Еще одно важное улучшение и одновременно усложнение календаря было предпринято в 1923 г., когда в Константинополе состоялось совещание Православных Церквей. Широко распространенным ныне является заблуждение, согласно которому это совещание приняло григорианский календарь, однако его участники утвердили исправленный юлианский или т. н. " новоюлианский " календарь. Он имеет период в 900 лет, в течение которых число високосных лет уменьшается на 7. Продолжительность такого года составляет 365+218/900=365,24222, т. е. ошибка в 1 день в нем будет накапливаться по истечении более чем 40 000 лет. Реакцией на реформу стал раскол греческих " старостильников " , которые отказались принять это нововведение. Малоизвестным является факт, что этот календарь (а точнее, гражданский " григорианский " стиль) был формально введен св. патриархом Тихоном для употребления в Русской Православной Церкви 2 (15) октября 1923 г. Однако это введение вызвало нестроение в церковном народе (хотя практически все московские приходы приняли данное распоряжение), и поэтому св. патр. Тихон 26 октября (8 ноября) издал распоряжение: " Повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребеление временно отложить " . Т. о. " новый " стиль действовал в нашей Церкви только 24 дня. В настоящее время Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарем, все остальные Поместные Церкви – новоюлианским, который до 2800 г. будет полностью совпадать с григорианским. Итак, ситуация с календарем, как мы увидели, была довольно сложной. Что же происходило с определением даты празднования Пасхи? Перенос Пасхи на воскресный день Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни принимал участие в иудейских праздниках (Ин. 2, 13 – 25; 5, 1 – 47) и Его примеру следовали апостолы после Вознесения (Деян. 2, 1; 20, 16). Поэтому самым древним литургическим обычаем было совершение христианами Пасхи в день 14 нисана, т.

http://religare.ru/2_49418.html

Итак, какой же Синаксарь имеет в виду в Хиландарском Типиконе пр. Савва Сербский , Синаксарь, которым несомненно регулировалась богослужебная практика этого знаменитого святогорского монастыря? Более или менее категорический ответ на поставленный вопрос возможен ныне, благодаря находке нами в библиотеке Хиландарского монастыря цельной рукописи XIV века, с таким любопытным надписанием: « Синаар съ Бмь по типикоу име трпаре и мца до мца ауста». Настоящая рукопись 9 66 (70) в лист, 269 листов, нисана чётким почерком XIV века. Заглавный лист, первый, писан позднейшей рукой XVI века. Состав рукописи такой: Л. 1–79 Синаар Полный месяцеслов с сентября месяца по август с тропарями и кондаками святых и праздников, указываемых в Синаксаре. За месяцесловом следуют непосредственно тропари и кондаки для святой четыредесятницы и пятидесятницы, а затем замечание о посте св. апостолов, тропари по непорочных, воскресные тропари, ипакои и богородичны восьми гласов. Л. 79 об. Бгородичникь прстые Бце смыимь гласовомь. Л. 246. инока. и презвитера мнастыра нарицаема Хиландара. съписашесе канны. стмоу Симен. новмоу мроточцоу. и стлю Сав. срьвскыма. похвала препбномоу Сменоу. и блгодарнаа пнь стлю Сав. кан, общь стм Сменоу и стмоу Сав. Чтобы познакомиться с месяцесловом этого замечательного Синаксаря, мы выписываем из него памяти 22 дней месяца сентября, которые следуют в таком порядке: 1) преподобного отца Симеона столпника, святых 40 жен и память Иисуса Навина; 2) святого мученика Маманта, и преподобного Иоанна Постника ; 3) святого священномученика Аноима пикомидийского и преподобного отца нашего Феоктиста спосника великого Евфимия; 4) святого священномученника Вавилы и святого пророка и боговидца Моисея; 5) святого пророка Захария отца Предтечева; 6) память бывшего чудесе в Колосаих, иже в Хонех Архистратигом Михаилом и святого мученика Евдоксима; 7) предпразднство Пресвятой Богородицы и святого мученика Созонта; 8) Рождество Пресвятой Богородицы; 9) святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святого мученика Севериана; 10 святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры; 11) преподобной матери нашей Феодоры александрийской; 12) святого священномученика Автонома. Сьси днь даваемь праздникь; 13) обновление Святого Воскресения Христа Бога нашего и святого священномученика Корнилия сотника, и предпразднство Честного и Животворящего Креста; 14) Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста; 15) святого великомученика Никиты; 16) святой великомученицы Евфимии; 17) святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; 18) преподобного отца нашего Евфимия; 19) св. мученика Трофима, Савватия и Доримента (?) и 20) св. великомученика Евстафия и дружины его; 21) в си день отдавается празднику и 22) святого священномученика Фоки и святого пророка Ионы. В сей день поем апостолу Кондрату.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Немного коснемся устроения византийского календаря в связи с Пасхалией. Единые правила расчета дня Пасхи сложились в течение II–V веков новой христианской эры. Александрийский способ, принятый всей Церковью, опирался на древнегреческие таблицы течения Луны в соединении с юлианским календарем. В Александрийской пасхалии 21 марта юлианского календаря называется днем весеннего равноденствия. Условное календарное полнолуние, выпадающее на 21 марта или последующие дни, называется весенним пасхальным полнолунием. Воскресенье после весеннего полнолуния и является светлым праздником Пасхи. Этими простыми правилами и наименованиями дней в византийском календаре навечно закреплена память о событиях Пасхи, Креста и Воскресения Христова в связи с ветхозаветной пасхой 14 нисана по еврейскому календарю, которая была весной в Иерусалиме. Юлианский календарь в соединении с Александрийской пасхалией объединил в себе непрерывный счет дней, солнечный и звездный года и движение Луны. В таком виде, наполненный и освященный новым (христианским) смыслом измерения времени, с началом отсчета от сотворения мира, он стал календарем империи Ромеев (Византии) и явился выдающимся событием в истории культуры, оказав влияние на самые различные стороны жизни народов Европы. На Руси византийский календарь известен под названием Миротворного круга . Александрийская пасхалия как часть византийского календаря основана на круге в 532 года. Этот круг называют великим индиктионом, в отличие от малого индиктиона длиною в 15 лет. Каждые 532 года в византийском календаре повторяются все возможные сочетания фаз луны, порядковых номеров дней в году и наименований дней седмицы. Благодаря этому свойству календаря богослужебный Типикон Православной Церкви завершен. Наличие круга в 532 года показывает, что авторы Пасхалии простирали ее много далее одного цикла, то есть на несколько тысяч лет. Отсюда можно заключить, что движение пасхальных границ по сезонам солнечного года – 1 день за 128 лет – было заложено в Пасхалию уже при ее создании. Тот же принцип мы видим и в отношении к календарю. Начало отсчета византийского календаря – 5508 год до Р.Х. Значит, календарь уже при его создании в V веке охватывал отрезки времени длительностью не меньше шести тысяч лет. В начале отсчета византийского календаря астрономическое весеннее равноденствие приходится на начало мая. Еще через шесть тысяч лет это событие сместится на начало февраля. Создатели календаря не могли не видеть этой особенности и, очевидно, не считали ее ошибкой.

http://pravoslavie.ru/48648.html

Первая, или весенняя жатва, у древних евреев начиналась жатвой ячменя и оканчивалась жатвой пшеницы ( Руф.1:22, 2:23 ; 2Цар.21:9 ). Поэтому в начале жатвы, т.е. в «день потрясания», 16 нисана, евреи, по свидетельству Иосифа Флавия 10 , Филона 11 , приносили сноп нового ячменя, – а по окончании жатвы в пятидесятницу, – начатки из пшеницы. Для приношения в день пятидесятницы употреблялись два хлеба, которые, в отличие от прочих мучных приношений ( Лев.2:11–12 ), должны были быть непременно квасными и приносились Господу, как «новый плод» ( Лев.23:17 ), почему праздник пятидесятницы иначе назывался днем первых плодов ( Чис.28:26 ; ioм габбиккурим). Так как к пятидесятнице жатва оканчивалась и израильтяне уже имели новую муку, то приношение хлеба в этот день было вполне благовременным, как благодарственное Богу приношение за окончание жатвы; равно как 16-го нисана, когда жатва только что начиналась, приношение ячменного снопа было благодарением за начало жатвы. Квасные же, а не опресночные хлебы приносились в день пятидесятницы, как благодарность Богу за подаяние хлеба, каким обыкновенно, за исключением праздника опресноков, питались евреи, т.е. квасного. Эти два хлеба должно было испечь из двух десятых частей ефы 12 лучшей муки ( Лев.23:17 ). Десятая часть ефы называлась гомором, т.е. снопом 13 , потому что в гомор было столько зерен, сколько можно вымолотить их из одного снопа. Таким образом 16-го нисана приносился ячменный сноп, а в пятидесятницу (в благодарность за окончание жатвы как ячменя, так и пшеницы) два пшеничных хлеба, испеченных из такого количества муки, какое можно получить из двух снопов. Эти два хлеба «священник должен был потрясти потрясанием пред Господом» ( Лев.23:20 ), т.е., по объяснению талмудистов, должен был колебать их несколько раз перед жертвенником взад и вперед 14 , что служило символом принесения их Богу, как благодарственной жертвы от народа израильского 15 . Каждый из этих хлебов, по талмуду, был 7 дюймов длины и 4 ширины 16 . Священник, совершавший потрясание, должен был съесть эти хлебы, которые, как квасные, закон запрещал сжигать на жертвеннике ( Лев.2:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Главное, что любая календарная система нуждается в некоторой авторитетной санкции: кто-то должен объявлять начало месяца, день праздника, определить, когда именно вставляется дополнительный месяц. Естественно, в Иерусалиме эти вещи находились прежде всего в ведении Синедриона, верховного совета иудеев. Но и в нем не было единомыслия — мы знаем о разногласиях между фарисеями, которые следовали многочисленным преданиям, и саддукеями, строго отсекавшими всё, что не поддерживалось, по их мнению, буквой Священного Писания. А что уж и говорить о ессеях и подобных им группировкам, которые не признавали особого авторитета ни за саддукеями, ни за фарисеями, ни за Синедрионом! Нет ничего удивительного в том, что среди рукописей Мертвого моря, например, был обнаружен свой, особый календарь, не совпадавший с иерусалимским; весьма вероятно, что им пользовалась Кумранская или какая-то иная община, а даже если и не пользовалась, то, по крайней мере, с иерусалимским времяисчислением составители этого календаря точно не были согласны. Разумеется, и Пасху они праздновали в разное с Синедрионом время. Могло ли быть так, что Христос с апостолами отпраздновал Пасху по другому календарю, чем фарисеи, дистанцируясь тем самым от них? В принципе, могло. Но сомнений остается все же очень много: Христос, постоянно вступая в конфронтацию с фарисеями по разным поводам, нигде не возражал против храмового богослужения, как, судя по всему, возражали представители Кумранской общины, специально бежавшие в пустыню подальше от нечестивцев, захвативших Храм. Нет, Христос полностью следовал традиционным обрядам, посещал Иерусалим на праздники в то же время, что и остальной народ. Вот и сейчас Он пришел в Иерусалим в обычное время храмового праздника, вместе со множеством паломников. Не похоже, чтобы так он стремился подчеркнуть разницу между храмовым календарем и каким-то другим, более правильным. Да и вообще, вся суть Его учения заключается в том, что приблизилось Царствие Божие, а не в том, 14-м или 15-м днем месяца нисана следует считать эту пятницу. Подобная придирчивость к внешней стороне дела характерна скорее для фарисеев.

http://bogoslov.ru/article/397717

Чис.19:11  сл.; cp. 31:19) 12 . А по отношению к занимающему нас вопросу отсюда следует, что Ин.18:28 совсем не исключает 13 мысли, будто приведшие Христа к Пилату евреи хотели в тот день вечером совершить законную пасху, какой не можаху сотворити все нечисти от души человечи ( Чис.11:6,7 ) 14 . Защитники её в свою пользу ссылаются на некоторые библейские места, которыми и думают оправдать свой тезис. Между ними за locus classicus признается Втор.16:2 . Здесь мы читаем: «И закалай пасху Господу... из мелкого и крупного скота», или – буквально: «(в) пасху (и именно) мелкий и крупный скот». Поскольку последний не входил в собственно пасхальную жертву, то гармонисты и заявляют с торжеством, что и у Иоанна под το πασχα разумеется хагига. Не будем ударять на присутствие члена, придающего всему выражению специальную силу; не будем упоминать и о той вероятности, что вместе с пасхальным агнцем приносились и другие жертвы для праздничных трапез (ср. Ioh. Henr. Othonis Lexicon rabbinico-philologicum, Genevae 1675, р. 453), – и помимо этого ясно, что термин пасха только может относиться к хагиге, но ни в каком случае не обозначает её одну. Тогда не видится основания, почему у Иоанна нужно разуметь именно первую, а не пасху в строгом смысл. Конечно, далее (ст.3) сказано, что с нею () следует есть опресноки семь дней, между тем от пасхального агнца уже к утру 15го нисана не должно было оставаться ничего. Но из ст.46 несомненно, что у ветхозаветного писателя речь исключительно о пасхе, ибо заповедуется съедать мясо в ночь по заклании, каких ограничений для хагиги не существовало. Ниже упоминается только о шести опресночных днях (ст.8), откуда очевидно, что седьмой был особенный и назначался для отдания праздника. Потому и свидетельствует нам единственно о том, что опресноки считались необходимою принадлежностью вечери 15 . При этом нисколько не ясно, чтобы πασχα обнимала собою и хагигу; скорее – наоборот, поскольку свящ. автор заметно выделяет из общей совокупности пасхальных жертв одну, приносимую на избранном Богом месте и вкушаемую при нём, а это мог быть один пасхальный агнец. Само собою понятно, что будет уже прямым произволом утверждать, будто в понятие πασχα последний не включается; тогда и гармонисты ровно ничего не выигрывают для своего истолкования Ин.18:28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В табл.1. представлены пасхальные границы обоих циклов. Из нее видно, что, за исключением нескольких лет, они одинаковые. Поэтому если в александрийском циклическом нисане 15 день луны приходился на воскресенье и совпадал с 15 нисана сирийского цикла, то александрийцы и иудеи справляли Пасху в один день. В.В. Болотов 5 приводит примеры таких совпадений, указывая следующие годы: 289, 296, 316, 319, 323, 343, 347, 367, 370, 374, 394. В 495 г., во второй год александрийского цикла, христианская Пасха (26 марта) справлялась раньше иудейской Пасхи (28 марта) Последнее совпадение обоих праздников было в 783 г. Затем совпадения прекращаются только из-за того, что в середине IV в. евреи ввели новый календарь, в котором средний синодический 6 месяц короче лунного месяца александрийского цикла примерно на 0,37 минуты, и поэтому через каждые 323 года наша пасхальная граница отстает на один день от иудейского 14-го нисана Таблица 1 Пасхальные границы александрийского и сирийского циклов Пояснения к табл. 1 . В таблице используются сокращения: «м» - март, «а» - апрель. Дни выражены в датах юлианского календаря. Пасхальные границы сирийского цикла представлены в реконструкции Д.А. Лебедева С. 267]. Жирным шрифтом выделены годы, называемые эмболимическими, в них осуществлялась вставка дополнительного 13-го лунного месяца. Остальные годы, содержащие 12 месяцев, считаются простыми. Курсивом отмечены пасхальные границы, в циклах не совпадавшие. Подчеркнуты пасхальные границы, при которых Пасху по сирийскому циклу справляли почти на месяц раньше, чем по александрийскому. Во-вторых , рассмотрим правило, предписывающее справлять Пасху после первого, следующего за равноденствием, полнолуния. Соблюдение этого правила также не подтверждается фактами. Уже в IVb. Пасху в Александрии довольно часто справляли либо в день полнолуния, либо даже раньше.В ту эпоху 14-я луна александрийского циклического нисана почти никогда не совпадала с астрономическим . Последнее немного запаздывало и обыкновенно приходилось на 15-й или даже на 16-й день луны. Д.А. Лебедев объясняет это тем, что создатели александрийской пасхалии, вероятнее всего, считали дни луны не от появления нового серпа на небе, а от истинного новолуния. В таком случае астрономическое полнолуние наступает не на 13-й день, как полнолуние в цикле, а в среднем через 14 дней 18 часов Со временем, наоборот, астрономическое полнолуние стало опережать пасхальную границу, так как средний астрономический синодический лунный месяц короче лунного месяца александрийского цикла примерно на 0,00026 суток. В настоящее время истинное полнолуние опережает пасхальную границу примерно на пять дней, и каждые 317 лет разность между ними увеличивается на одни сутки.

http://bogoslov.ru/article/4733283

Есть еще обстоятельство, которое заставляет верить, что первый день праздника Пасхи был перенесен иудеями на субботу. Во второй день праздника, то есть, как об этом положительно говорит Иосиф Флавий, 16-го числа Нисана, согласно Божественному установлению, был приносим в храм первый сноп ячменя. Считая от этого дня, праздник Пятидесятницы иудейской приходился в пятидесятый день. По общепринятому преданию, этот праздник в тот год был в первый день недели (воскресенье), так как и воскресение Иисуса Христа из мертвых случилось в этот же день. Но если бы первый сноп ячменя принесен был в седьмой день недели (в субботу), то праздник Пятидесятницы должен был бы падать тоже на седьмой день недели – на день субботний. Следовательно, вторым днем праздника в том году у иудеев была не суббота (16-е число), а первый день недели (17-е число), первым днем праздника – суббота (16-е число), а навечерием Пасхи – пятница (15-е число). Итак, Спаситель наш Иисус Христос, исполнивший весь ветхий закон и Свою последнюю на земле Пасху совершил законным образом и в установленное время, то есть в четверг вечером – в 14-й день Нисана. Вместе с тем мы не сомневаемся, что Спаситель наш после того, как вкусил пасху в назначенное законом время, умер на кресте в пятницу, именно в ту минуту, когда были закалаемы символические агнцы. Диакон Кудрявцев. «Христианское чтение», 1867 Первые три евангелиста, согласуясь с евангелистом Иоанном в том, что днем смерти Господа была пятница ( Мф. 27:62–64 ; Мк. 15:42 ; Лк. 23:54 ; ср. Ин. 19:14 ), не могут, по-видимому, быть согласны с ним в том, в каком отношении стоял этот день к законному празднику того года: был ли это день самого праздника или день, предшествовавший ему? По повествованиям первых евангелистов, дело как будто так представляется, что день смерти Господа был и днем самого праздника, следовательно, он был 15-е Нисана, а день вечера был, значит, не иной какой, как 14-е Нисана. По Евангелию же от Иоанна дело представляется так, что день смерти Господа – пятница – не был день самого праздника, а только день предшествовавший ему, значит, это был день 14-е Нисана, а вечеря была, следовательно, 13-е Нисана.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Наконец, и положительно Иоанн говорит, что первосвященники в тот день даже не входили в преторию Пилата – язычника, – чтобы не оскверниться, но иметь право вкушать пасху. Вечером же того дня, когда Он был распят, Иудеи спешат докончить казнь распятых перебитием им голеней: понеже Пяток бе, да не останут на кресте телесе в субботу; бе бо велик день тоя субботы. Но суббота не выше дня пасхи. И потому прямо можно утверждать, что Иисус Христос совершил Пасху 13-го Нисана вечером и в ту же ночь был предан и осуждён, а в 14-й день Нисана – то есть уже после смерти Иисуса Христа – Иудеи съедали пасху с опресноками. Следующий же день, 15-е Нисана, считался великим днём пасхи и первым днём опресноков. 2) Но появляется вопрос: почему же Иисус Христос совершил последнюю пасху за день до времени законной пасхи, то есть 13 Нисана, и как смотрели на это отступление от Закона ученики Его и другие, знавшие о совершении этой пасхи? Нужно заметить, что совершенно удовлетворительного решения этого вопроса ещё не дала наука ; а есть несколько гипотез, более или менее удачно решающих этот вопрос. Одни говорят, что во время Иисуса Христа иерусалимские Иудеи в числе многих изменений в совершении своих праздников допускали и перенесение пасхи на ближайший день недели, например, с пятницы на субботу, как это думают случилось в год смерти Иисуса Христа. Галилеяне же держались в этом отношении правильного празднования пасхи, и вместе с ними Иисус Христос, как Галилеянин, совершил пасху в своё время, тогда как иерусалимские Иудеи совершили её днём позже. Другие полагают, что Иудеи во время Иисуса Христа – то ли из-за неточности астрономических вычислений, или затруднения в совершении пасхи в один день многими десятками тысяч Иудеев, допускали празднование пасхи в два дня 13 и 14 Нисана, чем облегчалось заклание бесчисленного множества пасхальных агнцев и принесение жертв в пасхальный вечер. При таком порядке дел, пришельцы из других городов Палестины и отдаленных стран могли начинать своё празднование пасхи днём раньше, 13 Нисана.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Для многих из позднейших византийских и русских писателей «κυριο – πασχα» 25 марта была непонятна уже потому, что они воскресение Христово полагали уже не 25 марта, а 1 апреля (в основе которого лежит непонятное 1-е фармути=27-е марта. – В. В. Болотов , День и год кончины св. Ев. Марка Хр. Чт. 1893. I, 151–156. пр. 40). 1 В таком смысле и понимает это выражение Н. Н. Голубоковский в Хр. Чт. 1892, I, 418: «когда Кирио-Пасха (т. е. Светлое Воскресение) совпадает с Благовещением 25 марта». 2 Возможно, впрочем, что слова «еже есть кириопасха» в Типиконе представляю собою позднейшую вставку: Кто-то поставил это пояснение на поле, а потом переписчики – не совсем удачно – внесли его в текст. 3 Припомним, что в старину у нас и в символе веры в 8–м члене слово τ κριον не τον κριον ; след. κριον здесь – винительный падеж не от существительного Κριος Господь, а от прилагательного κριος, господьственный, согласованный с το πνεμα) переводилось не только словом «Господи», но и словом «истинного». 4 В 5539 от сотворения мира – 31 по р. Х. «господьственная» т. е. пасхальная граница, приходилась, действительно, 24 марта, в субботу, а христианская александрийская пасха 25 марта. Но Матфей Властарь , не имевший правильного представления о еврейкой пасхе, не видит тех трудностей, какие представляет этот год в качестве года крестной смерти Иисуса Христа с точки зрения александрийской пасхалии. Иисус Христос пострадал по хронологии евангелия Иоанна ( Ин. 18:28 ) – 14 нисана (когда иудеи еще только собирались есть пасху), но (предполагаемой) хронологии «синоптиков» (первых трех евангелий, по которым Сам Христос вкушал законную пасху вместе со своими учениками в четверг вечером) 15 нисана; воскрес Он след. 16-го или даже 17 нисана. Но по александрийской пасхалии в 31 г. По Р. Х. пасха приходится на 15-й день луны. Властарь не знал, что еврейская пасха приходилась собственно не на 14-е, а на 15-е нисана [Пасхального агнца ели в ночь с 14-го на 15-е, но по еврейскому счету эта ночь относилась к 15-му числу], и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010