С Успенским собором связаны трагические страницы Отечственной войны 1812 года. Французские варвары устроили в соборе конюшню. После войны из серебра, отбитого у интервентов, была отлита центральная люстра храма. В Успенском соборе погребены все митрополиты и патриархи московские за исключение митрополита Алексея (Елевферий Фёдорович Бяконт) (между 1292-1305 - 1378), погребённого в Чудовом монастыре, и низвергнутого патриарха Никона (Никита Минин (Минов) (1605-1681), похороненного в Новоиерусалимском монастыре. Из кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " , Вече, 2000. Успенский собор Московского Кремля расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России. Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня. В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин – происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены мощи митрополита Петра. В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV – XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

http://sobory.ru/article/?object=03386

Add. 10546; Рим, Сан-Паоло фуори ле Мура - Karol. 3. V, 870 г.). В XI-XII вв. преобладало орнаментальное украшение книг, хотя создавались отдельные рукописи с иллюстрациями в лист (Эрланген, б-ка ун-та. 121, XII в.). Наибольшую популярность лицевые Б. получают в искусстве готики. Изящные фигурки и целые сцены вписываются в инициалы, украшенные искусно выполненными орнаментальными мотивами, схожими с витражами готических храмов (напр., РНБ. Лат. Q. v. I. 227, XIII в.; РНБ. Лат. O. v. I. 174, XIII в.; МГУ НБ. Инв. и: 288703, 1240-1250 гг.). В XIII в. была создана т. н. Нравоучительная Б., состоявшая из циклов миниатюр с краткими пояснительными текстами, содержащая более 5 тыс. рисунков (напр., Толедо, сокровищница собора, ок. 1230). В XIV в. получает распространение иллюстрированная Б. бедных. В XV-XVI вв. с началом книгопечатания появляются Б. с гравированными иллюстрациями, напр., изданные Г. Цайнером (Аугсбург, 1475), Сензеншмидтом и Фриснером (Нюрнберг, 1475), Пфланцманном (Аугсбург, 1475), они сопровождались 57 иллюстрациями. Издания Г. Квентеля (Кёльн, 1478-1479) и А. Кобергера (Нюрнберг, 1483) имели более 100 иллюстраций. Последующие издания, использовавшие резные доски Кёльнской Библии, выходили в Аугсбурге, Страсбурге и Гуттенберге. Жена, облеченная в солнце. Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ) Жена, облеченная в солнце. Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ) Распространенным типом библейской книги, украшенной иллюстрациями, был Октатевх (Восьмикнижие), включающий кроме Пятикнижия Моисея, книги Иисуса Навина, Судей Израилевых и Руфь. Прототип данного вида рукописей, по мнению К. Вейцмана, был создан в раннехрист. период в Антиохии. Фрагментом рукописи такого типа, по-видимому, является свиток Иисуса Навина X в. из б-ки Ватикана. Сохранившиеся рукописи Октатевхов относятся к XI-XIII вв. Число миниатюр в них, несмотря на существенное сокращение по сравнению с ранними памятниками, тем не менее оставалось значительным - до 150 (Vat.

http://pravenc.ru/text/209475.html

25 Марта следующего 1475 года прибыл из Венеции знаменитый архитектор Аристотель Фиоравенти, которому великий князь и поручил строение собора 1136 . Аристотель не нашёл возможным восстановлять полу-разрушившееся здание московских мастеров, но решил, по совершенном его разобрании, класть совсем новое. 16 Апреля 1475 года перенесены были из полу-развалившегося собора в церковь св. Иоанна Лествичника , что под колоколами, рака с мощами св. Петра и раки с телами прочих митрополитов. А на следующий день, 17 Апреля, начали разрушение уцелевших от падения стен собора, после чего с Июня месяца были копаны рвы для фундамента нового собора и был делаем самый фундамент. Собственную кладку собора поверх фундамента Аристотель начал в следующем 1476 году, – 22 Апреля было приступлено к работам, а 12 Мая совершено было митрополитом молитвословие основания храма. Второй новый собор был строен, считая от начала работ поверх земли, в продолжение четырёх лет и окончен к Августу 1479 года. Этот второй новый собор, существующий до настоящего времени, торжественно освящён был митрополитом с тремя епископами и со всем московским духовенством (всех семи соборов) за три дня до его храмового праздника – 12 Августа 1479 года 1137 . День перенесения в собор из церкви Иоанна Лествичника мощей св. Петра, – 24 Августа, было установлено праздновать на будущее время подобно тому, как и день первого перенесения или переложения 1138 . Об архитектуре собора и его значении в Истории нашей церковной архитектуры мы скажем после (во второй половине тома). Освящение московского Успенского собора подало повод к горячим спорам между великим князем и митрополитом о том, как ходить с крестным ходом при освящении церкви – против солнца или по солнцу. После освящения собора какие-то прелестники наклеветали великому князю на митрополита, что последний неправильно поступит, ходив около церкви с крестами не по солнечному всходу. Великий князь, убеждённый неизвестными прелестниками в том, что митрополит действительно поступит неправильно, разгневался на него, говоря, что того ради, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После этого за дело постройки Успенского собора взялся сам вел. князь Иван Васильевич, он поручил своему послу, отправленному в 1474 г. в Венецию, найти и нанять там хорошего архитектора, а за простыми каменщиками послал во Псков, т. к. они, будучи учениками немцев, славились своим искусством. 25 марта следующего, 1475 года, прибыл из Венеции знаменитый архитектор, болонец Рудольфо Фиораванти, прозванный Аристотелем «ради хитрости его художества», которому великий князь и поручил строение собора. Когда Семену Толбузину, отправленному в Венецию со специальной миссией отыскать и привести строителей, удалось уговорить Фиораванти ехать в Москву, последний был уже в зените своей славы. Он построил уже изумительный palazzo comunale в Болонье (1425–30), мост на Дунае и еще несколько выдающихся построек. В 1475 г., когда он приехал в Москву, ему уже шел 61-й год. Здесь ему недолго пришлось пробыть, так как в 1479 г. его вызвали обратно в Болонью. На долю Москвы выпало поистине великое счастье иметь у себя одного из лучших сынов тогдашней Италии. Аристотель не нашел возможным восстановлять полуразрушившееся здание московских мастеров, но решил, по совершенном его разбрании, класть совсем новое. С июня месяца начали класть новый фундамент. Фиораванти вел работы с изумительной быстротой и в 4 года соорудил Успенский собор, существующий до настоящего времени, и 12 августа 1479 г. он был освящен. «Бысть же та церква чюдна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонкостью, и пространством». За свою работу Фиораванти получал по 10 р. жалованья в месяц. Освящение московского собора подало повод к горячим спорам между великим князем и митрополитом о том, как ходить с крестным ходом при освящении церкви, против солнца или по солнцу. После освящения собора какие-то прелестники наклеветали великому князю на митрополита, что последний неправильно поступил, ходив около церкви с крестами не по солнечному восходу. Великий князь, убежденный неизвестными прелестниками в том, что митрополит действительно поступил неправильно, разгневался на него, говоря, что того ради, т. е., таких погрешностей, гнев Божий приходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

При князе Дмитрии Донском деревянные стены Кремля заменили (в 1366–1368 гг.) на стены из белого камня, отчего летописцы стали называть Москву Белокаменной. Через сто лет, в 1485–1495 гг., Иоанн III перестроит стены и башни по последним достижениям фортификационного искусства и облицует их красным кирпичом. В перестройке Кремля примут участие итальянские зодчие, создавшие на протяжении 1475–1508 гг. грандиозный архитектурный ансамбль, дошедший в значительной мере до наших дней. В эти годы архитектор А. Фиораванти возводит новый Успенский собор (1475–1479), архитектор А. Новый – Архангельский собор (1505–1508) , Б. Фрязин – колокольню Ивана Великого (1505–1508). Но Благовещенский собор (1484–1489) построят известные псковские мастера Кривцов и Мышкин. Создается главная Соборная площадь Кремля, на западной стороне которой строится дворец Ин. 3 , включавший Большую Грановитую палату (архитекторы М. Руффо и П. Солари). Но главным храмом Православной Руси на протяжении трех столетий станет величественный собор во имя Успения Божией Матери. Он станет местом, где молились московские князья, венчались на царство, избирались главы Русской православной церкви, а затем – и местом почетных захоронений митрополитов и патриархов. Здесь найдут упокоение мощи девятнадцати иерархов церкви, начиная от митрополита Ионы. Здесь найдет покой и первый московский святой и чудотворец митрополит Петр, и первый Патриарх Московский и всея Руси Иов, и патриарх Гермоген, замученный поляками. История строительства этого грандиозного собора такова. Как свидетельствует летописец, летом 1471 г. митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, а своды его уже были подкреплены толстыми бревнами. Великому князю Иоанну III также требовался новый кафедральный собор, соответствовавший бы статусу возвысившегося централизованного Русского государства. Строительство огромного собора по образцу Успенского собора во Владимире, но только превосходящего его размерами, было поручено известным русским зодчим из Пскова Кривцову и Мышкину. Но начатое в 1472 г. строительство не было завершено, так как почти законченный собор неожиданно рухнул от землетрясения («труса»), произошедшего 20 мая 1474 г. Летописец так свидетельствует об этом: «бысть трус во граде Москве и церковь Святой Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Святитель Филипп I скончался в Москве 5 апреля 1473 г. после грандиозного пожара, днем ранее испепелившего митрополичий двор. Митрополит умер на кремлевском Богоявленском подворье Троице-Сергиева монастыря. Преемником митрополита Филиппа I стал Коломенский епископ Геронтий, который возглавлял Русскую Церковь в 1473-1489 г.г. Он был избран вскоре после кончины своего предшественника Собором русских архиереев при участии великого князя и его братьев. Новый митрополит принялся за продолжение строительства кремлевского Успенского собора. К 1474 г. были полностью выведены его стены и своды. Однако в мае того же года при возведении центрального купола храм рухнул. Мастера-москвичи Кривцов и Мышкин, строившие собор, оказались не слишком грамотными зодчими. Русь отвыкла за два с лишним века ордынского ига строить крупные храмы: средств на столь масштабное строительство у русских князей, плативших дань Орде, не было, строительные навыки были потеряны, и весьма основательно, как по этой причине, так и потому, что множество мастеров погибло в Батыево нашествие или было угнано в рабство. Удрученный неудачей великий князь взял в свои руки строительство собора. Он решил более не доверять русским зодчим, а отправил посольство в Италию, в Венецию, дабы там сыскать хорошего архитектора. Даже простых каменщиков решено было пригласить из Пскова, так как тамошние умельцы учились у немцев, были знакомы с новейшими строительными технологиями и отличались высоким уровнем мастерства. Иоанн III, государь-западник, смотрел на строительную проблему глазами рационалиста, не видя ничего плохого в том, чтобы осуществить строительство главного храма Православной Руси с помощью католиков. В 1475 г. из Венеции прибыл в Москву знаменитый архитектор Ридольфо Альберти деи Фиоравенти, прозванный «Аристотелем» за ренессансный плюрализм своих дарований и видов деятельности. Посмотрев на руины постройки Кривцова и Мышкина, Аристотель заявил, что здание сделано плохо и восстановлению не подлежит: «известь не клеевита». Мощи святителей Московских были снова перенесены, на сей раз в церковь преп. Иоанна Лествичника. Стены неудачной постройки были разрушены до основания, после чего с лета 1475 г. приступили к изготовлению фундамента собора. Весной 1476 г. стали выкладывать стены. Завершены работы были к августу 1479 г., когда митрополит Геронтий совершил торжественное освящение нового грандиозного кафедрального храма Русской Церкви. Он вызвал на Руси неподдельное восхищение и в дальнейшем стал образцом для подражания в течение XVI-XVII в.в.

http://sedmitza.ru/lib/text/436272/

1442 год – Троицкий игумен Зиновий примирил в своем монастыре великого князя Василия Васильевича с его двоюродным братом Дмитрием Юрьевичем Шемякой, заставив их поцеловать друг другу крест у гроба Преподобного Сергия. 1445 год – начало игуменства Досифея 1-го (1445–1448). В октябре того же года возвращение Василия II в Москву из казанского плена через Переславль и Троицкий монастырь. В 1446 году (13 февраля) великий князь Василий Васильевич был захвачен в Троицком монастыре по поручению Шемяки Можайским князем Иваном Андреевичем, после чего был Шемякою ослеплен. В марте того же года Дмитрий Шемяка подтвердил жалованные грамоты Троицкому монастырю на его владения в Переславле и Дмитрове. 1447 год – встреча в Троицком монастыре Василия II со своей матерью Софьей Витовтовной, отпущенной Шемякой из заточения в Каргополе. 1448 год – начало игуменства преподобного Мартиниана, ученика преподобного Кирилла Белоезерского (1448–1455). Преподобный Мартиниан первоначально был игуменом Ферапонтова монастыря. Великим князем Василием Васильевичем был вызван в игумены Троицкие в 1447 году, затем опять удалившийся в Ферапонтов монастырь в 1455 году, скончавшийся 12 января 1483 года, канонизованный на соборе 1549 года. 6 января 1452 года в Троицкий монастырь с войском прибыл Василий II, направлявшийся в Ярославль против Дмитрия Шемяки. 1456 год – Василий II упраздняет удел боровско-серпуховского князя Василия Ярославича, куда входили Радонеж и Троицкий монастырь, и присоединяет его земли к Московскому княжеству. 1467 год – начало игуменства Спиридона (1467–1474). Из монахов Чудовских. Преподобный Иосиф Волоцкий называл игумена Спиридона великим старцем. 1474 год – начало игуменства Авраамия (1474–1478). В том же году в Троице-Сергиев монастырь прибыли отпущенные из Москвы псковские «мастера церковные». Впоследствии они построили в обители церковь Святого Духа. В 1475 году в Троицкой обители скончался Митрополит Феодосий. 1479 год – начало игуменства Паисия (Ярославова; 1479–1482). Игумен Паисий – постриженник Каменского монастыря на Кубенском озере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

2–4. Митрополиты Московские и всея России: Феогност, скончавшийся 11-го Марта 1353-го года, Киприан, скончавшийся 16-го Сентября 1406-го года, и Фотий, скончавшийся 1-го или 2-го Июля 1481-го года, все трое погребенные в Московском Успенском соборе. Установление празднования всем троим ошибочным образом связывается с построением нынешнего Успенского собора. Нынешний собор построен, так сказать, в два приема: в продолжение 1472–1474-го годов складен был собор по куполы, но когда приступили к кладке этих последних, он обрушился, затем в продолжение 1475–1479-го годов складен был второй собор (подразумевается – остающийся доселе). Отмеченные в летописях события с митрополитами по отношению к этим двух соборам суть: во-первых, перенесение их гробов из первоначального собора в первый новый собор (при чем были досмотрены их останки), имевшее место 29-го Мая (в месяцесловах ошибочно: 27-го Мая) 1472-го года; во-вторых, внесение их гробов во второй новый собор, имевшее место 27-го Августа 1479-го года. При первом случае, как мы говорили выше, установлено было местное празднование митр. Ионе, мощи которого найдены были нетленными и при гробе которого совершилось несколько чудесных исцелений; но так как гробы митрополитов Киприана и Фотия перенесли одновременно в новый собор с гробом Ионы, которому установлено было местное празднование, то образовалось ошибочное мнение, будто вместе с Ионой были установлены празднования и двум помянутым митрополитам. Читаемое в Прологе под 27-м Мая 400 сказание о перенесении мощей трех митрополитов в первый новый собор, оканчивается словами, передающими это издавна сложившееся, ошибочное мнение: «благоверный же князь Иоанн и преосвященный митрополит (Геронтий) и все православных множество о сем прославиша Бога и повелеша праздновати память обретения честных мощей их месяца Майя в двадесять седмый день». Гроб митр. Феогноста 401 не был переносим из первоначального собора в первый новый собор, – он не был трогаем, так как в новом соборе должен был оставаться на том же месте, на котором находился в первоначальном соборе; поэтому старые агиографы и не говорят об установлении ему празднования вместе с Киприаном и Фотием, но новые агиографы присоединяют и его к двум последним.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

13 . Обретение мощей Св. блаженного Максима Христа ради юродивого. (Смотри ноября 11.) Празднество образу Пресвятой Богородицы Страстной. Церковь Соборная в Страстном девичьем монастыре, построена Царем Алексеем 15 . Успение Пресвятой Богородицы. Успенский большой Собор, заложен в 1325 году, при В. Кн. Иоанне Даниловиче Калите Св. Митрополитом Петром и освящен в 1329 году; потом в 1471 году по соизволению В. Кн. Иоанна Васильевича разобран и заложен новый, в присутствии всей его фамилии и Синклита руками Филиппа Митрополита; но, будучи возведен до самых сводов, в 1473 году мая 21 дня упал: почему В. Князь и отправил послов в Италию, с требованием искусных мастеров, по которому и прислан был оттуда славный Архитектор А. Аристотель, который в 1475 году приступил к делу и оный собор совершен и освящен 1479 г. Авг. 12 дня Митрополитом Геронтием, в каковом виде существует и до ныне. Стенным писанием украшаем был трижды, последний в 1773 году. В сем храме достойны примечания чудотворные иконы и разных святых мощи: 1) Образ Спасителя, принесенный в 1570 году из Новгорода, коему подарен был Греческим царем Еммануилом. 2) Образ Успения Пресвятой Богородицы, писанный Святым Митрополитом Петром. 3) Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, принесенный из Устюга Великого; внизу оного находится следующая достопримечательная подпись: Матери Бога нашего за избавление от всеконечной гибели града Устюга, в лето 1290 бывшего, Великоустюжские граждане со благоговением посвящают вновь сооруженную серебряную позлащенную ризу сию 1818 года. 4) Образ Владимирской Божией Матери, принесенный в 1395 году из Владимира; – он писан Св. Евангелистом Лукой. 5) Образ Иерусалимской Богородицы, писанный Святыми Апостолами в Гефсимании; он стоит на правой стороне за столбом. 6) Образ Влахернской Богородицы, принесенный в Москву в 1554 году, весь из воскомастики; он находится в приделе Св. Петра и Павла. 7) Образ Св. Великомученика Димитрия Солунского, принесенный из Владимира при Великом Князе Димитрии Иоанновиче, в 1380 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1463. 2 Пет. 1. 4. 1464. 1 Ин. 2. 23. 1465. Мф. 1. 18. 1466. Ин. 1. 14. 1467. Лк. 1. 31. 1468. См. житие Григория Акрагантийского. 1469. Папизм изобрел ужаснейшие пытки, ужаснейшие казни для человечества. Бесчисленные тысячи людей умерли в душных темницах, сожжены на кострах, замучены разнообразно. И это ужасное, дышащее убийством, жаждущее крови изуверство называется единым истинным христианством, и с исступленною ревностию стремится увлечь всю вселенную в свою ересь. От плод их познаете их, — сказал Спаситель о учителях и учении их. По плодам своим папизм весьма близко подходит к магометанству, обе эти ереси признают деянием веры и высшею добродетелию все злодеяния и все убийства, совершаемые ими во всяком обществе людей иного вероисповедания. 1470. Ин. 3. 20. 1471. 2 Пет. 1. 21. 1472. Мф. 7. 21, 23. 1473. Иак. 2. 26. 1474. Иак. 3. 11, 15. 1475. «Слово о Законе Духовном» преподобного Марка Подвижника, гл. 2. 1476. Слово 56. 1477.  Не подавайте соблазна… (1 Кор. 10. 32). 1478.  …на земле чужой (Пс. 136. 4). 1479. ОР РНБ. Ф. 550. Q1. 1520. Л. 239–242. 1480. ОР РНБ. Ф. 550. Q 1. 1520. Л. 222–228. 1481. ОР РНБ. Q. 1. 1520. Л. 274–279. 1482. Быт. 3. 5. 1483. ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. 2. Ед. хр. 18. Л. 1 об. — 2. 1484. Ср.: Т. 1. С. 283. «Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы». 1485. ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 284, 285. 1486. Евр. 12. 6. 1487. ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 283 об. 1488. ОР РГБ. ф. 425 (П. П. Яковлев). К. I. Ед. хр. 13. 1489. Мф. 7. 7. 1490. ОР РНБ. Ф. 550 Q. 1, 1520. Л. 280. 1491. Печатается по: Сергей Нилус. Полное собр. соч. Т. 3. Святыня под спудом. М., «Паломникъ», 2000. С. 23–24. — Ред. 550. Q. 1, 1520. Л. 280–282. 1492. ОР РНБ. Ф. 1493. ОР РНБ. Ф. 550. Q 1, 1520. Л. 87–88. 1494. ОР РГБ. Ф. 213 (Опт. Пуст.). К. 106. Ед. хр. 15. Л. 5 об. 1495. В ряду наиболее важных предметов, которыми должен заняться, по мысли епископа Игнатия, проектируемый им Собор Российской Православной Церкви, значится и преобразование духовно-учебных заведений с приспособлением их к задачам духовного воспитания и богословского образования. Преосвященный Игнатий проектирует в пункте 8 составление учебников для духовно-учебных заведений, с изъятием из них всего языческого и безнравственного. Печатаемые нами впервые «Уроки словесности», полагаем, иллюстрируют мысль владыки Игнатия о должном направлении преподавания этого предмета. — Примеч. Л. Соколова. [Текст печатается по: Л. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. II. Приложение. Киев, 1915. С. 70–82.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010