В начале 1556 г. в Рим направился посол Сигизмунда II С. Мацейовский. Король просил папу дать ему полномочия для созыва собора, чтобы можно было осуществить следующие перемены: причастие для мирян под обоими видами, разрешение священникам вступать в брак и богослужение на своем языке . Таким образом, при поддержке широкого круга заинтересованных лиц (духовных и светских) были предприняты целенаправленные попытки внести в жизнь польской католической Церкви ряд важных обычаев, характерных для Церкви православной, которые ранее рассматривались как ее важные отличительные признаки. Характерно, что предложение о совершении богослужения на своем языке сопровождалось в инструкции специальной аргументацией. Здесь не только говорится о такой практике у болгар, греков и русских, но и отмечено, что болгарам такое разрешение было дано папским престолом. Появление такой ссылки следует, вероятно, рассматривать как результат контактов между польскими и восточнославянскими . Из Рима на предложения Сигизмунда II последовал отрицательный ответ, но вопрос оставался актуальным и в 60-х гг. XVI в. Папский нунций Д. Коммендоне 6 июня 1565 г. с неудовольствием отметил, что в Польше широко распространяется слух, будто папа разрешил священникам вступать в брак. 18 октября 1565 г. он писал, что на синоде духовенства Гнезненской епархии принято решение просить «о чаше и о . Важной частью предлагавшейся в католической среде программы реформ довольно рано стало стремление не отменять, но ограничить верховную власть папы и расширить автономию собственной Церкви. Эти взгляды получили определенное отражение в написанном в 1556 г. сочинении Фрич-Моджевского « De ordinibus eclesia», где, в частности, говорилось, что папа должен перестать быть верховным судьей и апелляции на решения местных церковных судов не должны подаваться в Рим. Пусть такие апелляции в случае необходимости рассматриваются на местном, а затем, если надо, на Вселенском Получившее здесь отражение определенное недовольство вмешательством папской власти в польские церковные дела приняло более острые формы, когда Уханьский, которого в Риме подозревали в ереси, не получил в Риме подтверждения на Куявскую кафедру и 8 мая 1559 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/8883281/

Нейден (Нявдемский погост). Часовня Георгия Победоносца. /// Епархия неизвестна Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По преданию, воздвигнута в 1565 году преподобным Трифоном Печенгским 1495 - 1583 гг., почитаемым Русской православной церковью как " Просветитель лопарей " . Освящена 24 июня того же года. Часовня является важным религиозным зданием для колттов (колтты относятся к восточной группе саамов) и охраняется как наследие саамов. Часовня Святого Георгия является самым малым религиозным зданием в Норвегии, с внутренними размерами 3.55х3.25 м. Дендрохронологический метод показал, что древесине стен часовни не более 200 лет. Вполне возможно, что нынешнее здание заменило старую часовню практически в том же стиле. Вокруг часовни был устроен погост - кладбище, который не использовался для захоронения с начала XVIII до начала XX века. В 1915 году были проведены раскопки в самой старой части кладбища, и многие скелеты и черепа были направлены в Анатомический институт университета Осло, где они с тех пор и хранится. Одной из достопримечательностей Нейдона ( бывший Нявдемский погост) является православная часовня Святого Георгия, воздвигнутая, по преданию, в 1565 году преподобным Трифоном Печенгским (1495-1583), почитаемым Русской православной церковью как «Просветитель лопарей». В 1826 году, при образовании границы России (Великого княжества Финляндского) и Швеции (Норвегия в тот период находилась в унии со Швецией), территория Нявдемского погоста была разделена на российскую (финскую) и шведскую (норвежскую) части. Бывший погост нейденских лопарей (саамов-колтта). Упоминается в жалованной грамоте Печенгскому монастырю (1556), которому передавалась во владение р. Нявдема (на территории Финляндии носит название Няатямё). Ныне на территории Норвегии (Нейден). Был самым западным православным лопарским погостом с пограничным знаком — Сергиевым камнем (на меридиане г. Вадсё). По Договору между Россией и Норвегией от 1826 г. территория погоста отошла к Норвегии. Часовня во имя св. вмч. Георгия, построенная в Нейдене, по преданию, в 1565 самим прп. Трифоном Печенгским, крестившим на Паз-реке множество лопарей, является ныне объединяющим началом для малого народа. Каждый год в последнее воскресенье августа здесь соборно служат литургию православные России, Финляндии, Норвегии при множестве приезжающих в этот день саамов из Финляндии и окрестных Нейдену селений.

http://sobory.ru/article/?object=27774

Митрофан был смещен, и патриархом был избран известный богослов Иеремия II Транос . Кантакузин в это время еще сохранял влияние на Патриархию, но его непомерные доходы вызывали все большее раздражение среди придворных османов, и в 1578 г. он был арестован и казнен. Вскоре после этого Иеремия II был низложен, а Митрофан, сохранивший связи при османском дворе и значительные средства, добился возвращения на Патриарший престол, хотя и ненадолго. Напряженная борьба различных партий за Патриарший престол привела к тому, что патриархами в эту эпоху могли становиться лишь те представители Церкви, которые обладали достаточным влиянием до интронизации и могли возглавить партию своих сторонников. В связи с этим с кон. XV в. патриархами КПЦ становились исключительно архиереи, переводившиеся на К-польский престол с др., как правило важных, митрополичьих кафедр. Для всех др. церковных чинов (второстепенного епископа, рядовых монахов, священников, диаконов и др.) прямой путь к Патриаршеству был закрыт. Последним патриархом, возведенным на престол из низших церковных чинов, был Максим III (1476-1482), занимавший до избрания на Патриаршество пост вел. экклесиарха в ведомстве Великой церкви. Единственный период сравнительного спокойствия в Патриархии КПЦ совпал с эпохой наивысшего расцвета Османской империи в XVI в., при султанах Селиме I Явузе и Сулеймане I (правили в 1512-1566). В это время положение в Патриархии было даже более стабильным, чем во многие периоды истории Византийской империи. За 70 лет престол КПЦ занимали всего 6 законных патриархов: Пахомий I (1504-1513). Феолипт I (1513-1522), Иеремия I (1522-1546), Дионисий II Галатянин (1546-1556), Иоасаф II (1556-1565) и Митрофан III (1565-1572). Патриарх Иеремия I был избран на престол по указанию султана Сулеймана I и пользовался его поддержкой. Единственный крупный скандал в период его Патриаршества произошел в 1524-1525 гг., когда Иеремия отправился в паломничество на Св. землю и в его отсутствие Патриарший престол захватил Иоанникий I.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Эту работу он начал еще будучи архиепископом Новгородским (1526–1542) и продолжил в Москве. «Великие Минеи Четьи» митрополита Макария представляют собой свод житий святых, проповедей, богословских и исторических трактатов, как переведенных с греческого и латыни, так и оригинальных. С именем Макария связано и начало книгопечатания: первые книги, напечатанные Иваном Федоровым в 1564–1565 годах – Апостол и Часослов, – были изданы по благословению митрополита Макария, хотя увидели свет уже после его кончины. Ранние годы правления Ивана Грозного были ознаменованы рядом крупных военно-политических успехов: в 1552 году была взята Казань, в 1556-м Астрахань, в 1563-м – Полоцк. Народ сплотился вокруг царя, в котором видели искреннего защитника православной веры и гаранта государственной целостности. Однако вскоре после смерти митрополита Макария в деятельности царя наступил резкий перелом, вызванный, помимо всего прочего, его повышенной подозрительностью и страхом перед заговором. В конце 1564 года царь покинул Москву и поселился в Александровской слободе, где создал некое подобие монастыря во главе с самим собой, а в начале 1565 года учредил опричнину – карательную организацию, подвластную только ему и неподсудную общественным органам власти. Страна была разделена на опричнину, в которую входили царские бояре, и земщину, которую составляли прочие бояре со своими дворами. В задачу опричников, набиравшихся из молодых бояр и дававших клятву на верность царю, входило выявление любых возможных политических заговоров и уничтожение заговорщиков. Начались казни, многие бояре и их семьи были заподозрены в измене и сосланы в разные города. Имущество казненных и сосланных переходило в руки царя и опричников. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу и означающие, что они грызут и метут изменников. Самодурство и жестокость Грозного царя стали причиной нестроений в Церкви. После митрополита Макария в 1564 году на митрополичий престол был избран духовник царя Афанасий, однако по неизвестным причинам спустя два года он оставил митрополию и удалился в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мелех – Мелентий Мелик, Меликовы : Семен Мелик, убит в 1380 г. на Куликовом поле; от него – Меликовы, позже русифицированная фамилия Милюковых [см. Безобраз, Болта, Зажога, Ком, Мурза, Сабур, Сайко, Скуратец, Старый, Ферзик, Хорхора, Челядня] Мельгунов Борис Прокофьевич, 1595 г., Рязань; Андрей Игнатьевич, 1676 г. Мельницкие , помещики, XVI в. и позже, Новгород Мелюк и Мелюха , крестьяне, XVI в., Новгород Мерга Иван, 1445 г., Московский уезд Ср. мерега, мережка – редкая ткань, сеть Мергасов Иван Павлович и Суета [см. Суета] Пименович, 1571 г., Кашин Мерзлый Яков Михайлович Патрикеев, 1596 г., Арзамас Мерзляк, Мерзляковы : Федор Мерзляк, крестьянин, 1564 г., Олонец; Тимофей Мерзляков, крестьянин, 1629 г., Курмыш Мерин, Мериновы : кн. Федор Иванович Мерии Волконский, XVII в.; у него сын имел прозвище Меринок; Гридя [см. Гридя] Меринов, крестьянин, 1564 г., Олонец (1496 г., Обонежье ? – С. В.) Мерлеев Василий Тимофеевич, 1556 г., Кашира; Федор Константинович, 1577 г., Коломна; Ждан [см. Ждан], дьяк, 1595 г. Мерль, Мерлин : Вассиан Мерль, инок Иосифова монастыря, первая половина XVI в.; Александр Степанович, 1509 г., Кашин; Мерлины, XVI–XVII вв., Кашин и Арзамас [см. Буян, Всполох, Кубас, Плакида, Сыдавный, Худяк, Чиж] Мертвого Дмитрий Яковлевич, начало XVI в., Муром; от него – Мертвые Мерцалов Максим Андреевич, 1596 г., Мценск Мерядинов Иван, послух, 1454 г., Московский уезд Метла, Метлин : Игнатий Федоров Метлин, 1417 г., Нижний Новгород; Василий Леонтьев Метлин, земский судья, 1556 г., Соль Вычегодская Метылев Дмитрий, послух, 1470 г., Дмитров Метыль – мотыль, бабочка Мех Никифор, крестьянин, 1495 г., Новгород Мечев Иван Тарасович, середина XVI в., Волок Ламский Мешай, Мешаев : Мешай Гриднев [см. Гридневы], дворецкий казанского владыки, 1565 г.; Иван Мешаев, дьяк московского Судного приказа, 1584 г. Мешок, Мешочек : Софоп Мешок и Иван Мешочек Никитичи Мясного [см. Мясной], 1554 г., Тула; Григорий Михайлович Мешок, 1519 г.; его вотчина – село Мешково на р. Ликове, под Москвой [см. Карман, Кравков, Сума]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Внук его князь Григорий Дмитриевич был воеводою большого полку в казанском походе 1506 года. Братья его князь Василий Дмитриевич и князь Михайло Дмитриевич Висковатый служили воеводами в войсках Великого Князя Василия Иоанновича. Князь Василий Михайлович Волостель находился воеводою: в Мещере в 1514 году и в Костроме в 1520 году. Князь Иван меньший Никитич 33) был воеводою в Рязани в 1537 году, и в Пронске в 1558 году. Князь Юрий Григорьевич 50) был воеводою в Мещере в 1541 году, и наместником в Вятке в 1545 году. Князь Юрий Михайлович 67) был воеводою в Михайлове в 1582 году; князь Григорий Фёдорович 80) отличился при взятии Казани и находился воеводою: в Свияжске в 1556 году; в Новгороде-Северском в 1562 году; в Путивле в 1565 году и в Туле в 1567 году. Князь Юрий Григорьевич 94) был воеводою в Смоленске; в 1555 и 1556 годах и в Пронске в 1579 году. Князь Никифор Фёдорович 132) находился, в 1614 году, воеводою в Новгороде, и с твердостию противился присяге Королю Шведскому, требуемой шведским военачальником Делагарди. Сей последний посадил Мещерского в тюрьму, грозил казнию, но не мог устрашить и не получил от него присяги. Этот храбрый князь находился, в последствии, воеводою в Верхотурье, с 1643 по 1646 год, а в 1652 году в Сургуте, где вскоре и скончался. Княжна Евдокия Мещерская была инокинею в Московском Новодевичьем монастыре в 1598 году. Тридцать князей Мещерских владели населёнными имениями в 1699 году. Князь Семён Фёдорович служил полковником при Петре Великом, и скончался, 8 декабря 1732 года, в чине генерал-поручика. Князь Фёдор Васильевич († 14 июля 1756) служил генерал-поручиком при Императрице Елисавете Петровне; имел двух сыновей: князя Василия Фёдоровича и князя Юрия Фёдоровича, и пять дочерей: княжну Елену Фёдоровну; княжну Марфу Фёдоровну; княжну Марию Фёдоровну, за Гавриилом Вишневским; княжну Екатерину Фёдоровну, за Яковом Матвеевичем Олсуфьевым, и княжну Наталию Фёдоровну, за Николаем Ивановичем Неплюевым. Князь Григорий Семёнович также служил генерал-поручиком при Императрице Елисавете Петровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Поэтому на королевскую грамоту, данную на настоящем виленском сейме, следует смотреть не как на свидетельство благоволения короля Сигизмунда Августа собственно к православным, но как на акт его веротерпимости по отношению ко всем исповеданиям христианским — акт, которым желал король уравнять по гражданским правам всех дворян великого княжества Литовского, какого бы исповедания христианского они ни держались: римского, православного или протестантского. Следует присовокупить, что это же самое постановление виленского сейма Сигизмунд Август подтвердил с некоторыми новыми разъяснениями и на гродненском сейме 1 июля 1568 г. , объявив, что впредь оно не должно нуждаться в новых подтверждениях, а должно сохранять свою силу навсегда . Хотя многих из православных панов увлекло тогда протестантство, но все же еще оставались между ними и приверженные к вере отцов, и усердные к православным храмам и обителям. Князь Януш Козмич Жеславский вместе с материю своею княгинею Анастасиею Гольшанскою, исполняя волю покойного родителя, подарил (12 июня 1556 г.) своему «дворецкому» монастырю во имя Пресвятой Троицы три села со всеми землями и угодьями, данями и доходами, монастырь этот упоминается теперь в первый раз. Князь Константин (Василий) Константинович Острожский, воевода киевский, дал (12 января 1560 г.) Киево-Михайловскому Златоверхому монастырю по просьбе игумена и братии островок Обрубный на верхнем конце Чарторыя, два озера, Петриково и Плоское, и сеножати, которыми монастырь будто бы владел и прежде. Князь Иван Федорович Чарторыйский, справца воеводства Киевского, вместе с наместником киевского воеводы Федором Тишею отдали земельные владения находившегося тогда в запустении Кирилловского монастыря пяти попам замковой Николаевской церкви в Киеве, и король утвердил (23 июня 1565 г.) это даяние. В Слуцке упоминаются два новых монастыря, прежде неизвестные: монастырь святого пророка Илии (1556) и монастырь Николаевский Мороцкий (1558), одолженные своим существованием, вероятно, благочестию слуцких православных князей или граждан .

http://sedmitza.ru/lib/text/436053/

м. стал жен. мон-рем: в 1455 г. патриарх Геннадий II Схоларий получил от Мехмета II разрешение перевести Патриархию из храма св. Апостолов в П. П. м., а его монахинь перевел в соседний храм св. Иоанна Предтечи в Трулле ( Georgius Sphrantzes. Memorii, 1401-1477/Ed. V. Grecu. Bucur., 1966. P. 307). В П. П. м. были перенесены сокровища и святыни Патриархата (в т. ч. мощи св. Феофании), из-за чего в 1489-1491 гг. обитель пытались разорить мусульмане, снявшие в т. ч. крест с купола. В 1463 г. патриарх Иоасаф I Коккас пытался покончить жизнь, бросившись в одну из цистерн П. П. м. (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 38-39, 96-98; Ecthesis Chronica. 1902. P. 27-28). Патриарх Максим III (1476-1481) открыл в П. П. м. гробницу посмертно отлученной попадьи, чтобы убедить султана в том, что тела отлученных от Церкви не разлагаются (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 48-50, 118-124; Ecthesis Chronica. 1902. P. 36-37). При патриархе Симеоне I в 1482-1486 гг. в П. П. м. состоялся Собор, где отказались от Флорентийской унии и был принят чин «перехода из латинства» ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 143-147). В 1513 г. близ кафоликона П. П. м. был погребен патриарх Пахомий I (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 150). Ок. 1512 г. в П. П. м. был погребен Иоанн, внук последнего деспота Мореи Фомы Палеолога. Ок. 1518 г. валашский господарь Раду Михня даровал 100 тыс. апсров на реставрацию купола П. П. м. патриарху Феолепту, к-рый затем был погребен рядом с Пахомием (Ibid. P. 152, 158-160; Ecthesis Chronica. 1902. P. 67-68). В 1538/39 г. П. П. м. едва не отобрали турки. В 1546-1556 гг. султан Сулейман приказал снять крест с колокольни П. П. м.; тогда же патриарх Дионисий построил 8 келий и конюшню и даровал храму 2 аналоя и много сосудов (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 178). Патриарх Иоасаф II (1556-1565) построил высокую стену вокруг П. П. м., 2 зала, пекарню и мельницу, а также вложил сосуды (Ibid. P. 180). Патриарх Иеремия (1572-1579) поставил новый трон, а также заменил старый темплон новым, резным и позолоченным: в местном ряду были старые иконы, выше - праздничный ряд, наверху - Распятие; он вложил в П.

http://pravenc.ru/text/2578782.html

Пытался укрепить централизацию и самодержавие. При нем начался созыв земских соборов, составлен судебный кодекс – Судебник 1550 г., проведены реформы управления и суда. Покорил последние оплоты Золотой Орды – Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. Установил тесные экономические отношения со странами Западной Европы. При Иване IV усилилось закрепощение крестьян; для борьбы со своими врагами внутри страны царь использовал особое опричное войско (1565–1572). 15 Каменное строительство в Вологде началось, как правильно сообщает де Бруин, по повелению царя. Это произошло в 1566 г. Царь в Вологде был дважды – в 1565 и 1571 гг. 16 Петр I Алексеевич (1672–1725) – русский царь (1682), самостоятельно стал править с 1689 г. v император (1721). Преобразователь России, он осуществил реформы во внутренней и внешней политике, в материальной и духовной жизни общества. Укрепление абсолютизма, усиление эксплуатации народных масс вызвали волнения крестьян, горожан, казаков (Астраханское восстание, Булавинское восстание). 17 Витсен (Витзен) Николай-Корнелий (1641 –1717) – известный ученый, географ, этнограф, бургомистр Амстердама, многое сделал для становления русско-голландских связей; создал ряд трудов по географии Северной и Восточной Азии, в том числе и Сибири. 18 Видимо, это Юрий Юрьевич Трубецкой (1668–1739) – князь, боярин, сенатор, «комнатный» стольник царей Федора и Петра I, дипломат, государственный деятель, белгородский губернатор (1727). 19 Шереметев Борис Петрович (1652–1719) – боярин (1682), граф (1706), генерал-фельдмаршал, полководец, дипломат; участвовал в переговорах с Турцией (80-е гг. XVII в.), подписании «Вечного мира» с Польшей (1686), посольствах в Варшаву и Вену, вел переговоры с германским императором, папой римским, дожем Венеции и магистром Мальтийского ордена. Одержал победу на суше над шведами (30 декабря 1701 – 1 января 1702) при местечке Эрренсфере, около Дерпта (Юрьева). Во время Северной войны удачно провел кампанию в Прибалтике, при Полтаве командовал центром русской армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРМУДИШ [португ. Bermudes] Жуан (кон. XV в., Опорто (Порту) - 1570), самозваный католич. «патриарх Эфиопии». В 1520 г. попал в Эфиопию в составе португ. посольства во главе с доном Родригу да Лима, где занимал должность «цирюльника, отворяющего кровь». В 1526 г. Б. вместе с живописцем Лазару д " Андради был оставлен при дворе эфиоп. царя Лебна Денгеля. В книге о своих приключениях, крайне недостоверной, Б. пишет, что эфиоп. митр. Маркос на смертном одре назначил его своим преемником, что не соответствовало каноническому праву. В 1535 г. Лебна Денгель, будучи не в силах противостоять мусульм. нашествию под предводительством имама Ахмада Ибрагима аль-Гази , отправил Б. к королю Португалии с просьбой о помощи. В своей книге Б. утверждает, что по дороге он побывал в Риме, где папа Павел III утвердил его в сане католич. «патриарха Эфиопии» и сделал патриархом Александрии in partibus infidelium. В Лиссабон он прибыл в 1537 г., в Эфиопию вернулся в 1541 г. с португ. отрядом под предводительством дона Криштобала да Гамы, отправился ко двору эфиоп. царя Галавдевоса (Клавдия), унаследовавшего престол после Лебна Денгеля, и потребовал от царя принять католичество и подчинить Эфиопскую Церковь в его лице папе. Нападки на Эфиопскую Церковь заставили царя написать «Исповедание Клавдия», где он с большим тактом отклоняет католич. обвинения в жидовствовании. Однако Б. требовал признания своего патриаршего сана и верховной власти над Эфиопской Церковью, а когда Галавдевос отказался, он пригрозил направить против него португ. солдат. Б. был арестован, и лишь заступничество королевы-матери и просьбы португальцев спасли его от казни. Б. был сослан в отдаленную область, но впосл. отпущен и направился к побережью для возвращения на родину. Б. был обвинен эфиоп. духовенством в краже золотой дароносицы из церкви. В марте 1556 г. ему удалось сесть на португ. корабль и покинуть Африку. На родину Б. прибыл лишь год спустя, в 1565 г. опубликовал в Лиссабоне книгу о своих приключениях. Соч.: Esta he huma breve relaçâo da embeixada quo patriarcha do Joâo Bermudez trouxe do emperador da Ethiopia etc. Lisboa, 1565. Лит.: Whiteway R. S. The Portuguese Expedition to Abyssinia in 1541-1543, as Narrated by Castanhoso with Some Contemporary Letters, the Short Account of Bermudez and Certain Extracts from Correa. L., 1902; Rey C. F. The Romance of the Portuguese in Abyssinia. L., 1929. С. Б. Чернецов Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78166.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010