(15) Вассиан, в мире Василий Иванович князь Оболенский-Стригин. (Родословная книга во Временнике Общест. Истор. и Древн. Рос. 10, стр. 47. В обоих изданиях Истор. Рос. иерархии несправедливо хиротония его показана 1478 года, да и едва ли из Отроча монастыря, который в этом столетии писался: Святыя Богородицы Отроч монастырь, как это видно из Археографических Актов, I. 26. В продолжении Нестора, стр. 289, под летом 6986 сказано: «тое же зимы (следовательно 1477) поставлен бысть на Тверь епископом декабря в 6 день Вассиан архимандрит от Троицкого монастыря Тверского, а сын княж Иванов Стригин Васильевича Оболенского, Геронтием, митрополитом всея Русии, ту сущу Великому князю Ивану Ивановичу сыну Великого князя». В Истор. Рос. Гос. Карамзина IV, прим. 629, Лет. Никон. списка VI. 105 под тем же летом 6986 декабря 6, только из которого монастыря – не сказано. В Новогор. 4 летоп. IV. 152 его хиротония показана 6986 без означения месяца и числа. При осаде Твери епископ Вассиан 1485 г. сентября 12 со знаменитыми тверитянами являлся в ставку государя со сдачею города (Новогор. лет. в собрании русск. летописей IV. 135); 1489 года святил в Москве с Прохором. епископом Крутицким, церковь Василия Кесарийского ; 1490 года присутствовал на соборе о стригольниках, a 1492 года о миротворном круге, в сентябре 1490 года при посвящении митрополита всея России Изосимы, 1495 года при избрании же митрополита Симона (Новог. 4 лет. в Собрании русск. летоп. IV. 165), 1498 года февраля 4 при короновании внука государева; 1503 года августа 6 был на соборе о вдовых попах и невзимании мзды за хиротонию. Год кончины Вассиана в «сих изданиях Истории Российской Иерархии показан 1568, a no другим 1567; но справедливее, что сей владыка скончался 1508, мая 13, как это видно из Соф. Врем. II 282, Лет. по Никон. спис. VI. 182, Ист. Рос. Гос. Карамз. VII, прим. 383. Из деяний его известно, что он, будучи еще монахом, до 1478 годя рукописную Кормчую распределил по граням). Румянц. Музеум, стр. 313). 6991 года при державе Тверского князя Михаила Борисовича, в святительство Вассиана составлен канон и стихиры Арсению, тверскому епископу, в Желтикове монастыре иноком Феодосием (того музеума стр. 594).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

50 ...яко Анастасие-царь пораженъ бысть громомъ... – Анастасий (ок. 430–518) – император Восточной Римской империи, узурпатор, поддерживал монофизитов, вел войну с персами (502–505), подавил народные восстания в Константинополе (512) и во Фракии (515). В Хронографе редакции 1512 г. рассказывается, что царь Анастасий увидел во сне «мужа страшна», который предрек ему сокращение жизни на 14 лет и поразил молнией. После того как был положен во гроб, спустя несколько дней ожил, начал звать на помощь и кричать, чтоб открыли гроб. Этот фрагмент Волоколамского патерика восходит к хронографической статье о царе Анастасии, он введен Досифеем Топорковым и в составленную им редакцию Синайского патерика (45-я глава). 51 Нкий человкъ отъ болярьска роду, именемъ Борисъ, порекломъ Обабуровъ... – Речь идет о боярине Борисе Степановиче Обобурове, дьяке волоцкого князя Бориса Васильевича, в иночестве Пафнутии, который был монахом Иосифо-Волоколамского монастыря. 53 ...игуменъ святаго Покрова... – Покровский мужской монастырь в Волоколамске существовал с XIII в. Известно, что игуменом монастыря в 1296 г. был Антоний. Монастырь упоминается в 1523 г.; он значится и в списке монастырей, получивших грамоты до 1623 г. В 1760 г. на месте обители была приходская деревянная церковь . 54 ...бысть нкий боляринъ князь Андрей, прозваниемъ Голенинъ; и роди три сыны: Иоанна, и Семиона, и Андрея... – Андрей Федорович Голенин – потомок ростовских удельных князей, боярин волоцкого князя Бориса Васильевича, незадолго перед смертью постригся в Иосифо-Волоколамском монастыре под именем Афанасия, умер около 1482 г. Андрей Андреевич Голенин – сын А. Ф. Голенина, в 1495–1501 гг. был воеводой русского князя Ивана Борисовича, с 1503 г. находился на службе у дмитровского князя Юрия Ивановича. В 1508 г. принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре под именем Арсения. Известен своей книгописной деятельностью, входил в число соборных старцев, пользовался уважением Иосифа Волоцкого и считался одним из возможных преемников Иосифа на игуменском посту, умер после 1515 г., вскоре после смерти Иосифа. Был погребен в Иосифо-Волоколамском монастыре, как и старшие его братья – Семен и Иван Голенины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время на Руси подвизались преподобные Мартиниан Белозерский († 1483), Макарий Калязинский († 1483), Ефрем Перекомский († 1492), Савва Крыпецкий († 1495), Тихон Луховской († 1503), Нил Сорский († 1508), Лаврентий Калужский ( † 1515), Иосиф Волоцкий († 1515). Современником святителя является знаменитый древнерусский художник Дионисий, работавший в Москве, когда в Чудовом монастыре Геннадий был настоятелем. Позднее Дионисий расписывал соборный храм в Иосифо-Волоцком монастыре, который при архиепископе Геннадии находился в юрисдикции Новгородской кафедры. И сам святитель Геннадий был ярким выразителем своего времени. Последнее летописное упоминание о владыке Геннадии говорит о его удалении с кафедры и о последовавшей вскоре его кончине. Отреченная грамота архиепископа Геннадия («своея ради... немощи оставил есмь свою архиепископию») датируется 26 июня 160 . Свои последние дни святитель провел в Чудовом монастыре в Кремле. Новгородская летопись указывает точную дату его кончины: «Лета 7014, декабря 4 день, преставися архиепископ Генадей; а был на владычестве 20 лет без 6 месяцев, а сведен был на Москве два годы неполны, положен бысть в Чюдове монастыри» 161 . Таким образом, датой кончины святителя Геннадия является 1505 г. Архимандрит Леонид (Кавелин) говорит о святителе Геннадии: «Геннадий, архиепископ Новгородский † 1505 г. декабря 4. Память 4 декабря (в Новгороде общая 10 февраля). Мощи почивали под спудом в московском Чудовом монастыре, в могиле святителя Алексия митрополита» 162 . Ныне Чудов монастырь не существует и погребение Святителя утрачено, но память его живет в Русской Церкви. Жизненный путь новгородского архиепископа Геннадия был полон скорбей и нелегких трудов. Его подвижнические труды и молитвенные подвиги, пройдя через горнило испытаний, явились той «малой закваской» ( 1Кор. 5:6 ), взрастившей многочисленные таланты святителя, которые он как добрый евангельский раб преумножил в служении святому Православию на Руси. Святительский подвиг архиепископа Геннадия был посвящен борьбе за чистоту Православия, развитию русской культуры, просвещения, книжности. Своей деятельностью он продолжал духовные традиции святителей Вселенской Церкви, боровшихся с ересями и заботившихся о чистоте Православия. Его трудами была побеждена первая ересь в Русской Церкви после обретения ею автокефалии. Активным помощником Святителя явился игумен Волоцкой обители. В одной из рукописей говорится: «Мы же правовернии речем: премудрому Генадию и преподобному Иосифу и всем благочестия поборником вечная память» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Великое славословие и отпуст. НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА СВЯТИТЕЛЬСКАЯ Молитва О великий святителю Божий отче Серапионе! Вонми моей слабой молитве, и предстани за мя, грешнаго и убогаго, пред Господем, и испроси твоими усердными молитвами множеству грехов моих прощение, да, получив помощь твою, поживу во исправление жития моего. Ты, яко исполненный живою струею от Приснотекущаго Источника воды живота вечнаго – Христа Иисуса, ороси сердце мое и возбуди желание любви моея ко Господу, да путь маловременнаго жития поживу в поучении заповедей Его и в покаянии сердечнем. И, охраняемь твоими теплыми за мя молитвами, улучу от благосердаго Спаса Господа нашего Иисуса Христа благовременную в нуждах помощь и непостыдный христианский конец живота моего, прославляя Его со всеми, от века благоугодившими Ему, во веки веков. Аминь. Святитель Серапион, архиепископ Новгородский Святитель Серапион, архиепископ Новгородский, родился в подмосковном селе Пехерке. В семилетнем возрасте был отдан учиться грамоте, «дабы обрести бисер разума». С юных лет желал уйти из мира, но по воле родителей вступил в брак и принял священство. Вскоре умерла жена, а затем и родители святого. Он раздал все имение бедным и принял постриг в Дубенском Успенском монастыре. В 1495 году святой Серапион перешел в Троице-Сергиев монастырь и возведен в сан игумена. После кончины новгородского архимандрита Геннадия (нареченного епископа) святитель Серапион был возведен 15 января 1506 года на новгородскую архиепископскую кафедру. В феврале 1506 года прибыл он в Новгород, а осенью в городе открылся мор. В том же году, по свидетельству новгородских летописцев, «бысть пожар зол». Пожар прекратился по слезным молитвам святителя Серапиона, когда он вышел с крестным ходом на улицы города. В 1509 году святитель был лишен епископской кафедры. Это произошло по недоразумению, из-за спора с преподобным Иосифом Волоцким . Святитель Серапион подверг преподобного Иосифа церковному запрещению за то, что он без его ведения вышел из Новгородской епархии. Недоразумение было использовано недоброжелателями, и святителя Серапиона заключили в 1508 году в Московский Андрониковский монастырь, где он перенес много страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дравою, куда перевел его, вместе с сербскими поселенцами, король Владислав; здесь Стефан и умер в октябре 1515 года 37 ). После того еще шесть лет Елена управляла сербами; когда же она удалилась в Хорватию, то сербы сремские подпали под непосредственное управление венгров в 1521 г. В ее время случилось значительное приращение православного населения в 1502 году; именно, венгры, опустошив турецкие земли близь Виддина и Кладовы, вывели оттуда множество жителей греческой веры, которых и расселили в пустынных, но плодоносных землях между Белградом и Темешваром 38 ). Что касается состояния церкви у переселенцев, то оно было самое печальное. В продолжение второй половины XV века области по рр. Тисе и Марошу и между Савой и Дравою, были позорищем непрерывной, почти истребительной войны между христианами и турками; сербы и волохи жили именно в странах, куда прежде всего турки направляли свои удары, и хотя не платили никаких податей в венгерскую казну, однако постоянно должны были быть готовы к войне, а предводители народные не имели ни времени, ни средств заботиться о духовных нуждах народа. К концу XV века у сербов сремских и темешварских не только не было своего архиерея, но настала скудость и в священниках, и в диаконах. Честь восстановления благоустройства церкви, по крайней мере в Сремской области, принадлежит потомку владетельного рода Бранковичей, старшему брату последнего деспота Георгию, в монашестве Максиму. Сын Стефана Юрьевича и Ангелины, дочери албанского князя, Георгий с титулом деспота владел сремским городом Купинником; в 1495 г. уступил свои права брату Иовану, постригся в монашество и пригласил в Купинник митрополита Софийского Левита, который рукоположил его во иерея, а равно и других многих посвятил во иереи и диаконы. В следующем году 39 ), по воле Волошского воеводы Радула (1493–1508 гг.), Максим был сделан митрополитом Тырговыштянским, но в то же время он не забывал и родной стороны, именно, в 1496 г. основал он в Крушедольской долине Благовещенский монастырь, „и нарече Срему митрополия быти стоятельну во веки“, говорится в подтвердительной грамоте деспота Иована, „и положи в ней светые мощи отьца нашего благочестивого Стефана, бывша кур деспота“.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духовная жизнь Максима этого периода почти не отражена в сохранившихся и доступных источниках. Известно его литургическое творчество. Во многих монастырях Святой горы до сих пор хранятся рукописи, содержащие составленный им «Канон святому Иоанну Крестителю» . Был ли этот Канон его единственным литургическим произведением, мы не знаем, но литургическое творчество будет привлекать его и в России, где он составит «Канон Святому Духу Утешителю». Первым его сочинением святогорского периода была эпитафия константинопольскому патриарху Иоакиму I, скончавшемуся 8 мая 1505 года . Если исходить из сообщения самого Максима Грека о его десятилетних трудах на Святой горе и времени отъезда с Афона (весна — лето 1516 года), то он прибыл на Афон летом 1506 года или немногим ранее либо позднее, поскольку число 10 могло быть названо с округлением. Заказ составить эпитафию был получен вскоре после приезда. 4 Н. Синицына   Упоминание в эпитафии валашского воеводы Радула (Раду Великий, правивший в 1495—1508 годах) указывает на возможные контакты Максима с Валахией: «Сладчайший Иоаким, любезный и милосердный, бывший патриархом Византия с его широкими улицами, здесь погребен 8 мая в праздник Рожденного громом, удостоившись погребальных почестей от воеводы Радула». Ему принадлежит также эпитафия константинопольскому патриарху Нифонту II (1486–1488,1497–1498, 1502). В 1503 году тот был митрополитом в Валахии, а позже переселился в Дионисиев монастырь на Афоне. Максим поддерживал дружеские связи с этим монастырем, посещал его, возможно, общался с бывшим патриархом, а после кончины написал эпитафию : «Господина Максима Триволиса. Великий архиерей Византии Нифонт покоится здесь, освященный апостольскими милостями; он, взошедши на колесницу добродетелей, подобно Илии, достиг небесных врат». Позже он составил надпись для гробницы патриарха, сооруженной валашским воеводой Нягое Басарабом (правил с 1512 года) : «Надпись для роскошнейшей из серебра и золота гробницы со священными останками блаженнейшего патриарха

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Изволил ты, всечестнейший отче, Преподобному Даниилу по обещанию своему потруждатись житие его Преподобнаго исправить и стараго жития его списки у тебя, и мы к тебе Государю о том писали ж, и от тебя, всечестивейшаго отца, о том преподобнаго житии к нам известно ничего не бывало; милости у тебя Государя, всечестный отче, просим, пожалуй Государь, усугуби милость свою над нами по твоему обещанию, о житии Преподобнаго Чудотворца Даниила о исправе совершенство учини; а буде по своему обещанию ты то Преподобнаго житие, елико Господь Бог тебя вразумил, исправил, изволи к нам житие Преподобнаго прислать; пожалуй, Государь, не учини того великаго Богоподражательнаго дела в забвении. На это строитель Александр отвечал так: По твоему Государя благословению, а по моему обещаньишку Преподобному отцу Даниилу, Переславскому Чудотворцу, житие девять тетрадей исправил и переписал с них восемь тетрадей в полдесть, и к твоей честности те исправленные тетради и белыя послал с Москвы Благовещенскому Собору с церковным дьяком с Иваном Сергеевым; а достальные, Государь, тетради я у себя оставил и поколику возможно, впредь поработаю; по сём благословения твоего прошу и челом бью, пожалуй Государь изволь призвать Василия Семёновича Зюзина, чтоб он с моих правленных тетрадей пожаловал те белыя тетради поправил в правописательстве; а ему Государь от меня скажи мир и благословение. Из сих двух документов очень ясным становится, что прежнее житие Преподобного Даниила было исправлено строителем Троицкого Киржацкого монастыря Александром Печерским; в сём исправленном виде оно и находится теперь. 1 Полное «Историко-статистическое описание Данилова монастыря» (составленное тем же автором) издано в 1860 году. 2 Преподобный Даниил родился в 1460 г. в г. Переславле-Залесском от благородных родителей Константина и Фёклы, выехавших в Переславль из г. Мценска с воеводою Григорием Протасьевым. В мире он назывался Димитрием. С самой ранней юности он ощутил в себе призвание благодати Божией к иноческому житию; почему тайно от родителей своих, на 17-м году жизни (в 1477 году) удалился в Пафнутиев монастырь, где и принял пострижение в иноческий чин с именем Даниила. Пробыв здесь 12 лет, он в 1490 году, по кончине преподобного Пафнутия, прибыл в Переславский Никитский монастырь (на 30-м году своей жизни). Отсюда в 1495 году перешёл в Горицкий (переславский же) монастырь, где и пробыл 30 лет; в 1508 году (на 48-м году своей жизни) устроил на Божьем дому монастырь; в 1525 году, по совету Великого Князя Василия Иоанновича (на 65-м году своей жизни) перешёл в свой монастырь, где и жил до конца своей жизни около 15-ти лет; в 1540 году 7 апреля (на 80-м году) скончался и погребён был честно в своём монастыре; в 1652 году декабря 30-го были открыты его святые мощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Пожертвования атабагов привозил в И. м., а также в Иерусалим и на Синай воспитанник Кайхосро Амвросий (впосл. архиепископ Самцхе-Саатабаго), доставивший иверским монахам дары на сумму 25,5 тыс. туманов. На свои средства он украсил серебряным окладом икону Божией Матери Портаитиссы, о чем свидетельствует вычеканенная асомтаврули надпись на нижнем поле оклада иконы (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 196; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 167; Натроев. 1909. С. 96-98; Схиртладзе. 1994. С. 78). XVI в. Возрождению И. м. способствовали также правители Валахии. На перестройку кафоликона, видимо, были использованы пожертвования господаря Раду Великого (1495-1508). Нягое Басараб (1512-1521) оплатил проведение в мон-рь воды, его супруга Милица Деспина подарила шитую пелену (ныне утрачена) под икону Божией Матери Портаитиссы. Имена воеводы Раду Паисия и его сына Влада указаны на др. пелене, вложенной в мон-рь в 1544-1545 гг. (Nsturel. 1986. P. 107-110; Moldoveanu. 2002. P. 187). Изображение на юж. стене кафоликона валашского воеводы Михни II Потурченца (1577-1583; 1585-1591) c сыном Раду Михней (1611-1616; 1620-1623) (см. подробно в разд. «Иконное собрание») позволило предположить, что храм был расписан на средства, предоставленные этим правителем. Существует предание, что господарь Михня II, потеряв престол и будучи вынужден принять ислам, укрыл Раду Михню в И. м., откуда монахи отправили его в Венецию и затем в Падую. Позже, взойдя на трон Валахии, Раду Михня щедро отблагодарил ивиритов (Nsturel. 1986. P. 111). В 1582 г. (или даже ранее) И. м. получил во владение от спафария Стели мон-рь Успения Пресв. Богородицы (Стеля) в Бухаресте (Μαρινσκου. 2007. Τ. 1. Σ. 24). Согласно хронике «Рассказ о прекраснейшем монастыре иверов», число груз. насельников в нем уменьшалось и постепенно всей обителью овладели греки. Однако долгое время И. м. фактически продолжал считаться собственностью Грузии, поскольку за помощью иверские монахи по-прежнему обращались к груз. царям и князьям, «надеясь на главный источник своего материального существования» (Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 80). Так, в 1592 г. монахи И. м. в знак повиновения передали ключи от обители груз. царю Александру (вероятно, царь Кахети Александр II (1574-1605)), а он предоставил И. м. для уплаты долгов 12 тыс. флоринов (Там же).

http://isihazm.ru/?id=748

прихода, должны были давать десятину на содержание костела. Православные боролись за свои права. В 1498 г. правосл. мещане Дрогичина добились уравнения в правах с католиками, в результате чего в городскую раду должно было входить по 7 представителей от каждой стороны. Во 2-й пол. XVI в. в Дрогичине действовали 4 правосл. храма и Спасо-Преображенский мон-рь. В источниках 1-й пол. XVI в. сохранились сведения и о др. правосл. обителях в брестской части епархии: Яблочинском во имя прп. Онуфрия Великого на берегу Зап. Буга, брестском во имя прп. Симеона Столпника и брестском в честь Рождества Пресв. Богородицы . Главой правосл. духовенства в этой части епархии был «протопоп подляшский», стоявший во главе брестского клироса. Т. о., несмотря на трудности, позиции Православия на территории В.-В. е. к сер. XVI в. оставались прочными, однако в этот период в жизни правосл. общества резко проявились мн. отрицательные явления. С сер. XV в. правосл. обители на территории епархии постепенно переходили под патронат правосл. князей и панов. В ряде случаев король, нуждавшийся в средствах, уступал знатным людям свои верховные права в отношении Церкви (о патронате польск. и литов. правителей над правосл. Церковью см.: Флоря Б. Н. История Киевской митрополии: 1458-1686//ПЭ. Т. РПЦ. С. 101-102). Так, в 1508 г. Спасо-Преображенский мон-рь во Владимире-Волынском был отдан «в заклад» кн. А. Сангушко вместе с владимирским замком. Первоначально новые патроны заботились об оказавшихся под их покровительством обителях. Однако с XVI в., когда были установлены связи с европ. рынком и земля стала приносить значительные доходы, светские патроны начали присваивать владения мон-рей и разгонять насельников, так что мн. обители прекратили существование. Зимненский мон-рь продолжал пользоваться поддержкой светских патронов - князей Чарторыйских: в 1495 г. в мон-ре был построен каменный храм, в 1566 г. для него был отлит колокол, в обитель делали вклады такие видные представители местной знати, как князья Ф.

http://pravenc.ru/text/159136.html

См.: примечание к 1, 7, 28. 1469 Ср.: Максим Исповедник, ξγησις της κινσεως, 8 — PG 90, 121C; Диспут с Пирром — PG 91, 341С. 1470 6, 17, 65. 1471 Василий Великий, О Святом Духе, 8, 19 — Bruche 141/PG 32, 104А. 1472 Содержание сноски отсутствует. 1473 Исх 35:31. В Славянской Библии: Духа Божия, премудрости и разума . 1474 Рим 1:20. 1475 Василий Великий, О Святом Духе, 19, 48 — В. Pruche (ed.), Basile de Cesaree. Sur le Saint Esprit, 2nd edn. [Sources chretiennes 17 bis. Paris: Cerf, 1968], p. 85. 1476 Буквально: «истину» — την του πργματος λθειαν. 1477 См.: Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 1, 2 — PG 3, 121В. 1478 1 Тим. 1:7. 1479 Ср.: Пс. 63:4. 1480 Ср.: Ис. 30:12. 1481 Авв. 2:15. В самом Писании: «ближняго своего». 1482 Лк. 16:11. 1483 Лк. 16:9. 1484 См.: ниже. 1485 Ср.: Мф. 25:24. 1486 3 Цар. 12:13. 1487 1 Кор. 14:34. 1488 Максим Исповедник. Письмо к Иоанну Кувикуларию — PG 91, 461D–464A. 1489 1 Тим. 2:12. 1490 1 Кор. 14:34–35. 1491 Григорий Богослов, Стихотворения нравственные, 2. Советы девственным, 311–312, 320–321, 351 — PG 37, 602–603, 606. 1492 Сир. 25:19. 1493 Диадох Фотикийский, Главы, 36 — des Places 105. 1494 Евагрий Понтийский, Главы о молитве, 117 — PG 79, 1193А. 1495 Цитата не идентифицируется. 1496 Диадох Фотикийский, Главы, 40 — des Places, 108. 1497 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564C. 1498 Цитата не идентифицируется. 1499 Ср.: Εφ. 1:14. 1500 1 Кор. 8:1. В Славянской Библии: «разум кичит». 1501 1 Кор. 9:24. 1502 См.: их гомилии «На Преображение». 1503 Иоанн Синайский, Лествица, 28 — PG 88,1132D. 1504 Исаак Сирин, Слово 32 — Σπετσιρης, ст. 140. 1505 Там же. 1506 Он же, Слово 72 — Σπετσιρης, σ. 281. 1507 2 Кор. 11:14. 1508 Содержание сноски отсутствует. 1509 Содержание сноски отсутствует. 1510 Содержание сноски отсутствует. 1511 Содержание сноски отсутствует. 1512 Содержание сноски отсутствует. 1513 Содержание сноски отсутствует. 1514 Содержание сноски отсутствует. 1515 2 Кор. 11:14. 1516 Григорий Нисский, О цели по Богу — PG 46, 289ВС. 1517

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010