Закрыть itemscope itemtype="" > «Здесь как было, так и ныне - сердце всей Руси Святой...» Московский Кремль. Фоторепортаж 09.11.2016 842 Время на чтение 8 минут «...Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал», - так в 1836 году, полемизируя с западником и либералом Чаадаевым, сказал о России и истории нашего государства Александр Сергеевич Пушкин . Это замечательное высказывание великого русского поэта мне вспомнилось на Соборной площади Московского Кремля. Здесь под открытым небом государственного историко-культурного музея-заповедника, в «сердце всей Руси Святой» (как назвал Московский Кремль поэт Валерий Брюсов) - можно сказать, предстает вся многострадальная и героическая история нашей страны. То многолюдная от российских и иностранных экскурсантов, то через несколько минут опустевшая Соборная площадь занимает самую высокую часть кремлевского холма, ее окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого. Сооружённый в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти белокаменный Успенский собор был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Здесь венчали на царство русских государей, избирали и поставляли на престол глав русской церкви, совершали торжественные молебны перед военными походами и по случаю побед русских войск. Здесь оглашались государственные акты и совершались ритуалы погребения митрополитов и патриархов. Так в 1547 году в Успенском соборе был венчан на царство первый русский государь Ивана IV Грозный. 26-го октября 1612 года русскими ополченцами под руководством Минина и Пожарского был освобожден от польско-литовских захватчиков Кремль. Радость победителей была омрачена известием о смерти умученного поляками Патриарха Московского Гермогена - идейного вдохновителя народного восстания 1612 года. Первым при освобождения Кремля поспешил в Успенский собор бывший в ополчении князь Хворостинин. «Покажите мне могилу отца нашего! Покажите мне могилу начальника нашей славы», - воскликнул он, и когда ему показали место захоронения священномученика, мужественный воин горько и долго плакал.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН II (Санин; † 28.08.1515, Москва), архиеп. Ростовский и Ярославский. Сын мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина († между 1475-1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого . В. от «юности сопребывал» с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от руки прп. Пафнутия Боровского († 1477), после пострига для духовного руководства был вручен, очевидно, прп. Иосифу, впосл. вспоминавшему об этом. В. поддержал брата в его намерении ввести общежительный устав в Пафнутиевом боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре . Поскольку планы прп. Иосифа встретили сопротивление со стороны братии, преподобный вместе с неск. иноками, среди к-рых был В., покинул обитель. Вместе с прп. Иосифом В. подвизался в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , где произошло разлучение братьев; позднее В. неск. раз посещал волоцкого игумена в его обители. О расставании прп. Иосифа и В. известно из письма Иосифа брату, написанного в период пребывания на первосвятительской кафедре митр. Зосимы , «осквернивъшаго святительский великий престол», т. е. в 1491-1494 гг. Прп. Иосиф призывал брата к совместной борьбе против ереси жидовствующих . Из послания становится известно, что В. в Москве говорил о еретиках с Суздальским еп. Нифонтом и вел. кн. Иоанном III Васильевичем . (Будучи в столице, В. узнал о чудесной помощи мч. Никиты «некоему человеку-поселянину», свидетельство об этом сохранил Иосифо-Волоколамский Патерик .) Не позднее 1502 г., когда влияние покровителей еретиков (снохи вел. князя Елены Волошанки и внука Димитрия Иоанновича ) при дворе вел. князя стало ослабевать, В. был поставлен игуменом Симонова Нового в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В июле того года В. получил новую жалованную грамоту от Иоанна III на владения обители. В. настоятельствовал в Симоновом мон-ре 4 года и за это время получил также жалованные грамоты на земли, находившиеся в уделах близких к прп. Иосифу князей - Юрия Иоанновича Дмитровского и Иоанна Борисовича Рузского. При В. в мон-ре подвизался его племянник, духовный писатель и книгописец инок Досифей (Топорков) .

http://pravenc.ru/text/149889.html

Благовещение. Ок. 1473 г. (Галерея Уффици, Флоренция) К первым годам профессиональной деятельности Л. да В. относится участие в создании картины «Крещение» Верроккьо для мон-ря Сан-Сальви во Флоренции (ок. 1470-1472 и 1475, Галерея Уффици, Флоренция). Л. да В. приписывают пейзажный дальний план и голову левого ангела, которые разительно отличаются по манере исполнения от стиля учителя. В пору пребывания Л. да В. в мастерской Верроккьо было написано «Благовещение» для мон-ря Монте-Оливето-Маджоре (ок. 1473, Галерея Уффици, Флоренция). Влияние стилистики мастерской сказалось прежде всего в появлении несколько нарочитой детали all " antica (напоминающий резной рим. жертвенник мраморный пюпитр, стоящий перед Мадонной), в типе жен. фигуры, а также в общем тяготении к жестковатой трактовке драпировок и пластики. Характерные для мастерской Верроккьо детали (прическа Богоматери, Ее одеяние с драгоценной фибулой, ваза с цветами) и устоявшийся иконографический тип воспроизведены Л. да В. в «Мадонне с гвоздикой» (ок. 1474-1478, Старая пинакотека, Мюнхен), одной из его первых живописных работ. В картине Л. да В. на смену рельефной проработке формы и твердому линеарному контуру, свойственным флорентийской живописи Кватроченто, приходит смягченная светотеневая моделировка объема со слегка размытыми, будто тающими очертаниями, создающими иллюзию световоздушной среды, в к-рую помещена фигура Девы. Сквозь окна за спиной Мадонны открывается вид на далекую горную гряду, исполненный в манере, типичной для зрелого стиля Л. да В.,- с использованием законов математической, воздушной и цветовой перспективы. В случае с близкой этой картине по композиции «Мадонной с гранатом», или «Мадонной Дрейфуса» (ок. 1470-1472, Национальная галерея, Вашингтон), авторство Л. да В. является дискуссионным. Более поздним временем датируется «Мадонна Бенуа» (ок. 1479-1481, ГЭ), в к-рой живое, непосредственное общение юной Богоматери с маленьким Спасителем, взирающим на цветок крестоцвета (аллюзия на крестную Жертву Христа), а также внимание к проработке пластики фигур напоминают камерные рельефы Антонио Росселлино, Мино да Фьезоле и Дезидерио да Сеттиньяно на тот же сюжет. «Мадонна Литта» (ок. 1480-1485, ГЭ), хотя пейзаж в ней принадлежит, очевидно, кисти Л. да В., дописана другим художником. Портрет Джиневры де Бенчи (ок. 1476, Национальная галерея, Вашингтон), единственная ранняя работа Л. да В. в этом жанре, свидетельствует о его знакомстве с нидерландскими образцами, прежде всего с портретами работы худож. Ганса Мемлинга.

http://pravenc.ru/text/2463395.html

Фома Каэтан. Неизв. художник. Нач. XVII в. (Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия) Основными источниками сведений о событиях жизни К. являются его собственные краткие автобиографические замечания, встречающиеся в различных сочинениях; офиц. переписка и др. документы, сохранившиеся в архивах ордена доминиканцев, архивах Ватикана и др. архивных собраниях и б-ках (часть этих документов до наст. времени остается неопубликованной); биографические очерки, созданные лицами, непосредственно знавшими К. и общавшимися с ним. Мн. документы и рукописи из личного архива К. после его смерти хранились в ц. Санта-Мария-сопра-Минерва и впосл. были утрачены в результате пожара. Существуют 3 ранние биографии К., к-рые значительно отличаются друг от друга с т. зр. подробности и достоверности сообщаемых в них сведений; они были собраны и опубликованы М. Я. Лораном ( Laurent. Les premières biographies. 1934/1935). 1-я и наиболее краткая из них составлена историком-доминиканцем Леандро Альберти (1479-1552) и включена в состав его соч. «О знаменитых мужах ордена проповедников» (De Viris illustribus ordinis Praedicatorum, 1517; текст см.: Laurent. Les premières biographies. 1934/1935. P. 446-448). Автором 2-й биографии является доминиканец Бартоломео Спина (ок. 1475-1546), составивший в 1518 г. предисловие к изданию «Комментария» К. ко 2-й части 2-й кн. «Суммы теологии» Фомы Аквинского и включивший в это предисловие описание жизненного пути и ученых заслуг К., выдержанное в духе панегирика (текст см.: Ibid. P. 449-454;=VitaSp.). Наиболее важной и полной является 3-я биография в форме пространной речи (oratio), составленная Джованни Баттистой Флавио (1482-1544), который с 1518 г. и до смерти К. исполнял обязанности его личного секретаря (текст см.: Ibid. P. 456-490;=VitaFlav.). Созданное Флавио жизнеописание отличается высокой фактической достоверностью, содержит ряд неизвестных из др. источников сведений о поздних годах жизни К. и ценных наблюдений, касающихся его взаимоотношений с современниками (подробнее см.: Kalkoff. 1912). Впервые эта биография была опубликована вскоре после смерти К. в качестве приложения к изданию его «Комментария» на Книгу Иова; в том же издании была помещена краткая биография-панегирик в стихотворной форме (carmen), также созданная Флавио (Oratio et carmen de vita... Thomae de Vio Caietani// Thomae de Vio Caietani, Cardinalis Sancti Xisti, In librum Iob Commentarii. R., 1535). Восстановление хронологии жизни К. значительно облегчает его привычка помещать в конце почти каждого сочинения указание на свое местонахождение и дату завершения работы.

http://pravenc.ru/text/1683993.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ [Баттиста Мантуанский; лат. Baptista Mantuanus; итал. Battista il Mattovano; наст. имя Спаньоли (Spagnoli) Джованни Баттиста] (17.04.1447, Мантуя, Италия - 20.03.1516, там же), блж. католич. Церкви (пам. зап. 20 марта), реформатор ордена кармелитов , поэт, представитель христ. гуманизма. Отец Педро Модовер, исп. дворянин на службе у герц. Мантуанского (отсюда фамилия и прозвище Spagnoli - Испанец). Б. М. получил гуманистическое образование, изучал грамматику в Мантуе у Грегорио Тифернате, философию в Павии (школа Паоло Багеларди), в 1475 г. в Болонье получил степень д-ра богословия. В 1464 г. Б. М. был принят в мон-рь реформированных кармелитов в Ферраре, ок. 1470 г., уже учась в Болонье, стал священником. C 1483 г. неск. раз избирался генеральным викарием, а в 1513 г. возглавил орден кармелитов. Был сторонником церковных реформ, известен аскетизмом и личным благочестием. Б. М. прославился как один из лучших итал. авторов, писавших на латыни. Его творчество охватывает различные жанры: это назидательные сочинения «О блаженной жизни» (De vita beata), «О терпении» (De patientia), политические памфлеты, посвященные событиям Итальянских войн и готовящемуся крестовому походу против турок, полемика с «языческим» гуманизмом, апологетические сочинения (в т. ч. в защиту собственных стихотворений). Среди поэтических сочинений (в общей сложности ок. 55 тыс. стихов) выделяются такие, как «О бедствиях моих времен» (De suorum temporum calamitatibus: In 3 vol. Bologna, 1479), где представлены картины голода и чумы, тур. угрозы и гражданской войны, всевластия 7 смертных грехов («монстров») и изгнания Добродетели, призывающей к объединению христиан; похвала девственности Марии (Parthenice mariana: In 3 t. Bologna, 1481), посвященная Пресв. Богородице и 6 св. девам - Екатерине, Маргарите, Агафии, Лучии, Аполлонии и Цецилии; «Отрочество» (Adolescentia, seu Bucolica. Mantua, 1498), получившее высокую оценку Эразма Роттердамского , назвавшего Б. М. «христианским Вергилием». Широко почитался кармелитами, беатифицирован папой Львом XIII в 1885 г.

http://pravenc.ru/text/77504.html

Скачать epub pdf 95. Иван III Васильевич, великий князь московский и всей Руси сын Василия II Васильевича Темного, великого князя московского и всей Руси, от брака с Марьей Ярославной (в иночестве Марфа), княжной боровской, внукой князя Владимира Андреевича Храброго (см. 52). Родился в Москве 22 января 1440 г.; после ослеплении отца князем Дмитрием Шемякою (см. 75) отвезен с братом первоначально к князю Ивану Ряполовскому с Боярово (под г. Юрьевым-польским Владимирской губернии), потом к Шемяке в Переславль-Залесский, наконец к отцу в Углич, откуда сопровождал отца в Тверь, где семилетним ребёнком обручен на пятилетней княжне Марье Борисовне Тверской (см. 122) в 1446 г.; ходил при полках московских отражать казанцев от пределов владимирских и муромских в 1448 г., объявлен соправителем отца в 1450 г.; участвовал в походе отца до Устюга на Шемяку; и отряжен с боярами к берегам р. Сухоны в 1452 г.; отразил татар от берегов Оки в 1459 г.; наименован князем псковским в 1460 г.; приезжал из Пскова в Москву с посольством, просил помощи Пскову на немцев в 1461 г.; по смерти отца своего беспрепятственно сел на Великокняжение в 1462 г.; утвердил независимость Рязани и Твери в 1464 г.; посылал рать к Казани в 1467 г., на черемисов в 1468 г., опять к Казани в 1469 г.; размирился с Новгородом в 1470 г.; выступил из Москвы войною на Новгород 20 июня и битвой на р. Шелони 14 июля смирил Новгород, обязавшийся] выплатить великому князю до 80 пудов одного серебра; возвратился в Москву 1 сентября 1471 г.; покорил землю Пермскую (Биармию) и счастливо сбыл с рук нашествие татар Ахматовых 1472 г.; двигал рать в Ливонию и начал военные действия против Литвы в 1473 г.; заключил дружественный союз с Менгли-Гиреем ханом крымским, в 1474 г.; начал и кончил совершенное покорен» Новгорода в 1475–1477 гг., поссорился с братьями, князем Борисом волоцким (волоколамским) и князем Андреем угличским, в 1479 г. сбыл, еще счастливее первого, второе нашествие Ахматово, покончившее собою слишком двухвековую зависимость Руси от татар, в 1480 г.; воевал земли Ливонского ордена в 1481 г.; начав строение нынешних стен московского Кремля, присоединил к Москве удел Верейский и Тверь, на которую ходил войною лично в 1485 г.; покорил Казань, взятую воеводой князем Даниилом Холмским 9 июля 1487 г.; покорил Вятку и получил первую дружественную грамоту от Фредерика III, императора немецкого, в 1489 г.; созывал собор в Москве для рассмотрения ереси «жидовствующих» и 1490 г.; заключил в оковы брата своего, князя Андрея угличского, а удел его присоединил к Москве и, обрадованный открытием первых серебряных рудников на р. Цыльме в Печерском крае, окончил строением московскую Грановитую палату в 1491 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Московский Кремль: Патриарший Успенский собор Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Первое каменное здание Успенского собора Московского Кремля было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор — первый каменный храм Москвы — был построен на месте существовавшего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-79) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси. В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви св. Иоанна Богослова, были перенесены в собор. Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный храм. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом: из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем. Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1481 по 1515 г. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-43 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

http://patriarchia.ru/db/text/136651.htm...

Патриарший Успенский собор Московского Кремля 28 августа 2006 г. 16:00 Патриарший Успенский собор Московского Кремля — одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси. Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский; здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). Митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам св. апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора. С именем святителя связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская». По преданию, икону написал сам свт. Петр в бытность свою юным иноком на Волыни. Икона была подарена им митрополиту Максиму; позднее она хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь. Дошедший до нас список написана через несколько десятилетий после кончины святителя. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (в 1475-1479 гг.) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась  преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/136423.htm...

Успенский собор Московского Кремля Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Патриарший Успенский собор Московского Кремля — одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. Содержание История [ править править код ] История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси. Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский; здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). Митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам св. апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора. С именем святителя связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская». По преданию, икону написал сам свт. Петр в бытность свою юным иноком на Волыни. Икона была подарена им митрополиту Максиму, позднее она хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь. Дошедший до нас список написан через несколько десятилетий после кончины святителя. Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НУНЦИЙ Встреча Президента РФ В. В. Путина с нунцием в Москве, архиеп. Ч. Мильоре. Фотография. 2016 г. Встреча Президента РФ В. В. Путина с нунцием в Москве, архиеп. Ч. Мильоре. Фотография. 2016 г. [Лат. nuntius - посланник, вестник; офиц. название должности - апостольский нунций (лат. nuntius apostolicus)], постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола. Н. возглавляет дипломатическое представительство Папского престола - нунциатуру. По статусу Н. равен чрезвычайному и полномочному гос. послу, но имеет принципиальное отличие от него: если гос. посол, защищая интересы монарха или правительства перед др. монархом или правительством, занят решением только политических (реже экономических) вопросов, то Н., отстаивая интересы папы Римского перед светскими монархами и правительствами, представляет также Римского понтифика перед католич. Церковью в той или иной стране, т. е. занимается не только внешнеполитическими, но и внутрицерковными проблемами на подведомственной ему территории. Исторически Н. является преемником папских апокрисиариев , отправлявшихся с дипломатическими миссиями в Византийскую империю , и папских легатов, к-рых Римские понтифики посылали на церковные Соборы, на значимые для католич. Церкви мероприятия, на переговоры с главами гос-в, назначали на время крестовых походов и т. д. (подробнее см. в ст. Легат ). Первым Н., на постоянной основе представлявшим Папский престол в другой стране, был Антонио Якопо Веньер, к-рого в 1450 г. папа Римский Николай V (1447-1455) направил ко двору Хуана II, кор. Кастилии и Леона (1406-1454). Деятельность этого Н. в последующие 20 лет подтверждается документами. С 1471 по 1483 г. в королевстве Кастилия и Леон в качестве Н. находился болонский каноник Лианноро де Лианнорис. В 1484 г. папа Римский Иннокентий VIII (1484-1492) отправил к «католическим королям» Изабелле I Кастильской (1474-1504) и Фердинанду V (II) Арагонскому (1479-1516) своего Н.- Джованни Вентурелли, еп. Чезенского (1475-1486). Т. о., с сер. XV в. на территории Испании появилось папское представительство, действовавшее на постоянной основе. Направляемые Папским престолом Н. сменяли друг друга. Они назначались не с короткой миссией, не для решения к.-л. определенного вопроса, а должны были постоянно пребывать при иностранном монархе.

http://pravenc.ru/text/2577993.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010