991 Что Феодорит подписал томос Льва и анафематствовал обоих ересиархов пя­того века, – это видно ив слов папских легатов, которые на восьмом заседании Халкидонского собора заявляли, что он сделал это «не только письменно (т. е. ранее октя­бря 451 года), но и (сейчас) своими устами, в присутствии всего собрания» (Mansi, VII, 192. А. Деян., IV, стр. 181). 992 Епископу Ромулу Феодорит пишет (epist. 135: М. 83, col. 1356, р. 1226): «мы узнали о бывших в великих городах анафематствах», т. е., конечно, на Нестория и Евтихия. Киррский епископ явно сочувствует этому. 995 Epist. 135: М. 83, col. 1353. 1356. Кафедра адресата в письме не указывается, но на Халкидонском соборе нам встречается Ромул, епископ Халкидонский (Mansi, VII, 401. D. Деян., IV, стр. 342). 997 Слова из писем Феодорита к магистру Винкомалу (epist. 140: М. 83, col. 1364, р. 1233) и консулярию Аспару (epist. 139: М. 83, col. 1361. С). 999 Mansi, VI, 101. 104. Migne, lat. ser. t. 54, col. 907. Деян., III, стр. 109. Полагают (Ballerini: Mansi, VI, 103, not. 13. M. 54, col. 905, not. с), что это послание Пульхерии было отправлено Льву около 22-го ноября 450 года, одновременно с письмом Маркиана (Mansi, 97 sqq. Μ. 54, col. 904 sqq. Деян., III, стр. 106–107). 1002 Когда был получен этот декрет в Апамие, – данных для решения не имеется, но во всяком случае он не мог явиться туда позднее конца 450 года; 9-го июня сле­дующего года Лев В., делая обзор предшествующей деятельности нового императора, пи­сал Маркиану: catholici episcopi, quos nuper haereticorum persecutio depravare non potuit, ab injustis recocarentur exiliis (Epist. S. Leonis 83 (108), cap. 1: Mansi, VI, 114. С. M. 54, lat. ser. t. 54, col. 919). 1003 Epist. 146 init. (M. 83, col. 1389): το μοναστηρ ου τv α λειον ν κοδμησα θραν (monasterii atriensem januam obstruxi), κα τν γνωρμων τς συντυχας κκλνω. 1005 Epist. 138: M. 83, col. 1360. 1361 (p. 1231. 1232). Вопрос о времени появления этого письма спорный. Протоиерей А. В. Горский («Прибавл. к Твор. Св. Отцов », XIV, стр. 380) относит его в моменту до отбытия Феодорита из Апамии, основываясь на его словах, что он хлопочет не потому, «чтобы снова желал видеть Кирр» (М. 83, col. 1361. А). Но, по нашему мнению, этим выражением Киррский епископ устраняет мысль о желании опять занять прежнюю кафедру в качестве законного пастыря, чего император­ский указ не давал, повелевая каждому из изгнанных пребывать в своем епархиаль­ном городе – в неизвестности насчет своей участи до соборнаго решения. В свою пользу мы сошлемся на самое начало послания, где Феодорит в совершенно положительной форме заявляет, что он «с радостью принял спокойствие и получает отсюда полезные и приятнейшие плоды». Во всяком случае Маркиан приказывал Феодориту – на ряду с другими – возвратиться в Кирр (ср. выше к прим. 119 и 120 на стр. 268), а потому он не мог не хотеть и не сделать этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1333 г., после поражения греков под Никеей, потерян был ими и этот исторический город. В 1356 г. Сулейман, сын Урхана, овладев Галлиполи, впервые утвердил турецкие владения в Европе. Османы приближались к Константинополю. С запада же норманны, завоевав южную Италию и Сицилию, давно уже угрожали морским владениям Византии. Воссоздавшееся в XIII в. Болгарское царство, освободив себя от власти греков, старалось объединить всех славян. Взаимная вражда православных греков и болгар была умело использована турками. В 1360 г. султан Мурад I взял Адрианополь и с 1365 г. сделал его своей столицей. Битвами на реке Марице и на Косовом поле (1389) сокрушена была Сербия. Сын Мурада, Баязет, покорил в 1393 г. Болгарию, а затем Молдавию и Валахию, Фракию и Македонию. Былая могущественная Византийская Империя свелась в конце XIV в. к небольшой полосе между Черным и Мраморным морями и к Пелопонесскому полуострову. В 1401 г. Баязет приступил к осаде Константинополя. Византия спасена была тогда вторжением в азиатские турецкие владения грозного вождя монголов Тимура-Тамерлана. Баязет был разбит и пленен Тамерланом в 1402 г. при Ангоре. Последовавшие после смерти Тамерлана раздоры между сыновьями Баязета почти на полвека отсрочили падение Византии. Великая в прошлом, она находилась в упадочном состоянии. Она дряхлела и страдала внутренними неурядицами. Не было у тогдашнего греческого народа героического подъема духа, который мог бы противостоять воинственному пылу турок. Среди династии Палеологов были крупные люди. Но они пытались в борьбе со внешними врагами опираться больше на итальянских и испанских наемников. Последние временами удачно действовали против турок, но одновременно часто причиняли вред самому населению Византии. Отдельные Императоры, вместо того чтобы призывать народ на защиту Церкви против фанатически настроенных последователей Магомета, сами отрывались от верного Православию народа, пытаясь отказом от правоверия получить, через Римского папу, помощь от Запада. Впервые на путь измены Православию вступил Император Михаил Палеолог, вытеснивший латинян из Царьграда, но боявшийся отобрания его ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В отличие от духовной Алексея они носят совершенно иной характер, заключая в себе поучительное обращение к князю и всей пастве, в то время как Алексей озабочен исключительно имущественными распоряжениями. Да и мог ли Алексей написать завещание? Об отсутствии на Руси до начала XV в. традиции составления митрополитами духовных завещаний косвенно свидетельствует летопись, сообщающая, что Киприан «преставления своего за четыре дни написал грамоту незнаему и страннолепну (т.е. удивительную. – Авт.)» 1022 . Судя по княжеским духовным грамотам XIV в., для этого времени не были характерны и большие земельные вклады. Завещание же Алексея упоминает свыше десятка селений. Г. В. Семенченко предпринял попытку анализа формуляра грамоты, но эти наблюдения не дали нужного результата. Его мог дать только историко-географический анализ, изучение владельческой истории упоминаемых завещанием сел. Среди прочих духовная грамота упоминает село Черкизово (ныне в составе Москвы). Название села происходит от имени выехавшего на Русь ордынского царевича Серкиза. По предположению С. Б. Веселовского, его выезд на Русь можно отнести только к 1360 или 1371 г. – поездкам Дмитрия Донского в Орду 1023 . Обычно село получает антропонимическое название только после смерти владельца. Даже если предположить, что завещание относится к 1378 г., то по сравнению с временем выезда Серкиза прошел крайне малый срок, чтобы его имя так прочно укоренилось в названии основанного им села. Духовная Алексея называет и «Рамение, что есмь купил оу Ильи оу Озакова», локализуемое на месте современного города Раменское. Но, судя по княжеским духовным грамотам, именно здесь располагалась в XIV – первой половине XV в. княжеская волость Раменка. В 1389 г. Дмитрий Донской завещал ее своему сыну Петру, от которого она перешла к князю Юрию Дмитриевичу, в завещании которого она упоминается в последний раз в 1433 г. 1024 Среди селений, перечисляемых завещанием митрополита Алексея, видим село Каневское, тождественное волости Канев по течению р.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во все это время во Пскове и в пригородах мы видим разных князей неизвестного нам происхождения. Так, упоминается изборский князь Евстафий, умерший в 1360 году, вместе с двумя сыновьями; потом упоминается князь Александр; в 1375 году встречаем князя Матфея; но в следующем году прибежал во Псков бывший уже прежде здесь князем Андрей Олгердович; псковичи посадили его к себе на княжение с согласия великого князя московского, и Андрей водил псковские полки на Куликовскую битву, куда брат его, великий князь литовский Ягайло, вел войско для соединения с Мамаем. Днем или еще меньше опоздал Ягайло и, узнавши у Одоева о поражении своего союзника, возвратился назад. После он уже не мог продолжать борьбы с Димитрием московским, потому что внутренние дела заняли все его внимание. Мы видели, что Витовт освободился из плена, следовательно, Ягайлу начала грозить борьба с опасным врагом; но изгнанник не мог действовать против двоюродного брата одними собственными средствами и вошел в сношения с Немецким орденом, обязался в случае, если рыцари помогут ему возвратить отчину, объявить себя подручником Ордена. Для последнего не могло быть ничего лестнее подобной сделки: он достигал таким образом верховной власти над Литвою, поделенною между враждебными князьями. Великий магистр послал объявить Ягайлу, чтоб он позволил возвратиться в Литву и вступить во владение отчиною Кейстутовичам, находящимся под высокою рукою Ордена. Ягайло не послушался, и война открылась. Сам великий магистр, Конрад Цольнер, вступил в Литву с сильным войском, но подле хоругви Ордена развевалось знамя литовско-жмудское, под которым шел Витовт с отрядом своих приверженцев. Число этих приверженцев все более и более увеличивалось, когда войско вступило на правый берег Немана. Витовт овладел Троками, и как скоро весть об этом разнеслась по краю, толпы литвы и жмуди начали сбегаться к сыну Кейстутову, который скоро увидал себя обладателем почти всего Троцкого княжества. Но едва только великий магистр оставил Литву, как под Троками явилось многочисленное войско Ягайлово и принудило немецкий гарнизон к сдаче крепости.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Не имея возможности издать этот замечательный документ вполне, мы в настоящем случае, изложим его содержание в общем очерке, насколько это нужно для определения особенностей древнейшей редакции Ordo и её отношения к славянским спискам. – (См. прилож. 1). Эти последние становятся известными со второй половины XIV в. и представляют не что иное, как перевод и много много по местам переделку греческого текста. Таков напр. устав литургии Евфимия терновского (1360–1389), современника патр. Филофея. Он издан, не совсем исправно, в Гласнике Сербского Ученого Дружства (1869 г. кн. VIII 289) по списку, сделанному Савостьяновым с рукописи Зографского монастыря, и обнимает порядок обрядовых действий с начала проскомидии до конца литургии. 2 Молитвы священника все опущены, кроме первой входной, которая («Господи, ниспосли руку Твою») введена была впервые в Ordo и не читается в более ранних литургиях; записаны только ектеньи, да и те не всегда в полном виде. Евфимий терновский стоял в близких отношениях к Афону. Он мог иметь под руками подлинный устав Филофея, перевести и издать его вскоре по появлении. У нас, на Руси, этот устав сначала был известен отдельно от служебника, и Киприан, посылая Псковичам исправленные чины разных служб, пересылает и устав божественныя службы Златоуста отдельно от самой службы. Но в Киприановом служебнике он уже введен в текст последней и сливается с её содержанием. В требнике 376–268 чин этот, под именем Филофея и как перевод Киприана, помещается особо от литургии и простирается не на проскомидию только, но и на весь состав обедни от начала до конца 3 . И замечательно, что этот устав излагается очень близко к списку Евфимиеву и повторяет большую часть его особенностей сравнительно со служебником Киприана 4 . Это дает понять, что отдельные списки устава перешли к нам в южно-славянской редакции и списаны с сербских или болгарских переродов, а не переведены с греческого. Но рядом с ними существовала и другая редакция, введенная в состав литургии. Эта последняя появилась одновременно с первой и, вероятно, сделана прямо с греческого подлинника самим Киприаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Это было едва ли не единственным значимым событием, где царь демонстрировал свою власть. Империя медленно погибала, и ее слабость тем более казалась смертельной, что в 1359 г. скончался Османский султан Орхан, многие десятилетия дороживший дружбой с византийцами, хотя под конец жизни не без удовольствия взиравший за тем, как его сын Сулейман завоевывает Галлиполи. Теперь же его наследник Мурад I (1359–1389) был готов к тому, чтобы использовать турецкую силу исключительно во славу османского оружия. К слову сказать, по словам современников, это был блестящий и мужественный воин, великодушный человек, благочестивый мусульманин и щедрый правитель. Никогда султан без необходимости не проливал крови и был довольно милостивым к побежденным врагам. Он реформировал армию, резко увеличив количество корпусов янычар и создав прекрасные кавалерийские части. Обладая большой веротерпимостью, он обеспечил вполне приемлемые условия для существования своим новым христианским подданным и имел все основания считать, что его политика дала прекрасные результаты 719 . Вначале Мурад I окончательно сокрушил сопротивление оставшихся независимых сельджукских правителей в Малой Азии. Ему удалось довольно быстро разгромить Караманского бея, захватить Анкару и близлежащие области. А затем султан Мурад двинулся на Фракию. В 1360 г. его полководцы Лала-Шагин и Евренос-бей захватили сильнейшие крепости Димотику и Чорлу. А в 1361 г. Лала-Шагин вогнал в страх архонта Адрианополя, бесстыдно сдавшего город без боя. Теперь второй по величине город Фракии стал новым опорным пунктом османов в Европе 720 . Это событие сделало общение между императором и Римом более интенсивным. Но и нарастающая турецкая угроза не привела ни к какому результату. Папа хотел не бумажных обещаний, а действительного перехода Константинопольской церкви под свой омофор. Однако и царь просил не громких слов, а солдат и денег для войны с мусульманами. На самом деле это было странное зрелище: в результате обе стороны обещали друг другу то, чего сделать никак не могли 721 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В новом подходе И.Г. Спасский исходит из того, что как подвиги Довмонта для Пскова, так «для Новгорода в его историческом прошлом наиболее значительно житие Александра Невского и его кульминация» – победа на Чудском озере и пленение немецких рыцарей. В таком случае «горделивая фигура со скипетром и в венце могла бы представлять победителя, униженно согбенная и нагая – просящего о пощаде противника». Дополнительный аргумент ученого заключается в том, что с утратой Новгородом независимости чеканка монет с этим образом продолжалась еще два-три года (образ не был «одиозным для московских властей»), тогда как надпись «Великого Новгорода» была убрана сразу, так как монета чеканилась уже от имени великого князя Московского 18 . В таком случае на новгородской монете изображен святой благоверный князь Александр Невский, который, как и Довмонт на псковской монете, не имеет нимба и надписания имени, т.е. иконографических признаков святости. 1.6. Первые монеты Великого княжества Московского «Чеканку монеты в Москве начал в 1360-х или 1370-х гг. великий князь Дмитрий Иванович. Серебряные денги, которые он чеканил, относятся к числу редких монет. В более широком масштабе производилась чеканка монет его сына Василия Дмитриевича (1389–1425)», – пишет И.Г. Спасский 19 . На первых именных денгах Московского княжества кроме имени Дмитрия Донского находится и татарская надпись На первых именных денгах Московского княжества кроме имени Дмитрия Донского находится и татарская надпись (рис. 21), которая прочно закрепилась на многих ранних выпусках монет не только в Москве с ее уделами, но и в княжествах, расположенных восточнее. Характерно, что на более поздних денгах Тверского княжества, Новгорода и Пскова все надписи с самого начала были русские 20 . Рис. 21. Дмитрий Донской. Денга. Серебро. 1382–1389 гг. Аверс – в центральном круге изображение петуха, над ним четвероногое животное. Вокруг – кольцевая надпись по-русски: «Печать Князя Великого Дмитрия». Реверс – внутри ободка арабская надпись с титулом хана Тохтамыша. На рис. справа – прорись аверса монеты     

http://pravoslavie.ru/155335.html

Saint Alexis Saint Sergius became so well known as a holy, humble man of God that he was often consulted by Saint Alexis, Metropolitan of Moscow and other prominent leaders of the country. One of these, Saint Dimitri Donskoi, Grand Prince of Moscow (r. 1360–1389), rebuilt the walls of Moscow in defiance of the Tatar overlords. When the Tatars, in response, amassed a huge military force to march towards Moscow, Dimitri rallied nearly all the Russian princes to join him in raising a large number of warriors to defend their lands. At the moment of final decision, Grand Prince Dimitri consulted Saint Sergius, who advised him to advance towards the Tatars, to meet them in battle across the Don River in the Tatars’ heartland in the open steppes. The forces met at the Battle of Kulikovo Pole, on September 8, 1380. Miraculously, the outnumbered Russian forces prevailed. This victory marked the beginning of the end of the Tatar overlordship, even though the Russians had to continue paying tribute to them until 1480. The legacy of Saint Sergius to Russia and the Orthodox Church is immeasurable. His direct disciples founded nearly thirty monastic centers in northern Russia around which lands were settled and developed. Between 1400 and 1600, some 250 monasteries were established either through the direct or indirect inspiration of Saint Sergius. The mystical spiritual life of the Russian Church, as well as the interrelation between the Church and the socio-political life of the Russian nation in later times, were rooted in the person and work of the illustrious and exceptionally beloved Saint Sergius of Radonezh. Saint Stephen of Perm A contemporary and friend of Saint Sergius, Saint Stephen of Perm (1340–1396), was a learned bishop who undertook missionary work among the Zyrian tribes living just west of the Ural Mountains. Saint Stephen created an alphabet for the Zyrian language, and translated numerous Church writings into this language. Thus he continued the Byzantine tradition of fostering Church life in the vernacular in new regions, and he laid the spiritual foundations for the future missionary work of the Russian Church among the Siberian tribes, and later in China, Japan, and Alaska. Saint Andrei Rublev

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

Фирман султана Мухаммада II Завоевателя. 1451 г. (мон-рь Св. Павла) Фирман султана Мухаммада II Завоевателя. 1451 г. (мон-рь Св. Павла) В XIV в. на Балканах появились турки-османы. Новые завоеватели, хотя и были иноверцами, старались поначалу демонстрировать уважение к христ. традициям. При султане Орхане афонские монахи отправили посольство в Прусу (не ранее 1345), объявив о своей покорности туркам, и получили от султана признание своих древних привилегий, подтвержденное позднее сыном Орхана Мурадом I (1360-1389). В 80-х гг. XIV в. А. оказался во власти турок, но по договору между Сулейманом и Мануилом II Палеологом (1403) был возвращен под власть императора, к-рый доверил управление Фессалоникой своему сыну Иоанну VIII, но сохранил за собой власть над А. Делегация афонских монахов направилась в К-поль, чтобы разрешить проблемы Св. Горы, особенно те, что были связаны с владениями афонских мон-рей вне пределов А. В июне 1406 г. имп. Мануил II издал хрисовул, к-рый явился новым афонским типиконом. Характерно, что этот документ ни разу не ссылается на предыдущие уставы (типиконы Иоанна Цимисхия и Константина Мономаха), зато часто упоминает Типикон прп. Афанасия и обычаи Вел. Лавры, авторитет и экономическое влияние к-рой были огромны в нач. XV в. Имп. Иоанн VIII Палеолог , предпринимая настойчивые попытки заручиться помощью Запада и спасти империю от тур. завоевания, отправился на Ферраро-Флорентийский Собор, где обсуждалась церковная уния (1438-1439). Там же присутствовали 3 офиц. представителя афонского монашества. 2 из них - игумен Вел. Лавры Моисей и настоятель Ватопеда Дорофей - подписали буллу папы Евгения IV , утверждавшую унию Церквей, однако большинство афонских мон-рей отказались признавать ее и остались верными Православию. Монахи Вел. Лавры и Ватопеда также вскоре отвергли определения Ферраро-Флорентийского Собора и отказались признавать примат папы. Когда в 1430 г. Фессалоника и А. были вновь заняты турками, монахи отправили посольство к Мураду II, демонстрируя свою покорность. В ответ султан пообещал сохранить все установления и привилегии А. В год взятия К-поля (1453) афонское посольство во главе с Михаилом Критовулом , известным историком, посетило Мехмеда II и получило (не без помощи значительных даров) новое признание привилегий. А. после падения Византии

http://pravenc.ru/text/Афон.html

275 Св. благовер. Александр Невский, сыновья его Димитрий и Андрей (Воскр. 9, 267. 272), Иоанн Калита (Степ. 1, 402), сыновья его Иоанн (Соф. Вр. о 1359 г.) и Симеон (Ник. 3,202. Духовная его в Собр. грам. N 24). Княгини инокини: св. Анна вдова В. К. Михаила – мученика, св. Феодосия, в иночестве, Евфросиния, вдова В. К. Ярослава и мать Александра († 4 мая 1242 г.); В. Княгиня Мария, в иночестве – Марина († 1262 г.); Мария вдова убиенного Кн. Димитрия Мих. Тверского) В. Княг. Александра († 1365); Анастасия вдова Кн. Андрея Сузд. († 1378), В. К. Мария – в иночестве Фотиния († 3 мар. 1399). (Соф. Bp. 1, 223. Ник. Лет. 4, 9. 18). 276 Рост. Лет. у Карамз. 4. пр. 140. Троицк. Лет. 226. Он погребен в Юрьевском Михаиловом монастыре; как он, так и отец его Святослав († 1253), сын В. Кн. Всеволода 3, в старинных Святцах поставлены между святыми. 278 Без соотношения к Сергию основались в XIV в. только Новгородские монастыри, еще два, три в других местах. Святителем Моисеем основаны: а) Архангельский на Сковородке в 1348 г. б) Волотов Успенский 1352 г. в) Воскресенский на Деревеницах, 1354 г. г) женский Иоанна Богослова 1354 г. д) Св. Духа в 1357 г. в) Успенский в Радоковицах с 1357г. Наставником Моисея благоч. Макарием построены Колмов Успенский с 1310, Николаев Белый с 1313. Кроме того, известны Новг. монастыри – Рождественский на Десятине девичий с 13290г., Спасский на Ковалеве с 1345, св. Андрея на Ситечке с 1370 г., Сырьинский Успенский Пр. Киприана с 1385 г., Николаевские-на Лятке прежде 1357 г., на Сокольей Горе с 1389 г., на Понеделье прежде 1386 г., на Чудинцевой улице с 1390 г., на Папоротке с 1403 г., Рождественский на Лисичьей Горе с 1389 г., на Щилове Покровский прежде 1386 г., на Козмодемьянской улице Спасский с 1394 г., на Видогоще Троицкий общий с 1402 г., на Веренде Спасский с 1406 г., на Видогоще Спасский с 1406 г. (Собр. Лет. т. 3, 59. 84–86. 103. 132. 57. 181. 182. т. 4, 34–37. 106. 109). Во Пскове Снятогорский ок. 1310 г.. Николаевский на Валку с 1395 г. В Архангельске Архангельский, Георгиевский на Городце Шелонском, Михаилов на Шелони прежде 1352 г., Каргопольский Спасский с 1350 г., Каргопольский Успенский девичий ок. 1355 г. В Твери Спасский за городом с 1360 г. Желтиков с 1394 г. Афанасьевский; в Перми Ульяновский; в Туле Веневский Николаевский; в Нижнем Новгороде Печерский, основанный собеседником Сергия Дионисием Суздальским , в Суздале Спасский пр. Евфимия, ученика Диоинсиева. В Ростове Св. Иакова и Григорьевский. В Рязани Солотчинский. О других выше пр. 67. 68. 69. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010