63 «Допол. к истор. актам» т. I, 180. В этом послании Фотий говорит, между прочим, так: «радованно и потщительно приидох к вашей любви и слово наказаньих духовных полагаю вы к доводу всякому духовному и ползе (т. I. стр. 315). Отсюда видно, что послание писано в самом Киеве. Но самим Фотием оно не было читано, как это видно из неоднократного употребления в нем слова «пишу» (т. I. стр. 322). – Впоследствииш, в послании, писанном по смерти Григория Цамблака, Фотий так говорил о своем (втором) посещении печерской лавры: «о Хрисге сожительства вашего вмале видех, и духовныя вашея любви и соводворения духовнаго довольно како не насладихся, по времени, убо, како нуждьно ми бяше и от вас удалился, желанием же духовных желах и скоро како посещати вас Христову паству, с духовными духовныя събеседовати» (Ibid. 181, стр. 223). 64 «Клеветы многи сотвориша на него лукавии человецы, иже бежаша от Фотеа с Москвы свои сущее к Черниговскому владыце, а оттуда в Литву к Витовту». Никон. лет. V, 53. 67 Впрочем, в сочинении Buwita Wina, изданном в 1621 г., сказано, что Фотий переносил эти сокровища не в Москву, а в Константинополь (Архив Ю. З. Рос. I, 7: 450). 69 «И грады митропольская Киевския церкви великия соборныя, и власти и села раздаде паном своим; а наместников Фотиевых митрополичих ограбив, отосла в Москву» (Никон. лет. V, 53; Густин. 353; Новгор. I, 105; Софийск. I, 140; Coф. II, 140 ). 70 В 1414 г. дочь великого князя Василия Дмитриевича, Анна вступила в брак с Иоанном Палеологом, сыном императора Мануила. Соловьев, т. IV, стр. 285. 73 Новгор. I, 109; Новгор. IV, 71. 73. По свидетельству же одного молдавского летописца, Григорий в этом году не скончался, а только переселился, неизвестно почему, из России в Молдавию, где будто бы жил очень долгое время, и в 1439 г. был утвержден в звании молдавского митрополита. М. Макарий, Ист. Рус. Цер. IV, 100 101. 75 Ibid. т. I, 181. Что послание писано в Киеве, – видно из таких же выражений, какие мы указывали выше в послании 1411–1412 года О путешествии Фотия в Литву см. Никон. лет. V, 80. 96. 97. Летоп. велик. князей литовских стр. 56 (Ученые Записки II отд. Акад. Наук. кн. I).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

—7— не из духовного звания. «Так и вам известна язва, которая грозит нашей церкви», – сказал Высокопреосвященный. Владыка поразил меня своей лаской, потому что несколько раз уговаривал меня остаться у него. «Прошу вас отобедать сегодня у меня, а завтра служить и обедать», – говорил Высокопреосвященный. Но я, опасаясь, что скоро кончится поверстный срок моего билета, с сожалением отказался. «Останьтесь, – говорил Владыка, – посмотрите мой сад, еще побеседуем о Твери». Наконец благословляя меня иконой Иверской Пресв. Богородицы, Владыка опять сказал: «а то останьтесь!» – Проводил он меня в нижний этаж, до последних дверей и три раза прощался троекратным лобызанием. Глубоко скорблю я, что несмотря на мои усилия и старания, не удостоился облобызать десницу его (сам он удерживал от этого). Мог ли я думать тогда, что чрез 20 дней Высокопреосвященного Алексия не станет. 1412 11 ноября в нашей семинарской церкви была совершена панихида. Упокой его, Господи, со святыми! В Житомир я прибыл ночью 22 октября и остановился в гостинице. На другой день я явился к Преосвященному Модесту, 1413 который встретил меня со словами: «вот и слава Богу! На днях ко мне прибыл Преосвященный Викарий, 1414 а теперь и вы, о. ректор! Я теперь буду спокоен!» – Вскоре прибыл и преосвященный викарий Антоний. – После обеда в одной карете Преосвященный Викарий и я отправились из Житомира, а на другой день прибыли в Кременец. Преосвященный пригласил меня остановиться пока в его квартире, где я и прожил три дня. Во время путешествия и трехдневного пребывания у Преосвященного мы много говорили и говорили откровенно, но и теперь Преосвященный для меня загадка. Для характеристики его считаю необходимым указать, во-первых, на то, что он считает себя учеником Преосвященного Самарского Серафима 1415 (опасно больного в настоящее время, —8— которого прямо называет гениальным человеком, как администратора, юриста, политика и ученого). 1416 Нет ничего удивительного, что преосвященный в отношении к семинарии и Правлению старается подражать преосвященному Серафиму.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 октября 1412 года преподобный Сергий отошел ко Господу. Омочив горячими слезами свежую могилу незабвенного своего отца и наставника, послушливый инок Алексий всецело вверил себя в распоряжение преподобного Павла. Очевидно обладавший далеко недюжинными хозяйственно-строительными способностями, он был незаменимым сотрудником для своего нового старца – св. пустынножителя, не желавшего ради внешних попечений жертвовать любимым и вожделенным ему безмолвием. Весь 1413 г. прошел в подготовительных работах по устройству будущей обители, а с началом 1414 г. преподобный Павел в сопровождении ученика своего Алексия отправился к св. Фотию за благословением на создание храма и учреждение обители. Не подлежит ни малейшему сомнению, что Обнорские путники по дороге к Москве посетили и великую Троицкую обитель, где с 1392 г. почивал богоносный авва Сергий. Здесь еще как бы всюду и во всем носился и отпечатлевался св. дух его; здесь еще жили ближайшие и любимейшие ученики его – наследники его великих благодатных дарований, и в самой обители игуменствовал чадо, его духа – преподобный Никон. Говорить ли как пламенна была молитва Обнорских пустынножителей на гробе Великого Отца Российского иночества; следует ли упоминать о том, что Алексий, подобно мудрой и трудолюбивой пчеле, внимательно присматривался ко внутренней жизни славной Троицкой обители, что в сладость беседовал с учениками Сергиевыми о нем самом, почерпая глубокие уроки из опыта их духовной жизни?! Когда путники достигли первопрестольного града, когда явились пред лицом св. Фотия, мы знаем уже что произошло. Желая загладить свой нелюбезный первый прием и при втором приеме преподавая преподобному Павлу архипастырское благословение на создание храма и устройство общежития, учительный владыка долго беседовал с ними, наставляя от божественного писания, каков должен быть пастырь душ человеческих и наставник их на путь спасения. Внимательно слушал инок Алексий святительское поучение, слагая глаголы его в сердце своем. И так как Павел, по своему глубокому смирению, отказался принять на себя сан священства, то владыка посвятил во пресвитера для устрояемой обители Алексия, поставив его и игуменом ее. Не искал Алексий священных степеней, не стремился к ним, и если принял на себя это достоинство, то этим исполнил только долг того же св. послушания, которое переселило его из обители Сергиевой в пустыню Павлову.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ex hac uita fuit Iacob, qui bonis operibus praeuenit tempus longaeuae senectutis, ut et fructum eius ante tempus carperet et postrema eius in tempore non timeret. Beatus quidem et iuuenis, qui bene uiuil, sed beatus et senex, qui bene uixit. Quod enim iuuenis sperat adeptus est senior, quod senex fuit optat hoc esse qui iuuenis est. Certe hic inquieti maris longiore sibi adhuc cursu manente iactatur fluctibus, senex uero sicut in portu ita in statione est senectutis. Erat itaque huiusmodi Iacob, qui uix speranda iuuenibus bona incolumi et tuta gratiae claue iam clausa et obsignata retinebat. Quod autem possideas eo quod adhuc speres praestabilius est. Erat ergo senex Iacob, ad quem iuuenes aduersa temporis alicuius tempestate perculsi tamquam in portum sese recipiebant, ipse autem tamquam in specula uitae huius positus sollicito praetendebat adfectu et longe ante rebus dubiis praeuidebat remedia. 36 . Denique fames erat in tota terrä senex depositus quae alacres iuuenes ignorabam primus utrum audierit 1412 uidero. Interim primus admonuit filios suos in Aegypto exuberare frumenta. Eo proficiscendum, ut emerent quae sibi ad usum necessaria forent. Libenter etiam ipse iuuenum consiliis adquicscebat, ut etiam filium iuniorem simul mitteret. Et renuntiantibus illis quod Ioseph filius eius uiucret, infracto licet крещением в смерть; и как Он воскрес из мертвых (Рим. 6:4), воздвигнутый Своею силою, так и мы Его благодатью воскреснем. Следовательно, только тогда по–настоящему скроется всяческое языческое заблуждение, когда каждый будет омыт от пороков и пригвожденный к кресту ветхий наш человек уже не будет знать рабства ветхому греху 1413 . Поэтому был установлен над гробом Рахили столп, так как Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). 8 . 35. Состарился Иаков, а в нравах состарился еще раньше; но состязались в нем стремительность юности и спокойствие старости. Потому что есть старость, юная от благодати, есть и юность, седая в благоразумии, о которой говорит Писание: Старость честная и беспорочная жизнь — возраст старости (Прем. 4:8–9) 1414 .

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Архиепископ Макарий, предваренный о характере движения среди старообрядцев в пользу единоверия и о депутации преосв. Иосифом 1411 , принял ее благосклонно и отнесся к её ходатайству вполне сочувственно. При содействии м. Исидора, им был командирован в г. г. Ковно и Новоалександровск и деревни: Каролишки, Вилькомирского уезда и Перелазы Виленского уезда, священник С.-Петербургской единоверческой церкви Алексей Троицкий, которым в два раза были присоединены к православию на правах единоверия 69 д. м. и 53 д. ж. полов 1412 . По особому ходатайству преосв. Макария, в том же 1869 г. Св. Синодом было разрешено открыть для новоприсоединенных три единоверческих прихода, именно: в г. г. Ковно и Новоалександровске и деревне Каролишках Вилькомирского уезда Ковенской губернии. В то же самое время преосв. Макарием, по сношении с Московским митрополитом, в г. Ковно и другие места Ковенской и Виленской губернии был командирован настоятель Московского единоверческого Никольского монастыря иеромонах Павел (Прусский) для совершения треб новоприсоединенным единоверцам и для дальнейшего присоединения старообрядцев к православной церкви на правах единоверия 1413 . Деятельность о. Павла (Прусского) среди литовских старообрядцев была в особенности плодотворна как по непосредственным результатам её, так еще более по тому общему влиянию, какое она произвела на старообрядцев Литовской епархии, еще более усилив движение среди них в пользу присоединения к православной церкви. О. Павел (Прусский) оставался в пределах Литовской епархий на сей раз до марта 1870 г. 18 марта 1870 г. он являлся лично к преосв. Макарию в С.-Петербурге, с представлением подробного доклада о своей миссионерской деятельности среди литовских старообрядцев. Из этого доклада видно, что всего в Литовской епархии в разных местах её о. Павлом Прусским было присоединено из раскола к православной церкви на правах единоверия 107 душ 1414 . Все они раньше принадлежали к беспоповской секте, кроме одной женщины Марии Кривошеевой, жены бывшего беспоповца, присоединившейся к православию из римско-католичества. Все эти новоприсоединенные единоверцы были помазаны Св. Миром, кроме двух человек, которые еще в младенчестве были крещены по чину православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Афанасию Великому и взяты именно из его послания к монаху Амуну. См. творения св. Отцев в русск. переводе т. XXI. Творения св. Афанасия архиеписк. Александрийского. М. 1853. ч. III, 419–420. 1409 л. 256. Цитат подлинный. См. Творения Св. Василия Великого част. V, 46–47., Migne, Patr. curs. complet. ser. graec. tom. XXXI, pag. 627–630. Ссылки Даниила на слова Евсевия, Афанасия и Василия В. тождественны с ссылками, находящимися в просветителе Иосифа. 465–466. 1411 л. 261–263. С буквальною точностью рассказ о Николае воине воспроизводится в старо-печатном патерике скитском, супральского издания 7299 (1791 г.) кн. 2-я, 408–410. 1412 л. 264–266. Сказание о властелине Михаиле, родом Болгарине, взято Даниилом в его полном виде из Пролога и почти буквально сходно с его современны печатным изданием. См. Пролог, изданный по благословению св. Синода в Москве 1843 года, под 22 числ. ноября месяца, 194–195. 1413 л. 267–268. Сказание об Асенете или Асенефе, жене Иосифа, принадлежит к числу апокрифических. Латинский текст апокрифического сказания об Асенете находится у Фабриция. См. Codex psevdepigraphus Veteris testamenti, lohan Allberti Fabricii tom 1. Hamburg: 1713, cap. CXXXIX pag. 774–784. Краткое содержание апокрифа есть у И. Я. Порфирьева . Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. 285–288. В изданиях Тихонравова (Памятники отреченной русской литературы, М. том. I–II), графа Кушелева Безбородко (Памятники старинной русской литературы, четыре выпуска), Порфирьева (Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. Спб. 1877 год) нет апокрифа об Асенете. Это обстоятельство дало основание И. Я. Порфирьеву (в введении к вышеназванному сочинению) высказать мысль, что апокриф об Асенете совершенно не был известен в древней Руси, что, как видно теперь, оказывается не вполне верным. 1414 л. 268–269. В древнем (XVI в.) рукописном сказании под названием «житие и жизнь и деяние и вся брань Александра царя Македонского действительно находится первая часть сказания об Александре, приводимая Даниилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Б. М. Клосс утверждает, что повесть о Темир-Аксаке была написана Епифанием Премудрым для Троицкой летописи (1412-1414), сохранилась в Типографской летописи (Ростовский свод 1489 г.) и в составе различных сборников ( Клосс. С. 63-92; см. рец.: Кучкин В. А. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2002. 2 (8). С. 113-123; 3 (9). С. 121-129; 4 (10). С. 98-113; 2003. 1 (11). С. 112-118; 2 (12). С. 127-133; 3 (13). С. 112-130; 2004. 4 (14). С. 100-122). Новая (1-я, сокращенная) редакция повести («Слово о чюдеси…») составлена Пахомием Логофетом для Московского свода 1477 г. (источник Свода 1479 г. и Ермолинской летописи) на основе Троицкой летописи; в заглавии впервые сообщается, что В. и. написал св. евангелист Лука ( Клосс. С. 91-92). Вторая Пахомиевская редакция (вариант повести Епифания Премудрого, дополненный извлечениями из повести о нашествии персидского царя Хоздроя (Хосроя) на Царьград) создана между 1477 и 1480 гг.; получила наибольшее распространение в списках; в нее включено сказание о написании В. и. ап. Лукой (Там же. С. 93-105). Эта редакция повести вошла в списки Великих Четьих Миней митр. Макария (древнейший список - Минея Четья (Софийская) на авг., 2-я пол. 30-х гг. XVI в., РГАДА. Собр. М. А. Оболенского. Ф. 201. Д. 161. Л. 345-347) (Там же. С. 105-107). Особый вариант повести был составлен для Никоновской летописи (кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в.); в нем появился эпизод о явлении Темир-Аксаку в «страшном сне» Пресв. Богородицы с воинством и святителями; использован в последующих летописях (Там же. С. 126-128). В сер. XVI в. возникла Проложная редакция повести (в основе - сокращенный список 2-й Пахомиевской редакции) для чтения в Прологе под 26 авг.; прибытие В. и. в Москву ошибочно отнесено к 15 авг.; заглавие: «В той же день Стретение иконы Владимирскиа…»; древнейший список, 60-е гг. XVI в.,- РНБ. Собр. Н. М. Михайловского. Ф. 223. Л. 438-440; 1-е печатное издание - 6 дек. 1643 г.; повесть помещена под 26 авг. (Л. 848-849 об.), заглавие: «В той день празднуем Сретению иконы… Владимирския» (Там же. С. 135-136). Повесть «О иконе Пречистыа Володимерскиа»

http://pravenc.ru/text/154962.html

Благовестническая деятельность св. Апостолов сопровождалась многочисленными и поразительными чудесами. По их молитве воскресали мертвые, исцелялись больные, духи нечистые оставляли людей. „Великая благодать была на всех их“, говорит св. Дееписатель. Не только сами Апостолы, но даже платки и опоясания их возлагаемые на больных, целили всякий недуг 1406 . Начало благовестнической деятельности св. Апостола любви в Иерусалиме было ознаменовано чудом исцеления хромого. И теперь Господь „не мало творил чудес его руками“. Не свидетельствует ли об этом прежде всего сам Апостол, когда говорит: „вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас“ 1407 . Предание вполне подтверждает это. Аполлоний свидетельствует, что Иоанн божественною силою воскресил в Ефесе мертвого 1408 . Св. Кирилл Александрийский называет Ап. Иоанна чудотворцем, подобным Петру и другим Апостолам, одна тень которых исцеляла различные болезни 1409 . По свидетельству св. Иоанна Златоуста , Иоанн был „страшен для демонов“, „разрушал демонские твердыни“. Об этом свидетельствуют и многие другие церковные писатели 1410 . И св. Церковь в своих песнопениях ублажает Апостола, как чудотворца; до настоящего времени она обращается к нему с молитвой об избавлении от болезней, бед, скорбей и страстей 1411 . Древние апокрифы также рассказывают о многочисленных чудесах, совершенных св. Апостолом в Малой Азии. По молитве Апостола, читаем мы здесь, слепые прозревали, прокаженные очищались, больные и немощные исцелялись, нечистые духи оставляли людей. Даже от одного только прикосновения к одеждам Апостола многие исцелялись. Воскрешает Ап. Иоанн Домна, сына богатого гражданина Ефеса Диоскорида. Исцеляет он расслабленного, который не мог ходить и страдал уже двенадцать ( δδεκα) лет 1412 . По молитве Апостола, дух лукавый оставляет „требище ( να βωμ ) Артемидино“, в котором он жил 249 лет 1413 . Озлобленная толпа ефесян, недовольная проповедью св. Апостола, нападает на него, начинает бросать в него камнями; но ни один из них не причиняет ему никакого вреда. Напротив, пролетая мимо его, камни ударяются о статую богини Артемиды и разбивают ее 1414 . По молитве Иоанна мгновенно (abie, statim) падает „требище Артемидино“ 1415 . Молитва Апостола ( εθς π τ λγ τοτ) низводит на землю страшный зной, во время которого умирает 800 ефесских мужей. По молитве того же Апостола Господь снова возвращает всех их к жизни 1416 . О многих и других чудесах, совершенных св. Иоанном в Ефесе, рассказывают древние апокрифы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Бог, взирая с высоты Божеского совершенства на преткновения человеческие, попускает эти преткновения, попускает их как противоядие, которыми изгоняется самый смертоносный яд. Яд этот — гордость, самость. Ведая цель Божию в постигающих нас искушениях, присоединимся нашим направлением и деятельностию к цели Божией, окажем содействие ей: от всей души взыщем смирения. Смирением доставляется прощение во всех грехах и исцеление от всех страстей [ 1411 ].   Ламед Смиритеся под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время [ 1412 ]: так увещевает Апостол христиан, подвергающихся скорбям. Попускаются Богом искушения именно для того, еже смирити под нозе Его вся узники земныя, еже уклонити суд мужа пред лицем Вышняго [ 1413 ]; попускаются искушения именно для того, чтоб каждый христианин, несмотря на добродетельную жизнь свою, несмотря на заслуги, принесенные Церкви и человечеству, вступил в безусловную покорность Богу, отверг решительно мнение о своей праведности и все оправдания, удостоверился, что пред Богом не ся всяк живый [ 1414 ], что величайший праведник спасается единственно милостию Божиею, что все человеки со всею справедливостию названы в Писании узниками земными. Мы — узники! Свергнутые с неба, низвергнутые из рая, мы пребываем на земле, как во внешней темнице [ 1415 ]; наши узы — многочисленные немощи души и тела. Те из заключенных в темнице, которые сознают греховность свою, исповедуют и примут Искупителя, получают прощение, освобождение, небо и рай; нераскаянные грешники переводятся из внешней темницы во внутреннюю, из временной в вечную, в пропасть адскую. Искушения и скорби — суд Божий [ 1416 ]. Поспешим оправдаться на этом суде отвержением оправданий, признанием себя достойными наказания, истинным покаянием. Суд этот установлен на земном странническом пути нашем с целию доставить нам оправдание на окончательном Суде Божием, на гранях времени и вечности. Осудити человека, внегда судитися ему, не рече Господь [ 1417 ], говорит Пророк во вдохновенном, священном Плаче своем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Букв. «если бы точность праведности». 1397 Сир. tyabuta, соответствующее греч. metanoia. 1398 Букв. «нашей постоянной жизни». Вар. «нашего вечного спасения». 1399 Иезек.33:11. 1400 Вар. «быть оправданными». 1401 Т.е. следствиями слабости естества. 1402 Букв. «По этому образу благодати». 1403 Вар. «исправления». 1404 Букв. «благодаря страданию молитвы своей». Ср. Лк.18:14. 1405 Ср. Мр.12:42–43. 1406 Ср. Лк.23:40–43. 1407 Букв. «причинами», «предлогами». 1408 Т.е. уразуметь, оценить, вместить. 1409 В оригинале употреблены однокоренные слова. 1410 Т.е. человеческое естество. 1411 Вар. «и однако их неустойчивость заставляет их терпеть отступничество, рождающееся от этой (неустойчивости)». 1412 Сир. d–purqane. 1413 Или «о спасении (hayye) нашем». 1414 Текст поврежден в рукописи. Перевод приблизителен. 1415 Вар. «которые Он сотворил — для нашего упражнения, для нашего наслаждения». 1416 Текст данной Беседы в рукописи Bodleian syr.e.7 поврежден. 1417 Букв. «опыта ее». 1418 Смысл фразы нам не вполне ясен. 1419 В грехах или страстях. 1420 Слово lam указывает на то, что данная фраза является цитатой. Источник, откуда взята цитата, установить не удается. 1421 Ср. Лев.10:1–2; Числ.16:31–35. 1422 Т.е. тех, кто вне святилища (м.б. не–христиан, находящихся вне Церкви). 1423 Ср. Исх.25:17. 1424 Т.е. крышки ковчега. 1425 Бог. 1426 Т.е. Человеку. 1427 Том I (Слова подвижнические)/Слово 85 (сс.419–420). 1428 Об этой Церкви см., в частности, В.Болотов. Из истории Церкви Сиро–Персидской. СПб., 1901. 1429 Отметим, что Церковь Востока не имела никакой исторической связи с Несторием, хотя его имя начиная с VI в. и присутствует в ее диптихах. 1430 См. Том II/Беседа 11,28. 1431 II/5,18. 1432 6 II/11,17–19. 1433 I/14 (59). 1434 Мф.22:37. 1435 I/23 (115–116). 1436 10 I/48 (206). 1437 I/88 (417). 1438 I/88 (416–417). 1439 I/53 (233). 1440 Мф.11:29. 1441 15 I/53 (235). 1442 I/22 (98). 1443 Ср. Мф.5:8. 1444 Мф.5:4. 1445 I/21 (98–99). 1446 I/39 (166). 1447 II/5 (заглавие). 1448 II/14,7. 1449 Ср. II/4,2–9. 1450

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010