Ранние годы правления Ивана Грозного были ознаменованы рядом крупных военно-политических успехов: в 1552 году была взята Казань, в 1556-м – Астрахань, в 1563-м – Полоцк. Народ сплотился вокруг царя, в котором видели искреннего защитника православной веры и гаранта государственной целостности. Однако вскоре после смерти митрополита Макария в деятельности царя наступил резкий перелом, вызванный, помимо всего прочего, его повышенной подозрительностью и страхом перед заговором. В конце 1564 года царь покинул Москву и поселился в Александровской слободе, где создал некое подобие монастыря во главе с самим собой, а в начале 1565 года учредил опричнину – карательную организацию, подвластную только ему и неподсудную общественным органам власти. Страна была разделена на опричнину, в которую входили царские бояре, и земщину, которую составляли прочие бояре со своими дворами. В задачу опричников, набиравшихся из молодых бояр и дававших клятву на верность царю, входило выявление любых возможных политических заговоров и уничтожение заговорщиков. Начались казни, многие бояре и их семьи были заподозрены в измене и сосланы в разные города. Имущество казненных и сосланных переходило в руки царя и опричников. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу и означающие, что они грызут и метут изменников. Самодурство и жестокость Грозного царя стали причиной нестроений в Церкви. После митрополита Макария в 1564 году на митрополичий престол был избран духовник царя Афанасий, однако по неизвестным причинам спустя два года он оставил митрополию и удалился в монастырь. Святитель Казанский Гурий, избранный на митрополию в 1566 году, был введен на митрополичий двор, однако спустя два дня изгнан оттуда. Наконец, по воле царя митрополитом был избран Соловецкий игумен Филипп, из боярского рода Колычевых, посаженный на митрополичий престол в июне 1566 года. Сначала наедине с царем, а потом и публично святитель Филипп начал высказывать свое несогласие с разделением страны на опричнину и земщину, протестовать против жестокостей самодержца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1554. Забытые страницы русского имяславия. С. 59–60 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1555. Там же. С. 60. 1556. Т. е. имяславцев. 1557. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 153. 1558. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Бо–жия. С. 1508. 1559. Там же. С. 1509. 1560. Пс. 13:1; 52:2. 1561. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего имени Бо–жия. С. 1504–1521. То же в: Моя поездка на Старый Афон. С. 153–154. 1562. М. К. Афонский бунтарь. — Русское слово, 9.07.1913 157). Данное сообщение о выступлении архиепископа Никона перед афонскими монахами, принадлежащее ино–кам–имяславцам Феофилу (Кузнецову) и Иакову (Чернопятову), скреплено подписью архимандрита Давида (Мухранова) и печатью Свято–Андреевского скита. Ср. также свидетельства игумена Пантелеимонова монастыря архимандрита Мисаила: Забытые страницы русского имяславия. С. 61–62 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 185 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41. Л. 15–29об.). 1563. На Афоне. — Русское слово, 12.06.1913 134). На этом же пароходе из России возвращался Патриарх Антиохийский Григорий. Архиепископ Никон встретился с ним и заручился его»нравственной поддержкой». См.: Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 154–155. 1564. Там же. С. 155. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 62 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1565. Забытые страницы русского имяславия. С. 253 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 16). 1566. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Бо–жия. С. 1512; Моя поездка на Старый Афон. С. 156. 1567. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 156–160. 1568. Там же. С. 160. 1569. См.: На Афоне. Константинополь. 22.06. — Русская молва, 23.06.1913 189). 1570. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 65 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 186 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41). 1571. Там же. С. 160 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41). 1572. РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 79. Ср.: Сборник документов относящихся к Афонской имябожнической смуте. Пг., 1916. С. 34.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Его преемник архиеп. Серапион (Курцев), бывш. игумен Троице-Сергиева мон-ря, чуть более года возглавлял Новгородскую и Псковскую кафедру (скончался 29 окт. 1552 во время эпидемии). Поставленный во время работы Стоглавого Собора, он принял участие в обсуждении жалоб новгородских священников на архиепископию, касающихся сбора мн. пошлин и чреды служения городского духовенства в Софийском соборе. По грамоте митр. Московского свт. Макария архиеп. Серапион реформировал чредное богослужение в Софийском соборе. Прибыв в Новгород, он реорганизовал служение овдовевших священников и диаконов согласно постановлению Стоглавого Собора («октября в 1... отставил священников и дияконов, что патрахиль держали; а велел тем священником и дияконом в крылоси стояти, а четвертой жеребеи во всяком доходе имати по цареву приговору» - ПсковЛет. Вып. 2. С. 232-233). Следующий архиепископ, свт. Пимен (Чёрный), почти 20 лет возглавлявший Новгородскую и Псковскую епархию, возобновил каменное церковное строительство (новгородские церкви св. Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца и др.), способствовал церковному прославлению ряда новгородских святых (см. выше). В 1560 г. им был основан тихвинский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь . В послании в Псков от 20 авг. 1556 г. архиеп. Пимен дал различные наставления духовенству. Ранее архиепископ отправлял в этот город грамоту, в к-рой говорилось о выборе «поповских старост» «по соборному уложению» (имелось в виду постановление Стоглавого Собора). Очевидно, деятельность архиепископа по введению норм Собора 1551 г., предполагающих сбор церковных податей вместо светских людей (десятильников) выборными из среды духовенства старостами, распространялась и на Новгородскую землю. Несмотря на то что Стоглавый Собор отменил «несудимые» грамоты, лишавшие епархии части доходов, в дальнейшем практика их выдачи возобновилась. Свт. Пимен продолжил политику сотрудничества с царской властью. В послании царю Иоанну IV во взятый рус. войсками Полоцк (24 янв. 1563) он призывал его «побарати храбре противу безбожныя Литвы и прескверных лютор» (ПСРЛ. Т. 13. С. 350-353). В нач. 1565 г., незадолго до учреждения Иоанном IV режима опричнины , архиеп. Пимен в составе церковной делегации ездил к царю в Александрову слободу с просьбой простить опальных и вернуться в Москву; Новгородский архиепископ оказал содействие царю в сведении с митрополичьего престола свт. Филиппа II Колычева в 1568 г. Тем не менее в дек. 1569 г. в Александровой слободе архиеп. Пимен был назван царем главой новгородских заговорщиков, к-рые планировали перейти под власть Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

На первых листах внизу киноварью: Митрополита Иасафа, сиа книга святыа живоначальныа Троицы Сергиева монастыря. 132. (1565.) Василия Великого о постничестве, полууст. тщательный, XVI века, в четверть, 398 листов. Порядок и число статей те же, что под 130. В самом конце помещено Послание к Григорию Богословцу о иночьстем устроении. На верхней доске: Асафа Киръякова. На первых листах внизу крутым полууставом: Книга Ивана Киръякова сына Протопопова. Далее по листам (42–125) полууст., переходящим в скоропись: Продал сию книгу поп Семеон Николека Ивану Кирьякову сыну Протопопову, в монашестве Иасафу, уставщику и библиотскарю († 1644 г.). См. Предисловие. На обор. конечного листа скорописью: Лета 7103 (1595) продал сию книгу Василия Великаго яз Яков Феодоров сын а прозвище Жюк старцу Арсению подъяк потриархов; и кто за ту книгу поймаетца, и мне потриархову подъяку Якову Феодорову и мне та книга очищать во всяких делех старца Арсения, убытка не доставит, а подписал яз Яков сам своею рукою. 133. (1560.) Василия Великого о постничестве с прибавлением, полууст. четкий, напис. 1556 года, в лист, 597 листов, заставки с красками и золотом изящны, заложены закладками в бумажной раме. В число статей, показанных под 129, в сей ркп. помещены, после жития В. Василия, соч. Амфилохия: л. 42 об. Препод. отца нашего Ефрема похвала о святем Василии, архиеп. Кесариа кападокийския. Нач. Возлюблении, преклоните ко мне слухы своя, споведати бо хощу добру овесть. А после 30 глав постнических: л. 446. Послание В. Василия к Григорию Богословцю о мнишестем строении. Конечныя четыре слова те же, какие под 130, но в другом порядке, именно: л. 479 об. Слово о еже внимай себе. л. 492 об. Беседа о благодарении. л. 504 об. Слово о посте, начин. Молите, молите люди моя. л. 512 об. Слово о посте, начин. Въструбите, рече, на нов месяц трубою. Прибавления: л. 2, 3. Иже в святых отца нашего Иоанна Златаустаго Слово о трьпении и о благодарении. Нач. Ведомо же буди, иже милостыню творить кто от праведнаго имениа и благоугодне живет.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

во имя Архангелов (1565), ц. Тарса-галавани (1595), а также зальная церковь и колокольня около Кварели (XV-XVI вв.); церкви Шихиани в честь Воскресения Господня (ныне в муниципалитете Кварели) и Квирацховели (груз.- Животворящего Воскресения) близ Чикаани (муниципалитет Кварели) были построены при Александре II; комплекс Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Крестителя), ц. во имя Пресв. Богородицы в с. Греми и церковь в Енисели датируются XVI в., отреставрированы в XVIII в., и др. Мн. храмы были украшены росписью. Ценным источником исторических сведений являются сохранившиеся лапидарные и фресковые надписи ( Барнавели. 1961. С. 33-34, 45-46; Каухчишвили. 2004. С. 319-334). В надписи на зап. фасаде ц. Агдгома сохранились как имена ктиторов (царь Александр II и царица Тинатин), так и древнее название села - Шихиани ( Чубинашвили. 1959. С. 450-453). Некресели возглавляли военно-адм. округ садрошо (воеводство, от груз. - знамя), к-рый охватывал территории Н. е. и Курмухской епархии. Во главе 3 других садрошо стояли Алавердский, Бодбийский и Руставский архиереи ( Вахушти Багратиони. 1991. С. 42-43, 94-95). Впосл. границы садрошо некресели сузились до пределов Н. е., а в нач. XVIII в. оно слилось с садрошо Руставского архиерея - ополчение Н. е. выступало под знаменем епископов Руставских (ПГП. 1965. Т. 2. С. 384). В мон-ре Некреси долгое время хранилось знамя с изображением Пресв. Богородицы; во время войны под этим знаменем собиралось ополчение и занимало место на правом фланге ( Иоселиани. 1846. С. 118). Некресели также выполняли и др. светские обязанности: разбирали судебные тяжбы, следили за упорядочением межевого деления в селах и на сельскохозяйственных землях, несли ответственность за мир и спокойствие между грузинами и соседними союзными горцами-дидойцами. С XVI в. в источниках стали появляться сведения об отдельных Некресских архиереях. Во 2-й пол. этого столетия некресели Василий, современник католикоса-патриарха Вост. Грузии Доментия I (ок. 1556-1560), и Климент, современник католикоса-патриарха Вост.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Еп. Феодосий (упом. под 1326 и 1328), еп. Трифон (упом. под 1331 и 1335), еп. Иоанн (упом. под 1393 и 1398), еп. Феодор (упом. под 1397), еп. Савва (время занятия кафедры неизвестно, смещен в 1401), еп. Дионисий (упом. под 1415 и 1416), еп. Евфимий (упом. под 1429), еп. Алексий (упом. под 1429), еп. Феодосий (упом. под 1445), еп. Кирилл (упом. под 1449), еп. Мартиниан (упом. под 1458), еп. Иона (1491-1495), еп. Ефрем (упом. под 1495 и 1498), еп. Кирилл (1503-1526), еп. Пафнутий (1526-1528), еп. Макарий (24 апр. 1528 - не позднее 1535; впосл. митр. Киевский Макарий II ), еп. Арсений (упом. под 1536 и 1540), еп. Феодосий (Гулевич; 1541-1548), еп. Георгий (Фальчевский; 1549-1556), еп. Иосиф (упом. под 1558), еп. Никифор (упом. под 1564), еп. Марк (Жаровницкий; 1565 - дек. 1568), еп. Иона (Борзобогатый-Красенский; 1569-1585 (в 1569-1571 управлял епархией, будучи мирянином)), еп. Кирилл (Терлецкий; назначен на кафедру 17 сент. 1585; 8 окт. 1596 объявил о переходе в унию), еп. Исаакий (Борискович; 11 янв. 1621 - после нояб. 1632), еп. Афанасий (Пузына; кон. 1632 - 15 дек. 1650), еп. Иосиф (Чаплиц-Шпаковский; ок. 1651-1654), еп. Дионисий (Балабан-Тукальский; 1654 - нач. янв. 1658), еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский; 1659-1684; 8 нояб. 1685 избран митрополитом Киевским, сохранял титул епископа Луцкого и Острожского до июня 1687), Львовский еп. Иосиф (Шумлянский; 1684 - 29 февр. 1687; 1694-1695, в. у.), еп. Афанасий (Шумлянский; 16 мая 1687 - 12 июля 1694), еп. Дионисий (Жабокрицкий; управлял епархией, не являясь епископом с 1696, архиерейская хиротония в 1702 не была признана ни в Москве, ни в Киеве; в 1702 уклонился в унию), еп. Кирилл (Шумлянский; 1710 - февр. 1712, на кафедру не допущен властями), архиеп. Николай (Ярушевич; 28 окт. 1940 - 15 июля 1941; с 9 марта 1941 в сане митрополита), еп. Максим (Бачинский; 13-23 мая 1944), еп. Николай (Чуфаровский; 23 мая 1944 - 3 янв. 1946), еп. Варлаам (Борисевич; 1946-1948), архиеп. Панкратий (Кашперук; 3 июня 1948 - 15 нояб. 1952 в сане епископа; 23 июля 1956 - 19 июля 1962 в сане архиепископа), еп. Палладий (Каминский; 15 нояб. 1952 - 23 июля 1956), еп. Мефодий (Мензак; 29 авг. 1962 - 22 дек. 1964), еп. Леонтий (Гудимов; 22 дек. 1964 - 8 окт. 1965), еп. Дамиан (Марчук; 8 окт. 1965 - 30 дек. 1986), еп. Варлаам (Ильющенко; 30 дек. 1986 - 19 февр. 1990), еп. Варфоломей (Ващук; 24 февр. 1990 - 25 авг. 1992; с 24 февр. 1990 епископ Волынско-Ровенский, с 10 апр. 1990 епископ Волынско-Луцкий), митр. Нифонт (Солодуха; с 25 авг. 1992; до 28 июля 1993 в сане епископа, до 11 апр. 2001 в сане архиепископа, с 18 окт. 2016 на покое), еп. Нафанаил (Крикота; с 18 окт. 2016, с 17 авг. 2019 в сане архиепископа). Монастыри

http://pravenc.ru/text/2110930.html

В 1523 г. король Сигизмунд по просьбе Константина Острожского дал разрешение игумену Макарию восстановить Киевский Михайловский Златоверхий монастырь, опустошенный еще в 1240 г., и учредить в нем монашескую общину. Сам король в ряде случаев являлся фундатором святынь православных (или, как их называли католики, «схизматиков») и заботливым охранителем их интересов. Благодаря ходатайствам Константина Острожского (1530) было твердо определено юридическое положение Православной Церкви в Литве, до него являвшееся весьма неопределенным. Князь Константин Острожский содействовал материальному обеспечению церквей, укреплению религиозного сознания и поднятию благочестия православных христиан. Всего за время деятельности Константина Острожского Православная Церковь в Литве получила более 20 грамот, расширявших и утверждавших ее права. Возможно, что именно Константин Острожский содействовал открытию в Вильно (1524 г.) типографии, первой в Литве, откуда вышли книги, напечатанные Франциском Скориной. Князь Константин Острожский скончался в 1530 г. и был погребен в Киево-Печерском монастыре. Впоследствии его сын князь Константин Острожский продолжил дело отца по защите Православия в юго-западных землях. Дальнейшая история Православия в Польско-Литовском государстве связана с деятельностью митрополита Макария II (1534—1556). В те годы продолжался процесс постепенной ломки старого уклада жизни, старых традиций, утверждались латинско-польские начала, которые господствовали и заменяли собой начала греко-русские; культура католического Запада заменяла культуру православного Востока. В тот период в западнорусской Церкви были созваны несколько Соборов «к постановлению веры и закону христианского». Они обычно проходили в Вильно (1546, 1559 гг.). Важным событием для православных явился 1563 год, когда король Сигизмунд II Август (1548—1572) дал грамоту литовскому и русскому дворянству православной веры и всех христианских исповеданий «о сравнении сего сословия в правах с дворянами Польского королевства, исповедующими веру римско-католическую». Это право было подтверждено в 1565 и 1568 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/436366/

Критика Антония настолько возмутила обер-прокурора Д. А. Толстого, что он хотел даже отправить архиепископа на покой (Савва. Хроника. 4. С. 241). 1550 Савва. Хроника. 6. С. 307; ср.: Никанор. 1. С. 300. 1551 Флоровский. С. 363; Харлампович, в: ПБЭ. 8. Стб. 777 и след. 1552 Только в Киевской Академии ректорство осталось в руках монахов. 1553 Рункевич. История Русской Церкви в XIX в. С. 697 (см. библиогр. к § 9). 1554 Позднее Сергий благодаря благосклонности Победоносцева получил Московскую митрополию (1893–1898). Сергий часто упоминается в 7–8 книгах «Хроники» Саввы. Ср.: Обзор… Александра III. С. 474 и след. 1556 Курсив автора. Савва. Хроника. 7. С. 153–154 (запись от 22 января 1884 г.). 1557 3 ПСЗ. 4. 2160; Отчет… за 1884 г. С. 7; Обзор… Александра III. С. 475 и след.; ср.: ТКДА. 1885. 2 (протоколы академии: С. 412 и след.). 1558 3 ПСЗ. 4. 2401, 2060. 1559 См. прим. 219. 1560 3 ПСЗ. 4. 2160. Требование Устава готовить студентов в первую очередь к служению в качестве приходских священников отвечало настроениям консервативного епископата: Савва. Хроника. 8. С. 705. 1561 3 ПСЗ. 4. 2160; Обзор… Александра III. С. 475–520. В Петербургской Академии была дополнительно организована еще кафедра истории славянских Церквей; в одном из частных писем Александру III Победоносцев подчеркивал важность этой дисциплины (Письма. 2. С. 64 и след.). Победоносцев очень возражал против института доцентуры, который предусматривался Уставом 1869 г., теперь же был упразднен (Обзор. С. 520). Об Уставе 1884 г. см.: Флоровский. С. 415 и след.; Kern C. P. 276 и след. 1562 В семинариях епархий, «зараженных» расколом (всего их было семь), в 1881 г. был введен предмет «история и критика русского раскола»: Извлечения… за 1881 год. С. 152; Извлечения… за 1882 год. С. 141; позднее такие кафедры были образованы и в других семинариях (Рункевич. Ук. соч. С. 698 и след.). 1563 Рункевич. Ук. соч. С. 698 и след. 1565 Особо убедительно Устав 1884 г. критиковали профессор Петербургской Академии Н. Н. Глубоковский (Об основах духовно-учебной реформы, в: Отзывы. 3. С. 151–157; он же. По вопросам духовной школы), а также другой профессор той же академии – Н. К. Никольский (Отзывы. 3. С. 161–171). Ср. также: Уберский И. А. Памяти проф. В. В. Болотова , в: Христ. чт 1903. 7. С. 10 и след. 1566

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Ссылка на остров считалась у Римлян тяжелым наказанием, которому подвергались презрители святыни 1556 , возмутители общественного спокойствия 1557 , и равнялось смертной казни. По свидетельству Викторина и Примазия, Ап. Иоанн был сослан сюда в рудники 1558 . „Слово Божие не вяжется“, некогда говорил великий Апостол языков. Никакие пытки, мучения и гонения никогда не могли заставить молчать благовестников учения Христова. И в темницах, и на свободе они одинаково благовествовали глаголы живота вечного. И Ап. Иоанн, сосланный в заточение на острове Патмос, не оставлял своего благовестнического служения. Шел он к жителям Патмоса и со словом научения, и со словом утешения; он целил всякий недуг, и всякую болезнь их. Многое было совершено им здесь. Предание следующее рассказывает о благовестническом служении св. Апостола на острове Патмосе. В городе Вофоре жил один очень богатый человек, имевший большое имение, и множество слуг, по имени Мирон. Его жену звали Фония 1559 . У них было три сына. Все они получили образование 1560 . Старший Аполлониад был одержим „духом пытливым“ 1561 . И во время земной жизни Спасителя, и во время служения Апостолов было много подобных несчастных людей 1562 . Когда Ап. Иоанн вместе со своим учеником вошел в дом Мирона, то старший сын его бежал из боязни, что он изгнан будет из него Иоанном. Опечаленные этим событием, родители приняли благовестников за чародеев. Мирон решил их заключить в темницу, пока они не возвратят ему сына; а потом подвергнуть великим мучениям. Он был близким родственником 1563 начальника 1564 острова. Иоанн провидел духом, что злоумышлял Мирон 1565 . Скоро пришло послание бежавшего сына к отцу. Аполлониад писал: „Иоанн волхв, которого ты ввел в наш дом, сделал мне „злодеяние“ 1566 ; он послал на меня „дух палящий“ 1567 , который преследовал меня даже до этого города. Но я обрел помощника пречистого ( καθαρτατος, candidus) Кинопса, которому рассказал все, что перенес. Он мне ответил: если Иоанн волхв, учитель христианский, не будет предан зверям и не умрет, то ты не можешь более жить в городе своем 1568 , ни видеть дома своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богословие КЛАМАНЖ [Клеманж; наст. имя - Пуайевилен] Никола де (1363 или 1364 - 1437), франц. церковный деятель эпохи схизмы в католической Церкви, католич. теолог КЛАРЕМБАЛЬД АРРАССКИЙ (XII в.), франц. католич. богослов и философ периода ранней схоластики, ученик и последователь Теодорика Шартрского КЛЕМАН Оливье (1921-2009), франц. правосл. богослов, историк, профессор, духовный писатель, публицист, общественно-религ. и экуменический деятель КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы КЛИТИН Александр Михайлович (1860 - ок. 1919), прот., правосл. богослов, проф. богословия Имп. Новороссийского ун-та «КНИГА О ВЕРЕ» рус. авторский сборник 40-х гг. XVII в., посвященный вопросам защиты Православия, полемике с католиками и униатами КОНГАР Ив (монашеское имя Мари Жозеф) (13.04.1904 - 22.06.1995), кардинал, католический богослов и историк богословия КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КОРСУНСКИЙ Николай Николаевич (1843-1899), правосл. богослов, публицист, переводчик трудов авторов древней Церкви КОСТЕЛЬНИК Гавриил Федорович (1885-1948), протопр., богослов; инициатор воссоединения укр. греко-католиков с Православной Церковью КОХЛЕУС [наст. фамилия Добнек] Иоганн (1479-1552), свящ., нем. ученый-гуманист, католич. теолог-публицист, критик Реформации КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА условное обозначение группы людей, проживавшей в поселении на территории совр. Хирбет-Кумрана предположительно с нач. II в. до Р. Х. до 66-73 гг. по Р. Х. ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛАЙНЕС Гомес де Леон Диего (1512 - 1565), испан. иезуит, 2-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса (с 1556), католич. богослов, деятель Контрреформации ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де (1782 - 1854), франц. католич. публицист, философ, богослов, общественный деятель; один из основоположников христ. социализма ЛАНГТОН Стефан (ок. 1150 - 1228), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. ЛАНФРАНК (ок. 1010 - 1089), нормандский и англ. церковный деятель, богослов; архиеп. Кентерберийский (с 1070) ЛАТИМЕР Хью (ок. 1490-1492 - 1555), один из лидеров англ. Реформации, теолог и проповедник; еп. Вустерский (1535-1539) ЛЕВ (XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.)

http://pravenc.ru/rubrics/122390_14.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010