Основное внимание в нем сосредоточивается на очищении сердца и «сердечной молитве» 1403 . Но рационалистическая тенденция эпохи Просвещения встречает оппозицию не только в религиозных кругах. Достаточно вспомнить, что после победы над Наполеоном царь Александр I поддерживал все формы мистицизма 1404 . А обер-прокурор Святейшего Синода кн. А. Н. Голицын утверждал, что истинная религия – это «религия, которая затрагивает сердце». И тот же самый язык использует «библейская школа Филарета Московского » 1405 . Можно процитировать одного из учеников Филарета, К. Богословского-Платонова, для которого «отличительной особенностью евангельского учения является умягчение сердец». А для А. Бухарева только мистика сердца может быть истинно христианской 1406 . Подобные утверждения принимались почти без сопротивления даже в догматических и апологетических учебниках в течение всего XIX века. И потому мы можем прочесть, что «вера рождается в сфере чувств» и что она есть «дело сердца» 1407 , то, что Б. Вышеславцев стремится доказать, обращаясь к историческому и экуменическому контексту 1408 , а В. Зеньковский развивает тему сердца на основе антропологического анализа 1409 . Мнение славянофилов в связи с этим было ясным: народ действует «по сердцу» 1410 , которое не противостоит уму, если он здрав. Эта позиция выражена в одном письме И. Киреевского, где автор критикует лекцию Шлейермахера о Воскресении Христа, потому что «сердечные убеждения образовались в нем [Шлейермахере] отдельно от умственных» 1411 . Это замечание имеет большое значение. Именно потому, что русские не видели существенного различия между умом и сердцем, интерес к сердцу становится одной из характерных черт философии, как это можно заметить, читая, например, Историю украинской философии Д. Чижевского 1412 . С другой стороны, поскольку знание сердца «превосходит» логику ума и «доступно до конца только самому Богу» 1413 , всегда нелегко излагать эти темы в форме точных понятий 1414 . Однако христианская духовная традиция после известных колебаний сумела достичь определенного равновесия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

И вы, сынове, сами поищете в святых правилах тех правил пишущих о том, и уверитесь, како нужно православному истинному христианину преступать данную к Богу веру и целование честного креста, но подобает едва избыть того душевредия, прольять кровь мученическую за Христа о православии: толико бо то нужно есть. И вы, сынове, того посмотрите, как бы было вам недушевредно, а вашей державе, православному христианству, также непакостпо. А нужно будет то новое целование христианству, и не к пользе душевной, а на пагубу: и вы бы то новое целование сложили, аще в нем будет нужа христианином, и милостыней и постом и молитвой помогите себе в сем. А аз вас, своих детей, благословляю порушить ту новину, нужную грамоту христианам, а благословляю вас держать вашу старину, аже будет богоугодно и по святым правилам и всей вашей державе недушевредно, но и польза душевная. И помощь во всем и заступление праведное потщите собою показать к убогим Господним людям, ихже ради Христос кровь свою пролья, и вас им заступники показа; и разум сугуб даст вам во всем разуметь правду его. И сего ради должны есте большее попечение иметь о них и правду сугубу стяжати, по Спасову слову в святом евангелии глаголющему: «емуже дано много, много и взищется от него»; и: «ведый раб волю господина своего, и согрешит, биен будет много». И вы бы, сынове, во всем в том себя смотрели, праведно и богоугодно христианский великий народ правяще. А милость Божья и молитва моя и благословенье мое да будет с вами. А дана грамота на Москве, месяца сентября в 24, индикта десятое лето. 1927 Судя по содержанию настоящей грамоты, надобно думать, что Φοтий упоминает здесь не о той грамоте, которая помещена выше под 34, а о какой-то другой, теперь неизвестной. 1928 Константин Дмитриевич, младший брат вел. кн. Василия Дмитриевича, княжил в Пскове два раза: в 1407 и в 1412–1414 годах. Пол. Собр. Лет. Т. IV, 198, 201; т. V, 22. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Надгробие антипапы Иоанна XXIII. Скульпторы Донателло и Микелоццо. Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция. 1425–1427 гг. Надгробие антипапы Иоанна XXIII. Скульпторы Донателло и Микелоццо. Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция. 1425–1427 гг. Деятельность И. по преодолению схизмы в католич. Церкви не была такой же активной. 1 апр. 1412 г. он объявил о созыве Собора в Риме, который из-за небольшого числа участников не имел особого значения в истории католич. Церкви. Единственным принятым решением стало осуждение 2 февр. 1413 г. учений Джона Уиклифа и Яна Гуса . Весной 1413 г. кор. Владислав, недовольный сближением И. с давним политическим противником кор. Сигизмундом I Люксембургом, вновь начал наступление на Рим и в июне 1413 г. захватил город. И. бежал во Флоренцию и оттуда обратился за помощью к кор. Сигизмунду. После неск. встреч с ним (в окт.-дек. 1413 в Комо, Пьяченце, Лоди и Кремоне) в обмен на военную поддержку И. был вынужден согласиться на проведение нового Собора. По настоянию короля местом проведения Собора стал герм. г. Констанц, о чем И. объявил буллой «Ad pacem et exaltationem» от 9 дек. 1413 г. На открывшемся 5 нояб. 1414 г. Констанцском Соборе среди прелатов из разных стран авторитетом пользовались сторонники Соборного движения - ректор Парижского ун-та Жан Жерсон , кардиналы Пьер д " Айи , Гийом Филластр и др. Основными их программными требованиями были одновременное низложение 3 правивших на тот момент пап (И., Григория XII и Бенедикта XIII) и реформирование католич. Церкви «во главе и в членах» (in capite et in membris). Кроме того, изменение порядка голосования участников Собора (по нациям) делало незначительным численное преимущество сторонников И., итал. прелатов, и тем самым существенно сократило его возможности влиять на принимаемые Собором решения. В этой ситуации И. был вынужден дать обещание отречься от Папского престола (2 марта 1415). Сознавая непрочность своего положения, И. в ночь с 20 на 21 марта 1415 г. бежал из Констанца в замок Шаффхаузен. 21 и 22 марта участники Собора после совещания с кор. Сигизмундом I приняли решение продолжить в Констанце соборные заседания даже в отсутствие папы. 30 марта по инициативе сторонников концилиаризма Собор принял декрет «Haec Sancta Synodus», по к-рому Констанцский Собор стал рассматриваться как представляющий всю католич. Церковь, получивший власть непосредственно от Иисуса Христа и на этом основании в решении вопроса о церковном единстве стоящий выше папы.

http://pravenc.ru/text/469714.html

Но восстал Финеес и умилостивил (Его), и прекратилась язва. И (это) вменено ему в праведность, в род и род до века 1409 . И прогневали Его при воде пререкания, и потерпел Моисей из-за них: Ибо огорчили они дух его, и он погрешил 1410 устами своими. Не истребили народов, о которых сказал им Господь. И смешались с язычниками и научились делам их. И служили истуканам их, и было им (это) 1411 в соблазн: И приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам 1412 . И проливали кровь невинную, кровь сыновей своих в дочерей своих, которых они приносили в жертву истуканам Ханаанским, и убита 1413 была земля их 1414 кровию 1415 И осквернена была делами их. И блудодействовали они поступками своими. И разгневался в ярости Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим. И предал их в руки врагов, и возобладали ими ненавидящие их. И теснили их враги их, и смирились они под руками их. Много раз Он избавлял их, они же огорчали Его упорством 1416 своим и были унижаемы за беззакония свои. И видел Господь, когда они скорбели, и слышал моление их, И вспомнил завет Свой, и раскаялся по множеству милости Своей. И преклонял к ним милость 1417 всех пленивших их. Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас из среды народов, исповедаться имени Твоему святому, хвалиться славою Твоею 1418 . Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века. И да скажет весь народ: да будет, да будет 1419 . 1397 Слав. мн. ч. ненавидящих соответствует μισοντων – ват., [син. до испр.,] text. recept., Вульг. odientium; а син. [после испр.], алекс., 13, 21, 43, 66 и др. (до 100), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим – ед. ч. μισοντος. 1398 Слав. мн. ч. врагов соответствует χθρν – син. [после испр.], 65, 69, 81, 106 и др. (до 80), компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим и Вульг. inimicorum; а ват., [син. до испр.,] алекс., Феодорит – ед. ч. χθρο соответствует масор. т.]. 1399 Слав. ед. ч. словеси соответствует τ λγ [ср. 24 ст.] – син. [после испр.], 13, 21, 43, 55 и др. (до 120), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим; а ват., [син. до испр.,] алекс., text. recept. – мн. ч. τος λγοις.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Богоматерь с Младенцем на троне, св. Иоанн Предтеча, блж. Иероним Стридонский и картузианский монах. Ок. 1510 г. Худож. Я. Провост (Гос. музей в Амстердаме) В XIV в. число картузианских обителей увеличилось до 100. В нач. XIV в. орден был разделен на провинции. В 1301 г. было учреждено 5 провинций (Женева, Бургундия, Прованс (куда входила и Испания), Франция (с картузианскими обителями в Англии), Ломбардия (вместе с Италией и со Штирией)). В 1332 г. появилась 6-я провинция - Пикардия (включала также Бельгию). 7-й провинцией в 1335 г. стала Германия (включала также Австрию, Венгрию и долину Рейна), а 8-й - Каталония (с 1336). В 1349 г. картузианские обители, в т. ч. Ла-Гранд-Шартрёз, сильно пострадали от эпидемии чумы. В 1355 г. пров. Германия была разделена на 2 провинции - В. Германию и Н. Германию (в 1400 из Н. Германии выделена Рейнская обл.). В 1369 г. появились новые провинции - Аквитания и Англия, а Ломбардия была разделена на 2 провинции. В 1378 г., во время схизмы в католической Церкви , франц. и испан. К. подчинялись Ла-Гранд-Шартрёз и признавали папу в Авиньоне, а герм. и итал. К. поддерживали папу в Риме и учредили должность генерала ордена в Зайце (Штирия). В 1410 г. орден объединился. Его возглавил Иоганн фон Гриффенберг. Ла-Гранд-Шартрёз вновь стала главной обителью ордена. В нач. XV в. некоторые обители К. пострадали от гуситов. Но в целом популярность ордена росла, поскольку общины К. считались образцом католич. духовности. В связи с большим потоком желавших вступить в орден была учреждена новая категория членов - донаты, которые не приносили монашеских обетов, но поступали на добровольную службу ордену и обязывались соблюдать устав. В 1411 г. Пикардия была разделена на 2 провинции, в 1412 г. учреждена пров. Саксония, в 1414 г.- пров. Тоскана. Под прямым управлением Ла-Гранд-Шартрёз оказалась обитель в г. Перт в Шотландии (по политическим причинам не входила в орденскую пров. Англия). В 1442 г. была создана пров. Кастилия. Наиболее известными духовными писателями ордена К. в этот период были приор обители Мерья Гуго из Бальмы († ок. 1305), подвизавшаяся в обители Премоль Беатриса из Омасьё (кон. XIII в.), Лудольф Саксонский (ок. 1295-1377), Маргарита из Уаньи, приоресса Ла-Сель-Рубо (нач. XIV в.). Особо выделяется католич. богослов Дионисий Картузианец (ок. 1402-1471). XVI - кон. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/1681193.html

В заключение проследим историю различных переработок свода 1412 г. Первоначальный вид памятника представлен в фрагменте Тверской летописи за 6822–6852 гг., обнаруженном и опубликованном А. Н. Насоновым 306 . В Кашинской редакции 1414 г. этот же первоначальный вид отразился в Никоновской летописи 307 . Около 1446 г. тверской летописный памятник подвергся редактированию по одному из вариантов Новгородской IV летописи, статьи 1402–1408 гг. были использованы для составления Свода 1446 г. (сохранившемуся в Тверском сборнике), а новая редакция свода 1412 г. (с «изъятыми» статьями 1402–1408 гг.) дошла до нас в составе Рогожского летописца. Впрочем, возможна и другая схема редакций тверского летописания, а именно: 1) Симеоновская летопись, содержащая до 1392 г. текст одной лишь Троицкой летописи (за исключением позднейших вставок из Московского свода 1479 г.), как раз и является «тверской переработкой Троицкой» 1412 г.; 2) Тверской свод второго десятилетия XV в., сохранившийся в Музейском фрагменте 6822–6852 гг. и Кашинской редакции 1414 г., представляет особую традицию тверского летописания; 3) Около 1446 г. фиксируются следующие этапы редакционной работы: статьи 1402–1408 гг. из «тверской переработки Троицкой» были изъяты и использованы для составления другого свода (переработка 1412 г. без статей 1402–1408 гг. сохранилась в Симеоновской летописи); Тверской свод 2, дополненный по Новгородской IV летописи, был соединен с переработкой 1412 г. с изъятыми статьями 1402–1408 гг. (компиляция дошла в составе Рогожского летописца); наконец, Тверской свод 2, дополненный по Новгородской IV летописи и другим источникам и включивший указанные статьи 1402–1408 гг., образовал свод 1446 г. (вошедший в Тверской сборник). При обоих рассмотренных подходах, во всяком случае, сохраняется уверенность в том, что редакция Жития Михаила Ярославича, читающаяся в Рогожском летописце, Музейском фрагменте и Тверском сборнике, возникла не ранее второго десятилетия XV в. и представлена уже рукописью 40-х годов XV в. (Рогожский сборник).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Император приказал уже упомянутым лицам, а особенно Мануилу Вутумиту, взяв деньги у Филокала, причалить с кораблями к Триполи, встретиться с графом Бертраном 1411, сыном Исангела (имя последнего неоднократно встречалось на страницах моей истории), напомнить ему о верности, которую соблюдал самодержцу его отец, вручить императорское письмо и сказать следующее: «Не будь хуже своего отца, следуй его примеру и соблюдай верность мне. Знай, что я уже отправляюсь в Антиохию, дабы отомстить тем, кто не соблюл страшных клятв богу и мне. Ты же не оказывай никакой поддержки Танкреду и старайся заставить графов сохранять мне верность, чтобы они не приняли сторону Танкреда» 1412. Послы прибывают на Кипр, берут деньги и столько кораблей, сколько пожелали, и сразу же отплывают в Триполи; причалив в гавани города, они сходят с кораблей, встречаются с Бертраном и высказывают ему все то, что им приказал император. Видя, что Бертран расположен к самодержцу, готов исполнить все его желания и, если понадобится, принять за него смерть и даже явиться на поклон к императору, когда тот прибудет в окрестности Антиохии, послы с согласия Бертрана и в соответствии с наставлениями самодержца поместили во дворец триполитанского епископа все деньги, которые везли с собой. Самодержец опасался, что графы, узнав о деньгах, которые везут послы, заберут их себе, воспользуются ими для себя и Танкреда, а послов отпустят ни с чем. Поэтому-то он и велел послам отправиться сначала без денег, выяснить настроение графов, передать им слова самодержца, пообещать денежные дары, потребовать клятву и лишь затем, если графы выразят желание покориться его воле, вручить им деньги. Итак, люди Вутумита, как говорилось, поместили деньги во дворец триполитанского епископа. Тем временем Балдуин узнал о прибытии послов и направил к ним с приглашением своего двоюродного брата Симона. Послы с согласия Бертрана оставляют деньги, следуют за присланным из Иерусалима Симоном и являются к Балдуину, осаждавшему Тир. Тот приветливо принял их, осыпал всевозможными милостями и, так как они прибыли к нему в мясопуст, продержал их все сорок дней 1413 – в это время, как говорилось, он вел осаду Тира 1414.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1412, 7 октября Прп. Сергий Нуромский, Вологодский. † ок. 1412 г. Прп. Феофил Омучский (21 октября). † ок. 1412 г. Прп. Иаков Омучский (21 октября). † ок. 1414 г. Прп. Никифор Боровский (9 февраля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † не позднее 1414 г. Три преподобных Засурских, Нижегородских (мученика ?). † 1416, 3 мая Свт. Григорий Премудрый, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). Прп. Антоний Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). Прп. Феликс Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). † ок.1418–1422 гг. † ок. 1420 г., 19 мая Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Св. прав. Василий Кашинский (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † ок. 1420 г. Св. прав. Ирина Кашинская (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † после 1420 г. Прп. Авраамий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † 1421, 15 июня Свт. Симеон, архиеп. Новгородский (10 февраля; 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † после 1421 г. Прп. Никита Боровский (1 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1422 г. Прп. Павел пустынник, Глушицкий (1 июня; 12 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † 1425, 18 октября Свт. Дионисий Грек, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). † до 1426 г. Прп. Даниил иконописец, Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1426, 27 мая Прп. Ферапонт Можайский, Белоезерский (27 декабря). † 1426, 17 ноября Прп. Никон, игумен радонежский и всея России чудотворец. † 1427, 9 июня Прп. Кирилл Белоезерский. † ок. 1427 г. Прп. Игнатий молчальник, Белоезерский (9 июня, 20 декабря). † после 1427 г. Прп. Александр, игумен спасский. Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1429, 10 января Прп. Павел Комельский, Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Для датировки Троицкой летописи следует учесть, что изложение в ней доведено до конца 1408 г. Однако, летопись составлялась позже этого года, так как под 6900 г. в текст включено Похвальное слово Сергию Радонежскому, составленное в 1412 г. Тем не менее, работу редактора–составителя нельзя выносить за пределы 1425 г., поскольку под 6900 г. великий князь Василий Дмитриевич назван «нынешним» (Василий Дмитриевич умер в феврале 1425 г.). Более того, летопись создана до написания Жития Сергия Радонежского, т. е. до 1418 г., и заключаем это на основании слов автора (под 6900 г.) о Сергии — «не умю его житиа сказати, ни написати» (!) Таким образом, составление Троицкой летописи следует относить ко времени между 1412 и 1418 гг. Во 2 части работы были приведены данные, позволяющие считать, что в 1414 г. Троицкая летопись уже существовала. Относя составление Троицкой летописи поэтому к 1412—1414 гг., нельзя все–таки полностью исключать возможности, что некоторые сведения (например, о строительстве Благовещенской церкви в Кремле) могли вноситься и позднее (в 1416—1418 гг.) . Глава 14. Житие Сергия в составе летописных сводов XVI—XVII вв. Под сводом 1518 г. мы понимаем общий протограф Софийской 2–ой и Львовской летописей. Софийская 2–ая летопись представлена двумя списками: 1) РГАДА. ф. 181 (Собрание МГАМИД), 371 (30–е годы XVI в.), текст летописи начинается со статьи 6905 г.; 2) ГИМ, Собрание Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, 154б (50–е годы XVI в.). Софийская 2–ая летопись начинается со статьи 6900 г. (до этого года читается текст Софийской 1–ой летописи младшего извода). Софийская 2–ая летопись (по Архивскому списку) представляет свод 1518 г. не в чистом виде, а в соединении с особым изводом Типографской летописи . В Архивском списке имеются и механические вставки листов с выписками из Типографской летописи. Так, л. 12—14 и 38—39 являются вставными, все написаны одним почерком и составляли некогда одно целое, поскольку фраза на л. 14 об. непосредственно продолжается на л. 38. Указанные листы представляли часть одной рукописи, причем на л. 38 проставлен номер 18–ой тетради. На л. 12—14 помещен текст прощальной грамоты митрополита Киприана, на л. 14 об. читается начало статьи 6928 г., но текст зачеркнут кинова–рью и переписан (тем же писцом) на л. 37 об. (который подклеен к л. 38—39). Писец подгонял вставные листы к основному тексту, поэтому ему пришлось часть известий на л. 15 зачеркнуть, переписать на отдельный листок (л. 11) и подклеить к вставленным л. 12—14 (для вставок использовалась бумага самого Архивского списка).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

послах боголюбивей души вашей; иже доволни будуть и ины научити доволни бо суще и иныхь научии и известити. Мусин–Пучкинский сборник написан в конце 1414 г.  , следовательно, составление Епифанием Премудрым сборника житий святых на 15 июля с использованием Троицкой летописи датируется 1412—1414 гг. В «преподобстве», заказавшем Епифанию сборник житий святых, необходимо видеть влиятельного церковного деятеля Новгорода Великого. И здесь следует вспомнить о знакомстве Епифания с образованным новгородским книжником, Юрьевским архимандритом Варлаамом, который в 1412 г. приезжал в Троице–Сергиев монастырь, переписал там Лествицу (Троиц. 156) и отметил освящение нового Троицкого храма 25 сентября 1412 г. (см. предыдущую главу). Следует добавить, что списки с текстом указанного сборника связаны в основном с Новгородом Великим. В 1415 г. Епифаний находился в переписке с тверским «другом» Кириллом, у которого писатель гостил в грозную зиму 1408—1409 гг., во время Едигеева нашествия. Епифаний вспоминает о годах, проведенных в Москве, о встречах с знаменитым живописцем Феофаном Греком и рассказывает о судьбе созданного Греком изображения константинопольского храма св. Софии. «Ты же тогда таковый храм написанный видел, — напоминает Епифаний о событиях 1408 г., — и за 6 лет воспомянул ми в минувшую зиму сию своим благоутробием». Этого Кирилла следует отождествлять с тверским игуменом Кириллом («отче отцемь»), заказчиком Повести о преставлении князя Михаила Александровича (полностью Повесть читается в Новгородской IV летописи, в Софийской 1 — без Предисловия). Атрибуция Повести (вернее, Предисловия к Повести) Епифанию Премудрому убедительно проведена А. Д. Седельниковым . Таким образом, можно говорить о существовании в начале XV в. высокоэлитного кружка российских интеллектуалов, находившихся в переписке, литературном общении и связанных книжными интересами. О широкой начитанности Епифания Премудрого, о его богатой личной библиотеке (книг, в значительной части им же и переписанных) говорить не приходится. Кирилл Тверской живо интересовался епифаниевскими рукописями, в том числе Евангелием, содержавшим копии рисунка Феофана Грека. Владел собранием книг и Новгородский архимандрит Варлаам: некоторые из них он присылал Епифанию в Троицкий монастырь, другие же сам переписывал (Троиц. 156). Выше мы убедились, что Кирилл Тверской и Варлаам Новгородский выступали в качестве заказчиков литературных произведений Епифания. Но существуют материалы, позволяющие точнее представить облик епифаниевских «друзей».

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010