Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 19. Христосование с усопшими Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! В светоносный день Воскресения Христа Бога нашего все призываются веселиться божественно, спраздновать любопраздными чинами Пасху Божию спасительную. Сейчас мы должны все свое внимание (как собственно и на Страстной) сосредоточить исключительно на радости Христова Воскресения, сократить прошения и пребывать, главным образом в славословиях Воскресшего вместе с ангелами: Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби… Тя славити. Во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о себе, для плача о грехах, для страха смерти. Вспомните слово Златоуста: «Никто же да рыдает о своем убожестве… никто же да плачет о прегрешениях, никто же да убоится смерти». Все покаянно-просительное исключается из богослужения, от слова «совсем». Трисвятое: Даже славословие Триединого Господа, “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный”, обычно воспеваемое на каждой из суточных служб, во всю седмицу Пасхи не произносится ни одного раза, ни на одной службе, включая и домашнюю молитву. А все потому, что оно оканчивается смиренно-просительным “помилуй нас”. Псалмы: Опускаются почти все псалмы, входящие в состав богослужения в качестве основных неизменных частей, не исключая и постоянно употребляемого псалма 50-го. Сохраняются только хвалитные псалмы на утрени (148–150) и на вечерне (140, 141, 128, 116). Канон: Обратите внимание, что и в пасхальном каноне, не только нет чего-либо покаянного, но даже нет ни одного просительного выражения вроде “спаси”, “помилуй”, “сохрани”. Хотя… если быть точным, в нем есть два просительных обращения, но они чисто пасхальные. Посмотрите: “Сам мя спрослави. Спасе, во Царствии Твоем” (троп. 3й песни) и “О Пасха велия и священнейшая, Христе… подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего” (тр. 9й песни). Смерть. Однако, мы замечаем, что в сей нареченный и святый день, довольно часто вспоминается о смерти и о мертвых, даже гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это воспоминание победное — о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех.

http://azbyka.ru/video/19-hristosovanie-...

Глава пятая. Отречение I. В Царской Ставке 1. Информация из Петербурга Когда делегаты думскаго Комитета выезжали из Петербурга, вопрос об отречении Государя был принципиально в Пскове уже разрешен, и вмешательство делегации лишь задержало опубликование манифеста и тем самым скорее осложнило проблему сохранения монархическаго строя, ради которой делегаты поехали в Псков. Мало того, эта задержка на несколько часов оказала роковое влияние на последующую судьбу Царя. Почему Николай II, в сущности так легко внешне отказавшийся от борьбы за престол, не откликнулся сразу в критический момент на настойчивые призывы пойти навстречу общественному мнению и удовлетворить почти всеобщее требование, если не ответственнаго парламентскаго министерства, то по терминологии того времени «министерства доверия», как единственнаго выхода из создавшагося положения. Для того, чтобы очертить объективно психологию Императора, надо обозреть хотя бы последние годы его царствования, – годы войны и предреволюционнаго периода 147 . В данном случае нас будут занимать не психологическия переживания царствовавшаго монарха, а «то, как он непосредственно реагировал на февральския события. Вечером 26-го (в 9 ч. 53 м.) председатель Думы, охарактеризовав «угрожающие размеры» петербургских волнений, которыя принимают «стихийный характер», отправил Царю умоляющую телеграмму: «Государь, спасите Россию», – взывал Родзянко: «Ей грозит унижение и позор. Война при таких условиях не может быть победоносно окончена, так как брожение распространилось уже на армию и грозит развиться, если безначалию и безпорядку власти не будет положен решительный конец 148 ... Государь, безотлагательно призовите лицо, которому может верить вся страна и поручите ему составить правительство, которому может доверять все население. За таким правительством пойдет вся Россия. В этот небывалый по ужасающим последствиям и страшный час иного выхода нет и медлить невозможно» 149 . Получив эту телеграмму, Николай II, по словам Фредерикса в показаниях Чр. Сл. Ком., будто бы, сказал: «Опять этот толстяк Родзянко мне написал разный вздор, на который я ему не буду даже отвечать» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

иером. Иаков (Цветков) Св. Мученику Полиевкту 143 (Января 9-го). Кондак, глас 4 й. Подо б. Явился ecu... Когда Спаситель преклонил главу свою во Иордане, то чрез сие Он сокрушил главы змиев ( Пс. 73:13 ); когда же усечена была глава страстотерпца, пал лукавый враг (δλιος) 144 . Икосы: (ν ορδνη ποτμ) Всех Зиждитель, преклонив в реке Иордане главу, приемлет крещение, и, невидимо сокрушив главы змиев, даровал человекам силу для победы над высокомерным врагом (κατ το μεγαλφρονος), запеншим некогда в раю Адама, снедию древа, и подвергшим его смерти чрез прельшение надеждою богоравенства (ποβαλντος υτν παλπιδα). Почему подвижник Полиевкт 145 , не склонившись к ласкательствам жены своей 146 , мужественно совершил ныне священную брань, подклонив под меч главу, которая, быв усечена, посрамила лукаваго врага, (Πλουτον) Божественный Полиевкт 147 , презрев тленное богатство, сирое положение жены своей, и честь тестя своего, всецело принес себя Христу, ради испаведания Его имени (δι μαρτυρου). Он мужественно попрал невидимаго 148 врага; прияв же с небеси венец, десницею своею взяв 149 с дерзновением светильник, он шуйцею, подобно как мудрая (евангельская) дева, подъемлет божественную главу свою, и, вместо елея, честную кровь свою; он соединился 150 со Христом, ликуя со главою своею, которая, быв усечена, ниспровергла лукаваго врага. (´Ολην τν φεσιν) 151 Доститнув блаженной кончины своей, мученик, всецело устремившись к блаженству в нестареемей жизни (τρυφν πρς τν γηρ), отвергнул все житейския удовольствия и печали плотския (σαρκς μαρνας), есть пламенные земные порывы (τς περιφλεχτους ρμς); не устрашил его этот чувственный и лукавый огнь: напротив он убоялся огня будущаго, который пожирает, как сено, отвергающих имя Христово и покланяющихся изображениям бездушных тварей, и не помышляющих, кто есть Бог крестившейся во Иордане и увенчавший главу мученикову. (´Ολον σαυτν) 152 Мужественно предав всего себя бичеваниям, среди лишения собственных чад, ты никоим образом не склонился к земному, и, подобно как другий Иов, не остановился подвигом своим (πνοις), даже в то время, когда печальная супруга со всею скорбию души склоняла тебя к себе (т. е. к возвращенью в язычество), – ты, Полиевкте, помышляя о божественном и вожделенном небесном царствии, в котором вселился ты, Божеею помощью. Почему не престай моляся, да приимем и мы радостное разрешение от сей жизни, которое прославляя ныне в тебе, мы достойно воспоем святую главу твою, во усечении которой пал лукавый враг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ РЕДЕСТСКИЙ [греч. Γεργιος Ραιδεστινς] (1-я пол. XVII в.), греч. мелург. Происходил из г. Родосто (ныне Текирдаг, Турция, см. Редест ). Ученик еп. Мелхиседека Редестского. Лампадарий (ок. 1616 - ок. 1629), а затем протопсалт (ок. 1629-1638) Великой ц. в К-поле. Как известно из рукописной традиции (Ivir. 970, 1686 г.- ркп. иером. Космы Македонца ; Xeropot. 307, 1767 и 1770 гг., и др.), учеником Г. Р. был протопсалт Хрисаф Новый . Г. Р., вероятно, составил мелос пападического стиля для стихир воскресных служб Октоиха (см., напр., Анастасиматарий - Xeropot. 259, сер. XVII в.), служб периодов Великого поста и Пятидесятницы (Триодь-Пентикостарий - Xeropot. 284, сер. XVII в.), Господских и Богородичных праздников и памятей особо чтимых святых (Анфологион Стихираря - Xeropot. 322, 1685 г.). Из воскресных стихир с его именем сохранились варианты догматиков 1-го, 4-го гласов, 1-го и 4-го плагальных гласов (Athen. Merlier. 2, 1658 г.). Данному этапу развития греч. мелоса соответствует особая разновидность нотации - «украшенная» (καλλωπιστικν εδος - см., напр., Стихирарь - Karakal. 220, сер. XVII в.), по мнению Г. Статиса , появившаяся в XVII в. незадолго до Хрисафа Нового и, по-видимому, изобретенная Г. Р. (см.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 7, 48-49, 161; Τ. 3. Σ. 424). Из авторских версий Г. Р. в рукописях часто встречаются большие пасапноарии (стихи перед чтением Евангелия на утрене; Пс 148. 1, 2; 150. 1) на гласы 3-й, 2-й плагальный и βαρς (Ivir. 970; Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в.; Athen. Merlier. 12, 1730-1750 гг.; Ivir. 987, после 1731 г.; БАН. РАИК. 42, сер. XVIII в.; РНБ. Греч. 132, посл. треть XVIII в.; 711, кон. XVIII в.; Lesb. Leim. 8, кон. XVIII в., и др.). Версии пасапноариев на 2-й и 4-й плагальные гласы были впосл. украшены Германом , митр. Нов. Патр (Ivir. 951, 2-я пол. XVII в.- автограф; РНБ. Греч. 237, посл. четв. XVII в.; Xeropot. 317, нач. XVIII в.; Doch. 332, 1760 и 1764 гг.; Cutl. 446, 1757 г.).

http://pravenc.ru/text/164425.html

Храм Успения Божией Матери (Вышний Волочек) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Успения Божией Матери в городе Вышний Волочек) — яркий пример храмовой архитектуры периода эклектики с сочетанием классицизирующих мотивов и форм русско-византийского стиля. Храм построен по проекту архитектора А. Александрова на средства купца Я. Я. Ермакова. Содержание История [ править править код ] Литография. Успенская церковь. 1899 г. История храма началась 7 июня (25 мая по ст. стилю) 1860 года, когда Вышневолоцким городским обществом было принято решение, утверждённое Губернским правлением, о строительстве купцом 1-й гильдии Я. Я. Ермаковым (с сыновьями) новой церкви при богадельном доме. Строительство продолжалось с 1864-го по 1868 год, и 21 декабря (8-го по ст. стилю) 1868 года в присутствии Высокопреосвященнейшего Филофея, архиепископа Тверского и Кашинского, было совершено освящение церкви в честь Успения Божией Матери, с двумя престолами: во имя Всех Святых и Воздвижения Креста Господня. 5 июля (22 июня по ст. стилю) 1869 года — день открытия богадельни на 70 человек. Постепенно количество призреваемых увеличилось до 150 человек. Богадельня и храм содержались на проценты, получаемые с 50 тысяч рублей, которые были специально для этой цели размещены в Общественном банке Ермаковых. Храмосоздатель и благодетель Яков Яковлевич Ермаков упокоился на 75-м году жизни 14 августа (ст.ст.) 1869 г. Его дело продолжил сын Флор Яковлевич. Была открыта церковно-приходская школа и организовано Общество трезвости. В 1915 году количество прихожан составляло 148 мужчин и 149 женщин. В 1926 году закрыли богадельню, а её здание заняли под школу. 18 мая 1929 году пришло постановление СНК о закрытии Ермаковской церкви. В августе 1931 года с колокольни сбросили колокола. Долгие годы в храме находился склад. С 1941-го по 1945 годы здесь располагался военный госпиталь, с 1944-го по 1946 года – 357-й запасной стрелковый полк и фильтрационный пункт для русских раненых военнопленных. Затем храм использовали под склад, а в помещении бывшей богадельни — вновь открыли школу. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_Б...

Вопрос: Доброго здоровья, батюшка, благословите! Вопрос, на который никто пока ответить не может: почему номера русских псалмов не соответствуют номерам английских псалмов, например, русский псалом 90, а английский 91, и так разница на один номер всегда. Спаси Господи. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Нумерация псалмов в Псалтири, переведенной на западноевропейские языки, не совпадает с нумерацией псалмов в Псалтири на церковнославянском и на русском языках потому, что существуют расхождения нумерации в еврейской (масоретской) Библии и Септуагинте (греческой Библии). На западноевропейские языки перевод псалмов был сделан с еврейского языка, а на церковнославянский – с греческого. Хотя в Синодальной Библии (русский текст) перевод сделан с еврейского языка, но нумерацию издатели решили сохранить по церковнославянской Псалтири. Вот так выглядят расхождения в нумерации. Еврейская Книга псалмов: 1–8, 9–10, 11–113, 114–115, 116: 1–9, 116: 10–19, 117–146, 147: 1– 11, 147: 12–20, 148–150. Септуагинта: 1–8, 9, 10–112, 113, 114, 115, 116–145, 146, 147, 148–150. Почему возникла разница в нумерации в двух древнейших текстах (еврейском и греческом)? Потому, что переводчики на греческий язык (80-е годы III века до Р.Х.) два еврейских псалма (9-й и 10-й ) соединили в один. Получилось различие в нумерации: вместо двух (9-й и 10-й) один 9-й. Соединение это оправдывается тем, что эти два духовных гимна связаны не только по содержанию, но и по форме. Оба псалма алфавитные. Каждый стих начинается с определенной буквы еврейского алфавита: 9-й – от алеф до каф, а 10-й – от ламед до тав. Всего 22 буквы (11 + 11). В результате соединения этих двух псалмов в Септуагинте с 10-го до 113-го псалма стало на один псалом меньше. 114-й и 115-й псалмы еврейского текста переводчики на греческий также соединили. Получилось расхождение на два номера: в греческой Псалтири 113-й псалом, а в еврейской – 115-й. Псалом, который в еврейский тексте стоит под номером 116, переводчики разделили. В Септуагинте: 114 и 115. Расхождение сократилось на один номер. Еврейский 147-й переводчики на греческий разделили (в Септуагинте – 146 и 147). Поэтому с 148-го псалма нумерация совпадает. 21 марта 2008 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7074.html

Даровской. Церковь Троицы Живоначальной (старая). Троицкая церковь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Бывшая в селе Троицкая церковь каменная, построена в 1809 г., расстоянием от г. Вятки в 110 верстах, от уездного города в 67 верстах. Причта по штату положено: 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщика; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 13 десятин 1200 сажень, пахотной и сенокосной 38 десятин 585 сажень, пожертвовано 5 десятин 1986 сажень. Братский денежный доход по общей кружке: священника 495 руб. 85 коп., диакона 329 руб. 90 коп., псаломщика 164 руб. 95 коп.; по частной кружке: 1-го священника 400 руб. 22 коп., диакона 88 руб. 94 коп., псаломщика 133 руб. 71 коп., 2-го священника 445 руб. 68 коп., диакона 99 руб. 4 коп., псаломщика 148 руб. 56 коп., 3-го священника 406 руб. 8 коп„ диакона 90 руб. 24 коп., псаломщика 135 руб. 36 коп.. Руги собирается на весь причт до 150 пуд. ржи и 400 пуд. овса. Прихожан: православных русских 6008 муж. пола, 6211 жен. пола; приход состоит из 183 селений, расстоянием 1 – 15 верст. По местоположению село Даровское одно из живописнейших сел Котельнического уезда. Расположено оно на плоскогорье и с двух сторон омывается двумя речками – с севера Даровуткой и с востока Грязновкой. Ниже села саженях в 50-ти против приходского кладбища эти речки впадают в лесную речку Кобру, впадающую в реку Молому. Главное занятие прихожан хлебопашество. Школ в приходе четыре, из них в селе: две церковно-приходские мужская и женская и двухклассная министерская смешанная, а четвертая школа земская в дер. Лычевской в 11 верстах. В церкви имеется из старинных предметов евангелие в полный Александрийский лист крупной печати, издание Моск. Синод. типографии 1759 г. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34242

Недолго глубокий старец прожил в Хиландаре, только 8 месяцев 280 . Чувствуя близость кончины, сделал он последние распоряжения, просил сына молиться за него, перенесть тело его в Сербию и не забывать Сербской Церкви. Накануне дня смерти простился со всею братиею и отпустил всех кроме сына. – В полночь, при всей слабости, встал, радостно облекся в полное иноческое одеяние, как бы ожидая великих гостей, и, причастившись святых Таин, сказал: «слава Богу о всем», затем впал в забытье. Поутру сын вынес отца в церковный притвор и положил на простой рогожке. Братия окружили благодетеля и рыдали. Преподобный, с трудом поднявши руку, дал знать, чтобы успокоились, и, веселым лицом взирая на образ Спасителя и Богоматери, шептал, как бы беседуя с кем: «всякое дыхание да хвалит Господа». Хвала Господу была последним словом его. Вдруг воздух наполнился благоуханием, – это была минута смерти. Так мирно почил старец 86 лет, февраля 13-го 1200 г. 281 . Спустя год, в день поминовения о нем, мраморный гроб его наполнился благоуханным миром. В изумлении и страхе все воскликнули: Господи, помилуй! потом все помазались миром. Страдавшие болезнями, одержимые духами, получили исцеление, быв помазаны миром. Перенесенное в Студеницкий монастырь, св. тело Симеона также источало токи живительного мира. Потому Симеон не иначе называется в памятниках древности, как «св. Симеон Неманя нови мироточьц Српьски» 282 . Даже оставленный в Хиландаре мраморный гроб святого известен поныне целениями своими 283 . На древних иконах Сербских святой изображен с большою седою бородою, в монашеской одежде, с черною остроконечною скуфьею, украшенною тремя золотыми крестами 284 . Св. Евлогия, архиепископа Александрийского Св. Евлогия, архиепископа Александрийского, жившего в конце VI и в начале VII в. – Письма к нему св. Григория Двоеслова свидетельствуют об успешной деятельности этого просвещенного пастыря в борьбе с различными ересями и сектами Антиохийскими. (О сочин. его см. «Учение об Отц. Ц.» Фил. Черн. Ч. III, стр. 148–150).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Священник читает молитву, в которой, вспоминая поставление Моисеем в пустыне медного змия, избавлявшего людей от укушения змей и служившего прообразом Креста, — просит Господа благословить знамение крестное для благолепия и украшения храма, для ограждения силою крестною входящих во храм и поклоняющихся распятому на Кресте Сыну Божию и помиловать всех, взирающих на это знамение и воспоминающих спасительную смерть Господа. После молитвы священник окропляет крест святой водою, говоря: «Благословляется и освящается знамение сие крестное, благодатию Св. Духа, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». После пения: «Вознесыйся на Крест волею» произносится отпуст храму, и строители, взяв крест, поставляют его на месте, вверху церкви. БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОЛОКОЛА Прежде чем повесить колокол на колокольне, его вешают при церкви, так чтобы можно было его окропить сверху и внутри, и бывает благословение колокола по особенному чину: «Чин благословения кампана, сие есть колокола, или звона» (гл. 24 Дополнительного Требника). Этот чин совершается так: архиерей или священник исходит из церкви и приходит к колоколу, возле которого стоит на столе освященная вода и кропило, и возглашает обычное начало. Клир поет: «Царю Небесный», читается Трисвятое, Отче наш и поются псалмы хвалитные (Пс. 148—150), произносится великая ектения, к которой прилагаются 4 прошения о благословении колокола. После ектении и 28-го псалма читается молитва на благословение колокола, и другая молитва главопреклоненная читается тайно. В прошениях ектении и молитвах содержится моление о благословении колокола, о ниспослании колоколу благодати, чтобы все «слышащии звенение его во дни и в нощи возбуждались к славословию святаго имени Господа и к деланию заповедей Господних»; также возносится моление о том, чтобы «при звенении благословляемаго кампана утихли все бури ветренныя, злорастворенныя воздухи, грады, вихри, громы страшныя и молнии вредныя, безведрия, и отгнаны были все наветы вражия».

http://pravoslavie.ru/2325.html

эксапостиларий О.;Слава: светилен М.; И ныне: Б или КрБ. Светильны О по гласу: 1-й: оканч. по дню, Слава: 2-й: оканч. всем свв. И ныне: 3-й: оканч. Б Хвалитные псалмы (148,149,150) Стихиры на Хвалитех, если есть (иногда бывают у шестеричных святых) Стихиры на Хвалитех, если есть (если служба 2-х свв., на Хвалитех– стихиры 2-го свв.) Если стихир нет – вместо них: Слава; И ныне: Тебе слава подобает... Слава в Вышних...Сподоби, Господи (т.н. вседневное славословие) Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения Стихиры на стиховне: О; Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ Т (самогласен дня дважды и мученичен); Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ Благо есть Благо есть (дважды) Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш Отпустительный тропарь М; тр. М]; И ныне: Б или КрБ В храме стояще... Чтец: Господи, помилуй (40 р.) Слава: И ныне: Чтец: Честнейшую Херувим... Именем Господним... Иерей: Сый благословен... Чтец: Аминь. Небесный Царю... Иерей [и все молящиеся]: Молитва св. Ефрема Сирина Сугубая ектения Иерей или диакон: Премудрость. Лик: Благослови. Иерей: Сый благословен... Лик: Аминь. Утверди, Боже... Трехпсалмный Великопостный Перед Христе, Свете истинный... –Конечное Трисвятое Иерей: великий отпуст Лик: многолетие С XVI века в Русской Церкви исчезает пение канона на утрени. У нас теперь только на Пасхальной утрени канон повсеместно поется. Вместе с пением канона исчезает и ежедневное употребление библейских песен. Теперь библейские песни употребляются только в будние дни св. Четыредесятницы. Есть храмы, где библейские песни употребляются и вне Великого поста, но это пока редкость. На великопостной утрени вы не услышите припевов, какие привыкли слышать: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», или «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» (или обращение к другому святому), вы услышите стихи, т.е. строки из Священного Писания. Каноны Слово «Триодь» (от греч. triwdion) означает «трипеснец». По этому поводу Никифор Ксанфопул написал такой текст: «Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от Ангелов, трипеснец же от человеков приими». Ангелы поют Трисвятую песнь, а люди приносят трипеснец, который дал название Триоди. Только лишь в Триоди Постной и Цветной встречаются неполные каноны. Это и есть трипеснцы. В Минее тоже есть трипеснцы, но очень редко (например, в предпразднство Рождества и Богоявления на повечериях несколько раз встречаются трипеснцы, но это не характерно, это уподобление триодному кругу; Триоди же содержат «законные» трипеснцы).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010