57 Владий, прозванный Διβολος и Πασσαλωτς, разбивши в 1462 г. многочисленное войско турецкое и вторгшись в Болгарию, пленил 24000 турок и болгар; но, когда Магомет 2 сам выступил с 200000 войска, Владий убежал в Венгрию, а Валахия была опустошена (Κομας, τ. 7, 382). – Стефан разбил на голову многочисленное войско турецкое при озере Соковиссе в 1475. 17 январ., (395–396). 59 Напр. на соборе, составившемся для исследования обвинений, взведенных на патр. Марка Ксилокараба, будто он достигнул сана помощью денег, царица Мария прекратила несогласия между епископами, возведши на патриарший престол филиппопольского митрополита Дионисия. Μελετ. t. 3. 6. 332. 60 Особенно св. горе Афонской. Раичь, кн. 9, гл. 6. стр. 339–340. Попечение ее об Афонских монастырях доказывается грамотами, дарованными ею от 1479 г. монастырям Хиландару и св. Павлу и хранящимися в этих монастырях. Грамотами она утвердила за этими обителями доход (из 1000 перпер), который прежде посылали дубровничане в опустевший монастырь св. Архистратига в Иерусалиме. Желая провести остаток дней своих в уединении, благоч. Мария, оставивши Константинополь, поселилась близ Афонской горы в селе Ежеве, вместе с сестрой своей Екатериной, бывшею за Ульрихом, графом Апулийским, основала два монастыря: Косеницу и Струмицу и скончалась здесь мирно в глубокой старости. Умирая, она завещала прекрасные и плодоносные поля свои святогорским инокам, которые, разделивши их между собою назвали их Каламария (добрая Мария) и доселе владеют ими. 64 Κομας, ч. 7. 422–428. В грамоте к Венецианам он писал: «ego dominus ет гех tolius omnis, quod sub sole cernimur; missus a supera providenmia magni Dei, desmrucmor fidei christianorum... (Turcogr. lib. 4. p. 344.). 68 Главная подать харачь вытребовалась к началу турецкого праздника Байрама. Заплативший ее получал билет, на котором изображено вверху имя вел. визиря, в средине имя заплатившего, с изображением внешнего вида его и возраста, а внизу имя сборщика. Этот билет, изменявшийся ежегодно по цвету бумаги, нужно было носить во время сбора подати с собой и показывать сборщику. Elssner. с. 7. s. 323–324.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

73 . Феодор, юродивый Новгородский, скончавшийся 19-го Января 1392-го года. О времени установления местного празднования ничего не может быть сказано. 1474 74 . Мефодий Песношский, основатель Николаевского Песношского монастыря, который находится в Дмитровском уезде Московской губернии, скончавшийся 14-го Июня 1392-го года. Древнейший известный список службы ему относят к концу XVII века; до 1732-го года мощи его находились в деревянной часовне, а в сем последнем году сооружена над ними церковь во имя преп. Сергия Радонежского и его самого. 1475 Но сейчас указанному начало местного празднования ему с вероятностью может быть относимо к концу XVII-haчaлy XVIII века. 75 и 76 . Сергий и Герман Валаамские, основатели Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, относительно времени жизни которых известно только то, что первый из них пришел на остров Валаам в 1329-м году. 1476 О начале местного празднования (теперь совершаемого дважды, – 28-го Июня и 11-го Сентября) ничего не может быть сказано. 77–82 . Алфановы братья. В Новгородском Антониевом монастыре почивают под спудом мощи пяти родных братьев: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, по фамилии Алфановых, которые в 1775-м —224— году перенесены в Антониев монастырь из построенного братьями и в сейчас указанном году сгоревшего девичьего монастыря Сокольницкого. О жизни братьев достоверного ничего неизвестно, но с некоторою вероятностью можно относить ее к концу XIV–haчaлy XV века. 1477 О начале местного празднования 1478 им (4-го Мая) ничего не может быть сказано. XV века: 83 и 84 . Феодор и Павел Ростовские, основатели находящегося в 15-ти верстах от Ростова Борисо-Глебского Устьинского монастыря, из которых первый скончался в 1409-м году, а второй неизвестно, когда вскоре после первого. О начале местного празднования (22-го Октября) в Борисоглебском монастыре ничего не может быть сказано. 85 . Сергий Нуромский, основатель упраздненного Спасо-Преображенского Нурсмского монастыря, который находился в Грязовецком уезде Вологодской губернии, скончавшийся 7-го Октября 1412-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано, кроме того, что служба известна по рукописям XVI века 1479 из (чего, впрочем, ничего не следует).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

79 В. Ключевский, Сказания иностранцев о моск. государстве, е. с., стр. 187; И. Забелин, Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст., М. 1872, стр. 45 и т. п. 82 Рукоп. Соф. библ. 1468, л. 178 об. – 179; рукой. Имп. II. Б. Погод. 1566, Q. л. 57; Временник О. И. и Др. Р., VIII, 1850, Смесь, стр. 50. 84 Рукоп. Соф. библ. 1468, л. 178–179. В XV веке даже московские церкви были по своим размерам очень невелики. Успенский собор, до его перестройки в 1475–1479 году, был значительно менее современного. Троицкий собор в Сергиевой лавре, построенный в 1422–1423 году, в длину имел (с алтарем) 9 саженей, а в ширину 6 саженей (Е. Голубинский, Преп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра, Серг. посад, 1892, 165). Редкое исключение составлял Владимирский Успенский собор, построенный при Андрей Боголюбском (см. там же). О величине новгородских церквей см. в сочинении А. Макария, Археол. опис. церковн. древн. в Новгороде, ч. I, М. 1860, стр. 25, 54 и друг. 85 Рукоп. Соф. библ. 1468, л. 178 об. – Рукоп. Кир. библ. 732–989, XVII в. (1630–1648 г.), см. на обороте белого листа. 86 «В лето 7006-е (т. е. 1497) совершена бысть (т. е. закончена) великая церковь Успение Пресвятей Богородицы в Кирилове монастыре и освящена сентября в 8 день (Рукоп. Соф. библ. 501, л. 68 об.–69). Тот же год указан и в рукописи Имп. Публ. Библ., Погод. 1554 (П. М. Строева), л. 20 и в рукоп. Кир. библ. 490–747 л. 449. Здесь кроме того прибавлено: «освещена бысть того же году на Рожество Святыя Богородице месяца сентября в 8 день». Но так как год начинался тогда с сентября и постройка одних стен церкви продолжалась не менее 5 месяцев, то очевидно, что сооружение и освящение ее не могло случиться в одном и том же 7006-м сентябрском году. 87 Рукоп. Имп. Публ. Библ., Погод., 1554 (Строева 98), л. 22 об.; Рукоп. Соф. библ. 501, л. 68 об.–69. Составитель «Истории росс. иерархии» не указывает времени ее сооружения (ч. IV, 391). Очевидно, что церковь была построена на мести прежней (деревянной?), существовавшей уже в 146 5 / 6 – 6974 г., ибо, по свидетельству кирилловского архимандрита и археолога Варлаама (см. его рукописное описание Кириллова монастыря, хранящееся в том же монастыре), в отрывке монастырской описи XVIII в. он видел список с антиминса, данного в церковь Введения в 6974 году. Церковь Введения находится на югозападе от соборной церкви Успения (сравн. Историю росс, иерарх., ч. IV, 391; Муравьев, Русск. Фиваида на севере, е. с., стр. 184, 192–193; Опись Кир. монастыря 1601 года, в Рукоп. Бир. библ., 71–1310, л. 196). Местоположение церкви см. на приложенном плане Бороздина (под 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

936 Того же году обретохъ написание Офонаса Тверитина купца... – Далее помещено «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Ссылка летописца на то, что он «обрел» это сочинение в 1475 г., свидетельствует ο том, что запись и включение «Хождения» в летопись были осуществлены составителем свода, а не его преемником, работавшим в 1518 г., 43 года спустя. 938 Внутри же стенъ ... положи. – Между столпами прокладывались связи в виде деревянных или железных балок, в стены закладывались связи в виде металлических скреп; правило – поперечный брус в ткацком станке, веретено – ось вращения. 939 На столпы же ... насквозь камение то збито. – Описан процесс возведения подпружных арок, на каждый столп опирается по четыре арки. Кружало – опалубка для возведения арок. 940 Егда же б князь великий въ Новгороде ... и наместники посажа. – Рассказ Независимого свода 80-х гг. об окончательном присоединении Новгорода в 1477–1478 гг. краток и, возможно, фрагментарен. Β своде 1518 г. под 6985 (1477)–6986 (1478) гг. помещен обширный рассказ из Московского свода об окончательном покорении Новгорода. Этого рассказа явно не было в своде 80-х гг., где сохранилось лишь косвенное упоминание новгородских событий в связи с рассказами ο Казани и Пскове, отсутствующими в других летописях. 941 ...Василъя Образца въ судехъ да Бориса Слпца. – Об участии Бориса Слепца Тютчева в Казанском походе 1478 г. в великокняжеских летописях не упоминается. 942 ...полати же подл олтарь ... учини... – Ризница была помещена на сводчатом перекрытии над приделем Похвалы Богородице за иконостасом. 943 Свяща же церковь митрополитом Геронтей... гнвъ Божий приходить. – Спор об обряде освящения Успенского собора и других новопостроенных церквей, продолжавшийся и после 1479 г., отражал противоречия между великим князем и митрополитом, обнаружившиеся (как сообщает Ростовский владычный свод – Типографская летопись) еще в 1478 г., когда Геронтий поддержал князя Михаила Верейского в споре с ростовским архиепископом Вассианом Рыло из-за главенства над Кирилловым монастырем. Позиция Геронтия, отвергавшего «хождение посолонь» при освящении церкви, очевидно, больше соответствовала традициям греческой церкви и была поддержана зарубежным иерархом, молдавским епископом Василием, написавшим русскому митрополиту особое послание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Further, Diaspora Judaism, which suffered serious ill effects from the Palestinian revolt, 1467 had strong reasons to avoid any association with apocalyptic messianic movements, especially those which prophesied the destruction of Rome (as in Revelation). Institutional leaders in the synagogue might well side with the Yavneh authorities against prophetic movements like the early Christians, and would have good reason to wish to dissociate themselves from Christian activities. It is unlikely that much of the Jewish community persecuted Christians directly; 1468 but it is likely that some felt they had good reason to hand them over to the Roman authorities, once Christians were perceived as disloyal to the emperor. 1469 Revelation seems to presuppose a situation in which emperor worship had become an increasingly important sign of fidelity to Rome. 1470 One cannot protest that the imperial cult would not have affected Christians this early; in fact, it probably affected them much earlier. 1471 Divine honors had long before been accorded Julius Caesar at the permission of his successor Augustus; 1472 Tiberius continued the tradition for Augustus; 1473 and most other emperors were posthumously deified in the West, 1474 but regarded as divine even in their lifetimes in Roman Asia. 1475 Emperor worship was prominent in many of the cities mentioned in Revelation, 1476 hence likely in Johns circle of churches; Ephesus was one of the most notable centers of the imperial cult. 1477 Many scholars have argued that in the West the gesture was more or less symbolic, but the imperial cult throughout Italy suggests otherwise. 1478 Certainly Claudius, who supported the worship of Augustus in Alexandria and permitted Alexandrians to grant himself divine honors, 1479 warned that excessive divine honor would offend his colleagues in the Western empire. 1480 Demanding worship during one s lifetime in the West usually seemed to be madness 1481 and impiety. 1482 In any case, in the East, the very antiquity of ruler worship would lead to a more serious interpretation of the act.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Благовещенская церковь на Тверской улице Благовещения Пресвятой Богородицы церковь (каменная) на углу Тверской улицы и Благовещенского переулка была построена в 1666–1680 гг. на месте прежней деревянной. Около 1719 г. обвалился свод церкви, после чего был выстроен новый барочный восьмерик, освященный в 1732 г. В 1735 г. началось дело об устройстве придела свв. Зосимы и Савватия Соловецких, освященного в 1774 г. в теплой трапезной. Отдельно стоявшая колокольня была построена в 1750-х гг. В 1868 г. выстроена новая трапезная с приделами свт. Николая и свв. Зосимы и Савватия Соловецких. В 1901 г. церковь обновлялась, а в 1929 г. ее разрушили. На ее месте выстроен жилой дом (Тверская, 25). Архангельский собор в Кремле Первая постройка церкви архангела Михаила относится к концу XII в. Каменный собор построен в 1332 г., затем перестроен князем Иоанном III. Иконостас работы 1680–1681 гг. С 1606 г. в соборе почивают мощи св. отрока Димитрия. В настоящее время – музей. Успенский собор в Кремле Успенский собор Московского Кремля первоначально был построен в XIII в. По просьбе Московского митрополита Петра, предвидевшего скорое возвышение Москвы, в 1326–1327 гг. был заложен и выстроен новый храм. В 1472 г. митрополит Московский Филипп предпринял перестройку обветшавшего собора. Ныне существующий каменный собор был построен в 1475–1479 гг. итальянским архитектором А. Фиораванти; расписан в 1642–1644 гг., иконостас выполнен в 1653 г. Главный престол патриаршего собора посвящен Успению Пресвятой Богородицы, приделы: вмч. Димитрия Солунского, апостолов Петра и Павла, Похвалы Пресвятой Богородицы. В Успенском соборе происходили венчания на царство всех русских царей, интронизации митрополитов и патриархов, здесь же погребали московских митрополитов и патриархов. В нем покоятся мощи святителей Петра, Ионы, Филиппа, Макария, Феогноста, Киприана, Фотия, Иова, Гермогена. В 1918 г. собор закрыли. В 1950-е гг. в нем открылся музей. С 1990 г в соборе совершается богослужение в дни памяти святителей Московских и в особые праздничные дни. Чудов монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Бурное развитие церковной архитектуры на Руси было прервано нашествием войск хана Батыя в 1238 году и подчинением русских земель Золотой Орде. В последующие десятилетия многие храмы были сожжены или разрушены, прежние центры храмоздательства пришли в упадок. Последняя четверть XV u haчaлo XVI века ознаменовались строительством четырех выдающихся памятников русской архитектуры на территории Московского Кремля – нового Успенского (1475–1479), Благовещенского (1489) и Архангельского соборов (1505–1508), церкви Ризоположения (1484–1486) и храма-колокольни святого Иоанна Лествичника (1595–1508), известной под именем «колокольни Ивана Великого». В совокупности они составили единый храмовый комплекс, призванный подчеркнуть роль Москвы как нового церковного центра Руси. Ко времени строительства кремлевских соборов на Руси прочно укоренилась традиция отделять алтарь от остальной части храма высокой стеной икон, получившей название иконостаса. Византийская храмовая архитектура первого тысячелетия не знала такого явления: алтарь отделялся от храма прозрачной преградой. В конце первого – начале второго тысячелетия в пространство между колоннами алтарной преграды стали помещать иконы Христа и Пресвятой Богородицы. Однако в греческой традиции иконостас никогда не доходил до таких размеров, какие характерны для послемонгольской Руси: до сего дня на греческом Востоке иконостасы делаются главным образом одноярусными, с невысокими царскими вратами, а иногда и вовсе без царских врат. Другим видимым отличием русского храма от византийского стала форма купола, которая на Руси постепенно приобрела луковичный характер. Тенденция постепенного увеличения высоты подкупольного барабана с одновременным уменьшением диаметра купола наметилась еще в Византии. На Руси эта традиция продолжилась, но при этом сама форма купола также приняла иные, более «вертикализованные» очертания. Генезис луковичной формы куполов, так же как и время появления этой формы в русском церковном зодчестве, является предметом дискуссии между учеными. Некоторые датируют ее появление XIII веком 50 , другие – значительно более поздним временем, например, рубежом XVI u XVII веков 51 . Некоторые также полагают, что луковичная форма была навеяна формой шлема русского воина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 28-й день. Житие и жизнь Преп. матери нашей Фелофии; списано Патриархом Терновским Евфимием, л. 1430 – 1457 об. Нач. «Отечеству убо блаженныя сея град Моливот, сице обычно зовомый бяше, во стране Памфилийстей.» В той же день слово на преставление св. Игнатия Епископа Ростовского чудотворца, л. 1458–1461. Нач. «Прославим убо, братие, Всемилостивого Бога и Пречистую Его Матерь.» В 29-й день Житие и пощение и рождество и мучение св. Преп. мученицы Феодосии; мучена при Константине Кавалине рекомем Гнои, образа ради Господа нашего И. Христа, еже есть сентилакти, л. 1462–1469. Нач. «Иже приобщитися святых памяти везде лепо есть и полезно.» Сказание жития св. праведного Иоанна Христа ради юродивого Устюжского нового чудотворца, л. 1470. Нач. «Во граде Устюге обон пол реки глаголемый Сухоны.» О извещении св. Иоанна, л. 1475. О проставлении его, л. 1479 об. Похвала св. блаженному Иоанну, л. 1480 об. О поставлении церкви над телом блаженного Иоанна, л 1483. Чудо от гроба Святого, л. 1483. Описание жития св. Иоанна, л. 1484 об. Июнь В 1-й день. Житие Преп. Дионисия чудотворца Глушицкого, л. 6–53. Нач. «Сей убо Преподобный отец наш Дионисие бысть в нощней стране.» О Павле пустыннице, л. 19. О Преп. Макарие, л. 20 об. О Архиеписк. Ефреме града Ростова, л. 34. Наказание Архиепископа (Ефрема) к Преподобному Дионисию, л. 37. О Амфилогие священнике пришедшем к Преподоб. Дионисию, л. 39. О Тарасие Пермстем игумене, л. 42. В той же день и Сентября в 9-й день житие и пребывшие вкратце Преп. игумена Иосифа града Волока-Ламского, л. 54–90 об. Нач. «Весь бе не от славных в пределех и во уезде града Волока-Ламского, нарицаемая Язвище. О князе Юрьи, л. 118. Послание Преп. Иосифа. К В. Князю Василию Ивановичу всея Руссии, л. 125. Грамота духовная Преп. игумена Иосифа, л. 127 об. Нач. «Во имя Святыя, Единосущныя и Живоначальныя Троицы.» О князе Андреи Голенине, л. 135. О Андрее Квашнине пореклу Невежа, л. 138. об. О иноке Исихии, л. 144. О сын! болярском Димитрии великого Новаграда, л. 146 Послание Иосифа игумена Волотского, л. 148–190. Нач. «Господину моему Ивану Ивановичу грешный чернец Иосиф.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В XIII в. позиции христианства в Аварии и отдельных районах Юж. Дагестана (напр., в Табасаране) были прочными ( Атаев. 1963. С. 129; Марковин. 1987. С. 38). В приписке 1310 г. к Евангелию из собрания М. А. Магалашвили говорится о существовании в Д. неск. епархий ГПЦ: Анцухской, Цахурской и Хунзахской. Груз. католикос Евфимий III (1310-1325) видел правосл. храмы в разных местах Д., в т. ч. в Цахуре и Хунзахе (История народов Сев. Кавказа. М., 1988. [Т. 1]. С. 234). В груз. синодике XV в. из Синайского монастыря упоминается о наличии в Д. груз. митрополии. С нач. XIV в. христианство теряет значение гос. религии в Аварском княжестве, а после опустошительного нашествия Тамерлана (1395-1396) и распада Грузии, начавшегося с 60-х гг. XV в., Православие здесь постепенно уступает место исламу. Достаточно продолжительное сосуществование христианства и ислама на нек-рых землях Д., по крайней мере в XIV в., подтверждают эпиграфика (Хунзах) и упоминание итал. миссионеров о правосл. еп. Лазаре Таркинском, перешедшем в католичество. Католич. проповедники проникали в Д. через итал. колонии Крыма и Тамани. В 1358 г. католич. еп. Матреги (ныне Тамань) Иоанн Зихский, черкес по происхождению, докладывал в Рим, что его епархия достигла Железных ворот (Дербента), а с 1363 г. упоминалось «епископство Каспийских гор». Согласно булле 1401 г., миссионеры-минориты «евангелизировали передние части страны Кайтагской»; названы миссии в городах «Comuch, Thuma, Tarchu [Тарки], Dergweli/Dawech [Доргели или Дюбек], Michaha [Мекеги]». Все эти города лежат в полосе разрушительного нашествия Тамерлана 1396 г., сопровождавшегося поголовным истреблением «неверных». Римская курия пытается укрепить здесь католичество: в 1421 г. в Китик (?) назначен епископ, доставивший папскую индульгенцию для верующих «Каспийских гор». Однако захват турками К-поля (1453) и ликвидация ими итал. колоний на Чёрном м. в 1475-1482 гг. пресекли связи Кавказа с Римом. Посетивший Дербент в 1479 г. венецианский дипломат И. Барбаро писал о посылке к кайтагам францисканцев, но в 1493 г. он же, со слов миссионера-доминиканца, сообщал о поголовном истреблении католиков в Д. в 1487 г. (видимо, имеется в виду поход ардебильского шейха Хайдара).

http://pravenc.ru/text/168606.html

Впервые это имело место еще в 1303 г., вторично – при митрополите Феогносте, в 1331-м и в 1337–1338 гг. По настойчивой просьбе митрополита Феогноста и Великого Князя Симеона Иоанновича, Константинопольский Собор в 1347 г. уничтожил свое прежнее определение о Галицко- Волынской митрополии, которую так желали иметь Литовские князья, и даровал Святителю звание «Предпочтенного митрополита и экзарха всея Руси». Велика заслуга митрополита Феогноста перед Церковью и Россией в выдвижении им инока Алексия, подвизавшегося в московском Богоявленском монастыре. Двенадцать лет состоял последний в должности митрополичьего наместника и тем самым все больше знакомился с делами митрополии. Святитель Феогност, грек по происхождению, полностью приобщился к новой своей родине. Отлично зная вред удельной системы, оценивая церковное и государственно-объединительное значение Москвы, он отказался от греческой точки зрения на замещение митрополичьей кафедры в России. Эти основания, равно как и знание огромных личных достоинств его ближайшего сотрудника побудили Святителя выдвинуть, в качестве своего преемника, тогда уже епископа Владимирского, святителя Алексия, род которого – черниговские бояре Бяконты – тесно был связан с Московскими князьями. Митрополит Феогност преставился 11 марта 1353 г., послужив четверть века Русской Церкви. 14 марта тело его было положено в Успенском соборе, в приделе поклонения веригам св. апостола Петра, близ чудотворного гроба св. митрополита Петра. Мощи его обретены были нетленными в 1471 г. В 1475 г. мощи Святителей, почивавших в Успенском соборе, перенесены были из вновь строившегося храма в церковь преп. Иоанна Лествичника . Когда был окончен строением Успенский собор, раки святых митрополитов были торжественно перенесены обратно 27 августа 1479 г. В XVI и XVII вв. св. Феогност значился в числе почитаемых усопших. Местное празднование св. Феогноста установлено было в 1805 г. и днем памяти его указано 14 марта. Позднее стало совершаться общецерковное празднование.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010