Закрыть О празднике светлого Христова Воскресения Событие праздника и его эортологическая динамика 15.04.2023 1923 Время на чтение 18 минут 1 часть Воскресение Иисуса Христа (греч. anasmasis; лат. resurrectio) - возвращение Иисуса Христа к жизни после Его смерти через распятие на Кресте и после Его погребения. Одноименное название носит установленный в память этого события величайший христианский праздник, именуемый светлым Христовым Воскресением, или Пасхой. Евангелисты повествуют о крестной смерти Спасителя в пяток, накануне еврейской Пасхи, и о том, как испросивший у Пилата тело Спасителя Иосиф Аримафейский, член синедриона, но тайный ученик Христа, похоронил тело Его в пещере. Но когда по прошествии субботы благочестивые жены пришли ко гробу Спасителя, чтобы помазать тело Его благовониями, они увидели гроб пустым, а во гробе юношу в белой одежде, который сидел на правой стороне. Он сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет - Он воскрес, как сказал... Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28: 5-7; также: Мк. 16: 6-7; Лк. 24: 5-8). В воспоминание смерти Христовой Пасха в Церкви I века праздновалась форме поста. К этому же времени относится и начало формирования Великого поста. А круг праздников Церкви апостольского времени, по-видимому, исчерпывался лишь воскресными днями. При этом положение поста было неустойчивым: одни оставляли его в самый день еврейской Пасхи, а другие - в следующее за ней воскресенье. При этом, по свидетельству Сократа (V в.), совершавшие праздник Пасхи в 14-й день месяца нисана, то есть в один день с евреями, утверждали: так им предписано апостолом Иоанном. Праздновавшие же в следующее воскресенье говорили, что свое обыкновение получили они от апостолов Петра и Павла. На протяжении II века совершался неуклонный переход к твердым литургическим нормам. Именно в это время устанавливается особое - самостоятельное - почитание годового дня смерти и Воскресения Христова, то есть праздник Пасхи. Следует подчеркнуть следующее обстоятельство: если ранее Пасха осмыслялась как пост в честь смерти Спасителя, произошедшей именно в день еврейской Пасхи, то теперь возникла настоятельная необходимость в соединении с ней и радостного воспоминания о Воскресении Христовом. Это, разумеется, с одной стороны, совсем не сообразуется с пощением, а с другой - соответствует исключительно воскресенью, а не какому-либо иному дню недели.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Понятно, что не было никакой возможности в один день, в тесных дворах храма, совершить столько закланий. Поэтому допускалось закалать их и совершать пасху накануне, 13 нисана, когда Господь и совершил ее, не отлагая на 14 число, ибо время Его было сокращено («время мое близко», – говорит Он Сам, посылая учеников приготовить пасхальную вечерю). Другие думают, что синедрион нарочито перенес в этот год празднование пасхи с 14 на 15 нисана, чтобы избежать двух, совершенно свободных от труда дней, т.е. пасхи, приходившейся в пятницу, и субботы, которая сама по себе была днем нерабочим, а тем более – в дни пасхальной седмицы. Желающие, конечно, могли отправлять пасхальную вечерю и 14 нисана, в день, указанный Моисеем. По этому мнению, Господь и совершил ее 14 нисана. Можно принимать или то, или другое мнение, но заключение будет одно и то же: синедрион закалал и ел пасхального агнца в пятницу, будь это 14 или 15 день нисана; а Господь совершил эту пасху днем раньше, в четверг, будь это 13 или 14 нисана. Вот почему, хотя три первых евангелиста и называют четверг первым днем опресночным, но сами же они пишут, что на Тайной вечере Господь употребил хлеб квасный, по-гречески артос, а не опресночный, по-гречески азимос. В законно установленный день всеобщего празднования пасхи допускать на трапезу квасный хлеб было строго запрещено. Евангелисты также сообщают, что в пятницу Симон Киринейский возвращается с поля, очевидно – с работы, Иосиф покупает в пятницу же плащаницу, а мироносицы – миро, следовательно, в пятницу допускались и работы, и торговля, а общий праздник пасхи еще не наступал – до вечера. При этом должно помнить, что Иудеи считали церковный день с вечера, так что вечер 13 нисана принадлежал уже 14 нисану. Для нас, христиан, неважно знать, в какое именно число месяца пострадал Господь наш; довольно знать, что день Его страданий и смерти был днем ветхозаветной пасхи, так что если Он совершил пасху даже 13 нисана, то пострадал Он 14 нисана, в законный день пасхи; если же Он совершил Свою Тайную вечерю 14 нисана, то все же Он умер на кресте 15 нисана в тот самый час, когда в Иерусалимском храме происходило заклание безчисленного множества агнцев пасхальных, Его смерть прообразовавших. На это совпадение с особенной силой указывают и святые апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Наше знакомство с решениями указанного вопроса привело нас, помимо нашей воли и желания, к тому убеждению, что вся ошибка древних и современных гармонистов в этом вопросе состояла и состоит в том, что они приступали и приступают к решению его со своими, на свой лад переделанными, хронологическими датами Евангелистов: вместо того, чтобы считать днями, как у Евангелистов, они перелагают их на числа месяца (13-е, 14-е, 15-е нисана) и затем начинают строить свои комбинации этих чисел, каковых комбинаций тем всё больше, чем всё больше позабывались иудейские праздничные обычаи и праздничная храмовая хронология. Затем, к этому вопросу припуталась особая цель: хотели, на основании такого или иного решения о дне вечери, решить и вопрос, употреблять ли для таинства Евхаристии опресноки или квасной хлеб? А при такой постановке вопроса можно, как и показала история полемики, всё отыскать. Наша, следовательно, обязанность – позаботиться освободиться от этих ошибок с одной стороны, а с другой взять за данные, при решении вопроса о дне последней вечери И. Христа, хронологические показания самих Евангелистов, на время отбросив свои 13–15 нисана, на время позабыв и полемическую сторону, не касающуюся сущности дела. Даты евангельские в конце концов приведут, как к своему выводу, к датам числовым, но не наоборот, и вся разница евангельских дат у синоптиков и Иоанна сведётся к разнице лишь хронологического термина у того и других (у синоптиков: «первый день опресночный», а у Иоанна: «пред праздником Пасхи»), но с одним и тем же смыслом, со значением «дня приготовления и заклания пасхального агнца». Такой смысл синоптического термина необходимо требуется всем ходом рассказа у синоптиков и Иоанна и замечанием о таком его характере у Марка и Луки ( Мк.14:12 и Лк.2:7 ), – смысл, которому пока не удаётся подыскать оснований в библейской и после-библейской литературе еврейской. Только глухое показание Иосифа Флавия о 8-дневном празднике опресноков, в другом месте исправляемое у него литературным книжно-законным показанием о семи днях праздника опресноков, из которых первый день 15-е нисана, а второй 16-е 2 , и сходящееся с ним замечание Ев. Луки о том, что «приближался праздник опресноков, называемый пасхой» ( Лк.22:1 )=у Иос. Флавия 3 «наступал праздник опресноков, называемый у иудеев пасхой», намекают на двоякое значение в те времена термина: «праздник опресноков»: более строгое, чисто литературное, библейское, учёное, и менее строгое и точное, обыденное. И вышеуказанные заметки Марка и Луки, которые они сочли нужным прибавить к термину «первый день опресночный», очевидно, сделаны ввиду возможной со стороны читателей Евангелия ошибки принять термин за то, что он в большинстве в учёном, строго библейском употреблении обозначает, но чего здесь он не имеет в виду обозначать.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕСАХ Главный праздник евр. традиц. календаря, посвященный воспоминанию исхода евреев из Египта и связанных с ним событий; «пасха иудейская» (Ин 11. 55). Первый из трех «паломнических праздников» (regalim), наряду с Шавуот (Пятидесятницей) и Суккот (Праздником кущей), в к-рые Писание заповедало «являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он» (Втор 16. 16). Слово «песах» (pesach), от глагола pasach (миновать, проходя мимо), букв. относится к пасхальному жертвоприношению и появляется как его название уже в кн. Исход: «...это пасхальная жертва (zevach-pesach) Господу, Который прошел мимо (pasach) домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил» (Исх 12. 27). Обычаи праздника, в разъяснение и дополнение к изложенным в Законе Моисея (Исх 12-13; Лев 23; Числ 28), установлены в трактате Песахим, принадлежащем ко 2-му отделу Мишны , а также в талмудических комментариях на него и в целом виде сложились после разрушения Иерусалимского храма в 70 г. П., согласно указанию Исх 12. 8, отмечается в ночь на 15-е число лунного месяца нисана (авива). Праздничными считаются последующие 7 (в диаспоре - 8) дней, в продолжение к-рых верующие не вкушают квасного («дни опресноков» - Деян 12. 3). В будние из этих дней (т. н. будни праздника) дозволяется работа с нек-рыми ограничениями, кроме последнего дня, к-рый по значению приравнивается к 1-му (Исх 12. 16) и считается датой перехода через Красное м. Приготовления к празднованию П. занимают неск. дней, среди них наибольший ритуальный смысл придается тому, чтобы в доме не было ничего приготовленного с закваской (т. н. хамец, к к-рому относятся не только дрожжи, но и любой злак, замоченный в воде). Закваска помимо прямого смысла заповеди (Исх 12. 15; 34. 25) трактуется символически - как страстное начало человеческой природы. Обычай печь квасной хлеб, или «халу бедняка», из части муки, заготовленной для мацы (опресноков), в последнюю субботу перед П. (т. н. Великую субботу) указывает на то, что главным способом «избавления» от квасного хлеба накануне праздника было его съедение. Посуду очищают посредством кипячения или прокаливания. Квасного не должно остаться в домах к полудню (7-му солнечному часу) 14 нисана, после к-рого происходило заклание пасхальной жертвы (ср.: Исх 12. 6), хотя прямых указаний в Писании на это нет: согласно Исх 12. 8, обязанность есть пресный хлеб наступает в ночь после заклания; фактически же поиск остатков «хамеца» ведется еще вечером 13 нисана. Утром 14-го найденное сжигается, а ненайденное посредством особого заклинания вменяется в «прах земли».

http://pravenc.ru/text/2580068.html

Скачать epub pdf Глава 6 Оправдание учеников, срывавших колосья в субботу (1–5). Исцеление сухорукого (6–11). Избрание 12 Апостолов (12–16). Нагорная беседа (17–49). Лк.6:1–5 . Сказание ев. Луки о том, как Господь защищал учеников своих от нареканий фарисеев, будто они нарушают субботу, срывая колосья, несколько короче, чем у ев. Матфея и Марка, но совершенно сходно с ними (см. Мф.12:1–8 . Мк.2:23–28 и прим. – «В субботу первую по втором дне Пасхи»: собственно, в субботу второ-первую ( δευτεροπρτον), – выражение нигде еще не встречающееся в священных книгах и потому затруднительное для точного объяснения и подавшее повод ко многим догадкам для объяснения. Вероятнейшая из таких догадок следующая: второ-первой субботой у евреев называлась та суббота, которая первая следовала после второго (субботнего) дня Пасхи. Пасха у евреев праздновалась не в один определенный день недели (как у нас в воскресенье), а в тот день недели, на какой падало 14-е число Нисана месяца, в которое вечером надлежало вкушать пасху ( Исх.13 ). На второй день Пасхи начинался праздник опресноков, продолжавшийся семь дней (там же и Лев.23:5–6 ). В наутрие субботы, следующей за этими праздниками, должно было приносить в жертву первый сноп жатвы (сноп потрясения, Лев.23:10–14 ). Отсюда надобно было отсчитать семь полных суббот, или семь седмиц, и в восьмую субботу праздновать праздник Пятидесятницы ( Лев.23:15–21 ). Этот счет суббот после Пасхи и первого дня опресноков происходил обыкновенным образом – первая, вторая, и т. д. – Но если 14-е число Нисана – первый день Пасхи, падало на пятницу, а 15-е число – первый день опресноков – на субботу, то счет следующих суббот происходил иначе; эта суббота – первая по дне Пасхи и первый день опресноков – не считалась первой субботой и не приносился в нее первый сноп жатвы, а приносился он в следующую субботу, которая и называлась второ-первой (собственно вторая после Пасхи, но первая после первого дня опресноков); следующая за ней называлась второ-вторая, следующая второ-третья и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

План Постной триоди Постная триодь представляет собою сборник переменных частей богослужения для первой половины круга т.н. подвижных дней, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая великой субботой. Прежде чем приступить к рассмотрению того, как создавались составные элементы триоди и как составлялся самый этот сборник, необходимо предварительно ознакомиться с тем, как возникли те памяти, которые давали повод к появлению указанных элементов, и как образовалась та система этих памятей, которая теперь служит планом Постной триоди, – словом – необходимо ознакомиться с историей календаря Постной триоди. В этом календаре различаются три группы памятей: 1. пасхальный пост, или страстная седмица, к которой примыкает пост 40-цы с предшествующими ей тремя приготовительными седмицами, 2. памяти дней воскресных 40-цы: в настоящее время в нашем календаре их нет, о них говорится лишь в содержании самогласнов и некоторых воскресных канонов, согласно этому содержанию во вторую, например, неделю поста вспоминается притча о блудном сыне, в третью – о мытаре и фарисее и т.д., и, наконец, 3. группа памятей минейных, перенесенных в подвижной круг из неподвижного, каковы, например, памяти св. Феодора Тирона в субботу первой седмицы поста, св. Марии египетской – в 5-ю неделю и т.п. Самая древняя из вышеуказанных память это – пасхальный пост. Несомненно, он установлен еще апостолами по заповеди Христа – поститься в тот день, когда отнимется у них Жених ( Мф. 9,15 ). Как видно из истории пасхальных споров к. II в., его одинаково соблюдали и христиане, праздновавшие Пасху вместе с евреями 14-го нисана, и христиане, праздновавшие этот праздник в день воскресный 1 . Продолжительность его во II в. в различных местах была различна. Св. Ириней Лионский в письме к папе Виктору сообщает, что, «по мнению одних, следует поститься один день, по мнению других – два дня, по мнению третьих – даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи 2 ». От первой половины III-ro века Тертуллиан в своем уже монтанистическом (после 202 г.) сочинении «О посте» сообщает, что современные ему православные считали «назначенными Евангелием для поста лишь те дни, в которые отнят был Жених, и признавали их единственно обязательными для христиан постом, после того как отменены были ветхие, законные и пророческие, установления (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Пасха и Исход I На пути в Египет, Моисей встретился с братом своим Аароном и, по повелению Божию, взял его с собою. Моисей был косноязычен и речь его была тяжелая, Аарон же был красноречив. И сказал Бог Моисею: – Аарон будет говорить за тебя с народом и с фараоном. Он будет твоими устами. Моисей с Аароном пришли к народу израильскому и возвестили ему волю Божию об исшествии из Египта. И сотворили знамения и чудеса. И народ поверил, что они посланы Богом. Тогда братья пошли к фараону и сказали ему: – Бог евреев прислал нас: отпусти нас со всем народом в пустыню, чтобы там мы могли принести жертву Богу нашему. Фараон сказал на это: – Я не знаю Бога вашего и не отпущу с вами народ в пустыню. И тотчас отдал фараон приказ наложить на евреев еще более тяжелые работы. Тогда Моисей силой Божией стал наводить на египтян лютые казни: обращал воду в кровь, насылал тучи мошек и ядовитых мух, поражал градом поля египтян, истреблял зелень саранчой, наводил тьму на весь Египет. Этих казней египетских было десять. Фараон был упрям. Когда начиналась какая-нибудь казнь, он соглашался отпустить народ. Но, когда казнь прекращалась, опять отказывал. А после девятой казни пригрозил самому Моисею казнью, если он еще раз придет просить за народ. Тогда сказал Господь Моисею: – Еще одну казнь наведу я на фараона, и после того, он отпустит вас из Египта. И открыл Господь Моисею, что эта последняя казнь, и это освобождение израильтян совершатся в ночь с 14-го на 15-ое число весеннего месяца Нисана. II Приближалась эта ночь спасения для евреев. Египтяне не знали, что с ними будет в эту ночь. У евреев же шли великие приготовления. Господь повелел Моисею, чтобы в эту ночь во всем народе еврейском, в каждом семействе была совершена жертва Богу, на память об избавлении от рабства египетского. И назвал Бог эту жертву Пасхой. Вот как повелел Моисею Господь совершить Пасху: – Скажи всему народу израильскому: пусть каждое семейство приготовит себе к той ночи агнца (иначе сказать: ягненка). Агнец же должен быть таков: однолетний (по первому году), мужского пола и непорочный, – без всякого изъяна или порока. Вечером, 14-го числа месяца Нисана, пусть каждая семья заколет своего агнца. Кровью его пусть помажут оба косяка и перекладину входной двери дома. Агнца пусть испекут на огне. Потом пусть соберутся люди около агнца, одетые, обутые по-дорожному и с посохами в руках. И пусть поспешно съедят агнца с пресным хлебом и горькими травами. Костей агнца пусть не сокрушают, и все, что от него останется, пусть сожгут на огне до наступления утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Год Год (величие, блеск) ( I Nap. VII, 37 ): а) один из сынов Цофаха, потомка Асирова; б) (по-евр. шана) ( Быm. XVII, 21 ) – высшая единица для измерения времени. Первоначальный год евреев был лунный, состоявший из 12 лунных месяцев, попеременно в 29 и 30 дней каждый, след., в еврейском лунном году насчитывалось только 354 дня. Впоследствии оказалась необходимость лунный год привести в соответствие с солнечным. С этой целью к последнему месяцу лунного года прибавляли еще один, тринадцатый месяц, Ве-Адар (прибавочный Адар), и таким образом у евреев получались годы простые и високосные. Кроме того, евреи разделяли лунный год на гражданский и священный. С гражданского года, начинавшегося с месяца Тисри (с половины сентября), велись договоры, делались выборы властей, назначались годы субботний и юбилейный, означалось рождение детей и начало царствований. Священный год установлен после выхода евреев из Египта и начинался с весеннего равноденствия, т. е. с месяца Нисана ( Ucx. XII, 2 ), соответствующего нашему марту. По священному году считались праздники и священные времена. Этим же годом пророки означали время своих пророчеств и видений ( Зax. VII, 1 ). Месяцы года гражданского и священного с их празднествами и соответствующими им временами года представляются в следующей таблице: I. Весенние месяцы : Авив (или месяц колосьев), или Нисан ( Ucx. XII, 2, 18 , Ecф. VIII, 9 ), и Тиар, или Зиф ( III Цap. VI, 1–37 ). Первый соответствует марту, а второй апрелю. Праздники в месяце Нисане: 14 – Заклание пасхального агнца. 15 – Пасха. 16 – Принесение Господу первых плодов весенних или винограда. 21 – Последний день Пасхи. II. Летние : Сиван ( Bap. I, 8 ), соответствующий нашему маю, и Тамуз ( Ueз. VIII, 14 ), соответствующий июню. Праздники в месяце Сиван следующие: 6 – Пятидесятница и принесение Господу первых плодов жатвы: пшеницы или ячменя. III. Месяцы жаркого времени : Ав, соответствующий июлю, и Елул ( Heeм. VI, 15 ), соответствующий августу. Праздник в последнем месяце: 9 – Пленение храма вавилонянами и впоследствии римлянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Обряд Права Церкви изменять церковные обряды 1 . Первое правило апостолов Петра и Павла говорит: «Аз, Петр, и Павел заповедуема людем делати пять дней в недели, в субботу же и в неделю да упражняются в церковь …» («Кормчая», л. 27), а между тем, лаодикийский собор совершенно упраздняет это правило, говоря: «Всяк христианин не в субботу празднует, но в неделю. Толкование: аще убо который христианин в субботу празднует, и не делает, таковый с иудеи празднует и жидовствует; сего ради подобает в субботний день делати, не делати же и праздновати в неделю» (29 пр. в «Кормчьей», л. 78). 2 . В малоазийских церквах был обычай, ведший свое начало от ап. Иоанна Богослова, праздновать пасху 14 нисана, в какой бы день это число ни случилось, но Первый Вселенский собор отменил его и установил праздновать в первый воскресный день после весеннего полнолуния («Синакс. в 7 неделю по Пасхе, Кормчая», л. 6). Антиохийский собор 1-м правилом постановил извергнуть того из клира, кто покусится изменить постановление Вселенского собора о Пасхе, а лаодикийский собор в 7 пр. называет четыренадесятников, т.е. празднующих Пасху 14 нисана, еретиками и предает проклятию. 3. Если так Церковь поступала с установлениями самих апостолов, не касающимися сущности веры Христовой, то тем более могла исправлять на лучшее подобные же постановления последующего времени. Доказать это нетрудно. Так, например, отцы неокесарийского собора постановили 15-м правилом иметь в городе по семи диаконов, как писано в «Деяниях апостольских», «аще град и велик есть» («Кормчая», л. 56 об.). Но отцы VI Вселенского собора 16-м правилом упразднили это постановление и решили, напротив, что «каяждо церковь да имать колико может пресвитер или диакон, и прочих причетник», на том основании, что отцы неокесарийского собора «не добре разумеша» сказанное в книге «Деяний апостольских» о семи диаконах: там говорится не о служащих тайнам, а о служащих трапезам («Кормчая», л. 182). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Решение этого вопроса, по нашему мнению, зависит от дня страдания и смерти И. Христа, который в Евангелии Иоанна точно называется пятком ( Ин.19:14,31 ). Но между тем как, по сказанию первых трех Евангелистов, этот пяток, по-видимому, был 15 нисана, по беспристрастному пониманию указанных мест Ев. Иоанна он был 14 нисана. Правда, Визелер, западный исследователь евангельской хронологии, 307 держится первого мнения и старается примирить относящиеся сюда места Еванг. Иоанна остроумно, но слишком искусственно. Мы держимся указания Ев. Иоанна и убеждены, что день страданий и смерти И. Христа – пяток – был 14 нисана; a 15 нисана падало в этот год на субботу; следовательно, и пасха еврейская была в субботу, а не в пятницу. И если ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом новозаветного пасхального Агнца – Христа, то, как первый, по повелению Божию должен был быть закалаем к вечеру 14 нисана ( Исх.12:6 ), так и новозаветный Агнец должен был быть принесен в жертву за грехи всего мира также 14 нисана к вечеру. Итак, если день смерти И. Христа – пяток, и именно 14 нисана, то пасха еврейская – 15 нисана, – падала в этот год на субботу. Вот почему евангелист Иоанн, сказав о том, что иудеи просили Пилата в пяток же вечером перебить голени распятым, прибавляет: да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик денъ тоя субботы ( Ин.19:31 ). Из этих слов до очевидности ясно, что пасха еврейская в год страданий и смерти И. Христа была в субботу, и эта пасхальная дата, по нашему мнению, самая определенная и самая твердая из всех евангельских дат. – Теперь вопрос только в том, можно ли в настоящее время определить с точностью, в каком году общественного служения И. Христа пасха еврейская (15 нисана) приходилась в субботу? Чтобы решить этот вопрос, мы занялись определением полнолуний в месяце нисане, соответствующем нашим марту и апрелю. Руководясь календарями Мещерина 308 и Гинсбурга, 309 мы нашли, что за время общественного служения И. Христа пасха еврейская дважды падала на субботу, именно в 19-м и 22 году нашей эры. Несомненно, последняя была в год страданий и смерти И. Христа, а первая в год вступления Его на служение. 15 нисана первой пасхи совпадало с 1-м числом нашего апреля. Вторая пасха, в 20 году нашей эры, была в среду и совпадала с 27 числом месяца марта. Третья пасха, в 21-м году, была во вторник и совпадала с 15 числом апреля. Наконец четвертая пасха, в 22 году, была в субботу 28 марта. 16-го же нисана или 29 марта И. Христос воскрес из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010