40 F. T. Perrens. Jérome Savonarole. D’après les documents originaux ..., p. 75; П. Виллари. Цит. соч., т. I, с. 130. 41 J. Schnitzer. Цит. соч., В. I, S. 375–376; В. II, S. 1060. Письмо издано было под заглавием «Epistola а Magdalena contessa della Mirandola della perfezzione del stato religiose». Firenze, 1495. 45 В описаниях Максима Грека внутренних порядков и жизни католических монастырей много сходного с описанием внутренней жизни в монастыре св. Марка, которое имеется в биографии Савонаролы, написанной его современником (Vita del P. F. Girolamo Savonarola, serirta P. F. Pacifico Burlamacchi, Lucchese, nuova edizione Lucca, 1764, p. 39). 46 «Византийский временник». 1968, т. XXIX. с. 135–147. Еще более подробно рассматривает вопрос Н.А. Казакова в «Очерках по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века» (Л. 1970. с. 155–243). 62 П. Виллари. Цит. соч., т. I. с. 15; т. II. с. 295–296. Произведение приведено в приложениях (документ III) к итальянскому оригиналу сочинения П. Виллари. Автор (А. М-н) статьи «Иероним Савонарола» в «Христианском чтении» за 1898 год, ч. II. с. 865–867, дает полный перевод этого небольшого произведения, но усваивает ему свое заглавие: «О бегстве от мира». 64 В 1496 году трактат был издан во Флоренции на латинском (De simplicitate vitae Christianae) и на итальянском (Fratta della simplicita della vita Christiana) языках. Затем издавался в Париже в 1511 году и в Венеции в 1547 году. 71 Не издана. Находится в рукописях: ГБЛ, ф. 113, собр. Волок. мон., 488 (1572 год), лл. 202–211; Общества любителей древней письменности, 176 (XVI в.) (X. Лопарев. Описание рукописей ОЛДП, с. 186). 73 Не изданы. Находятся в рукописях: ГБЛ, ф. 292, собр. Строева, 8290 (XVI–XVII в.), лл. 539 об. –542; ф. 304, собр. Троицкое I, 200 (XVII в.), лл. 519–520; ф. 98, собр. Егорова, 1508 (XIX в.), лл. 598–599. 89 Не издано. Находится в рукописи ГБЛ, ф. 256, собр. Рум., 264 (XVI в), лл. 203–204 об. В. Ф. Ржига упоминает об этом Послании в своем очерке («Byzantinoslavica», t. VI, p. 93–94).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

5 Для защиты от них Волыни служили укреплённые города: Кобрин – на р. Мухавце, притоке зап. Буга, Бельск – на одном из притоков Нарева, Слоним – на Щаре, притоке Немана и Дрогичин – на зап. Буге. См. «Историю России» Д. Иловайского, ч. 2, 1880 г., стр. 24, (полную историю, а не учебник). 6 Защитой Волыни от них служили укреп. Города: Каменец – на р. Смотряче, Межибожье и Колодяжен – на верхнем течении южного Буга. См. там же. 7 Эта Русь получила своё название от красноватого грунта, наполненного большею частью железною рудою. Хотя польский король Болеслав Храбрый (992–1025 г.), стремившийся образовать великое западнославянское государство, в 1018 году и завоевал было Червонную Русь, однако сын и доблестный преемник Владимира Ярослав Мудрый – обратно возвратил её себе в 1031 году при Мечиславе – слабом преемнике Болеслава. 8 С этих пор утвердился в Червонной Руси (или Галиции) род Володаря, – Владимирко, Ярослав Осмомысл, Владимир (ум. 1198 г.). После смерти последнего Галиция перешла (в 1202 т.) во владение Романа Мстиславича, князя Волынского, соединившего в лице своём, таким образом, Галицко-Волынское княжество, но ненадолго. 9 Волынский летописец (Ипатьевский список) очерчивает Романа следующими поэтическими сравнениями: «он устремлялся на поганых как лев, и губил их подобно крокодилу, землю их облетал подобно орлу, сердит был как рысь, а храбр – как тур». По словам того же летописца Половцы так боялись Романа, что именем его страшили своих детей. А по словам позднейшего летописца (Стрыйковского в его «Синопсисе»): Роман пленных Ятвягов запрягал в плуг и заставлял их распахивать под пашню поля, заросшие древесными корнями, откуда будто бы произошла поговорка: «Романе, Романе, худым живеши, Литвою (Ятвяги – Литовского племени) ореши». См. Историю России Д. Иловайского, часть II, 1880 г. М. стр. 25–26 (полную историю, а не учебник). 10 Были следующие нашествия татар на Волынь: под предводительством Батыя – в 1242 году, Куремсы – в 1255 году, Бурондая – в 1261 году и Эдигея с Тембухом – в 1286 году. В это время татары грабили, убивали жителей и кроме того, как говорят летописцы, сообщили им ещё язву, которая погубила множество людей во всей Волыни. После этого летописи не упоминают о нашествиях татарских до 1399 года, когда Эдигей, военачальник Тамерланов, разбивший Витовта, великого князя Литовского при р. Ворскле, с огнём и мечом прошёл Волынь до самого Луцка. Далее начинаются с 1414 года набеги Крымских татар на Волынь и продолжаются беспрерывно до начала 18 века. Эти набеги были – в 1414 г, 1430 г., 1443 г., 1452 г., 1479 г., 1484 г., 1491 г., 1495 г., 1496 г., 1497 г. два раза, 1500 г, 1502 г., 1508 г., 1512 г., 1516 г., 1519 г., 1527 г., 1534 г., 1558 г., 1575 г., 1576 г., 1577 г., 1589 г., 1605 г., 1617 г., 1618 г., 1633 г., 1638 г., 1652 г., 1658 г., 1666 г., 1669 г., турки а татары в 1672 г., 1675 г., 1684 г., 1685 г., 1690 г., 1698 г., 1703 г. и 1709 году. Итого всех нашествий татар на Волынь было 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В 1-й пол. XVI в. лучшие церковные капеллы содержались при соборах богатейших городов И.- Толедо, Севильи, Сантьяго-де-Компостела, Бургоса, Сигуенсы, Сарагосы; высоким уровнем профессионализма отличались также капеллы соборов Паленсии, Авилы, Пласенсии и Валенсии. II. Внешние влияния. Спецификой испан. искусства эпохи Ренессанса является тесное взаимодействие с др. европ. школами, прежде всего Нидерландов и Италии. В И. работали крупные нидерланд. музыканты. В 1469 или 1470 г. И. посетил нидерланд. полифонист Йоханнес Окегем (ок. 1425-1497). Придворными композиторами испан. короля из династии Габсбургов Филиппа I были Александр Агрикола (1445/46-1506) и Пьер де ла Рю (ок. 1452-1518). В 1501 г. король пригласил в И. прославленного полифониста Жоскена Депре. И хотя Жоскен так и не посетил И., он был одним из наиболее влиятельных композиторов на Пиренейском п-ове: его музыка звучала в испан. церквах и служила источником вдохновения для испан. композиторов. На церковных службах исполнялись сочинения фламанд. композиторов Якоба Клемента (Климента-не-Папы, ок. 1510 - ок. 1556), Николаса Гомбера (ок. 1495 - ок. 1560), Томаса Крекийона (1510-1557) и др. При дворе помимо испан. капеллы, основанной кор. Кастильской Изабеллой I и кор. Арагонским Фердинандом V (II) Католиком и насчитывавшей в 1508 г. 32 музыканта, появилась фламанд. капелла, к-рую привез выросший в Нидерландах кор. Карл I (1516-1556). Сын Карла король И. и Португалии Филипп II (1556-1598) продолжал содержать обе капеллы. Фламандская капелла участвовала в службах, посвященных памяти его отца; в 1574 г. она состояла из 47 чел., включая капелланов, органиста и переписчиков. Несмотря на то что И. и Италия постоянно оспаривали право считаться католическим центром Европы, «обмен» деятелями искусства с Италией происходил не менее активно, чем с Нидерландами. Мн. испан. музыканты получали образование в Риме, занимали почетные посты в папской капелле. Среди них - выдающийся испанский теоретик Франсиско Салинас (1513-1590), композиторы Кристобаль де Моралес (ок.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

В кон. авг. 1494 г. под предлогом возвращения Франции «анжуйского наследства» (после смерти в 1494 Фердинанда I трон Неаполитанского королевства оказался свободным) франц. кор. Карл VIII совершил поход на Неаполь. Постепенно в конфликт были втянуты почти все европ. страны (Испания, Свящ. Римская империя, затем Англия и Османская империя). Итал. гос-ва при участии др. европ. держав объединялись в различные лиги против того, кто более других угрожал установить свое господство на полуострове и лишить И. независимости. В 1495 г. из И. был изгнан кор. Карл VIII, в 1502 г. франц. кор. Людовик XII потерпел поражение в борьбе за Неаполитанское королевство и за Милан. Внутреннюю угрозу для итал. властителей представляла деятельность Чезаре Борджа, сына Римского папы Александра VI (захватив Римини, Фаэнцу, Урбино, он попытался создать собственное гос-во), а затем усиление Венеции на Терраферме. Войны Камбрейской лиги (1508-1516), объединившей папу Римского, императора Свящ. Римской империи, испан. и франц. королей, подорвали мощь Венеции, к-рая утратила власть над мн. городами Сев. Италии и была вынуждена пойти на соглашение с папой Римским и с Испанией, отказавшись от притязаний на Романью и территории в Юж. Италии. Святейшая лига (1511-1513), созданная по инициативе папы Юлия II (1503-1513) и объединившая ряд североитал. городов и Испанию под лозунгом «изгнания варваров», действовала уже против Франции. В апр. 1512 г. войска лиги были разбиты французами под Равенной. В дальнейшем главными противниками в Итальянских войнах были, с одной стороны, испан. кор. Карл I Габсбург (в 1519 избран императором - см. Карл V ), с другой - франц. монархи Франциск I и его сын Генрих II. В 1525 г. император нанес поражение франц. королю в битве при Павии и пленил его. Перевес испано-герм. сил привел к созданию в 1526 г. Коньякской лиги, объединившей против Испании папу Римского, Францию, Милан, Венецию, а также Флоренцию, где правили Медичи, союзники Рима (к роду Медичи принадлежали папы Римские Лев Х (1513-1521) и Климент VII (1523-1534)).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В Св. Писании встречается указание на шесть действий, для выражения молитвенного настроения молящегося: возведение очей на небо 1486 , наклонение главы 1487 , наклонение до земли или падение ниц 1488 , преклонение колен 1489 , биение в перси 1490 и воздеяние или поднятие рук 1491 . Все эти действия имеют свое значение и каждое отвечает, преимущественно, тому или другому чувству молящегося. Поднятие рук в молитве есть обычай древний и общечеловеческий. Не только те, которые были озарены Духом Святым – Моисей 1492 , Давид 1493 , Соломон 1494 – молились с воздетыми руками 1495 , но и язычники, руководимые в молитве разумом и природой, с молитвой простирали к небу свои руки 1496 . Молитва с воздетыми руками показывает живую веру в Бога, – в этом смысле Давид говорит: воздвигните руки ваши к святилищу 1497 , показывает чувство зависимости от Бога и упование на Промысел, – в этом отношении было обыкновение и в клятве простирать руки к небу 1498 . Христианин, поднятием рук, показывает веру во Христа, вознесшегося на небо и снова имеющего придти судить живых и мертвых 1499 , и поднятие рук служит, таким образом, знамением креста и выражением того, что молящийся уповает не на достоинство своих молитв, но на заслуги Спасителя. В общественной молитве это поднятие рук служит руководительным знаком для молящихся. Предстоятель, воздевая руки к небу, этим дает знать участвующим с ним в молитве, чтобы они возбудили в душе благоговение, разверзли глубины своего сердца и вознесли бы к Богу «дыхание своего духа» 1500 . Руки, как орудие внешней деятельности, означают внешние дела. Чистые руки – σους χερας 1501 означают не только избежание злодеяний – убийства 1502 , мздоимства 1503 и прочих грехов, которыми оскверняется все тело 1504 , но и тщательное исполнение заповедей Божиих 1505 , а по Златоусту 1506 и Икумению 1507 – благотворение и милостыню. «Ты скажешь, – пишет Златоуст, – как могу быть уверен в том, что получу просимое? Если ты не просишь ни о чем несогласным с тем, что Бог готов дать тебе..., если имеешь, чистые, преподобные руки, а преподобные руки те, которые творят милостыню, если, таким образом, приступаешь, то, во всяком случае, получишь просимое 1508 . Поэтому, одной внешней чистоты рук недостаточно для молитвы. Для нее, именно, для достижения главнейшей цели молитвы – спасения, необходима и внутренняя чистота молящегося, любовь к ближнему 1509 и искренняя вера в Бога 1510 . Первое выражает Апостол понятием ργς, второе – понятием διαλογισμο.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Другой полный лекционарий первой половины XV или конца XIV века, из францисканского монастыря в Заре, писанный латиницей, ныне хранится в Придворной библиотеке в Вене. Он издан в 1894 г., содержит чтения ветхого и нового заветов 170 . 2 . Лекционарий Бернардино Силетянина, напечатанный латиницей в 1495 году. Перепечатки его были в Венеции в 1543 г. и 1586 г. с небольшими орфографическими изменениями. Новейшее издание его сделано в Загребе в 1883 г. проф. Маретечем 171 . Чакавское северо-далматинское наречие перевода этого лекционария одинаково подходити к хорватскому и к словинскому языкам. По словам проф. Решетара, перевод лекционария опирается на латинский оригинал 172 , но связь языка этого перевода с церковно-славянским побуждает предполагать, не было ли здесь только переложения обычного глаголического текста богослужебного лекционария. Этот первопечатный лекционарий лежал в основе почти всех богослужебных библейских текстов последующих католических изданий и переложений. 3 . Ранинский лекционарий 1508 г. Писан в Рагузе латиницей на рагузинском штокавском наречии. В основе его оригинала лежал перевод лекционария Бернардина Сплетянина. На последующие издания лекционария этот текст влияния не оказал 173 . 4 . Лейпцигский лекцонарий XVI в. В тесной связи с лекционарием Бернардина Сплетянина или неизвестной его переработкой стоит список лейпцигской городской библиотеки XVI в., писанный босанским кирилловским письмом на смешанном штокавском и чакавском наречии. Он был в употреблении у католиков боснийцев, до XVII в., как известно, пользовавшихся кирилловским письмом (босанчица). 5 . Протестантские библейские переводы XVI в. Протестантское церковное движение к половине XVI века докатилось до юго-западного славянства. Руководителями этого движения решено было направить новую проповедь ко всему южному славянству, начиная с Крайны. Но словинский язык был мало пригоден, по своей необработанности, для нового назначения, и задача ознакомления южных славян с новым учением возложена была на хорватский язык, достаточно уже приспособленный к христианской терминологии путем прежних народных переводов лекционария и церковно-славянской литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Итак, истинный пантеизм учит отрицанию конкретного-эмпирического мира и признанию исключительной реальности Божества. В недрах Божества «бытие внешних вещей не имеет истины»; 1486 эти вещи «не сохраняют своего бытия». 1487 «Эмпирическая целокупность мира исчезает» в Боге: 1488 все акциденциальное поглощается субстанцией, 1489 все конечное оказывается бесконечным; 1490 обнаруживается «упраздненность конечных вещей», 1491 их «ничтожество», 1492 их небытие. 1493 «Единственно сущим» 1494 оказывается «абсолютно-единое», 1495 «бесконечное и вечное». 1496 «Только субстанция», 1497 как бытие, скрытое в существовании, 1498 «божественна и есть Бог». 1499 Только она реальна. «Есть Бог и только Бог»; а мира нет. 1500 Все это можно выразить так: «сущность Божия» есть бездна, в которую погружается и где гибнет все конечное. 1501 Или иначе: «только абсолютное истинно и только истинное абсолютно»; 1502 все же остальное тлен и ничтожество. 1503 Или, еще проще: «мышление есть реальное и притом единственно реальное». 1504 Пантеистическое исповедание в устах Гегеля означает, что он усматривает всю реальность в абсолютном Понятии и его жизни и что абсолютное Понятие, или, что то же, спекулятивный Смысл, есть в его понимании само Божество. Но жизнь абсолютного Понятия развертывается в систему, и система эта есть не что иное, как Наука. Отсюда возникает исключительная по смелости концепция панэпистемизма. В самом деле, утверждаемый Гегелем пантеизм имеет «панлогистический» характер. Его учение о том, что вся реальность принадлежит исключительно Божеству, раскрывается только тому, кто приучил свой внутренний взор к созерцанию абсолютного Понятия как источника божественного откровения. Абсолютное Понятие божественно не потому, что оно «причастно» силе и благодати Божества, но потому, что оно есть само Божество: оно есть субстанция, и субъект, и бесконечное, и всеобщее, и Дух. Поэтому «пантеизм» Гегеля точнее всего выражается тезисами: «Понятие есть все»; 1505 «все есть Понятие»; 1506 «все есть по себе Понятие»; 1507 «единое Понятие есть субстанциальное во всем»; 1508 «Понятие есть единственно действительное»; 1509 «только абсолютная Идея есть бытие»; 1510 «то, что есть, есть лишь постольку, поскольку оно есть мысль»; 1511 природа всего сущего в том, чтобы «быть в своем бытии своим Понятием», и в этом состоит вообще «логическая необходимость»; 1512 и т. д. Пантеизм утверждает, что кроме спекулятивного Смысла нет ничего, ибо он есть единственная реальность. Итак, все реальное воистину есть Бог; Бог есть абсолютное Понятие; абсолютное Понятие есть все, реальное воистину. Пантеизм задуман Гегелем в терминах панлогизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

О вотчинах митрополичьих в семи из названных уездов (именно: Переяславском, Юрьевском, Владимирском, Ростовском, Костромском, Вологодском и отчасти Московском) сохранились извлечения из писцовых книг 1492 – 1508 гг., дающие возможность заключать, что в этих семи уездах числилось за митрополитом: сел и деревень 531, дворов в них 1825, людей 1818, земли 57 12 сох, т. е. гадательно около 17250 десятин, а в трех полях – втрое более. Числа эти должны удвоиться, если мы предположим, что, по крайней мере, столько же числилось владений за митрополитом и в остальных восьми уездах, о которых свидетельства писцовых книг не сохранились до нас или доселе не обнародованы. Между тем владения Московской кафедры продолжали увеличиваться и при следующих митрополитах – Варлааме, Данииле, Макарии и других, так что в последние годы XVI в. Русский первосвятитель получал с поместий своих одними только деньгами до 22000 талеров, составлявших около 13000 золотых, или, по другому свидетельству, до 3000 рублей, а чрез полстолетие имел в своих вотчинах от шести до семи тысяч дворов. Едва ли еще не богаче митрополита имениями был Новгородский архиепископ. Когда в 1478 г. великий князь Иван Васильевич, осадив Новгород, потребовал себе от новгородцев волостей и новгородцы уже согласились уступить ему половину волостей владыки и шести богатых монастырей, то великий князь, говорит летопись, пожаловал владыку, половины волостей его не взял, а взял только у него десять волостей, преимущественно в пятинах Обонежской и Бежецкой, всего до 320 сох, т.е. от 11520 до 14400 десятин земли в трех полях, – сколько ж было тогда десятин в половине волостей владыки и сколько во всех его волостях! А чрез несколько лет великий князь взял у владыки еще более 400 деревень в одной Деревской пятине, как видно из писцовой книги ее 1495 г., и более 230 деревень в Вотской пятине, оставив за владыкою в этой последней всего двенадцать деревень, как показывает писцовая книга ее 1499 – 1500 гг. Несмотря, однако ж, на все эти лишения, владыку Новгородского продолжали считать самым крупным вотчинником между нашими архиереями, и в последние годы настоящего периода ходила молва, будто он получал с своих имений от десяти до двенадцати тысяч рублей, тогда как митрополит (вскоре сделавшийся патриархом) получал только три.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Оба раза эзоповские персонажи используются для высмеивания Христа еретиков. Не исключено, что апологет был знаком с переработками басен Эзопа наподобие тех, что содержались в сатирах Энния и других римских сатириков. 1453 См.: Лк. 9:41. 1454 Конъектура Кройманна. В рукописи: «приходящий». 1455 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1456 Ср.: Лк. 9:46—48. 1457 Ср.: 4 Цар. 2:23—24. 1458 Ср.: Исх. 1:20. 1459 Ср.: Исх. 1:17. 1460 Ср.: Исх. 1:15—16. 1461 Ср.: Быт. 1:28. 1462 Конъектура Кройманна. В рукописи: «пообещал благословением также сам брачный плод». 1463 Ср.: 4 Цар. 1:9—12, где, правда, о лжепророке не сказано. 1464 Ср.: Лк. 9:51—56. 1465 Вставка Кройманна. 1466 См.: Ис. 42:2—3; Мф. 12:19—20. 1467 Ср.: 3 Цар. 19:12. 1468 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Бог». 1469 Ср.: Лк. 9:57—58. 1470 См.: Лк. 9:57. 1471 См.: Лк. 9:59. 1472 См.: Лк. 9:60. 1473 Вставка Кройманна. 1474 См.: Лев. 21:11. 1475 Конъектура Кройманна. В рукописи: «там». 1476 Ср.: Числ. 6:6—7. 1477 Речь идет о человеке из Лк. 9:59—60. 1478 Ср.: Лк. 9:61—62. 1479 Ср.: Быт. 19:17. 1480 Ср:.Лк. 10:1. 1481 Ср: Исх. 15:27; Числ. 33:9. 1482 Ср.: Исх. 12:34—36. 1483 Ср.·.Лк. 10:4; Мф. 10:10. 1484 Ср:.Лк. 10:1. 1485 Ср:.Лк. 10:4. 1486 Ср.: Втор. 29:5. 1487 Ср.: Лк. 10:4. 1488 Ср.: 4 Цар. 4:29. 1489 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Так и Господь, что…». 1490 Ср:.Лк. 10:5. 1491 Ср.: 4 Цар. 4:26. 1492 См.: Лк. 10:7. 1493 См.: Втор. 25:4. 1494 Ср.: Исх. 12:34—36. 1495 Ср.: Исх. 1:11—14. 1496 Здесь Кройманн предполагает лакуну: «и на погибель тем, которые не приняли». 1497 Конъектура Кройманна. В рукописи: «ему. Держится за». 1498 Ср.: Лк. 10:11. 1499 Ср.: Втор. 23:3—4; Числ. 22:3—6. 1500 См.: 1 Цар. 8:7. 1501 Ср.: Л к. 10:19. 1502 Ср.: Ис. 11:8—9. 1503 Ср.: Быт. 3:1—5. 1504 См.: Пс. 91 90:13. 1505 См.: Ис. 27:1. 1506 См.: Ис. 35:8—9. 1507 См.: Ис. 35— invalescite, manus dimissae et genua resoluta. Выше, Adv. Marc., IV, 10, 1, эта библейская цитата имеет несколько иной вид: convalescite, manus dimissae et genua dissoluta. 1508 См.: Ис. 35:5—6. 1509 Ср:.Лк. 10:19. 1510 Конъектура Кройманна. В рукописи: «неизвестному богу, теперь, считай, известному». 1511 См.: Ис. 7:9. 1512 Ср.: Рим. 1:20. 1513 Ср.: Tert. De an., 3,1; Tert. Adv. Herm., 8,3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

По преданию, в 1240 г. Н. чудесным образом перенес в храм Конона де Решикура, к-рый томился в сарацинском плену на Востоке. В память об этом событии была учреждена ежегодная процессия 6 дек. С XV в. храм пользовался покровительством герцогов Лотарингии. Так, герц. Рене II (1473-1508) подарил золотой реликварий в форме руки для мощей Н. ( Collin. 2007). После победы над бургундским герц. Карлом Смелым в битве при Нанси (1477), позволившей отстоять независимость Лотарингии, герцог велел построить в Сен-Никола-де-Пор монументальный храм (71,5×31 м) в стиле пламенеющей готики. Подготовка к сооружению церкви началась в 1481 г., строительные работы велись между 1495 и 1560 гг. (см.: F ö rderer. 2007). В благодарность за победу в сражении Рене II провозгласил Н. защитником герц-ства и «отцом отечества»; его преемник - Антуан Лотарингский Добрый, в 1511 г. впервые объявил святого покровителем Лотарингии (см.: Guyon C. Pèlerins et pèlerinages...//Alle origini dell " Europa. 2011. P. 272). Число паломничеств в Сен-Никола-де-Пор заметно увеличилось в XVII в. (в 1601, после юбилейного 1600 г., храм посетили почти 200 тыс. паломников; см.: Martin P. Pèlerinage de St. Nicolas//Atlas de la vie religieuse en Lorraine à l " époque moderne/Éd. F. Henryot e. a. Metz, 2011. P. 242). В XVII в. клирики храма (с 1613 - бенедиктинцы из конгрегации св. Витона и св. Хильдульфа) записывали чудеса, которые совершались по молитвам к Н. (сохр. 227 записей о 173 чудесах; см.: Maisse. 1989). В XVII-XVIII вв. был опубликован ряд книг о Н., его чудесах и святыне в Сен-Никола-де-Пор; их издание способствовало укреплению почитания Н. и развитию паломничества к его мощам (см.: Maes B. Les livrets de pèlerinage à Saint-Nicolas-de-Port, sanctuaire national des Lorrains//En Orient et en Occident. 2015. P. 407-422). Богатая ризница была в значительной мере утрачена в результате конфискаций в кон. XVII в. и в годы Французской революции (1789-1799); среди реликвий, хранящихся в наст. время в Сен-Никола-де-Пор,- серебряный реликварий в форме руки с частицей мощей Н.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010