Таким образом, вехи биографии Епифания Премудрого восстанавливаются следующим образом. Постригся Епифаний в Троице–Сергиевом монастыре 12 мая 1375 г. В 1380 г. переписал Стихирарь (Троиц. 22). В 80—90–х годах XIV в. переписал сентябрьскую половину Пролога (РГБ, Троиц. 33 — БАН, 17. 11. 4). Около 1408—1409 гг. создал свое первое агиографическое сочинение — Житие Стефана Пермского. В 1412 г. Епифаний вместе с двумя учениками написал житийный сборник Троиц. 34, центральную часть которого составляет житие Епифания Кипрского — святого «соименника» Епифания Премудрого. От переписки сборника Троиц. 34 Епифаний непосредственно переходит к составлению Похвального слова Сергию, которое зачитывает 25 сентября 1412 г. в день памяти Преподобного и в честь освящения новопостроенного деревянного храма Троицы. Вероятно, в 1411 г. Епифаний совершил путешествие в Константинополь в составе свиты московской княжны Анны, сосватанной за византийского цесаревича. Во всякой случае, в сочинении, написанном в 1412 г. (Похвальном слове Сергию), Епифаний вспоминает о посещении им Константинополя, Афона и Иерусалима с живым чувством, свидетельствовавшим о недавних впечатлениях (Тихонр. 705. Л. 118). Касаясь же темы о распространении славы преподобного Сергия в различных странах, Епифаний вновь возвращается мыслью к местам, которые по всей видимости недавно посетил: «Толико бо Бог прослави угодника Своего не токмо в той стране, в ней же святый живяше, но и в иных градех, и в далних странах и в всех языцехь от моря даже и до моря, не токмо в Царьствуюшем граде, нъ и в Иерусалиме, не токмо едини православнии почюдишася добродетелному житию преподобнаго, но и невернии мнози удивишася благопребывателней жизни его» (Тихонр. 705. Л. 110 об.). Материалы для Жития Сергия Радонежского Епифаний, как было сказано, начал собирать почти сразу после кончины Преподобного («через год или два»), записывал собственные наблюдения, опрашивал «древних старцев», келейника, старшего брата Преподобного и за 20 лет (т. е. к 1414 г.) подготовил «свитки», содержавшие ряд глав о жизни Сергия. Около этого времени Епифаний пробует силы в другом жанре и создает своеобразную полусветскую–полуцерковную биографию Сергия Радонежского, жизнь которого он описал на фоне общерусской истории XIV века. Речь идет о так называемой Троицкой летописи, которая к сожалению сгорела в московском пожаре 1812 г., но в значительной мере может быть восстановлена благодаря выпискам Н. М. Карамзина и сравнению с другими летописными сводами.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

1404 6–7) Кодексы Ottobonianus I (0 1 ) и II (0 2 ) – две рукописи – называются так по имени кардинала Оттобона, в библиотеке которого (в Риме) первоначально хранились. Их знал Массюет. 1405 В последнее время они получили известность через Питру (в Analecta Sacra. Т. П. Р. 190 и др.). 1406 Первый помечен здесь 1154, второй – 752. Оба кодекса не полны: оканчиваются, как и Arundelianus, на 31-й главе Contra haereses. Время их появления – XV в. (второй кодекс, может быть, в 1412 или около 1450 г.) 1407 8–9) Кодексы Vaticanus I (V 1 ) и II (V 2 ) – две рукописи – хранились в Риме. Первый известен под 187, второй – 188. Второй был написан для папы Николая V, значит, между 1447 и 1455 гг.; первый, вероятно, также в XV в. 1408 С этими рукописями, как доказывает Лоофс, весьма возможно, идентичен тот неизвестный доныне кодекс, которым пользовался Фейарденций 1409 под именем codex Vaticanus; хотя трудно решить, к 187 или 188 этот последний более подходит. 1410 Именем Vaticanus обозначается также кодекс, бывший в руках ученого Латина Латания (1513–1593 гг), по сообщению его биографа. 1411 Точных суждений о нем высказать нельзя. Но Лоофс довольно основательно предполагает, что у Латиния был, вероятно, кодекс Vaticanus. 187 1412 Под тем же именем (точно: Romanus) известен также один из кодексов, бывших у Эразма при издании им творений Иринея. Лоофс, однако, думает, что это не особый, неизвестный до сих пор, а кодекс Vaticanus 188, описанный Питрой. 1413 10) У Эразма на полях однажды цитируется еще кодекс Hirsaugiensis. Но по этой цитате трудно судить, что из себя представляла данная рукопись и тождественна ли она или отлична от теперь существующих. 1414 У Лоофса есть несколько заметок еще о пяти кодексах: 11) Cod. Carthusianus, о котором упоминает Питра. 1415 12–13) Cod. Laureshamensis I и II из монастыря св. Назария в Лориссе на Рейне. 14) Cod. Corbienis и 15) Cod. Rothomagensis. Последние четыре упоминаются, по словам Лоофса, 1416 у Беккера в его Catalogi bibliothecarum antiqui, 1885.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Збинеком Заицем (ок. 1376-1411). В 1412 г. Гус выступил с осуждением индульгенции Иоанна XXIII, выпущенной для поддержки объявленного против кор. Владислава I крестового похода; в ответ Иоанн XXIII наложил интердикт на Прагу и потребовал удаления Гуса из города. Гус поселился в Юж. Чехии, где написал «Трактат о Церкви» (Tractatus de Ecclesia, 1413), содержавший критику папства и мн. практик средневек. католич. Церкви; нек-рые идеи были почерпнуты Гусом из сочинений Уиклифа, к этому времени уже неоднократно отлученного от католич. Церкви и признанного еретиком. Приглашая Гуса в Констанц, кор. Вацлав IV и кор. Сигизмунд I рассчитывали, что он подчинится авторитету Собора и откажется от осужденных католич. Церковью воззрений, в результате чего удастся положить конец религ. волнениям в Чехии, вызванным спорами сторонников и противников Гуса. По просьбе Гуса кор. Сигизмунд I предоставил ему охранную грамоту (salvus conductus), в к-рой объявил, что «принимает его под свою и имперскую защиту» и предписал всем властям Свящ. Римской империи обеспечить ему беспрепятственный проезд в Констанц и возвращение оттуда (текст см.: Palack ý . 1869. P. 237-238). Сложность положения Гуса, прибывшего в Констанц 3 нояб. 1414 г., была обусловлена тем, что почти все участники К. С. воспринимали его как уже осужденного католич. Церковью еретика. С канонической т. зр. Гус был отлучен от католич. Церкви как сторонник Уиклифа, выступавший в защиту его сочинений и отказывавшийся осудить его мнения, архиеп. З. Заицем в 1410 г. (см.: Ibid. P. 397-399. N 26), кард. О. Колонной в 1411 г. (Ibid. P. 202) и кард. П. Стефанески в 1412 г. (Ibid. P. 461-464. N 48; подробный анализ процесса Гуса до К. С. см.: Fudge. 2013. P. 116-214). Многие прибывшие на К. С. клирики и теологи в разное время участвовали в церковных процессах против Уиклифа и его последователей, хорошо знали сочинения Уиклифа и считали их крайне опасными для католич. веры, вслед. чего любые ссылки Гуса на Уиклифа и все попытки защитить схожие богословские тезисы толковались как прямое признание в ереси.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

И. упоминается в новгородских грамотах 1405 г. Юрьеву (ГВНиП. С. 85, 48; ср.: Там же. С. 86; Янин. 1991. С. 98) и 1411 г. Колывани (ныне Таллин; ГВНиП. С. 88, 50; Янин. 1991. С. 35-36, 98-99). Его печать имеется на мировой грамоте купцов И. Кочерина и И. Вреде 1411 г. (ГВНиП. С. 89, 51; Янин. 1991. С. 99). Благословение И. упоминается в данной и купчей грамоте Спасского Верендовского мон-ря 1389-1391 гг. (ГВНиП. С. 164-165, 107-109; Янин. 1991. С. 215-217). И. упоминается в грамоте 1415-1417 гг. как участник продажи земли Хутынского мон-ря «за Волоком» (в Подвинье) (ГВНиП. С. 184, 127; Янин. 1991. С. 300-301). Есть сведения о владениях И.: осенью 1401 г. сгорел «владычень городок Молвотице» (НПЛ. 1950. С. 396), известна вотчина И. на Вели (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 141), в 1414 г. в Деревяницком мон-ре, бывшем в то время, видимо, загородной резиденцией Новгородского архиепископа, сгорели «владычне хоромы». В 1413 г. Новгород посетил переодетый купцом бургундский рыцарь Жильбер де Ланнуа (Г. де Ланноа), оставивший обстоятельное достоверное описание города. Путешественник отметил, что «это свободный город, имеющий общинное управление», в то же время «епископ является как бы их государем (souverain)» (цит. по: Мунд С. Описание Новгорода и Пскова в мемуарах «Voyages et Ambassades» рыцаря Гильбера де Ланноа (1413)//ДРВМ. 2002. 1(7). С. 49). Ко времени управления И. Новгородской епархией исследователи относят устроение в Новгородской земле первых общежительных монастырей - пригородных Лисицкого (в 1393 в нем была построена ц. Пресв. Богородицы), Ксенофонтова, Видогощинского (в 1402 там поставлена деревянная ц. св. Троицы), Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в 1398 в нем построена ц. Рождества Пресвятой Богородицы) и Спасо-Преображенского Валаамского , где общежительный устав был введен между 1389 и 1403 гг., Клопского Михайловского Веряжского во имя Святой Троицы (в 1412 в нем поставлена деревянная ц. Св. Троицы), Вяжищского во имя святителя Николая Чудотворца (в 1411 там построена деревянная ц. свт. Николая), Мостищского, Воскресенского на Красном поле, Саввина Вишерского , Никольского на Холопьем городке, Богоявленского на Водской дороге, Отенского , возникших как общежительные в 10-х гг. XV в. ( Бобров. Монастырские книжные центры. 2001. С. 36). Кроме того, деревянная ц. свт. Николая была поставлена в 1412 г. на впадающей в оз. Ильмень р. Веряже «у мосту... в манастыре», а в 1407 г. И. освятил каменную Спасо-Преображенскую ц. на Верёнде и основал там мон-рь. По летописным данным, при И. создавались мон-ри и в Новгороде: свт. Николая на Людогощей (Легощей) и Чудинцевой улицах, «на скудельнице» (1390), Успенский на Коломцах (в Колмове) (1392), Спасский на Космодемьянской ул. (1394).

http://pravenc.ru/text/469552.html

Царь установил «чин и порядок», созвал Церковный Собор. В результате посольства к егип. султану в 1316/17 г. Г. получила «ключи Иерусалимские» (Голгофа, Гроб Господень, храм Воскресения), что значительно повысило престиж и политический вес Г. В 1320 г. Георгий V вновь организовал посольство в Иерусалим по вопросу «нового убранства» Крестового мон-ря и др. груз. церквей, что разгневало хана Золотой Орды Узбека, к-рому егип. султан отказал в просьбе построить в Св. граде мечеть. Груз. цари способствовали миссионерской деятельности и храмоздательству на территории совр. Осетии и Дагестана, где христианство распространилось до Хунзаха. Диофизитские арм. круги проявляли повышенный интерес к оригинальным и переводным памятникам груз. письменности и занимались их переводом на армянский ( Джанашиа С. Н. Об одном примере искажения исторической правды. Тбилиси, 1947). Церковь в Питарети. 1213–1222 гг. Церковь в Питарети. 1213–1222 гг. Тамерлан предпринял 8 походов на Г. в 1386-1403/04 гг.; усматривая причину непобедимости страны в христианстве, эмир старался искоренить его, насильственно обращая в ислам пленных грузин и предавая огню церкви и мон-ри. Его войсками была разрушена Мцхета. Груз. цари выступали защитниками правосл. веры. Так, Георгий VII при подготовке условий Шамхорского мира (1401) потребовал оговорить особые условия для сохранения христианства в Г., с чем Тамерлан был вынужден согласиться. После его смерти (1405) усилилась роль союза кочевых тюрк. племен Кара-Коюнлу: груз. цари Константин I (1407-1412) и Александр I (1412-1442) противостояли правителю Кара-Юсуфу и поддерживали отношения с сыном Тамерлана Шахрухом. В 1414-1415 гг. феодалы Зап. Грузии, затем Самцхе принесли Александру I присягу верности. В 1431 г. Александр взял Лоре, в 1434-1435 гг. была присоединена Сивниети (Карабах). В 1440 г. в Г. вторгся вассал и союзник Шахруха Джехан-шах. Он разорил Самшвилде и в знак победы над христианами воздвиг минарет из 1664 отрубленных голов, затем взял Тбилиси и сровнял с землей почти все церкви.

http://pravenc.ru/text/168205.html

He прекратилась и схизма. Ни один из конкурентов не подчинился соборному решению, так что после 1409 г. католической церковью правили уже три папы. При этом Шотландия и Испания оставались верны Бенедикту, Неаполь и области Центральной Европы продолжали слушаться Григория, но большая часть христианского мира была склонна поддержать Александра, хотя Парижский университет выступил против него, когда он распространил на нищенствующие ордена право принимать исповедь. «Пизанский папа» Иоанн XXIII созвал собор в Риме в апреле 1412 г., но от его малолюдных заседаний мало что сохранилось – кроме постановления сжечь произведения Уиклифа. Собор был распущен 10 февраля 1413 г. Таким образом, Пизанский собор 1409 г. не только не оздоровил католическую церковь , но даже не уничтожил схизму: вместо двух пап стало трое. В то же время Пизанский собор показал, что латинская церковь не утратила внутреннего сознания своего единства, несмотря на присутствие в ней двух понтификов, и сыграл важную роль в подготовке к впечатляющему собору, который состоялся в Констанце пять лет спустя. В ноябре 1414 г. еще не коронованный император Священной Римской империи Сигизмунд I, обеспокоенный не только великой схизмой, но и нарастанием проблем в Богемии, связанных с народно-еретическим движением Яна Гуса, принудил Uoahha XXIII созвать Констанцский собор, который осудил всех троих. 6. Констанцский собор (1414–1418 годы) Перед собором (XVI Вселенским по католическому счету), который историки называют «самым важным собором Средних веков», стояли три главные задачи: защита католической веры от ереси (causa fidei), восстановление церковного единства прекращением схизмы (causa unionis) и преобразование католической церкви, средневековое устройство которой оказалось к тому времени совершенно неприспособленным (causa reformationis). Он продолжался почти четыре года и оказался одним из самых впечатляющих собраний, которые когда-либо созывались в Западной Европе. Это был настоящий парламент народов, съезд ведущих умов того времени, которые сплотились для того, чтобы высказаться по самому животрепещущему вопросу – о воссоединении христианского мира под одним не вызывающим сомнения главой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На 1-й план выдвинулся теперь вопрос об отношениях с орденом. В 1409 г. началось восстание жямайтов, которых поддержал Витовт, и в авг. того же года войска крестоносцев вторглись на польскую территорию. 15 июля 1410 г. в Грюнвальдской битве армия ордена была разгромлена соединенными силами Польши и Л. в. к. Однако последовавшая затем осада столицы ордена Мариенбурга закончилась безрезультатно. По договору 1411 г. орден уступил Жямайтию на время жизни Ягайло и Витовта и обязался выплатить 300 тыс. венг. гульденов возмещения за возвращение ему пленных и городов, занятых польско-литов. войском. Орден утратил армию, казна его была пуста, и он перестал представлять серьезную опасность для Польши и Литвы. При последующих военных конфликтах 1414, затем 1422 г. войско ордена не смогло оказать серьезного сопротивления, и по миру, заключенному 27 сент. 1422 г., орден окончательно отказался от Жямайтии. После Грюнвальдской битвы политика Витовта активизировалась в разных направлениях. Так, он успешно вмешивался в борьбу за власть в Золотой Орде, поддерживая укрывшихся в Литве сыновей Тохтамыша, и ему неоднократно удавалось возвести на ханский трон своих ставленников. Одним из них был Улу-Мухаммед (впосл. основатель Казанского ханства). Войска Витовта неоднократно предпринимали походы на юг, раздвинув в этом направлении границы Л. в. к.; в районе Белгорода-Днестровского была поставлена пограничная литовская крепость. На западном направлении Витовт поддерживал чеш. гуситов в борьбе против союзника ордена рим. и чеш. кор. Сигизмунда I Люксембурга. В нач. 20-х гг. XV в. в Чехии находился наместник Витовта Сигизмунд Корибутович. К этому этапу правления Витовта относится попытка создания особой правосл. митрополии для правосл. епархий на территории Л. в. к. и Польши. После смерти митр. Киприана Витовт предлагал сделать Киевским митрополитом Полоцкого еп. Феодосия, но в К-поле поставили своего кандидата - грека св. Фотия . В 1411-1412 гг. митр. Фотий провел значительное время в литов. части митрополии, поставил там 2 епископов. Весной 1414 г. митрополит, направлявшийся на встречу с Витовтом, был задержан и ограблен. Созванный Витовтом Собор епископов Литовской митрополии в нояб. 1415 г. низложил Фотия, якобы не заботившегося о пастве, и, ссылаясь на разные прецеденты (в частности, на пример болгар и сербов), избрал митрополитом болг. монаха и церковного писателя Григория Цамблака, родственника Киприана. Это решение привело к конфликту с К-полем и отлучению Цамблака от Церкви. Однако в это время шли переговоры об участии Ягайло и Витовта в борьбе с угрожавшими К-полю османами, и конфликт вскоре был улажен. К.-л. свидетельств деятельности Цамблака как митрополита не сохранилось. По настоянию Витовта Григорий Цамблак в 1418 г. посетил Констанцский Собор католич. Церкви, где вместе с послами визант. имп. Мануила II Палеолога принял участие в переговорах о соединении Церквей. Они выдвигали предложение о созыве Вселенского Собора для преодоления разногласий.

http://pravenc.ru/text/2110584.html

Повествование Троицкой летописи касается различных сторон жизни Русской земли: народные бедствия, мировые катаклизмы, соперничество князей, военные баталии, строительство храмов, свадьбы и похороны, убийства и грабежи – и на этом фоне выделяется благочестивая жизнь отшельников и истинных пастырей, изо дня в день молящихся Богу о спасении всех христиан. Но ни одному святому не уделяется столько внимания и ни об одном монастыре не говорится с такою подробностью, как о Сергии Радонежском и основанном им монастыре: обстоятельно рассказывается об участии Сергия в основании Высоцкого Серпуховского и Стромынского монастырей, о крещении Преподобным сыновей великого князя – Юрия и Петра и старшего сына удельного князя Владимира Андреевича – Ивана, о дипломатической миссии старца в 1385 г. к рязанскому князю Олегу, прослеживается судьба сергиевых постриженников – Афанасия Высоцкого и Федора Симоновского; летопись упоминает даже о таких фактах внутримонастырской жизни, как болезнь «святого старца» в 1375 г., смерть в 1384 г. троицкого келаря Ильи, а в 1388 г. троицкого монаха Исакия Молчалника – в последних случаях с пространными панегирическими характеристиками. Под 1392 г. помещено известие о кончине Преподобного, сопровождающееся Похвалой Сергию на 20 листах, явно несоразмерной с объемом всего летописного свода, в котором на 370 листах изложена вся история от «потопа» до 1408 г. (подробнее см. в 3 части). Эта Похвала Сергию является, очевидно, Похвальным словом Сергию 1412 г., из чего следует, что и сама Троицкая летопись составлена не ранее этого года. Имеются основания думать, что в 1414 г. Троицкая летопись уже существовала 159 . Дело в том, что в 1414 г. для надвратной церкви св. Владимира в Новгородском Детинце был переписан сборник житий святых, память которых празднуется 15 июля (т. е. князя Владимира и Кирика и Улиты). В начале XIX в. сборник принадлежал известному собирателю древних рукописей графу А. И. Мусину-Пушкину, но погиб в пожаре 1812 г. Однако, еше до этого сборник был подробно описан 160 и с него были сняты копии, одна из которых опубликована В. И. Срезневским 161 . Наше внимание привлекает в этом сборнике «Слово о Законе и Благодати» в особой редакции, где в текст «Слова» вставлен фрагмент из Повести временных лет под названием «Пророчество» 162 . При сравнении фрагмента с летописями, отражающими Троицкую (именно – с Владимирским летописцем и Погодинской летописью), выясняется несомненная их близость. Так, чтение Мусин-Пушкинского списка «всими негодованьи вашими» 163 совпадает с Владимирским летописцем и Погодинской летописью 164 , а Лаврентьевская, Ипатьевская и Новгородская 1-ая дают чтение «твоими» 165 . Во фрагменте читается: «Се дева в чреве приемлеть» 166 , так же во Владимирском летописце и Погодинской летописи (а также в Новгородской 1), а в Лаврентьевской и Ипатьевской: «Се девица в утробе зачнеть» 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Повествование Троицкой летописи касается различных сторон жизни Русской земли: народные бедствия, мировые катаклизмы, соперничество князей, военные баталии, строительство храмов, свадьбы и похороны, убийства и грабежи — и на этом фоне выделяется благочестивая жизнь отшельников и истинных пастырей, изо дня в день молящихся Богу о спасении всех христиан. Но ни одному святому не уделяется столько внимания и ни об одном монастыре не говорится с такою подробностью, как о Сергии Радонежском и основанном им монастыре: обстоятельно рассказывается об участии Сергия в основании Высоцкого Серпуховского и Стромынского монастырей, о крещении Преподобным сыновей великого князя — Юрия и Петра и старшего сына удельного князя Владимира Андреевича — Ивана, о дипломатической миссии старца в 1385 г. к рязанскому князю Олегу, прослеживается судьба сергиевых постриженников — Афанасия Высоцкого и Федора Симоновского; летопись упоминает даже о таких фактах внутримонастырской жизни, как болезнь «святого старца» в 1375 г., смерть в 1384 г. троицкого келаря Ильи, а в 1388 г. троицкого монаха Исакия Молчалника — в последних случаях с пространными панегирическими характеристиками. Под 1392 г. помещено известие о кончине Преподобного, сопровождающееся Похвалой Сергию на 20 листах, явно несоразмерной с объемом всего летописного свода, в котором на 370 листах изложена вся история от «потопа» до 1408 г. (подробнее см. в 3 части). Эта Похвала Сергию является, очевидно, Похвальным словом Сергию 1412 г., из чего следует, что и сама Троицкая летопись составлена не ранее этого года. Имеются основания думать, что в 1414 г. Троицкая летопись уже существовала  . Дело в том, что в 1414 г. для надвратной церкви св. Владимира в Новгородском Детинце был переписан сборник житий святых, память которых празднуется 15 июля (т. е. князя Владимира и Кирика и Улиты). В начале XIX в. сборник принадлежал известному собирателю древних рукописей графу А. И. Мусину–Пушкину, но погиб в пожаре 1812 г. Однако, еше до этого сборник был подробно описан и с него были сняты копии, одна из которых опубликована В. И. Срезневским . Наше внимание привлекает в этом сборнике «Слово о Законе и Благодати» в особой редакции, где в текст «Слова» вставлен фрагмент из Повести временных лет под названием «Пророчество»  . При сравнении фрагмента с летописями, отражающими Троицкую (именно — с Владимирским летописцем и Погодинской летописью), выясняется несомненная их близость. Так, чтение Мусин–Пушкинского списка «всими негодованьи вашими» совпадает с Владимирским летописцем и Погодинской летописью  , а Лаврентьевская, Ипатьевская и Новгородская 1–ая дают чтение «твоими» . Во фрагменте читается: «Се дева в чреве приемлеть»  , так же во Владимирском летописце и Погодинской летописи (а также в Новгородской 1), а в Лаврентьевской и Ипатьевской: «Се девица в утробе зачнеть» .

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

1386. Бог есть свет. 1827. XXV. 232. 1387. Различные виды домостроительства Божия. 1831. XLIII. 283. 1388. Православно-догматическое учение о творении Божием. 1849. II. 3. 1389. О земле, по откровению неба. 1827. XXVII. 269. 1390. О небе, по откровению неба. 1827. XXVII. 198. 1391. Небо. 1825. XVII. 118. 1392. Православно-догматическое учение о мире духовном. 1850. I. 205. 1393. Православно-догматическое учение о мире вещественном. 1850. I. 383. 1394. Провидение. 1833. IV. 301. 1395. Провидение. 1834. IV. 315. 1396. О действии провидения Божия. 1841. II. 472. 1397. Око Божие. 1822. V. 273. 1398. Об учреждении И. Христом церкви Своей на земле. 1839. III. 43. 174 1399. Об отношении церкви Христовой к Иисусу Христу, как своему основателю. 1843. I. 126. 1400. Глава церкви – Господь наш И. Христос. 1843. I. 454. 1401. Об основании Церкви Господом нашим И. Христом. 1860. I. 219. 1402. О св. Церкви Христовой. 1846. IV. 70. 1403. О коренных свойствах и истинном значении Церкви Христовой. – И. Т. Осинина. 1862. I. 515. 1404. Человек. 1821. IV. 54. 1405. Мысли о достоинстве природы человека. 1840. III. 234. 1406. Об истинном величии человека. 1833. IV. 347. 1407. Новый человек. 1823. IX. 94. 1408. Человек. 1856. I. 60. 1409. О природе, происхождении и назначении человека. 1833. II. 300. 1410. Православно-догматическое учение о человеке. 1850. II. 25. 208. 1411. Назначение человека. 1851. II. 325. 1412. Происхождение и бессмертие человеческой души. 1864. I. 76188. 1413. О бессмертии души. 1850. II. 183. 271. 344. 1414. Бессмертие. 1825. XVIII. 120. 1415. О бессмертии. 1829. XXXVI. 287. 1416. О благодати. 1844. IV. 98. 1417. О благодати Божией. 1851. II. 251. 1418. О начале зла в мире. 1846. IV. 245. 1419. О первородном грехе. 1837. III. 60. 1420. Об ангеле-Хранителе. 1823. X. 301. 1421. О служении нам ангелов хранителей. 1824. XIII. 84. 1422. Об ангелах хранителях человеческих обществ. 1842. IV. 276. 1423. О таинстве крещения. 1852. I. 16. 1424. О таинствах крещения и миропомазания. 1836. II. 287.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010