преподобный Нил Сорский (1433–1508) Нравственно-аскетические труды Собрание сочинений преподобный Нил Сорский Старец, духовный наставник, один из основоположников скитского подвижничества на Руси. Предварительные сведения О раннем периоде жизни святого Нила Сорского известно немного. Родился он в 1433 году. Согласно его собственному признанию, он был поселянином и невеждой. Возможно, это связано с тем, что его родители были простыми сельскими жителями. Однако, такая оценка могла быть озвучена им и в связи с глубочайшим чувством смирения. Обширность связей святого со многими знатными людьми и высокая образованность дают повод думать, что он всё же имел боярское происхождение. В круг его учеников входили: князь Вассиан Косой, Дионисий, Нил Полев (принадлежавший к роду Смоленских князей) и другие известные лица. Согласно свидетельству одного из современников Нила Сорского, в миру тот имел прозвание Майков. Монашество Иноческая жизнь Нила Сорского началась в Кирилло-Белозерской обители. Здесь он учился навыкам аскетической жизни под руководством строгого и опытного подвижника, старца Паисия Ярославова. Здесь он трудился, предавался молитве и послушанию, бдению и постам. Прожив какой-то период в монастыре, он вместе с учеником, монахом Иннокентием (принадлежавшим к боярскому роду Охлебининых) решился путешествовать по святым местам. Достигнув Афона, пробыл там достаточно долгое время, перенимая опыт местных отцов, возрастая возрастом духовным, изучая правила пустынножительства, трезвения, духовного созерцания. Одним из его излюбленных занятий было изучение Священного Писания, жизни и творений святых отцов Церкви. Пребывая на Святой Горе, Нил Сорский приобщился к уединенному жительству, полюбил священное Христа ради безмолвие. Возвратившись на Русь, он не стал жить в Белозерской обители, а выбрав безлюдное болотистое место неподалеку, приблизительно в 15 верстах от монастыря, на реке Сорке, воздвиг там крест, вырыл колодец, основал келью, часовню, предался аскетическим подвигам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/

Нил Сорский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Нил Сорский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Нил Сорский, прп. Преподобный Нил Сорский (память 7 мая по старому стилю) Родился в 1433 г. Монашеский постриг принял в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. Прожив некоторое время под руководством опытного старца Паисия Ярославова, святой отправился в паломничество по святым местам Востока. Несколько лет он прожил на святой горе Афон, изучая творения святых отцов, воспринимая их умом и сердцем и превращая их в практическое руководство в своей жизни. После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный не остался жить в нем. Но, желая еще больших подвигов, построив себе келлию, святой поселился в 15 верстах от монастыря на реке Соре. Вскоре, видя его строгую подвижническую жизнь, начали приходить к нему другие иноки. Так возник монастырь. Но устав в новом монастыре преподобный Нил ввел не общежительный, а новый для Руси — скитский, по образу афонских скитов. Преподобный отличался крайней нестяжательностью. При скитском образе жизни преподобный Нил исключал монастырское землевладение, считал, что иноки должны жить только трудами своих рук. Сам же он был для братии образцом трудолюбия и нестяжания. Преподобный Нил известен не только как основоположник на Руси скитского жития и великий подвижник, но и как духовный писатель. Составив устав на основании творений святых отцов, преподобный более всего обращает внимание иноков на умное делание, под которым также подразумевает глубокую молитвенность и духовное подвижничество. Преподобный Нил мирно скончался 1 мая 1508 г. Будучи глубоко смиренным, он завещал братии после смерти бросить тело его в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Нил Сорский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3075

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf JOSEPH OF VOLOKOLAMSK JOSEPH OF VOLOKOLAMSK, abbot, “possessor,” St. (1439/40–1515). At the end of the 15th c. the kingdom of Muscovite Rus’, or Great Russia, was about to coalesce. At this time the so-called “Judaizing heresy” (q.v.) arose and, when two Novgorodian priests converted to the movement transferred to Moscow, it became marginally influential in the capital. The main opponent of the “Judaizers” was Joseph of Volok (Iosif Volotskii), abbot of the Volokolamsk Monastery. He successfully pursued them until they were condemned by a church council (1504). Subsequently, Tsar Ivan III dealt harshly with them. Joseph is best known in Russian history as the spokesman for the “possessors,” who believed in extensive church holdings and close cooperation with secular authority in order to do God’s work. His opponent was Nilus of Sora (Nil Sorskii, 1433–1508) leading the “non-possessors,” who minimized church holdings and preferred a separation between Church and state (q.v.), espousing the contemplative ideal of hesychasm, which he had learned on Mt. Athos (qq.v.). Theologically, the non-possessors were definitely legitimate representatives of Holy Tradition (q.v.), though they were in the minority and politically suspect. Scripture (q.v.) figured in Joseph’s controversies with the non-possessors no less than it had with the “Judaizers.” The non-possessors, anticipating what would occur in the West later in the same century, considered only Scripture (i.e., “God’s commandments”) truly binding, as opposed to tradition and human custom, which could be critiqued and changed. Although both Joseph and Nilus were canonized, Joseph’s “establishment” position better accommodated the rising centralization of the Muscovite state, while some of Nilus’s disciples were condemned as heretics. Joseph educated monks for service in the Church and state in high office, and Muscovy expanded in the 16th c. with this leadership. Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патрология и церковная литература НИКОН (Рождественский Николай Иванович; 1851-1919), архиеп. Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни ОПИЦ Ханс Георг (1905-1941), нем. церковный историк, патролог. Учился в Асканийской гимназии (Askanisches Gymnasium) в Берлине ОРОЗИЙ [также Павел Орозий] (кон. IV - нач. V в.), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет ОТЦЫ ЦЕРКВИ Отцы Церкви, наименование христ. писателей, признанных Церковью наиболее авторитетными истолкователями церковного учения (др. название - святые отцы) ПАВЕЛ [Олмари Ирьё; Гусев Георгий] (1914-1987), архиеп. Карельский и всей Финляндии, предстоятель Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) (29 авг. 1960 - 15 сент. 1987), церковный писатель, музыкант ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ [Булус (ибн) аз-Заим аль-Халяби; араб. ] (1627 - 1669), архидиак., сын Антиохийского патриарха Макария II аз-Заима, церковный деятель и писатель, классик лит-ры правосл. арабов (мелькитов) османской эпохи ПАВЛИН (Павлин Медиоланский; кон. IV - нач. V в.), диак., церковный писатель, секретарь свт. Амвросия, еп. Медиоланского ПАИСИЙ ЛИГАРИД (ок. 1610 - 1678), митр. Газы Палестинской (1652-1671), греч. дидаскал, церковный писатель, полемист ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924-1994), церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. , прп. (пам. 29 июня) ПАЛЛАДИЙ (Добронравов Николай Константинович; 1865 - 1922), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель ПАПИЙ (1-я пол. II в.), св. (пам. зап. 22 февр.), еп. Иераполя (ныне Памуккале, Турция), раннехрист. писатель, один из мужей апостольских ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ († между 856 и 865, аббатство Корби), св. Римско-католической Церкви (пам. 26 апр.), аббат мон-ря Корби, католич. богослов, экзегет, автор 1-го на лат. языке трактата о таинстве Евхаристии ПАЦИАН [Пакиан] (нач. IV в.- между 379 и 392), еп. Барциноны (ныне Барселона, Испания), церковный писатель, апологет и богослов, св., исп. (пам. зап. 9 марта)

http://pravenc.ru/rubrics/121220_6.html

XCVI (I860 et 1891). Joannes, СР., 1413–34. Joannes Nicæus, 1433–50. Joannes Eubo_eensis, 1451–1508. XCVII (1860). Joannes Malalas, 9–790, Andreas Cretensis, 789–1444. Elias Cretensis, 1443–46. Theodorus Abucara, 1445–1610. Dionysius Telmarensis, 1609–10. XCVIII (1860). Germanus I СР., 9–454. Cosmas Hierosolymitanus, 455–524, Gregorius II Agrigentinus, 525–1228. Anonymus Becuccianus, 1227–40. Pantaleo СР., diaconus, 1239–70. Adrianus, 1271–1312. Epiphanius Catanensis, 1311–32. Pachomius, monachus, 1333–68. Philotheus, 1369–72. Tarasius СР., 1371–1500. XCIX (1860 et 1903). Theodoras Studites, 9–1824. Naucratius, confessor, 1825–50. Anonymus de schismate studitarum, 1849–54, С (1860). Nicephorus СР., 9–1068. Stephanus СР., diaconus, 1069–1186, Procopius, diaconus, 1187–1200. Gregorius Decapolita, 1199–1212. CI-IV (1860: 1899, desunt in fine (1017–24) Addenda seu Epistola ad ecclesiam Antiohenam 102, 1900; 108, 1900]. Photius. CIV (1860 et 1896, immutatio a col. 1459, indices analytici). Petrus Siculus et Petrus Argivorum, 1232–1380. Bartholomaeus Edessenus, 1381–1458. CV (1862). Nicetas David Papblago, 9–582. Nicetas, philosophus, 583–842. Theognostus, monachus, 843–62. Anonymus S. Nicolai studitae vita, 863–926. Josephus hymnographus, 925–1426. CVI (1863). Joseppus, 9–176. Nicephorus, philosophus, 177–200. Andreas Cæs. Capp,, 199–486. Arethas Cæs. Capp., 485–806. Joannes geometra, 805–1002. Cosmas Vestiarius, 1003–18. Leo Patricius, 1017–22. Athanasius, Corinthorium ep., 1021–4. Anonymi in Scripturam sacram, 1025–1290. Anonymi in liturgiam, 1291–1336. Anonymi in moralia, 1335–88. CVII (1863). Leo Sapiens, imperator. CVIII (1863). Theophanes Confessor, 9–1010. Anonymus, vita Leonis armeni, 1009–1038, Leo, grammaticus, 1037–1164, Anastasius, bibliothecarius, 1187–1428. CIX (1863). Theophanes continuatus. Joannes Hierosolymitanus, monachus, 517–20. Joannes Cameniata, 519–638. Demetrius Cydonius, 637–52. Gregorius, monachus, 653–64. Symeon Magister, 663–822. Georgius, monachus, 823 984.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Древнерусское душепопечительство обладало двумя характерными особенностями: во-первых, придание исключительной важности церковной молитве о душах людей, живых и умерших, о спасении души; во-вторых, обычай пострижения в старости или перед смертью. Эти формы благочестия не только свидетельствовали о высоком авторитете Церкви и монашества среди народа, но и способствовали укреплению монастырей, их материальному усилению. И вот в связи с этим на русской почве в своеобразной форме встал старый богословский вопрос о могуществе Церкви земной и Церкви Небесной. С одной стороны, Нил Сорский (ок. 1433–1508) – аскет и отшельник, подвижник духовного делания, прошедший суровую школу на Афоне; он и стоявите за него белозерские пустынники («нестяжатели») ратовали за строгое пустынножительство, чтобы монахи жили по пустынным скитам и кормились своим рукоделием. С другой стороны, Иосиф Волоцкий (1439–1515), также подвижник добродетельного жития и благодатных дарованнй, напротив, заботясь о религиозном просвещении народа, пекся о благосостоянии монастырей: «Аще у монастырей сел не будет, како честному и благоразумному человеку постричися, и аще не будет честных старцев, отколе взять на митрополию, или архиепископа, или епископа. А коли не будет честных старцев и благородных, то будет вере поколебание». Русская Церковь косвенно подтвердила совместимость и необходимость обоих путей, причислив и Нила Сорского , и Иосифа Волоцкого к лику преподобных. Однако решение Собора 1503 года, закрепившего земли за монастырями и в тот момент усилившего позиции Церкви, со временем, к XVII веку, способствовало упадку дисциплины и разложению нравов во многих монастырях, а в результате и упадку старчества. И окончательный, казалось бы, удар монашеству нанесли Петровские реформы. Но Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных ( Пс. 144:14 ). В середине XVIII столетия среди полного упадка и вымирания, когда монастыри закрывались, а монашествующие бродяжничали, когда высшие слои общества увлекались идеями, принесенными с Запада, а среди простонародья распространились всевозможные секты, один человек – архимандрит Паисий Величковский (1722–1794) дал толчок новому духовному возрождению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И еще одно сочинение, охарактеризованное в главе IX, 4 — «Предание старческое к новоначальным иноком, како подобает жити у старца в послушании», свидетельствует о том, что в некоторых монастырях в конце XV — начале XVI в. окормлением послушников и новоначальных монахов занимались старцы . К началу XVI столетия восходит и «Предание к своему ученику, еже како внимательно седети в келлии» — аскетическое сочинение, тоже посвященное старчеству, подлинник этого сочинения, вероятно, написан был в XIV в. [ 1267] Трудно установить, нашло ли оно практическое применение. Во всяком случае древнее старчество, распространенное в православных монастырях Египта и Сирии, было известно в монашеской среде в Москве в 1-й половине XVI в. Так, в житии св. Филиппа, митрополита Московского († 1568), рассказывается о том, что Филипп, поступив в Соловецкий монастырь, несколько лет был в послушании у «богоугодного инока» Ионы . Наиболее отчетливые проявления старчества можно обнаружить в окружении и среди духовных учеников «великого старца», прп. Нила Сорского (1433–1508). Из его «Устава» и «Предания» о жительстве скитском видно, что он очень хорошо представлял, чем должно быть старчество, и сам старчествовал . На основании различных небольших сочинений, относящихся к концу XV и началу XVI столетия, можно даже говорить о его школе, которая включала в себя целых три «поколения» старцев и их учеников, подвизавшихся в малых скитах Заволжья. В приложении мы даем схему духовных взаимоотношений между ними (таблица VII). Сам Нил, вероятно, изучил основы старчества на Афонской горе, куда он совершил паломничество по совету монаха Паисия Ярославова, который в сочинениях того времени именуется «старцем» и, по-видимому, действительно был старцем, Нил проходил у него аскетическую школу. Вероятно, под влиянием Паисия Ярославова († вскоре после 1503 г.) у Нила возникло желание отправиться на Святую гору. Сам Паисий начал свое иноческое житие в Спасо-Каменном монастыре, где, благодаря настоятелю Дионисию (1389–1418), впоследствии епископу Ростовскому, греку с Афонской горы, хорошо знали о житии и подвигах монахов-святогорцев. Потом Паисий спасался в Кирилловом монастыре, где Нил, который был намного моложе его, познакомился с ним и вступил под его духовное руководство. Паломничество на Афонскую гору восполнило знания Нила о старчестве .

http://sedmitza.ru/lib/text/436678/

Книгоиздание творений русских святых отцов в XIX – начале XX веках Книгоиздание творений русских святых отцов в этот период переживает время своего расцвета. Оно характеризуется, во-первых, двунаправленностью (внимание и к русскому святоотеческому наследию далекой старины, и к настоящему или недавнему прошлому отечественной патристической литературы), а во-вторых, масштабами книгоиздания, во многом объясняющимися возросшими возможностями полиграфии. Что касается первого, то в XIX веке появляется особый интерес к древнерусской духовной литературе. Начинают издаваться сочинения авторов X-XVII веков. Так, в 1813 году публикуются творения преп. Нила Сорского (1433–1508): «Предание ученикам», «Монастырский устав» и Завещание. В 1821 году в «Памятниках российской словесности XII в.» ученым А. Калайдовичем впервые издаются творения свт. Кирилла Туровского (1130–1182). С 40-х годов XIX века активно развивается русское патристическое книгоиздание. С 1843 года начинается выпуск серии «Творения св. отцов в русском переводе» (ТСОРП), в которой издаются творения классического периода, в основном греческих отцов, и «Прибавлений» 296 к этому изданию; параллельно публикуются творения русских отцов и церковных писателей (многие из которых впоследствии были канонизированы). В Прибавлениях к ТСОРП в 1843 году вышло четыре Слова свт. Серапиона Владимирского († 1275); в 1844 году издается и переиздается «Слово о Законе и Благодати» и некоторые другие сочинения св. Илариона Киевского (XI век); с 1847 по 1860 год издаются отдельные небольшие творения, в основном пастырско-поучительного характера, таких отцов XIV века, как свт. Петр, митрополит Московский , свт. Алексий Московский . В 1847 году издаются некоторые из посланий преп. Иосифа Волоцкого (1439–1515), а в 1857 году в «Православном собеседнике» при КазДА вышел полностью его «Просветитель» – сочинение полемического характера, написанное против ереси жидовствующих. Поучения преп. Феодосия Печерского 1074) издавались в печатном виде митр. Макарием в 1856 году (в том числе «О казнях Божиих», о латинской вере и против пьянства).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Обзор источников Основными источниками нашего исследования являются святоотеческие творения, содержащие учение о ступенях молитвы Иисусовой. На сочинения большинства рассматриваемых авторов святитель Игнатий постоянно ссылается в своих творениях. Поэтому данным представителям православной аскетической мысли уделяется серьезное внимание. Прежде всего, следует обратиться к такому выдающемуся творению аскетической мысли как «Лествица» 1 . Это знаменитый аскетический труд, написанный в VI веке выдающимся подвижником, игуменом Синайского монастыря преподобным Иоанном Лествичником . Значительная часть этого творения содержит учение о молитве. Святитель Игнатий активно цитирует прп. Иоанна и использует аллюзии из его «Лествицы». Святитель Григорий Нисский – один из трех «великих капподокийцев» – в своем творении «О молитве» 2 в пяти беседах объясняет молитву Господню. Преподобный Нил «Синайский», – один из самых мало изученных византийских подвижников и церковных писателей IV–V веков. Однако у него имеется сочинение «Слово о молитве» 3 , в котором наблюдается систематическое изложение молитвенного делания. Здесь можно упомянуть и прп. Исихия Иерусалимского 4 , чьи творения включены в «Добротолюбие». Также и творения прп. Исаака Сирина всегда пользовались громадным уважением для свт. Игнатия, который в своих сочинениях часто цитирует этого сирийского подвижник. «Слова подвижнические» 5 – самое известное творение прп. Исаака исполнены высоких рассуждений о молитве, что делает их весьма ценным сочинением для данной работы. В русской православной традиции одним из великих учителей молитвенного делания был преподобный Нил Сорский (1433–1508), чье духовное наследие является важным ориентиром, указывающим путь к духовному возрастанию. Учение преподобного Нила изложено в его «Уставе скитской жизни» 6 . Преподобный Паисий Величковский , который жил в XVIII веке и подвизался во многих монастырях Украины, Молдавии и Афона, в своем сочинении «Крины сельные» 7 пишет о проблемах монашеской дисциплины по отношению к совершению умной молитвы, а также указывает имена святых авторов, которые учили этой молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Радостная новость пришла на Кирилловскую землю в 2018 году. В скором времени психоневрологический интернат, располагающийся на территории Нило-Сорской пустыни, покинет стены святой обители и здесь начнёт возрождаться духовная жизнь. Указом от 1 октября 2018 года за митрополита Вологодского и Кирилловского, священноархимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря Игнатия насельник Кирилло-Белозёрского монастыря иеромонах Нил (Андрощук) назначен настоятелем Архирейского подворья " Нило-Сорская пустынь " . Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. и сайта: html www.drevo-info.ru/Энциклопедия/11273/Нило-Сорская пустынь Нило-Сорская пустынь, основанная более 500 лет назад, расположена в лесном болотистом месте в 16 км от Кирилло-Белозерского монастыря. На протяжении этого времени она знала расцвет и упадок духовной и хозяйственной жизни. История монастыря тесно связана с личностью его основателя Нила Сорского (1433–1508), одного из основоположников нестяжательства. Паломничество из стен Кирилло-Белозерского монастыря в Константинополь и на Афон убедило его в преимуществах «скитской» созерцательной жизни. По возвращении около 1480 года он удалился на речку Сору, где и попытался воплотить свой идеал. Каменный ансамбль Нило-Сорской пустыни сложился к 1870 году. Мирная жизнь пустынских монахов закончилась в связи с революционными событиями в стране. По одному из первых декретов Советской власти монастырская земля и постройки обители перешли в распоряжение местных органов власти. 16 января 1919 года была произведена опись ризницы, храмов и всего движимого и недвижимого имущества. 20 сентября 1924 года Президиум Кирилловского исполкома принял решение о передаче церквей и имущества под охрану милиции волостного исполкома. Вскоре в Нило-Сорской пустыни была размещена колония Кирилловского уездного исправительного дома. 8 августа 1927 года Президиум Череповецкого губисполкома с согласия Главнауки принял решение о закрытии Нило-Сорского монастыря и передаче его для культурных нужд населению Кирилловского уезда (до 1930 года здесь размещалась колония) в ведение Главнауки; «как исторический памятник» был оставлен Иоанно-Предтеченский скит со всем имуществом.

http://sobory.ru/article/?object=14688

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010