Это единство кафолического Предания удостоверяется тем, что его хранят и о нем свидетельствуют своей жизнью святогорские иноки, пришедшие из разных народов, языков и стран. Ибо на Святой Горе всякий православный христианин чувствует свою принадлежность к единому телу Христовой Церкви, несмотря на многообразие традиций и обычаев Поместных Церквей. И это является драгоценным даром. Но и сам Афон имеет свою, особую традицию, которая складывалась под воздействием поместных церковных традиций и, в свою очередь, оказывала плодотворное влияние на них. Духовное влияние Афона на русское православие трудно преувеличить. У самых истоков русского монашества стоял афонский постриженик преподобный Антоний Печерский (983–1073), и в то же время на Афоне возникает особая русская обитель. Позднее преподобный Нил Сорский (1433–1508) ввел на Руси скитский вид монашеского подвижничества, процветавший на Афоне. При этом он оставил своим ученикам сочинение «О жительстве скитском», ставшее первым русским руководством к духовному деланию в духе Святых Отцов. А спустя буквально несколько лет после его отшествия к Господу, в 1518 году, на Русь прибыл насельник афонского Ватопедского монастыря Михаил Триволис, в русской традиции известный как преподобный Максим Грек (ок. 1470–1556). В нынешнем году мы отмечаем 450-летие его преставления. О вкладе преподобного Максима в русскую культуру как богослова, философа, филолога и духовного писателя мы знаем немало. Хочется отметить, что в ближайшее время выйдет в свет монография «Сказание о преподобном Максиме Греке ». Не менее важным является наследие другого афонита – архимандрита Паисия Величковского (1722–1794), прославленного Русской Церковью в лике преподобных в год тысячелетия Крещения Руси. Без его переводческих, писательских и издательских трудов нельзя представить того возрождения и развития монашеской традиции в России, которое имело место в XIX и XX столетиях. Наконец, нельзя не упомянуть и преподобного Силуана Афонского (1866–1938), также прославленного в 1988 году Константинопольской Церковью . Этот великий подвижник нес свое молитвенное служение на Святой Горе в то время, когда Церковь на его родине переживала одно из самых страшных гонений в истории христианства. Облик преподобного Силуана и его писания, переданные его учеником Софронием (Сахаровым) , явил богатство живого аскетического предания многим людям в России, Греции и других странах, на Востоке и на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Описание о российских святых. С. 142. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 62-63; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 567; Т. 2. С. 53; Голубинский. Канонизация святых. С. 335; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 115; Макаров Н. А., Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре и круг произведений по истории Белозерья//Hoчi beдium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 187-209; Прохоров Г. М. Повесть об Усть-Шехонском Троицком мон-ре и рассказы о городе Белозерске//Святые подвижники и обители Русского Севера/Подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 312-370. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ИГНАТИЙ († 1-я пол. XV в.), прп. Белозерский, молчальник (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/text/2563958.html

Ист.: Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 19942. С. 120-123. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. С. 129. М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИГНАТИЙ († 1-я пол. XV в.), прп. Белозерский, молчальник (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МОИСЕЙ (XIV или 1-я треть XV в.), прп., Белозерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских и Соборе Вологодских святых) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/164705.html

МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий (1075/76-1132), кн. Киевский (1125-1132), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НЕСТОР († ок. 1632), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий пустынножитель НИКАНДР (XVI в.), Городноезерский, основатель Никандровой пуст., прп. (пам. 4 нояб. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) НИКИТА Алфанов (кон. XIV - нач. XV вв.), прп. (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКИФОР (в монашестве Никита) (80-е гг. XVI в. - 1616), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Новгородец, пустынник Соловецкого о-ва НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОЛАЙ ((Никола) Кочанов; † 1392?), юродивый, Новгородский, блж. (пам. 27 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКОН И ДИОНИСИЙ (XVI (?) в.), Новгородские, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128873_3.html

НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 дек.), чудотворная, является одним из наиболее ранних прославившихся в России списков Ченстоховской иконы Божией Матери НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества НЯМЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 26 июня), чудотворный процессионный, запрестольный двусторонний образ (на обороте - вмч. Георгий Победоносец) XIV в., один из древнейших в Румынии «О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ» композиция, иллюстрирующая песнопение Октоиха (богородичен седален 8-го ласа в воскресенье на утрене по 2-й кафизме) ОВИНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, происходящий из Паисиева галичского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы «ОДИГИТРИЯ» [Путеводительница], чудотворная икона К-поля; распространенный в многочисленных вариантах иконографический тип, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом на руках

http://pravenc.ru/rubrics/123208_17.html

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин († 435). Когда стужают нам блудные помыслы, тогда надобно оживлять в себе страх Божий и приводить себе на память то, что от Бога ничто не может быть утаено, ни даже самое тонкое движение сердечное, и что Господь есть Судия и истязатель за всё, и за самое тайное и сокровенное. Преподобный Нил Сорский (1433–1508). Мускулы и всё тело держите в напряжении в струнку, не распуская ни одного члена сибаритно. Если вы одни, жезлом или четками отдуйте себя по плечам, до боли порядочной. Это успешнее всего злую рабу плоть обращает к покорности и смиряет. Из еды – всё жирное и крепко питательное устранить на это время и поменьше есть. Можно выбрать пищу не горячащую, а холодящую. Вместо мягкого кресла для сиденья возьмите жёсткую табуретку. Спать – снимите тюфяк… и постелите одно одеяло. И покройтесь чем-либо прохладным. В комнате поменьше тепла. Освежаться на воздухе хорошо… но и чувства блюсти. Всё упование возверзите на Господа. В молитве пребывайте. Но никогда не робейте. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Я понимаю, что физически здоровому парню или девушке нелегко в юношеском возрасте находиться в таком духовном состоянии, чтобы не различать мужеского пола, ни женского. Поэтому духовные отцы и советуют, чтобы мальчики не водили дружбы с девочками, насколько духовными бы ни были дети, потому что сам по себе возраст создает трудности и их юность использует искуситель. Поэтому для юноши предпочтительнее, чтобы за его духовное благоразумие и чистоту девушки считали его даже глупым (или для девушки, чтобы ее считали глупой юноши), и таким образом взять на себя этот тяжелый крест. Ведь в этом тяжелом кресте кроется вся сила и премудрость Божия, и тогда юный будет сильнее Самсона и мудрее Премудрого Соломона. Старец Паисий Святогорец (1924–1994). Кто не противится похоти, но дает очам своим свободно блуждать, тот, конечно, склонился уже умом пред страстями, и если бы не стыд человеческий, неоднократно растлил бы и тело. Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Преподобный Нил Сорский По некоторым сведениям, родным братом дьяка Андрея был преподобный Нил Сорский (1433–1508) – один из известнейших представителей русского монашества. Так это или не так, однако Майковы – в частности, поэт Аполлон Николаевич Майков, его родственники и потомки – числили преподобного Нила среди своих предков. Несколько следующих поколений нам неизвестны. В 1591 году упоминается Иван Майков – губной староста в Рязани. Его сын, Григорий Иванович, в 1619 году получает вотчину в Ярославском уезде. С этих пор Майковы становятся ярославскими дворянами – до того момента, когда некоторые из них перебираются в столицы – старую и новую. Одним из таких переселенцев был правнук Григория Ивановича, Василий Иванович Майков (1728–1778) – поэт, драматург и – масон. Впрочем, для того времени масонство было делом вполне обычным – достаточно вспомнить жизненный путь Пьера Безухова. Василий Иванович был женат на Татьяне Васильевне Мельгуновой, у них было два сына и четыре дочери. Однако никто из детей Василия Ивановича не оставил потомства – и это ключевой момент в нашей истории. Оставим на время поэта и обратимся к его ближайшим родственникам. Сестра Василия Ивановича – Александра – вышла замуж за Василия Иванова Толстого; их дочь Мария была женой Павла Ивановича Фонвизина – родного брата известного драматурга. Аполлон Николаевич Майков Помимо сестры Александры у Василия Ивановича Майкова имелся брат Александр, одним из сыновей которого был Аполлон Александрович Майков (1761–1838). Аполлон Александрович известен как директор Императорских театров, а также как отец художника Николая Аполлоновича Майкова и дед поэта Аполлона Николаевича Майкова (1821–1897). У него было четырнадцать детей – в их числе уже упомянутый Николай Аполлонович (1794–1873), а также Валериан Аполлонович (1805–1837). Итак – пока мы не запутались окончательно в хитросплетениях майковской родословной – ближе к делу! Речь пойдет об имении Красный Стан в Рузском уезде Московской губернии, которое бездетной Наталией Васильевной Хлюстиной, дочерью поэта Василия Ивановича Майкова, было завещано своей внучатой племяннице – упомянутой выше Екатерине Валериановне Майковой, внучке Аполлона Александровича.

http://pravmir.ru/zatishe-prepodobnyj-ni...

The Monastery of St. Joseph of Volokolamsk today. He reasoned that in order to do this, the monasteries must be strong and wealthy, that their lands should be vast and in excellent condition, so that the suffering population would always find in these monasteries both spiritual support and material help. For their tenacious and systematic work for the creation of wealthy and strong monasteries, St. Joseph and his followers received the name, “possessors” (or more accurately, “acquirers”). In the Life of St. Joseph we read, for example, that during a famine his monastery fed up to seven thousand of the needy. St. Joseph himself cherished the opportunity to relieve the suffering of the poor, and considered that God visited his monastery in the guise of the needy. He rebuked any monks who feared for themselves and who thought that the monastery would soon lack what it needed to feed its own monks. St. Joseph founded schools for homeless children, almshouses for the aged, shelters and hospitals for the sick and impoverished. He was stern and authoritative with regard to secular landowners who did not help the poor during a famine that threatened their very lives, and he exhorted the prince to live in accordance with God’s will and keep the benefit of all his subjects, from the little to the great, first in mind. St. Joseph and his disciples therefore earned respect and trust from all different levels of Russian society. He taught that the country’s leader commits a grave sin if he does not think about the good of the Church and the welfare of the people. St. Nilus of Sora (1433–1508)—a monk and ascetic, instituted the “skete” way of life; he himself was a strict ascetic and zealot of Orthodox enlightenment. The fall of Orthodox Byzantium in1453 to the Turks was a tragic event not only for the Greeks, but also for the Russians. St. Nilus went to Mt. Athos to drink in its authentic monastic spirit. He also travelled to Constantinople, where he sorrowfully beheld the Muslim crescent upon the magnificent church of the Hagia Sophia.

http://pravoslavie.ru/51206.html

§11. Преподобный Кирилл Белоезерский († 1427 г.) был большим любителем «книжного учения», занимался переписыванием книг. Ему принадлежит несколько посланий, правил и монастырский устав. Три сохранившиеся послания обращены к князьям. Преподобный кротко призывает князей к братолюбию и рассудительности. §12. Епископ Авраамий Суздальский и иером. Симеон Суздальский , сопровождавшие Исидора, митрополита всея Руси, на Флорентийский Собор в 1438 г. Оба они были противниками унии и за это претерпели от униата митр. Исидора заключение под стражу и различные издевательства. Еп. Авраамий оставил интересное описание сценического представления Благовещения Богородицы, которое он видел во Флоренции, а иером. Симеон составил подробное описание их путешествия и отдельно «Повесть о Восьмом Соборе», где правдиво говорит о предательстве митр. Исидора. §13. Инок Пахомий Логофет († ок. 1460 г.), по национальности серб, постриженник Святой Афонской Горы, подвизался на ниве русской агиографии и гимнотворчества. Им составлены жития московских, новгородских и других святых. Наибольшую историческую ценность представляет житие преп. Кирилла Белоезерского. Помимо житий инок Пахомий Логофет зачастую писал службы, каноны и похвальные слова тем же святым. §14. Святитель Иона митрополит Московский († 1461 г.) – автор не менее 35-ти посланий. Содержание его посланий разнообразно. они посвящены, например, защите Православия перед лицом унии, умирению вражды между православными христианами, утешению князя потерявшего супругу, наставлению монашествующих. §15. Святитель Геннадий Новгородский († 1505 г.) потрудился над изданием на Руси полной Библии на церковно-славянском языке, которая легла в основу Острожской Библии. Свят. Геннадий – автор многочисленных посланий, направленных против ереси жидовствующих. Характерной особенностью его посланий является живая русская речь, в то время как большинство церковных писателей употребляло книжный церковно-славянский язык. §16. Преподобный Нил Сорский (ок. 1433–1508 гг.) фактически является основателем аскетического направления русской церковной письменности. Жанр патериковой литературы появился со времени преп. Нестора Летописца , но браться за изложение собственного аскетического опыта или даже наставлять, основываясь на святоотеческом опыте, на Руси долго никто не решался. Аскетическая мысль вызревала постепенно и проявилась как самостоятельное направление в сочинениях преп. Нила Сорского .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Вряд ли это продолжение традиций раннего киевского монашества, не пережившего разгрома Юго-Западной Руси. Перед нами плоды исихазма, интенсивное влияние которого в Русской Церкви особенно ощутимо как раз в конце XIV–XV веках. К сожалению, нам очень мало известно о практике молитвочтения Писания в России, но есть основания предполагать, что оно еще долго существовало в среде иноков созерцательного склада. О плодах такого углубления ума в Слово Божие свидетельствует воспитанник Кирилло-Белозерского монастыря преподобный Нил Сорский (ок. 1433–1508). Уже будучи известным старцем, Нил рассказывает в письме ученику, как ищет он в Слове Божием совета для каждого дела и каждого шага в своей жизни. «Егда бо сътворити ми что, попытую прежде Божественнаа Писаниа. И аще не обрящу съгласующа моему разуму в начинаниа дела, отлагаю то, донеже обрящу. Егда же обрящу благодатию Божиею, творю благодерзностно, яко известно» 7 . Даже если Нил и имеет в виду под Божественными Писаниями кроме Слова Божия еще и творения учителей Церкви, он выходит далеко за рамки средневекового благочестия. Святой Нил первым в Русской Церкви начал говорить о том, что Священное Писание не только определяет общие принципы христианской жизни, не только указывает путь спасения, но может руководить человеком и во всех частных, повседневных обстоятельствах как Сила и Премудрость. Разумеется, для этого христианин должен заранее и прочитать Писание, и хорошо его изучить. Характерно, что Нил Сорский, видя оскудение исихастской монашеской традиции, готов был и руководство современными ему монахами доверить книгам, которые аскеты должны были читать в братском общении (хотя идеалом по-прежнему оставалось равновесие между книжным поучением и послушанием старцу). Особое внимание к книге побудило святого Нила составить для своего ученика классификацию бытующих в Церкви текстов, чтобы тот мог разобраться в многочисленных «писаниях», из которых далеко не все «божественна суть». На первое место преподобный ставит «заповеди Господня и толкованиа их». Далее идут «апостольская преданиа», следом — «житиа и учение святых отець» 8 . Эта градация книг указывает путь полного церковного общения: в центре — Христос Спаситель, Слово Отца, Его окружают апостолы, за ними те, кто избран для особого служения Богу и людям, друзья Жениха…

http://azbyka.ru/chtenie-svyashhennogo-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010