Накануне иудейской пасхи, в пятницу 14-го числа весеннего месяца нисана 244 , Иисус Христос принял крестную смерть. Праздник пасхи начинался с полнолуния первого месяца еврейского церковного календаря. В 14й день нисана, после полудня, был закаляем пасхальный агнец, которого ели вечером того же светового дня; но так как у евреев сутки начинались с захода солнца, то по их счету это происходило уже пятнадцатого нисана. На следующий день, 16-го числа, начатки ячменя (первый сноп) были по традиции возносимы в Иерусалимском храме или «потрясаемы» перед Господом. Праздник опресноков или ветхозаветная пасха продолжалась 7 дней от 15 до 21 включительно, 245 и было ли Распятие 14-го или 15-го нисана 246 , то есть была ли иудейская пасха на несколько часов позднее или раньше страдания Спасителя на кресте, вопрос, так до конца и не решенный 247 . Известно, что большинство древних Церквей праздновали христианскую Пасху в первое воскресение, которое следует за 14м нисана. Они справедливо считали, что распятие Господа совершилось в пятницу 14-го нисана, пребывание во гробе – в субботу 15-го, а Воскресение Христово – рано утром в первый день недели, то есть 16-го нисана. Но христиане малоазиатских Церквей до середины III века праздновали так называемую крестную Пасху. Господь сдал Себя на смерть на Голгофе в пятницу, в тот день, когда иудеи начинали торжество ветхозаветной пасхи. Эту Пасху крестную, то есть день заклания Христа 14-го нисана, малоазиатские христиане совершали вместе с иудеями, объединяя таким образом ветхозаветную пасху с новозаветной, вместо того, чтобы 16-го нисана, в день Господень, праздновать Пасху Воскресную. 248 С большим основанием можно утверждать, что в Малой Азии праздновали Пасху в воспоминание страданий Спасителя, в честь самого факта искупления. Для этих христиан начало ветхозаветной пасхи, падающее на 14е нисана, было годичным воспоминанием страданий и смерти Господней, тогда как для большинства христиан главным днем оставалось 16е – воспоминание Его Воскресения.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

В числе восьми дней евангелист Иоанн считает первый день, когда Господь явился вечером всем ученикам, кроме Фомы ( Ин.20:19 ), шесть целых следующих дней и первый день второй недели, в который также вечером Иисус явился всем ученикам с Фомою. 15) Пасха в год смерти Иисуса Христа была в субботу, и если считать от субботы пятьдесят дней, то праздник Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой на апостолов, будет тоже в субботу. Евреи праздновали Пасху ежегодно 14-го Нисана и в этот день должны были вкушать пасхального агнца вечером ( Исх.12:6–14 ). 15-го Нисана был первый день пасхальный, называемый праздником опресноков. 16-го Нисана был другой день пасхальный, называемый днем возношения снопа. «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером – Пасха Господня, и в пятнадцатый день того же месяца – праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание... на другой день праздника вознесет его (сноп) священник» ( Лев.23:4–12 ; Чис.28:16–18 ). В год смерти Иисуса Христа 14-е Нисана, когда евреи праздновали Пасху, приходилось на пятницу ( Ин.18:28 , ср. Ин.19:14 ), 689 15-е Нисана или праздник опресноков совпал тогда с субботою, почему та суббота была день великий ( Ин.19:31 ): 690 второй день праздника, т.е. день возношения снопа ( Лев.23:11–12 ) или 16-е Нисана было в первый день недели, когда Иисус Христос воскрес. Для определения дня Пятидесятницы отсчитывалось по закону ( Лев.23:15–16 ) семь полных недель от первого дня после праздника (не Пасхи, а праздника опресноков, празднуемого 15-го Нисана), от того дня, в который приносите сноп потрясения (т.е. с 16-го Нисана), и первый день после седьмой недели был днем праздника Пятидесятницы, а так как 16-е Нисана было в первый день недели, то и еврейская Пятидесятница, когда сошел на апостолов Дух Святой, приходилась тоже в первый день недели. 691 В этот праздник закон повелевал созывать священное собрание ( Лев.23:21 ; Чис.28:26 ) и приносить многочисленные жертвы ( Лев.23:17–20 ; Чис.28:27–31 ), но мы видим апостолов в тот день собравшимися в своей сионской горнице, чтобы праздновать, очевидно, совершившееся в этот день воскресение Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Христианская практика празднования Св. Пасхи, возникнув на основе ветхозаветных установлений, получила свое развитие в связи с новозаветными священными событиями и соборными определениями. Первые христиане, свято соблюдая праздник Пасхи, совершаемый иудеями ежегодно с 14 по 21 нисана, в какие бы дни недели эти числа ни случились, соединяли с Пасхой новые священнейшие воспоминания из жизни Христа Спасителя: Его страдание, смерть и Воскресение, в силу чего у них сами собой отпадали обрядовые особенности, соблюдавшиеся у евреев. С течением времени празднование Пасхи 14 нисана стало считаться многими христианами несообразным с существом христианской Пасхи, которая должна совершаться в воскресенье, соответствующее одному из 7 дней первого весеннего месяца авива (нисана), когда евреи ели только опресноки. Ввиду того, что среди христиан было немало приверженцев ветхозаветного обряда, образовались две практики празднования Пасхи и возникли споры о времени празднования Пасхи. Христиане Малоазийских Церквей (центром которых был город Ефес), следуя закону Моисееву (Исх. 12, 1-18), совершали Пасху вместе с иудеями 14 нисана (приходившееся каждый год в разные дни недели), как день поста, вспоминая страдания и смерть Христа Спасителя. Другие же Поместные Церкви: Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кесарийская и Римская — праздновали Пасху в первое воскресенье, которое следует за 14 нисана, имея в виду распятие Господа 14 нисана в пятницу, пребывание в гробе — в субботу 15 нисана и событие Воскресения Христова, совершившееся рано утром в первый день недели — в воскресенье 16 нисана. В скорби и печали здесь проводились дни памяти страданий и смерти Христа Спасителя, но светло и радостно праздновался день Его Воскресения. Ради единовременного празднования Св. Пасхи велись тогда на основании апостольского предания многочисленные суждения и споры, достигшие особой остроты в конце II века по Р.Х. при Римском епископе Викторе. Считая обязательным праздновать Пасху в воскресенье после полнолуния в месяце нисане, епископ Виктор требовал прекращения общения с Малоазийскими Церквами из-за приверженности их к местному обычаю (ветхозаветному обряду), которое горячо защищал епископ Ефесский Поликрат. Святительское увещание св. Иринея Лионского предотвратило разрыв между Церквами, и лишь небольшая группа сторонников этого азийского обряда, нарушив единство веры, оторвалась от Церкви и составила небольшую секту так называемых четыренадесятников. А все христиане, принадлежавшие к Кафолической Церкви, уже в 325 году совершали Пасху в воскресенье, хотя и не всегда в одно и то же воскресенье. Сначала, вероятно, избирали для этого то воскресенье, которое совпадало с еврейской Пасхой или следовало за нею, и совершали Пасху l5-21 или, как в Риме, 16–22 еврейского нисана, но с течением времени все решительнее порывалась связь с иудейством, и в начале III века уже были составлены первые опыты христианской пасхалии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

//А как Вы объясните, что Иисус Христос отпраздновал Пасху на день раньше?//Дорогой Виталий! Наиболее правдоподобным мне представляется следующее объяснение (конечно, в известной степени гипотетичное, как всякая историческая реконструкция). Еврейский закон запрещал праздновать Пасху в понедельник, среду и пятницу. Поэтому, когда 15 нисана приходилось на один из этих дней недели, Пасха переносилась на следующий день – 16 нисана (соответственно вторник, четверг или субботу). Именно такая ситуация имела место в год смерти и воскресения Господа Иисуса Христа: 15 нисана пришлось на пятницу, и Пасха праздновалась в субботу 16 нисана. Но означенный запрет относился лишь к самому празднованию Пасхи (пасхальной трапезе) и не распространялся на предписания, касавшиеся ПРИГОТОВЛЕНИЙ к празднику. ГОТОВИТЬ пасхальную трапезу надлежало 14 нисана вне зависимости от того, когда её следовало съедать – 15 или 16 нисана. Именно этот день 14 нисана, «в который надлежало закалать пасхального агнца», имеется в виду в Мк. 14:12 и Лук. 22:7. Таким образом, ученики Христа были инициаторами не самой пасхальной трапезы, а только приготовления к ней в полном соответствии с постановлениями закона. Остаётся объяснить только, почему Сам Христос совершил эту трапезу не 16 нисана, а 15. Такое совершение иудеем пасхальной трапезы на день раньше или на день позже по сравнению с предписанием допускалось законом в случае наличия у этого конкретного иудея каких-то исключительных форсмажорных обстоятельств. Поскольку обстоятельства Иисуса Христа в тот год были, можно сказать, форсмажорными в высшей степени, то и совершение Им пасхальной трапезы на день раньше всех остальных иудеев не было нарушением закона. Непосредственно перед трапезой Он объясняет ученикам причину такого Своего поведения: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лук. 22: 15 – 16). Как видно, всё это имеет весьма косвенное отношение к структуре и функционированию еврейского календаря и, следовательно, к теме обсуждаемой статьи.

http://bogoslov.ru/article/6174863

Иоанн Златоуст, Августин и другие полагают, что одна и та же женщина помазала Иисуса два раза, в доме Симона-фарисея и в доме Симона-прокаженного. Надо полагать, что предположение это основательно, и что женщина, явившаяся теперь в дом Симона-прокаженного, была действительно Мария Магдалина, так как Евангелисты Матфей и Марк не называют ее по имени, и не называют ее, вероятно, по той же причине, по какой и Евангелист Лука не назвал по имени явившуюся в дом Симона-фарисея грешницу (об этом см. выше с. 387). Наступал праздник пасхи, установленный в воспоминание освобождения евреев от ига египетского. По закону (Исх. 12, 2—20), в четырнадцатый день первого весеннего лунного месяца, нисана, каждая еврейская семья (или две малых семьи вместе) обязана была испечь на огне годовалого агнца (ягненка или козленка) и в ночь того же дня съесть его с пресным хлебом и горькими травами; этот агнец и назывался пасхой. На другой день начинался семидневный праздник опресноков, названный так потому, что как в эти дни, так и в день пасхи, евреям предписывалось есть пресный хлеб и даже не держать в домах своих ничего квасного. Из повествований первых трех Евангелистов (Мф. 26, 17; Мк. 14, 12; Лк. 22, 7) мы знаем, что Иисус накануне Своей смерти, то есть в четверг, ел со Своими Апостолами пасху. А из Евангелия Иоанна нам известно, что члены синедриона, приведя в пятницу утром Иисуса к Пилату, не вошли к нему, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху (Ин. 18, 28); следовательно, они, а с ними и все евреи, ели пасху в пятницу вечером, уже после погребения Иисуса  . Надо полагать, что если Иисус признал необходимым в последний раз совершить ветхозаветную пасху, то совершил ее в тот самый вечер, в какой и надлежало, то есть 14-го нисана. Не следует забывать, что у евреев день (то есть сутки) начинался с заходом солнца; следовательно, 14-е нисана началось не в нашу пятницу, а в наш четверг после захода солнца, но этот вечер нашего четверга у евреев считался началом пятницы. Поэтому следует считать, что Тайная Вечеря происходила по еврейскому счету — в самом начале пятницы, а по нашему счету — в конце четверга, после захода солнца. И распят Иисус в пятницу же, 14-го нисана, в девять часов утра по нашему счету или в три часа по еврейскому. В тот год все евреи ели пасху, по нашему счету, в пятницу вечером, после погребения Иисуса, а по еврейскому счету это было уже начало субботы, 15-е нисана. Полагают, что всенародное празднование пасхи в тот год было отложено до 15го нисана для того, чтобы первый день опресноков не приходился в канун субботы. Правильно ли это последнее предположение или нет — для нас безразлично; достаточно знать, что Иисус со Своими Апостолами ел пасху 14-го нисана, а все прочие евреи — 15-го нисана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Если же суббота выпадает на 16 нисана, то праздник возношения снопа совершается в свое время, то есть 15 нисана, но иудеи ещё должны помнить о наступающей субботе, чтобы сделать необходимые приготовления к субботнему покою. Отсчёт же дней Пятидесятницы в этом случае производится как обычно, с 15 нисана. И тогда суббота 16 нисана является вторым днём, но первой субботой в этом счёте, что и отражено в её характерном названии – «второпервой». В русском же переводе отдано предпочтение счёту опресночных дней, ибо сказано, что она «первая по втором дне Пасхи». Но это не совсем правильно, т.к. не раскрывается смысл термина. Так или иначе, для нас важно то, что второпервая суббота бывает только 16 нисана. В Священном Писании нигде более она не встречается. Она замечательна тем, что когда она случается, то праздники возношения снопа и Пятидесятницы приходятся перед субботой. И следовательно, иудеям надо помнить о наступающем субботнем покое. Оттого, вероятно, у неё такое, сложившееся в быту, характерное название, несомненно, известное и понятное всем иудеям и прозелитам. Упомянув о второпервой субботе, евангелист точно определил тот реальный день истории, о котором и мы можем определённо сказать: в тот год пасха, 14 нисана, была в четверг (по нашему счёту)! А это была, по Евангелию, как считают Отцы (свт. Феофан Затворник ), вторая пасха из четырех после Крещения Господа нашего Иисуса Христа с. XXV]. Отсюда вытекает тот самый дополнительный признак для выбора даты страданий Спасителя, о котором сказано выше. Итак, имеем: Последняя, 4-я пасха – 14 нисана – пятница. Вторая пасха (или за два года до страданий) – 14 нисана – четверг. Попытаемся определить для полноты признака день недели предпоследней (или третьей) пасхи Господа, исходя из продолжительности лунного года, методом проб. Лунный год у иудеев состоит либо из 12-ти лунных месяцев, либо из 13-ти, когда вставляется добавочный месяц (эмболистический год). Эмболистические годы в 19-летнем цикле следующие: 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й, 19-й – всего семь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Постараемся показать, что это именно так. Иудеям, как видно из Библии , в дни опресноков приходилось вести три счёта дней: Первый – счёт дней обычных седмиц: от субботы к субботе. Дни недели не имели названий и обозначались простым счётом: 1-й день, 2-й день и т. д., кроме предшествующего субботе шестого дня, называемого в Евангелии – παρασκευ – приготовление, в который иудеи делали приготовления к субботе, ко дню покоя, полагавшемуся по закону. Христиане этот день называют пятницей, так как он стал пятым днём после воскресения. Второй – счёт семи опресночных дней, начиная с первого дня пасхи, с 14 нисана, и кончая 20 нисана включительно. Третий – счёт дней и суббот «седми седмиц» (так как кроме дней надо считать и субботы) или семи суббот до праздника Пятидесятницы, отсчитываемых от второго дня пасхи – 15 нисана, согласно закону: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясения, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу» ( Лев. 23: 15–16 ). Следует, однако, заметить, что если на день 15 нисана, от которого идёт отсчёт, выпадет суббота, тогда отсчёт начинается со следующего дня, то есть с 16 нисана (согласно Писанию: «на утрие перваго дне субботы, да вознесет его жрец» ( Лев. 23:11 – слав.), так как субботний покой запрещает всякую жатву. Так было в год распятия Спасителя. Пасха в тот год была в пятницу 14 нисана, а следующее число, 15 нисана, – суббота, названная евангелистом Иоанном «великой» ( Ин. 19:31 ). И в этот день должен быть праздник опресноков, в который по закону должен был возноситься сноп нового урожая ячменя, но его, субботы ради, перенесли на 16 нисана, а это уже был день Воскресения Христова. И здесь открывается связь Ветхого и Нового Заветов и обнаруживается скрытый смысл ветхозаветного возношения и потрясения иереем пред Богом первого снопа колосьев ячменя из нового урожая. Сноп – символ всеобщего Воскресения людей и, прежде всего, Христова Воскресения. Как зерно, будучи брошено в землю, возродившись, даёт новое тело – колос, и хлеб – животную жизнь человекам, так «начаток умерших, перворожден из мертвых» (из Литургии св. Василия Великого ) – Воскресший Христос – даёт людям жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

В евангельской истории прямо не сказано о хлеб вечери Христовой, был ли он квасный или опресночный. Евреям закон вменял в обязанность употреблять опресночный хлеб только и исключительно во дни своей пасхи (с вечера 14 по вечер 21 нисана), запрещая в это время вкушение квасного под угрозою смерти; в эти дни надлежало изъять из домов своих квасное ( Исх. 12, 15–20 ; Лев. 23, 5–7 ). В год распятия и смерти Искупителя иудеи совершали пасху сутками позднее, чем совершал вечерю со Своими учениками И. Христос. Он совершил вечерю в нощь, в нюже предан бываше ( 1Кор. 11, 23 ), а днем смерти Господа была пятница ( Иоан. 19, 14. 31. 42 ; Лук. 23, 54 ; Марк. 15, 42 ; Мф. 27, 62 ). Значить, днем совершена Им Своей вечери был четверток. Это падало на 14-ое нисана, а так как иудеи высчитывали день или число месяца от вечера до вечера, и сами предавшие Иисуса на смерть считали узаконенным временем и действительно совершали пасху тоже 14-го нисана, но в ночь с 14-го на 15-ое, так что для них первым днем пасхи, – днем опресноков, было уже 15-ое нисана, то, следовательно, И. Христос совершил пасху и установил таинство евхаристии в ночь на 14-ое нисана, т. е. вечером с четверга на пятницу тогда начиналось 14 нисана. Ев. Иоанн и прямо свидетельствует, что И. Христос совершил Свою пасхальную вечерю прежде праздника пасхи (πρ τς ορτς το πσχα, – 13, 1), разумеется, праздника вкушения пасхального агнца, а затем вкушения опресноков. По словам того же евангелиста, иудеи, приведшие И. Христа утром от Каиафы к Пилату, уже по совершении Им пасхи с Своими учениками, не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху (18, 28). Следовательно, до сего времени иудей еще не ели пасхального агнца. Тот же евангелист указывает, что И. Христос был осужден Пилатом на крестную смерть в пяток – пасце (παρασκευ το πσχα), час же яко шестый (19, 14), а это означало у иудеев день приготовительный к празднику пасхи (у Марк. 15, 42 – παρασκευ, στι προσββατον – пятница, т. е. день пред субботою), в вечерю которого, по мнению иудеев, следовало совершать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Таким образом, вся особенность обычая этих «восточных братии» состояла только в том одном, что дважды в каждые девятнадцать лет, и именно в 8-й и 19-й годы александрийской эннеакэдекаетириды , они праздновали Пасху на 28 или 35 дней ранее, чем Церкви Александрийская и Анти-охийская, — праздновали непременно в воскресенье, но в том самом месяце, в котором и иудеи праздновали в эти два года свою Пасху. Оговариваюсь explicite: в подчеркнутых словах я излагаю мой взгляд, а не воззрение Дюшена, который оставил свой научный тезис совсем неразработанным пасхалистически. Я утверждаю, следовательно, что протопасхиты праздновали Пасху «вместе с иудеями» и расходились в этом случае с Александрийскою Церковью только в следующие годы в конце III и в продолжение всего IV в. Во все же прочие годы Пасха «протопасхитов» совпадала с александрийской. Годы 292-й и 387-й, когда Пасха протопасхитов и иудеев приходилась буквально в один и тот же день, нисколько не характерны для обряда протопасхитов, потому что в конце III-ro, в IV-м и V вв. и Александрийская Церковь весьма нередко праздновала Пасху в один день с иудеями. Дальнейшие совпадения (9 случаев в течение V в.) приводит Memain, p. 49. Когда ф. Хефеле (подобно Матфею Властарю) полагает, что, по намерению Никейского Собора, христианская Пасха никогда, nie, не должна совпадать с иудейской, и в объяснение этого (как и Властарь) указывает на то, что когда пасхальная граница, соответствующая 14-му нисана иудеев, совпадает с воскресеньем, то Пасху должно праздновать лишь в следующее воскресенье, то он обнаруживает лишь недостаточное знакомство с вопросом, о котором рассуждает. Собственно говоря, пасхальная граница, т. е. 14-е нисана, и у самих иудеев не составляет праздника: 14-е нисана и у них есть только ъегевн pesah, παρασκευ το πσχα (Ин. 19, 14), накануне Пасхи, — день, аналогичный нашей Великой Субботе, а праздник Пасхи начинается лишь ночью с 14-го на 15-е нисана. Поэтому следует иметь в виду лишь те случаи, когда пасхальная граница приходится в субботу и совпадает с 14-м нисана по иудейскому календарю. Тогда, по принципам александрийской пасхалии, Пасха празднуется на другой день пасхальной границы и, следовательно, в тот самый день, в который и иудеи празднуют первый день своего праздника опресноков. И если с течением веков эти совпадения прекращаются, то лишь потому, что в основе нашей пасхальной ννεακαιδεκαετηρς лежит средний синодический месяц по исчислению Каллиппа, в основе иудейского календаря — средний синодический месяц по Иппарху. Месяц нашей пасхалии длин нее иудейского на 313/846 минуты, и потому через каждые 323 года наша пасхальная граница приходится на 24h 38 1m/18 позже иудейского 14-го нисана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И доказательства в ту и другую сторону (не в пример большинству рассмотренных пунктов) находятся в значительном количестве в доступных авторитетах (см. в пользу 14-го нисана: Sanday, Authorship and Historical Character of the Fourth Gospel, гл. XII, или Westcott, Introduction to the Study of the Gospels 2 , прибавление к гл. VI; в пользу 15-го нисана: Edersheim, Jesus the Messiah II, стр. 479–482; Lewin, Fasti Sacri, стр. XXXI, M». Clellan, New Testament, стр. 473–494). Относительно Евангелий нет нужды говорить здесь больше того, что хотя Евангелие Иоанна prima facie свидетельствует за 14-е, а синоптики за 15-е нисана, но и в синоптических повествованиях есть указания, которые подтверждают Иоаннов взгляд (эпизоды Симона Киринейского и снятия со креста: Мк. 15:21, 42, 46 ). Вероятно, здесь, как и в других местах, неоднократно указывая, что пасха еще «будет» (13, 1: προ δε της εορτης του πασχα. 13, 29: αγορασον ων χρειαν εχομεν εις την εορτην. 18, 28: ινα μη μιανθωσιν, αλλα φαγωσιν το πασχα, св. Иоанн имел намерение молчаливо исправить ошибочное впечатление, которое получалось, или могло получаться от других повествований 22 . Что касается решительных свидетельств христианской древности, восходящих, может быть, до Апостола Павла, в пользу нисана 14, то см. о сем ниже, стр. 76. В каком же – отеперь – году из установленных уже предельных 28–33 пятница упадала на 14-е нисана, принимая во внимание и менее вероятную дату 15-го нисана? Вопрос не так легко решить, как кажется, потому что никогда нельзя быть уверенным, какой день считался днем новой луны или первым данного месяца, а равно не всегда возможно быть уверенным, какой месяц считался нисаном, или первым в данном году. 1) Как определялось начало еврейского месяца? Теоретически, без сомнения, простым наблюдением. А так как астрономы могут высчитать точное время какого угодно новолуния, то, прибавив несколько часов (не менее 30), чтобы новый месяц был видим, и, взяв первый заход солнца после этого, возможно узнать, когда каждый месяц должен был начинаться, если бы еврейские наблюдения делались аккуратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010