Следующая стихира стоит особняком. Поется она уже на утрени, на праздничной утрени, когда совершается полиелей. Это стихира по 50-м псалме, т.е. после 50-го псалма. В приходском служении 50-й псалом часто опускается, и вот получается такое удивительное обстоятельство: стихира после того, чего никогда не бывает. На воскресном всенощном бдении она всегда одна и та же: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». Стихиры на хвалитех поются тоже на утрени. Способ пения стихир на хвалитех подобен пению стихир на Господи, воззвах. Называются они «на хвалитех», потому что «хвалите» – первое слово многих стихов псалмов 148-го, 149-го, 150-го. Эти псалмы составляют неизменяемую часть службы и находятся в Часослове. Сначала стихи этих псалмов поются подряд, затем сплошное пение останавливается, и к каждому стиху начинает припеваться по одной стихире. Этих стихир может быть 8, 6, 4. Есть евангельская стихира. Это стихира особенная, она присутствует только на воскресном всенощном бдении и практически никогда не выпадает. Она может вытесняться со своего привычного места, но не исчезает бесследно. Ее законное место – Слава в цикле стихир на хвалитех. Берется эта стихира из особого приложения Октоиха, поскольку зависит не от гласа, а от Евангельского чтения на этой службе. На утрени также могут быть стихиры на стиховне. Их строение, число и способ пения во всем подобны пению таких стихир на вечерне. На вечерне стихиры на стиховне бывают всегда, а на утрени – только будничной. Сейчас мы переходим к рассмотрению самой крупной гимнографической формы, того жанра, который вытеснил к VIII веку древний кондак. Жанр этот называется канон (от греч. kanon – «правило»), может быть, потому, что он составлен по определенным правилам; точного объяснения этому названию нет. Канон состоит из песен. Максимальное и нормативное число песен – девять, т.е. больше девяти песен не бывает, но вторая песнь практически всегда отсутствует и поэтому большинство канонов состоит из восьми песен. Такие каноны, состоящие из девяти или восьми песен, называются полными. А бывает, что канон состоит из 2-х, 3-х или 4-х песен. Слово трипеснец вам знакомо, оно дало название книге Триодь, но существуют и другие неполные каноны: двупеснцы и четверопеснцы. Такие неполные каноны встречаются в системе Триоди, но есть они и в Минее. Как строится песнь канона? Каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей канона. Слово «тропарь» в данном случае означает не центральное и главнейшее песнопение праздника, а имеет более широкое значение: это некая гимнографическая строфа из службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По студийскому уставу он был не великопостным, но обыкновенным, рядовым. На утрене стихи песней канона (разумеются основные библейские песни, послужившие основою канона) следует петь сполна и дожидаться, пока каждая сторона окончит свой стих. О распределении этих песней по недельным утреням и о припевах к ним замечено, что вторая песнь поется во вторник, если не будет праздника, в полном виде и разделяется на четыре отделения, из которых первое с начала до стиха 14-го «масло кравие», поется с припевом «слава тебе Боже», второе с 15-го стиха до 22-го имеет припевом «сохрани мя Господи»; с 22 по 39 – припевом служит: «праведен еси Господи»; от 39 «видите, видите» и до конца – «слава тебе Боже». В четверг поется четвертая песнь с одним припевом – «слава силе твоей Господи». В субботу седьмая песнь с припевом: «отец наших Боже благословен еси» (л. 259). Выписанная статья очень замечательна по своим указаниям не только на древнейшее антифонное исполнение библейских песней, но и по отношению к вопросу о происхождении и строении песненных канонов, как известной гимнографической формы. Строфы или тропари канона заменили собой эти первоначальные антифонные припевы и стали чередоваться между стихами библейских песней. (См. нашу статью о песн. послед.). Далее говорится, с какими припевами поются хвалитные псалмы 148, 149 и 150. Замечательны по отношению к ходу службы указания на припевы к последнему из этих псалмов. Первые два стиха имеют припевом: «Сыне Божий помилуй нас», третий – «слава тебе подавшему нам свет» (этим определяется происхождение теперешнего возгласа перед великим славословием и место последнего в утрене); остальные – «тебе слава подобает Господи» (л. 260). При пении (стихир на?) «хвалите Господа», стороны или хоры соединяются, к ним, сошедши со своих мест, присоединяются попове и дьяконы; пропев богородичен, они снова расходятся, занимают свои места и стоят таким образом «донележе утренняя песнь, сиречь слава в вышних Богу, пето будет», а на вечерне хоры соединяются при пении стиха «яко утвердися милость его» и на стихирах стиховных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Степенны гласа (см. Антифоны степенны). Стихира. Стихира, стихера (στιχηρν), многостишие (быть может, от στχον αρω – «беру стих», избираю известное стопомерие) есть песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером стихосложения и большей частью имеющих перед собою стихи Священного Писания: «Господи воззвах» и другие. Стихиры на «Господи воззвах». Стихирами на «Господи воззвах» именуются те, кои поются на вечерне после пения 140 псалма, начинающегося словами «Господи воззвах». Стихиры имеют перед собою стихи из этого 140-го, равно из 141-го и 129-го псалмов. Стихиры на стиховне. Словами «стиховне», «на стиховне» (ες τος στχους) «стихира стиховна», «святаго стиховна» обозначаются те стихиры, которые имеют перед собою стихи Св. Писания не из одних определенных псалмов, как то бывает в стихирах на «Господи воззвах», в стихирах на «хвалите», а избранные из разных псалмов по приличию праздника или соответственно тому лику святых, к какому они принадлежат, что указывается так: «стихиры на стиховне со стихи их» или «с припевы их», и стихиры по алфавиту носят также название «на стиховне». (см. По алфавиту стихиры). Стихиры «на хвалите». Стихирами на «хвалите», на «хвалитех» именуются те, которые поются со стихами псалмов (148, 149:150), называемых «хвалитны», так как в них часто повторяется слово «хвалите». Стиховна (см. Стихиры на стиховне). Стихиры утренние, стиховна утренняя (см. Воскресные евангельские стихиры). Стихология, стихословие. Под словом «стихология» (στιχολογα – «стихословие») в Уставе разумеется иногда чтение, иногда пение стихов Св. Писания, в последнем случае указывается глас, на который и должно петь стихословие. Порядок стихословия кафизм на вечерне, утрени, а в Великом посту и на часах указан в Следованной Псалтири, в Типиконе и др. Порядок стихословия песней Священного Писания с песнями канонов на утрени указан в Ирмологионе и в Типиконе. Стих. Словом «стих» обозначается в богослужебных книгах краткое изречение Священного Писания, которое полагается при прокимне, Аллилуиа, при пении «Бог Господь», также канона утрени, стихир. Стихи при стихирах поются из псалмов «Господи воззвах», «Хвалите имя Господне» и из других. Стихи при стихирах иногда называются припевами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1197 ...На велицй вечерни. – Указание на исполнение песнопения в вечернем богослужении, совершавшемся сразу после захода солнца. 1198 ...Радуйся и веселися... – Славник 8-го гласа, начинающийся с этих слов, есть также в службах Варлааму Хутынскому, Леонтию Ростовскому, Петру и Февронии Муромским. Однако во всех этих случаях, как и в славнике, начинающемся словами «Святителем удобрение», мы имеем дело с песнопениями подобными, но не идентичными друг другу, поскольку в каждом случае присутствует своя логика изложения материала. 1199 ...низложивши суровством гордого... – Святитель Филипп в своих речах обличал жестокости царя. 1200 ...В литию – Лития (греч. – усердная молитва) – часть Всенощного бдения, следующая за ектенией, начинающейся словами «Исполним вечернюю молитву нашу о Господеви». Совершается иногда в притворе храма и на паперти, иногда вне храма. Во время литии поются стихиры храму или календарному празднику. 1201 ...Подобает царствующему граду Москв Филиппа везд имти архиерея, яко нкую утварь царьскую и сокровище некрадомо... – Текст этого славника св. Филиппу сходен с текстом славника на «Господи, воззвах» Стефану, еп. Сурожскому. Однако роспев, начинающийся так же, как и в славнике Стефану, в дальнейшем развитии существенно отклоняется от него. 1202 По 50-мъ псалм. – Указание места исполнения песнопения в службе: на утрене после чтения 50-го псалма. 1203 Стихира (греч. – многостишие) – песнопение, поющееся после стихов псалмов. Различаются стихиры на «Господи, воззвах», поющиеся после стихов псалмов 140,141, 129,116, начинающихся этими словами; стихиры на стиховне, которые чередуются со стихами псалмов, соответствующими празднику или лику святого, стихиры на хвалитех, поющиеся после стихов псалмов 148 – «Хвалите Господа с небес», 149 – «Воспойте Господеви», 150 – «Хвалите Бога», стихиры на литии. Во всех этих случаях число стихир – три и более, лишь после 50-го псалма поется только одна стихира. 1204 ...Апостоломъ рвнителя... – Славник, начинающийся этими же словами, есть также в службах Иакову Ростовскому и князю Владимиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти иероглифы можно видеть повсюду: на стенах храмов, на саркофагах, на пьедесталах статуй. 148 Некоторые из иероглифов являются идеограммами, изображающими один предмет, одно существо или простое действие. Покачнувшийся человек означает «упасть». Другие иероглифы, «звукограммы», их около 150, передают звуки. 149 Во время Египетского похода Наполеона I (1799г.) у западного устья Нила был обнаружен в Роетте обломок крупной базальтовой плиты (Розетский камень). Он содержит запись декрета в честь Птолемея V (196 г. до н.э.) на греческом языке, а также иероглифическим и демотическим письмом. Сопоставление греческого и египетского текстов дало Ж. Ф. Шампольону ключ к расшифровке древнеегипетских иероглифов. 150 Рисунки, как в ребусе, используются для обозначения части слова, целого выражения или звука. Например, «рот» звучит как «р(о)», значит, рисунок рта обозначает и звук «р». Звукограммы представляют одну, две или три согласные. Другие знаки, детерминативы (определители), ставятся в конце слов для того, чтобы определить, к какой категории принадлежит слово. 151 Только к 1200 г. до н.э. египтяне изобрели точку. Для текущих записей писцы используют упрощённое иератическое письмо. Иеротифическое и иератическое письмо будет использоваться до 359 г. н.э., одновременно с демотическим, изобретённым около 700 г. до н.э. 152 Кроме храмовых библиотек существовали придворные, в Британском музее есть фаянсовая пластинка с именем Аменхотепа III и заглавием: «Книга о смоковнице и финиковой пальме». Очевидно, это этикетка с экслибрисом царя, найденная в Тель-Амарне, куда была перенесена часть его библиотеки. В Берлине есть пластинки с именем того же царя, вероятно, служившие крышками футляров для папирусных свитков. 153 Тот – в египетской мифологии бог мудрости, счёта и письма. Центром культа был город Гермополь 15-го заячьего нома. Культ зайца был вытеснен культом Тота, а из почитавшихся священных животных только павиан сохранился как священное животное Тота и его функции ведущего в праздниках фараона были перенесены на Тота.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

После понесенного сильного афронта, пропаганда с своими жалкими униатами некоторое было время держала себя довольно смирно, но потом, скоро оправившись, снова принялась за свои прежние, хотя пока, к счастью, по-прежнему бесплодные хлопоты. На место газеты – Болгария, которая скоро потеряла всех своих подписчиков и поэтому должна была прекратить свое существование с 1864 года, с той же целью я в том же духе предпринято было издание новой газеты (под названием Turquie, т. е. Турция, на французском языке, см. Богобоева в Union cbretienne 1865 г. 25, стр. 197; она издаётся и до настоящего времени). Не довольствуясь администратором священником, решили дать униатам в администраторы снова архиерея, хотя на этот раз уже и не патриарха, а просто епископа. Этот новый администратор есть болгарин Рафаил Попов (или Поп-Рафаил, как иначе называют его болгары), человек еще весьма молодой, бывший православный диакон, принявший унию одновременно и ездивший в Рим вместе с архимандритом Иосифом, а после того заведывавший адрианопольской униатской общиной (см. дня 1863 г. 15, стр. 21, Union chretienne 1865 г. 50, стр. 400); по отзывам православных болгар, не знаем – насколько справедливым, Рафаил есть человек крайне посредственный и просто жалкий, так что они издеваются над тем обстоятельством, что этот «бедный диакон» Рафаил вдруг стал монсиньер Рафаил, см. в Union chretienne 1865–66 г. 7, стр. 53, 19 стр. 148 и 30 стр. 240, Время года 1-го 44, л. 2). Посвященный в епископы в ноябре 1865 года 169 , он имеет свою резиденцию в Адрианополе 170 , и по газетным известиям передпрошлого года, разъезжает по болгарским деревням, предлагая неведущим крестьянам, хотя впрочем и безуспешно, подписывать листы, содержащие просьбу к нему – епископу Рафаилу о принятия в союз с истинною материю всех церквей – св. церковью римской (см. Union chretienne 1865–66 г. 7, стр. 53, 19 стр. 150, 25 стр. 198, 27 стр. 215, болгарскую газету Время 1866 г. 46, л. 2, col. 3 и 50, л. 1 об., col. 4, cfr ibid. 36 л. 1 об. нач., список просьбы, развозимой Рафаилом, напечатан в Union chretienne 1866 г. 19, стр. 150 и в болгарском Времени 1866 г. 26, л. f об.). Вместе с этим я несколько раньше этого пропаганда позаботилась увеличить число и усилить средства деятельности (посредством размещения по стране) трудящихся над тем же делом унии и своих агентов прямо католических или своих миссионеров, – о них мы скажем сейчас ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На Утрени: вначале: 19-й, 20-й, шестопсалмие:3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й, 142-й. Перед каноном: 50-й. Хвалительные псалмы: 148-й, 149-й, 150-й. На Часах: Первый:5-й, 89-й, 100-й. Третий:16-й, 24-й, 50-й. Шестой:53-й, 54-й, 90-й. Девятый:83-й, 84-й, 85-й. На Вечерне: Предначинательный псалом: 103-и, «Блажен муж»: 1-й, на «Господи воззвах»: 140-й, 141-й, 129-й, 116-й, в конце вечерни:33-й. На Литургии: 102-й, 145-й. Чтобы помочь читателю найти псалмы, отвечающие его молитвенному настроению, предлагаем здесь следующий перечень псалмов по содержанию . — Благодарственные и хвалебные: 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150. — Прославляющие Бога: 8, 17, 92, 102, 103. — Назидательные: 1, 40, 32, 45, 84, 89, 100, 111, 126. — Изливающие скорбь: 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142. — Выражающие надежду на Бога: 53, 85, 90, 111, 120. — Просящие о защите от врагов и неприятностей: 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142. — Покаянные: 38, 50. — Выражающие радость: 32, 83, 114. Книга Притчей Соломоновых Главным автором книги «Притчей» был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р. Хр. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем книги Притчей, как Давид — Псалтыри. Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что Мне дать тебе». Соломон просил у Бога одного лишь: мудрости , чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: «За то, что ты не просил себе богатства, имения, славы, побед, долголетия, а попросил премудрости и знания, дастся тебе премудрость и знание, а богатство, имение и славу Я дам тебе такие, каких не бывало у прежних царей и не будет после тебя» (3 Цар. 3:11–14). И действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в книгу Притчей.   В еврейской библии книга Притчей называется «Мишле Шеломо», у Семидесяти толковников (греческий перевод библии 3-го века до Р. Хр.) — «Паремии», в славянской библии — «Притчи Соломона». У свв. Отцов она называется «Панъретос София» — «Премудрость всякой добродетели». Написана книга Притчей в форме стихотворного параллелизма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

141 Приказ Верховного Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими вооружёнными силами России 21 ноября 1918 года 43. РГВА. Ф. 39499, on. 1, д. 4, л. 7. 142 Фон Шлиффен А. Речь, произнесённая 25 ноября 1900 г. на банкете в Генеральном Штабе по случаю столетия со дня рождения генерал-фельдмаршала графа Мольтке//Фон Шлиффен А. Канны. С приложением избранных статей и речей/Перевод с немецкого. М.: Воениздат, 1936. С. 377. 144 Письмо А.В. Колчака А.В. Тимиревой от 21 декабря 1917 года//«Милая, обожаемая моя Анна Васильевна…». С. 234. 148 Езеев А.Б. К вопросу о «допустимости», «легитимности» и «правомочности»… (Из истории Георгиевских наград на Востоке России в 1918–1919 гг.)//Военная Быль. 4 (133). М., октябрь – декабрь 1993. С. 10. 149 Князев В.В. Благословение Патриархом Тихоном Адмирала А.В. Колчака. [Из книги ротмистра Князева «Жизнь для всех и смерть за всех»]//Наши Вести. Издание Союза чинов Русского Корпуса. 458/2759. Santa Rosa (USA) – СПб., март 2000. С. 6–7. 150 Пребывание Верховного Правителя в Перми//Сибирский Благовестник. Еженедельный орган церковно-общественной жизни и мысли, издаваемый при Высшем Временном Церковном Управлении. Омск, 1919. 2, 15–30 марта [нового стиля?]. С. 15. 153 Письмо начальника 7-й Уральской дивизии Горных Стрелков Верховному Правителю и Верховному Главнокомандующему от 12 декабря 1918 года за 01500. РГВА. Ф. 40307, on. 1, д. 35, л. 87 об. 155 Котомкин А.Е. О Чехословацких Легионерах в Сибири. 1918–1920. Воспоминания и документы. 3-е изд. [Orange (USA)]: Antiquary, 1987. С. 32–33. 157 Отношение 2-го Генерал-Квартирмейстера 1-му Генерал-Квартирмейстеру Штаба Верховного Главнокомандующего от 30 ноября 1918 года за 18 секр. РГВА. Ф. 40307, on. 1, д. 35, л. 101. 158 См. доклад начальника Организационного отдела Управления 2-го генерал-квартирмейстера штаба Верховного 2-му генерал-квартирмейстеру от 30 ноября 1918 года за 17. Там же. Л. 48. 159 Доклад 2-го генерал-квартирмейстера штаба Верховного Главнокомандующего начальнику штаба от 25 ноября 1918 года (номер не проставлен). Там же. Л. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В. Рождественским 147 , вскоре вызывает коллективный почин оставшихся в Петербурге студентов 23-го курса, и в 1876 году возникло Общество вспомоществования недостаточным студентам 148 , которое до сего времени успело доставить последним более 220 тыс. руб. 149 Не будем говорить о тех, правда, весьма крупных изменениях в академии 2-го периода, которые теперь составляют неотъемлемую принадлежность всякого высшего учебного заведения, т.е. о том, что в состав академического персонала, кроме лиц правящих 150 , входят обыкновенно чрез выборы, иногда и по конкурсу 151 ; что доцентом может быть только магистр, т.е. не только написавший, а кроме сего опубликовавший и защитивший свою диссертацию 152 ; что экстраординатура есть уже не возвышение изредка некоторых бакалавров, а по штату положенный, непрерывный ряд лиц, выбираемых из наличных доцентов; что ординарным профессором может быть только доктор, который опять-таки баллотируется Советом в ординарные. Кроме этих лиц, по Уставу 1869 года, в число академических преподавателей вошли еще приват-доценты, конечно, представившие и защитившие сочинение pro venia legendi и сказавшие две пробных лекции. Приват-доценты сначала представляли собой институт, который резко и неудобно отделялся от остальных преподавателей и притом имел весьма неопределенное положение. Ставили и отрицательно решали вопросы: могут ли они подвергать своих слушателей экзамену, могут ли они заниматься со студентами 4-го курса, которые практически приготовлялись к учительству 153 , вправе ли они иметь положительный голос в собраниях того из трех факультетских отделений, к которому они принадлежали 154 , вправе ли они занимать штатную кафедру, когда та оказывается свободною, а штатного нет 155 . Им представлялось только читать часть такой или другой науки – или положенной по Уставу, или только полезной для академии, именно: библейское богословие Ветхого Завета, церковную географию и статистику, антропологию, наконец. И может быть, в последнем случае они могли бы доставить своему институту известную устойчивую самостоятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Так, у 70 соединяются разделенные в еврейском тексте псалмы 9 и 10 (в 9-й), 114 и 115 (в 113-й), и разделяются, соединяемые в еврейском тексте, 116 (на 114 и 115) и 147 псалмы (на 146 и 147). От этого происходит, что с 10-го по 113-й пс. у 70 числа псалмов на одно менее против еврейского текста, в начале 114 на два менее, с 116 по 147 опять на одно и с 148-го одинаковы. Принятое у 70 соединение девятого и десятого псалмов оправдывается алфавитным порядком их стихов, в остальных случаях ученые отдают предпочтение еврейскому делению. Но вообще, православному богослову, при чтении западной богословской литературы, в цитатах из Псалтири нужно принимать во внимание указанное деление и в своих сочинениях согласовывать его с делением псалмов по слав. и рус. переводам, чтобы не путать себя и читателей. В Православной церкви принято деление Псалтири на 20 кафизм: 1 каф. 1–8пс., 2 каф. 9–16, 3 каф. 17–23, 4 каф. 24–31, 5 каф. 32–36, 6 каф. 37–5, 7 каф. 46–54, 8 каф. 55–63, 9 каф. 64–69, 10 каф. 70–76, 11 каф. 77–84, 12 каф. 85–90, 13 каф. 91–100, 14 каф. 101–104, 15 каф. 105–108, 16 каф. 109–117, 17 каф. 118 пс., 18 каф. 119–133, 19 каф. 134–142, 20 каф. 143–150 пс. Это деление относится к 4 веку по Р.Х. и сделано применительно церковному чтению Псалтири за богослужением. От кого произошли и какое имеют значение и авторитет надписания псалмов? Из ветхозаветных книг видно, что священные писатели имели обычай, к сведению читателей, снабжать надписаниями свои книги и даже частные отделы их, например, пророческие речи на те или другие народы ( Ис.1:1;2:1;13:1 ; Иер.1:1;2:1;50:1 ; Авв.3:1 ), часть книг ( Притч.10:1;25:1 …) и т.п. Песни Давида и в исторических ветхозаветных книгах снабжены очень подробными надписаниями, сообщающими о писателе, цели, характере и историческом поводе к их произнесению ( 2Цар.22:1;23:1 ; 1Пар.16:8 ). По этой аналогии можно думать, что и псалмопевцы надписывали иногда сами свои псалмы, означая преимущественно, подобно пророкам свои имена и время или повод к произнесению псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010