Глинская пустынь участвовала в содержании Курского военного госпиталя, существовавшего на средства монастырей епархии. В тяжелом 1917 году эта обитель пожертвовала в пользу духовных учебных заведений Курской епархии 700 руб., которые были распределены между Курской Духовной семинарией (500 руб.) и Старооскольским Духовным училищем (200 руб.) 1472 . Обитель по-прежнему оказывала помощь населению. При пустыни сохранилась больница с аптекой 1473 , где богомольцы получали медицинскую помощь и лекарства. По-видимому, до самого закрытия обители существовал и Дом трудолюбия (в 1919 г. в нем обучалось 20 мальчиков 1474 , более поздние сведения о численности учеников не сохранились). В описи имущества монастыря, составленной при его закрытии, значатся карты, глобусы и другие учебные пособия 1475 . Кроме того, после 1917 года из-за недостатка священнослужителей на приходах Глинская пустынь направляла туда своих иеромонахов, которые с разрешения архиерея совершали также таинства Брака и Крещения 1476 . Всей многоплановой деятельностью монастыря вплоть до его закрытия мудро руководил о. Нектарий. Он много потрудился и как администратор, и как душепопечитель. Еще в 1914 году он был награжден наперсным крестом, а в 1918 – представлен к награде «по обстоятельствам военного времени»: возведен в сан архимандрита и награжден палицей 1477 . Не только настоятель, но и многие монашествующие Глинской пустыни в 1917–1919 годах были удостоены наград. Так, в 1917 году синодальные награды (наперсные кресты) получили благочинный пустыни иеромонах Назарий (Авдеев) 1478 и ризничий иеромонах Виталий (Миркин) 1479 . В 1918 году четверо иеромонахов Глинской пустыни были награждены набедренниками 1480 . В 1919 году иеросхимонах Иоанн (Макаров), иеромонахи Пионий (Дробязко) и Николай (Калиный) «за долголетнюю монастырскую жизнь и усердное прохождение монастырских послушаний» были также награждены наперсными крестами 1481 . Постепенно наступление на Церковь Христову, которое проводила советская власть, затронуло и Глинскую пустынь 1482 . Сначала было значительно сокращено монастырское землевладение. К началу 1919 года у обители оставалось лишь 627 десятин земли 1483 по сравнению с 1346 десятинами в 1917 г. 1484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Императорским указом, являющимся по мнению Гарнака образцовым произведением императорской церковной политики 1469 , Констанций имеющим собраться в Аримине и Селевкии епископам предписал, чтобы «они наперед разрешили спорные вопросы касательно веры, а потом на основании церковных законов, рассмотрели дела епископов, жаловавшихся на несправедливое низложение или изгнание их и обсудили обвинения, возведенные на некоторых из них. Когда же все будет исследовано – писал царь – пусть оба собора отправят по десять человек ко двору для извещения 1470 о своих определениях царя, чтобы он мог видеть, по смыслу ли св. писания рассуждали они друг с другом и касательно этого предмета постановить, что окажется лучшим 1471 . Предпринимая все эти меры, император думал помешать разрыву и путем личного влияния восстановить единство церкви. Положение его было до нельзя трудное. В качестве единодержавного императора всей римской империи он должен был являться представителем мира церквей западной и восточной, церквей, догматические воззрения которых в это время были диаметрально противоположны. Приобретая восток, император терял запад и обратно. Между тем как политик и как искренний христианин Констанций желал восстановить единство церкви и соединить обе половины своей империи единой верой. Первым открылся еще в мае месяце 359 года в Армине 1472 западный собор. Акты собора утеряны. До нас сохранились лишь фрагменты 1473 . Массу ценных известий дает Сульпиций Север 1474 . Число собравшихся простиралось до 400 1475 , но из них не более 80 принадлежало к арианской партии 1476 . Образ мыслей прочих характеризовался тем, что все духовенство Галлии и Британии за малыми исключениями были против того, что предлагал Констанций 1477 . После неудачной попытки кассировать осуждение Афанасия 1478 , приступили к обсуждению вероопределения 1479 . Урзаций и Валент, Герминий, Авксентий миланский и один паннонский епископ Гай 1480 предложили подписать четвертую сирмийскую формулу, на том основании, что она утверждена императором 1481 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Как ни многочисленны могли быть 1475 разночтения текста, в раннее время вошедшие в Новый Завет, они однако не имели и не имеют особенно серьезного значения. С самого своего начала Церковь без страха и смущения смотрела на это явление, и из сравнения, по различным критическим началам, более 700 рукописей оказывается, что новозаветный текст не потерпел никаких существенных изменений. Варианты, вызванные преимущественно 1476 догматическими стремлениями, весьма немногочисленны, потому что, – как это понятно и по самому существу дела, – для догматических целей изменения могли быть сделаны только в важнейших местах, а важнейшие места в те времена, когда возможны были изменения для этой цели, сделались уже слишком общеизвестны. И нельзя думать, чтобы существенные догматические изменения текста были сделаны еще в первые времена Церкви, еще до Климента Алекс., и таким образом вкрались бы во весь критический аппарат. Эти повреждения должны были происходить или от членов православной Церкви, или же от еретиков. Но православные, при их уважении к истории, не могли подумать о повреждении текста; оно было даже и невозможно, при рано образовавшейся внутренней связи отдельных частей православной Церкви. Если же еретики были обвиняемы православными в повреждении текста (так в особенности Маркион во 2-м веке Иринеем и преимущественно – Тертулианом и Епифанием) 1477 : то с одной стороны многие из повреждений текста, приписывамых еретикам, особенно Маркиону, сводятся 1478 к мелочам, к существующим виде чтениям 1479 (причем еретики имели и правильные 1480 чтения), к ошибкам 1481 переписчиков и т. под., или же к различию текста у самих православных 1482 . И ни эти еретические разночтения текста, ни действительные и очевидные повреждения текста еретиками, особенно Маркионом, как они встречаются у него 1483 , не были никогда принимаемы в наш новозаветный текст, но всегда были устраняемы из него как произведенные еретиками, относительно текста которых Церковь изначала была крайне бдительна 1484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Кто не весть блаженаго Димитриа Прилучскаго, о немже многы повести списаны обрящеши. Презренна богатства, лишение делних всех, понеже бо мимотекущиа аки уметы 1475 вменив, да сладкаго Христа приобрете (Л. 253 об.)//и последова Тому по Того заповеди: непобедимое оружие Крест вземши 1476 и лукаваго сети стре по данней ему благодати. Вем во отцех великаго Макариа Желтовотцкаго, небеснаго человека, земнаго ангела, кормчию и вожда, преизящна иноческому жительству, в чюдесех же многа и предивна. Что же Ефрем и Сава Вешерскый – Новоградская славо; кто умом или словом их труды от дел же чюдеса изследит. Блажен во отцах великий Аврамие Ростовская похвало, предивен в чюдесех сиая в добродетелех, аки деньница. Даром же от Господа украшен – скруши идола искони, иже злодей враг, ненавидя рода человечя, нанесе блаженому срамоту, но не язву, и обратися болезнь его на главу его 1477 , ибо того разумнаго (Л. 254)//адаманта укрепляше Господь и наипачеж удиви его пресветлыми чюдесы: во мраце страстие озаряа всю Рускую землю яко деньница. Сей убо мертвости душетленныа избави молитвами си человечество, самая бо Благодать Божиа того наставляше. Любимцы, придете почюдимся великаго отца: не требует бо человеческаго языка, но о горних житие бо горних в перьстней плоти поживе. Кто не весть блаженаго Дионисия Глушитцкаго, смирение показавшаго, ибо смиренным, по Апостолу, самая Истина Бог благодать дает 1478 . Той же и трпение показа с кротостию, о нем же рече Господь: Блажени кротцы, ибо ти наследят землю 1479 . Той же пролитию слезам источник бе, о нем же рече Господь: Блажени плачющеи, ибо ти утешатся 1480 . Той же иноком предобрый (Л. 254 об.)//наставниче и благое украшение и виде Господь его добродетели даром чюдес обогати его. Ублажаю чюднаго Феодора и дивнаго Павла и Козму славнаго и пречюднаго. О вы, звезды Ростовскиа, овоже сей Владимерская похвало, иже на Яхрени. Блажим во отцех блаженаго Павла Обнорскаго – пустынное воспитание отцем, слава исправлениа бо того вселенней суть свет. Что же ли в отцех Макарие Колязинский? Кто от земных исповесть труды его и болезни, или кий язык изречет жестокое житие его, понеже в высоких чртозех добродетели предуготовав.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Лопатинская . Лорецкая 190 14 снт. Лукьяновская Рождество Богород. 8 снт. 1426. Львовская (явившаяся 28 апр. 1182 г. дьячку – Илариону Симашке в г. Львове) 28 апр. Леньковская Спасительница утопающих 191 20 дек. Леснинская 14 снт. 1558. Любечская 192 7 мая. Люблинская 193 1 окт. Ляданская . 1479. Макарьевская Одигитрия 17 снт. 1471. Макеларитисса (в монастыре ее имени в Греции, в епархии Калавратон). Максимовская 194 18 апр. Мариупольская . – См. Бахчисарайская. Марьиногорская (в Марьиногорской Успенской церкви, приписанной к Покровской Новосельской церкви, Минской епархии). Мателикийская 195 29 мая. Мати Дево 196 в неделю Всех Святых. Мглинская Смоленская 197 2 мрт. Межецкая 198 26 фвр. Межиричская 199 8 снт. Меланхрини . – См. Араб-Панагия. Мелетинская 200 26 мрт. Мельнинская (в с. Мельня, Конотопского y., Чернигов. губ.) в 10-ю пятницу по Пасхе. Милостивая Киккская 201 12 нбр. Милующая . – См. «Достойно есть». Минская 202 13 авг. Мирожская Знамение 24 снт. 1524. Мироносицкая или Даревококщайская 1 мая. 1452. Мироточивая (см. Писийская, Пимновская, Устюжская и др.). Миртидийская или Миртовая (явившаяся на о. Кифире или Чираго и называемая также «Чиригиотисса») 24 снт. Михайловская 203 23 авг. Миасинская. – См. Азуровская. Млекопитательница 204 12 янв. и (другая) 15 авг. Модекская или Косилская 205 20 июн. Молдавская 206 13 мрт. Молдавская Афонская. – См. Чудесно изобразившаяся. Молченская 18 снт. 1474, 1475, 1517. Монемвасийская 24 мая. 1546. Мохнатинская 207 12 окт. Муромская-Рязанская 208 12 апр. Мышновская (в с. Мышкове, Стародубского y., Черниговской губ.). Мятинская 209 1 окт. Нарвская 210 14 авг. Находящаяся над вратами 211 21 янв. Неамонийская 212 20 мая. Неаполитанская . Недреманное око 213 Спасово 29 мая. Недремлющее око 29 мая. 1564. Непорочная Дева . He рыдай Мене Мати . Нерукотворенная Камулианская 214 15 мая. Нерукотворенная Печерская. – См. Ахиротипная. He сгоревшая во время пожара 215 12 янв. He сгоревшая в огне . – См. Григориатская. Неопалимая Купина 4 снт. 344, 1420, 1430, 1511.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Мастера взялись, и митрополит назначил большой сбор серебра со всех священников и монастырей на церковное строение, а бояре и гости добровольно давали деньги; когда серебро было собрано, приступили к делу, разрушили старую церковь и начали строить новую; но когда на третий год стали сводить своды, здание рухнуло. Великий князь послал во Псков за тамошними мастерами, пришедшими из Немецкой земли; мастера приехали, осмотрели рухнувшее здание, похвалили гладкость работы, но похулили известь, которая растворялась жидко, не клеевито, что и было главною причиною непрочности дела. Псковским мастерам, однако, не дали поправить ошибку Кривцова и Мышкина; по всем вероятностям, София Фоминична, приехавшая незадолго перед тем в Москву, уговорила мужа вызвать из Италии более надежного художника, и великий князь, отправляя в Венецию Семена Толбузина, велел ему искать там церковного мастера. Толбузин нашел в Венеции много мастеров, но только один из них согласился ехать в Москву за десять рублей в месяц жалованья: то был болонский уроженец Аристотель Фиоравенти; и его даже насилу отпустили с Толбузиным. Аристотель привез сына Андрея и ученика Петра; осмотревши старые церковные работы, он похвалил гладкость их, но сказал, что известь не клеевита и камень не тверд, почему и объявил, что начнет все делать снова; остатки прежнего строения разбил стенобитною машиною-бараном. «Удивительное дело! – говорит летописец. – Три года делали, а он меньше чем в неделю развалил, не успевали выносить камень!» Аристотель съездил и во Владимир; осмотревши тамошнюю церковь, он похвалил ее и сказал: «Это работа каких-нибудь наших мастеров!» Печь для обжигания кирпича он устроил за Андроньевым монастырем, делал кирпичи уже прежних, но продолговатее и тверже; чтоб разломить их, нужно было прежде в воде размачивать; известь также велел мешать густо, так что когда засохнет, то и ножом нельзя расколупать; для поднятия камней вверх Аристотель сделал колесо; чудно было смотреть, как поднимали колесом камни, прицепив их за веревку! В 1475 году начал Аристотель свои работы, в 1479-м кончил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Мч. Иоанн Воин, с житием. Икона. Посл. четв. XVIII в. (РГИАХМЗ) Мч. Иоанн Воин, с житием. Икона. Посл. четв. XVIII в. (РГИАХМЗ) Большее распространение получили краткие циклы из неск. сцен, помещенных в среднике иконы, по сторонам образа И. В. в рост (иногда они заключались в медальоны или фигурные картуши). Старейшие памятники подобного типа связаны с Поволжьем, и прежде всего с Ярославлем: фреска юж. галереи ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1703-1704) и икона из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (30-е гг. XVIII в., ЯХМ). При существенных различиях в составе сюжетов оба произведения объединяет образ И. В. как защитника от воров: на фреске представлены ограбление дома и явление святого ворам, а на иконе - ограбление и возвращение украденного хозяину. Сходные сцены известны и по более поздним памятникам, среди к-рых преобладают домашние иконы, часто из категории «расхожих» (2 иконы 2-й четв.- сер. XVIII в., Галерея Академии, Флоренция; икона 1-й пол. XIX в., собрание банка «Интеза - Сан-Паоло», палаццо Леони Монтанари, Виченца; прорись XIX в., Гос. музей палехского искусства; большая икона посл. четв. XVIII в. в Георгиевской ц. Рыбинска ( Хохлова. 2009. Кат. 145)), и гравюры, нередко служившие образцами для икон ( Ровинский. Народные картинки. Кат. 1475-1479. С. 613-614). Массовое бытование таких памятников указывает на важность этого аспекта почитания И. В. в XVIII в. (эпизод с ворами в более лаконичном виде есть и в пространных циклах XIX в.). Хотя в надписях на нек-рых произведениях этой группы говорится о возвращении имущества «некоему господину» («человеку») или «Вельмянину», сцены с кражей не имеют лит. основы, т. к. Житие И. В. лишь в общих чертах указывает на помощь святого в подобных ситуациях. В изобразительном же искусстве этот мотив был конкретизирован как посмертное чудо И. В. Наряду с произведениями такого типа писались иконы с краткими циклами, где эпизод с ворами отсутствует, а все сцены посвящены только деяниям и исповедническому подвигу святого.

http://pravenc.ru/text/471095.html

на скымах... – Схима – особое монашеское одеяние, одеваемое монахами, принявшими схиму – высшую монашескую степень. 362 ...ста в церкви святыа Богородица. –Успенский собор в Кремле. Успенский собор, сохранившийся до нашего времени, был построен в 1475–1479 гг. на месте одноименного собора XIV в. 364 ...приступи къ чюдотворному образу... юже Лука... написа... – Икона Владимирской Божьей матери, считавшаяся написанной евангелистом Лукой (на самом деле произведение византийского художника нач. XII в.; в настоящее время – в Третьяковской галерее), была перенесена Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Позже была перенесена в Москву. 365 ...прииде къ гробу... Петра митрополита... – Петр – митрополит всея Руси с 1305 по 1326 г. Был погребен в заложенной им самим в 1326 г. в Москве первой каменной церкви Успения святой Богородицы. Вскоре после смерти Петр был канонизирован, считался святым покровителем Москвы. 366 ...въ Фроловъскыа врата... и в Констяньтино-Еленскыа... – Фроловские – нынешние Спасские ворота Кремля; Константино-Еленинские ворота в настоящее время заложены. 368 ...Еовдокя, и княгини Владимерова Мариа... – Евдокия – жена Дмитрия Донского; Мария – жена князя Владимира Андреевича Серпуховского. 372 ...на Котелъ дорогою... – Дорога на юг, по направлению κ Серпухову. Котел – небольшой ручей, впадавший в Москву-реку. На нем было расположено село Нижние Котлы; ныне это место входит в черту Москвы. 374 ...князи Василиа и князя Юриа. – Во время Куликовской битвы Василию (будушему великому князю московскому Василию Дмитриевичу) было девять лет, Юрию – шесть лет. 375 ...поимъ с собою... гостей сурожанъ... – Сурожанами назывались купцы, торговавшие с богатым колониальным генуэзским городом на берегу Черного моря в Крыму – Сурожем (современный Судак). Большинство из этих перечисляемых имен купцов-сурожан исторически достоверны. 381 ...князь Андрй Полотскый и князь Дмитрей Брянскый... – Андрей и Дмитрий – сыновья великого князя литовского Ольгерда. Β 1378 г. князь Андрей Полоцкий бежал в Псков, а затем приехал в Москву κ великому князю Дмитрию Ивановичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Награда за последнее очищение велика, уверяет Евагрий: γνσις οσιδης, «сущностное знание о Боге» 1473 , «субстанциональное познание божественности» 1474 . Как приблизиться к этому познанию? Разумеется, речь не может идти о познании, совпадающем с тем, которое Бог имеет о Себе Самом и которое основано на предположении, что мы Ему единосущны 1475 . Его можно описать как «видение умом своего собственного сияния». Ссылаясь на Василия Великого , Евагрий говорит о «сиянии света, свойственного уму», и самые чистые ощущают, как они омываются им во время молитвы 1476 . Человеческий ум, который есть образ Божий, становится чистым светом, и на этой умственной вершине он «отражает свет Пресвятой Троицы» 1477 . Мистика Евагрия не есть мистика экстаза. Из дионисийской формулы αυτο κα πντων κστασις, исхождения из себя и из всего сущего 1478 , Евагрий принимает исхождение «из всего сущего», но не «из себя». Кроме того, он не употребляет слово «экстаз» (разве только в отрицательном смысле). Для него гностическая жизнь есть возвращение к себе 1479 , но в этом возвращении «ум созерцает Святую Троицу» 1480 . То, что делает ум образом Божиим, – это, в сущности, его связь с Троицей, а точнее, его способность созерцать Ее. Одним словом, «подобает уму предаваться созерцанию... ибо в этом состоит его жизнь» 1481 . «Молитва приготавливает ум осуществлять то действие, которое ему свойственно» 1482 , а «из всего сотворенного только одному уму свойственно достигать ведения Святой Троицы» 1483 . Схематически мысль Евагрия можно представить в достаточно простой форме, но именно эта кажущаяся простота вызывает многочисленные возражения. Вполне законно можно поставить такой вопрос: не разрушает ли такое устранение понятий именно то, что Евагрий хочет спасти – разумность человека? И здесь нас поражает удивительное сходство с мистикой нирваны, отказывающейся от всякой мысли. Вот почему необходимо рассмотреть это учение не только исходя из используемых понятий, но и с точки зрения ценности, которую христианин может придать им, как и истолкования их последующей традицией.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Наконец выражение «сердце как вместилище любви» в христианстве обретает особую глубину. Любовь, как свидетельствуют ученики Иисуса, есть дар и проявление Св. Духа. Однако дух «пребывает» в том сердце, которое бьется в унисон с сердцем Христовым. Феофан Затворник , комментируя отрывок из апостола Павла, в котором тот исповедует свою любовь к верным (Флп. 1 :8), ссылается на слова Иоанна Златоуста : «Таковое сердце дается только истинным рабам Его. Таким-то сердцем, говорит [апостол], (я люблю вас); как бы так сказал: люблю вас сердцем не простым, но пламеннейшим, Христовым» 1472 . Принцип единения между людьми и со всем космосом Любовь, по своей природе, есть сила объединяющая. Вот почему она есть принцип всеединства, критерий истины 1473 . Под термином «объективного всеединства» в предыдущих главах мы понимали видение мира как «органического целого» 1474 . Но поскольку это единство онтологично, совершенно необходимо наличие силы, действительно способной соединить различные реальности. Эта сила – любовь. Божественная любовь являет себя в божественной Софии, пронизывающей каждое существо 1475 . Именно сердце позволяет человеку вступать в отношения со всем, что существует. «Если центр существа человеческого есть сердце, то им он входит в связь со всем существующим» 1476 . Феофан Затворник убежден, что великое дело воссоединения всего мира осуществится прежде всего в сердце человека и посредством сердца 1477 . Конечно, воссоединение вовлекает в себя все существующее, но особенно это относится к соединению человеческих существ. «Есть некоторый особенный путь общения душ через сердце. Один дух влияет на другой чувством» 1478 . Сердцеведение (kardiognosia) старцев заключалось именно в этом. Чтобы соединиться с другими, пишет Б. Вышеславцев , недостаточно «солидарности» Руссо или Робеспьера. «Прежде всего можно сказать, что у этих людей нет сердца, а следовательно, они потеряли мистическую связь с ближними и с Богом» 1479 . Что же касается единения с космосом, то в жизни святых можно найти достаточно примеров, показывающих, какие чувства они испытывали к животным и к растениям 1480 . Святые были способны ощущать «невыявляемое изумление перед тайной бытия» 1481 . Точка соприкосновения Бога и человека

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010