Своей добродетельной жизнью и строгим подвижничеством святой Феодор приобрел известность в Москве. Святой митрополит Алексий возвел его в сан игумена, а великий князь Димитрий Донской избрал его своим духовником. В 1381 году Феодор крестил у великого князя сына Андрея. Святой Феодор был доверенным лицом великого князя, который часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Так, в 1381 году князь Димитрий посылал святого Феодора в Киев в качестве посланника для приглашения святителя Киприана († 1385, память 16/29 сентября) на Московскую кафедру; в 1383 году с важным церковным поручением он был направлен в Константинополь к патриарху Нилу (1378–1388), где первосвятитель возвел святого Феодора в сан архимандрита, а его монастырю даровал степень патриаршей ставропигии. Будучи игуменом и архимандритом Симонова монастыря и несмотря на занятость общецерковными делами, святитель Феодор неослабно руководил монастырской жизнью и среди учеников своих воспитал много великих и славных подвижников. В Симоновом монастыре приняли постриг иноки Кирилл и Ферапонт, будущие основатели двух известных Белозерских монастырей — Кириллова и Ферапонтова. В 1388 году святой Феодор вновь прибыл в Константинополь по делам Русской Церкви и возвратился в Россию в сане архиепископа Ростовского. В течение непродолжительного управления Ростовской епархией святитель Феодор основал в Ростове женский монастырь в честь Рождества Богородицы и не прекращал управления им до блаженной кончины. Устройство этого первого женского монастыря зависело от некоторого видения: в тропаре св. Феодору сказано, что он «извещением Святаго Духа обитель воздвиже». Так думать заставляет еще одна, сохранившаяся в сей обители, древняя икона, писанная, по преданию, самим святым Феодором. На ней изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, благословляющим молящихся Ей преподобных отцов Феодосия и Антония Печерских и Стефана Нового, святителей Игнатия Ростовского и Никиту Новгородского, преподобных матерей Афанасию, Марфу, Февронию, Феодору и Ксению. Внизу этой иконы написано: «Сие изображение образа Пресвятой Богородицы написано по виденному явлению молящемуся святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, чудотворцу, коим основана ваша богоспасаемая обитель во имя Рождества Богородицы». Святитель Феодор, занимаясь иконописью, украсил иконами своего письма Симоновскую обитель и многие московские церкви. В «Сказании о святых иконописцах» говорится: «Святый Феодор, племянник святаго Сергия, писаше многия святыя иконы, егда был архимандритом в Симоновом монастыре на Москве; и образ написа дяди своего преподобнаго Сергия чудотворца. И зде на Москве обретаются его письма иконы, Деисус на Болвановке у Николая святаго».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Великий Князь в это время был всецело поглощен борьбой с татарами. 8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва. Когда же он узнал о происшедшем в Константинополе, то пришел в страшный гнев против послов и отказался принять Пимена. В марте 1381 г. он отправил в Киев своего духовного отца, игумена Симоновского Феодора, племянника Преподобного Сергия, звать Киприана на кафедру. Святитель прибыл в Москву 23 мая того же года. Пимен и его спутники, прибывшие в декабре, были отправлены в заточение. Через год на долю Руси выпало большое испытание. В августе 1382 г. в ее пределы вторгнулся татарский хан Тохтамыш. Воинство русское не оправилось еще от потерь, понесенных на Куликовом поле. Димитрий отступил от Москвы к Костроме, чтобы собраться с силами. Митрополит остался в Москве. Когда же татары появились под ее стенами и неизбежно было ее падение, что и случилось, владыка Киприан уехал в Тверь. Вернувшийся в Москву и признавший снова татарское иго, Великий Князь выразил свое неудовольствие митрополиту и осенью 1382 г. выслал его из столицы. На его место вызвал он из Твери Пимена. Последний поддерживался все это время Патриархом. Святитель Киприан отправился в Константинополь, потерпев в пути много невзгод. По дороге он был ограблен на Дунае кочующим народом; долгое пребывание его в Царьграде заставило его войти в долги. Великий Князь, получив затем доказательства творившегося Пименом и его спутниками в Константинополе, снова отказался от него. Димитрий Иоаннович после изгнания Пимена просил Патриарха поставить митрополитом архиепископа Суздальского Дионисия, но сей праведный муж был задержан в Киеве наместником Великого Князя Литовского князем Владимиром Ольгердовичем и преставился там 15 октября 1385 г. На время появился снова в Москве Пимен, к тому времени (1388 г.) низложенный Патриархом и Собором. Предприняв снова путешествие в Царьград, он закончил свою мятежную жизнь в Халкидоне в 1389 г. В том же году – 19 мая – скончался Димитрий Иоаннович, царствование которого омрачено было смутой касательно личности митрополита. Сын его, Великий Князь Василий I, согласился принять владыку Киприана, права которого были подтверждены патриарше-соборным приговором 1388 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

XVI) Владимир II Андреевич Храбрый – Донской, второй сын Андрея Ивановича, первого удельного князя Серпуховского и князя Боровского (родил. 1327 года 4 июля, † 6 июня 1353 года) и княгини Марии (в иночестве Марфы † 1390 г.); род. 15 июля 1853 г., с 1358 г. князь Серпуховский; в конце 1371 г. вступил в брак с великой княжною Еленою (в иночестве Евпраксиею, умершею в 1437 г.) Ольгердовною Литовскою, имел детей, князей: Ивана (род. 1381 г. † 7 октября 1423 г.) Серпуховского, Симеона Серпуховскаго Боровского (женат с 1404 г., в иночестве Савва, † осенью 1426 г. от моровой язвы и погребен у Троицы), Андрея Большего (род. ранее 1388 г. и † до 1405 г.), Ярослава Афанасия Серпуховского – Малоярославецкого (род. 18 января 1388 г., умер 16 августа 1426 г.), Феодора (род. 26 января 1389 г. † до 1405 г.), Андрея меньшего и Василия; в 1405 г. по договору с Великим Князем Василием II Димитриевичем Московским, вместо г. Ржева он получил «в удел и в вотчину» г. Углич с путями, пошлинами и селом Золоторусским (Золоторучьем); † 12 августа (как значится на его гробнице), иные 4, или 14 мая 1410 г. и погребен в Московском Архангельском соборе. XVII) Андрей II Владимирович меньшой (князь Серпуховско-Радонежский), шестой сын Владимира II Андреевича Храброго Донского, князя Угличского и княгини Елены Ольгердовны Литовской; род. 1393 г.; в 1410 году получил в свое владение: г. Радонеж (в области коего была Троице-Сергиева лавра) и, вместе с братом своим князем Василием Владимировичем, г. Углич «на полы» (по полам) с селами, со всеми станами и пошлинами; женат был на дочери боярина Ивана Димитриевича Всеволожского и имел от нее одну дочь, неизвестную по имени, которая в 1429 г. или 1432 г. выдана была в замужество по смерти отца, дедом своим, боярином И. Всеволожским за Василия Юрьевича Косого, князя Звенигородского (Великий Князь немного спустя после 1410 г. отнял г. Углич у Андрея и Василия Владимировичей и отдал его своему младшему брату Константину Димитриевичу. 16 В 1425 г. 27 февраля Великий Князь Василий II Димитриевич умер и Углич снова достался Владимировичам). Андрей Владимирович † от морового поветрия 5-го ноября 1426 года, приняв монашество (с именем Саввы?) и погребен в Троице-Сергиевой лавре 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подвижник явился к благородному князю и сообщил ему о том, что больные и престарелые монахи обители ждут от него помощи и утешения. Лазарь тут же издал грамоту, в которой повелевал ежегодно выдавать на содержание больницы Хиландара 100 золотых, а на пропитание и уход за больными монахами завещал два села. Святейший Спиридон и это дарение подтвердил своей патриаршей грамотой. Узнав от Герасима, что монастырская церковь стала мала для молящихся, Лазарь послал на Святую гору зодчих и все необходимое для расширения храма. Благодаря этому главная церковь, построенная еще святым королем Милутином, была расширена, а князь Лазарь вошел в число великих строителей Хиландарской обители. Не забывал он и о других святогорских монастырях. Так, в 1381 году князь пожертвовал русскому Пантелеимоновскому монастырю церковь Спаса в Хвосно и несколько сел с необходимыми привилегиями. Тогда же чельник Муса с сыновьями Стефаном и Лазарем подарили этому монастырю село и церковь святителя Николая на Лабе. Своей грамотой Лазарь подтвердил и дарения воеводы Црепа – села Мутница и Паракинов Брод, завещанные лавре святого Афанасия. Благочестивый князь заботился и о сербских монахах на Святой земле. По просьбе Иерусалимского патриарха Михаила 31 августа 1388 года он писал князю Дубровицкой республики, чтобы тот выплатил оставшийся налог сербским монахам монастыря архангела Михаила в Иерусалиме. Благоверный Лазарь посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители. Монастырь Раваница Но самой большой задушбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница, основанный им в 1381 году и посвященный Вознесению Господню. Строительство этой прекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. Очевидец этого события патриарх Даниил III в своем «Слове о князе Лазаре» сообщает о великолепном убранстве храма, отделанного «прекрасным мрамором». Иконы и стены храма были украшены золотом и серебром. Монастырь был огражден «высокими башнями и твердыми стенами».

http://pravoslavie.ru/40145.html

Положив исполнить желание Московского Князя относительно Дионисия, Собор определил вызвать Пимена на суд. Но посвященный Дионисий на возвратном пути задержан был (1381 г.) в Киеве наместником Князя Литовского, и умер в темнице (октяб. 15 1385 г.) 205 . Незаслуженно оскорбляемый Святитель Киприан также отправился в Константинополь; ему выпал жребий терпеть ряд бед и огорчений; на дороге ограблен он был кочующим народом на Дунае; долгое пребывание в Цареграде заставило его войти в долги. Пимен не прав был и пред своею совестью; его обвинял теперь и доверенный Вел. Князя архимандрит Феодор: однако, он не хотел уступить Москвы Киприану. Вел. Князь видел, что слишком много присвоял себе и мало воле Господа, и потому вполне предоставил дело о Митрополите на решение Константинопольского Собора. Пимен возвращался в Москву (1388 г.): но Князь не оказывал ему приязни, и он вынужден был опять явиться па суд к Патриарху. Собор 1389 г. низложил Пимена и признал Киприана Митрополитом всей России 206 . Вслед за тем Пимен умер. «И преста мятеж в Митрополии, – говорит с радостью летописец, – и бысть едина Митрополья Киев и Галич и всея Руси» 207 . § 26. Власть Митрополита в епархиях и возмущение против нее новгородцев; заботливость Митрополита Киприана и Церковных законах В первый раз неудовольствие Новгородцев обнаружилось при Митр. Феогносте; после того, как (1341 г.) посещен был Новгород Святителем, в Новгороде говорили: тяжело было посещение Митрополита Архиепископу и монастырям по содержанию и дарам 211 . В 1353 г. по смерти Митр. Феогноста и Вел. Кн. Симеона, Новгородцы и Архиепископ послали послов в Царьград с жалобою «на непотребныя вещи, вносимыя насилием Митрополита». Послы возвратились «с пожалованием от Царя и Патриарха» 212 . Но патриаршая грамота утвердила дела в прежнем виде 213 . В 1381 г., вслед за тем, как Новгородцы принуждены были наравне с Московскою областью заплатить Вел. Князю черный бор (по полтине с деревни), они собрали вече и торжественно обязались клятвою ни в каких тяжбах церковных не относиться к Митрополиту, но разбираться у своего Архиепископа при светских чиновниках Новгорода; вместе с тем Новгородцы ограничили права и доходы Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Гавриил Дионисий упом.1205 Матфей, грек 1209–1220 Кирилл II 1224–1233 Иосиф I, грек прибыл в 1237 Кирилл III, грек 1249–1281 Максим, грек 1283–1305 Петр, русский, св. 1308–1326 Феогност, св. Грек 1328–1353 Алексий Плещеев, св. 1354–1378 Пимен, грек хир. 1380, удален в 1380, возвр. 1382, низлож. 1388 Киприан, св., серб 1381–1383, 1390–1406 Дионисий, св. 1383–1385 Фотий, св., грек. 1408–1431 Исидор, болгарин 1437–1441 Uoha I Одноушев, св. 1448–1461 Митрополиты в Киеве и Галиче: Феодорит хир. 1345, в Киев приб. 1352, ум. 1354 Роман 1354–1362 Киприан, св. 1375–1381 1383–1390 В Вильне: Григорий I Цамблак, серб. 1415–1419 В Смоленске: Герасим 1433–1435 Митрополиты Киевские и всея России: Григорий II, Болгарин 1458–1473 Мисаил, князь Пеструцкий-Друцкой 1474–1480 Спиридон Сатана не принят и отлучен в 1476 Киевские, Галицкие и всея России: Симеон 1481–1488 Uoha II Глезна 1492–1494 Макарий I, св. (Чорт) 1495–1497 Иосиф II Болгаринович 1450–1503 Uoha III 1503–1507 Иосиф III Солтан 1509–1521 Иосиф UV Русин 1523–1534 Макарий II Москвитянин 1535–1556 Сильверст Белькевич 1556–1567 Иона Протасевич-Островский 1568–1577 Илия Куча 1577–1579 Онисифор Петрович-Девочка 1582–1588 Михаил Рогоза с 1588 в 1596 году отпал в унию Экзархи Константинопольского Патриарха (в Киеве): Иов Борецкий 1620–1631 Исайя Борисович-Копинский 1631–1633 (Копыстенский) Петр Могила 1633–1647 Сильверст Коссов 1649–1657 Дионисий Балабан 1658–1663 Иосиф Нелюбович-Тукальский 1663–1676 Антоний Винницкий 1676–1679 Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Малыя России: Гедеон Святополк, князь Четвертинский 1685–1690 Варлаам Ясинский 1690–1707 Иоасаф Краковский 1708–1718 Варлаам Вонатович, архиеп. 1722–1730 Рафаил Заборовский 1731–1747 до 1743 года архиепископ Тимофей Щербацкий 1748–1757 Арсений Могилянский 1757–1770 Киевские и Галицкие (с 1767 года): Гавриил Кременецкий 1770–1783 Самуил Ниславский 1783–1796 Иерофей Малицкий 1796–1799 Гавриил Бонулеско-Бодони 1799–1803 Серапион Александровский 1803–1822 Евгений Болоховитинов 1822–1837

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда и кем построен монастырь, неизвестно. Известно только, что он под 1162 годом упоминается уже существующим в рукописном житии 7-ми Алфановых братий, Сокольницких чудотворцев 1303 . В Новг. I летописи под 1226 годом сказано: «тъгда поставиша цьрковь святого Рожества Христова» 1304 . Яснее она упоминается под 1230 годом, когда поставлена была скудельня на колени за святым Рождеством 1305 . Потом в той же Новг. I летописи, под 1255 годом указывается, что Новгородцы во время ссоры их с детьми в. к. Ярослава Всеволодовича, ожидая нападения неприятелей, поставили полк за Рождеством Христовым в конце 1306 ; что касается до каменной Христорождественской церкви, то она начата в 1381 1307 , а кончена в 1382 году 1308 . Дополнением к летописи о построении каменного храма может служить указание церковного синодика, переписанного в прошлом веке с древнего. В синодике создателем храма показан в. к. Дмитрий Иоаннович Донской 1309 , который, действительно, в начале был расположен к Новгороду, щедро наделял здешние монастыри и церкви, построил в 1380 году, в честь своего Ангела, новгородскую церковь св. Димитрия Солунского на Славне 1310 . В летописях в первый раз о Рождественском монастыре упомянуто под 1388 годом, когда настоятель его игумен Афанасий, вместе с игуменами хутынским и благовещенским, был предлагаем к избранию вечем на кафедру новгородскую, по случаю отшествия архиепископа Алексия на покой в Деревяницкий монастырь. Но самое избрание происходило по жребию, и таковый выпал на Хутынского игумена Иоанна, который тогда же возведен во архиепископы 1311 . В XVI веке известен другой настоятель Рождественского монастыря, игумен Иона Заяц, о котором упоминает Софийский Временник, что он в 1528 году не хотел принять и не принял в своей обители общежительного устава, вводимого архиепископом Макарием и принятого уже всеми новгородскими монастырями, кроме одного Николаевского в Неревском конце. Оба эти монастыря – Никольский и Рождественский названы именитыми 1312 . Впрочем из летописей видно, что настоящее назначение Рождественского монастыря было учреждение при нем скудельниц, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

—4— сочини книгу Лексикон, речении языка славенска и греческа, и со инеми языки, в научение и во уразумение учащимся потребный“. С этими „мудрыми и божественного писание изящными“ мужами „сей любомудрия рачитель Феодор“ в „любезном ему беседовании иногда целыя нощи бодростне“ препровождал 1375 . Свидетельство „Жития“, собственно говоря, различает два момента: а) основание Ртищевым Андреевского монастыря с заселением его тридцатью малороссийскими иноками, искусными в чтении, пении и в монашеском делании, и б) вызов сверх того („еще же“, „к сему же“) учёных монахов, во главе с Епифанием Славинецким, для учительства и перевода книг. Но учёные, сливая оба эти момента, обычно количество всех вызванных Ртищевым малороссийских старцев определяли цифрой 30 и всех их считали учёными монахами. В это число в прежнее время включали и Епифания Славинецкого, которого называли ректором основанной Ртищевым после 14 мая 1649 г. школы, управлявшим ею до 1652 г., до своего перевода в училище, учреждённое п. Никоном . С разными вариантами этого мнения держались м. Евгений 1376 , И. Сахаров 1377 , Голиков 1378 , Н.А. А. 1379 , Берх 1380 , С.К. Смирнов 1381 , Аскоченский 1382 , Щапов 1383 , Певницкий 1384 , Соловьев С.М. 1385 , Костомаров 1386 , —5— Н.И. Петров 1387 , И. Татарский 1388 , А. Андрияшев 1389 и др. Ряд защитников этого устаревшего мнения доходит до наших дней, – его поддерживали даже в 1912 г. 1390 . Позднее, когда открылось что Епифаний Славинецкий был вызван не Ртищевым, а царём, и поселился не в Андреевском монастыре, а в большом посольском дворе, откуда и был взят в Чудов монастырь, – его исключили из числа тридцати. Но так как показанию „Жития“ всё же придавалась прежняя степень веры, то нужно было как-нибудь согласовать его с открывшимися документальными свидетельствами. М. Макарий представил дело так, что царский постельничий Ф.М. Ртищев, ещё до отправления царём письма к м. Коссову 1391 , построил в двух верстах от Москвы, по Киевской дороге, близ церкви св. Андрея Стратилата, монастырь точно такого, какого желал некогда Пётр Могила 1392 . И благодаря, без сомнения, влиянию царского письма, посланного в Киев, Ртищев успел ещё в том же 1649 году вызвать в свой монастырь на жительство из Киево-Печерской Лавры, из Межигорского и других киевских монастырей „иноков изящных в учении грамматики словенской и греческой, даже в риторики и философии“. И вот прибывшие тогда из Киева иноки, до 30 чел., „немедленно открыли своё обучение для всех желающих“, причём первым их учеником был сам

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

отец мыслит под общим понятием обогащения людей Христом. «Христос, будучи богатым, сделался бедным, чтобы нищетой Своей обогатить нас». 1375 Эту обогащённую Христом бедность людей св. Амвросий характеризует так: «Мы сделались слишком бедными, так как потеряли обманом диавола драгоценные одежды добродетелей, мы лишены рая, выгнаны из отечества, отосланы в ссылку, лишены даже самого покрова тела, которое прежде защищала ограда добродетелей, а потом обнажили грехи». 1376 Но, так как райское состояние в представлении св. отца тесно связывалось с образом «небесного человека», то и плодом искупления, – по словам св. Амвросия, – было то, что мы стали причастниками небесной природы (naturae caelestis). 1377 Благодаря искуплению появляется новое творение, надмирное (supra mundum), 1378 небесный человек, который уже здесь, на земле, походит на ангелов, 1379 небесный житель, 1380 в самом себе являющий небо. 1381 А так как небесность человека ближе всего проявляется в его духовной природе, созданной по образу и подобию Божию, то обличение в нового, небесного человека знаменует собой прежде всего восстановление образа Божия 1382 с его характерными свойствами – разумом и, особенно, свободой, понимаемой св. Амвросием в смысле благодатной 1383 свободы как от рабства греху, 1384 так и от рабства миру. 1385 Христос, – говорит св. Амвросий, – принесши в жертву Свою плоть, освободил весь мир 1386  и всей вселенной даровал свободу (universis libertatem daret 1387 ), отождествляемую иногда св. отцом с райской свободой (restituit libertatem paradisi 1388 ). В непосредственной связи с восстановлением в человеке образа Божия стоит причастие Его божественной природе и благодать сыновства, когда люди, благодаря воздействию Св. Троицы и, в особенности Св. Духа, 1389 становятся как бы богами, как бы сынами Божиими (quasi Dei, quasi filii Dei 1390 ), сынами духовными (filii spiritales 1391 ), откуда и Христос, удостоивший людей причастия Своего величества, называет их братьями, говоря: «Возвещу имя Твоё братьям Моим» ( Ис. 21, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1376. О нем мы говорили в Главе VI. О жизни Павла Григоровича в горах Кавказа в 20–е годы и о его расстреле см. в Главе XI. 1377. См. письмо Павла Григоровича в: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 70. См. также: Забытые страницы русского имяславия. С. 11–13. 1378. См.: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4–е. С. 931. 1379. Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. (По поводу современных афонских споров). — Миссионерское обозрение. Журнал внутренней миссии, 1 (январь). СПб., 1913. С. 208. 1380. Зарин С. Аскетизм по православно–христианскому учению. Т. 1. Кн. 1. СПб., 1907. С. 26–27. 1381. Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. — Миссионерское обозрение 1, 1913. С. 203–205. 1382. Там же. С. 206. 1383. Там же. С. 206–207. 1384. Там же. С. 207. 1385. Там же. С. 208. 1386. Об»оригенизме»Григория Нисского написано весьма много, и мы здесь не будем подробнее рассматривать данный вопрос как не относящийся к теме нашего исследования. 1387. Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие (По поводу современных афонских споров). — Миссионерское обозрение 3. СПб., 1913. С. 376–377. 1388. Там же. С. 387. 1389. Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. ·Миссионерское обозрение 1390. Там же. С. 210–214. 1391. Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. — Миссионерское обозрение 1913. С. 369–370. 1392. Там же. С. 370–372. 1393. Флоровский Георгий, протоиерей. Восточные Отцы VVIII веков. Париж, 1933. С. 102. 1394. Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. — Миссионерское обозрение 1395. Там же. С. 373. 1396. Там же. С. 377–378. 1397. Там же. С. 374. 1398. Быт. 32:28. 1399. Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. — Миссионерское обозрение 1913. С. 385–386. 1400. Там же. С. 380. 1401. Там же. С. 381. 1402. Там же. С. 381- 382. 1403. Наиболее подробно биография Антония (Храповицкого) изложена в: Никон (Рклицкий), архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. IX. Нью–Йорк, 1956–1964. 1404. См., например, Послание Председателя Русского Заграничного Синода, митрополита Антония православному населению Дальнего Востока от 12 (25) сентября 1929 года. Цит. по: Великие духовные пастыри России. Под редакцией проф. А. Ф. Киселева. М., 1999.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010