В янв. 1495 г. вместе с Б. В. Кутузовым вел переговоры с литов. послами об условиях выдачи замуж за кор. Александра вел. кнж. Елены, при этом особо подчеркивалось сохранение ею Православия в качестве обязательного условия; в мае 1495, марте и июне 1497, июле 1498, авг. 1499 г. К. был одним из главных участников русско-литов. переговоров, делая офиц. заявления от имени своего государя, в частности он отклонил в 1497 г. невыгодное для Русского гос-ва предложение вступить в коалицию против Крымского ханства и Османской империи, а в 1499 г. выразил от имени вел. князя всея Руси нежелание отказываться от претензии на Киев. К. вместе с братом И. В. Курицыным был одним из сопровождавших вел. кн. Иоанна III в его поездке в Новгород в окт. 1495 - нач. 1496 г.; он упоминается 2-м из 6 дьяков ( Милюков П. Н. Древнейшая разрядная книга офиц. редакции (по 1565 г.). М., 1901. С. 20; Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 25). К. был сторонником ограничения земельных владений Церкви, поддерживая тем самым политику вел. князя. 19 нояб. 1490 г. «великого князя диак Федор Курицын» после челобитья пермских и вычегодских волостных людей с жалобами на «обиды великие» еп. Пермского Филофея и его слуг составил от имени Иоанна III жалованную грамоту еп. Филофею на вымские и вычегодские земли с указом вернуть обратно земли, захваченные у гос. крестьян, а также «впредь князем вымским и волосным людем… и всем людем Вычегоцкие земли земель волосных деревень и пустошей, дворов и пожен, и озер и рек и иных всяких угодей владыкам и их людем и игуменом и попом не продавати ни в закуп, ни по душе не давати» (АСЭИ. 1964. Т. 3. 291б. С. 315). Возможно, еще в 1464-1473 гг. К. («великого князя дьяк Федор») подписал меновную грамоту на с. Косинское, которое митр. Филипп I выменял у вел. кн. Иоанна III на земельные владения во Владимирском и в Суздальском уездах (АФЗХ. Ч. 1. С. 131-132. 149). По предположению Л. В. Черепнина и А. А. Зимина, К. участвовал в составлении 1-го общерус. Судебника 1497 г. В июле 1497 г. К. составил меновную грамоту Иоанна III с удельными князьями Федором и Иваном Борисовичами, она была подписана митр. Симоном (СГГД. Т. 1. С. 333. 129; ДДГ. С. 344. 85). К грамоте была привешена новая великокняжеская печать с двуглавым орлом.

http://pravenc.ru/text/2462297.html

Его особенно чтил правитель города Пскова князь Ярослав Васильевич Оболенский: он часто посещал его и много жертвовал на обитель. Однажды пришел он со своей больной супругой. Прп. Савва встретил их за монастырскими вратами, благословил и исцелил больную, но в монастырь войти ей не разрешил.  Скончался прп. Савва в глубокой старости в 1495 г. В 1554 г. он явился иеромонаху своего монастыря, Исайе, когда по случаю построения храма искали и не находили его мощей. Сидя на гробе своем, он сказал: «Я — грешный Савва, начальник обители сей, перенесший много скорбей на этом месте для Господа; пришло время, так Богу угодно, быть известным мощам моим». Тогда честные мощи его были открыты, и от них стали истекать обильные исцеления. •  Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь находится в 25 верстах от Пскова. Преподобный Савва Крыпецкий (Псковский) (+ 1495) Память его празднуется 28 авг. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Савва, родом серб, пришел в Русскую землю уже иноком и сначала поступил в Снетогорский Богородицкий монастырь, что на Снежной горе, около города Пскова, но потом перешел на реку Толву, под руководство прп. Евфросина Псковского (память его 15 мая), который дал ему нелегкое послушание монастырского слуги. Прп. Савва исполнял его с великим смирением. После этого искуса прп. Евфросин благословил ему уйти на безмолвие, в пустынь, находящуюся на расстоянии 15 верст от монастыря, к безлюдному озеру, называемому Крыпец, и здесь прп. Савва немало боролся с бесами. Спустя несколько лет отшельничества начала собираться братия; они упросили его  учредить обитель, и была выстроена церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова.  Его особенно чтил правитель города Пскова князь Ярослав Васильевич Оболенский: он часто посещал его и много жертвовал на обитель. Однажды пришел он со своей больной супругой. Прп. Савва встретил их за монастырскими вратами, благословил и исцелил больную, но в монастырь войти ей не разрешил.  Скончался прп. Савва в глубокой старости в 1495 г. В 1554 г. он явился иеромонаху своего монастыря, Исайе, когда по случаю построения храма искали и не находили его мощей. Сидя на гробе своем, он сказал: «Я — грешный Савва, начальник обители сей, перенесший много скорбей на этом месте для Господа; пришло время, так Богу угодно, быть известным мощам моим». Тогда честные мощи его были открыты, и от них стали истекать обильные исцеления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

640 Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. М.; Л., 1960. С. 251–254, 453. 641 Между тем до сих пор появляются исследования, в которых данные жития Евфимия некритически переносятся в жизнь русского общества XIV в. (при этом используются тексты даже не Краткой, а позднейшей Пространной редакции), ср.: Дмитриевский С. М. Агиографические источники о роли Нижегородского Печерского монастыря в общежительной реформе XIV века Древнерусская книжная традиция и современная народная литература: (Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, состоявшейся 14–16 октября 1998 года). Н. Новгород, 1998. С. 18–22. 642 О правильной хронологии событий см.: Кучкин В. А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой Куликовская битва. М., 1980. С. 67–68. 643 Симеоновская летопись опубликована: ПСРЛ. Т. 18. СПб., 1913. Исследование о Симеоновской летописи см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII веков. М., 1980. С. 25–29. 644 Первоначальный вид перечня иерархов Русской церкви Симеоновской летописи составлен в 1495–1496 гг. К этому выводу приводят следующие данные: в каталоге митрополитов последним записан Симон Чиж (1495–1511 гг.), среди Ростовских архиепископов -Тихон Малышкин (1489–1503 гг.), среди Коломенских епископов-Авраамий (1490–1501 гг.), среди Пермских епископов – Филофей (1471–1501 гг.), в перечне Сарских епископов последним числится Селиван (1493–1495 гг.), но поставленный 18 декабря 1496 г. Евфимий не указан. 645 После Иоанна и Симеона в каталоге Суздальских епископов Симеоновской летописи значатся имена Владимирских епископов (но Суздаль входил тогда во Владимирскую епархию): Серапион (1274–1275 гг.), Федор (1276–1286 гг.), Иаков (1288–1295 гг.). Характерно, что пропущен упомянутый выше Симеон (1295– 1299 гг.), поставленный в перечне за Иоанном. 657 О редакциях Жития Сергия Радонежского, написанных Пахомием Логофетом, см.: Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. Житие Сергия Радонежского. С. 160–212.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Брех, Бреховы : Федор Иванович Брех Кошкин [см. Кошка], первая половина XV в.; Иван Вельяминович Брех Зернов [см. Зерно], умер в 1506 г.; Брех Никифорович Басенков [см. Басенок], 1502 г., Звенигород; Бреховы, бояре XV в., Новгород, позже на поместьях в Нижегородском уезде [см. Садык] Брехать – лаять; брех – собачий лай; переносное – брехун, крикун, сплетник Бридков Нефед, крестьянин, середина XV в., Соль Галицкая Ср. брида – докучливый проситель (Даль) Брилка Павел (Пашка), посадский человек, 1622 г., Нижний Новгород Бриляков Любим [см. Любим], крестьянин, 1627 г., Курмыш Бритва, Бритвины : Иван Бритва, крестьянин, 1495 г., Новгород; Дмитрий Бритвин, помещик, 1608 г., Нижегородский уезд Бритый кн. Дмитрий Иванович Бычков-Ростовский [см. Бычек], первая половина XV в. Бровка, Бровкины : Бровка Коптев сын Кондырев [см. Копть, Кондырь], середина XVI в., Мещовск; Бровка Васильевич Сомов [см. Сом], 1568 г.; Никита Иванович Бровкин, 1595 г., Рязань Бровка – край, кромка Бровца, Бровцыны : Фома Бровца, крестьянин, 1495 г., Новгород; Кузьма и Федор Михайлович Бровцыны, 1500 г.; с конца XV в. Бровцыны в Новгороде [см. Неплюй] Бронников Некрас [см. Некрас] Семенович, подьячий, 1536 г., помещик, 1540 г., Дмитров; Тихон Матвеевич, 1578 г., Москва Бронский Тихон Русинович [см. Русин], 1587 г., Арзамас Брудастый Алеша, царский конюх, 1573 г. Брудков Никодим, старец Кириллова монастыря, 1543 г. Брусилов Григорий Степанович, 1500 г., Новгород Брусить – ломать камень на бруски Брусника Степанович Калитеевский [см. Калитеевские], помещик, 1550 г., Псков; Федор Брусника, мясник, 1646 г., Казань Брусница Аким, посадский человек, 1585 г., Псков Брутковы : Семен Зиновьевич, 1532–1558 гг., Дмитров; Степан Иванович, 1587 г., Радонеж Брызга Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Брызгал, Брызгаловы : Исачко Брызгал, холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г., кн. Петр Федорович Брызгал Засекин [см. Засека], умер в 1537 г., Пятуня Брызга лов, крестьянин 1613 г., Суздаль Брыкин Федор, крестьянин, 1564 г., Олонец

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Плюснины , несколько лиц, XVI в., Новгород Плющеев Ждан [см. Ждан] Васильев, посадский человек, 1568 г., Соль Вычегодская Плясец Василий Яковлевич Воронин [см. Ворона], первая половина XV в. Ср. селение Плясцево в Александровском (бывшем Переяславском) уезде Плясун , крестьянин, 1495 г., Новгород; Плясун Стеня [см. Стеня], крестьянин, 1606 г., Суздаль Пневицкий Иван Васильевич, 1547 г. Побединские Улан [см. Улан] и Пятый Федоровичи, 1568 г., Ярославль, XVI–XVII вв., Ярославский уезд Побывай , крестьянин, 1545 г., Новгород Повадин Михаил Иванович Хозюк [см. Хозя], пристав у цесарского посла; Андрей Степанович Повадин, 1527 г., Москва Повалишины , XVII в., Рязанский уезд Поветко Сытков сын Клобурников [см. Сытко, Клобурников], слуга боярина Василия Бороздина, первая половина XVI в., Кашин Повет, поветка – навес во дворе для скота и телег Повивко Давидович Монастырей [см. Монастырь], вторая половина XV в., Белоозеро Повирало кн. Иван Федорович Волконский, 1627–1658 гг. Повирало – враль Повод, Поводовы : Дмитрий Иванович Повод Кологривов [см. Кологрив], 1517 г., Смоленск; от него Поводовы [см. Гулида, Самосадский, Шавка] Повозников Петр, посадский человек, 1636 г., Клин Поволяев Данило, крестьянин, 1620 г., Белев Поворок Василий Васильевич Левашов [см. Леваш], середина XVI в. Погадаев Константин Афанасьев, писарь, 1570 г., Катин Поганкин Архип, староста, 1664 г., Ржев Поганок Сумароков [см. Суморок], первая половина XVI в. Погиблик кн. Иван Михайлович Волконский, конец XVI в. Погиблов Амвросий, посадский человек, 1624 г., Калуга Погодин Савва, крестьянин, 1630 г., Белев Погожий, Погожего, Погожие : кн. Михаил Иванович Погожий Сугорский, 1495 г.; Борис Филиппович Погожего, 1526 г.; от него – Погожие [см. Качабаровы, Коведяевы, Кочебар, Тяпка, Юмран] Погонин Угрим [см. Угрим], стрелецкий сотник, 1574 г. Погоняло Иван, крестьянин, 1545 г., Новгород Погудин Дмитрий, слуга Тихвина монастыря, 1661 г. Погудко , ключник, 1495 г., Новгород; Андрей Погудкин, земский дьячок, 1625 г., Тверь

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Его особенно чтил правитель города Пскова князь Ярослав Васильевич Оболенский: он часто посещал его и много жертвовал на обитель. Однажды пришел он со своей больной супругой. Прп. Савва встретил их за монастырскими вратами, благословил и исцелил больную, но в монастырь войти ей не разрешил.  Скончался прп. Савва в глубокой старости в 1495 г. В 1554 г. он явился иеромонаху своего монастыря, Исайе, когда по случаю построения храма искали и не находили его мощей. Сидя на гробе своем, он сказал: «Я — грешный Савва, начальник обители сей, перенесший много скорбей на этом месте для Господа; пришло время, так Богу угодно, быть известным мощам моим». Тогда честные мощи его были открыты, и от них стали истекать обильные исцеления. •  Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь находится в 25 верстах от Пскова. Преподобный Савва Крыпецкий (Псковский) (+ 1495) Память его празднуется 28 авг. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Савва, родом серб, пришел в Русскую землю уже иноком и сначала поступил в Снетогорский Богородицкий монастырь, что на Снежной горе, около города Пскова, но потом перешел на реку Толву, под руководство прп. Евфросина Псковского (память его 15 мая), который дал ему нелегкое послушание монастырского слуги. Прп. Савва исполнял его с великим смирением. После этого искуса прп. Евфросин благословил ему уйти на безмолвие, в пустынь, находящуюся на расстоянии 15 верст от монастыря, к безлюдному озеру, называемому Крыпец, и здесь прп. Савва немало боролся с бесами. Спустя несколько лет отшельничества начала собираться братия; они упросили его  учредить обитель,  и была выстроена церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова.  Его особенно чтил правитель города Пскова князь Ярослав Васильевич Оболенский: он часто посещал его и много жертвовал на обитель. Однажды пришел он со своей больной супругой. Прп. Савва встретил их за монастырскими вратами, благословил и исцелил больную, но в монастырь войти ей не разрешил.  Скончался прп. Савва в глубокой старости в 1495 г. В 1554 г. он явился иеромонаху своего монастыря, Исайе, когда по случаю построения храма искали и не находили его мощей. Сидя на гробе своем, он сказал: «Я — грешный Савва, начальник обители сей, перенесший много скорбей на этом месте для Господа; пришло время, так Богу угодно, быть известным мощам моим». Тогда честные мощи его были открыты, и от них стали истекать обильные исцеления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

20 сент. 1495 г., после достаточно долгого перерыва, митрополитом был поставлен игум. Троице-Сергиева мон-ря Симон . В связи с еретиками его не обвиняли, но и о его выступлениях против жидовствующих неизвестно. В отношениях с Великим княжеством Литовским И. В. выступал как защитник Православия. От своей дочери Елены, вышедшей замуж за Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика в 1495 г., он требовал сохранить верность Православию, а от ее мужа добивался, чтобы тот построил для супруги правосл. храм в столице Литвы Вильно. В начавшейся в 1499 г. войне с Литвой И. В. выступал как защитник правосл. населения от попыток обратить его в католичество. В этой войне проявилось и враждебное отношение московского правителя к духовенству Киевской митрополии: Брянский епископ был арестован и отвезен в Москву. Скупость летописных известий 2-й пол. 90-х гг. XV в. не позволяет в полной мере судить о характере отношений И. В. и рус. духовенства в эти годы. Исключением является известие под 1497 г. о том, как вел. князь тайно каялся перед митрополитом и др. иерархами, что по неосторожности содействовал смерти своего заключенного в тюрьму брата Андрея. (Ростовский владычный летописец отметил: ранее, опровергая слухи, что он хочет арестовать своего брата Андрея, И. В. поклялся митрополиту «небом, и землею, и Богом сильным, отцом всея твари» (ПСРЛ. Т. 24. С. 214).) Осенью 1495 г. И. В. посетил Вел. Новгород, архиеп. Геннадий торжественно встретил его при въезде в город, вел. князь молился за литургией в Софийском соборе и «ел» у архиепископа. Эти действия имели этикетный характер, И. В. не собирался отступать от намеченной им политики в отношении Церкви. После образования в 1499 г. Новгородского княжества, пожалованного И. В. сыну Василию (его кандидатура была поддержана архиеп. Геннадием), последовала выдача от имени И. В. и Василия Иоанновича жалованных грамот новгородским мон-рям, по к-рым они освобождались от суда архиепископа и подчинялись судебной власти великокняжеских наместников.

http://pravenc.ru/text/469780.html

Первая рукопись (л. 1–94 об.) содержит Псалтырь, Четвероевангелие и другие более мелкие произведения, переписана двумя писцами: 1-ым писцом написаны л. 1–26, 2-й писец, начав с последних двух строк на л. 26, переписал весь(!) текст на л. 27–94 об. Предисловие к пасхалии на л. 93 об. – 94 он писал еще в сжатой манере, поскольку на последнем листе тетради (л. 94) необходимо было разместить оставшуюся пасхалию (безнадежная задача!), но он вышел из положения тем, что начал пасхальные таблицы не с 7001 г., а с 7004 г. (т. е. с того года, в котором он переписывал текст) – поэтому стал писать в более свободной манере (л. 94–94 об.). Это обстоятельство и ввело в заблуждение Н. В. Синицыну, посчитавшую, что текст пасхалии выполнен особым почерком. На самом деле пасхальные таблицы на л. 94–94 об. переписаны тем же 2-ым писцом: характерная лигатура «бого» присутствует и в предыдущей части (л. 56, 56 об., 87), индивидуальные варианты написания высокого «б» и «в» с характерной петлей видны в предшествующем тексте (л. 76 об., 80 об., 90 об., 91), и др. Следовательно, первая рукопись сборника Троиц., 46 написана около 1495 г. (филигрань: Три горы под крестом – типа Лихачев, 1272 (1497 г.) – не противоречит высказанной датировке). Переработка пасхальных таблиц определяет вторичность того варианта Предисловия к пасхалии, который содержится в Троиц., 46 (с чтением «новый Рим»), и датирует его 1495 г. Внесу лишь уточнение в вывод Н. А. Тихонюка о месте создания рукописи. Почерки сборника Троиц., 46 не принадлежат писцам Троице-Сергиева монастыря – следовательно, рукопись создана не в Троицком монастыре, а, скорее всего, при московской митрополичьей кафедре 264 . Попадание кодекса в собрание Троице-Сергиева монастыря вполне объяснимо – ведь с начала 1495 г. троицкий игумен Симон по сути дела являлся «нареченным» митрополитом и исполнял функции главы Русской церкви. В других списках Предисловия к пасхалии заглавия нет, но в Троиц., 46 киноварный заголовок надписан по верхнему полю л. 93 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы почти не располагаем прямыми данными о том, как складывалась его жизнь после 1494—1495 годов вплоть до 1498 года, когда застаем его в замке Мирандола, а переписка 1498— 1503 годов позволяет установить некоторые факты биографии. И. Денисов полагал, что он покинул Флоренцию зимой 1495/96 года, направляясь в Венецию, но оказался сначала в Болонье, где провел эту зиму в кругу известного профессора Урчео Кодро, который стал его наставником, как ранее Ласкарис. Денисов ссылался на письмо Кодро, направленное Баптисте Пальмиери, где упомянут «молодой грек Михаил», в котором автор увидел Михаила Триволиса . Но письмо это значительно более позднее (апрель 1498 года), а хронологические калькуляции Денисова, результатом которых явилась «зима 1495/96 года» как дата отъезда, достаточно произвольны. Письмо позволяет лишь констатировать факт знакомства Михаила с Урчео Кодро и пребывания его в Болонье ранее 1498 года, но нет данных для определения как более точной 2 Н. Синицына даты приезда в Болонью, так и характера его отношений с Кодро. Тем не менее 1495 год и Венеция, возможно, не случайно появились в построениях Денисова, хотя соответствующие факты еще не были ему известны — они введены в научный оборот позже. Альд Мануций издал в Венеции в 1495 году древнегреческого поэта Феокрита. Это было самое начало карьеры знаменитого печатника, основателя издательского дома, продолжавшего функционировать не одно десятилетие после его смерти. А среди новых автографов Михаила Три- волиса, то есть переписанных им рукописей, также имеется Феокрит . Дата переписки рукописи не указана. Можно предполагать, что 1495 год издания — terminus ante quern для переписки, поскольку наличие печатного издания делало едва ли целесообразным заказ рукописи сразу после него. Но не была ли сама переписка связана с подготовкой издания? Замысел издания появился у Альда Мануция значительно раньше, о чем говорит направленное ему ответное письмо уже упомянутого болонского гуманиста Урчео Кодро (26 октября 1492 года).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Котеха Никифор, посадский человек, 1585 г., Псков Котко , крестьянин, конец XV в., Новгород Коткуй Кондрат, крестьянин, 1495 г., Новгород Котлован , крестьянин, 1545 г., Новгород Котлован – яма для свай или быка моста Которкин Андрей, крестьянин, 1606 г., Белей Ср. котора – ссора, вражда, распря Котосоновы см. Катасоновы Котошихин Григорий Карпович, подьячий Посольского приказа, в 1663 г. бежал в Швецию, где написал известное сочинение о Московском государстве в царствование Алексея Михайловича Коур, Коурцев : Коур, скоморох, 1545 г., Новгород; Дмитрий (Митя) Яковлевич Коурцев, конец XV в., Новгород [Ср. Каур] Кохно, Кохнов : Кохно, крестьянин, 1495 г., Новгород; Иван Кохнов, посадский человек, 1585 г., Псков Кохно – Кондрат Коча Ананий (Анашка), крестьянин, 1564 г., Заонежье; Коча Федор, крестьянин, 1606 г., Арзамас Коча – небольшое палубное судно Кочадык Фока, крестьянин, конец XV в., Новгород Кочадык, кадык – лапотное шило Кочан Иван, крестьянин, начало XVI в., Новгород Кочебар Погожего [см. Погожий], землевладелец, первая половина XVI в. [ср. Юмран] [Ср. Качабаровы] Кочев Полуян, крестьянин, 1495 г., Новгород Кочева, Кочевин : Кочева, боярин вел. кн. Ивана Калиты, 1330 г., послан в Ростов; по родовым преданиям Поливановых, Кочева был выезжим из Золотой Орды татарином; Кочевин Олеженский Юрий Васильевич, боярин вел. кн. Дмитрия Донского, в 1376 г. в посольстве в Константинополь; Михаил Петрович Кочевин, 1600 г., Новгород [см. Поливан] Кочемаров Василий, посадский человек, 1624 г., Зарайск Кочень Давидов, крестьянин, конец XV в., Новгород Кочень – кочан Кочергин Яков, дьяк вел. кн. Марьи Ярославны, 1447 г., его сыновья Иван и Константин, дворяне в новгородском походе 1495 г. Кочет Голодный [см. Голодный] Иван, посадский человек, 1646 г., Казань; Кочет Пятый Афанасьев, посадский человек, 1623 г., Гороховец Кочетгов Потеха [см. Потеха], крестьянин, 1600 г., Арзамас Кочкар , черниговский боярин, 1180 г. 52 [Ср. Качкаров] Кочнев Василий, разбойник, 1625 г., Суздаль Кочур : Иван Леонтьевич, конец XV в.; Кочур, крестьянин, 1564 г., Олонец; кн. Федор Петрович Засекин [см. Засека], 1627 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010