Милость же Сына Моего и Бога пребудет вовеки к тем, кои будут там иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в Горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря и до моря, и имя их прославлю по всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться». На Афон прп. Петр прибыл морем: корабль сам остановился в том месте, где надлежало ему сойти на берег. Это было в 681 году. Преподобный провел в пещере пустынной афонской местности 53 года, не видя никого из людей. Одежда его истлела, волосы и борода покрыли тело вместо одежды. Прп. Петр неоднократно подвергался жестоким бесовским нападениям. Бесы являлись то в виде вооруженных воинов, то свирепых зверей. Горячей молитвой к Богу и Матери Божией и многодневными постами преподобный посрамлял диавола, который действовал также и хитростью, преобразуясь в «ангела света». Божия Матерь укрепляла мужественного отшельника и заботилась о его пропитании. Раз в 40 дней Ангел Господень приносил преподобному манну небесную. За год до блаженной столетий темного монгольского ига. Среди них явились и преподобные отцы, прославленные Русской Православной Церковью. Преподобный Нил Сорский (1433—1508), из рода бояр Майковых, приняв иночество в монастыре прп. Кирилла Белозерского, много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне. Вернувшись на Русь, он удалился на реку Copy в Вологодской земле, поставил келлию и часовню, где вскоре возникла обитель с новым для русских скитским уставом, заимствованным преподобным на Афоне: иноки должны были питаться трудом своих рук, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви. Женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось. Скитяне, жившие в лесу по 2-3 человека, сходились на воскресное богослужение, продолжавшееся всю ночь, а в прочие дни молились и трудились в своих кельях. Главным их подвигом была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе должен был родиться мир, в уме — ясность, а в сердце — смирение и любовь.

http://isihazm.ru/1/?id=2005

Мощное духовное возрождение, вызванное к жизни Преподобным. Вскоре выявило две тенденции, которые, хотя и органично дополняли друг друга, не смогли прийти ко взаимопониманию и спровоцировали острейший конфликт. Две эти тенденции связаны с именами Преподобного Иосифа Волоцкого (1440–1515) и Преподобного Нила Сорского (1433–1508). Причем оба утверждали, что являются духовными учениками Преподобного Сергия. 19 1 Определение основных пунктов разногласия между двумя учениями объясняет сбалансированную позицию святого по отношению к религии, которой не удалось занять его преемникам. Преподобный, к примеру, большое значение уделял делам милосердия, и по его распоряжению врата его монастыря должны были всегда оставаться открытыми для всякого приходящего. Но в то же время он настаивал на том, чтобы монахи зарабатывали себе на жизнь собственным трудом, и таким образом помогали тем, кто нуждался в их поддержке. Преподобный Иосиф Волоцкий и его последователи существенно развили благотворительную деятельность в своих монастырях. Но, чтобы действовать эффективней, они накапливали обширные земельные участки, населенные крепостными крестьянами, и так превращались в крупных земельных собственников, эксплуатирующих чужой труд. Защищая законность монастырской собственности, они и получили прозвище стяжатели. Их оппоненты, нестяжатели, следовали правилу Преподобного Сергия и жили плодами своих трудов, а свою деятельность ограничивали молитвами, научными занятиями и духовным самосовершенствованием. Сергий был в высшей степени независимым от влияний государства, но проявлял живейший интерес к политической жизни народа, в экстренных случаях предлагая ему свою помощь. Стяжатели продолжили политику активного соучастия в делах государства и постепенно отождествили интересы Церкви с интересами правителей-князей. Они скомпрометировали свободу Церкви и открыли дорогу необузданному вмешательству светских властей в дела последней. Нестяжатели же твердо отстаивали независимость Церкви, но слишком охотно предоставляли государству в одиночку справляться со своими проблемами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Характерной особенностью его послания является живая русская речь, в то время как большинство церковных писателей употребляло книжный церковнославянский язык. Следует признать, что до конца 15 в. на Руси не было перевода Библии в полно ее составе. Первая такая Библия была собрана новгородским архиепископом Геннадием в 1499 г. Даже в Новгородской Софийской библиотеке, одной из самых богатых на Руси, не нашлось книг Бытия, Царств, Пророков, Притчей и Иисуса, сына Сирахова, и Геннадий должен был искать их в монастырях Кирилловом, Ферапонтовом и Каменном. Трудно было найти исправный список Псалтири, несмотря на всю важность этой Кинги при богослужении и обучении. Всех книг Геннадий не мог найти в России и пополнил свой список выбором текстов из разных толкований священных книг и переводом с Вульгаты. Из последней были переведены книги Паралипоменон, Ездры, Неемии, Товита, Иудифь, кн. Премудрости Соломоновой, 1-я и 2-я книги Маккавейские (3-я совсем не была переведена) и часть книги Есфири. Из Вульгаты же были заимствованы предисловия к книгам и разделения на главы. Список этой первой полной в России Библии хранился в Московской синодальной библиотеке. Геннадиевский свод библейских книг лег в основу Острожской Библии, которая с большой точностью воспроизведена в московском издании 1663 г. § 28. Преподобный Нил Сорский (ок. 14331508) Знаменитый деятель Русской Церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г. в крестьянкой семье; прозвище его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был «скорописцем». Постригся Нил в Кирилло-Белозерском монастыре, где со времен самого основателя хранится глухой протест против землевладельческих прав монашества; преп. Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его монастырю благочестивыми мирянами. Те же взгляды были усвоены и его ближайшими учениками – «заволжскими старцами», с Нилом во главе. Совершив путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и на Афон, Нил особенно долго пробыл на Афоне и, по-видимому, Афону был больше всего обязан своим созерцательным настроением.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

«В Ниле Сорском (1433–1508) обрело свой голос безмолвное пустынножительство русского Севера. Он завершает собой весь великий XV век русской святости. Единственный из древних наших святых, он писал о духовной жизни и в произведениях своих оставил полное и точное руководство духовного пути. В свете его писаний скудные намеки древних житий северных пустынников получают свой настоящий смысл. Как бы в расплату за это литературное наследство преподобного Нила мы лишены его жития. Неизвестно, было ли оно когда-либо написано: предание говорит, что оно сгорело во время татарского разорения вологодских скитов в 1538 году. Преподобный Нил редко покидал свою пустыню для мира, не был вхож в княжеские дворцы, и наши сведения о его жизни чрезвычайно скудны... ...Есть известия, что он был в миру «скорописцем», списателем книг. Во всяком случае, он рано постригся: «От юности моея», – пишет он. Очень важно, что преподобный Нил побывал на Афоне и «в странах Царе-града», куда он ходил со своим учеником, святым Иннокентием (Охлябининым)... В 1488 г., когда Новгородский владыка Геннадий ведет энергичную борьбу против ереси жидовствующих, он спрашивает Ростовского архиепископа, нельзя ли побывать у него Паисию (старцу Паисию Ярославову. – С. Б.) и Нилу, поговорить о ересях. Очевидно, это самые влиятельные имена среди заволжев. По своему духовному направлению Нил и Паисий не могли проявить сочувствия к кострам и казням Геннадия. Оба старца присутствовали на Соборе 1490 г., который осудил еретиков, но обошелся с ними довольно мягко. Дальнейшее известие о преподобном Ниле относится к 1503 г. На Соборе в Москве, собранном по совершенно иному поводу, неожиданно «нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормились бы рукоделием». Белозерские пустынники поддержали его. Пришлось послать за Иосифом Волоцким , уже уехавшим с Собора, чтобы его авторитетом и энергией отстоять церковное землевладение. Скончался Сорский пустынник в 1508 г.» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 167–168.) Мы предлагаем читателям попытку реконструкции жития преподобного Нила Сорского , предпринятую доктором филологических наук, исследователем и публикатором наследия преподобного Нила – Г. М. Прохоровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

221 Никольский Петр Павлович. Окончил Ярославскую ДС (1891) и С.-Петербургскую ДА (1895). С октября 1895 – священник Троицкой церкви с. Арейского Красноярского округа Енисейской губ. 68 Никонов Александр Матвеевич. Окончил Олонецкую ДС (1914) и Московскую ДА (1918). 138 Никулина Екатерина Дмитриевна; (ок.1885 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 358 Нил Сорский , прп; (ок. 14331508) 56 Нильсен – американский епископ. 293 Нильский Иван Федорович; (1831 – 11 августа 1894). Окончил Псковскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1857). С 13 ноября 1857 – бакалавр по кафедре истории и обличения русского раскола С.-Петербургской ДА, с 1863 – экстраординарный, с 4 ноября 1870 – ординарный профессор. В 1878–1885 состоял инспектором академии. Доктор богословия (1870, «Семейная жизнь в русском расколе. Очерк раскольнического учения о браке»). 59 Новаковский Станислав Людвигович; (1839 – 2 мая 1911). Окончил С.-Петербургскую Римско-католическую Духовную академию (1862), магистр богословия. С 1 сентября 1866 – и. д., с 30 июля 1868 по 1 июля 1888 – преподаватель латинского языка Олонецкой гимназии. В 1889–1894 по избранию Олонецкого губернского земского собрания был участковым мировым судьей по Пудожскому уезду (утвержден Сенатом 24 марта 1889 и на второй срок – 28 февраля 1891). В январе 1895 избран членом Олонецкой губернской земской управы, одновременно два трехлетия состоял гласным Вытегорского уездного земства, в 1902–1905 был почетный мировой судья по Вытегорскому уезду. С 16 января 1907 – в отставке от земской службы. См.: N. N. С. Л. Новаковский.//Вестник Олонецкого губернского земства. 1911. 9. С. 38–39. 27 Новиков Николай Николаевич. Окончил Пермскую гимназию (1893) и С.-Петербургскую ДА (1897), к. б. С 15 августа 1897 – учитель русского и церковно-славянского языков в 1-м классе Пермского ДУ, с 11 марта 1898 – преподаватель гомилетики с соединенными предметами Пермской ДС. 68 Новицкая Пелагея Дмитриевна (ур. Иванова); (1864 – около 1930?). Слушательница Петроградского Богословского института, с 7 февраля 1922 – помощник библиотекаря института. Мать Ю. П. Новицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

25 января 1843 г. избран казначеем обители, но по усиленной просьбе уволен от этой должности 22 марта 1843 г. и опять возвратился в скит, где и оставался до самой смерти. – 129. Нил Сорский – преподобный. Около 1433 † 7 мая 1508. Происходил из крестьянской семьи Майковых. До поступления в монастырь занимался переписыванием книг. Монашеский постриг принял еще в молодости – в Кирилле-Белозерском монастыре. Его учителем и старцем был иеромонах Паисий (Ярославов), восприемник Великого Князя Василия III от св. купели, будущий игумен Троице-Сергиева монастыря. В 70-х годах XV в. преподобный совершил путешествие в Палестину, Константинополь и на Афон, где познакомился с учением и практикой исихазма. Вернувшись на Русь, он удалился из монастыря в келлию, находящуюся недалеко от его стен, а затем основал скит на берегу реки Соры, где учредил пустынножительство по образу афонских и древних египетских обителей. Согласно такому уставу, братия жили в келлиях по одному, ничего кроме книг, икон и самого нужного иметь не полагалось, предписывалось заниматься рукоделием, но только таким, которое можно было делать под крышей дома, милостыню разрешалось принимать только к крайних случаях и умеренную. Встречались жители скита два раза в неделю, собираясь в храм в среду вечером и в воскресение. Вводя такое устроение монашеской жизни, преподобный Нил следовал примеру св. Кирилла Белозерского. Выступив проповедником нестяжательной духовной жизни, преподобный не порывал с традиционными формами подвижничества, он ограничил прием в скит требованием о прохождении послушания в общежительном монастыре. На Соборе 1503 года в Москве Нил Сорский поднял вопрос о монастырских владениях, выступив за то, чтобы у монастырей не было сел и имений. Он осудил ересь жидовствующих и на Соборе 1490 г. повлиял на принятие решения об их наказании. Многие идеи преподобного впоследствии по-своему развил его ученик Вассиан Патрикеев. Духовные сочинения преподобного Нила состоят из «Устава скитского» в 11 главах, «Предания ученикам», ряда посланий к ученикам и «Завещания».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

26 См.: Иларий и Арсений, иеромонахи. Описание славянских рукописей библиотеки Свято–Троицкой Сергиевой лавры. М., 1879. Ч. 3. 748 (1647). С. 143–145. 29 См.: Акты социально–экономической истории Северо–Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. М., 1952. 467. Этот документ дал повод Я. С. Лурье с заметным удовольствием заметить: «Против представления о нестяжательских взглядах Паисия определенно свидетельствует весьма любопытный документ: судное дело из-за земли между Паисием как игуменом Троицкого монастыря и кирилловским игуменом Нифонтом». См.: Лурье Я. С., Заметки к истории публицистической литературы конца XIV – первой половины XVI в. 2. Мнимые послания Нила Сорского Паисию Ярославову//ТОДРЛ. М.; Л., 1960. С. 461. 30 Иларий и Арсений, иеромонахи. Описание славянских рукописей библиотеки Свято–Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 172. 35 См.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI в. М., 1955. С. 318, 320. 37 См.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XIV – начала XVI в. М.; Л., I960. С. 311–312. 43 См.: Saint Nil Sorsky (1433–1508). La vie, les ecrits, le skite d’un starets de Trans-Volga. Textes traduits et annotes par Sr. Sophia M. Jacamon, osb. Presentation de Dym Andre Louf, ocr. Begrolles-en-Mauges, 1980. P. 23 (Spiritualite orientale, 32); Toucas-Bouteau M. Nil Sorskij e il monastero di Kirill di Belozero//Nil Sorskij e I’esicasmo. Atti del II Convegno ecumenico internazionale di spiritualita russa. Comunita di Bose, 1995. P. 73. 45 Дергачева И. В. Становление повествовательных начал в древнерусской литературе веков (На материале Синодика). Дисс. на соиск. уч. степ, кандидата филолог, наук. М., 1987. С. 26. Благодарю Ирину Владимировну за предоставление мне экземпляра этой ее работы. 46 Дергачева И. В. Становление повествовательных начал в древнерусской литературе веков. С 27. 49 С. Н. Большаков (Преподобный Нил Сорский . С. 50), опять же непонятно на чем основываясь, пишет, что к Нилу на р. Сору «первым пришел Дионисий, из князей Звенигородских, постриженик Волоколамский. […] За Дионисием пришел другой волоколамский монах, Нил Полев, из князей Смоленских, и другие».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

A. Dmitrievskij, ‘Chto takoe kanôn tês psalmôdias , tak neredko upominaemy v zhizneopisanii prepod. Savvy Osvyashchennago?’, RukSP 38 (1889),p. 72-73 ; M. Arranc, Oko Tserkovnoe — Istoriya Tipikona, Rome, 1998, p. 56. Arkhimandrit Leonid (Kavelin), ‘Kipriyan do vosshestviya na moskovskuyu mitropoliyu’, CHIOIDR, 1867, kn. II, ch. 1, p. 15-16;= ‘Enfimia patriarkha tr” nov’skago poslanie k” Kprianou mnikhou, zhivoushchemou v” sveti gor afon’stsi’, Prilozhenie k stat’e V. Kachanovskogo, ‘K voprosu o literaturnoy deyatel’nosti bolgarskago patriarkha Evfimiya’, XCH, 1882, ch. II, p. 246. This manuscript, known as Cyprian’s Psalter, is now kept in the National Library of Russia in Moscow ( RGB, F. No 173 I., (sobr. MDA fund.), ruk.no. 142, Psaltir’ k vossledovaniem). ‘Enfimia patriarcha tr” nov’skago poslanie k” Kprianou mnikhou, zhivoushchemou v” sveti gor afon’stsi’, p. 240. Kallistos and Ignatios Xanthopouloi, Spiritual Century 25-27, 37. [Cf. the French translation in: La Philocalie (Trans. J. Touraille), Vol. 2, Paris, 1995, p.  632, 636]. About St. Sergius, cf.: P. Kovalevsky, Saint Serge et la spiritualité russe, Paris, 1969 ; G. P. Fedotoff, The Russian Religious Mind, II, Cambridge, MA, 1946, p. 199-206. S. Shevyrev, ‘Kiprian Vserossiyskiy mitropolit i V. K. Dimitriy I. Donskoy (1376-1389)’, PS 1 (1862), p. 12. Ibid., p. 222. A. I. Sobolevkiy , Perevodnaya literatura Moskovskoy Rusi XIV-XVII vekov, Saint-Petersbourg, 1903, p. 15-16. I. M. Koncevicz, The Northern Thebaid, Platina, CA, 1975; Fedotoff, The Russian Religious Mind, II, p. 196. Cf.: S. M. Jacomon, Saint Nil Sorsky (1433-1508). La vie, les écrits, le skit d’un starets de Trans-Volga (SO 32), Bellefontaine, 1980; G. A. Maloney, La spiritualité de Nil Sorsky (SO 25), Bellefontaine, 1978. Cf.: T. Spidlik, Joseph de Volokolamsk. Un chapitre de spiritualité russe. (OCA 146). Rome, 1956. Païssy Velichkovsky, Autobiographie d’un starets, (SO 54), Bellefontaine, 1991. Read also the very good biographies: S. Tchetverikov, Le starets moldave Païssij Velitchkovskij, (SO 68), Bellefontaine, 1997; Metrophanes (Schema-Monk), Blessed Paisius Velichkovsky, Platina, CA, 1976. Read also: M. Schwarz, ‘Un réformateur du monachisme orthodoxe au XVIIIe siècle: Paisios Velitchkovsky’, Irénikon 6 (1934), p. 561-572.

http://bogoslov.ru/article/2372746

Cabeza visible de los anti-latinos, fue canonizado por la Iglesia Ortodoxa. Sus obras versan sobre cuestiones polémicas con los latinos, pero también sobre el palamismo, y son suyas también diversas composiciones litúrgicas. Jorge Skolarios (1405-d.l472), que llegaría a ser el primer patriarca de Constantinopla bajo el dominio turco (1453–1456), fue el heredero espiritual de Marcos Eugenikós. Abandonó el concilio antes de su conclusión y, por lo mismo, no firmó el decreto de unión. Sus numerosos escritos teológicos son principalmente polémicos, contra los latinos y contra los antipalamitas. También escribió, dirigida a los musulmanes, una exposición de la fe cristiana. 3. Teología y espiritualidad rusas Después de la caída de Constantinopla y durante el largo período en que los griegos estuvieron bajo el dominio turco, la producción teológica griega no es ni abundante ni creativa. Hasta fines del siglo XIX, el pensamiento teológico ortodoxo se desarrollará en tierras eslavas, más concretamente en la Iglesia rusa. Ya hemos mencionado, trazando la historia de la Iglesia Ortodoxa, las palabras del monje Piloteo, a principios del siglo XVI, sobre la misión de Moscú y de la Iglesia rusa. Algo antes surgen en Rusia dos corrientes espirituales opuestas que, en el fondo, marcaron la ideología y los hechos, incluso políticos, posteriores. Ambas corrientes veían a Rusia como defensora del cristianismo y de la ortodoxia, pero con visiones contrapuestas. Dos corrientes distintas, una más monástico-espiritual y la otra más ritualista y oficial. Nilo de Sora [Sorsky] (1433–1508) es el principal representante de la primera corriente. Monje del Athos, hesicasta, se trasladó al monasterio de Sora, al norte de Rusia. Autor de una Regla severa, propugnaba la contemplación y el alejamiento del mundo, así como la pobreza, no sólo individual sino también comunitaria. Contrario a las propiedades del monasterio, defendía también una Iglesia desvinculada del Estado. Fue un espíritu abierto, que predicaba la tolerancia y la clemencia para con los herejes.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

c. 1296–1359 St Gregory Palamas, Archbishop of Thessaloniki, defender of the Hesychasts c. 1314–92 St Sergius of Radonezh, founder of Holy Trinity monastery near Moscow c. 1322–90 St Nicolas Cabasilas, lay theologian, Hesychast 1340–96 St Stephen of Perm, scholar and missionary to the Zyrians 1341, 1347, 1351 Councils in Constantinople uphold Gregory Palamas " s teaching Patriarchate of Pe (Serbia) established by St Sava Battle of Kulikovo: Russian prince St Dimitri Donskoi defeats Tartars Battle of Kosovo: Serbian prince St Lazar defeated by Turks 1433–1508 St Nil Sorsky, Hesychast, «Non-Possessor» 1438–9 Council of Florence-Ferrara: official end of schism between Rome and Eastern Churches (but overturned in 1484) 1439–40 – 1515 St Joseph of Volokolamsk, abbot, «Possessor» Autocephaly of Church of Russia Constantinople falls to Turks Serbia falls to Turks Ottoman Turks occupy Syria and Egypt 1572–1638 Cyril Loukaris, author of Calvinist-leaning «Confession» 1573–81 Lutheran scholars in correspondence with Patriarch Jeremias II First Patriarch of Russia elected Union of Brest: creation of uniate church in Ukraine; establishment of lay " brotherhoods» in Kiev to defend Orthodoxy 1597–1646 Peter Mogila, Westernising metropolitan of Kiev 1625–72 Various «Orthodox confessions» Liturgical reforms of Patriarch Nikon of Moscow: " Old Believer» schism Moscow Patriarchate abolished by Peter the Great 1722–94 St Paisius Velichkovsky, translator of the Philokalia into Slavonic (1793) Schism in Antioch: " Melkites» unite with Rome 1749–1809 St Nikodimos of the Holy Mountain: publication of the Philokalia and the Rudder 1759–1833 St Seraphim of Sarov, monk, spiritual father Russian mission to Alaska: St Herman Greece liberated from Ottoman empire " Slavophile» movement in Russia; Alexei Khomiakov, 1804–60 Ottoman massacres in Syria prompt emigration of Christians 1853–1900 Vladimir Soloviev, religious philosopher Russian mission to Japan: St Nicholas (Kasatkin) of Tokyo late 19th century

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-camb...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010