Успения Божией Матери, в Симоновом монастыре. Строилась с 1379 года, освящена 1 октября 1405 года при митрополите Св. Киприане. В 1476 году купол был разрушен молнией, и заменен новым. В 1832 году были пристроены ризница и придел Казанской Божией Матери. При обновлении 1891 года покрытие купола получило новую форму, не соответствующую четырем боковым декоративным главам. Спаса Нерукотворного Образа, в Андроньевом монастыре. Построена в 1420–1428 годах при митрополите Св. Фотии. Сложена из белого камня. Купол рушился при пожаре 1812 года, и заменен новым. В 1840–1850 годах пристроены приделы: 1) Успения Божией Матери, 2) Преподобного Андроника. II. Время митрополитов Московских и всей России Космы и Дамиана, что в Старых Панах. Иначе называется «Успения Божией Матери, что в Старой Певчей». Находится в Китай-городе, в Космодамианском переулке, близ Карунинской площади. Состоит из двух церквей и трапезной при них. Древнейшая часть – алтарь Космодамианской церкви, упоминающейся уже под 1468 годом. Над этим алтарем находится древнее помещение упраздненного в 1878 году придела Иоанна Златоуста . Успенская церковь пристроена с севера в средине XVII века. Нынешняя трапезная и колокольня построены в 1803 году. Успенский со6ор. Строился с июня 1475 года по указаниям Великого Князя Uoahha III и митрополита Геронтия зодчим Фиоравенти. Освящён 12 августа 1479 года. Приделы устроены за главным иконостасом и получили те же наименования, какие были при первом здании собора, стоявшем с 1327 года, а именно: 1) Димитрия Солунского, 2) Похвалы Богородицы, 3) Поклонения веригам Апостола Петра. В начале XVIII века последний был переосвящен во имя Апостолов Петра и Павла. Риз Положения Божией Матери во Влахерн. Находится у югозападного угла Успенского собора. Строилась с 1484 года, освящена 31 августа 1486. Была домовой церковью митрополита, а с 1656 года стала одной из дворцовых. Четырехскатная кровля – поздняя, в древности была «по закаморам». Золоченая глава с 1837 года имеет форму, не соответствуюшую древности этой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

«Держи ум твой во аде, и не отчаивайся» 1472 . Это слово Господне, укрепившее сердце Силуана, насколько странным это ни покажется, принесло ему духовную победу. Господь повелел Силуану держать ум во аде, и тот немедленно приобрел великие познание и опыт, которые исправили его жизнь через обогащение благодатью и познание Божие. Как сам он свидетельствует, он начал делать так, как его наставил Господь, и его душа обрела покой в Боге 1473 . Ему было дано орудие, которым смиряется душа, сокрушается сердце, исчезают греховные помыслы, очищается ум, и благодать находит место, чтобы обитать в верном 1474 . Он научился смирению во Христе, которое делает человека подобным Богу. Благодаря этому слову Господа Силуан осуществил переход от гнета страстей к свободе Духа Божия, от смерти в жизнь. Тогда Силуан, как и праведные всех времен, воспел победную песнь 1475 . Как же слово Господне освободило Силуана от брани врага и добавило к его мере силу духа и постоянство жизни? Это случилось, потому что слово Господне наставило Силуана на путь Самого Господа. Через соблюдение заповеди Господней расширяется сердце и человек становится недоступным для врагов. Как мы уже упоминали в начале главы, знамение Ионы есть путь Господень. И апостол Павел говорит, что победа пришла в мир со схождением Христа во ад и Его последующим восхождением. Следовательно, когда Господь указывает Силуану (а через Силуана всему нашему поколению) на ад, Он указывает человеку на путь схождения, путь вниз. Он предлагает ему орудие и путь к стяжанию смирения, так что, уподобившись Ему, человек мог достигнуть духовной победы. На этом пути, как говорит старец Софроний: «Водимые Духом Святым – никогда не престают осуждать себя, как недостойных Бога», 1476 – и шествовать вниз к вершине опрокинутой пирамиды, ко Христу, Который несет тяжесть всего бытия и берет на Себя грех мира 1477 . Тем, которые считают себя достойными восхождения, не испив предварительно чаши схождения, Господь определенно говорит: «Не знаете, чего просите» 1478 . И Капернаум, который ложно искал «знамения» 1479 , отличного от знамения Ионы, Господь осудил: «И ты Копернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» 1480 . При этом Он вознес и оправдал мытаря, который «не смел даже поднять глаз на небо», но, молясь с самоосуждением, исполнил закон Христов, гласящий: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» 1481 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

И никоим образом то, что по усвоению и благодати прилагается к кому-либо, не отменяет имеющего [это] от природы. Так и «изъ Негоже», употребляемое по отношению к творениям, не низводит к уподоблению им и к свойственному им смирению высокое и Божеское [достоинство] Духа, но за Ним сохраняется в собственном смысле слова «изъ Негоже», так как Он есть из сущности Отца. Распространяется же [это определение] и на них, так как не-сущие приходят в бытие от Бога. Чрез Сына, конечно же. А если у Духа нет никаких преимуществ перед творениями по той причине, что применительно к Тому и другим употребляется выражение «из Негоже», то пусть они нам скажут, чего ради, когда вселяется в нас Отец 1474 , в нас пребывает Христос, а когда кто-либо другой, из числа творений, – ангел, например, или архангел, – говорит или действует в нас, не говорится еще, что Христос и Бог обитает в нас? А там, где существует такая разница, как же не необходимо исповедовать и саму природу отличной, так что одни суть творения, а Другой – творческий [Дух], по природе сущий в Отце и в Себе, в свою очередь, носящий Творца по причине тождества природы и неотличимости сущностных качеств? ИНОЕ. Пишет неким людям Павел, весьма правильно мысля и говоря: «Елицы бо Духомъ водятся, суть сынове Не бо духа работы паки въ боязнь, но Духа о Немже Авва Отче» 1475 . Следовательно, если Дух Святой показывает сынами Божиими тех, в ком обитает, и соделывает причастниками божественнаго естества 1476 , так что отныне мы, соединившись с сущимъ надъ всми Богомъ 1477 , с дерзновением взываем: «Авва Отче», – то Он не к рабам и не к творениям причтен, но, скорее всего, от природы облечен достоинством Божественной сущности, существуя в ней, и ею чрез Сына будучи подаваем святым, и поэтому Он – боготворящий и призывающий в сыновство [Богу] тех, в ком Он оказывается. ИНОЕ. Паки написано: «Самый Духъ спослушествуетъ духови нашему, яко есмы чада 1478 . Ибо как сущий из сущности подающего Его святым, т. е. Христа, и так как мы, когда Божие Слово вселяется в нас Духом и обитаем в нас, восходим к достоинству сыноположения, имея в себе Самого Сына, по об разу Коего и преобразуемся причастием Его Духа, и, восходя к равному образу дерзновения, дерзаем говорить: «Авва, Отче» 1479 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Предчувствуя свою кончину, он назначил епископа Владимирского Алексия (память его 12 февр.) своим преемником. Паству свою он объезжал очень часто, с первого же года своего приезда на Русь. В последний год его жизни юный отшельник Варфоломей (будущий прп. Сергий — память его 25 сент.) прибыл в Радонежские леса и обратился к нему за благословением создать церковь во имя Пресвятой Троицы. Митрополит принял его отечески, благословил и дал просимое разрешение. Заболел святитель Феогност в 1352 г., а скончался 14 марта 1353 г. и был погребен в Успенском соборе в приделе св. апостола Петра, основанного им в память своего предшественника. В 1471 г. святые мощи его были обретены нетленными, а в 1474 г. от них получил исцеление один немой. Он рассказал, что видел, как святитель встал из гроба, благословил его язык, после чего к нему вернулся дар речи. Святитель Феогност был причислен к лику святых в XIX в. • Свт. Феогност поставлен на митрополию Киевскую и всея Руси Константинопольским Патриархом Исаией. Местом своего пребывания он избрал Москву, но много и часто посещал вверенные ему епархии. В 30—40-х гг. XIV в. активно воспрепятствовал отделению Галицко-Волынских епископий в отдельную от Всероссийской митрополию. • Святитель возглавлял Церковь 25 лет, с 1328 г. и до своей кончины; при нем Москва окончательно утвердилась местом пребывания митрополитов. После болезни 11 марта 1353 г. святитель мирно отошел ко Господу, погребение состоялось 14 марта, рядом со свт. митрополитом Петром. • В связи со строительством нового храма Успения Пресвятой Богородицы (при Иоанне III) в 1475 г. мощи святых митрополитов, в том числе и свт. Феогноста, перенесли в церковь Св. Иоанна, под колокола. Новый храм был окончен в 1479 г. при митрополите Геронтии, и раки святых митрополитов перенесли туда 27 авг. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены

http://sedmitza.ru/lib/text/437006/

Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5 Проезд: Метро " Площадь Ильича " , " Римская " . Подробнее... Успенский собор Московского Кремля [ править править код ] Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года). Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Современный статус Открыт как музей в 1955. В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» . С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным». Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5 Проезд: Метро " Площадь Ильича " , " Римская " . Подробнее... Церковь Ризоположения (Московский Кремль) [ править править код ] Церковь Ризоположения (Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля. Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов. Предшествующая одноимённая церковь была заложена на этом месте митрополитом Ионой в 1451 году в память об избавлении Москвы от нашествия Мазовши, когда ордынские войска отступили от Москвы 2 июля, в день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В 1484—1485 годах при митрополите Геронтии старая церковь была заменена новой. Возвела церковь артель русских мастеров, приглашённая в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи. Несколько позднее с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери, располагавшемуся в нише на западной стене (в 1930—1940-х годах часовня была разобрана, а образ был утрачен).

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Москвы

В нач. X в. вост. часть К. к. вошла в состав Аланского гос-ва, юго-зап., прибрежная часть - в Абхазское царство. В 988 г. территория Таманского п-ова перешла под контроль Киевской Руси - в Тмутаракани (бывш. Таматарха) возникло одноименное княжество. На территории совр. Сочинского р-на к посл. четв. I тыс.- 1-й четв. II тыс. относится ряд христ. храмов, крепостей, поселений и могильников. В 1016 г. в результате похода кн. Мстислава (Константина) Владимировича были обложены данью касоги. В 1083 г. Матарха (бывш. Тмутаракань) отошла Византии. После распада Хазарского каганата в кон. XI в. территория степного Прикубанья стала местом кочевания половцев . После монг. нашествий в 1223 и 1238-1239 гг. равнинная территория Сев. Кавказа вошла в состав Золотой Орды . Причерноморье и Приазовье стали зонами военно-торговых интересов Генуи . Генуэзцы основали фактории Матрега (бывш. Матарха), Копа (близ совр. г. Славянск-на-Кубани) и Мапа (ныне в черте Анапы). В XV в. в зап. части К. к. находилось черкесское княжеское владение Кремух. Триумфальная арка в Екатеринодаре. Фотография. Нач. XX в. Триумфальная арка в Екатеринодаре. Фотография. Нач. XX в. В 1475-1479 гг. генуэзские фактории были захвачены войсками Османской империи. На рубеже XV и XVI вв. Порта приступила к строительству в регионе системы крепостей и опорных пунктов. В 1515-1519 гг. на Таманском п-ове были возведены крепости Темрюк, Кызыл-Таш, Агджа и др. Влияние Османской империи было распространено на побережье от Азова до Анапы. Ее вост. граница проходила по плавням р. Кубань, за которыми начинались владения Крымского ханства, простиравшиеся от низовий р. Дон до правобережья Кубани и далее на юг до границ с Абхазией, где помимо поселений крымских татар и адыгов располагались многочисленные кочевья. Владения Крымского ханства на Кубани подчинялись кубанскому сераскиру с резиденцией в Копыле; Сев.-Вост. Причерноморье относилось к Кафинскому эялету Османской империи. В XVI в. территорию степного Прикубанья заняли ногайские орды, в то время как в Закубанье и предгорьях Кавказа расселились адыг. племена. Адыги (в рус. источниках - черкесы) предпринимали набеги для захвата пленников, скота и др. добычи. Черкесская феодальная знать была тесно связана с Османской империей, где находились центры работорговли. Под влиянием турок и татар адыги постепенно приняли ислам. В 1552 и 1555-1557 гг. в Рус. гос-во были посланы первые посольства из представителей адыг. племен с просьбой к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному о покровительстве и антикрымском военном союзе. В 1561 г. русско-черкесское войско вторглось в Крымское ханство и достигло Кефе (Каффы). В XVI-XVIII вв. нек-рые представители адыг. знати (напр., князья Черкасские) переходили на постоянную службу к рус. монархам.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

После 1471-1475 гг. Н. в монастырских документах не упоминается - возможно, нек-рое время спустя он отправился паломником в К-поль и на Афон. По мнению И. В. Дергачёвой и А. И. Алексеева, Н. путешествовал на Афон в составе миссии Митрофана (Бывальцева), отправившегося на Св. Гору в 1470 г. и пробывшего там, по свидетельству прп. Иосифа Волоцкого, 9 лет (в 1479, во время паломничества по рус. обителям, прп. Иосиф встретил в Калязинском мон-ре старца Митрофана, вернувшегося с Афона (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 559); см.: Алексеев. 2002. С. 199-200; Дергачёва И. В. Древнерус. Синодик: Исслед. и тексты. М., 2011. С. 29-30). Однако в 1470 г. старец Н. еще находился в Кирилловом Белозерском мон-ре, о чем свидетельствует монастырская грамота 1471-1475 гг. В послании к мон. Герману Подольному Н. упомянул о нарушениях устава в Кирилловой обители, к-рые побудили его покинуть мон-рь: «Занеже не видятся ныне хранима жительства закон Божиих по святых Писаниихь и по преданию святых отецъ. Но - по своих волях и умышлениих человчьскых» ( Прохоров. 2005. С. 240). В 1478/79 г. монастырь оказался втянут в конфликт между игум. Нифонтом и архиеп. Ростовским свт. Вассианом I (Рыло). В Иоасафовской летописи сказано, что конфликт произошел из-за «игумена новоначального Нифонта», «новоначальных черньцов» и «прихожих чмутов», «а старые старцы их, святые их монастыря постриженики вси со слезами молились», «чтобы Бог укротил брань» (Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 118). Новая конфликтная ситуация сложилась летом 1483 г., когда после празднования памяти прор. Илии (20 июля) 15 монастырских старцев покинули мон-рь в знак протеста против действий игум. Серапиона, к-рый принял от вел. кн. Иоанна Васильевича вклад из 30 деревень и починков. Вел. князь был вынужден убрать Серапиона из обители, его преемник - игум. Гурий (Тушин) - попросил вел. князя давать ежегодно взамен деревень хлеб из государевых житниц. Иоанн III согласился, и на 3-й неделе Великого поста 1484 г. старцы вернулись в обитель. Сказать определенно, с каким конфликтом было связано «изшествие» Н. из мон-ря, не представляется возможным. Но очевидно, что обстановка в обители во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XV в. не располагала к созерцательному житию.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

В 2003 году " проведён комплекс восстановительных работ в Успенском соборе " : укреплены аварийные конструкции, настелены полы, произведено временное остекление, проведено освещение, установлен временный иконостас. Этот же год ознаменовался совершением пасхального богослужения в соборе - первого за 80 лет. В 2004 году " полностью завершена реставрация колокольни, на ней установлены колокола " . В 2006 году окончилась реставрация интерьеров Успенского собора. В 2010 году Старицкий Свято-Успенский монастырь праздновал своё 900-летие. Расположение Старицкого монастыря глубоко символично. Его великолепный архитектурный ансамбль окружён белыми стенами, напоминает одновременно и корабль, омываемый волжскими волнами, и пристань, к которой каждый, чья душа томится в плену мятежного и суетного света, может направить свой утлый челн. Центр этого ансамбля - разумеется, Успенский собор. Но он не смотрится отдельным зданием, а вкупе с колокольней и Троицким храмом образует как бы " ансамбль в ансамбле " . Каменную колокольню возвели в 1686 году рядом с папертью собора, в его юго-западном углу. В самом её низу, на месте погребения Патриарха Иова, была устроена часовня. Давно замечено - Успенский собор в Старицкой обители князь Андрей Иванович Старицкий строил, ориентируясь на Успенский собор Московского Кремля, возведённый в 1475-1479 годах итальянским зодчим Аристотелем Фиорованти. Тому может быть два объяснения: либо Андрей Старицкий с детских лет был очарован творением итальянца, приглашённого в Москву его отцом, либо, в некоторых чертах повторяя московский собор, стремился подчеркнуть важность своего удела и его как бы " равновеликость " великокняжеской столице. Впрочем, имели место быть обе причины одновременно. Вместе с тем, о прямом копировании тут говорить не приходится. Несмотря на обилие ордерной декорации в интерьере старицкого храма, всё его пространственное решение и композиционные черты экстерьера в большей степени характерны для так называемого " раннемосковского зодчества " : тут и пониженные боковые компартименты, и горки килевидных кокошников, и даже сам материал, из которого строился храм (белый камень, а не почти привычный тогда уже кирпич)...

http://sobory.ru/article/?object=05517

В XVI веке Чашниково числилось за Григорием Степановичем Собакиным, дядей третьей жены царя Ивана Грозного Марфы Собакиной. Потом селом владел князь и воевода Иван Юрьевич Токмаков. До 1586 года Чашниково являлось вотчиной боярина Никиты Романовича Захарьина–Юрьева, с которого пошел знаменитый род Романовых. Историю церкви села Чашниково можно проследить с 1585 года, когда оно принадлежало Никите Романовиче Захарьину-Юрьеву. В Писцовых книгах написано: «Село на речке Албе… в селе церковь Троицы Живоначальныякаменна о пяти верхах да предел Алексея человека Божия, да двор попов Семенов, да двор церковного дьячка, да двор вотчинников, в нем живет приказчик, да двор слуг». Церковь эта своеобразна. Массивный, приземистый, вытянутый по продольной оси четверик главного храма, увенчанный пятью крупными луковичными главами на круглых гладких барабанах и окруженный с трех сторон галереей, заканчивающейся на востоке приделами, не имеет обычных для русских церквей алтарных апсид. Необычно и его декоративное убранство, в частности, наличие терракотового пояса. Позднейшие переделки XIX века скрыли следы первоначальной обработки храма. Внутри храма в нише находится резное распятие, что является большой редкостью для православного храма. Историки архитекторы П. Н.Максимов и С. А.Торопов на основании изучения самого храма и архивных документов установили, что он был построен не позднее 1500-1502 годов одним из итальянских архитекторов, работавших в Москве при Иване III. Несомненно и то, что у этого архитектора был русский помощник. О древности храма свидетельствует и наличие в его убранстве таких редких для русской архитектуры деталей, как терракотовые плитки, использовавшиеся лишь на рубеже XV – XVI веков. Первоначально храм представлял собой строгое, массивное здание с высоким средним барабаном, поднятым на два ряда килевидных кокошников и значительно более низкими боковыми. Храм этот очень напоминал Успенский собор Московского Кремля, построенный в 1475-1479 годах. П. Н. Максимов выполнил интересную реконструкцию первоначального вида храма и стоящего рядом с ним деревянного боярского двора с высокими хоромами.

http://sobory.ru/article/?object=00106

Впрочем, уже в конце XIII века наблюдается оживление храмоздательства в тех областях, где происходит политическая и гражданская консолидация. Усиление новых княжеств делало необходимым строительство новых кафедральных соборов, одним из которых стал Спасо-Преображенский собор в Твери (1285–1290). Во второй четверти XIV века бурное строительство началось в Москве, где были построены Успенский собор (1326–1327), храм Спаса-на-Бору (1330), Архангельский собор (1333) и колокольня Иоанна Лествичника (1329). В 1367 году, когда был выстроен первый Московский Кремль, все эти постройки оказались внутри Кремля. Ни одна из них не сохранилась до настоящего времени; на их месте впоследствии были построены новые одноименные храмы. Среди наиболее значительных храмов периода последней четверти XIV и первой половины XV века – Успенские соборы в Коломне (1380) и Звенигороде (ок. 1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (ок. 1420) и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422–1423). Последняя четверть XV и начало XVI века ознаменовались строительством пяти выдающихся памятников русской архитектуры на территории Московского Кремля – нового Успенского (1475–1479), Благовещенского (1489) и Архангельского соборов (1505–1508), церкви Ризоположения (1484–1486) и храма-колокольни Святого Иоанна Лествичника (1505–1508), известной под названием «колокольни Ивана Великого». В совокупности они составили единый храмовый комплекс, призванный подчеркнуть роль Москвы как нового церковного центра Руси. Главными архитекторами трех кремлевских соборов были итальянцы: Аристотель Фиораванти из Болоньи строил Успенский собор, венецианец Алевиз Новый – Архангельский собор, а Бону Фрязину поручили строительство колокольни Ивана Великого. За образец московского Успенского собора был взят Успенский собор во Владимире, однако Фиораванти не стал слепо копировать образец: он опирался на традиции русско-византийского зодчества, но использовал приемы западноевропейского строительного искусства. В итоге на соборной площади Кремля был выстроен собор правильной формы, пропорции которого строго геометричны. Своды собора покоятся на шести столпах – двух квадратных (они отделяют алтарь от остального пространства храма) и четырех круглых, колоннообразных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010