Святой старец Паисий Величковский лично и с помощью учеников перевел творения тех святых отцов, которые составляли первое издание «Добротолюбия». Главным содержанием трудов этих отцов было умное делание и его приемы. Кроме того, старец Паисий перевел ряд творений святых отцов, которые охватывают строй иноческой жизни в монастыре, говорят о старчестве, об общежитии. К этим святым отцам относятся Варсонофий и Иоанн , авва Дорофей , Исаак Сирин , Иоанн Лествичник , Максим Исповедник , Симеон Новый богослов , авва Фалассий , Феодор Студит . Эти переводы при жизни старца Паисия Величковского оставались неизданными. Но трудами старца широко пользовались и распространяли их в устной и рукописной форме его ученики и сподвижники. Подобно этому, уже спустя два века преподобный Андроник (Лукаш) в период советских гонений на Церковь составил рукописную тетрадь со святоотеческими высказываниями и мудрыми поучениями. Она переписывалась его учениками и была наставлением в духовной жизни для многих стремящихся ко спасению. Духовные чада старца бережно хранили эти рукописи, поскольку во время гонений никаких духовных книг не печаталось. В настоящее время некоторые из них опубликованы. Друг и собеседник старца архимандрит Феодосий (о нем будет сказано ниже), будучи духовным наставником инока Филарета (впоследствии знаменитого возродителя Глинской пустыни), «в уединенных беседах наставлял его об искушениях, каких ему ожидать надлежало; научал употреблять сильное против каждого из оных оружие Божие; открывал способы владеть и действовать обоюдоострым мечом имени Иисусова, в отсечении помышлений злых, и дал ему для келейного чтения книгу – Добротолюбие, показав, что именно в оной было прилично и сообразно тогдашней мере и потребности его душевной». «Путь старческого окормления во все века христианства признан был всеми великими пустынножителями, отцами и учителями Церкви самым надежным и удобнейшим из всех, какие были известны. Старчество процветало в древних египетских и палестинских киновиях, впоследствии было насаждено на Афоне, а с Востока перенесено в Россию. Но при постепенном упадке веры и подвижничества и некотором обмирщении церковной жизни старчество понемногу стало приходить в забвение. Принято считать, что ко времени преподобного Нила Сорского (1433–1508) старческий путь многим был непонятен, а к концу XVIII столетия и почти совсем стал неизвестен».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКИТА СЕРСКИЙ [Агианнанит)] (между 1760 и 1770 - 1808), сщмч. Афонский (также Славянин (рус.), Свято-Аннинский, Новый (греч.), Арванит (албан.)) (пам. в Соборе Афонских святых, в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; пам. греч. 4 апр. и в Соборе Свято-Аннинских святых (3-я неделя по Пятидесятнице)) НИКИФОР УЕДИНЕННИК [также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения, прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих) НИКОДИМ (ок. 1270 - 1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.) НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам

http://pravenc.ru/rubrics/128841.html

Преподобный Нил Сорский (1433–1508) О его жизни до принятия монашества известно только то, что происходил он из крестьянской семьи, но был грамотен. Постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, а потом предпринял путешествие в Святую Землю, был в Константинополе и на Афоне. Там он остановился надолго, где научился уединенной жизни в молитве и созерцании. Вернувшись на родину, основывает скит, получивший потом его имя, и собирает тех, кто стремится к отшельничеству, чтению и переписыванию книг. Последнее было поставлено на достаточно научной основе, сам Нил внимательно изучал переписываемые тексты, искал более точные списки. Нил Сорский оказался в центре споров стяжателей и нестяжателей о монастырской собственности. Он выступал против обширных земельных владений, считая, что инок должен жить, довольствуясь только самым необходимым, добывая то собственным трудом. Считал он так же, что с еретиками (в частности с известными в то время новгородскими «жидовствующими») следует поступать мягко. Участвовал в Соборах 1490 и 1503 годов, написал ряд посланий ученикам и составил устав монашеской жизни. Незадолго перед кончиной в 1508 году написал духовное завещание. День памяти: 7(20) мая Преподобный Кирилл Белоезерский В миру Косма. Родился в Москве от благочестивых родителей. Принял иночество в Симоновом монастыре, своими подвигами снискал уважение всей братии и был отличаем отцом иноков – Преподобным Сергием. В 1390 г. братия Симоновской обители упросили преподобного Кирилла быть их игуменом. Многочисленные и знатные посетители, приходившие к игумену за наставлениями и благословением, сильно смущали преподобного Кирилла, избегавшего славы человеческой, и он скоро сложил с себя сан игумена и стал подвизаться как простой инок. Ища совершенного уединения и безмолвия, преподобный Кирилл по чудесному указанию Богоматери удалился на берег Белого озера (Вологодская область) и в глухой лесной чаще начал вести жизнь отшельника. К нему стали стекаться ревнители безмолвия, и св. старец понял, что время его безмолвия кончилось.

http://azbyka.ru/palomnik/Кириллов

 Множество греков, сербов, болгар и румын шли к нему в послушание. Один из них, Феодосий, после смерти Григория основал монастырь на горе Килифарево, недалеко от города Тырнов. Эта обитель воспитала великих монахов и пастырей, благодаря которым исихастское духовное учение будет распространяться по всему славянскому миру – Евфимия, патриарха  Тырновского, Ромила и Григория Исихаста, проповедовавших священное безмолвие при поддержке князя Лазаря в Сербии, Киприана, митрополита Киевского, принесшего исихазм на Русь, где столетие спустя будет подвизаться, глубоко впитавший учение Григория Синаита преподобный Нил Сорский (1433-1508).  В эти годы афонские монахи, творившие безмолвную молитву, используя  психосоматический способ, стали объектом нападок со стороны калабрийского монаха Варлаама, который высмеивал  их внимание к позам тела и их стремление на собственном опыте ощутить силу божественного Света. Варлаам, убежденный номиналист и противник учения Фомы Аквинского, отрицал способность человеческого разума познать  всеобщее, и, следовательно, божественное. Идеи Дионисия Ареопагита он истолковывал в чисто интеллектуалистском духе и поэтому заявлял, что Бог в конечном счете мог бы быть познан лишь при том условии, что к нему были бы применимы понятия, которыми мы описываем совершенство тварного мира. Преподобный Григорий, в период жизни в Парории пребывавший в уединении, не принимал личного участия в этом споре, но многие его ученики – в особенности один из них, который в дальнейшем стал патриархом константинопольским Каллистом I, - твердо поддерживали главного защитника священного безмолвия, святого Григория Паламу. Скончался Григорий 27 ноября 1346 года, проведя последние годы своей жизни в отдельной келье, стоящей в стороне от монастыря.  Духовное учение прп. Григория полностью сконцентрировано на теме хранения ума и сердечной молитвы. Он учит, как при помощи исихастской молитвы монах может постепенно познать ту благодать, которая почивает на нем с таинства крещения и поддерживается Причащением. Опираясь, главным образом, на " Лествицу " и на " Мистагогию " святого Максима Исповедника, " Григорий изображает вершину  монашеской молитвы как священнодействие, совершаемое в духе и истине в святилище сердца " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2807

В трудах поздневизантийских авторов мы наблюдаем это же словоупотребление. В качестве примеров, приближающих нас хронологически к славянским книжникам, можно привести несколько имен. Так, Евфимий Зигабен (XII в.) говорит об апостольском предании (Euthymius Zigabenus, Col. 792), церковном предании, предании отцов (Euthymius Zigabenus, Col. 489), божественном предании (Euthymius Zigabenus, Col. 188), довольно часто ссылается на неписаные предания церковной древности. В отношении Писания нормативными наименованиями для него являются «Писание» (Euthymius Zigabenus, Col. 333, 341, 381 и мн. др.) и «божественное Писание» (Euthymius Zigabenus, Col. 120, 152, 182 и мн. др.). Свт. Григорий Палама († 1359 г.) в равной степени употребляет и просто «Писание» (Gregorius Palamas, I 3. 6, 39 и др.), и «боговдохновенное Писание» (Gregorius Palamas, II 1. 21 и др.), и «божественное Писание» (Gregorius Palamas, I 1. 4, 23; I 3. 49; II 1. 5 и др.), и «священное Писание» (Gregorius Palamas, I 3. Praef., 5; II 1. 11 и др.). Примером может послужить следующая цитата из его «Триад»: «Если Священное Писание (ερ Γραφ) предлагает только символы этого знания, а к их невещественным первообразам нас возводят, как считает философ, опять-таки философские учения, то они и будут в нас высшим знанием, которое настолько же выше божественного Писания (θεας Γραφς), насколько истина первообразов выше истины символов» (Gregorius Palamas, II 1. 10). У автора XV в. свт. Симеона Солунского († 1429 г.) мы видим все то же словоупотребление: «святые Писания» (γων γραφν) (Symeon Thessalonicensis, Col. 36, 45), «божественные Писания» (θεαις γραφαις) (Symeon Thessalonicensis, Col. 57) и т. д. Славянские книжники унаследовали терминологию византийских авторов. На протяжении многих веков, вплоть до XVIII в. Писание и Предание именовались в рамках византийской традиции. Проследим это на примере некоторых наиболее заметных непереводных трудов отечественной книжности. Так, прп. Нил Сорский (1433–1508) в своем уставе многократно ссылается на авторитет «божественного Писания» (Нил Сорский, 1912, с. 2) и отеческих преданий. «Божественные Писания» или «святые Писания» во множественном числе — это стандартная форма названия Свящ. Писания для прп. Нила. Исповедует он также и верность переданной вере, «преданиям святых», традиции монашества, а «лжеименное предание» проклинает (Нил Сорский, 1912, с. 3). В отношении Предания терминологическая устойчивость не наблюдается при фактической всецелой ориентированности мысли прп. Нила на традицию и верность Преданию Церкви в великом и в малом.

http://bogoslov.ru/article/6176570

Все это преимущественно подтверждает высоту прп. Исаака Сирина . Все последующие за ним отцы подвижники ссылаются на него как на святого Исаака, как подлинного учителя аскетической жизни, как опытного подвижника и учителя ведения брани против дьявола и страстей, как пробный камень с помощью которого испытывается опыт подвижников, от Бога он или от дьявола. На него 29 (!) раз ссылается в своих трудах прп. Петр Дамаскин (IX в.), которые опубликованы в Добротолюбии, прп. Никифор монах, учитель свт. Григория Паламы в Слове о трезвении и хранении сердца (Λγο περ νψεως κα φυλακς καρδας), прп. Григорий Синаит , который рекомендует исихастам изучение Слов прп. Исаака, ставя его среди прп. Иоанна Лествичника и прп. Максима Исповедника , святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов (26 ссылок). У св. Каллиста Катафигиота он называется «наставником вершины исихии». Свт. Григорий Палама пишет: «... святой Исаак плодом своей молитвы стяжал просвещение, глаголю же, чистоты ума, поскольку во время молитвы он излучает свет Святой Троицы, и тогда ум становится выше молитвы и не видит доброты этой молитвы, но порождение чистой молитвы, через Духа нисходящий и вновь молитва есть чистый ум, которая только от света Святой Троицы с изумлением исходит» и он его называет «созерцателем и писателем таинственного созерцания». В житии прп. Саввы Ватопедского о прп. Исааке сообщает жизнеописатель св. Филофей, как о «страдальце и учителе Сирийском (то есть во Христе изменения, просвещения и обожения), который славен безмолвием и созерцанием». Великий российский исихаст прп. Нил Сорский (1433–1508) в его аскетических сочинениях 37 раз ссылается на нашего Святого. Прп. Никодим Святогорец его называет «мой богоносный философ святой Исаак». Отец Иустин Попович пишет: «Между святыми этими философами (то есть Святыми Отцами) одно из первых мест принадлежит великому аскету и святому Исааку Сирину . В своих трудах св. Исаак с редким опытным познанием следует и описывает законы излечивания и очищения человеческих органов познания».

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС» [церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР в С.-Петербурге , 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко НИКОЛЬСКИЙ Александр Васильевич (1874-1943), рус. композитор, ученый-теоретик, публицист, педагог, музыкально-общественный деятель НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) НИКОН Никон (Беляев Георгий Николаевич; 1886-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОН (Беляев Николай Митрофанович; 1888-1931), иером., преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОНОВ Николай Никитич (1849-1918), с.-петербургский епархиальный архитектор, мастер церковного строительства в рус. стиле. НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

НИКОСТРАТ мч. (пам. зап. 8 нояб.) - см. в ст. Клавдий, Никострат, Семпрониан (Симпрониан, Симфориан), Касторий (Кастор) и Симплиций, мученики «НИКТОЖЕ ДОСТОИН» обозначение одной из молитв визант. чина Божественной литургии к-рая читается предстоятелем до великого входа НИКУЛИЦЕЛ археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов 80-101 НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) 101-111 НИЛ сщмч. Египетский (пам. 17 сент.) - см. в ст. Пелий и Нил, священномученики и др. мученики Египетские НИЛ Михайлович Смирнов (1881-1938), протоиерей, священномученик (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 111-112 НИЛ (Тютюкин Николай Федорович; 1871-1938), иером., прмч. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 112-115 115-117 116-117 117-125 НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец 125-128 НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни 128-136 НИЛ (Сычёв Андрей Николаевич; род. 19.04.1964), еп. Муромский и Вязниковский, викарий Владимирской епархии 136-137 НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской»

http://pravenc.ru/vol/LI.html

Подлинные поборники реформы выдвинулись в самой же монастырской среде. Это были Нил Сорский (с реки Соры) и Иосиф Волоколамский (игумен Волоколамского монастыря), люди крупнейшего размаха, жившие в одно и то же время и одним своим явлением доказывающие, насколько ошибочно считать русскую Церковь того времени погруженной как бы в глубокий умственный и моральный летаргический сон. Все в них было различно – характер, направление их религиозности, поведение, методы действия, – все, кроме преследовавшейся ими цели. Если Нил стремился реформировать изнутри, покорить мир преобразованием и воспитанием нового человека, то Иосиф хотел достичь того же результата путями внешнего действия и общественного служения. Они были противниками, но их обоих уже при жизни почитали святыми и обоих Церковь прославила, как святых, после их смерти. Преподобный Нил Сорский (1433–1508) Жизнь «Великий Старец» – как называют Нила Сорского в русской литературе о святых – носил в миру имя Майков. По происхождению он был великокороссом и в молодости работал переписчиком книг. Боярский род Майковых считает его своим, но по его собственным словам он был родом из крестьян, что и соответствует гораздо, больше той работе, которой он занимался до своего поступления в монастырь. «В Ниле Сорском – пишет Г. П. Федотов – обрело свой голос безмолвное пустынножительство русского Севера», ибо Нил – один из немногих святых древней Руси; оставивший письменные произведения и являвшийся даже крупным· писателем. До нас дошли от него десять «посланий», которые он писал своим друзьям, его «Монастырский Устав» в одиннадцати главах, различные отрывки и, наконец, его «Завещание». Зато у нас нет древней биографии Святого. Она будто бы сгорела при налете татар на монастыри Вологодской области в 1583 г. По-видимому, Нил совсем молодым постригся в монастыре Преп. Кирилла Белозерского; это был один из тех монастырей, где, во времена общей распущенности, строго  соблюдался устав и хранились заветы основателя. Его наставником был знаменитый старец Паисий Ярославов, особо почитавшийся своими современниками за свои нравственные качества и за строгость жизни. Митрополит Геронтий хотел было сделать его своим преемником, но он отказался, предпочитая высокому сану подвижническую жизнь и молчание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С тех пор Московские митрополиты стали всегда избираться Собором русских епископов, а не назначались из Константинополя. Религиозные движения XIV–XV веков. Около 1375 г. в Новгороде и в Пскове, городах, наиболее близко расположенных к западным странам, возникло движение стригольников , названное так потому, что основатель его был диакон Карп, а в те времена священники и диаконы были обязаны выстригать волосы на темени. Сначала Карп выступал против тех пошлин, которые взимались при поставлении во священники и в диаконы, но потом стал вообще отрицать всякую иерархию. Он учил, что христианские наставники должны быть неимущими. Его последователи отвергали храмы и совершение Литургии, хотя сохраняли крещение. Они отвергали почитание креста, икон и святых. В домашней жизни стригольники были трезвыми и подолгу молились. Это производило впечатление и привлекало новых последователей. Тогда в Новгороде был устроен Собор, на который приехало несколько епископов. Их речи и увещания оказались убедительными, некоторые стригольники вернулись в Церковь , а упорствующие бежали в Галицию. В последнее десятилетие XV века в том же Новгороде, возникло религиозное движение, известное под именем жидовствующих . Его приверженцы отвергали церковную иерархию и монашество, поклонение иконам, не верили в таинства, отрицали Святую Троицу и божественность Иисуса Христа. Это движение проникло и в Москву, и в нем приняли участие некоторые влиятельные лица и даже священники. С этим движением боролись два живших в то время православных святых – преподобный Иосиф Волоцкий (1440–1515) и преподобный Нил Сорский (1433–1508). Сами они принадлежали к двум церковным течениям, несогласным между собой в вопросе церковной собственности. Почти все монастыри начинали свою жизнь в большой бедности, и монахи подвизались, зная и голод, и нужду. Но постепенно, делаясь известными, монастыри получали щедрые пожертвования, и деньгами, и поместьями, и в конце концов богатели. Допустимо ли это? Совершенно по-разному отвечали на этот вопрос преп. Иосиф и преп. Нил. Преподобный Иосиф, игумен Волоцкого монастыря, придавал большое значение делу помощи нуждающимся и просвещению народа. Для такой деятельности нужны средства, и он считал, что Церковь должна их иметь, чтобы помогать людям. Он поддерживал великого князя в укреплении самодержавия. Преподобный Нил Сорский , заволжский старец, много лет провел монахом на Афоне. Вернувшись в Россию, он основал скит на берегу озера в вологодских лесах, где проводил время в молитве. Своих учеников он учил быть нестяжателями, то есть не иметь ничего общего с приобретением собственности, с богатством.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010