Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Михаил Клопский, прп. - житие Преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый (память 11 января по старому стилю) Происходил из боярского рода, был родственником великого князя Димитрия Донского (U 1389 г.) Он принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришел в Клопский монастырь близ Новгорода, где никто не знал, кто он. Об имени блаженного узнали нескоро. Младший сын Димитрия Донского, князь Константин Димитриевич, в 1419 г. лишен был своего удела и поехал в Новгород, где его помнили с 1408 года как великокняжеского наместника и теперь приняли с любовью. Когда блаженный Михаил читал на трапезе книгу Иова, то князь, услышав голос чтеца, подошел к нему ближе, всмотрелся, узнал и поклонился ему, сказав: «Это Михаил, сын Максимова, княжеского рода». Преподобный Михаил был примером для братии во всех иноческих подвигах. 44 года прожил он в Клопском монастыре, изнуряя тело свое в трудах, бдениях и различных лишениях. И Господь Бог, ведая сердце человеческое, не восхотел, чтобы великий подвижник оставался потаенным, и скоро явил славу его пред людьми, сообщая ему и дар пророческого предвидения, и силу творить чудеса. В то время в Великом Новгороде и его окрестностях настала засуха. Дождя не было три года. Пересохли не только ручьи, но и реки. И на месте, где преподобный на песке написал: « " Чашу спасения приму и имя Господне призову " (Пс. 115, 4). На сем месте будет источник воды неисчерпаемый», — пошла вода ключом. При наступлении голода, хотя хлебные запасы в обители не могли быть велики, но, по настоянию блаженного, кормили всех, при этом хлеб в житницах не убывал, сколько бы его ни брали. Святой обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. Предсказал рождение 22 января 1440 г. великого князя Иоанна III (1462-1505 г.) и взятие им Новгорода, обличал князя Димитрия Шемяку за его злодейства и, когда увещания его оказались напрасными, предсказал ему смерть. Многие пророчества будущего, относящиеся и к отдельным лицам, и к судьбе вольного Новгорода, все впоследствии сбылись. Предчувствуя свое близкое отшествие, блаженный Михаил перестал ходить на обычное свое место в церкви, и во время богослужения стоял близ могилы недавно скончавшегося игумена Феодосия. Блаженный Михаил преставился 11 января ок. 1453-1456 гг. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Михаил Клопский, прп. " .

http://pravicon.com/info-2962

Описание иконы Виленская Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Виленская Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Виленская Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. В 1472 году икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III (1462–1505). В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в бывшую столицу Литвы г. Вильно установлено празднование 15 февраля. Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена. Иоанн Грозный, пытаясь вернуть чудотворную икону в Москву, предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно отказал, потому что все духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища. В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Виленский Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении базилиан. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой Одигитрии был возвращен православным. С этого времени чудотворный образ Пресвятой Богородицы пребывал там, привлекая благоговейное чествование всех православных. Икона Одигитрии написана на четырех досках, соединенных вместе: из них средние сделаны из кипариса, остальные из березы. В 1864 году чудотворная икона была подновлена. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Виленская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-28

Памятник царю Иоанну III освятил глава Калужской митрополии на месте Великого стояния на Угре 8 июля 2017 г. 16:52 8 июля 2017 года, в день празднования памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1228), митрополит Калужский и Боровский Климент совершил Божественную литургию во Владимирском скиту Свято-Успенской Тихоновой пустыни под Калугой. Главе Калужской митрополии сослужили наместник архимандрит Тихон (Завьялов) и насельники монастыря в священном сане, священнослужители Калужской епархии. За Литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине. По завершении богослужения митрополит Климент совершил освящение памятника Великому князю Московскому Иоанну III, установленного на территории Владимирского скита, рядом с храмом в честь иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская». Памятник воздвигнут на историческом месте, где состоялось генеральное сражение военной кампании 1480 года. В скиту расположен также музейный комплекс и диорама «Великое стояние на Угре». Затем митрополит Климент обратился к собравшимся со словом. В этом году исполняется 555 лет восшествия на престол первого «Государя всея Руси, Самодержца», Великого князя Московского Иоанна III Васильевича (1462-1505). Благодаря мудрой внешней и внутренней политике Иоанна III было окончательно свергнуто монголо-татарское иго, восстановлен национальный суверенитет Руси, прекратилась феодальная междоусобица, произошел значительный экономический рост в стране. В годы его правления были проведены важнейшие государственные реформы, введена символика Российской державы: герб, держава, скипетр, печать, принят единый Свод законов государства, установлены нормы судопроизводства, уголовного, гражданского права, системы землевладения. Усердиями Иоанна III Московское княжество стало центром зарождающегося нового Российского государства, вокруг Москвы произошло объединение русских земель. Благодаря военным победам возвращены десятки городов, территория страны увеличилась в десять раз. Калужская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Скачать epub pdf Перенесение честных мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы, Киевских и всея России чудотворцев Память 27 мая В апреле месяце 1472 года во время княжения христолюбивого великого князя всея России Иоанна Васильевича 3477 при преосвященном митрополите Филиппе 3478 в славном городе Москве положено было начало основания святого и великого соборного храма Успения Пресвятой Богородицы. И когда начали разбирать первый храм, которой был построен святым Петром чудотворцем 3479 , и разобрали его до полов, то в то время обнаружились гробы прежде бывших святителей русских, преосвященных митрополитов Киприана, Фотия и Ионы. 28 мая в начале второго часа дня гробы их окопали, и тогда пришел преосвященный митрополит всея России Филипп с архиепископами и с ним все московское духовенство, пришел также благоверный великий князь Иоанн Васильевич с сыном своим, мать великого князя, братья его, князья Георгий, Андрей, Борис и Андрей, все сановники великокняжеского двора, князья и бояре, и множество православных христиан, жителей славного города Москвы, мужей и жен. Воспев подобающие сему случаю псалмы, взяли сперва гроб митрополита всея России Киприана и поставили его на приготовленное место в новооснованном храме в особый ковчег на правой стороне, а потом взяли гроб митрополита Фотия и поставили на том же месте. Священные одежды и омофоры, бывшие на святителях, оказались нетленными, несмотря на много лет со дня их кончины, ибо после кончины митрополита Киприана прошло без восемнадцати дней 65 лет, а после кончины митрополита Фотия без тридцати четырех дней 41 год. По перенесении мощей святых Киприана и Фотия пришли ко гробу святителя митрополита Ионы, и когда немедленно после сего снята была с него крышка, то распространилось такое сильное благоухание, что все, стоявшие вокруг этого места, слышали его. При этом все увидели, что святые мощи святителя совершенно целы, только тело присохло к костям, и одежды, в которые он был облачен, также целы и нетронуты тлением, а между тем после кончины его исполнилось тогда 11 лет и 2 месяца. Взяв гроб святителя, поставили его на верху земли с левой стороны храма. Благоверный князь Иоанн и преосвященный митрополит со множеством православного народа возблагодарили после сего за это Бога и повелели праздновать память обретения честных мощей святителей в 27 день месяца мая. 3477 Здесь разумеется великий князь Иоанн Васильевич III, княживший в Москве с 1462 до 1505 года. 3478 Это был митрополит Филипп I, занимавший московскую кафедру при великом князе Иоанне III с 1465 до 1473 года. 3479 Разумеется святой митрополит Петр, который в 1325 году из Владимира переселился в Москву и по настоянию которого был построен первый каменной храм Успения Божией Матери московским князем Иоанном Калитою. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Лаврентий Калужский, блж. Описания иконы Лаврентий Калужский, блж. - житие Святой праведный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец (память 10 августа по старому стилю) Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорит о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода. В 1505 году Калуга, находящаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462-1505) как удел своему сыну Симеону(1505-1518). В доме этого калужского князя и жил по временам блаженный Лаврентий. Главное чудо святого также связано с именем Симеона Иоанновича. О жизни самого князя летопись говорит так: «В лето 6995 (1487) месяца марта в 21 день, в 7 час дни, родися великому князю Ивану Васильевичу сын Симеон». А через 25 лет он, уже Калужский правитель, «въсхоте бежати в Литву от брата своего великого князя Василия Иоанновича все[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Калуга. XIX.] Блж. Лаврентий Калужский. Икона. Калуга. 1-я половина XIX века. 24.4 х 20.2. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 7689.jpg:   Размер: 970x1200, 1.16 MPix, 157 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (292) , (9) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 7690.jpg:   Размер: 884x1132, 1 MPix, 136 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (139) , (2) . Описание: [Оптина. Ок. 2000.] Прпп. Пафнутий Боровский, Тихон Калужский и блж. Лаврентий Калужский. Фреска Казанского собора Оптиной пустыни. Около 2000 г. Файл 7691.jpg:   Размер: 1016x1175, 1.19 MPix, 241 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (209) , (4) .

http://pravicon.com/icon-2245

В княжение Великого Князя Uoahha III (1462–1505) Патриарх Иерусалимский присылал за милостынею протосинкелла «для искупления Гроба Господня от неверных». По этому случаю митрополит Московский Феодосий отправил в 1464 г. замечательное послание к новгородцам и псковичам, в котором убеждал всех подать милостыню протосинкеллу Иосифу. Последний вернулся со значительными дарами. В это княжение были и другие подобные сношения с Востоком. Великий Князь Василий III (1505–1533) вскоре по вступлении на престол сделал значительные пожертвования Афонским монастырям. Афонские монахи прислали ему в 1509 г. благодарственные грамоты, называя своим кормителем и ктитором. Прибывшие вскоре за милостынею для церквей и монастырей сербы говорили, что не имеют другого ктитора, кроме православного Государя Василия Иоанновича. Великий Князь благосклонно принял афонцев и сербов и снова послал с ними богатые дары. В 1515 г. Василий III дал Афонским монастырям жалованную грамоту на свободный проезд их иноков в Россию для сбора милостыни. После этого афонские старцы постоянно посещали Россию и повсеместно производили сборы. Можно сказать без преувеличения, что Афонские монастыри с того времени поддерживали свое существование единственно благодаря пожертвованиям русских. В 1516 г. щедрая помощь была оказана Константинопольскому Патриарху Феолепту I. На Синай, по просьбе оттуда, было послано вещами, соболями, белками, лисицами и рыбьим зубом на 600 золотых. Царь Иоанн IV Грозный (1530–1584) рассылал свои пожертвования по всему Востоку с истинно царскою щедростью. Все четыре Патриарха пользовались милостынею Царя, присылали ему грамоты, благодарили за дары и просили вновь о вспомоществовании. Патриарх Иерусалимский Герман II просил Царя помочь бедствующему Святому Гробу. Как дороги были для Востока милости Царя, видно из того, что Константинопольский Патриарх в одной из своих грамот называл Иоанна Грозного ктитором Патриархии. Позднее Александрийский Патриарх писал Царю Феодору Иоанновичу, что, если бы Иоанн IV не присылал милостыни, его Патриархия разорилась бы до конца. В Царствование Uoahha IV старцы восточных монастырей постоянно приходили в Москву, получали подарки от Царя, производили сборы по России и возвращались с большим запасом средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

The fall of Constantinople in 1453 made Muscovy the only free Orthodox country. Its leaders turned the tragedy of Constanti­nople into Moscow’s triumph, claiming that their country providentially became the sole successor of the fallen Byzantine Empire. Ivan III (1462–1505) assumed firm control over most of the Russian lands through marriage, purchase, or war, tripling the size of the state. In 1478–88 he also crushed the Republic of Novgorod, which immediately became the source of a significant and lengthy ecclesiastical and political crisis, caused by the so-called “heresy of Judaizers” (Klier 1997), insti­gated (to believe Joseph of Volotsk, its chief prosecutor and author of Prosvetitel’ [The Enlightener], a polemical treatise against the “Judaizers”) by a certain learned Jew, Skhariia (Zacharia), who in 1470 came to Novgorod from Kiev. Under his influ­ence, some Orthodox clergy secretly embraced a “Judaic faith” (circumcision and other customs and rituals) and secretly rejected Christian teaching on the Trinity and divinity of Jesus, icon veneration, monasticism, and church sacraments. Two of them, the priests Denis and Aleksei, were eventually brought by the Grand Prince Ivan III to Moscow to serve in the capital’s cathedrals, where they managed to attract a significant group of followers in high places: the list of suspects included the Met­ropolitan of Moscow Zosima (1490–4), members of Ivan III’s family, and his high officials. The Judaizers capitalized on the absence of the full Bible in Slavonic and a rudimentary knowledge of theology among the locals. To neutralize their influence, Archbishop Gennadii of Novgorod orga­nized a circle of translators, both Orthodox and Catholic, to collect existing biblical texts and translate the missing ones, and by 1499 he assembled the first full Slavonic Bible. Historians argue that Gennadius’ reliance on the expertise of a certain Dominican monk, Veniamin, could explain the favorable view of the Spanish Inquisi­tion that he and Joseph of Volotsk seemed to display in their arguments and actions against the Judaizers, who were subjected to execution, imprisonment, and exile.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв. Т. 2. 340. М., 1958. 1460 г., апреля 20. Жалованная (подтвердительная) льготная и несудимая грамота великого князя Василия Васильевича Симонова монастыря архимандриту Афанасию По отца своего грамоте, великог[о] кн[я]зя Васил[ь]я Дмитриевич[а], се яз, княз[ь] велики Василеи Васил[ь]евич, пожаловал есмь Симановског[о] манистыря архимандрита Офонасия з брат[ь]ею, или хто по нем будет иныи архимандрит... А наместници мои ржевские, и волостели кличенские, и их тивуни тех их людей старожилцев и пришлых не судят их ни в чем, опроче д[у]шегубства, и разбоя, и татбы с поличным ... А ведают и судят архимандрит з брат[ь]ею сами тех своих людей, или кому прикажут. А лучится суд сместной тем людем их монастырским с городцкими людми или с волостными, и наместници мои ржевские и волостели и их тивуни судят, а архимандрит или ег[о] приказник с ними судит, а прибытком ся делят наполы. А кому будет чего искати на архимандрите или на ег[о] приказнице, ино их сужу яз сам, княз[ь] велики, или мои боярин введеныи. 1460 г., апреля 20. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв. Т. 2. 360. М., 1958. Великое княжение Ивана III (1462–1505) 1490 г., июня. – Жалованная несудимая односрочная грамота великого князя Ивана Васильевича причту Велико-Устюжского Успенского собора Се яз, князь великий Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есмь священников, попов и диаконов Богородицкие соборные церкви Устюжеские протопопа Нестора з братиею и весь причет церковный, или хто по нем инии протопоп будет и священники. Наместници мои устюжские и моей великие княгини тиуни и наместничи тиуни приставов своих на них не дают и не судят их ни в чем, опричь душегубьства и разбоя с поличным. А кому будет каково дело до протопопа и до священников и до их причту церковного, ино их сужу яз, князь великий. 1490 г., июня. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв. Т. 3. 282. М., 1958. С. 298.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIV столетии на Руси начинается новая страница в истории книжности: пергамен постепенно вытесняется новым материалом для письма — бумагой, на смену уставному почерку приходит полууставное письмо. В древности параллельно бумаге и пергамену в быту применялась также береста. Современник Преподобного Сергия Радонежского (†1392; пам. 25 сентября) послал берестяную грамоту новгородцу Максиму Онцифоровичу и в конце просит адресата: «Да пришли мне чтения доброго»17. «Это было время особого подъема русского общества, осознания им своих духовных сил, истоки которых виделись в обращении к культуре Киевской Руси. Именно к этому времени относятся самые ранние списки различных произведений Киевского периода: Лаврентьевская летопись, содержащая труд преподобного Нестора Летописца; Киево-Печерский Патерик, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона и др.»18 Одновременно древнерусская книжность пополняется переводами на русский язык аскетических творений древних отцов-подвижников. Мы не знаем, что послал в ответ на просьбу автора грамоты представитель семьи новгородских посадников19, но, несомненно, он выполнил его просьбу20. Византийский император Bacuлuй I (867–886) оставил своему сыну Льву VI Мудрому (886–912) наставление, которое, как предполагается, было переведено на русский язык при московском князе Иоанне III (1462–1505), женатом на Софии Палеолог (†1503)21. В наставлении имеется глава о чтении книг, она начинается весьма многозначительно: «Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте»22. Церковь стремилась оградить свою паству от ненужного чтения, прививая любовь к духовной литературе. Преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сентября) пишет в одном из своих посланий: «Да будет ти горко неполезных повестей послушание, сотове же медвянии — святых мужь повести и Божественных Писаний прочитание»23. Пчела и мед — устойчивые образы в древнерусской литературе при описании труда книжников, ищущих и собирающих книжную премудрость. Замечательным книжником и просветителем земли Русской был святитель Макарий, митрополит Московский (†1563; пам. 30 декабря). Когда он был еще Новгородским архиепископом, по его благословению было написано житие болгарского мученика Георгия (†1515; пам. 26 мая), в котором говорится о книжных трудах иерарха: «Ибо изрядно было дело его, — словно пчела приносил он сладость отовсюду и воедино собирал Жития древних святых»24.

http://e-vestnik.ru/history/kto_chasto_c...

И на горе некои и под древием, ничем не вредими, и вси святые во знак лежахоу на единем месте». Православные погребли останки святых близ Никольской ц. в Юрьеве ( Лихачёв. 1908. С. IX-XI). В пространной редакции, кроме того, содержится рассказ о пребывании И. и его «дружины» в темнице и о 2-м суде над ними. Согласно мнению Фетисова, это дополнение произвольно внес Варлаам, чтобы «подогнать свой рассказ под схему «Мучений»» ( Фетисов. 1928. С. 220). В редакциях Жития И. приведены различные сведения о числе мучеников, погибших вместе с И.: в краткой редакции сообщается о 73 прихожанах, в пространной редакции - о 72. В большинстве списков обеих редакций Жития И. и в ряде месяцесловов сказано, что Юрьевские мученики погибли 8 янв. 1472 г. («в лето 6980 генвар(я) в 8 д(е)н(ь)») (встречается также датировка события 1477 г.; см.: Макарий. История РЦ. С. 253. Примеч. 470; С. 254. Примеч. 474; Будилович. 1901. С. 36). Эти указания противоречат сообщению Жития о том, что мученики погибли, когда Новгородской епархией управлял архиеп. Иона, скончавшийся 8 нояб. 1470 г. В распространенной редакции смерть Юрьевских мучеников датирована более подробно: событие произошло при вел. кн. Московском Иоанне III Васильевиче (1462-1505), Московском и всея Руси митр. Филиппе I (1464-1473) и Новгородском архиеп. Ионе. В краткой редакции сказано: «В то же время бысть разратие поганым латыномь со псковичи» ( Лихачёв. 1908. С. XI). Однако ни в рус., ни в ливонских источниках нет известий о военных действиях между Ливонией и Псковом в 1472 г. В Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) гибель Юрьевских мучеников отнесена к 1459 (6967) г. (РГБ. МДА. Ф. 173/I. 201. Л. 309, сер. 50-х гг. XVII в.), когда псковичи воевали с ливонцами; ливонцы нападали на православное население спорных земель, уничтожали правосл. храмы (Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 56). Наиболее крупные набеги немцев на Русский конец в Юрьеве относятся к 1455 и 1461 гг. ( Казакова. 1961; Рогов. 1969 С. 314-315). (В справочной лит-ре кон.

http://pravenc.ru/text/674906.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010