Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 г. Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви. --- 21 мая: Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет–Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню Москвы, – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена. --- 23 июня: Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462–1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям – «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473–1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.

http://pravicon.com/info-29

Преподобный Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465 году он перенес на Соловки с реки Выг мощи преподобного Савватия. Обитель терпела притеснения от новгородских бояр, которые отнимали у иноков уловы рыбы. Преподобный вынужден был отправиться в Новгород и искать защиты у архиепископа. По совету архиепископа он обходил дома бояр и просил их не допускать обитель до разорения. Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая приказала с бесчестьем выгнать преподобного Зосиму, но потом раскаялась и пригласила его на обед, во время которого он вдруг увидел, что шесть знатнейших бояр сидят без голов. Преподобный Зосима поведал видение своему ученику Даниилу и предсказал боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478 году, когда при взятии Новгорода Иоанном III (1462–1505) бояре были казнены. Незадолго до кончины преподобный сам приготовил себе гроб, в котором был погребен за алтарем Преображенского храма († 17 апреля 1478). Впоследствии над его могилой была устроена часовня. Мощи его совместно с мощами преподобного Савватия 8 августа 1566 года были перенесены в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе. Много чудес было засвидетельствовано, когда преподобный Зосима с преподобным Савватием являлись гибнувшим в морской пучине рыбакам. Преподобный Зосима также покровитель пчеловодства и хранитель пчел, ему усвоено даже именование «пчельник». К преподобному Зосиме часто прибегают и в болезнях. Множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 апреля, 2022 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pere...

Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная — как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников — татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта. Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня — я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог».

http://patriarchia.ru/db/text/97297.html

В 1240 году ханом Батыем был разрушен Киев. По благословению Божией Матери, бывшему в видении Митрополиту всея Руси Максима (+1305), святитель переносит в 1299 году Митрополию из Киева во Владимир. Успенский собор становится главным собором всея Руси, а его архитектурный образ — образцом для будущих многочисленных подражаний. XV век явился в истории Руси переломным моментом, который был обусловлен такими событиями, как падение Византии и зарождение Русской империи. Византийская империя была вселенским христианским царством всего восточно-христианского мира, в столице которого Царьграде находился престол вселенского Патриарха. Поэтому падение Византии привело к появлению веры, что Господь, попустив уничтожение империи за грехи всех христиан, избрал другую страну и народ для продолжения Своего Царства. Московская Русь, единственная свободная христианская держава, стала наследницей вселенской империи и единственным оплотом Православия всего восточно-христианского мира. Москва открылась в сознании всей Церкви как новый и последний оплот православной веры – третий Рим. Старец Филофей Псковский, игумен Елизаровский пустыни выразил эту веру в формуле: «Москва – третий Рим, а четвертому не быти». В 1448 году Русская Православная Церковь обретает автокефалию и после падения Царьграда верховная власть над православным Царством, бывшая раньше у византийского императора, фактически переходит теперь к великому князю московскому Иоанну III (1462-1505). В 1462 году он венчается на царство, в 1472 году, вступив в брак с племянницей последнего византийского императора принцессой Софьей Палеолог, перенимает византийский герб – двуглавый орел, а с1485 года именуется уже «государем всея Руси». В «Сказании о князьях Владимирских» (кон. XV века) говорится, что московские великие князья ведут свое происхождение от Августа – кесаря (63 до Р.Х. – 14 по Р.Х.) и что они являются наследниками византийской империи. Возросшее значение Москвы определило необходимость строительства в Кремле нового общественно-религиозного центра. В 1472 году в знак вселенского значения Московской Митрополии Митрополитом Московским Филиппом I (1464-1473) было начато возведение нового кафедрального собора в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первопрестольный храм не только на Руси, а теперь и всего Православного Царства, Московский князь Иоанн III «…восхотеша бо воздвигнути…велик зело в меру храма Пресвятой Богородицы иже во Володим ери».

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/07/...

Το Κεβο καθσταται για τη Γη των Ρως ρυθμιστς των τσεων στον τομα της υψηλς τχνης, η οποα την εποχ του Μεσαωνα ταν αποκλειστικς θρησκευτικ. Με τη σειρ της η κιεβινικη παρδοση τρφεται με τους χυμος του βυζαντινο πολιτισμο, ο οποος εκενη την εποχ εχε φθσει στο απγει του. «Μεγλη διαδοχ» χαρακτριζε την ανπτυξη της Ρωσας μετ την υιοθτηση του χριστιανισμο ο ιστορικς της τχνης Λ. Λιουμπμοφ. Ο ακαδημακς Ντ. Λιχατσφ θεωροσε μλιστα τι η λξη «επιρρο» ελλιπς αποτυπνει την πραγματικ σημασα του Βυζαντου στη ρωσικ ιστορα: «Επομνως, σε πολλς περιπτσεις εναι ορθτερο να μιλμε χι για “επιρρο” μεμονωμνων πολιτιστικν φαινομνων του Βυζαντου, αλλ για μεταφορ αυτν των φαινομνων». Οι καλτεροι βυζαντινο αρχιτκτονες εργζονται για την ανγερση των ναν του Κιβου, ταλαντοχοι αγιογρφοι δημιουργον για αυτος αστραποβολοντα ψηφιδωτ, λαμπρς τοιχογραφες και μεγαλοπρεπες εικνες, κομψο λτρεις του λγου κοπιζουν για τις εκδσεις βιβλων, «τα οποα γεμζουν ποταμηδν την Οικουμνη» και τις βιβλιοθκες του Κιβου. Οι κοσμικς και πνευματικς προσωπικτητες στις λλες πλεις και στις υπλοιπες ρωσικς γαες προσανατολζονται προς τα πρτυπα του Κιβου. ταν το παλαιορωσικ κρτος εισλθε στην περοδο του πολιτικο διαμελισμο του, οι πλον ματαιδοξοι και ισχυρο πργκιπες θα προσπαθσουν να αναπαραγγουν στις πρωτεουσς τους τη μορφ του «νου Κιβου». Αυτ πραξε ο Ανδρας Μπογκολιομπσκι στο Βλαντμιρ επ του ποταμο Κλιζμα, τσι κυβρνησε ο Μστισλβ Ιζιασλβιτς στο Βλαντμιρ του Βολν. Αλλ και πολλο λλοι. ταν παρλθει η εποχ του διαμελισμο, θα την διαδεχθε να νο κρτος των ανατολικν Σλβων με πρωτεουσα τη Μσχα, μως η «ιδα του Κιβου» δεν θα περιπσει σε λθη, αλλ τουναντον, θα ανατροφοδοτεται. δη στα τλη του 14 ου και στις αρχς του 15 ου αι., σμφωνα με τις παρατηρσεις του σγχρονου ερευνητ Α. Ρντσιν, οι συγγραφες της Μσχας αρχζουν να προσεγγζουν την εποχ του Κιβου «ως “χρυσ εποχ” της Ρωσας, η οποα διεκπη απ την επιδρομ του Μπατο Χαν και αναγεννται σμερα στα ργα του κρτος της Μοσχοβας». Ακμη ισχυρτερα θα λειτουργσει η επσημη μοσχοβτικη ιδεολογα επ βασιλεας του Ιβν Γ (1462–1505), αναπτσσοντας εμπρκτως το δγμα της εντητας των ρωσικν γαιν και ευρσκοντας τις καταβολς της πρωτστως στην εποχ του κρτους των Ρως του Κιβου.  

http://mospat.ru/gr/authors-analytics/87...

В 1302 году переяславский князь Иоанн Димитриевич передал свое княжество благоверному князю Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Однако святой князь остался верен скромной по тогдашним меркам Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль… Святой благоверный князь Даниил Московский. Художник: Виталий Графов. 2012 г. Холст, масло Митрополит Московский Платон в составленном им Житии святого князя так пишет о великом деле этого подвижника благочестия: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю». И здесь припоминается сюжет из Ветхого Завета. Илия, великий пророк , в тяжелое для себя время, когда израильтяне преследовали его и поклонялись идолам, попросил Господа, чтобы Тот Сам явился ему. Пророку был дан такой ответ: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19: 11–12). И действительно, величие дела, совершенного кротким и тихим нравом благоверного князя, убеждает в том, что не в силе Бог, а в правде. Святой и сам после своей смерти засвидетельствовал о том, что победил мир любовью Христовою. Ведь много лет спустя, во времена великого князя Иоанна III (1462–1505), преподобный Даниил явился юноше из окружения великого князя и сказал: «Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». И в этих словах, вопреки логике любых событий, политической конъюнктуре и исторической перспективе, начерталось победоносное знамение благоверного князя: «Не забыл меня Бог»…

http://pravoslavie.ru/77930.html

Ираклий прожил в Москве в общей сложности 15 лет: в 1653–1660 и 1666–1674 гг. В 1660 г. он вступил в борьбу за кахетинский престол, но проиграл и вернулся в Россию, покинув ее навсегда спустя восемь лет. Вместе с Ираклием в 1666 г. в Москву приехали братья Хохона и Элизбар Давитишвили, потомки царя Кахетии Александра I (1476–1511), который еще в 1491 г. направил посольство к великому князю московскому Ивану III (1462–1505). Потомки Давитишвили стали в России князьями Давыдовыми [x] .   Царь Имеретии и Кахетии Арч ил II Вахтангович Багратиони (1664–1675), будучи сторонником пророссийской ориентации [xi] , в 1683 г. был принят под покровительство России [xii] . В конце 1684 г. в Москву прибыли сыновья царя Арчила — 10-летний Александр и 8-летний Матвей (Мамука) в сопровождении многочисленной свиты [xiii] . Ко времени приезда в Москву сыновей Арчила II в ней уже существовало несколько крепко обосновавшихся грузинских семей. Это были оставшиеся из многочисленной свиты царевича Ираклия и его матери Елены Леонтьевны. Породнившись с русскими боярскими родами, они не захотели покидать Москвы и остались в ней навсегда [xiv] .   Со временем некоторые грузины настолько овладели русским языком, что стали переводчиками в Посольском приказе. Этим объясняется, что во второй половине XVII в. переписка российских и грузинских монархов стала вестись на русском и грузинском языках, а не на греческом и латинском, как это было прежде. Архивы сохранили имена переводчиков: Давид Бастаганов, Семен Дмитриев сын Грузинец, участвовавший в переговорах с царем Арчилом, и др. [xv] В Москве грузинских царевичей поселили на Покровке, на Давыдовском дворе. Через год, в конце 1685 г., в Москву со своей женой царицей Кетаван (Екатерина) [xvi] и дочерью царевной Дареджан (Дарья) и младшим сыном царевичем Давидом приехал и сам Арчил II в сопровождении свиты численностью около 160 человек. В феврале 1686 г. семья царя Арчила переехала на Ростовское подворье [xvii] , где было гораздо просторнее. «Обоснование в Москве грузинских царевичей, а некоторое время спустя приезд и их отца, Арчила II, с семьей положили начало новому этапу русско-грузинских отношений…» [xviii] .

http://bogoslov.ru/article/3382618

Когда древнерусское государство вступит в полосу политической раздробленности, наиболее тщеславные и могущественные князья будут стараться воспроизвести в своих стольных городах образ «нового Киева». Такой была деятельность Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязме, так действовал Мстислав Изяславич во Владимире-Волынском. Да и многие другие. Время раздробленности пройдет, ему на смену придет новое государство восточных славян со столицей в Москве, но «киевская идея» не канет в Лету, наоборот, она получит новую подпитку. Уже в конце XIV — первой половине XV века, по наблюдениям современного исследователя А. М. Ранчина, киевское время начинает осознаваться московскими книжниками «как “золотая эпоха” Руси, прерванная Батыевым нашествием и возрождающаяся ныне в деяниях Московского государства». Еще мощнее официальная московская идеология заработает в правление Ивана III (1462–1505 гг.), деятельно развивая доктрину единства Русских земель и находя ее истоки в первую очередь в эпохе Киевской Руси. Иван III был великим князем Московским, который опирался не только на московскую традицию. В обращении к новгородским послам в ноябре 1470 года он впервые опирался на имена Рюрика, Владимира Святого, Всеволода Большое Гнездо, определив их как последовательных носителей идеи единства Руси. Упоминание Иваном III Рюрика и Владимира, то есть возвращение в мир Киевской Руси, напоминало о том времени, когда над русскими землями не было никакой иноплеменной власти. Также мыслила в то время и официальная церковь, видевшая, ко всему прочему, в Киевской эпохе и период расцвета единой, не раздиравшейся противоречиями митрополии. Примечательно, что поиск аналогий в древности не ограничивался одной лишь политической сферой. Деятельность идеологов на рубеже 60–70-х годов XV века активизировалась и в области церковной политики. Воскресенская летопись, отражающая официальную государственную точку зрения (в ее основу был положен Московский великокняжеский свод 1479 года), как раз под 1471 годом помещает отрывок о «святом и великом князе» Владимире, крестившем «все земли наши». Впоследствии Владимира Святославича — в крещении Василия — будет почитать великий князь Василий III Иванович (1505–1533 гг.), сын и преемник Ивана III. В 1514 году перед началом похода на Смоленск и в преддверии 500-летия со дня смерти Владимира (1515 г.) он заложит каменную церковь Владимира Святого «в Садах», которая станет всего лишь вторым Владимирским храмом во всей Северо-Восточной Руси. Схема преемства Киев — Владимир — Москва, благополучно пережив столетия, станет одной из основ современных представлений о более чем тысячелетней истории Отечества.  Автор статьи Аркадий Тарасов Распечатать публикацию Поделиться: Смотрите также Page is available in the following languages Подпишитесь на наш телеграм канал, чтобы быть в курсе актуальных новостей и статей! © 2024 ОВЦС МП Обратная связь

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

In 1300, when St. Daniel crushed the treacherous prince of Ryazan with his Tatar collaborators, he did not use his victory to take others’ land or to take rich spoils, as was customary in those days, but gave an example of true selflessness, love, and brotherly love. In 1302, Prince John Dimitrevich of Pereyaslavl gave his princedom to the Right-Believing Prince Daniel. After Rostov, the Pereyaslavl lands together with Dmitrov were first in number of inhabitants, with the strongest fortress. Pereyaslavl-Zalessky was well defended from all sides. But the holy prince remained loyal to the then-modest Moscow, and did not transfer the capital of the princedom to the stronger and the then-more important Pereyaslavl…      In the life of the holy prince compiled by him, Metropolitan Platon of Moscow writes of the great work of this ascetic of piety: “This original founder laid the foundation of Moscow’s present greatness, laying for it by his peaceful steps but a small path.” And here is recalled a story from the Old Testament. Elijah , the great prophet, in a difficult time for him when the Israelites persecuted him and worshiped idols, besought the Lord to appear to him. The prophet was given such an answer: “Go out, and stand on the mountain before the Lord.” And behold, the Lord passed by, and a great and strong wind tore into the mountains and broke the rocks in pieces before the Lord, but the Lord was not in the wind; and after the wind an earthquake, but the Lord was not in the earthquake; and after the earthquake a fire, but the Lord was not in the fire; and after the fire a still small voice (3 Kg. 19:11-12). And truly, the greatness of the work, by the completely meek and humble disposition of the right-believing prince, demonstrates that God is not in power, but in truth. After his death, the saint himself testified that he conquered the world by the love of Christ. Many years later, in the time of Grand Prince John III (1462-1505), St. Daniel appeared to a youth of the grand prince’s entourage and said, “Say to Grand Prince John from me: ‘You console yourself, but you have forgotten me; but God has not forgotten me.’” And in these words, despite the logic of all events, of the political condition, and of an historical perspective, is inscribed the victorious sign of the right-believing prince: “God has not forgotten me…”

http://pravoslavie.ru/101942.html

Secular and church people in other cities and other parts of the land of Rus used the Kievan models in their work. When the state of Old Russia disintegrated politically, the most vainglorious and powerful princes would try to replicate in their capitals the image of a ‘new Kiev’. Andrei Bogolyubsky did so in Vladimir-on-the Klyazma, as did Mstislav Izyaslavich in Vladimir of Volhynia. And so did many others. The time of disintegration came to an end to be replaced by a new state of eastern Slavs with their capital in Moscow, but the ‘idea of Kiev’ did not perish in the river Lethe; rather, it received a new lease of life. By the turn of the fifteenth century, as the contemporary scholar Andrei Ranchin has observed, the Kievan period was perceived by the learned bookmen of Moscow “as the ‘golden age’ of Rus interrupted by the invasion of the Mongol khan Batu and now undergoing a renaissance in the actions of the state of Muscovy.” The official ideology of Muscovy gained even greater currency during the reign of Ivan III (14621505), who actively developed the doctrine of the unity of the Russian lands and who located their sources above all in the era of Kievan Rus. Ivan III was the grand prince of Moscow who drew not only from the tradition of Muscovy. In his missive to the envoys of Novgorod in November of 1470 for the first time he invokes the names of Riurik, St. Vladimir and Vsevolod the ‘Big Nest’ by characterizing them as consistent bearers of the idea of the unity of Rus. Ivan III’s reference to Riurik and Vladimir, that is, his harkening back to the world of Kievan Rus, reminded people of the time when no single tribe enjoyed dominance of the Russian lands. The official Church also viewed things in the same light, believing, among other things, that the Kievan period and the period of the ascendancy of Muscovy comprised a single metropolitanate not torn apart by contradictions. We may remark that the search for analogies in antiquity was not merely limited to the political sphere. Church politics in the 1460-70s was also galvanized. The Voskresenie chronicle, which reflected the official perspective of the state (the Moscow grand princely compilation of 1479 was used as its basis) mentions in 1471 the “holy and great prince” Vladimir who had baptized “all our lands.”

http://mospat.ru/en/authors-analytics/87...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010