В 1565 году, отец Перпиньен, литератор, богослов и известный философ, был прислан во Францию, чтобы придать Клермонтской коллегии побольше блеску. С самых первых своих лекций он обратился к католическому юношеству с воззванием поддержать религию, которой грозят реформаторы. Кальвинисты встретили эти слова свистом и криками; католики приняли сторону профессора, и стычки между студентами явились, как бы, предвестниками братоубийственных войн. Обе партии формировались уже в течение нескольких лет. Истинной побудительной причиной воодушевления их вождей была не столько религия, сколько политика и честолюбие. Обе стороны хотели привлечь к себе короля, чтобы придать задуманным планам вид законности. Существовало два заговора с целью захватить его в свои руки. Конде – с одной стороны, Гиз и Монморанси – с другой, готовились к внезапному нападению. Катерина Медичи покровительствовала Конде втайне, потому что он был слабее. Гиз и Монморанси внезапно явились в Фонтенбло, где находился двор. С ними был король. Конде и его единомышленники были объявлены мятежниками, и первая религиозная война началась. Иезуиты сыграли роль в этих придворных интригах. Оливье Манар, провинциал Франции, заявил, что им открыт заговор кальвинистов, с целью сжечь Париж. Они, якобы, намеревались во время пожара овладеть городом, а Конде должен был схватить короля. В то же время, Эдмонд Оже открыл заговор кальвинистов в Лионе (1567 г.). Иезуит этот, обладавший живым и увлекательным красноречием, объезжал Францию, возбуждая католиков против протестантов. Его сделали Гюенским провинциалом; этот титул давал ему повод к частым объездам южных провинций. Ненависть между католиками и протестантами являлась источником распрей; всюду кипела война, Франция представляла из себя поле битвы. В каждом городе, в каждом местечке происходили сражения, вернее, побоища. Люди не отступали перед самыми возмутительными жестокостями. Вместо проповеди мира и милосердия, вместо напоминания о великих обязанностях христианства, Оже избирал, обыкновенно, темой для своих речей то, что при данных обстоятельствах могло всего сильнее подействовать на воображение слушателей. Он сумел приобрести уважение герцога Анжуйского, брата Карла IX, вступившего на престол под именем Генриха III. Генрих Анжуйский был поставлен во главе католиков, чтобы убедить народ, что протестанты восстают на короля и на Церковь . В 1569 году произошла Жарнакская битва, в которой погиб Конде. Эдмонд Оже сам вооружал Генриха Анжуйского, находился около него во время сражения, проводя в жизнь то, чему учил в своих книгах. В предшествовавшем году, он издал сочинение «Учитель военного искусства христианскому принцу, чтобы начать и благополучно кончить хорошую войну, победив всех врагов Государства и Церкви». В этой книге он открыто заявляет, что самое лучшее средство убедить еретиков – это их истребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Так, например, Герасимов и Власий, вместо «седе одесную Отца» (об И. Христе), переводили – «седел еси»; вместо «бесстрастно Божество» – «нестрашно Божество». Так как Максим своим правдивым и резким обличением суеверия русских людей, распущенности их нравов, разлада их жизни с обрядовым благочестием, своими сочинениями и речами против владения монастырей, вотчинами, нажил себе много врагов и даже вооружил против себя великого князя, высказавшись против развода его с Соломонией, то недовольным его исправлением богослужебных книг нетрудно было на соборе (1525 г.) обвинить его в порче их. Максима приговорили к заточению в Волоколамский монастырь и отлучили от церкви и св. причастия. В волоколамском монастыре много пришлось потерпеть ему от ожесточенных монахов, но через шесть лет другой собор перевел его в Тверской Отроч монастырь. Тверской епископ был очень к нему благосклонен и дозволил ему заниматься учеными и литературными трудами. В 1551 году Иоанн Грозный перевел его в Троицкую лавру, где он и скончался в 1556 году. В 1551 же году Иоанн Грозный предложил Стоглавому Собору вопрос об исправлении церковных книг. Собор живо сознавал неисправность их и вменил в обязанность протопопам и благочинным исправлять церковные книги по хорошим спискам, а книг, не пересмотренных, не пускать в употребление. Но как Собор не указал, где эти хорошие списки, то его определение ни к чему не привело. Спустя несколько времени, когда в Москве стали покупать на площадях и пересматривать книги для новых церквей, то оказалось, что большую часть их следовало бросить в огонь. Чтобы положить предел дальнейшим ошибкам и своеволию переписчиков, в 1553 г. заведена была типография, и в 1564 г. отпечатан был Апостол. Невежды восстали и против печатания книг; огласили первых наших типографщиков (дьякона Иоанна Федорова и Петра Тимофеева) еретиками, взволновали слухами о ереси народ и сожгли типографский дом. Типографщики, успев в 1565 г. отпечатать еще Часослов, бежали за границу. Царь велел, однако, возобновить типографию и ученики Федорова и Тимофеева в 1568 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Из многочисленных патрологических серий, издаваемых в Греции, следует особо выделить «Библиотеку греческих отцов и церковных писателей» (ΒΕΠΕΣ), публикуемую с 1955 г. издательством «Апостолики Диакониа». Кроме изданных трудов, много сочинений в рукописях рассеяно по разным библиотекам. Уже с 15–17 вв. составляются и публикуются первые описания библиотечных, музейных и архивных фондов. Например, одним из наиболее полных указателей сочинений церковных авторов (673 имени) считается Catalogus scriptorum ecclesiae, который ранее приписывался перу английского монаха Джона Бостона из Бери (Bostonus Buriensis) 843 . Каталог этот составлен в начале 15 в. по фондам 195 английских монастырских библиотек и не издан до сих пор (единственная рукопись 17 в., MS. Addit. 3470, хранится в библиотеке Кембриджского университета) 844 . В 1533–1543 гг. по поручению короля Генриха VIII Джон Леланд (ок. 1503–1552) препринял экспедицию по библиотекам всех английских монастырей и колледжей для выявления в них редкостей местного происхождения. Результатом этой экспедиции стал обширный труд, известный под названием Collectanea (MSS. Oxford, Bodleian Library, Top. gen. 1–4; Summary Catalogue 3117–3120) 845 . При комплектовании первой публичной библиотеки средневековой Европы Marciana, основанной герцогом Козимо Медичи при монастыре Св. Марка во Флоренции в 1441 г. (впоследствии эта библиотека была объединена с библиотекой Laurenziana), Томмазо Парентучелли (будущий папа Николай V, основатель Ватиканской библиотеки) составил рекомендательный список книг, названный позже «библиографическим каноном своего времени» 846 . Его основой стали фонды венецианских библиотек, Ватиканской библиотеки и собрание аббатства Спасителя (S. Salvatoris) в Болонье. В списке указаны тексты Библии, творения отцов Церкви, церковных писателей первых веков, сочинения Фомы Аквинского, Альберта Великого, античных философов и писателей (в т.ч. Аристотеля и его комментаторов). Первым в мире полным печатным каталогом публичной библиотеки стал Nomenclator – каталог Лейденской университетской библиотеки, подготовленный профессором математики и библиотекарем этого университета, позже – официальным космографом Людовика XIII Петром Бертиусом (1565–1629) 847 . Тогда же аугсбургский гуманист, филолог Давид Хёшель (1556–1617) публикует каталог греческих кодексов, хранящихся в местной библиотеке 848 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН III (Ок. 1520, К-поль - 9.08.1580, там же), патриарх К-польский (янв. 1565 - 4 мая 1572, 23/29 нояб. 1579 - 9 авг. 1580). Имя в миру - Михаил. Отец М. был болгарином, занимался продажей черепицы. М. в ранней молодости отправился на Афон, принял постриг в Великой Лавре, там же был рукоположен во иерея и отправлен в К-поль для сбора финансовой помощи мон-рю. Там он стал настоятелем ц. св. Параскевы в квартале Хаскёй. Патриарх Дионисий II Галатянин (1546-1556) поставил М. митрополитом Кесарии Каппадокийской (дата поставления неизвестна, 1-е упоминание в этом сане относится к июню 1546). В качестве патриаршего экзарха М. отправился в Рим и Венецию. Важнейший источник сведений о миссии М.- неизданная редакция Хроники Псевдо-Дорофея Монемвасийского (ркп. Ann Arbor. N 215), к-рая содержит отсутствующий в более распространенной редакции, опубликованной в Венеции в 1631 г., рассказ о путешествии М. в Италию и его последствиях. Если в целом Хроника Псевдо-Дорофея носит неблагожелательный характер по отношению к М. и его деятельности в Италии, то в этом рассказе сделана попытка оправдать М. и Дионисия II. Вероятно, он был написан очевидцем событий, одобрявшим их действия ( Ζαχαριδου. 1962). В задачи М. входили разрешение спорных вопросов внутренней жизни греч. общины Венеции и сбор пожертвований в пользу К-польского Патриархата. Переводчиком М. в Италии стал греч. ученый Иоанн Зигомала . От дек. 1546 г. сохранился документ, изданный М. Он предписывал наказание для всякого, кто скрывает имя виновного в краже почитаемой иконы Пресв. Богородицы из ц. св. Георгия в Венеции ( Μανοσακας. 1968. P. 13-16). В 1548-1549 гг. М. прилагал усилия к публикации в Венеции греч. богослужебных и канонических книг ( N sturel, Mure an. 2007. P. 351-352; Κακλαμνης. 1990). Переписка М. с патриархом свидетельствует о том, что все решения, связанные с внутренней жизнью общины, М. принимал исключительно с одобрения Дионисия II ( N sturel, Mure an. 2007. P. 343). Деятельность М. в Италии была успешна: ему удалось завоевать доверие иерархов Римско-католической Церкви и добиться от папы Павла III (1534-1549) пересмотра ранее введенных им мер, ограничивавших права греч. общины (Ibid. 2007. P. 344-345; Τσιρπανλς. 1997. P. 232-236).

http://pravenc.ru/text/2563452.html

ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ИГНАТИЙ Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский († кон. XVI в.), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/164547.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКВАВИВА [итал. Aquaviva] Клаудио (14.09.1543, Неаполь - 31.01.1615, Рим), генерал ордена иезуитов с 1581 г. Младший сын герц. Атри, изучал право в Перудже, в 1567 г. вступил в орден иезуитов, с 1576 г. провинциал в Неаполе. Во время правления А. ордену пришлось столкнуться с немалыми внешними и внутренними трудностями. Орден был вовлечен в борьбу с протестантами, а на рубеже XVI-XVII вв. его членов изгоняли из ряда стран, причем даже из католич.: в 1595-1603 гг.- из Франции, а в 1605 г.- из Венеции. А. вынужден был противостоять также внутренней оппозиции - движению испан. иезуитов 80-х гг. XVI в., стремившихся расширить полномочия провинциалов и провинциальных собраний, укрепив одновременно связи провинций с национальными монархиями («испанская схизма»). Это движение было поддержано кор. Испании Филиппом II , стремившимся поставить испан. иезуитов под свой контроль, а потому генералу пришлось проявить максимум дипломатических способностей в улаживании конфликта. Ситуация осложнялась попыткой испан. инквизиции во главе с доминиканцами , давними соперниками иезуитов, рассмотреть устав иезуитов на предмет соответствия католич. вероучению, а также антипатией Климента VIII , желавшего усилить контроль папского престола над генералом ордена, лично к А. Тем не менее ордену при А. удалось расширить ряды своих членов и увеличить число коллегий более чем вдвое. Помимо традиц. миссионерства в Нов. Свете, Эфиопии, Индии, Японии и Китае иезуиты при А. стали активнее работать во всех странах Зап. Европы, особенно в протестант. Соч.: Instructio pro superioribus ad augendum conservadumque spiritum in Societate Jesu. R., 1606. Лит.: Sommervogel С. Bibliothèque de la Compagnie de Jésus. Brux.; P., 1890. Vol. 1. Р. 480-491; Guibert J. de. La spiritualité de la Compagnie de Jésus. R., 1913; Schneider B. Archivium Historicum Societatis Jesu. R., 1957. Vol. 26. P. 3-56; LTK2. Bd. 1. S. 114. А. Ю. Серегина Рубрики: Ключевые слова: БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.) ВЕТТЕР Густав Андреас (1911-1991), священник-иезуит, профессор, писатель, философ, специалист по рус. философии и научному материализму ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма ИЕЗУИТЫ офиц. название - Об-во Иисуса, католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛАЙНЕС Гомес де Леон Диего (1512 - 1565), испан. иезуит, 2-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса (с 1556), католич. богослов, деятель Контрреформации

http://pravenc.ru/text/63824.html

Вост. Африку, Юж. Родезию и другие страны. В 1953 г. норвежец О. Хаген (1906-1970) стал епископом Сев. Европы, в 1966-1970 гг. он занимал пост президента Всемирного методистского совета . В 1954 г. впервые в Н. была ординирована в пастора женщина - представительница методизма Агнес Х. Нильсен (1907-1996). В сер. XVI в. небольшая группа саамов-колта на севере Финляндии была крещена рус. миссионером прп. Трифоном Печенгским. В 1533 г. на р. Печенге, вблизи совр. российско-норвеж. границы, прп. Трифон основал Трифонов Печенгский во имя Святой Троицы мужской монастырь , ставший оплотом Православия за Полярным кругом, в т. ч. в Северной Н. Печенгский мон-рь был не только религиозным, но и торговым и промысловым центром. Монахи и миряне, проживавшие в округе, занимались охотой, рыболовством, тюленебойным и китобойным промыслами. Во 2-й пол. XVI в., в период усиления торговых связей между Европой и Россией по сев. морскому пути, Печенгский мон-рь приобрел международную известность благодаря выгодному пограничному положению. Жалованной грамотой рус. царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1556 г. земля по р. Нявдеме (ныне Нейден) вместе с поселением саамов-колта (т. н. Нявдемский погост, совр. Нейден) была передана «в вотчину» Печенгскому монастырю. По преданию, в 1565 г. прп. Трифон поставил деревянную часовню во имя вмч. Георгия Победоносца на р. Нявдема (близ совр. Нейдена в Финнмарке) и деревянную ц. во имя святых Бориса и Глеба в устье р. Паз (на территории совр. пос. Борисоглебского Печенгского р-на, Мурманская обл.). Часовня существует по наст. время (дендрохронологический анализ показал, что ее старейшие элементы имеют возраст не более 200 лет, что может свидетельствовать о неоднократном ее обновлении). Являясь самой малой храмовой постройкой на территории Н., она служит важным духовным центром для саамов-колта и всех правосл. христиан севера Н. и России и охраняется Норвежским гос-вом как культурное наследие саамов. Первоначальное деревянное здание Борисоглебской ц., оказавшейся после демаркации российско-норвеж. границы в 1826 г. на территории России, погибло в ходе боевых действий в окт. 1944 г. Жители Нявдемского и Пазрецкого погостов платили подати как королю Датско-Норвежского гос-ва, так и русскому царю и сохраняли правосл. веру и связь с РПЦ. До сер. XIX в. погосты относились к правосл. Кольскому приходу.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Монашество (Институты посвященной жизни) КАРМЕЛИТЫ общее название католич. монашеских орденов и конгрегаций, исторически связанных с традициями мон-ря на горе Кармил КАЭТАН Фома (1469-1534), доминиканец, кардинал, католический церковный и политический деятель; философ, богослов, экзегет КЛАРА АССИЗСКАЯ (1193 или 1194 - 1253, мон-рь Сан-Дамиано, близ Ассизи), св. католической Церкви (пам. 11 авг.), сподвижница католического св. Франциска Ассизского, основательница женского ордена кларисс КЛАРИССЫ [клариссинки; также - бедные женщины, миноритки; офиц. название - орден св. Клары], католич. жен. монашеский орден, основанный католич. св. Кларой Ассизской как «второй орден» францисканцев КОЛЕТТА (13.01.1381 - 6.03.1447), католическая святая (пам. 6 марта), реформировавшая женский орден кларисс КОЛЬБЕ Максимилиан Мария (мирское имя - Раймунд) (8.01.1894 - 14.08.1941), святой Римско-католической Церкви (пам. 14 авг.), францисканец-конвентуал, католический миссионер КОНВЕНТУАЛЫ в католич. Церкви общее наименование членов католич. орденов и конгрегаций, которые проживают совместно в одной общине КОНСТАНТИН АФРИКАНСКИЙ (нач. XI в. - до 1098/99), бенедиктинский мон., переводчик медицинской лит-ры с арабского на лат. язык ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРИНДИЗИ [мирское имя - Джулио Чезаре Руссо] (1559 - 1619), св. Римско-католической Церкви (пам. 21 июля), проповедник, деятель Контрреформации, учитель католич. Церкви ЛАЙНЕС Гомес де Леон Диего (1512 - 1565), испан. иезуит, 2-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса (с 1556), католич. богослов, деятель Контрреформации ЛАКОРДЕР Жан Батист Анри (монашеское имя Анри Доминик) (1802-1861), франц. католич. свящ., доминиканец, писатель-публицист, проповедник ЛАС КАСАС Бартоломе де (1484 (по др. данным, 1474) - 1566), монах ордена доминиканцев, испан. гуманист, общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/130131_5.html

Еще Филипп Меланхтон, ученик Лютера, интересовался греч. культурой и искал контакта с К-полем. Незадолго до смерти (1560) Меланхтон познакомился с черногорским клириком Димитрием, который согласился отвезти в К-поль Аугсбургское исповедание , переведенное на греческий язык ученым-эллинистом Павлом Дольциусом. К-польский патриарх Иоасаф II (1556-1565), прочитав исповедание, был смущен многими его положениями, но, не желая портить отношения с лютеранами, не ответил, как будто не получал письма. В 1570 г. в К-поль прибыл посол Габсбургов Давид фон Унгнад; вместе с ним приехал лютеран. ученый Герлах, имевший тесные контакты с протестант. ун-тами Германии. Герлах подружился с протонотарием Великой ц. Феодосием Зигомалой, который представил его патриарху. Герлах познакомил Зигомалу с Крузием. Через Зигомалу Крузий вступил в переписку с И., что повлекло за собой установление более тесных контактов греч. Церкви с лютеранами. В 1574 г. при посредничестве Унгнада и Герлаха из Германии в К-поль были высланы 6 копий Аугсбургского исповедания. К патриаршей копии лютеран. богословы приложили письмо, в к-ром говорилось, что, по их пониманию, они приняли и сохранили веру апостольскую и св. отцов, к-рая была утверждена на Вселенских Соборах. 24 марта 1575 г. Герлах лично передал И. греческий перевод Аугсбургского исповедания и письма Крузия и Якоба Андреа. Теперь уже К-польская Церковь не могла игнорировать вероучительное послание лютеран, т. к. Унгнад и Герлах настойчиво просили дать на него ответ. Посовещавшись со Свящ. Синодом, И. при помощи Ф. Зигомалы и его отца Иоанна составил полный ответ, представлявший собой комментарии на 21 статью исповедания (подробнее см. в ст. Аугсбургское исповедание ). Письмо И. было доставлено в Германию в 1576 г. Крузий и богослов А. Озиандер составили ответ на возражения патриарха, пытаясь доказать, что их взгляды мало отличаются от т. зр. И. Письмо пришло в К-поль, вероятно ок. 1578 г. И. по настоянию Герлаха написал ответ, где четко обозначил неприемлемые для правосл.

http://pravenc.ru/text/293660.html

протопоп Сильвестр (? – около 1566) протопоп Сильвестр Русский церковный, политический и литературный деятель XVI века, клирик Благовещенского собора Московского Кремля, один из членов и руководителей Избранной рады. Считается автором окончательной редакции «Домостроя». Биография Первоначально известен как новгородский священник. Между 1543 и 1547 оказался в столице, по всей вероятности, по представлению митрополита Макария, знавшего его как человека книжного и благочестивого. Был поставлен протопопом Кремлевского Благовещенского собора; в нем он познакомился с царем Иваном IV Васильевичем. Став к 1549 одним из самых приближенных к царю людей, вошел в Избранную раду, которая на рубеже 1540–1550-х заслонила Боярскую думу в текущем управлении и законодательстве. В 1551 принимал участие в работе Стоглавого собора. Составил программу реформ православной церкви в виде царских вопросов к Собору. Умел влиять на царя опосредовано, через близких тому людей. С 1553 – с болезнью царя – началась «остуда» Ивана Васильевича к Сильвестру. После выздоровления Грозного известие о том, что Сильвестр с Адашевым в дни болезни правителя не пожелали присягать малолетнему царскому сыну Дмитрию Ивановичу, но, напротив, оказали поддержку двоюродному брату царя князю Владимиру Андреевичу, стало причиной резкого охлаждения отношений между царем и Сильвестром. Сильвестр был отстранен от государственных дел и вынужден был ограничиться обычной иерейской службой в своей церкви. Именно к этому времени относят его работу над составлением свода правил повседневного поведения горожанина – знаменитого Домостроя.  Следующим шагом, отдалившим Сильвестра от царя Ивана Васильевича, было желание Избранной рады развернуть дальнейшую войну с татарами в Крыму после успешного взятия русским войском Астрахани в 1556 году. Царь же намеревался идти на Запад, в Ливонию. Не сумев убедить бывших соратников в правильности переброски войска на Запад, царь принял решение распустить Избранную раду. В 1560 году, после возникших слухов о мифической причастности Сильвестра и Адашева к смерти царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, Адашев был направлен в действующую армию, а Сильвестр – окончательно удален от двора, сослан в Соловецкий, а оттуда переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. Там он постригся в монахи под именем Спиридона и умер около 1565 года в Вологде. Имя Сильвестра сохранилось в культурной памяти и как имя собирателя рукописных книг, содействовавшего их изготовлению, равно как и икон. По инициативе Сильвестра был составлен реестр сюжетов «стенного бытейского письма» (картин из библейской книги Бытия), украсивших Золотую палату Кремлевского дворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010