д., эффективно отражал попытки турок вторгнуться на Пелопоннес в 60-х гг. XIV в. Во многом благодаря Мануилу М. д. к кон. XIV в. превратился в некую зону безопасности среди быстро разрушавшегося визант. мира. Из К-поля, находившегося под постоянной угрозой со стороны турок и внутренних междоусобиц, в Морею постепенно переселялось все больше знатных фамилий, в т. ч. купцов и деятелей культуры. После смерти Мануила в М. д. правил его брат Матфей Кантакузин (1381-1382). Фактическим соправителем своих сыновей-деспотов в 60-х - нач. 80-х гг. XIV в. был сам Иоанн Кантакузин, к-рый после отречения от имп. престола переселился в Морею и умер здесь в 1383 г. За неск. лет до этого Матфей попытался передать власть в М. д. своему сыну Димитрию, но это решение встретило противодействие в К-поле, где правящая фамилия Палеологов не могла более мириться с автономией Мореи в столь значимом регионе своей империи. Уже в 1382 г. имп. Иоанн V Палеолог назначил деспотом своего 3-го сына Феодора I, после прибытия к-рого в Морею Матфей Кантакузин был вынужден отречься от престола. Спустя примерно год, вскоре после смерти Матфея, Димитрий был вынужден отказаться от прав на М. д. Владение окончательно перешло дому Палеологов. Деспот Феодор I правил до своей смерти (24 июня 1407). Он активно поощрял расселение албанцев в своих владениях и их поступление на военную службу. Укрепив т. о. армию, Феодор начал расширять территорию М. д. В 1388 г. он захватил венецианский Аргос, но после прибытия на Пелопоннес свежих сил венецианцев был вынужден оставить крепость. После неск. лет войны, в 1394 г., Феодор заключил мир и военный союз с Венецией против турок. Для обороны полуострова союзники реконструировали фортификационные сооружения на Истмийском перешейке. С их помощью первые попытки ограниченных сил турок вторгнуться на Пелопоннес были отбиты; в 1395 г. Феодор захватил Коринф, а в 1396 г.- Афины. В ответ на эти успехи султан Баязид I возглавил новый поход на полуостров. Под его натиском оборона М.

http://pravenc.ru/text/2564168.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († осень 1388), еп. Коломенский (ок. 1375-1388), местоблюститель митрополичьего престола (кон. июля 1379 - весна 1381). Согласно «Сказанию о начале Владычного монастыря» (XVII в.), в 1360 г. Г. служил диаконом при Киевском митр. св. Алексии . Осенью 1363 г., будучи уже игуменом (вероятно, московского мон-ря), в качестве одного из митрополичьих послов Г. был отправлен в Н. Новгород для вызова на митрополичий суд нижегородского кн. Бориса Константиновича в связи с захватом им нижегородского княжеского стола. После отказа князя ехать на суд в Москву и вернуть княжество старшему брату вел. кн. Димитрию (Фоке) Константиновичу Г. вместе с богоявленским архим. Павлом, исполняя волю митрополита, затворил все церкви в городе. Борис Константинович был вынужден подчиниться и направил бояр на переговоры в Москву. Согласно 1-й редакции Жития прп. Сергия Радонежского, созданной Пахомием Логофетом во 2-й четв. XV в., Г. в нач. 70-х гг. XIV в. являлся архимандритом Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря . Ок. 1373 г. Г. и архим. Павел были посланы митр. Алексием к прп. Сергию, чтобы уговорить последнего вернуться в Троице-Сергиев мон-рь (ранее прп. Сергий оставил эту обитель и основал под Переяславлем Залесским киржачский в честь Благовещения Пресв. Богородицы жен. мон-рь ). Важные дипломатические функции, к-рые выполнял Г., а также тот факт, что он был поставлен архимандритом Чудова мон-ря, основанного свт. Алексием, говорят о его принадлежности к кругу особо близких к митрополиту людей. Хиротонию Г. во епископа Коломенского возглавил свт. Алексий. Время поставления Г. во епископа можно определить периодом кон. весны 1374 - ок. 1375 г. В списке рус. епископов, поставленных свт. Алексием, Г. назван вслед за Тверским владыкой Евфимием и Суздальским еп. св. Дионисием (хиротония обоих относится к весне 1374), ранее Черниговского еп. Григория (хиротонисан до 1377) и Смоленского еп. Даниила (хиротонисан ок. 1375, по П. М. Строеву ). Согласно Житию свт. Стефана Пермского, составленному Епифанием Премудрым , Г., к-рого агиограф называет «старцем многолетним и добролепным», между сер. февр. 1378 и кон. июля 1379 г. по повелению митрополичьего наместника архим. Митяя (Михаила) рукоположил во иерея ростовского иеродиак. св. Стефана . В 1379 г., когда Михаил (Митяй) уезжал на поставление в К-поль, Г., являвшийся местоблюстителем митрополичьего престола, принял в Москве св. Стефана, пожелавшего посвятить жизнь христ. просвещению языческого населения Вычегодской Перми. «Испытав» святого, Г. благословил его на миссионерскую деятельность, выдал соответствующую грамоту, а также «от мощий святыхь, и антимисы, и прочая потребная, яже суть надобна на освященье святей церкви, и святое миро, и священное масло, и ина таковая подобоключимая» ( Епифаний Премудрый. С. 74-83).

http://pravenc.ru/text/164571.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ Преставление Даниила, еп. Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2.Л.579 об) Преставление Даниила, еп. Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2.Л.579 об) († март 1397, Москва), еп. Смоленский (с 1382/83 в Москве титуловался: «епископ Звенигородский»). Преемник Смоленского еп. Парфения, Д. стал последним из архиереев, к-рого между 1374 и 1378 гг. поставил Киевский митр. св. Алексий ( Присёлков. С. 406). Его поставление стало возможным благодаря разрыву Смоленска с Литвой (смоленские войска в 1375 участвовали в походе на союзную Литве Тверь). По мнению П. М. Строева , хиротония Д. имела место ок. 1375 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 589). К нач. 80-х гг. XIV в., по-видимому из-за своей промосковской позиции, Д. был лишен кафедры (Смоленск в это время вновь вошел в сферу влияния Литовского великого княжества ) и уехал в Москву. Это событие могло произойти либо до окт. 1381 г., когда власть в Литве принадлежала вел. кн. Владиславу (Ягайло) , либо после июня 1382 г., когда был убит его дядя и политический соперник - Литовский вел. кн. Кейстут . Последний, заключив перед смертью военно-политический союз с вел. кн. Московским св. Димитрием Иоанновичем , передал московскому правителю Ржевское княжество, земли к-рого входили в состав Смоленской епархии. Зимой 1382/83 г. Д. в Переяславле-Залесском вместе с Киевским митр. Пименом и Ростовским еп. Матфеем Гречином совершил хиротонию Саввы во епископа Сарского и Подонского. В сообщении Троицкой летописи об этом событии Д. назван «владыкой Звенигородцким» ( Присёлков. С. 425; Никоновская летопись также называет Д. Звенигородским епископом). Несомненно, речь не идет о существовании Звенигородской епархии, возможно, Д. в течение какого-то времени жил в Звенигороде. Др. областные древнерус. летописцы (прежде всего тверские) называют Д. Смоленским архиереем, несмотря на то что зимой 1382/83 г. на Смоленскую кафедру был поставлен свт. Михаил . 17 янв. 1389 г. вместе с Киевским митр. Пименом (низложен К-польским патриархом в 1385/86, низложение подтверждено в кон. 1387 - нач. 1388) и Рязанским еп. Феогностом (возможно, также и со Смоленским еп. Михаилом) Д. совершил хиротонию во архиепископа Новгородского Иоанна II в московском Архангельском соборе. В апр. 1389 г., когда Пимен тайно от вел. князя уехал из Москвы в К-поль, чтобы добиваться отмены постановления о своем низложении, Д. вместе со мн. архиереями и клириками сопровождал митрополита до Дона. 20 мая 1389 г. Д. участвовал в отпевании и похоронах в Архангельском соборе блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича.

http://pravenc.ru/text/171230.html

потерял Скопье, занятое косовским господарем Вуком Бранковичем (см. ст. Бранковичи ). Охрид в 1378 г. был взят великим жупаном Андреем Гропой, а позже др. албан. аристократом, Карлом Топией. На нек-рое время владения Радослава Хлапена стали собственностью Марко, но вскоре там установилась власть др. албан. семьи, Музаки. Так, к кон. 70-х гг. XIV в. владения Марко ограничились только Западной М. Вопреки своему титулу он превратился в мелкого правителя, к-рому, чтобы уцелеть, потребовалось стать тур. вассалом. В это время в Восточной М. началось формирование государства братьев Драгашей (Деяновичей), которые воспользовались османским нашествием. Старший из братьев, Иоанн Драгаш, получил титул деспота от серб. царя, но когда весной 1372 г. османские отряды проникли по р. Струме на его земли, признал себя тур. вассалом. В результате этого союза его владения начали увеличиваться. После 1374 г. он управлял уже вместе с братом Константином Струмицей, Овче-Полем, Штипом, Радовишем, Тиквешем, землями по р. Черна (Црна), Петричем, Мелником, Вельбуждом и Вране. Ок. 1379-1381 гг. Иоанн Драгаш умер или принял монашество, а Константин начал управлять самостоятельно. В период его правления княжество достигло наибольшего расширения. До кон. 80-х гг. XIV в. Константин Драгаш стал господарем всей Восточной М. В 1386 г. он женился на Евдокии Комнине, дочери трапезундского имп. Алексия III Ангела Комнина , а в 1396 г. его дочь Елена вышла замуж за к-польского имп. Мануила II Палеолога. Палеологовское искусство самым широким образом представлено на территории М. Известны имена некоторых мастеров т. н. македонской школы живописи: Мануил Панселин, Каллиерг Георгий , Михаил Астрапас и Евтихий, к-рые работали только в Вардарской М. (церкви Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294-1295), вмч. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино (1312-1313), вмч. Никиты в Чучере (до 1308? или 1320)) и Сербии. Крупнейшими художественными центрами в поздневизант. период оставались Фессалоника, Охрид, Кастория, Веррия, а также Серры, Эдесса, Прилеп. Важные памятники сосредоточены в окрестностях Скопье (напр., Марков монастырь (ок. 1345, фрески 1376-1381 гг.), Матейче (1355-1360), Андрея апостола церковь на Треске (1388-1389), несколько дальше Лесново (1347/48)) и Прилепа ( Манастир (1095, фрески 1271 г.), Трескавец (кон. XIII - нач. XIV в., фрески до 1360 г.), Зрзе (сер. XIV в., фрески 1368/69 г.)). Нек-рые памятники, расписанные одними и теми же мастерами, в наст. время оказались на территории разных гос-в: напр., церкви свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории, Рождества Пресв. Богородицы на о-ве Малиград в албан. части оз. Преспа и Пресв. Богородицы «Живоносный Источник» в с. Мборья.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Св. Трифон был покровителем Н. и дома Ласкаридов. В 1255 г. этот храмовый комплекс перестроил имп. Феодор II Ласкарь ( Janin. Grands centres. P. 121). Среди мусульм. памятников исторической ценностью обладают неск. построек XIV в.: мечеть Хаджи Озбека (1333), Зеленая мечеть (Ешиль-джами, 1378-1391), Нилюфер-хатун-имарети (1388), медресе Сулеймана-паши, мавзолей Чандарлы Хайраддина-паши. Вне городских стен находятся остатки акведука римской эпохи. В сев.-зап. части древняя Н. выходила к берегу Асканийского оз. (ныне Изник), 2 длинных мола образовывали гавань, но в наст. время озеро отступило и к западу от города осталась заболоченная равнина. В 2014 г. в 20 м от берега озера под водой тур. археологами были обнаружены фундаменты христ. 3-нефной базилики. Предположительно этот храм был построен в V в. над могилой мч. Неофита. По письменным источникам известно, что в VIII в. мощи святого были перенесены в др. место. Вероятно, в это время базилика, пострадавшая от войн или землетрясений, была заброшена. Известные епископы и митрополиты Н. Феогний (325, ок. 329 - до 355; арианин), Христ (325 - ок. 329), Евгений (до 355-370; арианин), Ипатий (70-е гг. IV в.- 380/1; арианин), Дорофей (381), Анастасий (451), Петр (458/9), Анастасий (518-536), Стефан (553), Феофил (кон. VI - нач. VII в.), Константин (VII в.), Фотий (680-681), Георгий (691), Анастасий (кон. VII - нач. VIII в.), Ипатий (787), Ингер (рубеж VIII и IX вв.), Петр (ок. 812 - после 826), св. Феофан Начертанный (843 - ок. 845), Игнатий Диакон (ок. 845 - ок. 847), Никифор (848-858, 867-877), Иоанн (ок. 862), Амфилохий (878/9), Григорий Асвеста (878/9 - 879/80), Феодор (X в.), Александр (20-30-е гг. X в.), Игнатий (ок. 945), Даниил (2-я пол. X в.), Феодор (956), Косма (1-я пол. XI в.), Константин (1027), Никита (XII в.), Евстратий (1113-1117), Лев (1144-1155), Георгий (1166-1173), Николай (1177), Герасим (XIII в.), Феофан (1261-1283), неизвестный (1299), Арсений (1301-1313), Петр (1315-1318), Каллистрат (1327), Манассий (1355-1362), Феофан (1366-1380), Алексий (1381-1393), Георгий (1394), неизвестный (1401-1403), Виссарион (1437-1439), Неофит (40-е гг. XV в.), Ставракий (1450), Афанасий (1528), Кирилл (1572-1579), Парфений (1606-1621), Порфирий I (1624-1640), Порфирий II (1640-1651), Григорий (1653-1655), Нафанаил (1657), Филофей (1662), Дамаскин (1662, 1667-1671), Григорий (1667), Мефодий (1672), Софроний (1687), Никодим (1691-1700), Геннадий (1712), Герасим (1717-1728), Каллиник (1728-1748), Иеремия (1763-1766), Каллиник (1766), Арсений (1780), Анфим (1783), Гавриил (1792), Даниил (1792-1809), Иоанникий (1810-1817), Макарий (1817-1821), Мелетий (1821), Иерофей I (1821-1825; впосл. патриарх Александрийский), Иосиф (1825-1858), Иоанникий (1859-1878), Софроний (1878-1880, 1886-1890), Дионисий (1880-1886), Иероним (1890-1897, 1902-1910), Софроний (1897-1902), Василий (1910-1925), Вениамин (1925-1933; впосл. патриарх К-польский).

http://pravenc.ru/text/2565344.html

А. Ал-ов 1377 Н.М. Горбов – известный последователь проф. С.А. Рачинского в деле устройства народных школ. А. Ал-ов. 1378 К.Н-ч был великий мастер в раскрашивании пасхальных яиц, очень любил этим заниматься. Тонкий эстетик сказывался и в этом. А. Ал-ов. 1379 Н.М. Бобарыкин – московский нотариус, впоследствии издатель «Русского Обозрения». У него в это время хранилась библиотека. К. Н-ча. А. Ал-ов. 1380 В то время от Калуги до Оптиной Пустыни (60 верст) приходилось ездить на лошадях; теперь железная дорога проходит через Козельск, в 3 верстах от Оптиной. А. Ал-ов. 1381 Пав. Ив. Аристов – небольшой писатель славянофильской окраски; писал в «Русском Деле» С.Ф. Шарапова и потом в «Благовестие» Аф. В. Васильева. А. Ал-ов. 1387 Старец погребен в Спасо-Вифанском монастыре, против алтаря Тихвинской Б. М., – в 3-х верстах от Лавры. 1388 В Риме еще VI века церкви назывались по имени основателей: L. Duchesne, Etude sur le Liber Pontificalis p. 143. 1394 Срв. указало на греческий обряд в Равенне Kenyon. Haodbook to the textual criticism nf the nets testament, p. 92. 1395 Древнейшая, как предположено, Мадонна обнаружена также в Египте при раскопках города св. Мины. 1396 Точнее, между 565–614 гг. по изд. И.В. Помяловского в Правосл Палест. Сборнике т. XIII, вып. 3. стр. VII, 22. 1399 Из раннейших защитников так называемой субъективной визионерной теории выступают: прежде всего, Гольстен, а, между новейшими, Мейер. Кроме них, должны быть названы здесь: Генрих Лавг, Гаусрат, Брандт, Пфлейдерер и др. Общее основное воззрение нюансируется у них в отдельности многоразлично; этим обусловливается различные психологические конструкции, признание или непризнание отверзаго гроба (напр. Ренан, Жизнь Иисуса), третьего дня и т.д. Существенное значение, впрочем, имеет основное различие: порождены ли визионерные состояния предшествовавшей уверенностью в Воскресении или последняя только благодаря первым получила существование, овладела сознанием учеников. 1400 Против объяснения явлений Иисуса, как субъективных визионерных состояний, справедливо указал Кейм на ограниченное число и продолжительность явлений, тогда как при визионировании нужно было бы ожидать возрастания подобных состояний. Противоположное утверждение Мейера о продолжении в первенствующей церкви (включая день 50-цы) видений Христа явно натянуто.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кириллин В. М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери “Одигитрия”. Литературная история памятника до XVII века. Его содержательная специфика в связи с культурой эпохи. Тексты//ИМЛИ РАН, ОИДР. М.: Языки славянской культуры, 2007. С. 114. «Сказание о брани благоврнаго князя Димитриа Ивановича с нечестивым царем Мамаемъ еллинским»//Памятники Куликовского цикла. 183, 191. Ср.: Там же. С. 248, 291. ПСРЛ. Т. 11: VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб., 1897. С. 46-69. Лицевой летописный свод царя Ивана Грозного: Русь (1381-1388 гг. от Р. Х.), кн.9. М.: О-во любителей древней письменности, б. г. С. 347-551. Дмитриев Л. А. Сказание о Мамаевом побоище//СККДР. Вып. 2 (вторая половина XIV — XVI в.). Ч. 2. С. 371-384. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI в. Т. I. М.: Наука, 1952. С. 65-66 74). ПСРЛ. Т. 12: VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб., 1901. С. 68-69. Макарий (Веретенников), архим., Э. П. Р. Иоасаф (Скрипицын, † 27. 07. 1555), свт. Православная энциклопедия. Т. XXV. М., 2010. С. 148-152. Любопытно, что в XVII в. данная история была переосмыслена. Так, составитель «Пискаревского летописца» в статье за 1584 г. к сообщению о смерти Ивана Грозного присовокупляет рассказ о его чудесном появлении на свет: «…А пред рождением его, царя Ивана, отец его князь велики Василей Иванович всеа Русии по обещанию своему для бездетства пошел пеш к Троице в Сергиев монастырь молитися с великою княгинею Еленою. И как будет великая княгини близ манастыря, межу рощею под манастырем, и тут видит: к себе встречю идет чернец прямо к ней, никем взбраним; и прииде близ ея, и кинул в нея младенцем. И она от страху его паде, и тут предстоящия ужаснулися. И приде князь велики и повеле нести ея на руках в манастырь; и сташа молебны пети и воду святити; а она на многа время безгласна лежаща и проглагола о ведении. И прииде на Москву, зача великого князя Ивана и роди в лета 7038-го». — ПСРЛ. Т. 34: Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. М.: Наука, 1978. С. 194.

http://bogoslov.ru/article/4635825

Уильям Мелтон после назначения казначеем королевства (1330) стал вмешиваться в дела церковной провинции К. В 1348-1349 гг. К. серьезно пострадал от эпидемии чумы, среди жертв был и архиеп. Томас Брадвардин (июль-авг. 1349), знаменитый богослов, философ и математик (был известен как «глубокомысленный доктор» (doctor profundus)). В XIV в. несколько раз вновь возникал спор о первенстве между кафедрами К. и Йорка, окончательно он был урегулирован в 1356 г. соглашением между Саймоном Айслипом, архиеп. К. (1349-1366), и Джоном из Торсби, архиеп. Йоркским (1353-1373). В 1381 г. К. был разграблен участниками восстания под предводительством Уота Тайлера, в Лондоне мятежники обезглавили архиеп. Саймона Садбери (1375-1381), которого считали одним из главных «дурных советников» короля. В кон. XIV - нач. XV в. К. стал одним из центров движения лоллардов, с которым активно боролись архиепископы Уильям Кортни (1381-1396), Томас Арундел (1396-1397, 1399-1414), Генри Чичели (1414-1443). Томас Арундел, занимавший сначала кафедру Йорка (1388-1396), затем К., был одним из лидеров оппозиции англ. кор. Ричарду II. Изгнанный из королевства, он был замещен на кафедре К. верным королю Роджером Уолденом (1396-1399). В 1398 г. по просьбе Ричарда II папа Бонифаций IX возвел Арундела на епископскую кафедру Сент-Андруса (Шотландия; к этому времени кафедра была занята ставленником авиньонского антипапы Бенедикта XIII ). В Париже к Арунделу присоединился изгнанный из Англии Генрих Болингброк (впосл. англ. кор. Генрих IV Ланкастер). В июле 1399 г. они высадились с войском в Англии и успешно выступили против кор. Ричарда II. Арунделу удалось вернуть себе кафедру К., он сыграл ключевую роль в низложении Ричарда II и возведении на англ. престол Генриха Болингброка; Уолден по просьбе Арундела был рукоположен во епископа Лондонского. Архиепископ демонстрировал верность монарху даже в случае принципиального несогласия с королевскими решениями. Так, когда в 1405 г. вопреки данному обещанию кор. Генрих IV приказал казнить по обвинению в измене мятежного Йоркского архиеп.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Лебедев. Харьковский коллегиум. С. 65; ПСЗ. 17. 12397, 12420; ПСПиР. Е. II. 1. 444. 1379 Смирнов (1855). С. 178 и след., 338; Знаменский. Приходское духовенство, в: Прав. соб. 1871. 3. С. 340 и след. 1380 Прилежаев. Духовные школы, в: Христ. чт. 1879. 2. С. 161 и след. Среди учащихся Александро–Невской семинарии был даже один сын крепостного крестьянина (Рункевич. С. 759). 1381 ПСПиР. Е. II. 1. 219 (здесь данные о субсидиях Московской Академии и 23 семинариям), 256; ср.: Завьялов. Ук. соч. С. 223 и след.; Смирнов (1855). С. 98; Доброклонский. 4. С. 204. 1382 ПСЗ. 22. 16375; Макарий. С. 118 и след.; Рождественский Ф., в: ТКДА. 1877. 5. С. 321. 1383 ПСЗ. 24. 18273; Смирнов (1855). С. 264, 268; Макарий. С. 121 и след.; ср.: Доброклонский. 4. С. 206 и след. По данным Смирнова, Московская Академия часто получала пожертвования от частных лиц. 1384 Завьялов. Ук. соч. С. 208 и след.; ср.: Знаменский. Духовные школы. С. 616 и след. 1385 Знаменский. Ук. соч. С. 621 и след., 624 и след. 1386 «Устав» Платона см. у Смирнова (1855). С. 218–222; Кедров. Студенты–платоники, в: У Троицы в Академии. С. 202–232; Смирнов (1867). С. 490 и след., 514 и след. 1387 Знаменский. Ук. соч. С. 631 и след., 637 и след.; Смирнов (1855). С. 264; Можаровский. Старая Казанская Академия, в: Чтения. 1877. 2. С. 101 и след. Здесь еще в 1819 г. имелся 991 стипендиат приходов: ПСЗ. 22. 15981; 25. 18921 (указы Святейшего Синода 1787 и 1799 гг. относительно таких стипендиатов). 1388 Знаменский. Ук. соч. С. 631 и след., 637 и след.; Смирнов (1855). С. 264; Можаровский. Старая Казанская Академия, в: Чтения. 1877. 2. С. 101 и след. Здесь еще в 1819 г. имелся 991 стипендиат приходов: ПСЗ. 22. 15981; 25. 18921 (указы Святейшего Синода 1787 и 1799 гг. относительно таких стипендиатов). 1389 ПСЗ. 22. 16500; 25. 18726. Ст. 15; 18880; 26. 19434, 19723, 19897; 27. 21278, 21321; 28. 21472; Смирнов (1855). С. 379 и след.; Чистович. С. 60 и след.; Сборник. 43. С. 91 и след. 1390 Знаменский. Ук. соч. С. 613; Мартынов. Записки. С. 68–183. 1391

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

С. 65; ПСЗ. 17. 12397, 12420; ПСПиР. Е. II. 1. 444. 1379 Смирнов (1855). С. 178 и след., 338; Знаменский. Приходское духовенство, в: Прав. соб. 1871. 3. С. 340 и след. 1380 Прилежаев. Духовные школы, в: Христ. чт. 1879. 2. С. 161 и след. Среди учащихся Александро-Невской семинарии был даже один сын крепостного крестьянина (Рункевич. С. 759). 1381 ПСПиР. Е. II. 1. 219 (здесь данные о субсидиях Московской Академии и 23 семинариям), 256; ср.: Завьялов. Ук. соч. С. 223 и след.; Смирнов (1855). С. 98; Доброклонский. 4. С. 204. 1382 ПСЗ. 22. 16375; Макарий. С. 118 и след.; Рождественский Ф., в: ТКДА. 1877. 5. С. 321. 1383 ПСЗ. 24. 18273; Смирнов (1855). С. 264, 268; Макарий. С. 121 и след.; ср.: Доброклонский. 4. С. 206 и след. По данным Смирнова, Московская Академия часто получала пожертвования от частных лиц. 1384 Завьялов. Ук. соч. С. 208 и след.; ср.: Знаменский. Духовные школы. С. 616 и след. 1385 Знаменский. Ук. соч. С. 621 и след., 624 и след. 1386 «Устав» Платона см. у Смирнова (1855). С. 218—222; Кедров. Студенты-платоники, в: У Троицы в Академии. С. 202—232; Смирнов (1867). С. 490 и след., 514 и след. 1387 Знаменский. Ук. соч. С. 631 и след., 637 и след.; Смирнов (1855). С. 264; Можаровский. Старая Казанская Академия, в: Чтения. 1877. 2. С. 101 и след. Здесь еще в 1819 г. имелся 991 стипендиат приходов: ПСЗ. 22. 15981; 25. 18921 (указы Святейшего Синода 1787 и 1799 гг. относительно таких стипендиатов). 1388 Знаменский. Ук. соч. С. 631 и след., 637 и след.; Смирнов (1855). С. 264; Можаровский. Старая Казанская Академия, в: Чтения. 1877. 2. С. 101 и след. Здесь еще в 1819 г. имелся 991 стипендиат приходов: ПСЗ. 22. 15981; 25. 18921 (указы Святейшего Синода 1787 и 1799 гг. относительно таких стипендиатов). 1389 ПСЗ. 22. 16500; 25. 18726. Ст. 15; 18880; 26. 19434, 19723, 19897; 27. 21278, 21321; 28. 21472; Смирнов (1855). С. 379 и след.; Чистович. С. 60 и след.; Сборник. 43. С. 91 и след. 1390 Знаменский. Ук. соч. С. 613; Мартынов. Записки. С. 68—183. 1391 Знаменский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010