1982 Наименование Макария Колязинским произошло от наименования самого монастыря, о чем сказано ниже. 1983 Кашин – уездный город Тверской губернии на левом берегу Волги в 12 верстах от нее, на реке Кашинке, и в 19 верстах от уездного же города Тверской губ. Колязина. 1985 Клобуковский Николаевский монастырь подле города Кашина с 1764 г. – заштатный. В нем до настоящего времени сохраняется келлия преподобного Макария. 1987 Преподобный Ефрем Перекомский, уроженец города Кашина, начал подвизаться в Макариевом Калязинском монастыре, а пострижение принял в обители преподобного Саввы Вишерского. Удалившись в пустынное место на западный берег озера Ильменя, он положил начало обители в 25 верстах от Новгорода. Ныне заштатный Перекомский Николаевский монастырь. Память преп. Ефрема празднуется 10 мая. 1988 Князь Андрей Васильевич Большой был четвертый сын великого князя Московского Василия Василевича Темного и родной брат Московского великого князя Иоанна Васильевича III. Он получил в удел город Углич по духовному завещанию своего отца, скончавшегося в 1462 году. В 1492 г. князь Андрей был посажен в заточение в Переяславле-Залесском и скончался в 1494 году. 1989 Великий князь Иоанн Васильевич III, сын Василия Васильевича Темного, правил русским государством с 1462 по 1505 год. 1990 Основанный преподобным Паисием Покровский монастырь находится в трех верстах от города Углича (Ярославской губернии), на левом берегу Волги, в настоящее время третьеклассный. Паисий основал монастырь по просьбе угличского князя Андрея Васильевича, у которого был восприемником детей Иоанна и Димитрия. Преподобный Паисий скончался в глубокой старости в 1606 году, июня 6, когда и празднуется его память. 1992 Митрополит Даниил, ученик Иосифа волоколамского, хиротонисован из игуменов Иосифова монастыря в 1522 году; оставил кафедру в 1539 году. 1993 Инок князь Вассиан Патрикеев был судим на соборе в 1531 г. и мнения свои о новых русских чудотворцах высказал здесь в прении с митрополитом Даниилом. «Прение» ж то см. в «Чтениях. Общ. Ист и Древн. Росс. при Моск. Унив.» за 1847 год; изложение в Истории Русской Церкви преосв. Макария, т. 6, стр. 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

214 Сказание о чуде 1462 года в П. С. Р. Лет. VI, 325. Похвальное слово апостолам в сб. Унд. XV век, N9 558, л. 75; напеч. в Изв. 2 отд. Ак. Н., т. 111, 322. По отношению к характеру церковной литературы того времени и предметам, которые она разрабатывала, не лишний факт представляет еще одно произведение Феодосия, не занесенное в перечень его трудов (у арх. Филарета в Обзоре I, 141): это кондаки и икосы на успение Богородицы – «творение Феодосия митр, киевскаго и всея Руси». Солов, сб. XVI века. 916. 215 Напеч в Русск. Ист.Сб., т. III, 81 и П. С. Лет. IV, 349. VI, 104 и VIII. 53 с пропусками. В похвале, приложенной к житию, автор обращается к лицу, для которого писана биография: «Понеже прсподобство твое испроси у нашего художества слова, мы припадаем к Св. Духу благодати…» 216 Список этой редакции с предисловием в Ч. Мин. Германа Тулупова, рукоп. Тр. Серг. Л. 671, л. 111 сказание здесь сопровождается припиской на л. 129: «В лето 6994 написано бысть сие убиение вел-кн. Михаила Ярославича, мес. ноемврия 17 день». Это, очевидно, указание на время древнего списка, с которого копировал Герман. Но редакция сказания составлена раньше: ее находим, только без предисловия, в списке софийской летописи, писанном прежде 1481 года (П. С Лет, V, 207 ср. с замечанием о списке кн. Оболенского, на стр. 77 и след). Нач. предисловия: «Венец убо многоцветен». Оно сходно с предисловием ко второй редакции жития ростовского епископа Исаии и, вероятно, в обоих житиях взято из одного источника. Редактор повести о Михаиле повторяет наивно выражения начального ее автора: «написахом», «исповедаху нам» и проч. Этим объясняется смысл заметки его в предисловии: «Мы же убо не от инех слышавше, но самовидцы бы вше честному его (кн. Михаила) воспитанию». 217 Сб. Тр. Сер. Л. 1505 года. 466, л. 366; древнее сп в рук. Рум. муз. 1462 года. 305, л. 260. Архиеп. Филарет ошибочно смешивает эту статью с сочинением Антони». Русск. Свят., сент, стр. 81. 218 В рукописях статья эта встречается в двух редакциях: в краткой-в указанном сб. Тр. 466 («писана на полях рядом с статьей о представлении) и в полной – в волокол сб. 1543 года в Моск. дух. ак. 490, л. 235; этой редакцией пользовался Антоний; она же без последних чудес в П. С. Лет. V, 185–187, разбита но годам и перемешана с другими летописными известиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

958 ...царю сдти на Москв и на всх градх русских, и на наших отчинахъ, а самъ хочеть ссти на Тфери». – Β научной литературе уже отмечалась явная гиперболичность обвинений против Василия II, влагаемых летописцем в уста Шемяки. Следует учитывать при этом, что комментируемый рассказ принадлежит великокняжескому летописцу времени Василия Темного или его сына Ивана – фантастичность рассказа имела поэтому целью не очернить Василия, a подчеркнуть клеветнический характер обвинений против него. Однако обвинения Василия в пособничестве татарам, в связи с огромным выкупом, который он должен был выплатить за освобождение, несомненно, выдвигались его противниками. 959 Костянтинъновичъ и прочии бояре их... – Никита Константинович Добрынский, представитель одного из московских боярских родов, возводивших свое происхождение κ легендарному Редеде (Редеге). Его старший брат Петр служил Василию II и был одним из зачинщиков ссоры на свадьбе великого князя в 1433 г. между ним и галицкими князьями. Переход Никиты Константиновича на сторону противников Василия II и его роль в ослеплении великого князя привели после победы Василия Темного κ бегству Никиты Константиновича в Литву. 960 ...к великому князю Борису Тферьскому. – Борис Александрович, великий князь тверской в 1425–1461 гг. Краткая тверская летопись второй половины XV в., сохранившаяся в Тверском сборнике, и тверское «Похвальное слово» Борису Александровичу ничего не говорят об участии Бориса в заговоре Шемяки, упоминая только его важную роль в последующих событиях, когда он стал главным союзником Василия Темного. 961 ...со княземъ Иваном и княземъ Юрьемъ... – Старший сын Василия II Иван (будущий Иван III) родился в 1440 г., занимал великокняжеский престол с 1462 по 1505 г.; сын Юрий родился в 1441 г., удельный князь дмитровский с 1462 по 1473 г. 962 ...стояху в Луз... – Так именуется место стоянки Дмитрия Шемяки и Ивана Можайского в наиболее ранних версиях «Повести об ослеплении...»; в Московском своде 1479 г. и последующем летописании – «в Рузе». Руза принадлежала κ числу западных владений галицко-звенигородских князей; κ западу от Москвы находилось также поселение Лужа, но оно входило в число владений князя Василия Ярославича Серпуховского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

The Patriarchal law-courts alone had penal jurisdiction over the clergy, and over the laity they had full jurisdiction in all affairs which had a religious connotation, such as marriages, divorces, guardianship of minors, and last wills and testaments. If both disputants were Orthodox, the Patriarchal courts had the right to try any commercial/civil case. A greatly enlarged Church bureaucracy gradually developed to deal with the increased responsibilities of the Patriarch-Ethnarch, especially in the realm of legal matters. Many lay financiers and lay judges were eventually brought into this growing ecclesiastical administration. The Sultan expected the Patriarch-Ethnarch to make sure that the Christians of the realm paid their taxes and did not revolt. As long as the Christians were cooperative, the Muslims allowed them freedom of worship, basically respecting them as “People of the Book.” At this point the bishops, and clergy generally, began to dress publicly like Turkish judges, with the riasson and the cylindrical hat. And in church the bishops adopted the vesting and insignia of the Byzantine rulers, such as the mitre, sakkos, and long hair. However, the Christians were still never allowed to forget that they were a captive people. They could only build new churches or repair old ones with special permission, which was usually denied. They could make no public display of their Faith – no ringing of church bells, no outdoor processions or services, no attempting to share their Faith with non-Christians. They had to wear a distinctive costume, and except for the Patriarch they were forbidden from riding on horseback. And worst of all, they had to endure the seizure of their young sons to be enrolled in the elite Janissary regiment in the Ottoman military, which also meant being forced to accept Islam and live a life of celibacy. Russia The Rise of the Muscovite State As the Byzantine Empire was falling to the Ottoman Turks, the seeds of the coming Russian Empire were taking root in Moscow. Saint Dimitry Donskoi was succeeded as Grand Prince of Moscow by three outstanding leaders in the 15th century: Basil I (or Vasili; r. 1389–1425), Basil II (r. 1425–1462), and Ivan III (r. 1462–1505).

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

Мстера — поселок в Ивановской области РСФСР; исторически сложившийся в XVIII–XIX веках район иконописи. 257 …ушаковское писание. — Имеется в виду Симон (Пимен) Федорович Ушаков (1626–1686) — русский художник и теоретик искусства, один из крупнейших представителей русской живописи второй половины XVII века. В его творчестве наметился переход от иконописной условности к технике светской реалистической живописи. 258 …про рублевское…— Речь идет об Андрее Рублеве (ок. 1360–1430) — великом русском живописце, создателе московской школы иконописи. В Московской Руси Рублев пользовался большой популярностью; в «Стоглаве» (1551), сборнике постановлений церковного собора, указывалось: «писать иконы с древних образцов, как греческие живописцы и как писал Андрей Рублев и прочие пресловутые живописцы». Позднее Рублев был забыт, и наследие его стало доступно изучению только в начале XX века. 259 …про древнейшего русского художника Парамшина…— Парамша, пли Парамшин — «серебряных и золотых дел мастер». О нем известно, что в 1356 году делал икону и крест, «золотом кованы». Икона эта упоминается в завещаниях великих князей Московских Ивана Ивановича (1356–1359), Дмитрия Ивановича Донского (1389), Василия Дмитриевича (1455), Василия Васильевича (1462). Крест работы Парамшина упоминается в завещаниях Василия Васильевича (1462) и Ивана III (1505). 260 …в Риме у папы в Ватикане створы стоят, что наши русские изографы, Андрей, Сергей да Никита, в тринадцатом веке писали. — Эти же створы (складная трехцветная или двухчастная икона) упоминаются у Лескова в статье «О русской иконописи» («Русский мир», 1873, 26 сентября): «… Капонийские створы русского письма, находящиеся в Ватикане у папы…» Лесков разделял общепринятое мнение о датировке этих створов XIII веком. Позднее было доказано, что они написаны не раньше второй половины XVII века. Капонийскими они называются по имени итальянского археолога и библиографа А. К. Капони (1683–1746), купившего их у одного из родственников Герасима Фоки, духовника Петра I, которому эти створы были подарены царем. 261

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

На 24-й гробнице: Князя Ивана Ивановича Малого. О сем Князе в письменном Хронографе находится следующее: «В лето 6872 (1364) преставись Князь Иван Иванович, глаголемый Малый, брат Князя Дмитрия Ивановича, и положен бысть на Москве, в церкви Архангела Михаила на площади».  Свидетельство это подтверждается изображением на стене ангела его Св. Иоанна Богослова. На 25-й гробнице: Как между князьями удельными, погребенными в сем соборе, не находится Галицкого князя Димитрия по свидетельству летописи 24 , положенного здесь в 1441 году: то, вероятно, крайняя к стене гробница покрывает его тело; пред нею на стене изображен в схиме князь Димитрий Александровичь 25 . От западной стены, идучи к северным дверям, подле стены: На 26-й гробнице: «В лето 7044 (1536) Августа в 3, преставись Благоверный Князь Георгий Иванович Дмитровский». На 27-й гробнице: «В лето 6934 (1426) Ноября в 5, преставись Благоверный Князь Андрей Владимирович Донского " 26 . На 28-й гробнице: «В лето 7002 (1494) Ноября в 6, преставись Благоверный Князь Андрей Васильевич Углецкой большой».  От северных дверей к иконостасу: На 29-й гробнице: «В лето 6970 (1462) преставися Благоверный Князь Василей Ярославич» 27 . На боку сей гробницы вырезано: «Покой, Спасе наш, с праведными рабы своя в селех избранных ти; аще бо и согрешиша вси, но не отступиша от тебе». От южных алтарных дверей, подле иконостаса, к южной стене , три гробницы рядом:   На 30-й гробнице: «В лето 6970 (1462) Марта в 28 преставись Благоверный и Христолюбивый Князь Великий Василей Васильевич». На 31-й гробнице: «В лето 7013 (1505) Октября в 28 преставись Благоверный и Христолюбивый Князь Великий Иван Васильевич всея Русии». На 32-й гробнице: «В лето 7042 (1534) Декабря в 4, преставись Благоверный и Христолюбивый Князь Великий Василей Иванович всея Русии, во иноцех Варлаам». На боку сей гробницы написано: «В том же гроб положен, Царя и Великого Князя Ивана Васильевича сын, Царевич Димитрий; преставися в лето 7062 (1554) Июня в 6».   В предалтарии с южной стороны, за иконостасом, три гробницы рядом:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Пафнутий в 1444 году основал Рождественский, названный Пафнутиевым, монастырь в трех верстах от города Боровска, теперь Калужской губ. Скончался в глубокой старости в 1479 году 1-го мая; под сим числом см. его житие. Ефрем Перекомский, уроженец города Кашина, начал подвизаться в Макариевом Калязинском монастыре, а пострижение принял в обители преподобного Саввы Вишерского. Удалившись в пустынное место на западный берег озера Ильменя, он положил начало обители в 25 верстах от Новгорода. Ныне заштатный Перекомский Николаевский монастырь. Память преп. Ефрема празднуется 10 мая. Андрей Васильевич Большой был четвертый сын великого князя Московского Василия Васильевича Темного и родной брат Московского великого князя Иоанна Bacuльebuчa III. Он получил в удел город Углич по духовному завещанию своего отца, скончавшегося в 1462 году. В 1492 г. князь Андрей был посажен в заточение в Переяславле-Залесском и скончался в 1494 году. князь Иоанн Bacuльebuч III, сын Василия Васильевича Темного, правил русским государством с 1462 по 1505 год. преподобным Паисием Покровский монастырь находится в трех верстах от города Углича (Ярославской губернии), на левом берегу Волги, в настоящее время третьеклассный. Паисий основал монастырь по просьбе угличского князя Андрея Васильевича, у которого был восприемником детей Иоанна и Димитрия. Преподобный Паисий скончался в глубокой старости в 1606 году, июня 6, когда и празднуется его память. Нил, грек, управлял тверскою епархиею о 1509 по 1521 г. Даниил, ученик Иосифа Волоколамского, хиротонисован из игумнов Иосифова монастыря в 1522 году; оставил кафедру в 1539 году. князь Вассиан Патрикеев был судим на соборе в 1531 г. и мнения свои о новых русских чудотворцах высказал здесь в прении с митрополитом Даниилом. «Прение» это см. в «Чтениях. Общ. Ист и Древн. Росс. при Моск. Унив.» за 1847 год; изложение в Истории Русской Церкви преосв. Макария, т. 6, стр. 200. ( < < back 1) ( < < back 2) открытия мощей в 1521 году было установлено местное празднование прп. Макарию, а на соборе 1547 г. — всецерковное, и он наименован «великим чудотворцем». См. Е.Е. Голубинский, История Канонизации святых в Русской церкви, стр. 83 и 100.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

3117 ...великаго князя Димитрия Ивановича Московскаго... – Димитрий I Иванович (12 октября 1350 – 19 мая 1389), прозванный Донским за победу в Куликовской битве, великий князь Московский (с 1359 г.) и Владимирский (с 1362 г.). 3118 ...великом князе Иоанне Васильевиче... – Иван III Васильевич (22 января 1440 – 27 октября 1505) – великий князь Московский с 1462 по 1505 г., сын Московского великого князя Василия II Васильевича Темного. 3121 ...в древних галических летописцех... – Вопрос о существовании таких летописцев остаётся открытым. Те летописцы, которые дошли до нашего времени и порой служат опорой современным краеведам (Смирнов Ю. Летописцы из Галича//Губернский дом. 2000. С. 1516), по большей части являются сочинениями поздними и доверия не вызывают. Повесть об Овиновской иконе Богоматери, известная в списке второй половины XVII в. (РГБ, ф. 98 (собр. Егорова), 1491; изд.: Авдеев А. Г. Житие преподобного Паисия Галичского. С. 354357) и читающаяся в составе так называемого Уваровского вида Летописца Воскресенского Солигалицкого монастыря (см.: Семячко С. А. К вопросу об использовании письменных и устных источников при создании повестей об основании монастырей и монастырских летописцев («Повесть о Тверском Отроче монастыре», «Летописец Воскресенского Солигалицкого монастыря»)//Книжные центры Древней Руси: XVII век: Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 256, 261:262), в ряде случаев обнаруживает вторичность по отношению к Житию и следы сокращения своего источника, которым могло быть как Житие, так и текст, являющийся общим источником для Жития и Повести. Бесспорно, у автора Жития был летописный источник, скорее всего местный, содержащий порой уникальные сведения, возможно, дефектный (см. ниже коммент. к дате «6937 г.»; также см.: Авдеев А. Г. Житие преподобного Паисия Галичского. С. 130175). 3122 ...болярин некий, именем Иоан, зовомый Овин. – Боярин Иван, по прозвищу Овин, живший в XIV в., родоначальник Овиных и Овиновых (Авиновых), охарактеризован С. Б. Веселовским как новгородец (Веселовский С. Б. Ономастикой: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 226227). Документы, в частности духовная грамота его внука и наследника Ивана Димитриевича (в иночестве Ионы) Ярцова (см. о нем ниже), фиксируют наличие у Иоанна Овина владений неподалёку от Галича Костромского (подробнее см.: Авдеев А. Г. 1) Галичский Успенский Паисьев монастырь по документам XVXVII веков. С. 319321; 2) Житие преподобного Паисия Галичского. С. 216219).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

48 Игнатий греченин, владыка Резанский, поставлен бысть в патриархи на Москве при Гришке Отрепьеве. И как убили Гришку и его отставили. 49 Ермоген митрополит Казанский поставлен в патриархи на Москве в лето 7114 июля в 3 день при царе Василии, лежит в Чюдове преставися в лето 7120 ген[варя] в 17 день. 50 Филарет митрополит Ростовский пришол из Литвы в лето 7127 июня в 14 день. Того же году поставлен на Москве в патриархи Феофаном патриархом Иеросалимским, преставися в лето 7142 октяб[ря] в 1 день во вторник за час до ночи, лежит у Пречистой. 51 Иоасаф архиепископ Псковский поставлен в патриархи на Москве Киприаном митрополитом Новгороцким с прочими архиереи, преставися в лето 7149 нояб[ря] в 29 день, лежит у Пречистой. 52 Иосиф архимарит Симоновской поставлен в патриархи на Москве Аффонием митрополитом Новгороцким в лето 7642 826 . Заключение В данном сборнике представлены в хронологическом порядке очерки о всех митрополитах Русской Церкви XVI в., начиная с митрополита Симона, правление которого приходится на стык XV–XVI вв. Время их деятельности охватывает период с 1495 по 1586 г., т. е. более 90 лет. Их деятельность протекала при Московских государях Иоанне III (1462–1505), Василии III (1505–1533), Иоанне IV (1533–1584), которого митрополит Макарий венчал в 1547 г. царским венцом, и Феодоре Иоанновиче (1584–1598). Двое из рассмотренных первосятителей были архиереями до своей интронизации: святитель Макарий был поставлен из архиепископов Великого Новгорода, а митрополит Антоний из Полоцких архиепископов. Три первосвятителя были избраны из игуменов Троице-Сергиева монастыря: Симон, Иоасаф и Кирилл; митрополит Варлаам из московского Симонова, Даниил из Иосифова, Афанасий из Чудова, Филипп из Соловецкого и Дионисий из Хутынского. После своей кончины в кремлевском Успенском соборе были погребены только митрополит Симон и затем святитель Макарий, а остальные в различных монастырях: митрополит Варлаам в Спасо-Каменном, митрополит Даниил в Иосифо-Волоколамском, митрополит Иоасаф в Троице-Сергиевом, митрополит Афанасий в Чудовом (хотя в Успенском соборе в Кремле имеется его гробница, изготовленная в XIX в.), святитель Филипп в Тверском Отроче (в 1591 г. его останки были перенесены на Соловки, а в 1652 г. в Успенский собор в Кремле), митрополит Кирилл – в Новинском, митрополит Антоний в Новоспасском и митрополит Дионисий в Новгородском Тихвинском.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Великий Князь Иоанн Даниилович Калита 1 мая 1330 г., переведя, с благословения св. митрополита Феогноста, Даниловский монастырь внутрь города, на свой княжеский двор, поставил храм во имя Преображения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Новосозданному монастырю Святого Спаса передано было все имение Даниловского монастыря и самый погост Даниловский. Спустя ряд лет Даниловская обитель была совсем забыта. Осталась только в сельце Даниловском церковь во имя преподобного Даниила Столпника. Спасский же монастырь Великим Князем Иоанном III (1462–1505) переведен был на новое место, над Москвой-рекой, на горе, называемой Крутицы, и именовалась обитель с тех пор Спасовской на Новом. Церковь же Преображения Господня в самой Москве была обращена в собор Спаса на Бору. Могила св. Князя Даниила была забыта. Однажды Великий Князь Иоанн III проезжал мимо старого Даниловского монастыря. Конь одного знатного юноши, его в числе других сопровождавшего, споткнулся, и он оказался отставшим. Внезапно юноше явился незнакомый человек, сказавший ему: «Не бойся меня, ибо я христианин, месту же сему господин, имя мое Даниил Московский. По Божиему изволению положен я здесь на Даниловском сем месте. Иди, юноша, к Великому Князю Иоанну и скажи ему: вот ты всячески себя утешаешь, зачем же меня предал забвению? Но если он забыл меня, то Бог не забывал меня никогда». Сказав сие, он стал невидим. Юноша, сев на коня, догнал Государя. Видя его испуганным, с осунувшимся лицом, Великий Князь спросил, отчего он замешкался и находится в таком трепете. Юноша поведал ему все случившееся. Великий Князь с того времени уставил петь соборные панихиды и божественные службы и устроил раздачу милостыни и трапезы по отшедшим душам своих родственников, поживших в благочестии. Позднее князь Иоанн Михайлович Шуйский, сопровождая Великого Князя Василия III Иоанновича (1505–1533), приблизился к церкви преподобного Даниила и, наступив на камень, находившийся на неведомой ему могиле, начал с него садиться на коня. Случившийся тут крестьянин сказал тогда ему: «Господин князь, не дерзай садиться с сего камня на коня своего. Знай, что здесь положен блаженный Князь Даниил».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010