АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128869.html

В XIX веке здесь был женский монастырь в честь Корсунской иконы Божией Матери. Архимандрит Герман (Чесноков) более 10 лет добивался разрешения на его восстановление. Трудность состояла в том, что химзавод был приватизирован. Владелец долго не хотел понимать, что храм нужно отдать верующим, а производство перенести на любое другое место. Бывший директор сказал: лучше я умру, но не отдам. И через два месяца умер… Сейчас там, где кипело химическое производство, возносятся православные молитвы. Глинковская церковь хорошеет на глазах. Духовно её окормляет настоятель храма Петра и Павла, известный лаврский иерарх отец Герман. В храме трудятся и молятся несколько монахинь. Так что, возможно, в этих краях появится ещё одна монастырская обитель. Приход Корсунской церкви складывается из жителей Глинкова, Птицеграда и ближайшей части микрорайона Ферма. http://geocaching.su/?pn=101&cid=14906 Церковь в селе Глинково Сергиево-Посадского городского округа имеет редкое для Подмосковья посвящение Корсунской иконе Божией Матери. До революции в церкви хранился местный список этого образа, который славился многочисленными исцелениями. Сегодня Глинково является пригородом Сергиева Посада, а исторически относилось к соседнему Александровскому уезду, так как по реке Торгоше пролегала граница Московской и Владимирской губерний. В селе Глинково в детские годы проводил лето будущий писатель Сергей Михайлович Голицын, который описал в мемуарах жизнь прихода Корсунской церкви незадолго до ее закрытия. Первое упоминание о селе Глинково встречается в жалованной грамоте князя Дмитрия Ивановича Донского. В документе он завещал Троице-Сергиевому монастырю «в вечный поминок по своей душе и по своим родителям в Радонеже… половину сельца Глинкова». Принадлежность села обители преподобного Сергия подтверждалась и грамотами великого князя Ивана III(1462-1466 годы), Василия III (1505) и царя Ивана Васильевича Грозного (1534).В Смутное время Глинково было разорено и обратилось в пустошь. Только во второй четверти XVIIbeka здесь вновь появились крестьянские дворы. Первая деревянная церковь в Глинково была построена, вероятно, после Смутного времени. В 1701 году по благословению митрополита Рязанского Стефана взамен ветхой была построена и освящена новая церковь во имя Двенадцати Апостолов. В ее приход, кроме села Глинково, входили также деревни Абрамово и Назарьево Александровского уезда (ныне Сергиево-Посадского городского округа).

http://sobory.ru/article/?object=00040

В этой редакции нет прямого указания на время ее создания. Как мы уже упоминали, самое позднее описываемое в ней чудо на основании других источников может быть датировано январем 1460 г. Для хронологической привязки имеет значение то обстоятельство, что больше всего общих чтений Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама имеет с Житием Кирилла Белозерского, написанным Пахомием около 1462 г. Кроме того, можно предполагать, что если бы редакция была составлена вскоре после потери независимости Новгорода и его присоединения к Москве (1478 г.), то направление редактирования было бы в большей степени Поэтому предположительно время создания редакции можно определить как начало 70-х гг. XV в. Однако Вторая Пахомиевская редакция дошла в сравнительно поздних списках, преимущественно XVI – XVII пока известно только три, созданные на рубеже XV – XVI вв.: ОР РГБ, ф. 228 (собр. Д. В. Пискарева), 131; ф. 173/ III (собр. по временному каталогу библиотеки Московской духовной академии), 86; ОР РНБ, собр. М. П. Погодина 790. Датируя время создания редакции 70-ми гг., мне кажется, мы вправе рассчитывать на списки последней четверти XV в., так как почти все пахомиевские тексты дошли в списках, близких времени Именно это обстоятельство не позволяет нам считать авторство Пахомия доказанным. Кроме того, есть еще одно обстоятельство, связанное с датировкой сохранившихся списков. Самые ранние из них указывают на рубеж XV и XVI вв. При этом известно, что между 1495 и 1505 гг. игуменом Хутынского монастыря был поставлен известный книжный мастер Характерно, что самой заметной вставкой в основной части Второй Пахомиевской редакции Жития Варлаама Хутынского может считаться фрагмент о строительстве Преображенского собора: о том, что святой сам возводил каменную церковь, но довел ее строительство только «до вышняго прага», и заканчивал постройку уже игумен Антоний. Эти сведения отсутствуют в Проложной и Первой Пахомиевской редакциях Жития, а появляются сразу во Второй. Стоит отметить, что к 10-м гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/9494835/

За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий и благочестивый благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 г., умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе! С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила — святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах — «Бог не в силе, а в правде». В 1303 г. святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта. Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 г. переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (14621505 гг.) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня — я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам – князьям, в том числе и по князю Даниилу. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

http://pravmir.ru/svyatoj-blagovernyj-kn...

Когда храмы и трапезы были совершенно окончены и украшены подобающим благолепием, то руками самих благочестивых царей и великих князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича, всей Великой, Малой и Белой России самодержцев, и их царских сановников в сопровождении святейшего всероссийского патриарха Иоакима, находившихся тогда в Москве епископов, всего духовенства и множества народа многоцелебные мощи великого святителя митрополита Алексия с каждением и ароматами были перенесены из старого трапезного храма в новопостроенный и положены на приготовленном месте между двумя храмами, Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Алексия. Это произошло в 20 день месяца мая 1686 года. Храм в честь святого митрополита Алексия был освящен самим святейшим патриархом Иоакимом соборне во славу Единого Бога, в Троице прославляемого, Отца и Сына и Святого Духа. Тропарь, глас 4: Апостольских преемников архиереев сопрестольниче, России всея пастырю и учителю, всеблаженне отче Алексие, Владыце всех молися, мир пастве твоей даровати, и спасение душам, и велию милость. Тропарь, глас 2: Яко сокровище пребогатое, многолетно в земли сокровенное, честныя мощи твоя обретошася чудоточащыя, всеблаженне отче святителю Алексие: от нихже врачевство приемлющее обогащаемся, и Христа славословим глаголюще: слава прославляющему святыя своя. Кондак, глас 8: Яко солнце незаходимое от гроба возсия нам от мног лет сокровенны честныя твоя мощи нетленны, святителю Алексие, тобою благодать приемлем. Всю бо страну сию и вся бо чудесы и добротою обогащаеши действом благодати, да поем ти: радуйся отче, светило России. 3334 Здесь разумеется великий князь Василий Васильевич Тёмный. Он княжил с 1425 до 1462 года. 3335 Под «сею обителью» разумеется Чудов монастырь, устроенный в 1365 году святым митрополитом Алексием в Кремле, на месте, которое подарила ему исцеленная им татарская царица Тайдула. Назван Чудовым в память чудесного исцеления святителем последней от слепоты. 3338 Это произошло 12 декабря 1484 года. Архиепископ Геннадий принимал деятельное участие в борьбе с ересью жидовствующих. В июне 1504 года «ради немощи своея» он отказался от управления епархиею, поселился в Чудовом монастыре и 4 декабря 1505 года здесь же скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не всегда пострижение совершалось по воле постригаемого, порой правительство ссылало в монастыри политически нежелательных для него лиц и добивалось их пострижения, чтобы устранить их от всякого участия в светской и государственно-политической жизни. Уже известный нам князь-инок Вассиан Патрикеев принадлежал к числу таких опальных изгнанников. В северных монастырях, и особенно в Кирилло-Белозерском, многие монахи были выходцами из боярских семей. Такие пострижения совершались и во времена великого князя Ивана III (1462–1505), и при царе Иване IV (1533–1584) . После вступления в монастырь начинался испытательный срок — искус послушничества. Из отдельных фактов, о которых здесь уже говорилось, видно, что настоятели часто вынуждены были совершать чин пострижения над лицами, не прошедшими в монастыре искуса послушничества, так что в действительности с соблюдением всех требований устава постригались лишь те лица, которые вступали в монастырь по доброй воле и в юном возрасте. По образу подвижничества все монахи в Русской Церкви разделены на три степени: 1) рясофорные, 2) монахи малой схимы и 3) монахи великой схимы; проходить эти степени можно лишь последовательно. В соответствии с этими тремя степенями существует три чина пострижения. Вступившие в монастырь лица именуются послушниками. По окончании канонического срока послушничества они постригаются в рясофорные монахи (), причем совершается это пострижение без монашеских обетов. На них, однако, возлагается обязанность соблюдать монастырский устав с той же строгостью, с какой его блюдут монахи более высоких степеней; и хотя они не дают иноческих обетов, нравственно они связаны ими. Рясофорные монахи после совершения определенного обряда получают право носить рясу () и камилавку (). Новопостриженные иноки получают четки () — в русских монастырях они назывались лестовками — со 103 узлами. При совершении чина пострижения настоятель крестообразно постригает волосы на голове монаха и потом возлагает на него иноческое облачение. Послушникам, постриженным в рясофор, запрещается по собственной воле оставлять монашеское состояние .

http://sedmitza.ru/lib/text/436576/

Обитель, где подвизался инок Зиновий, была известна с древности. Своими каменными строениями она во многом была обязана замечательному иерарху конца новгородской независимости – архиепископу Ионе (1458–†1470; пам. 5 нояб.). В летописи говорится об этом: «В лето 6970 (1462) поставиша церкви в Отни пустыни Иоанна Предтечи и Онуфрия Великаго каменные; и на другое лето, он же Иона архиепископ постави церковь каменну с трапезою Николая чудотворца, в Отни же пустыни, от Великаго Новаграда тридцать поприщь» 1500 . Из этого же монастыря был избран на архиерейскую кафедру преемником архиепископу Ионе монастырский ризничий Феофил (1470–1482; †1482) 1501 . Известно, что в 1575 г. царь Иоанн Грозный вложил в монастырь драгоценную чашу, на которой была следующая надпись: «Лета 7082 (1575) года марта в 25 день делан сей потир по приказу государя царя Ивана Васильевича от его царских скровишь в монастырь Отню пустыню, при игумене Деонисьи» 1502 . При архиепископе Макарии (1526–1542) некий отенский инок Гурий перешел в Спасский (Хутынский?) монастырь «зело скорбна и смущенна от навождения диаволя», хотя настоятель ему «возбраних, понужая его сохранити обещание свое на неж место зван есть». Об этом потом игумен сообщал святителю, чтобы не дать «овчате Христова волка растерзану быта» 1503 . Ко времени святительства святителя Макария относят появление инока Зиновия в Отенском монастыре. Ф. Калугин считает, что это произошло после Собора 1531, когда был осужден Максим Грек и некоторые другие были разосланы по монастырям; «подверглись ссылке Михаил Медоварцев и Силуан и, может быть, Зиновий, хотя для этого и нет никаких данных. Как бы то ни было, Зиновию пришлось доживать свой век в Отней пустыни» 1504 . П. М. Строев указывает имя настоятеля Отенского монастыря – Мисаил под 1560 годом 1505 . Серединой тридцатых годов XVI столетия датируется самое раннее из известных на сегодня произведение – послание отенского подвижника новгородскому дьяку Я. Шишкину. Его начало позволяет думать, что это не только следование этикету со стороны автора, но что и сам дьяк питал расположение к иноку.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Одним словом, рассматривая описываемый нами монастырь относительно его местоположения, нельзя не сказать, что природная красота занимаемого им места, приятные виды, здоровый воздух и удобства жизни дают ему неоспоримые преимущества перед многими другими городскими девичьими монастырями, ибо не часто можно встретить соединение всех этих условий вместе. II. Основание обители Местные предания, устные и письменные, свидетельствуют, что еще «до лет блаженной памяти Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея России Самодержца (1462–1505)», а следовательно в первой половине XV столетия, был построен в Белеве, «на старом городищи» удельными Белевскими князьями Солнцевыми-Засекиными 2 Спасо-Преображенский мужской монастырь деревянным зданием и приданы были ему от этих князей вотчины и угодья, которые и утверждены за ним жалованными грамотами, как от Царя Иоанна Васильевича, так, и по нем от Государей Царей и Великих Князей Феодора Иоанновича, Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича в 7122 (1614) 124 (1616) и 149 (1641) годах. Белевские Князья вместе с Новосильскими (их родоначальниками), сделавшись ранее других Удельных Князей, и при том добровольно, присяжниками Московских Великих Князей, составляли с ними, говоря языком договорных грамот, «один человек» и служили оплотом Московской Украины против Литвы и Крымских Татар, и потому Белевский удел пережил все другие русские уделы и Князья его еще при Иоанне IV пользовались тенью некоторой независимости. По окончании между царствия, когда на престоле Московского Государства восседал «Богом избранный» Царь Михаил Федорович и обременительная Польско-Литовская война кончилась вожделенным миром, около 1625 года, по челобитию, поданному Царю некоей старицей Марфою Палицыною (может быть родственницею оказавшего столь незабвенные услуги отечеству в смутное время, Троицкого Келаря Авраамия Палицына), дозволено этой старице Марфе построить в Белове на посаде девичий монастырь с церковью во имя Воздвиженья Честного и Животворящего Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Они его меняли на клобук. Ниже мы постараемся показать, что отношение к иночеству, к монашескому подвигу является одним из определяющих критериев для характеристики царей в трагедии. В «Борисе Годунове» можно выделить несколько типов властителей, каждый из которых имеет свое отношение к Промыслу, свое участие в его судьбах. Их пять: «разумный самодержец» (Иоанн III), «кающийся грешник, кающийся мучитель» (Иоанн Грозный), «царь-молитвенник» (Феодор), «легитимный макиавеллист» (Борис Годунов) и «нелегитимный макиавеллист, революционер» (Самозванец). Тип «разумного самодержца» – это те цари, о которых Пимен говорит: Своих царей великих поминают, За их труды, за славу, за добро. Иоанн III – один из них. Борис Годунов дает ему краткую, но исчерпывающую характеристику: Лишь строгостью мы можем неусыпной Сдержать народ. Так думал Иоанн, Смиритель бурь, разумный самодержец. В этом определении емко оценивается блестящее правление Иоанна III (1462–1505), в которое были присоединены к Москве Новгород, Тверь, Северские земли, свергнуто ордынское иго. Особенно подчеркивается разумность, то есть государственная трезвость, разумная осторожность, умеренность его политики. Иоанн III становится символом разумной строгости и жесткости, а также и государственной стабильности – того могущества, на котором почиет небесное благословение. Гораздо более противоречивым является образ Иоанна Грозного. С одной стороны, он также вписан в эту череду великих царей. Но именно к нему относятся слова: «А за грехи, за темные деянья/Спасителя смиренно умоляют». В трагедии вспоминаются и славные дела Иоаннова царствия: взятие Казани, успешные войны с Литвой. Отрепьев говорит Пимену: Как весело провел свою ты младость! Ты воевал под башнями Казани, Ты рать Литвы при Шуйском отражал, Ты видел двор и роскошь Иоанна! Но при этом Грозный назван «свирепым внуком разумного самодержца». И в трагедии присутствует страшная память об опричном терроре, кровавый пар которого не рассеялся и через 20 лет после смерти Грозного. Боярин Пушкин сравнивает правление Бориса с временами свирепого царя:

http://pravoslavie.ru/35536.html

Подумай, сын, ты о царях великих. Кто выше их? Единый Бог. Кто смеет Противу их? Никто. А что же? Часто Златый венец тяжел им становился: Они его меняли на клобук. Ниже мы постараемся показать, что отношение к иночеству, к монашескому подвигу является одним из определяющих критериев для характеристики царей в трагедии. В «Борисе Годунове» можно выделить несколько типов властителей, каждый из которых имеет свое отношение к Промыслу, свое участие в его судьбах. Их пять: «разумный самодержец» (Иоанн III), «кающийся грешник, кающийся мучитель» (Иоанн Грозный), «царь-молитвенник» (Феодор), «легитимный макиавеллист» (Борис Годунов) и «нелегитимный макиавеллист, революционер» (Самозванец). Тип «разумного самодержца» – это те цари, о которых Пимен говорит: Своих царей великих поминают, За их труды, за славу, за добро. Иоанн III – один из них. Борис Годунов дает ему краткую, но исчерпывающую характеристику: Лишь строгостью мы можем неусыпной Сдержать народ. Так думал Иоанн, Смиритель бурь, разумный самодержец. В этом определении емко оценивается блестящее правление Ин. 3 (1462–1505), в которое были присоединены к Москве Новгород, Тверь, Северские земли, свергнуто ордынское иго. Особенно подчеркивается разумность, то есть государственная трезвость, разумная осторожность, умеренность его политики. Иоанн III становится символом разумной строгости и жесткости, а также и государственной стабильности – того могущества, на котором почиет небесное благословение. Гораздо более противоречивым является образ Иоанна Грозного. С одной стороны, он также вписан в эту череду великих царей. Но именно к нему относятся слова: «А за грехи, за темные деянья/Спасителя смиренно умоляют». В трагедии вспоминаются и славные дела Иоаннова царствия: взятие Казани, успешные войны с Литвой. Отрепьев говорит Пимену: Как весело провел свою ты младость! Ты воевал под башнями Казани, Ты рать Литвы при Шуйском отражал, Ты видел двор и роскошь Иоанна! Но при этом Грозный назван «свирепым внуком разумного самодержца». И в трагедии присутствует страшная память об опричном терроре, кровавый пар которого не рассеялся и через 20 лет после смерти Грозного. Боярин Пушкин сравнивает правление Бориса с временами свирепого царя:

http://azbyka.ru/fiction/o-poeme-a-s-pus...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010