодухновенное писание», «святые книги», «святое писание». При разнообразии употребимых слов Зиновий более часто использует «книги» и «писания». Вопрос о церковных преданиях — один из центральных в сочинении, вся первая глава посвящена теме непрерывности Предания Церкви, в котором нет места «новым учениям» вроде ереси Феодосия Косого, но содержится только вера, преподанная Христом через апостолов в Церкви. Примечательно, что прп. Зиновий, весьма подробно излагая этот вопрос, вовсе не использует термин «предание» и обходится повествовательными конструкциями для растолкования своей главной мысли.

http://bogoslov.ru/article/6176570

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Протасьев), еп. Рязанский и Муромский (1573-1586). Монашеский постриг принял в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . В волоколамских синодиках, в к-рых сохранились записи рода бывш. волоцкого игумена митр. Даниила , указано и имя Л., что дает основание называть Л. сродником Даниила ( Титов. 1891. С. 25; Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903. С. 103). В хозяйственной документации Волоколамского мон-ря за 1554-1556 гг. встречается имя «козначея Левонида» (Книга ключей и долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в./Ред.: М. Н. Тихомиров, А. А. Зимин. М.; Л., 1948. С. 51, 55, 56, 57, 59, 60, 61); это позволяет предполагать, что Л. некоторое время исполнял обязанности казначея в обители. В 1563 г. Л. стал игуменом Иосифова Волоколамского мон-ря. Вскоре после этого в составе группы церковных иерархов сопровождал царя Иоанна IV Васильевича Грозного в походе на Полоцк (см. Ливонская война ). Во время похода духовные лица постоянно совершали молебны и окропляли воинство св. водой. После возвращения из взятого русскими войсками Полоцка Иоанн IV встречался со старшим сыном в Иосифовом мон-ре. 20 дек. 1563 г. Л. получил от Иоанна IV жалованную тарханную грамоту на все монастырские владения, которые освобождались от главных налогов - дани, ямских денег, от посошной службы, от мыта и тамги для купленных на нужды мон-ря товаров. Монастырским рыболовам разрешалось ловить рыбу на Селигере, «где похотех», кроме царских тоней (АФЗХ. Т. 2. 302. С. 315-323). Актом милости была и передача мон-рю в февр. 1565 г. завещанного обители кн. Дмитрием Ивановичем Оболенским-Немым с. Локныш с деревнями в Рузском у., несмотря на «опалу» боярина (Там же. 316. С. 334-335). Л. заботился о том, чтобы освободить приходские церкви во владениях мон-ря от дани и др. пошлин в пользу архиерея или об их замене оброком определенного размера. С этой целью он обратился к митр. Кириллу III , представив ему и прежние грамоты митрополитов и Новгородских архиепископов на храмы в разных десятинах. Документы сгорели во время пожара Москвы в 1571 г. (Там же. 359. С. 399).

http://pravenc.ru/text/2463443.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010