Построенный при Иване Калите храм простоял более полутора веков. Видимо, уже в то время он совмещал в себе церковь с колокольней. Летопись под 1505 годом сообщает о начале строительства на том же месте новой церкви Иоанна Лествичника " под колоколы " , получившей позднее название колокольни Ивана Великого. К 1505 году, в правление великаго князя всея Руси Ивана III (1462-1505), Кремль уже получил свои нынешние размеры и очертания. Конец XV и XVI век - эпоха блестящего расцвета древнерусского зодчества, связанная со значительными историческими событиями в жизни Российского государства: свержением монголо-татарского ига и превращением Руси в единое централизованное государство. Эти события находили своё отражение в архитектуре, в создании величественных и монументальных сооружений, выполненных в национальном стиле. Строительство колокольни, которым руководил итальянский архитектор Бон Фрязин, продолжалось три года и было окончено в 1508 году. Вероятно, она была целиком построена из кирпича и украшена белокаменными деталями. На изображениях середины XVI столетия колокольня предстает в виде столпа, состоящего из поставленных один на другой восьмигранников. Уже в это время столп Ивана Великого, достигавший 60 метров, был самым высоким сооружением Москвы. В случае необходимости он служил сторожевой башней, с которой открывалась широкая панорама Москвы и её окрестностей. Колокола, как выполненные русскими мастерами, так и привезённые из-за границы, располагались на всех трёх ярусах колокольни: самые тяжелые, с низким и густым звучанием - на галерее первого яруса, а более легкие и мелодичные - наверху. В первом этаже нижнего яруса колокольни находилась небольшая церковь во имя святого Иоанна Лествичника. Стены нижнего яруса очень толстые - до пяти метров, поэтому пространство в центре столпа сравнительно невелико. Церковь имена необычную, восьмиугольную в плане форму, повторявшую внешние очертания стен, на второй и третий, открытый этажи этого яруса вела лестница, расположенная в толще стены. Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть - сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними - открытая галерея, где находятся колокола. Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего, их толщина достигает 2,5 метра. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегчённой верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.

http://sobory.ru/article/?object=03382

Так великий князь Василий Васильевич Темный (1415–1462) купил у рязанского князя некоторые места в верховьях Дона, а сын его Иоанн III-й (1462–1505) договорными грамотами с рязанским князем Иваном Васильевичем, постарался точнее определить пределы своих земель. Из этих грамот видно, что у рязанских. князей были земли, начиная от реки Мечи (Тул. губ.) по левую сторону Дона, а Елец как лежавший по правую сторону Дона отошел к московскому князю. (Владения елецких князей были отчасти в нынешнем Задонском уезде). В 1496 г. тот же велиий князь Московский Иоанн III-й заключил договорную грамоту с рязанским князем Федором Васильевичем. По этой договорной грамоте московскй князь владел многими местами и по левую сторону Дона и по течению реки Воронежа. Обитателями воронежского края (отошедшего к московскому князю, как видно из грамоты) были промышленники по лесистому берегу р. Воронежа: княжеские звероловы и бортники, по Дону: рыболовы... Но эти люди, вероятно, являлись в придонский воронежский край по временам, в период своих промышленных занятий и страна, вероятно, не имела еще постоянного населения и, по прежнему, представляла вид пустыни. Этим можно объяснить то обстоятельство, что в 1514 г. дворянин Алексей, отправленный великим князем Иоанном Васильевичем к турецкому султану Селиму, на пути из Константинополя в Москву, в воронежских степях терпел недостаток и голод, потерял всех коней, шел пешком и едва достиг пределов рязанских, где его ждали люди, высланные к нему от великого князя (Ист. Рос. Гос. VII. 38). Окончательно земли по Воронежу и Дону и все рязанское княжество отошли к Москве в 1517 г. Через присоединение к сильной Москве воронежскийш край выигрывал много, тем более, что Россия, чувствуя себя могущественнее, свергла с себя татарское иго. Паденио Орды способствовало отделение от нее второстепенных орд. Так еще в 1260 г. Ногай отказался повиноваться хану Беркаю и сделался независимым в окрестностях Черного моря. (Ист. Рос. Гос. IV. 58); в половине XIV века Ногайская орда кочевала между Бузулуком и Азовским морем (там же V. 196). Едигей, предводитель татар, отделился от хана и положил (в 1407–1411) начало Крымской орде.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

У Виктора Афанасьева есть такие строчки ( " Здесь начинается рай " ): Отечество мое! Россия! В тебе дух старины живет. И ни одна еще стихия Не победила твой народ. Из тьмы веков ты восставала И становилась все сильней. Святая Русь – твое начало, И преподобный Сергий в ней. Христианин! Об этом помни: Отчизна – мать, ее храни! Молись за Русь! Ведь нет ей ровни. В ней вера предков, как гранит. Так было и должно быть снова! Ветвям не утерять корней. Россия – поле Куликово. Дух Преподобного над ней. Русская Православная Церковь продолжает свое нелегкое сражение за единство русского народа. В 1441 году поставленный в Константинополе митрополит Исидор, принятый в Москве в 1437 году, был отвергнут Собором русских епископов из-за принятия Флорентийской унии и отступления от православия. В декабре 1448 года митрополитом Собором русских епископов был поставлен Рязанский епископ Иона (1448-1461), в результате чего Церковь стала автокефальной де-факто. В 1453 году под натиском турок-османов происходит падение Константинополя. Русь осознает себя единственным оплотом православия в мире. В этот период зарождается концепция " Москва – Третий Рим " . В 1458 году происходит разделение единой русской митрополии на две – Киевскую (Западнорусскую), расположенную в пределах литовского государства, и Московскую, включавшую девять епархий. В середине XV века сложились предпосылки для создания централизованного государства, которое формировалось не только в сложной внешнеполитической обстановке, но и в острой внутренней борьбе между московским и другими русскими княжествами (прежде всего Тверским княжеством и Новгородской республикой). Рубежным событием в истории Московской Руси становится стояние на реке Угре (1480). Этому предшествовало решение князя Ивана III Васильевича (1462-1505) платить дать Орде. При великом княжении Ивана III началось оформление русского централизованного государства – России. В 1462 году Москва стала столицей Русского государства. В 1478 году была присоединена Новгородская республика, которая была независимой в течение 350 лет.

http://pravoslavie.ru/88968.html

ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). – С.91-118. (на заставке – фото Евгения Глобенко) Настоящее прошлое:   «Русский Хронограф»: колыбель русской идеи. Древняя книга о будущем Руси /Автор Дмитрий Володихин , кандидат исторических наук, доцент кафедры источниковедения исторического факультета МГУ. Иллюстрации Елены Машковцевой. Фото Виталия Каплана//Фома. - – август 2006. – С.93-96. – (рубрика « Настоящее прошлое »). Краткая биографическая справка « Дмитрий Михайлович Володихин …» (С.93). Информационные врезки к теме//Фома. - – август 2006. – С.94,95. – (рубрика « Настоящее прошлое »). Приведены следующие сведения: Олег Викторович Творогов , доктор филологических наук, и.о. заведующего отделом древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН. Его высказывание, содержащее характеристику автора «Русского Хронографа»: «Составитель «Русского Хронографа» подобен искусному фортификатору. Он концентрирует свое внимание…». – С.94; Святой преподобный Иосиф Волоцкий (1440-1515). Краткая справка о нем. – С.94;   Великое княжество Литовское . Сведения о государстве, существовавшем с конца XII – первой половины XIII веков по 1795 год на территории современных Литвы, Белоруссии (до 1793 года) и Украины (до 1569 года). – С.94;   Иван III (22 января 1440 - 27 октября 1505), Великий князь московский в 1462 - 1505 гг. Историческая справка. – С.94,95; Третий Рим – религиозно-политическая идея, возникшая в XVI веке. Краткие справочные сведения. – С.95;   Москва как второй Иерусалим – религиозно-культурная идея, волновавшая русских книжников и государей в XVI – XVII столетиях. Краткая характеристика. – С.95.   Реклама: (О подписке на журнал «Фома). – С.97. Акция : Портфель в подарок : поможем первоклассникам из многодетных семей !»//Фома. - – август 2006. – С.98-99. – (рубрика « Акция »). - Приложена открытка благотворительного фонда «Дар» журнала «Фома» – Акция «Портфель в подарок – 2007» с текстом: «Я хочу, чтобы Акция прошла в моем городе». В акции, кроме журнала «Фома», принимают участие: Комитет по делам семьи и молодежи при Правительстве Москвы, Комиссия по социальной церковной деятельности при Епархиальном совете города Москвы, автономная некоммерческая организация «Православная семья», Государственный Исторический музей, ресторан-музей «Красная площадь, дом

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-40-a...

1462 . Вступление на престол первого единодержавного в России государя Uoahha III , собирателя земли Русской. 1471 . Смерть Фомы Кемпийского. 1472 . Брак Uoahha III с Софией Палеолог. 1472 . Рождение Коперника. 1478 . Покорение Новгорода и присоединение его к Московскому государству. 1480 . Свержение татарского ига. 1483 . Учреждение инквизиции в Испании. 1485 . Присоединение Твери к Московскому государству. 1487 . Покорение Казани. 1489 . Покорение Вятки. 1491 . Первая печатная книга на церковнославянском языке (в Кракове). Первое открытие серебряных и медных руд в России (в окрестностях Печоры). 1492 . Открытие Америки. 1497 . Издание «Судебника» Uoahha III . Васко да Гама объехал мыс Доброй Надежды. 1498 . Открытие морского пути в Индию. 1505 . Начало торга неграми. 1506 . Смерть Колумба. 1509 . Основание г. Тулы. 1510 . Падение Пскова и присоединение его к Московскому государству. 1514 . Воссоединение Смоленска с Московским государством. 1517 . Начало реформации. Прения Лютера о незаконности продажи папских индульгенций. 1520 . Покорение Египта турками. Стокгольмская кровавая баня. Смерть Рафаэля. 1521 . Присоединение Рязани и северных земель к Москве. Вормский сейм. 1522 . † Иоанн Рейхлин. 1526 . Священная лига (против Карла V). 1429 . Смерть Макиавелли. 1530 . Аугсбургское исповедание. 1531 . Его апология. Шмалькальденский союз протестантов. 1532 . Реформация английской церкви. 1533 . Кальвин полагает основание обществу реформатов в Швейцарии. 1536 . † Эразм Роттердамский. 1540 . Основание ордена иезуитов Игнатием Лойолою. 1546 . Смерть Лютера. 1547 . Принятие вел. князем Иоанном IV Васильевичем Грозным царского титула. 1549 . Открытие Японии португальцами. 1550 . Второе издание „Судебника“. 1551 . Галликанское исповедание. 1555 . Присоединение Казанского царства. Первая типография в Москве. 1556 . Аугсбургский мир. 1556 . Окончательное покорение Астраханского царства. 1560 . Смерть Густава Вазы. 1561 . Падение ливонского ордена. 1562 . Гейдельбергский катехизис.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

7 В Большой Требник (гл. 60) вошел особый «Чин, бываемый на нивах, или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов, или иных видов», в котором говорится: «Подобает быти литургии и вжигати кандило святого Трифона, или святого Евстафия (память 20 сентября), или святого Иулиана Ливийского (память 21 июня), или и обоих» и после литургии «взяти елея от кандил и воду святых Богоявлений» и кропить крестообразно на ниву или виноград, или вертоград, творя молитву» (см. их в Большом Требнике). В том же «Чине» находится «Заклинание святого мученика Трифона», в котором выражается вера, что святой Трифон, при жизни отгонявший «единым токмо пришествием своим духи лукавствия» и своими молитвами отвращавший общественные бедствия, и по кончине помогает всем, прибегавшим к нему. Оно произносится от лица святого Трифона, как такого угодника, который имеет великую славу у Богу и может с большим дерзновением повелеть вредителям растительного царства именем Господа «изыти от места и окрест предел рабов Божиих». «Устав настоящего Чина показывает, что не только святые мощи и святые иконы мучеников, но и все те вещи, которые приносятся в честь их, приемлют от Бога ту же чудодейственную силу, которою исполнены святые; как, например, и настоящий елей, приношением и возжением которого издревле чествуются гробницы и иконы святых мучеников (Архиепископ Вениамин. Новая Скрижаль. СПб., 1850. С. 536). 8 Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых. Вып. 6. Тверь, 1897. С. 2–3; Новое время. 1891. 5363 и пр. Нужно заметить, что предание хотя и относит происходящие события к царю Иоанну Грозному (1533–1584), но можно предполагать, что оно было при Иоанне III Васильевиче (1462–1505), которого нередко Московские летописи также именуют «Грозным». Это подтверждает и обнаруженная на южном фасаде храма надпись: «Лето 7000 пре…». Начертание букв, по мнению специалистов-палеографов, не противоречит обозначенной дате «лето 7000», т. е. 1492 года (Л. А. Давид. Церковь Трифона в Напрудном» в сборнике «Архитектурные памятники Москвы XV-XVII вв.» М., 1947. С. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Звенигородские удельные князья с 1328 по 1570 год 1) Иван Иванович (второй сын великого князя Ивана Даниловича Калиты) с 1328 по 1353 г., с 1353 по 1359 г. в. к. Московский и всея России. 2) Иван Иванович Малый (второй сын в. к. Ивана II Ивановича) с 1359 по 1364 г., скончался 10-ти лет, в Москве, 23 октября 1364 г. 3) Юрий (Георгий) Дмитриевич (второй сын в. к. Дмитрия Ивановича Донского) с 1389 по 1434 год. Он восстановил Звенигород и его соборный храм (или выстроил его вновь), пострадавший от нашествия Тохтамыша в 1382 году. Он имел постоянное свое пребывание в Звенигороде (где устроил себе белокаменный дворец, развалины коего видны и доселе, до 1425 года, то есть, до начала размолвки с племянником в. к. Московским Василием III Васильевичем, после чего переселился в Дмитров. Двукратно овладевал, вместе с Москвою, великокняжеским престолом и умер внезапно 6-го Июня 1434 года в Москве; погребен в Архангельском соборе. 4) Василий Юрьевич Косой, старший сын князя Юрия Дмитриевича, с 1434–1436 год, родившийся в Звенигороде от брака его отца князя Юрия с Анастасиею Юрьевной, княжной Смоленской. Будучи взят в плен в. к. Василием Васильевичем в 1436 году, отвезен в Москву и здесь ослеплен 21-го мая 1436 г.; умер узником в Москве в 1448 году. 5) Андрей Васильевич Большой, князь Углицкий (третий сын в. к. Василия III Васильевича Темного); с 1462–1491; жил в Угличе, вследствие ссоры с братом своим в. к. Иваном III Васильевичем. Кончил жизнь «в велицей истоме», в Москве, в 1493 году 6 ноября. 6) Юрий (Георгий) Иванович князь Дмитровский (второй сын в. к. Ивана III Васильевича); с 1505–1533 получил в удел вместе с Дмитровом, Звенигород и Рузу, но жил в Дмитрове. По ссоре с своим племянником в. к. Иваном IV Васильевичем, по приговору бояр, схвачен в 1533 году и осужден на темничное заключение, в котором и скончался в 1537 году. Примеч. В 1552 году Звенигород был отдан в. к. Иваном Васильевичем «в кормление» царю Астраханскому Дербыш-Алею, который в 1554 г. устроен на царство в Астрахани.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Иоанн III, тип московских князей, собиратель Руси (1462–1505), с особенною ясностью выразил указанную нами политику Московского княжества по отношению к церковным владениям. Он надеялся закрепить собираемую около Москвы Русь отчуждением монастырских земель из-под власти Церкви и присоединением их к княжеским владениям. В обществе явились тогда два мнения относительно отнятия монастырских земель. Преподобный Иосиф Волоцкой отстаивал право монастырей – владеть землями. Нил Сорский был представителем противоположного мнения, – против владений монастырей. Тот и другой имели сторонников своих мнений 47 . Иоанн III предложил, митрополиту всей России Симону составить Собор в 1500 г. 48 . Собору поручено было рассудить о возможности передачи монастырских земель русскому самодержцу. Но отцы Собора нашли невозможным передать церковные земли, святительские и монастырские, во власть князя на следующих основаниях: святители и монастыри имеют право владеть недвижимыми имениями; право это им предоставлено издавна от благочестивых царей и греческих и русских; право это ограждено против обидчиков «страшными клятвами»; монастырям и епископиям запрещено отчуждать свои земли, – и они «не смеют отдавать или продавать стяжания Божии, нареченные и данные Богу»; этих прав Церкви не затрагивали даже неверные князья. – Иоанн оставил свое намерение зараз отобрать церковные земли, вследствие представления Собора, который выразил в своем докладе царю желание, чтобы они «по старине» оставались невредимыми «во святейшей митрополии российстей». Встретив противодействие своему намерению одним разом отобрать все церковные земли в пользу московского государства, Иоанн не оставил намерения – сосредоточить их в непосредственном ведении московского государя. Он решился преследовать особенный план сосредоточения, подготовленный некоторыми явлениями в предшествующее ему время. Средства к осуществлению этого плана были многоразличны. Одни из них нашел он в предшествующих его царствованию явлениях, которые обратил в свою пользу; другие он сам ввел в жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Новгородско-Псковской области. Незначительные размеры места, отведенного городом под постройку, и положение храма между высокими домами трех пересекающихся улиц, привели С. С. Кричинского к мысли разработать внешний вид церкви значительной высоты при небольшой площади, дабы окружающие здания не заслоняли и не подавляли бы церковного строения. § III. В соответствии с внешним видом храма решено было украсить и внутренние стены росписью. За образец были указаны открытые знатоком иконописи В. Т. Георгиевским стенные росписи, сохранившиеся доселе в Новгородском ферапонтовом женском монастыре и принадлежащие кисти выдающегося художника времени великого князя Uoahha III Васильевича (1462–1505 гг.) Дионисия, который, как известно, трудился над росписями стен Московского успенского собора и Иосиф-волоколамского монастыря. Исполнение стенной росписи нового храма было поручено двум художникам В. А. Плотникову и В. С. Щербакову, работа которых, по обоюдному согласию, распределилась таким образом: вся средняя часть храма и иконы снаружи его предоставлены В. А. Плотникову, а правая и левая стороны храма, лестницы на хоры и входная паперть В. С. Щербакову, при чем каждый из них предварительно обязан был представить свои предположения на одобрение вице-председателя Императорского Православного Палестинского Общества князя А. А. Ширинского-Шихматова и особого наблюдательного совещания, в составе которого входили профессор А. А. Дмитриевский и историк искусства В. Т. Георгиевский . Святыня храма – св. икона божией Матери «Скоропослушница» побудила названное выше совещание предоставить главное алтарное полукружие изображению богоматери с коленопреклоненными ангелами, наподобие существующего в Ферапонтовом монастыре. Под нею написана Св. трапеза с восьмиконечным крестом, а на стены над углублением – Покров Пресвятой Богородицы; на полукружии, соединяющем восточные выступные откосы, изображены Св. пророки, предсказывавшие о рождении Спасителя от Девы Марии. На стенах северной и южной в алтаре имеются изображения евхаристии, или преподание Иисусом Христом шести апостолам Пречистого Тела, а другим шести апостолам (на другой стороне) Пречистой Крови; в нижнем поясе святителей- составители литургии: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Русские христиане постоянно подвизались в Константинополе; наиболее ярко это отражено в Никоновской летописи, где под 1389 г. сообщается о посещении Царьграда русским митрополитом Пименом. Как отмечал один из паломников, находившихся в свите митрополита, “поидохом в монастырь святаго Иоанна, иже глаголется греческим языком Продром, русским же глаголется Предтеча; и ту поклонихомся и целовахом, и упокоиша нас добре тамо живущая русь” 28 . В свою очередь, монахи из Константинополя приходили в русские земли и обосновывались здесь на временное или постоянное жительство; в самой Москве уже в XIV в. существовал греческий монастырь “Никола Старый” 29 . Можно предположить, что в этом монастыре подвизались и выходцы из Студийской обители. О святых мощах, хранившихся в Студийской обители, сообщал Стефан Новгородец, посетивший Константинополь во время своего паломничества в 1348–49 гг. “В монастыре Студийском быхом и целовахом тело святого Саввы, — пишет он. — Ту лежит Феодор Студийский” 30 . Это описание святынь, хранившихся в Студийской обители, дополняет дьяк Александр, побывавший в Царьграде в конце XIV века: “Во Студийском монастыре святаго Феодора, — писал он, — есть миро от святаго великомученика Димитрия и мощей святых много” 31 . Около середины XIV века Россия (по преимуществу Северо-Восточная) начала более деятельно развивать отношения с Византией. Число русских паломников значительно увеличилось. Следствием усиления связей Северо-Восточной Руси с Византией были династические браки: сначала вышла замуж за сына императора Мануила дочь великого князя Василия Дмитриевича Анна (в 1414 г.), а потом Иван III (1462–1505) женился на Софье Палеолог. Русские паломники оставили ряд сообщений и о Студийской обители. Особенно тесные связи установились между Студийским и Троице-Сергиевым монастырями. В 1419 г. один из насельников Троице-Сергиева монастыря — Зосима — на пути в Святую Землю посетил Константинополь; в своих записках он перечисляет священные реликвии, хранившиеся в то время в Студийском монастыре: “Ту стоит монастырь великий Студийский: ту лежит Евфимий патриарх; и ту миро Дмитриево в раце стоит, близ врат Студийских” 32 .

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010