Таким образом, Фессалоникийский архипастырь учит, во время совершения этой молитвы делать вдох во время первой части молитвы («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий»), и легким задерживанием дыхания в сердце произносить на выдохе («помилуй мя, грешного») 114 . Подобное действие совершается у опытных иноков само по себе. Для новоначальных, повторимся, здесь следует прилагать больше усилий и терпение, которое, как известно, не бывает без любви, ибо «любовь все выносит» ( 1Кор.13:7 ). Согласно святителю Григорию, данный метод совершения Иисусовой молитвы не является необходимым, но вспомогательным, особенно для тех, кто только начинает ее совершать. Итак, святитель Григорий Палама выступил последователем и систематизатором святоотеческого учения об Иисусовой молитве, где он призывал вверять себя этому учению 115 . Противники Иисусовой молитвы совершенно неспособны воспринимать учение святых отцов 116 . Поэтому, опираясь только на свой суетный ум, они учат ложно. 1.10. Преподобный Нил Сорский Преподобный Нил Сорский (1433–1508) – выдающийся представитель русской аскетической традиции и автор знаменитого «Устава о жительстве скитском», составленного на основе творений восточных подвижников IV-XIII вв. В этом сочинении главное место занимает учение об Иисусовой молитве. Преподобный Нил постоянно ссылается на учение преподобных Иоанна Лествичника и Филофея Синайского о трезвении. Он относится к этому учению как науке отсечения помыслов с помощью обращения к имени Иисуса Христа. Прп. Нил выделяет пять этапов мысленной брани против помыслов: сначала образуется представление помысла – прилог; затем следует его принятие – сочетание; после чего человек уже согласен с ним – это стадия сложения; практически в самом конце помысел уже находится в состоянии полного порабощения – пленении; и, в конечном итоге, у подвижника или христианина образуется страсть 117 . Борьба с прилогами помыслов, по мнению святого подвижника, должна совершаться главным образом при помощи Иисусовой молитвы. Преподобный Нил учит, что необходимо мысленно погрузиться в глубину своего сердца, произнося слова самой Иисусовой молитвы или ее краткий вариант. Для новоначальных старец советует использовать самый сокращенный и простой вариант: «Сыне Божий, помилуй мя». Как и предыдущие святые отцы, преподобный Нил полагает, что не следует часто менять слова молитвы 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Эту миссию Сербия исполняла до 1459 года, когда она вместе с почти всей территорией бывшей Византийской империи была завоевана турками. Однако во второй половине XV столетия уже встававшая с колен Московская Русь снова смогла принять на себя миссию общеправославного ктитора. Глава II. Русская церковь и святая афонская гора XV – начало XX в. XV-XVI век 1. Преподобные Нил Сорский и Максим Грек. С усвоением афонских традиций в России и, соответственно, с новым этапом отечественного монашества связано имя преподобного Нила Сорского (1433–1508). Преподобный Нил родился в московской боярской семье. Приняв постриг в Кирилло-Белозерском монастыре прп. Нил со своим учеником Иннокентием Охлябиным отправляется по святым местам Востока и несколько лет проводит на Афоне. Путешествие имело решающее влияние на взгляды прп. Нила и утвердило его в целесообразности для иноков «скитского жития». Тогда в России существовала одна форма монашеской жизни, общежитие, и один устав, студийский. Посещая древние православные обители Афона, прп. Нил смог убедиться в правильности избранного пути. Здесь он наблюдает отшельническую жизнь двух-трех иноков вместе: «повсюду обретается во святых писаниях похваляемо, еже с единем, или двемя безмолвие, яко же самовидцы быхом во Святой Горе Афонстей». 486 Этот вид монашеской жизни он называет царским, или средним путем. Важный духовный опыт он приобретает в скиту Ксилурга, древней русской обители, где «вник во все небесные светлости умного делания». 487 По возвращении с Афона в 1490 г. он решает применить святогорские аскетические правила на родине. В «Послании ко брату, просившему его написать нечто к духовной пользе» прп. Нил пишет: «По отшествии странничества своего, пришед в монастырь, вне близ монастыря сотворив себе келью . Ныне же вдали от монастыря поселихся, обретох место угодное моему разуму, занеже мирской чади (людей) маловходно, якоже сам видел еси». 488 Преподобный Нил после афонского опыта дает своим монахам особые правила, созданные по образу восточных обителей, становясь начальником русского скитского жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Найденные в нем останки длительное время хранились в доме, где размещалась администрация диспансера, а затем на чердаке Покровской ц. Здесь они были обнаружены в 1992 г. сотрудниками Кирилло-Белозерского музея и перевезены в музей. Поскольку возникло их почитание как мощей Н., в Вологодской епархии было принято решение исследовать предполагаемое место захоронения Н.; комиссию возглавил игум. Дамаскин (Орловский; ныне архимандрит); археологические работы проводили старший научный сотрудник ИА РАН Ю. А. Смирнов и профессор ГЖИ РЭА Л. И. Верещинский-Бабайлов. В результате исследований, проведенных 23 мая 2001 г., были найдены череп и неск. костей, описанные в «Деле о мощах» 1842 г. (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1548). Найденные останки, а также те, что хранились в Кирилло-Белозерском музее, отправили на экспертизу в Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава. Экспертиза показала, что среди представленных останков находятся фрагменты 7 скелетов, возраст одного из них восходит к рубежу XV и XVI вв. В химическом составе его костной ткани было обнаружено нек-рое содержание никеля (Ni), металла, к-рый отсутствует в пробах воды из местности, где находится Нилова пуст., но содержится, к примеру, в воде из источников Св. Горы Афон. В своем отчете зав. Отделом судебно-медицинской идентификации личности проф. В. Н. Звягин заключил: «Каких-либо признаков, исключающих принадлежность костного скелета 2 преподобному Нилу Сорскому (1433-1508), не обнаружено. Вместе с тем полученная идентификационная информация (пол, возраст, давность и место захоронения) недостаточна для решения этого вопроса в категорической форме, поэтому принадлежность групп костей 2а, 11 и 12а именно Нилу Сорскому не может считаться окончательно и практически доказанной» ( Мокиевский. 2010. С. 7). В 2007 г. найденные останки были возвращены на прежнее место. В рапорте на имя архиеп. Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко; с 2004 архиепископ Песоченский и Юхновский) игум. Дамаскин сообщал: «Экспертиза убедительно показала, что могила преподобного Нила Сорского была разрушена еще при строительстве храма, а воля преподобного основателя пустыни, зафиксированная в тексте его завещания, была исполнена при строительстве храма руками строителей, скрывших его мощи среди останков братии» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

примечание к письму 94. 884 Савваитов, Павел Иванович (1815–1895) — правитель дел Ученого комитета министерства народного просвещения, историк. 885 Замысловский, Егор Егорович (1841–1896) — историк, профессор Петербургского университета. 886 Бестужев-Рюмин, Константин Николаевич (1829–1897) — историк, член Ученого комитета министерства народного просвещения. 887 Тертий Ив — Т. И. Филиппов. 888 Нейзильберные — мельхиоровые. 889 Кач, Александр — владелец фабрик металлических изделий. 890 …мою сонную цидулку…— Очевидно, речь идет о письме 106. 891 Барона-«сладкопевца»…— то есть К. Ф. Менгдена. 892 Галахов, Алексей Дмитриевич (1807–1892) — историк литературы, педагог, автор ряда учебников и хрестоматии для средней школы. 893 …Ваше письмо…— письмо Буслаева неизвестно. 894 Рокамболь — герой романа французского писателя Понсон дю Террайля «Приключения Рокамболя». 895 …прислать мне корректуру «Меламеда»…— Речь идет о рассказе «Ракушанский меламед», опубликованном в журнале «Русский вестник», 1878, 896 Шаликов. — См. примечание к письму 75. 897 …письмо Ваше…— Имеется в виду письмо Щебальского от 21–26 марта 1878 года; часть его опубликована в сборнике «Шестидесятые годы», стр. 353. 898 Приглашение Ваше…— Щебальский предлагал Лескову принять участие в издании «Revue Slave» («Славянское обозрение»). 899 Безобразов — дело иное…— Очевидно, имеется в виду издание В. П. Безобразова (1828–1889) «Сборник государственных знаний», осуществленное в 8 томах в 1874–1880 годах. 900 Нил Сорский. — Жизнеописание Нила Сорского (1433–1508), известного духовного писателя, видимо, не было написано. 901 Митрополит Исидор уже жаловался и, кажется, кн. Урусов. — Об отношении церковных и правительственных кругов к «Мелочам архиерейской жизни» см. в примечаниях к т. 6 наст. изд., стр. 664–669. 902 …боюсь за моего… издателя…— Первые два издания «Мелочей…» осуществил И. Л. Тузов. 903 …пишется медленно и обширно. — О какой работе идет речь, установить не удалось. 904 …книге о Редстоке…— Имеется в виду очерк Лескова «Великосветский раскол (Лорд Редсток, его учение и проповедь)», М., 1877, и в том же году — второе издание: СПб., 1877.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Сергии, и единств. работа Флоренского о нем 9 .224) не упомянута]. 241 . Kauchtschisdwili N. San Sergio е la santità russa//SR 9 .246). 17–33. 242 . Kopirovskij A. M. L’iconografia di san Sergio//SR 9 .246). 157–171. 243 . Kovalevsky P. E. Saint Serge et la spiritualité russe. P. 1958. 190. пер.: N. Y. 1976. пер.: Torino 1977 [Pres. di Enzo Bianchi]. 244 . Miller D. The cult of St. Sergius of Radonezh and its political uses//Slavic Rev. 1993. 52(4). 680–699. 245 . Piovano A. Monachesimo e potere politico da san Sergio di Radone a Petro il Grande//SR 9 .246). 57–112. 246 . San Sergio e il suo tempo. Atti del I Convegno ecumenico internazionale di spiritualità russa, Bose 15–18 settembre 1993/A cura di Kauchtschischwili N. e Adalberto Mainardi, monaco di Bose. Bose 1996. 320. [SR], 247 . Špidlik T. San Francesco d’Assisi e San Sergio di Radone//Il battesimo delle terre russe. Bilancio di un millennio/A cura di Graciotti S. Firenze 1991. 423–435. пер.://Вселена. София 1993. 1. 23–28. 248 . Špidlik Т. L’immagine della vita monastica secondo la «Vita» di san Sergio//SR 9 .246). 175–189. 249 . Suttner E. Ch. Sulle traccie di san Sergiö la custodia della tradizione nel rinnovamento//SR 9 .246). 201–206. 250 . Venturini N. Il VI centenario della morte di san Sergio di Radone//Civilità cattolica. Roma. 1992. A 143, quad. 3420. 589–601. Нил Сорский Нил (?) Федорович (?) Майков, ок. 1433–7 мая 1508, внесен Церковью в святцы в 1903, пам. 7 мая: НКС 3. 785–786 Житие 251 . Предание о жительстве скитском преподобного Нила Сорского . Служба и акафист преподобному отцу нашему Нилу, Сорскому чудотворцу. СПб. 1852. М. 1997. 285. 252 . Жизнь и труды Нила Сорского , первого основателя скитского жития в России и его духовно-нравственные наставления о скитском пустынно-жительстве. М. 1889. 112. 253 . Повесть о Нило-Сорском ските/Публ. Прохоров Г. М.//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник 1976. М. 1977. 37–54. 254 . Подвижник Нило-Сорской пустыни, иеросхимонах Нил.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Церковного и канонического корректива, признававшегося в Византии, здесь не было. Однако именно в России, в то время, когда империя еще не окончательно повернулась к секулярным идеалам, состоялся глубоко значительный спор именно о социальной роли Церкви. В споре противостояли друг другу «стяжатели» и «нестяжатели», две монашеские и церковные группировки, одинаково преданные идее христианской миссии в обществе, но отстаивавшие разные виды деятельности и свидетельства. «Стяжатели» во главе со св. Иосифом Волоцким (1440–1515) основывались на традиции византийского теократического общества. Они защищали право Церкви, и в частности монастырей, обладать большими богатствами, предназначенными для социальной деятельности: больниц, школ и разных форм благотворительности. Это социальное свидетельство рассматривалось ими как присущее самой природе христианства. Они не боялись духовной уязвимости богатой Церкви, благосостояние которой могло быть использовано враждебным государством для ее шантажа. Они верили в будущее «святой Руси», добрые цари которой будут поддерживать благосостояние Церкви, церковное руководство которой будет всегда свободно от искушений буржуазного комфорта, употребляя свое богатство только на добрые дела. «Нестяжатели» же считали, что богатство неизбежно развращает, особенно тот вид богатства, которым пользовались средневековые монастыри: крепостной труд на огромных владениях. Они видели миссию Церкви в первую очередь как пророческое свидетельство, как указание на грядущее Царство. Св.Нил Сорский (1433–1508), глава «нестяжателей», унаследовал идеалы, исихазма, мистического и созерцательного монашества ранней Церкви. Он не доверял, как его противники, будущему «святой Руси». Он предвидел секуляризацию и защищал полную независимость Церкви от государства. Спор окончился победой «стяжателей». Но «нестяжатели» были в большой мере оправданы дальнейшим ходом истории. Во время секулярного века Просвещения земли были отняты от Церкви Петром Великим и Екатериной II.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

In 15th-century Russia, two quite different approaches to the monastic life, and to the relationship between the Church and the State, gradually took shape. The leaders of the two “parties” – both of whom shared the legacy of Saint Sergius of Radonezh, and both of whom are canonized saints of the Church – were Nil Sorsky (1433–1508) and Joseph of Volotsk (1439–1515). Saint Nilus Saint Nil (Nilus) led the party of the “Non-Possessors.” The monastics of this persuasion mostly lived beyond the Volga River, thus they were sometimes called the “Transvolgans.” Preferring the semi-eremitic life in small sketes, the Non-Possessors believed that monasteries should not own and rule over large estates. They held that the Church should be free from the direct influence and control of the State, and strongly opposed the right of the State to execute heretics. They defended poverty as the chief virtue, with humility and spiritual freedom pervading the contemplative, silent, and reclusive life of the monks. They were the inheritors of the mystical, hesychastic, and kenotic traditions of Saint Sergius and the anchorites of the Kievan Caves Monastery. Saint Joseph The “Possessors” were led by Saint Joseph. Hence, they were sometimes called the Josephites. Preferring large cenobitic monasteries, they believed that it was appropriate for monasteries to own large estates, including serfs, as this would provide income for building and maintaining their large establishments, as well as providing income to distribute to the poor. They held that the Church and State should be in close relationship, and that the Church should serve the social and political needs of the emerging Russian nation. They endorsed the right of the State to execute heretics. They emphasized a life of rigorous ascetic discipline and active social service among the people, which would be rooted in the strict observance of liturgical rituals. In most of these tendencies the Possessors also followed the tradition of Saint Sergius. Both Saint Sergius and Metropolitan Alexis of Moscow had played a prominent role in Russian social and political life of the previous century – as seen especially in the vision and work of St Theodosius of the Kievan Caves Monastery.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

Наверное, лучше всех сказал о монахах Феофан Затворник: «Иноки — это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях в особенности процветает священно-служение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения». Так же мне понравилась фраза Якова Кротова из его статьи «Что есть монах»: «Монашество существует, пока есть хотя бы один монах. Этим оно похоже на поэзию, которая существует лишь до тех пор, пока «жив будет хоть один пиит». Не лишним будет напомнить, что рыцарские ордена изначально создавались по некоторому подобию именно монашеской общины. Благодаря трудолюбию братии, большинство монастырей процветало (и государство частенько было не против под благовидным предлогом пополнить растранжиренную казну за счет казны и земель монастырских). Здесь будет уместно вспомнить о знаменитом споре между двумя замечательными подвижниками русского монашества — преподобные Иосифом Волоцким (1439—1515) и Нилом Сорским (ок. 1433—1508), чаще более известными в литературе как «иосифляне» и «нестяжатели». «Иосифляне» не были сторонниками личного обогащения монахов, но настаивали на том, что монастырь просто обязан иметь достаток, чтобы употреблять его на дело просвещения и помощь нуждающимся. «Нестяжатели» настаивали на том что финансовое благополучие отвлекает от трудов духовных. У каждой из сторон были свои, весьма весомые аргументы. Но не стоит забывать о том, что даже при наличии у монастыря казны, она все равно считалась «стабилизационным фондом царя», а не просто «накоплениями общины». (К слову сказать: до 17 века богачи хранили свои драгоценности в подвалах монастырей, как в банке, в «именных сундуках»). (Св. Нил Сорский) (Св. Иосиф Волоцкий) Достижения монашества бесспорны, велики и разнообразны. Но, как вы, дорогие мои читатели, наверное, уже заметили, о духовных аспектах исцеления и воспитания душ человеческих я стараюсь не упоминать вовсе. Можно было бы долго и красиво говорить об «умной молитве» и «водительстве мудрых старцев», но в данном контексте это было бы не только лишним, но и, пожалуй, вредным. Общих рецептов нет. Каждый человек удивителен и уникален, словно неповторимая драгоценность… У каждого свой характер, своя история, свои беды и свои достижения… И о каждом можно говорить только индивидуально… Монастырь — это не «высшее учебное заведение», здесь работают с каждым индивидуально… Разные характеры, разные силы и разные знания требуют и разных подходов… Идеал и цель у них — одна, но путь может быт весьма разным… Бросив прежнюю жизнь, к вершинам духа устремлялись и купцы, и дворяне, и разбойники, и офицеры, и крестьяне. Уходили, чтобы стать людьми будущего, уходили к Идеалу, повторяя (в том или ином виде, но неизменную в смысле) молитву Ефрема Сирина, гениально переложенную в стихи А.С.Пушкиным:

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Титутльный лист «Краткой хроники» Иоанна Зонары (Базель, 1557) (РГБ) Титутльный лист «Краткой хроники» Иоанна Зонары (Базель, 1557) (РГБ) Хроника И. З. оказала существенное влияние на развитие визант. хронистики и историографии. Ею уже с сер. XII в. пользовались все визант. авторы, составлявшие всемирные хроники: Константин Манасси , Михаил Глика , Ефрем . В работе И. З. присутствует новая для Византии тенденция к преодолению сложившейся традиции историописания в форме хроники. Расширив круг источников, И. З. в ряде случаев уже с трудом мог излагать свой материал в традиц. форме хроники. Он был вынужден либо отказываться от упоминания мн. подробностей, о к-рых знал по источникам, либо чрезмерно упрощать их, искажая смысл. Вместе с тем новые для визант. хронистики черты работы И. З. позволили ему сделать первые шаги в поиске научного жанра собственно «всемирной истории», к-рый получил развитие в эпоху Ренессанса и Нового времени. Хроника была частично переведена на церковнослав. язык в Сербии, вероятно, ок. 1344 г. (древнейший серб. список представлен отрывком в сборнике 2-й пол. XIV в.- РНБ. Гильф. 94. Л. 1). Ок. 1408 г. серб. мон. Григорием на Афоне была составлена сокращенная редакция Хроники («Паралипомен») для сербского деспота Стефана Лазаревича, сохранившаяся в единственном рус. списке нач. XVI в. (РГБ. Волок. собр. 655). Известна также особая редакция слав. текста Хроники в серб. списке ок. 1433 г. (Ath. Zogr. N 151; см.: Лавров П. Югославянская переделка Зонары//ВВ. СПб., 1897. Т. 4. Вып. 3-4. С. 452-460). На Руси в нач. XVI в. получил известность только «Паралипомен», к-рый между 1516 и 1522 гг. был использован в Иосифо-Волоколамском мон-ре при составлении Русского хронографа (см. ст. Досифей (Топорков) ). По слав. рукописям полностью реконструируются лишь первые 6 книг перевода (до разрушения Иерусалима Навуходоносором); остальные разделы перевода известны в рукописях лишь фрагментарно ( Jacobs. 1970). Исследовательница слав. перевода А. Якобс использовала 5 рукописей, содержащих значительные части перевода: БАН. 24.4.34, 1-я пол. XVI в.; РГБ. 1191; Vindob. slav. 126, XVI в.; Београд АН. микр. 15/3, 16/3, 17/3, 1508 г., Б-ка Карловацкой митрополии. 47, XV в.

http://pravenc.ru/text/471214.html

Согласно СС (и великокняжеским сводам), в том же 1432 г. Василий II «Дмитров взял за собя», но в Е нет этого известия. 533 Захарья Ивановичь Кошкинъ имался за поясъ у князя Васильа у Юрьевча у Косого... – Речь идет ο ссоре на свадьбе Василия II в 1433 г. из-за двух золотых поясов, подаренных когда-то великим князем суздальским Дмитрием Дмитрию Донскому и тысяцкому Вельяминову. Вельяминов якобы подменил пояса, и великокняжеский пояс достался сыну тысяцкого, а затем, переходя из рук в руки, попал в конце концов к Василию Юрьевичу Косому (сыну Юрия Галицкого). На свадебном пиру в 1433 г. пояс был опознан и отобран у Василия Косого по приказу матери Василия II Софии Витовтовны. Знаменитая ссора из-за золотого пояса подробно описывается в великокняжеском летописании. Захарий Иванович Кошкин, представитель московского боярского рода Кобылиных-Кошкиных и прямой предок Романовых, был родичем невесты Василия II – Марии Ярославны. 534 ...Иванъ Дмитреевичь с ним... – Иван Дмитриевич Всеволожский, помогавший Василию II в получении великокняжеского престола, в 1431 г. был ослеплен по приказу Василия II и перешел к его противнику Юрию; известие (дефектное) об этом ослеплении содержится в Е в конце летописной статьи 6941 (1433) г.; в СС известия об ослеплении нет, но ο переходе Ивана Дмитриевича к Юрию Галицкому сообщается уже под 6940 (1432) г.; под 6941 (1433) г. сообщается об обратном переходе его к Василию, находившемуся в Коломне. Судя по Медоварцевскому летописцу начала XVI в., Всеволожский был ослеплен за согласие на уступку Дмитрова галицкому князю еще до перехода к Юрию. 535 ...Семенъ Ивановичь Морозовъ, любовникъ княжь Юрьевъ. – Β СС и других летописях нет отчества Морозова (в Е Семен Иванович); по-видимому, речь идет ο Семене Федоровиче Морозове, представителе одного из старейших московских боярских родов. 536 ...не повыкли бо служити удлнымъ княземъ... – Β СС: «не повыкли галичьскым княземъ служити»; возможно, что именно этот текст читался в главном протографе Е и СС. 537 ...въ Рузу...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010