447 Псалм. 6 – primus psalmus poenitentialis; псал. 31 (по латян. нумер. 32) – psalmus poenitentialis secundus; псал. 37 (по лат. нумер. 38) – psalmus tertius poenitentialis; псал. 50 (no лат. нумер. 51) – psalmus quortus poenitentialis; псалм. 101 (по лат. нумер. 102) psalmus quintus poenitentialis; псал. 129 (по лат. нумер. 130) psalmus sexlus poenitentialis; псал. 142 (по лат нумер. 143) psalmus septimus poententialis. Нумерация и надписания псалмов цитируются мною по лейпцигскому изданию 1822 г.: „Sacra Biblia sive Testimonium Vetus, ab. Imman. Tremellio et Francisco Junio ex liebraeo latine redditum, et Testamentum Novum a Theodoro Beza e graeco in latinum versum”. 448 Чиноноследование, совершавшееся в среду на первой неделе поста, называлось: „ordo ferae quartae in capite jejuniorum», а чинопоследование страстного четверга; „ordo officii in coena Domini quinta feria». 451 На церковную практику прямо ссылаются и франкские капятуляры: „Omnes publice poenitentes quinta feria ante pascha quae est coena Domini, ad civitotem in cinere et ciheuo in raesentiam episcopi prostrato vultu cunveniant, et ibi ав episcopo canonice et ordinabiliter, sicut in sacramentario et ordine romano centinetur, reconcilieutur atque dijudicentur, consoleuturque et praedicentur, quid deiuceps agere, quidve vitare debeaut, iustruentur, atque insuper divinis precibus per manus impositionem ab episcopo sanentur”. См. у Морина, 476. 453 Зонара к 19 лаод. „ αλλα νυν τα τν ε ν μετανοα ο γιναταις οδ ιως σχολασαντα. Δοντ. III, 488. 458 Все семь псалмов требуются в ритуалах, изданных Шмитцем (см. стр. 76, 78, 84, 91) в у Морина (стр. 150–152, 574, 594). 460 Как в псевдо-римском и мерзебургском (Wasserschleben, 363 и 330). В некоторых пенитенциалах, вместо 37-го стоит 6-й псалом, так­же покаянный и начинающийся теми же словами, как и 37-й: „Господи, да не яростию Твоею», а далее следуют 50-й и 102-й (Морин, 148). 464 Сам натриарх Мефодий был также в известном смысле италиец, так как родиною его была Сицилия. Об отношенин патриарха Мефодия к Риму см. в прекрасной книге Ф. И. Успенского: „Очерки по истории византийской образованности”. Спб. 1891, стр. 07 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

1187. Каноны на линейных нотах , в четвертку, 346 лл., полууставом XVIII в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Листы чистые 296–345; 346 лист о помарками. На переплете записи скорописью: 1) «Книга иеродиакона Феодосия Лисянского списана 1727 г. месяца июня 23 дня», 2) «Сия книга принадлежит города Новгород-северска церкви соборно Успенской». Там же с подписью известнаго директора Придворной Капеллы А. Львова заметка: «Каноны двунадесятых праздников малаго греческого распева 1727 года». Состав: каноны: 1) на дни двунадесятых праздников (1–259 об.); 2) в 39 день месяца августа о мире, 2– го гласа (260–263 об.); 3) апостолам Петру и Павлу (264–279 об.); 4) в неделю Ваий, гласа 4 (280–287), по распеву отличный от канона в ту же неделю («веханию Господню») на листах 147–160 об.; стихиры: 5) 5 гласа: Тебе одеющагося, Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго (288–291); 6) Успению Богоматери, 4 гласа. Егда изшла еси (291–292 об.); 7) Александру Невскому, 4 гласа. Да веселится днесь новый Израиль (292 об.); 8) на литии на «И ныне … : «Приидите возрадуемся Господеве» (292 об.– 293 об.); 9) задостойники: а) Да молчит всяка плоть человеча (293 об.–294 об.) и б) О тебе радуетсл (294 об.–295). 1188. Канон и неполное последование часов в Светлую седмицу на крюковых нотах , в восьмушку, 22 л., полууставом XVIII в., с разрисованною буквою (1 л.), в бумажной обложке. 1189. Несколько кафизм на крюковых нотах , в четвертку, без начала и конца, 17 лл., полууставом XVIII в., от древеснаго переплета сохранилась только часть верхней доски; от последняго листа нижняя часть оторвана. 1190. Начальное учение кто хощет знать (по линейным нотам) пение , в четвертку, без конца, 16 лл., полууставом начала XIX в., без переплета. На нижнем поле перваго листа запись: «Писана лета (1802)». За изъяснением нотных знаков (1–14) следуют песнопения: «Свете тихий» 6 гласа и «Господь воцарися» двух напевов. 1191. Псалмы 148,149 и 150 на крюковых нотах , в четвертку, 6 лл., полууставом начала XVIII в., в порванной цветной бумажной обложке; 6-й лист чистый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Народное образование задумано было Петром по обширному плану. В него входили: народные училища с обязательным учением, средние учебные заведения, специальные школы, академия наук с гимназическим и университетским курсами при ней, вызов ученых иностранцев, посылка способных молодых людей за границу для изучения европейских наук, искусств, ремесл и промыслов, собственное двукратное путешествие за границу с тою же целью, перевод и печатание множества иностранных сочинений разного содержания, печатание, также, оригинальных произведений педагогических и богословских, а равно и издание Св. Писания, по частям и в целом состав его, с комментариями и другими пособиями к чтению его. С энергией и личною неусыпною деятельностью старался Петр осуществить свой план народного образования, чтобы разом поставить русский народ на один уровень с Западною Европою в этом отношении. Результаты далеко не соответствовали, однако, усилиям великого преобразователя. В 1714 году велено было учредить во всех губерниях цифирные школы для обучения детей от 10 до 15 лет всех сословий (кроме однодворцев) – арифметике и начальной геометрии. Учение было бесплатное и обязательное; с этою целью не прошедшим курса такой школы запрещено было жениться. Но не было учителей: на каждую губернию могли быть посланы только по два учителя, всех же 47, из коих 18 возвратились назад, за неимением учеников. Постепенно освобождены были от обязательства посещать школы сначала дети дворян, затем купцов, а наконец (с учреждением синода и предполагавшихся семинарий и духовных училищ) – и дети духовенства. Заведовавший цифирными школами Скорняков-Писарев часто жаловался сенату, что они пусты, и просил о понуждении родителей отдавать в них своих детей. Понуждения делались неоднократно, но безуспешно. С 1714 по 1722 годы в школах этих перебывало всего 1389 учеников, а окончило курс лишь 93 147 . В Духовном регламенте, изданном в 1721 году, епископам поставлено было в обязанность заводить при архиерейских домах школы. В 1722 году было объяснено, что «за скудостью довольных учителей», обучение в этих епархиальных школах должно состоять из преподавания букваря, сочиненного Прокоповичем («Первое учение отроком») и славянской грамматики, изданной в Москве Поликарповым. В некоторых из этих школ учили еще Псалтырю, часослову, пению, в иных также – риторике, пиитике, толкованию евангельских блаженств, арифметике и, наконец, (в немногих) латинскому и греческому языками Из представленных синодом вследствие запроса Верховного тайного совета от 14-го июля 1727 года сведений видно, что всех епархиальных школ в империи открыто было лишь 45 148 , и в них находилось всего 4230 учеников. Иные ученики, как этих, так и цифирных школ, «бежали, другие же отстали от учения, за невзятием науки и за скорбию 149 ». В Петербурге и в Москве открыто было пять школ с курсом средних учебных заведений, но, просуществовав недолго, они закрылись, не оставив после себя никакого следа 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Скоро услышь меня, Господи», да не изнеможет «дух мой» (Пс. 142:1—2, 7), — так как Ты — Бог мой, «Милость моя, Прибежище мое и Избавитель мой» (Пс. 143:2). Ты «велик и достохвален, и величию Твоему» (Пс. 144:3) нет конца. «Восставь согбенного, разреши узника, открой очи слепому» (Пс. 145:7—8), Созидающий «Иерусалим, Господи» (Пс. 146:2). Когда же «укрепишь вереи ворот» (Пс. 147:2) Твоих, да поселюсь я внутри с сынами Твоими. Как хвалят Тебя «ангелы и все воинства Твои» (Пс. 148:2) в царстве небесном; так и я, веселясь с ними со славою в «собрании святых» (Пс. 149:1), да восхвалю и прославлю «на громогласных кимвалах» (Пс. 150:5) имя Твое святое, славное и царствующее в бесконечные века веков. Аминь. Душеспасительные размышления с Молитвенными обращениями к Го... 1. Призывание Всемогущего Бога для стяжания добродетельной жизни    Господи Боже мой, дай, чтобы сердце мое Тебя желало, желая искало, ища нашло, найдя любило; любя, очистило себя от грехов; очистив, уже не повторяло их.    Даруй, Господи Боже мой, сердцу моему покаяние, духу сокрушение, глазам источник слез, рукам щедрость к милостыне.    Царь мой, погаси во мне плотские вожделения и воспламени огонь любви Твоей.    Искупитель мой, изгони из меня дух гордости и даруй сокровище смирения твоего.    Спаситель мой, удали от меня гнев ярости и подай твердый щит терпения.    Творец мой, уничтожь горечь души моей и даруй мне, Преблагой, духовную сладость.    Подай мне, Милосердный, веру твердую, упование несомненное, любовь непрестанную.    Кормчий мой, отврати от меня суету, непостоянство мысли, заблуждение сердца, празднословие уст, похоть очей, чревоугодие, поношение ближних, любопытство, погоню за почестями, желание суетной славы, лицемерие, яд лести, пренебрежение бедными, угнетение бессильных, жар сребролюбия, зависть, хулу.    Уничтожь во мне, Создатель мой, дерзость, разнузданность, упрямство, беспокойство, праздность, сонливость, леность, шаткость мысли, ослепление сердца, оцепенение чувств, суровость нрава, непокорство добру, противление благому желанию, необузданность языка, насилие над немощными, клевету на невинных, презрение к подчиненным, бессердечие к домашним, измену по отношению к друзьям и грубость к ближним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

143 Самария, как страна или область Палестины, занимала средину Палестины, на запад от Иордана. Границы ее к северу – Галилея, к югу – Иудея, к востоку – Иордан, к западу – Средиземное море. Самария, главный город страны Самарийской и некогда столица царства Израильского, находилась в расстоянии почти трех верст на север от Иерусалима. В настоящее время от древнего славного города не осталось камня на камне, – на Месте его стоит одна бедная деревенька Сабустье (прежде город Севастия). 146 Никомидия – богатый и цветущий город в области Вифинии, в северо-западной части Малой Азии. От древней цветущей Никомидии и доселе сохраняется много развалин, свидетельствующих о ее славном прошлом. 147 Антиохия – столица Сирии, древнейший и богатейший город; Антиохия лежит при реке Оронте, верстах в 10 от впадения ее в Средиземное море, между горными хребтами Ливана и Тавра. В настоящее время Антиохия находится под турецким владычеством и представляет собою небольшой и бедный городок, в котором насчитывается до 10 тысяч жителей. 148 Бостра – город в Аравии. В древности был богатый торговый город. Теперь в развалинах. Сохранившиеся длинные ряды каменных магазинов свидетельствуют о его былом могуществе и богатстве. 149 Память святых апостолов: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена празднуется всех вместе 28-го июля св. Никанора празднуется 28 декабря и память св. Тимона 30 декабря. 150 Ефес – главный город малоазиатской провинции Асии; расположен на реке Каистре. В настоящее время на месте древнего города Эфеса находится бедная турецкая деревушка, называемая Айся-Солюк. 153 Газа – один из самых древнейших Филистимских городов, служивший пределом Хананеев на юге Палестины. Впоследствии этот цветущий город потерял все свое значение, и теперь только песчаные холмы и жалкие развалины служат свидетельством, что здесь существовал некогда великий город. Недалеко отсюда расположен новый город позднейшего происхождения, того же имени. 155 В царствование римского императора Траяна около 109 года. Память св. апостола Онисима празднуется 15 февраля

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ни на одном из трех допросов Сергей Фудель так и не дал «признательных показаний». На вопрос о политических убеждениях отвечал: «Православный» 147 . По поводу обнаружения в квартире экземпляров послания митрополита Агафангела – «сказать ничего не могу». В организациях политического характера – «не состоял и не состою». Кто принес «воззвания» – «не знаю» 148 . Лицо, предупредившее об аресте, – «называть отказываюсь» 149 . Попытку арестованной на Лубянке после допроса 12 августа 1922 года сестры Марии 150 взять на себя ответственность за появление посланий в арбатской квартире 151 Сергей решительно отвергает, как на собственном допросе, так и на очной ставке с сестрою 152 : «Показания, данные моей сестрой по этому поводу, считаю неправильными, так как послания вряд ли ей кто-либо мог передать ввиду ее малоизвестности в религиозном мире» 153 . На допросе «Фудель отказался указать ту нелегальную типографию, где эти воззвания печатались» 154 . Заявленное по итогам предварительного следствия дело о «контрреволюционной организации, противодействующей в контрреволюционных целях нормальной деятельности РСФСР» 155 явно не клеилось, а «лепить» такие дела из воздуха тогда еще в ГПУ толком не научились, чудовищная технология этого процесса была освоена позже. «Материалов для передачи дела в Ревтрибунал нет», – признал 21 ноября помощник начальника 6-го отделения секретного отдела ГПУ Я.С. Чапурин. Однако и оставление арестованного в Москве «в данное время по политическим соображениям невозможно», считал гэпэушник, потому предложил: «Гражданина Фудель Сергея Иосифовича выслать в административном порядке в Нарымский край сроком на полтора года» под надзор местного отделения ГПУ. С этим предложением согласился начальник Чапурина, тогдашний вершитель церковных дел и секретарь антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) Е.А. Тучков 156 . Такой же срок высылки в Нарым был рекомендован комиссией и для Марии Фудель 157 . 25 ноября комиссия НКВД по административным высылкам постановила С.И. Фуделя «выслать в Зырянскую область сроком на три года» 158 . Нарымский край сменили на Зырянский, возможно, в связи с тем,– что в тот же день к ссылке в Нарым приговорили митрополита Агафангела, автора того самого «крамольного» послания. А вот предложенный Тучковым при его докладе срок увеличили вдвое. Марию Фудель в тот же день приговорили к высылке в Хиву сроком на полтора года 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

В силу таких соображений талмудические авторитеты, не запрещая принимать прозелитов, в общем, однако же, к прозелитизму относятся неблагосклонно. Талмудисты, напр., ставят в упрек прозелйтам их небрежное отношение к закону и подозрительно относятся к искренности и твердости их убеждений. Относительно прозелитов высказывается предположение, что во времена Гога и Магога они отпадут от закона 144 , и потому рекомендуется соблюдать с ними осторожность. «С прозелитом», говорит раввинское правило, «будь осторожен до десятого поколения» 145 . Для Израиля прозелиты еще в древности «служили источником соблазна, так как, по раввинскому преданию, они именно некогда вовлекли израильтян в грех золотого тельца. 146 Источником соблазна служат они и теперь, потому что своим небрежным исполнением закона многих увлекают в след своих дел. Происшедшие от нечистого семени, прозелиты и по обращении остаются все-таки корнем зла, и потому дети их большею частию бывают дурны по существу. 147 «Прозелиты», говорят часто раввины, «тягостны для израильтян, как проказа» 148 . Насколько недоверчиво и неблогосклонно относились талмудисты к прозелитам, можно заключать уже из того, что в арамейском языке слово гур () от которого происходить гиора–прозелит (), постепенно дошло до значения прелюбодействовать. Разумеется, что при таком воззрении на прозелитов, талмудисты не могли быть особенно расположены к принятию их. И мы действительно видим, что талмудисты стараются затруднить для язычников вступление в общество Израиля, заставляя тщательно исследовать мотивы, по которым язычник решается принять иудейство. 149 «Кто принимает прозелитов» говорят они, «тот занимается неблагодарным делом» 150 , и отсюда устанавливают правило: «прозелита правой рукой нужно принимать, а левой должно отталкивать» 151 . Литература, относящаяся к предмету настоящего трактата и бывшая в нашем распоряжении, такова. Для уяснения общей истории разсматриваемой эпохи необходим и пока незаменим вышедший уже третьим изданием труд Schürer " a «Geschichte des Jiidischen Volkes im Zcitaher Jesu Chrieti» (у нас ссылки на 2 часть 2-го изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Пан — в греческой мифологии бог–покровитель стад и лесов, один из центров поклонения Пану — Аркадия. В поздней античности Пан начал пониматься, как бог всей природы («пан» — по–гречески «все»). 142 Брат Волк, Сестра Овца — так обращался Франциск к животным, проповедуя перед ними. Братец Кролик и Братец Лис — персонажи «Сказок дядюшки Римуса» американского писателя Дж. Харриса (1848–1901). 143 Тутанхамон — египетский фараон в 1400–1392 гг. до н. э. Он стал «свежей новостью» в 1922 г ., когда была обнаружена его гробница. 144 Реформация — начавшееся в XVI веке в Западной Европе движение за освобождение от власти пап, приведшее к разрушению единого католического мира, к образованию и становлению протестантизма как самостоятельной христианской конфессии. 145 Альбигойцы — секта, возникшая в конце XII века на юге Франции. Альбигойцы отвергали авторитет Церкви и утверждали, что весь материальный мир — зло. Святой Доминик пытался обратить их проповедью. Крестовый поход против альбигойцев был в 1222–1229 гг. 146 Бесовщина 98–го года — жестокое подавление английскими войсками восстания ирландцев в 1798 г . 147 Наполеон I Бонапарт (1769–1821) — французский политический деятель, полководец, первый консул Французской республики, затем французский император (1804–1815). Его политические симпатии к ирландцам были одной из причин непримиримости Англии в конфликте с Ирландией. 148 Эммет Роберт (1778–1803) — деятель ирландского национального движения, пытался поднять антианглийское восстание в 1803 г ., казнен. 149 Нельсон Горацио (1758–1805) — английский адмирал, погиб в Трафальгарской битве против франко–испанского флота. 150 Уэллс Герберт Джордж (1866–1944) — английский писатель, автор фантастических романов, социальных утопий. «Исторический очерк» написан в 1920 г . 151 Кафоличность — греческое слово, означающее «всеприятие», «соборность», от него образовано слово «католический». 152 Темные века — период раннего средневековья (VI–X вв.). 153 Епитимья — наказание, накладываемое священником на верующего с целью искупления совершенного тем греха (пост, молитва, отказ от каких–либо удовольствий и т. д.). 154

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

«А третья притча, по мнению Эвальда, хотя стоит и рядом с предшествующей ей, но представляет только отрывок целой притчи о царе, устроившем брачный пир для сына своего – 22:1–14» 148 . На каком основании Эвальд для своей цели разделяет одну притчу: 22:1–14 ст. на две: 1–4 и 5–14 ст.? 149 В каких кодексах или списках можно встретить ст. 1–4-й отдельно от ст. 5–14-го в одной главе 22-й Мф.? По контексту, ст. 1–14-й имеют самую тесную и логическую, и грамматическую связь, так что на две притчи решительно не могут быть делимы. Стих 4-й: «царь опять послал других рабов звать званных, но они...» Кто – они? Званные, конечно, – «пренебрегли то, пошли, кто на поле свое“» – стих 5-й. Очевидно, ст. 5-й прямо указывает на предыдущий ему ст. 4-й: «но они (οι δε), пренебрегши то (αμελησαντες!), пошли...» – кто и что «пренебрегши» (αμελησαντες)? Званные – призвание, – ст. 5-й. «Здесь, говорит Эвальд, в 22-й гл. перепутаны две, первоначально очень различные притчи» 150 . Но какие именно? Кем? Когда? С какою целью? И что, по крайней мере, служит признаком их перепутанности? Все это неизвестно. Напротив, очевидна полнейшая связь всей притчи: ст. 1–14, 22-й гл. Мф. И если при такой связи можно эту притчу считать составленною из двух, то и всякую другую, вопреки грамматической и логически последовательной связи её; так что опять можно будет составить не семь только, а много более притчей в одну группу. Если равно неблагоприятно для теории считать третью притчу второй группы, которая есть, собственно, часть четвертой, за особую, как и третью с четвертой за одну третью, целую притчу, т. е. разделять или не разделять третью притчу – о царе (22:1–14) на третью и четвертую; то, в силу логической и грамматической связи содержания этой притчи о царе, должно считать ее целостной и, по счету теории, третьей притчей. А так как вместо первых, по теории, четырех, на самом деле только три притчи стоят рядом в Евангелии от Матфея: 21,22:1–14 ст., то следует, что и вторая группа состоит только из трех притчей рядом стоящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

История нищенства, казачества и кликушества на Руси. М., 1997, сс. 84-85. 146 Цит. по: Прыжов И. Г. История нищенства, казачества и кликушества на Руси. М., 1997, с. 85. 147 Цит. по: Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. – Новгород, 1900, с. 48. 148 См. Лавров А. С. Колдовство и религия в России 1700-1740 гг. М., 2000, с. 129. 149 Цит. по: Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. – Новгород, 1900, с. 110. 150 См.: Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. – Новгород, 1900, с.48. 151 свят. Филарет, митроп. Московский. Мнения, отзывы и письма. М., 1998, с. 205. 152 Дело о кликушах. Заседание уголовного департамента Санкт-Петербургской судебной палаты, 2-го мая//Церковно-общественный вестник. 1874, 12 мая. сс. 5-6 и 15 мая, сс. 6-7. В Петербурге Устюжский приговор был отменен, ибо было сочтено, что кликушество – это нервная болезнь. 153 См: Прыжов И. Г. История нищенства, казачества и кликушества на Руси. М., 1997, сс. 90-91. 154 Crouzel H. Origen. Sibiu 1999, p. 79. К сожалению, «Процент глубокоученых и высокоталантливых пастырей был сравнительно невелик даже и bIV веке. Некоторые пастыри того времени в странном самообольщении ничего не хотели слышать ни о каких требованиях касательно умственного развития, как скоро им сообщена благодатная сила в рукоположении, которая, по их разумению, должна была заменить естественную развитость ума, но, конечно, не заменяла» (Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до Х века. Спб., 1997, с. 261). 155 Алмазов А. И. Врачевальные молитвы. К материалам и исследованиям по истории рукописного русского Требника. Одесса, 1900, сс. 98-99. 156 Алмазов А. И. Проклятие преступника псалмами. К истории суда Божьяго в Греческой церкви. Одесса, 1912, сс. 1-3. 157 Красножен М. [Рецензия на книгу] Алмазов А. И. Проклятие преступника псалмами. К истории суда Божьяго в Греческой церкви. Одесса, 1912//Византийский временник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010