Наполеон I Бонапарт (1769–1821), французский полководец и государственный деятель, император в 1804–1814 гт. и в марте – июне 1815 г.. Наторп Пауль (1854–1924), немецкий философ, глава марбургской школы неокантианства. Нерон Клавдий Цезарь Август Германик (37–68), римский император с 54 г. из дшастив Юлиев-Клавдиев. Николай Кузанский (1401–1464), философ раннего Возрождения. Николай I (1796–1855), российский император с 1825 г. Нил Сорский (ок. 1433–1508), русский мыслитель, церковный и общественный деятель, глава «нестяжателей». Ницше Фридрих (1844–1900), немецкий философ. Новалис (наст. имя и фамилия Фридрих фон Гарденберг) (1772–1801). немецкий поэт и философ, представитель раннего романтизма в Германии. Новгородцев Павел Иванович (1886–1924), русский философ и правовед. Ной (библ.), последний из допотопных патриархов. спасенный Богом за праведную жизнь от потопа ( Быт.6–8 ). Ньютон Исаак (1643–1727), английский физик, астроном, математик. основоположник классической физики. Овидий Публий Овидий Назон (43 до н. э.– 18 н. э.), римский поэт. Одиссей (миф.), царь Итаки, участник Троянской войны, главный герой поэмы Гомера «Одиссея». Оккам Уильям (ок. 1285–1349), английский философ, представитель поздней схоластики. Омар Хайям (ок. 1048 – ок. 1123), персидский и таджикский поэт, философ и математик. Ориген (ок. 185–253/254), христианский теолог, философ и ученый представитель ранней патристики. Ортега-и-Гасет Хосе (1883–1955), испанский философ. Островский Александр Николаевич (1823–1886). Отто Рудольф (1860–1937), немецкий философ и историк религии. Павел (библ.), апостол, автор 14 посланий, вошедших в канонический текст Нового Завета. Павел I (1754–1801), российский император с 1796 г., убитый в Михайловском замке заговорщиками. Павлов Иван Петрович (1849–1936), русский физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии (1904). Павсаний (Павзаний), древнегреческий писатель (II в.), автор труда «Описание Эллады». Парменид (ок. 540 – ок. 470 до н. э.), древнегреческий философ, представитель элейской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Необходимо упомянуть и про предшественника Киприана – святителя Алексия, который пользовался поддержкой Патриарха Константинопольского Филофея, и разделял с ним паламитские взгляды. Алексий был возведен им в сан митрополита. Необходимо указать и на духовное единение между митрополитом Алексием и прп. Сергием Радонежским – пребывая в близких отношениях с Патриархом Филофеем, митрополит Алексий указывал Патриарху на прп. Сергия как на своего друга и единомышленника. «Эти два великих исихаста, – пишет Концевич, – митрополит Алексий и преп. Сергий, с которыми никто из современников не мог равняться, явились родоначальниками новой эпохи духовного возрождения и восстановления ослабевшего, а может быть, и забытого, из-за нашествия татар, внутреннего делания; и расцвет монашеской жизни в северо-восточной Руси является плодом сотрудничества этих двух светильников нашей Церкви: главы ее – святителя Алексия и великого старца земли Русской – преподобного Сергия» 28 . Из среды учеников прп. Сергия Радонежского можно выделить ярких представителей созерцательного подвижничества – Сильвестра и Павла Обнорских, прп. Савву Сторожевского. Но к прп. Сергию также притекают за словом назидания уже умудренные долголетним опытом созерцательные подвижники, такие как Сергий Нуромский, прибывший с Афона, Евфимий Суздальский, Дмитрий Прилуцкий, Стефан Махрищевский и другие, – они именуются «Сергиевыми собеседниками» 29 . Необходимо отметить прп. Кирилла Белозерского († 1427), создателя прославленного Кириллова монастыря на берегу Белого озера, – «яркую звезду в этом созвездии основателей монастырей», как называет его Смолич И.К. Прп. Кирилл Белозерский стал духовным отцом особо строгих подвижников, из которых в конце XV – начале XVI в., сформировалось особое течение монашества той эпохи – заволжское старчество, связанное через св. Нила Сорского со святогорской и исихастской мистикой 30 . Как уже отмечалось выше, многие русские монахи отправлялись на Афон для обучения умному деланию у опытных наставников. Одним из таких паломников был Нил Майков (1433–1508), постриженик Кириллова Белозерского монастыря. Нил долго жил на Афоне, наблюдая местную монашескую жизнь, которая сделала Нила приверженцем исихии 31 . И в дальнейшей своей жизни прп. Нил искал уединения и тишины, чтобы, как пишет Смолич И.К. : «опытно пережить то, чему научился на Афоне, – красоту мистического погружения в умную молитву, «хранение сердца» и «трезвение души», чтобы взбираясь по этой «лествице в рай», достичь цели христианской жизни и исихии – сподобиться «обожения» 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Никон, без суда и следствия, переводится в более тяжелое заключение – в Кирилло-Белозерский монастырь, где он прожил с июня 1676 г. по август 1681 г. Царь Федор Алексеевич, несмотря на упорное сопротивление патриарха Иоакима, решается перевести Никона в Воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении Никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве. Разрешительная грамота уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, в Ярославле, 17 августа 1681 г., и был погребен в Воскресенском монастыре как патриарх. См.: Гиббенет. Историческое исследование дела П. Никона. 1–2 т. СПб., 1882–1884; Каптерев. Патриарх Никон и его противники в деле направления церковных обрядов. 2-е изд. Сергиев Посад, 1913; Его же. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1 и 2. 1909–1912; Николаевский. Жизнь патриарха Никона в ссылке. СПб., 1886. НИЛ СОРСКИЙ , преп. (1433–1508) – монах Белозерского монастыря; жил на Афоне; по возвращении в 1480 г. организовал полуотшельническую общину на реке Сора. Общий характер духовности преп. Нила Сорского строго аскетический, но аскетизм он понимал не так, как большинство тогдашнего русского монашества. Иночество, по мнению Нила, должно быть не телесным, а духовным; оно требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего, духовного самосовершенствования. Почва монашеских подвигов – не плоть, а мысль и сердце. Намеренно обессиливать, умерщвлять свое тело излишне: слабость тела может препятствовать в подвиге нравственного самоулучшения. Инок может и должен питать и поддерживать тело «по потребе без мала», даже «упокоивать его в мале», снисходя к физическим слабостям, болезни, старости. Непомерному пощению Нил не сочувствовал. Он был врагом вообще всякой внешности, считал излишним иметь в храмах дорогие, золотые или серебряные, сосуды, украшать церкви; по его мнению, церковь должна иметь только необходимое, «повсюду обретаемое и удобь покупаемое». Чем жертвовать в церкви, лучше раздать нищим. Подвиг нравственного самосовершенствования инока должен быть разумно сознательным.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Никонович Федор Иосифович (1854–16.02.1911) – протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Витебской губ., прав. В 1876 г. окончил Витебскую духовную семинарию. 3 года служил псаломщиком. В 1879 г. рукоположен во иерея. С 1897 г. – настоятель Люцинского городского собора. Благочинный, законоучитель, уездный наблюдатель церковно-приходских школ. См. библ. – 73, 74, 131, 135–137, 141, 143, 329, 330 Нил Сорский (Майков Александр) (1433–07.05.1508) – святой, преподобный, основатель и глава нестяжательства в России. До пострига был скорописцем. Принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре. Некоторое время жил на Афоне, затем поселился в скиту близ Кириллова монастыря. В 1490 и 1503 гг. участвовал в соборах против ереси жидовствующих. На соборе 1503 г. выступил против материального обогащения Церкви, однако не был поддержан большинством. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монахов. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма. Автор «Предания учеником своим о жительстве скитском» и нескольких посланий. – 92 Нисселович Леопольд Николаевич (1858–?) – еврей, присяжный поверенный, литератор. Депутат III Гос. Думы от Курляндской губ., к.-д. В 1880 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, кандидат прав. Служил в Министерстве финансов. Читал лекции по вексельному праву. Автор работ по финансовым вопросам. – 69, 322 Новицкий 2-й Петр Васильевич (1868–после 1917) – крупный землевладелец, потомственный дворянин. Депутат III и IV Гос. Дум от Херсонской губ., прав. Окончил юридический факультет Новороссийского университета в 1890 г. и поступил на государственную службу. Ананьевский предводитель дворянства. Уездный и губернский гласный, попечитель церковно-приходских школ. Участник русско-японской войны. – 344 Новоселов Михаил Александрович (1864–1938) – мч., духовный писатель. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, в молодости был увлечен идеями Л. Н. Толстого. В 1907 г. организовал «Кружок ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви». Издатель «Религиозно-философской библиотеки» и «Листков РФБ». Был арестован 12.08.1922. До 19.03.1923 находился под арестом. С 1923 г. до ареста в 1929 г. жил на нелегальном положении, продолжая работать. С 1922 по 1927 г. написал книгу «Письма к друзьям». Был арестован в 1929 г. в г. Ярославле как один из организаторов и идеологов оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) , приговорен к 8 годам заключения. 07.02.1937 был обвинен в «контрреволюционной деятельности», и срок заключения был увеличен. В 17.01.1938 был приговорен к расстрелу в Вологодской тюрьме. Расстрелян. Канонизирован Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000. – 32

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Нил Сорский (1433–1508) — преподобный, автор духовных сочинений, глава школы так называемых «нестяжателей», выступавших против монастырского землевладения. Нимёллер Мартин (р. 1892 — ?) — общественный деятель ФРГ, антифашист, участник Движения сторонников мира, пастор евангелической церкви. Нифон — епископ, настоятель Антиохийского подворья. Учился в Московских Духовных школах в пору инспекторства будущего митрополита Питирима. Нукс Джон — проповедник. Оболенская Вера Аполлоновна (1911–1944) — княгиня, героиня французского Сопротивления. Образцов Владимир Николаевич 1874–1949) — ученый в области транспорта, академик, профессор МИИТа (его именем названа улица, на которой располагается институт). Отец С.В. Образцова. Образцов Сергей Владимирович (1901–1992) — режиссёр и актёр, народный артист СССР. Олсуфьевы — российский графский род, владельцы имения Буйцы в окрестностях Куликова поля. Ольга (X в.) — святая равноапостольная княгиня, первая христианская правительница Руси. Память празднуется 11 (24) июля. Ольга Владимировна — см. Нечаева–Череватая О.В. Онаш Конрад — всемирно известный специалист в области иконописи. Ораевский Сергей Александрович (1901–1945 ) — муж сестры митрополита Питирима, Веры Владимировны. Остапов Алексий Даниилович (Леня) (1930–1975) — сын Д.А. Остапова, близкий друг митрополита Питирима. Впоследствии — профессор–протоиерей, директор Церковно–Археологического кабинета. Остапов Даниил Андреевич — личный секретарь Патриарха Алексия (Симанского), родом из дворовых людей семьи Симанских, безгранично преданный Патриарху, но бывший для многих одиозной фигурой (его называли «временщиком» и «Гришкой Отрепьевым»). Был арестован в 1973 г. Остапова Наталия Данииловна — приемная дочь Д.А. Остапова Павел — святой первоверховный апостол. Павел I Петрович (1754–1801) — император Всероссийский. Павлов — однокурсник митрополита Питирима по Богословскому институту, впоследствии священник. Павлов Иван Петрович (1849–1936) — русский физиолог; лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Нил Сорский (1433–1508) — преподобный, автор духовных сочинений, глава школы так называемых «нестяжателей», выступавших против монастырского землевладения. Нимёллер Мартин (р. 1892 — ?) — общественный деятель ФРГ, антифашист, участник Движения сторонников мира, пастор евангелической церкви. Нифон — епископ, настоятель Антиохийского подворья. Учился в Московских Духовных школах в пору инспекторства будущего митрополита Питирима. Нукс Джон — проповедник. Оболенская Вера Аполлоновна (1911–1944) — княгиня, героиня французского Сопротивления. Образцов Владимир Николаевич 1874–1949) — ученый в области транспорта, академик, профессор МИИТа (его именем названа улица, на которой располагается институт). Отец С.В. Образцова. Образцов Сергей Владимирович (1901–1992) — режиссёр и актёр, народный артист СССР. Олсуфьевы — российский графский род, владельцы имения Буйцы в окрестностях Куликова поля. Ольга (X в.) — святая равноапостольная княгиня, первая христианская правительница Руси. Память празднуется 11 (24) июля. Ольга Владимировна — см. Нечаева–Череватая О.В. Онаш Конрад — всемирно известный специалист в области иконописи. Ораевский Сергей Александрович (1901–1945 ) — муж сестры митрополита Питирима, Веры Владимировны. Остапов Алексий Даниилович (Леня) (1930–1975) — сын Д.А. Остапова, близкий друг митрополита Питирима. Впоследствии — профессор–протоиерей, директор Церковно–Археологического кабинета. Остапов Даниил Андреевич — личный секретарь Патриарха Алексия (Симанского), родом из дворовых людей семьи Симанских, безгранично преданный Патриарху, но бывший для многих одиозной фигурой (его называли «временщиком» и «Гришкой Отрепьевым»). Был арестован в 1973 г. Остапова Наталия Данииловна — приемная дочь Д.А. Остапова Павел — святой первоверховный апостол. Павел I Петрович (1754–1801) — император Всероссийский. Павлов — однокурсник митрополита Питирима по Богословскому институту, впоследствии священник. Павлов Иван Петрович (1849–1936) — русский физиолог; лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Но сильная централизация Московского государства, быстрый рост империи и ее политической власти обгоняют темп духовного развития; рост сознания церковного народа замедляется и ищет убежища в упрощенной верности прошлому. Консерватизм фатально вырождается в формальное обрядоверие. Официальное лицо русского православия формируется в отрыве от внутренней традиции, византийской по духу. Новгородские епископы в своей борьбе с еретиками призывают государственную охрану и воздают неявную, но от этого не менее тревожную хвалу западной инквизиции. Стоглавый собор (1551 г.) проповедует верность прошлому в гораздо большей степени, чем истине, и подготавливает своим узким обрядоверием староверческий раскол. Государство, становясь все более самодержавным, утверждает свои права и обходит молчанием свои обязанности по отношению к Церкви. Все больше и больше оно подавляет Церковь , нейтрализуя ее социальную роль и совершение дел милосердия. Драма третьего Рима, его утопизм, заключается в национальном мессианстве, которое вытесняет вселенское миссионерство Византии, и из-за этого несет в себе яд обмирщения. XVII век отмечен глубоким кризисом. Богословы Киева вместе со Стефаном Яворским вводят латинское богословие, Феофан Прокопович уравновешивает его лютеранствующей тенденцией. При Петре Великом утверждается западный абсолютизм и происходит секуляризация. Петр отвергает роль Церкви как совести государства и сводит ее к непосредственным потребностям верующих, которые он сам определяет. С этих пор государство передает Церкви некоторые функции из соображений государственной пользы. Аппарат Синода заменяет древнее патриаршество, он заимствован и, будучи протестантским по природе, именуется “Департаментом православного исповедания”. Но, наряду с Великой Россией, растет в глубине мистическая традиция, старчество 72 , святая Русь многочисленных паломников, ищущих Небесный град. В конце XV в. преподобный Нил Сорский (1433–1508) приносит исихазм с горы Афон и оставляет замечательный труд о православной аскезе и устав монашеской жизни. В конце XVIII в. преподобный Паисий Величковский (1722–1794) формирует целую мистическую школу, сосредоточенную на “Добротолюбии” и Иисусовой молитве. Его ученики возвращаются из Молдавии в Россию и оживляют традицию непрестанной молитвы и старчества. Самые знаменитые центры – Оптинская и Саровская обители, причем последняя была освящена преподобным Серафимом Саровским , умершим в 1833 г. и бывшим современником Пушкина. Тот факт, что, будучи современниками, преподобный Серафим и Пушкин не знали друг друга, показывает трагедию параллельных путей аскезы и культуры; проблема их внутренних отношений будет поставлена перед русской мыслью XX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Оба эти течения имели своих выдающихся представителей в лице старцев монахов Иосифа Волоцкого (1440–1515) и Нила Сорского (1433–1508); оба они впоследствии были причислены к лику святых. Эти старцы были даровитыми писателями и их сочинения оставили глубокий след на всем дальнейшим развитии русской религиозной мысли. Победа стяжателей Великий Князь московский Иван Васильевич III († 1505) поддерживал добрые отношения с обеими партиями. Его сын Василий Иванович III († 1533) вначале следовал по стопам своего отца. Но вскоре произошло событие, которое заставило Великого Князя встать всецело на сторону «стяжателей». Василий не имел детей от своей супруги Соломонии. После долгих колебаний он решился развестись с женой, чтобы жениться вновь. Московский Митрополит Варлаам († 1521), сторонник нестяжателей, и другие представители этого направления, инок Вассиан Патрикеев († 1531) и просвещенный пришелец из Афона Максим Грек 31 ), († 1556), единодушно встали на защиту Соломонии, считая беззаконным развод с нею. Не таково было, однако, отношение иосифлян. Игумен Даниил († 1539), ученик и преемник Иосифа Волоцкого , встал на сторону Великого Князя, говоря, что никто не смеет возражать против его самодержавной воли. Василий III удалил митрополита Варлаама из Москвы, добился поставления Даниила митрополитом и был обвенчан им с Еленой Глинской (в 1523 г.), после того, как Соломония была насильственно пострижена тем же митрополитом Даниилом. За эту услугу иосифляне потребовали вознаграждения, дозволения начать преследования своих противников – нестяжателей. Великий Князь был принужден согласиться на это. В 1525 году смелый грек Максим, не боявшийся обличать и князей, и епископов за их неправосудие, корыстолюбие и произвол, был предан суду иосифлян, осужден и сослан. В 1531 году та же участь постигла инока Вассиана, обличителя стяжателей. Вассиан вскоре умер от бесчеловеческого обращения с ним иосифлян-монахов, а Максим Грек в течение долгих лет должен был расплачиваться за свою попытку просветить членов русской Церкви и познакомить их с лучшими преданиями Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

община. М. 1995. 2(26). 60–65. пер.://NS 9 .308). 309–316. 282 . Леннгрен Т. П. Великий старец Нил Сорский //Московский журнал. 1999. 3. 40–43. 283 . Лилиенфельд Ф. фон. О литературном жанре некоторых сочинений Нила Сорского //ТОДРЛ 1962. 18. 80–98. 284 . Лилиенфельд Ф. фон. О некоторых причинах приостановки исследований о Ниле Сорском и его роли в истории//Правосл. община. М. 1995. 2(26). 55–60. 285 . Нил Сорский /Сост. Ермаков Р. М. 1995. 72. 286 . Первушин А. В. Размышления о Ниле Сорском //ВРСХД 1978. 128. 33–40. 287 . Питирим (Нечаев) , митроп. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий //Тысячелетие крещения Руси. М. 1989. 75–85. 288 . Правдин А. Преподобный Нил Сорский и устав его скитской жизни//ХЧ 1877. 1. 114. 289 . Прохоров Г. М. Послания Нила Сорского //ТОДРЛ 1974. 29. 125–143. 290 . Прохоров Г. М. Автографы Нила Сорского //Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1974. М. 1975. 37–54. 291 . Прохоров Г. М. Нил Сорский (ок.1433–7. V.1508)//СККДР 9 .27). 2:2. 133–141. 292 . Романенко Е. [В.] История канонизации преподобного Нила Сорского //ЖМП 1999. 11. 65–73. 293 . Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества: Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII вв.//Истор. вестник. М.; Воронеж 1999. 3–4. 89–152. 294 . Седакова О. А. Лилиенфельд Ф. фон. Нил Сорский и его сочинения: Кризис традиции в России времен Ивана III//Культура и общество Древней Руси (X-XVIII вв.). М. 1988. 2. 246–267. же в кн.: Русь между Востоком и Западом: Культура и общество, X-XVIII вв. М. 1991. 2. 325–347. [Реферат кн. Lilienfeld F. von. 9 .303).]. 295 . Смолич И. Великий старец Нил Сорский (К истории русского старчества)//АО 1998. 2(16). 164–172. 296 . Флоровский Георгий , прот. Преподобный Нил Сорский //ВРСХД 1953. 1(26). 1953. 4–5. 297 . Целиков В. А. Эстетика Нила Сорского //Философско-эстетические проблемы древнерусской культуры: Сб. статей. М. 1987. 1. 43–68. 298 . Davids A. J. М. Nil Sorskij und der Hesychasmus in Russland. Eine quellengeschichtliche Untersuchung//JÖB 1969.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Празднование памяти свт. Николая Чудотворца совершается 6/19 дек. и 9/22 мая (перенесение мощей в 1087). И. Калинский Николин день см.: Никола зимний. Нил Сорский Преподобный (1433–7.05.1508), происходил из рода бояр Майковых. Пострижение в монашество прп. Нил получил и начало иноческой жизни полагал в обители прп. Кирилла Белозерского. Здесь он пользовался советами умного и строгого старца Паисия (Ярославова), который потом был игуменом Свято-Троицкой Сергиевой лавры и был приглашаем в митрополиты, но, по смирению своему, отказался от этого великого сана. Прожив в Кирилло-Белозерском монастыре некоторое время, Нил вместе с учеником своим и сотрудником, монахом Иннокентием, из рода бояр Охлебининых, путешествовал ко святым местам, на Восток, чтобы в опытах тамошних подвижников видеть жизнь духовную: был он, по его словам, «на горе Афонской, в странах цареградских и других местах». Живя несколько лет на Афонской горе и путешествуя по монастырям Константинопольским, прп. Нил особенно в это время напитал дух свой наставлениями великих отцов пустынных, которые путем внутреннего очищения и непрестанной молитвы, совершаемой умом в сердце, достигали светоносных озарений Духа Святого. Прп. Нил не только изучил умом и сердцем, но и в постоянное упражнение своей жизни обратил душеспасительные уроки богомудрых отцов – Антония Великого , Василия Великого , Ефрема Сирина , Исаака Сирина , Макария Великого , Варсонофия, Иоанна Лествичника , Аввы Дорофея , Максима Исповедника , Исихия, Симеона Нового Богослова , Петра Дамаскина , Григория, Нила и Филофея Синайских. Потому-то изречениями сил великих отцов и преисполнена его книга, называемая «Предание о жительстве скитском». Возвратясь в Белозерский монастырь, прп. Нил уже не хотел жить в нем, но построил себе келью, невдалеке от него, за оградой, где и жил недолгое время в уединении. Потом отошел за 15 верст от сего монастыря на реку Сорку, водрузил здесь крест, поставил сперва часовню и уединенную келью и при ней выкопал колодец, а когда собралось к нему для сожития несколько братий, то построил и церковь . Обитель свою учредил он на особенных отшельнических правилах, по образцу скитов Афонских, почему она и названа скитом, а прп. Нил почитается основателем в России скитского жития, в более строгом и точном его устройстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010