Сразу же после вокняжения Ивана происходит примечательное изменение в формулировке пункта об отношениях с Ордой в договорных грамотах князей московского дома. Со времени завещания Дмитрия Донского (1389) в нем применялись слова «А переменит Бог Орду» – в этом случае предполагалось, что не будет выплачиваться выход. Эта формулировка сохранялась (как в духовных, так и в договорных грамотах) и при Василии Дмитриевиче, и при Василии Васильевиче 859 . Лишь однажды – в договоре Василия Васильевича с Михаилом Андреевичем, князем верейским и белозерским, датируемом не позднее 1445 г., применяется иная формула: «А коли яз, князь велики, в Орду не дам, и мне у тебя не взятии» 860 . Но в позднейших докончаниях Василия Васильевича и в его духовной продолжала применяться формула «А переменит Бог Орду» 861 . С началом же княжения Ивана Васильевича (и в течение всего его правления) применяется именно та, не привившаяся при Василии II, оговорка 862 : «А коли яз, князь велики, выхода в Орду не дам, и мне у тебе (удельного князя. – А.Г.) не взятии!» 863 . Таким образом, возможность неуплаты выхода теперь связывается не с «переменой» Орды, а только с волей великого князя. Первой грамотой такого рода является докончание Ивана Васильевича с тем же Михаилом Андреевичем, заключенное до 13 сентября 1464 г. 864 , т.е. в первые два года правления нового великого князя. Есть основания полагать, что возможность не платить дань была тогда реализована на практике. В 1465 г. «поиде безбожный царь Махмут на Рускую землю со всею Ордою и бысть на Доноу; Божиею же милостию и пречистые Матери прииде на него царь Азигирей (крымский хан Хаджи-Гирей. – А.Г.) и би его и Орду взя, и начаша воеватися промежъ себе. И тако Бог избави Рускоую землю от поганыхъ» 865 . Очевидно, что целью несостоявшегося похода было Московское великое княжество: если бы поход направлялся на Рязанскую землю, это было бы отмечено (как в сообщении о походе Махмуда 1460 г.), а русские территории, входившие в состав Великого княжества Литовского, летописцы Северо-Восточной Руси «Русской землей» не называли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это были владения вначале великого князя московского Василия II (1415–1462). Затем они наследственно отошли к старшему сыну – Борису Васильевичу Волоцкому (1449–1494), после кончины которого эта территория волжского правобережья закрепилась за его младшим сыном Иваном Борисовичем. Позже земли недолго принадлежали великому князю Ивану III (1440–1505), а потом и его сыну Дмитрию Ивановичу Жилке (1481–1521). И со второй четверти XVI века они вновь закрепляются за царским верхом: Василия III (1479–1533), затем за Иваном IV (Иван Грозный, 1530–1584) с. 4]. Церковь Воскресенье Христово (на 1588 г.) была деревянной на каменном фундаменте, ветхая. Ей были выделены пашни и луга для покоса c. 85]. Одним из первых представителей ржевского рода духовенства Воскресенских был, как ранее сказано, Федор, служивший дьячком в этом храме. Его сын Петр (? – около 1810),тоже имел должность дьячка при Воскресенском храме, здесь же на погосте Чернейка. С женой Анной Ивановной (1743-после 1799) они вырастили 4 сыновей и 2 дочерей. Сыновья служили в этой церкви: сначала при отце, потом продолжили династическую семейную традицию. Старший Андрей Петрович (1772 -?) служил здесь в Чернейках священником. Илларион (1786–1846) был рукоположен во священника сельца Озаново Ржевского уезда (на волжском левобережье, местоположение Оковцы-Ельцы); средние братья Арсений (1796-?) и Михаил (1796 -?) жили в с. Чернейка при Воскресенском храме, здесь же обитали и их сестры Агриппина (1781-?) и Татьяна (1799-?). Илларион Петрович (дед Григория Александровича Вознесенского) служил священником в Покровской (Озановской) церкви . С супругой Марфой Григорьевной (1791– после 1832) воспитали 6 сыновей. Все они служили русскому православию. Старший Иоанн Илларионович (1812 – 7 июля 1868) служил протоиереем Троицкого собора г. Осташкова Средние братья Петр (1814-?), Александр 1 (1819 – ?), Александр II (1822 – ?) и Димитрий (1827– ?) жили долгое время в с. Озаново при храме. Младший Андрей Илларионович (1827-после 1908) окончил Тверскую духовную семинарию c. 454]. Священствовал с 1854 года. Служил в церкви Смоленской Божией Матери Одигитрии протоиереем в селе Оковцы (тогда это был Осташковский уезд); трудился законоучителем в народном училище. Был благочинным 4 округа Осташковского уезда. В 60-х годах XIX века протоиерей Андрей Воскресенский стал инициатором осуществления крестного хода с Оковецкой чудотворной иконой в город Ржев, а потом – г. Зубцов с. 93–98]. В 1896 г. за усердие в службе был награжден орденом Анны 3 степени с. 454].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Около 20 лет автор работал над шсститомной серией книг, которую он склонен назвать «Россия на пороге Нового времени». В ней синтезируются его представления о ходе русского исторического процесса примерно с 1425 по 1598 г., т.е. на протяжении более 170 лет. Это — «Витязь на распутье» (1425—1462), «Возрожденная Россия» (1480—1505), «Россия на подъеме» (1505—1533), «Избранная рада» (1533—1560), «Опричнина» (1561—1572), «Путь к власти» (1573—1598). Все тома объединены стремлением автора показать судьбы России и становление единой государственности в период, когда страна приближалась к Новому времени. Читатель не найдет в них какого-то единого авторского взгляда на историю страны того времени. Эта серия книг лучше отражает эволюцию общих исторических представлений автора, которую он считает завершенной в «Витязе на распутье» — последней книге по времени написания, но первой в хронологическом ряду всей серии. Книги — увы! — имеют свою судьбу... Автор не находит у себя сил перечеркнуть сделанное им «на заре туманной юности» и переписать остальные тома в ключе «Витязя на распутье». За это он приносит читателям свои извинения. В предлагаемой вниманию читателя книге нет общего историографического очерка. Уж очень много в нашей литературе писалось о тех, кто осмысливал ход объединительного процесса на Руси. Это, однако, не означает, что автор игнорирует сделанное учеными в течение последних двух с лишним столетий развития науки. Он отлично понимает, что его книга могла быть написана только как звено в цепи усилий многих поколений отечественных и зарубежных ученых, не жалевших сил в исследовании российской истории. Их творческому подвигу с сыновней благодарностью и посвящает своего «Витязя» автор. Примечания Находится в печати на ротапринте Института истории СССР АН СССР. — Примеч. ред. Предлагаемая читателю книга и открывает серию, и завершает публикацию работ всего цикла, которые вышли в свет под другими названиями: «Россия на рубеже XV—XVI столетий». М., 1982; «Россия на пороге нового времени». М., 1972; «Реформы Ивана Грозного». М., 1960; «Опричнина Ивана Грозного». М., 1964; «В канун грозных потрясений». М., 1986. — Примеч. ред.

http://sedmitza.ru/lib/text/438769/

Вряд ли кто из любителей кино не согласится с тем, что мы до сих пор очень мало знаем о прошлом народов Сибири и Урала. За последние тридцать лет фильмов, посвященных истории коренных народов этих и других отдаленных регионов, порой нелегких путях их вхождения в Россию, почти не было. И вот перед нами, как поначалу кажется, настоящий шедевр. Создателям «Сердца Пармы» удалось художественно воссоздать дух той земли, оживить реальные и вымышленные исторические образы, даже язык средневекового Пермского края и вообще атмосферу пятнадцатого века. Тем более, что снимали фильм в тех самых, описываемых в книге, местах, около Перми, – недалеко от городка Губаха, расположенного более чем в двухстах километрах от столицы края. В живописной местности вдоль берегов реки Косьвы, среди гор и заповедных лесов Среднего и Северного Урала, в нескольких сотнях километров от цивилизации кинематографисты построили целый средневековый русский город. Создателям фильма удалось передать в своей картине самобытную красоту Русского Севера, что способствовало погружению зрителя не только в историческое прошлое, но и в реальную географию края. Не могу не присоединиться к отзывам критиков, по самой высокой шкале оценивших постановку трюков в боевых сценах, замечательную работу операторской группы, гримеров, художников, отлично проработанные декорации. И конечно костюмы героев фильма, которые так органично погружают зрителя в показанную эпоху. И что особенно важно, о чем единодушно пишут многие критики, – в картине, несмотря на наличие многочисленных сцен схваток между героями, сражающихся на мечах и копьях, нет кровавых натуралистических сцен. Авторы картины постарались беречь нервы зрителей, прежде всего подрастающего поколения, от жестокого реализма боевых действий, кровавого средневековья. В целом же, они создали прекрасный пример развлекательного кино псевдоисторического жанра с элементами фэнтези. По словам писателя Алексея Иванова, по чьей книге снято это кинопроизведение, фильм сделан в жанре пеплум, то есть в таком жанре исторического кино, когда в фильмах, несмотря на историчность сюжета, могут присутствовать значительные расхождения с историей в угоду зрелищности, и не всегда ставится задача достоверного воссоздания исторических событий. История в таких картинах может трактоваться достаточно вольно. В этом фильме была показана конкретная эпоха времен Великого князя Московского Ивана III Васильевича или Ивана Великого, с 1462 по 1505 года Государя Всея Руси, и также вполне правдоподобно показаны главные реальные исторические персонажи этой эпохи.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/26/ta...

И. В. Старикова В русском церковном пении Многолетствование главы гос-ва и Церкви было частью церковной и придворной обрядовой культуры Др. Руси, истоки к-рой берут начало в визант. практике провозглашения аккламаций в честь императора и патриарха. В Др. Руси М. являлись обязательной частью внебогослужебного обряда - чина чаши заздравной . Кроме того, они исполнялись в заключение различных церковных служб, в т. ч. молебнов. М. входило в чины новолетия , пещного действа , Страшного Суда действа , шествия на осляти и проч. Тексты М. с упоминанием правящих архиереев, членов царской семьи, патриарха нередко являются единственным точным указанием для датировки певч. рукописей. Сложились 2 традиции выпевания М.- речитативная и мелодически развитая, представленная гл. обр. разновидностями демественного пения ( Бурилина. 1984. С. 204-215). Демество как стилистически своеобразное проявление древнего певч. искусства сложилось в кон. XV в., что совпадает с периодом завершения образования Российского государства и началом формирования торжественной придворной и церковной обрядности. Демественные песнопения представляют собой яркое национально-самобытное явление в древнерус. муз. искусстве. Прежде всего именно в этом торжественном стиле и создавались певч. варианты М. Самый ранний нотированный образец М. известен по рукописи кон. XV в. Песнопение посвящено вел. кн. Иоанну III Васильевичу (1462-1505). Оно отличается от более поздних отсутствием начального слова-определения «благоверному». Особенностью текста произведения является и включение 2 продолжительных мелизматических вставок- аненаек : «Великому князю Ивану Васильевичу всея Руси дай Бог ему многа лета. И-на-ни... Умножи, Боже, лета. А-на-ни...» (РГБ. Ф. 304. 408. Л. 162). Муз. текст отражает распев, выходящий за рамки знаменной системы. В пользу отнесения его к деместву свидетельствуют: отсутствие гласовой принадлежности, а также попевок , лиц и фит знаменного распева; многочисленные внутрислоговые разводы; наличие тресветлых знамен, указывающих на высокую область звучания; исполнение М. в дальнейшем преимущественно демественным распевом.

http://pravenc.ru/text/2563872.html

Иван III топчет послание хана Ахмата. Картина А.Кившенко, XIX в Присоединение удельных княжеств позволило московскому великому князю сосредоточить в своих руках соединенную мощь этих областей. Московский князь Иван III (1462–1505) стал «государем и самодержцем», «великим князем всея Руси». Раньше это звание было только титулом, теперь оно получило реальное государственно-политическое значение: Иван III правил de facto и de jure. Территориальное объединение Руси под властью московского великого князя было значимо не только для Русской земли: последствия этого объединения имели международный характер. Московское великое княжество получило теперь общие границы с другими государствами. Некогда маленькое княжество, укрытое в лесах междуречья Оки и Волги, в течение нескольких десятилетий оказалось втянутым в сложные сплетения мировой политики. Это было совершенно новым явлением не только для московского правительства, но и для мыслящих москвичей. Лишь одно обстоятельство набрасывало тень на политический блеск выросшего государства — татарское иго, которое de facto, конечно, не очень ощущалось в Москве, но de jure еще сохранялось. Впрочем, в 1480 г. была стерта и эта тень: Русь сбросила с себя иго, тяготевшее над ней два с половиной столетия (1238–1480). 2. Церковно-политические идеи в Москве во второй половине XV и в начале XVI века Эти события, естественно, наложили свой отпечаток на жизнь людей той эпохи. Нельзя забывать, что в процессе собирания Русской земли церковная иерархия играла очень важную роль. Русские митрополиты, главным образом Феогност (1328–1353), Петр (1308–1325), Алексий (1354–1378), Геронтий (1473–1489), всегда очень ревностно поддерживали политику «собирателей Русской земли». В этой политике церковной иерархии содержались уже предпосылки для формирования таких отношений между государством и Церковью, которые соответствовали представлениям Иосифа Волоцкого и его сторонников. Монахи участвовали в проведении подобной политики и раньше, до Иосифа Волоцкого.

http://pravoslavie.ru/14959.html

Таким образом, впервые после похода Тохтамыша на Москву двинулся «сам царь» – правящий хан Орды. Очевидно, что для этого нужны были весьма веские причины. Полагаю, что неявка Ивана к Махмуду за ярлыком, если и могла быть одним из поводов (Василий Васильевич в свое время тоже долго не ехал, но у него был ярлык от того же хана, который продолжал править, Улуг-Мухаммеда, а у Ивана – не от Махмуда, а от его отца – Кичи-Мухаммеда), то не причиной. Скорее всего, после событий 1459–1460 гг. (смерть Кичи-Мухаммеда, неудачный поход Махмуда на Рязань) в течение нескольких лет не выплачивалась дань; возможно, это было связано с начавшимся соперничеством Махмуда с братом Ахматом 866 , т.е. с наметившимся расколом Большой Орды: в Москве ждали, чем окончится эта борьба. Вмешательство крымского хана сорвало планы Махмуда 867 . Хан Большой Орды потерпел крупное поражение; очевидно, на некоторое время правителем Большой Орды стал считаться Хаджи-Гирей 868 . Слова «начаша воеватися промежь себе», возможно, подразумевают и вмешательство в борьбу за престол Ахмата. К апрелю 1466 г., судя по письму к турецкому султану, Махмуд восстановил свое верховенство 869 ; но позже, когда Афанасий Никитин в начале своего путешествия в Индию спускался по Волге, Касым, сын Махмуда, был «царевичем» особого Астраханского ханства 870 ; следовательно, Махмуд к этому времени был вытеснен Ахматом в Астрахань. Начало путешествия Никитина обычно датируется тем же 1466 годом, но возможно, что оно имело место двумя годами позже 871 . Следовательно, Ахмат возглавил Большую Орду во всяком случае не позднее 1468 г. Очевидно, после этого выход какое-то время выплачивался, так как окончательное прекращение его поступления произошло в 1472 г. (см. об этом ниже). Возможно, выход вновь стал платиться после двух военных акций татар Большой Орды – нападений на Рязанскую землю и на волость Беспуту (на правом берегу Оки, между Серпуховым и Каширой) в 1468 г. 872 . В это время в разгаре был конфликт с Казанским ханством 873 , и Иван III мог в такой ситуации пойти на возобновление выплаты выхода, чтобы обеспечить нейтралитет Большой Орды и безопасность южных границ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нем были созданы приделы Успения Пресвятой Богородицы и святителя Иоанна Златоуста. Построили также новую колокольню. Златоустовский придел в 1878 г. упразднили. В настоящее время храм представляет собой асимметричное сооружение, сочетающее в себе элементы разно-временных построек; он сильно зажат окружающей застройкой и виден только благодаря тому, что выходит северным фасадом на красную линию Старопанского переулка. Сохранились две шатровые главы. В 1926–1927 гг. церковь была отреставрирована под руководством Д.П. Сухова. В 1929 г. храм закрыли, разрушили трапезную и колокольню. В 1960-1980-е гг. здесь располагался отдел регулирования уличного движения. В 1993 г. его передали общине верующих. Богослужения возобновились в 1995 г. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Церковь Космы и Дамиана находится в Космодамианском переулке, близ Карунинской площади. Называется «Космы и Дамиана, что в Старых Панах» вследствие того, что в этой местности был польский панский двор, упоминающийся под 1508 г. Другое название церкви – «Успения Пресвятой Богородицы, что в Старой Певчей» объясняется тем, что в XVIII ст. здесь были домики певчих Успенского собора. Храм состоит из двух церквей, трапезные соединены аркой. Древнейшая часть – алтарь Космодамианской церкви, упоминающийся уже под 1468 г. В верхней части этого алтаря находилось помещение упраздненного в 1878 г. древнего Златоустовского придела, название которого напоминает о тезоименитстве Иоанна III (1462-1505 гг.). Успенская церковь пристроена с севера в первой половине XVII ст. В 1803 г. выстроены нынешние трапезная и колокольня. Сохранилось несколько прекрасных древних икон: Иоанна Златоуста, Спасителя, Космы и Дамиана, Господа Эммануила и др. «Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. 14, 1916 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=02366

Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила — святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах – «Бог не в силе, а в правде». В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта. Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня — я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь.  Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам — князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Празднество в честь Владимирской иконы совершается 23 июня (6 июля) в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462-1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям — «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473-1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией. Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери. Прославившись многими чудотворениями, святая Владимирская икона Богоматери стяжала великую славу в России. С ней связано много исторических воспоминаний. Она была переносима из города в город, и эти перенесения отмечают главнейшие периоды в истории России: киевский, владимирский и московский. В продолжение нескольких веков перед этой святой иконой русский народ воссылал свои моления Заступнице рода христианского, и Пресвятая Богородица не раз во время опасности от вражеских нашествий являла Свою благодатную помощь. Перед этой святой иконой совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, а при избрании русских митрополитов «жребии избираемых клались на пелену в киоте Владимирской иконы — символ общей надежды, что Богоматерь сама укажет угодного Ей человека».

http://patriarchia.ru/db/text/265521.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010