Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМАСТРИДА [греч. ρδβλθυοτεΑμαστρις, ρδβλθυοτεΑμαστρος, Αμστρα, Σμαστρος] (совр. Амасра, Турция), город на юж. берегу Чёрного м., визант. митрополия. А. расположена в устье одноименной реки (совр. Амасра-Дереси), на полуострове шириной ок. 200 м, между 2 бухтами, а также на соседнем предгорье и 2 скалистых островах (совр. Бозтепе и Тавшан-Адасы). История А. образовалась ок. 300 г. до Р. Х. в результате слияния милетских колоний Сесама, Китора, Кромны и Тиоса и названа в честь вдовы гераклейского тирана. С 279 г. до Р. Х. находилась в составе Понтийского царства, в 70 г. была добровольно сдана римлянам. В 63 г. до Р. Х. получила статус свободного города. В ходе реформ имп. Диоклетиана А. вошла в состав пров. Пафлагония . Со II в. здесь располагалась база рим. флота; в позднеримско-ранневизант. эпоху А. была обнесена стеной и стала одним из важнейших городов Пафлагонии. С кон. VII - нач. VIII в. в городе размещалась база флота фемы Пафлагония; параллельно происходила перестройка укреплений и расширение гаваней. С кон. VIII в. А. подвергалась араб. набегам. В описании посмертного чуда свт. Георгия Амастридского упоминается о нападении на А. рус. флота (дата ранее считалась спорной; И. Шевченко подтвердил датировку В. Г. Васильевского - до 842 г. ( Š ev enko I. Hagiography of the Iconoclast Period//Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 313-331)); грабя город, нападавшие пытались вскрыть могилу святителя и были поражены «расслаблением членов», после этого многие из них приняли христианство (Васильевский В. Г Русско-византийские исследования. СПб., 1893. Ч. 2). В IX-XI вв. резиденция наместника Пафлагонии (катепана; с XII в.- дуки). В нач. X в. Никита Давид Пафлагон в похвальном слове мч. Иакинфу называет А. «общим торговым центром всего Понта» (PG. 105. Col. 421). В кон. XII в. все окрестности А. были заняты турками. После 1204 г. она оказалась в составе Трапезундской империи , затем ее дважды (в 1211 и 1214) захватывал Феодор I Ласкарь . С 60-х гг. XIII в. связь А. с Византией поддерживалась только по морю; в 1261 г. в А. основана генуэзская колония. Последнее упоминание о политической принадлежности А. Византии относится к 1340 г. Возможно, ок. 1360 г. А. была покорена турками, однако вскоре оказалась во владении генуэзцев. Ок. 1363 г. в А. была перестроена городская цитадель. В 1389 г. город посетил Игнатий Смольнянин , сопровождавший низложенного Киевского митр. Пимена в его поездке в К-поль. А. помогала К-полю зерном и оружием во время его блокады султаном Баязидом I . Ок. сер. XV в. здесь появилась флорентийская фактория. В 1460 г. А. была окончательно взята войсками Мехмета II, 2/3 жителей были переселены в К-поль. Церковная история

http://pravenc.ru/text/114302.html

Алексий, архиепископ Новгородский Управлял Новгородской епархией с 1360 по 1388 год. В 1360 году во Пскове свирепствовал сильный мор. Ежедневно умирало от 50 до 100 человек. Псковичи послали в Новгород звать к себе преосвященного Алексия. Он приехал, благословил всех горожан, обошел весь город с крестами, отслужил три литургии, и мор начал прекращаться. В 1362 году им была построена Христорождественская церковь в архиерейском доме. В 1365 году он был свидетелем чудесного явления от иконы Божией Матери «Умиление». Во время грозы загорелась деревянная Троицкая церковь , находившийся в ней образ Божией Матери явился стоящим над пылающим храмом. Только когда прибыл к месту пожара с крестным ходом преосвященный Алексий и совершил молебствие, икона сошла прямо в руки архиерея и в то же время прекратился пожар. В память этого события преосвященный Алексий благословил вделать в стену при входе в Новгородский Софийский собор крест, украшенный барельефами. В 1375 году архиепископ Алексий по собственному желанию ушел на покой, но по усиленной просьбе народа вскоре вернулся и управлял епархией. В 1380 году он, по просьбе новгородцев, вел переговоры с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем, устанавливая мирные отношения между москвичами и новгородцами. В 1388 году преосвященный Алексий вторично оставил кафедру и ушел в монастырь. 28 лет и 7 месяцев святительствовал и трудился для блага своей паствы. Скончался 3 февраля 1389 года и был погребен в Новгородском Деревяницком монастыре в притворе Воскресенского храма. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4. – С. 236, 253, 304. Гедеон (Вихров), священник. Новгородский Деревяницкий Воскресенский монастырь. – Новгород, 1892. – С. 12. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 94. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902, вып. 11. – С. 170–171. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 989, 991, 1222. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1406. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 602–603. Православный собеседник. – Казань, 1860, май. – С. 71. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 18. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В соответствии с данной редакцией Жития преподобный принял постриг от прп. Макария Унженского († 1444) в Макариевом Желтоводском во имя Св.Троицы жен. мон-ре . Однако это невозможно, поскольку данный мон-рь был основан прп. Макарием ок. 1434 г. Вероятно, Г. принял монашество в первом по времени основания мон-ре Галичской земли - Авраамиевом Новозаозерском в честь Успения Божией Матери , находившемся на сев.-вост. (противоположном от города) берегу Галичского оз. (ныне с. Умиление Галичского р-на Костромской обл.). Обитель была основана прп. Авраамием Галичским при кн. Димитрии Борисовиче Галичском (1360-1363). Менее вероятно, что святой стал насельником Паисиева Галичского в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря , находившегося на юж. берегу Галичского оз.; предание об основании мон-ря, сохранившееся в Житии прп. Паисия Галичского (известно в списках с XVII в.), не имеет хронологической приуроченности и малодостоверно. Преподобный со смирением и послушанием служил братии, поучаясь день и ночь в молитвах, был «постник чюден», так что иноки удивлялись его терпению, смирению и кротости. Спустя нек-рое время Г. принял священнический сан. Согласно Минейной редакции, преподобный стал «игуменом у Святыа Богородица честнаго Ея Рождества близ езера» (ВМЧ. Стб. 2270). Рождество-Богородицкий мон-рь, располагавшийся в 11 верстах к северо-востоку от Галича на р. Едомше, впервые упоминается в данном источнике ( Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 120). В связи с сообщением об игуменстве Г. в Галичском мон-ре в Минейной редакции имеются и др. уникальные (по-видимому, малодостоверные) известия: к Г. любил приезжать галичский кн. Георгий (Юрий) Димитриевич (1389-1434), святой крестил его сыновей, к Г. за благословением обращался вел. кн. Василий I Димитриевич (1389-1425). Преподобные Григорий Пельшемский, Арсений Комельский. Фрагмент иконы " Господь Вседержитель с предстоящими Вологодскими святыми " .

http://pravenc.ru/text/166551.html

107-109 ДИМИТРИЙ БАСАРБОВСКИЙ Басарбовский (Бассарабовский, Болгарский), прп., (пам. 27 окт. в Румынской Православной Церкви и Болгарской Православной Церкви; 26 окт. в РПЦ) ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (ок. 1415 -1440), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий 110-112 112-113 113-114 114-116 ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский 116-132 ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ (1582- 1591), св. царевич (пам. 15 мая, 3 июня, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 132-146 ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии 146-147 147-148 148-149 ДИМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Грозные Очи (1298, Тверь - 1326), кн. тверской (с кон. 1318), вел. кн. Владимирский (1322-1325) 149-152 152-153 154-155 155-195 ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) 195-197 197-198 198-199 ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ построена на месте рим. терм, где, по преданию, был заключен и замучен вмч. Димитрий Солунский 199-204 204-205 205-206 206-207 207-218 ДИМИЦАНА г. на п-ове Пелопоннес в номе Аркадия (Греция), центр Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви 218-219 ДИМОФИЛ († 387), еп. Берои Фракийской (40-60-е гг. IV в.), еп. К-польский (370 - 26 нояб. 380), арианин 219-220 220-221 221-222 ДИНЕКОВ Петр (1910 - 1992), болг. литературовед, фольклорист, лит. критик, действительный член Болгарской АН (1966) 222-223 ДИНОГЕЦИЯ древнее поселение и крепость в составе укрепленной границы (лимеса) Римской империи на нижнем Дунае 223-224 ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ (кон. II - 1-я треть III в.), греч. писатель, автор соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» в 10 книгах

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Волхов. Вероятно, свт. Алексий , архиеп. Новгородский (1360-1388; † 1390), передал патриарху К-польскому через свт. Дионисия просьбу прислать грамоты, обличающие стригольников. Отъезд архиепископа Суздальского вынудил Михаила срочно отправиться на поставление в К-поль (июль 1379). Во время заключительного этапа путешествия по Чёрному м. вблизи визант. столицы Михаил неожиданно скончался (нач. осени 1379) и был похоронен в Галате, к-рая принадлежала генуэзцам. После длительных споров участники рус. посольства приняли следующее решение: не ставя в известность вел. кн. Димитрия Иоанновича, вписать в пустые бланки княжеских грамот имя члена делегации архим. Пимена , к-рый и должен был быть представлен как кандидат на митрополию. В К-поле в тот момент находился не только свт. Дионисий, но и свт. Киприан, рассчитывавший на фоне резкого обострения отношений с вел. князем Московским подать на последнего жалобу патриарху и подтвердить свои права как митрополита. Однако свержение прогенуэзского режима и восстановление - при поддержке венецианцев и с согласия османского султана Мурада I (1362-1389) - на имп. престоле Иоанна V Палеолога (1 июля 1379), который удалил Макария К-польского с кафедры, не изменило положение Киприана к лучшему. Н., избранный новым патриархом, равно как и стоявший за ним имп. Иоанн V, не могли не учитывать сложной внешнеполитической ситуации. Исход заключительного этапа борьбы между Венецией и Генуей (война Кьоджи 1378-1381) был еще не до конца ясен, поэтому император и патриарх были вынуждены принимать во внимание позицию генуэзцев, а также рус. послов, к-рые, согласно сведениям «Повести о Митяе», использовали кредит, выданный им генуэзцами и турками, для подкупа должностных лиц в К-поле («Тверской сборник»: ПСРЛ. Т. 15. Стб. 439-440; «Рогожский летописец»//Там же. Т. 15. Вып. 1. Стб. 130-132; анализ ист. контекста см.: Мейендорф. 1990. С. 243-271). В июне 1380 г. Н. созвал Собор, призванный решить вопрос о замещении Русской митрополичьей кафедры. В соборном определении (RegPatr, N 2705; изд.: Miklosich, M ü ller.

http://pravenc.ru/text/2577619.html

Особенно важным для византиноведа является его подробное описание завоевания Константинополя, которое занимает значительную часть сочинения, обнимавшего период с 1451 по 1467 г. 1079 Впрочем, Критовул в отличие от Сфрандзи и так же, как Халкокондил и Дука, не был непосредственным очевидцем рокового события 1080 . Несколько сообщений о падении Константинополя мы имеем благодаря иностранным свидетелям. Особенно важным в силу своей точности является повествование венецианца Николо Барбаро 1081 . Также нашли своих описателей в Византии и отдельные события поздневизантийской истории, которые произвели наиболее сильное впечатление на современников. Подобно Иоанну Каминиате, описавшему некогда завоевание Фессалоники арабами, Иоанн Анаг-ност оставил свидетельство очевидца о завоевании этого же города турками в 1430 г., а Иоанн Канан – о нападении Мурада II на Константинополь в 1422 г. (оба автора изданы в Боннском корпусе после сочинения Георгия Сфрандзи). Итак, мы сравнительно хорошо информированы о времени примерно до 1360 г., а также о последних десятилетиях византийской истории. Напротив, весьма скудны сведения о промежуточной эпохе, которую уже не рассматривают Никифор Григора и Иоанн Кантакузин , а историки XV в. Халкокондил, Дука и Сфрандзи описывают очень кратко и без особых подробностей. Здесь нам на помощь приходят хотя и весьма бедные в содержательном плане, но хронологически точные малые хроники 1082 . Дополнением служит также одна болгарская хроника, которая охватывает период с 1296 по 1413 г. 1083 Наиболее значительным произведением старосербской литературы является жизнеописание Стефана Лазаревича (1389–1427), которое составил в 1431–1432 гг. Константин Философ, принадлежащий к окружению патриарха Евфимия Тырновского 1084 . Богатое подробностями повествование помещено в широкие исторические рамки и имеет значение в том числе и для византийской истории первых трех десятилетий XV в. Истории Эпира во второй половине XIV в. посвящена анонимная хроника, ошибочно приписанная монахам Комнину и Проклу 1085 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Устроение епархий Русской Церкви было во всем подобно тому порядку, который существовал в митрополичьей области. Естественно, что масштаб при этом был значительно меньшим. Однако существовали всюду те же волостели и десятильники, нередкими были и должности наместников в крупнейших городах епархий. А второй по значению после митрополита архиерей Русской Церкви - архиепископ Новгородский - даже имел свой двор, во всем подобный митрополичьему: с боярами, стольниками и даже архиерейским полком. Избирался новгородский владыка вплоть до конца XV в. исключительно самими новгородцами, на вече, иногда с помощью жребия, когда имелось несколько кандидатов. Политическое значение архиепископа в Новгороде было чрезвычайно велико, даже в сравнении с митрополитом всея Руси. Новгородский архиерей считался в Новгороде первым лицом. Он был по сути возглавителем Новгородской боярской республики: по его благословению Новгород заключал мир или объявлял войну, решал внутренние дела города и всей Новгородской земли. В самом епархиальном устроении Русской Церкви в " Монгольский " период произошли большие перемены. Так, ввиду страшного разорения ряда земель были упразднены епископии: Черниговская, Переяславская (вероятно, кафедра эта в 1269 г. была объединена с новосозданной Сарайской), Белгородская и Юрьевская (в домонгольский период обе были викаритствами при Киевской митрополии). Также в 1250 г. была перенесена кафедра из Угровска в Холм, ставший новой столицей князя Даниила Галицкого. Другие же кафедры, хотя и сохранились, однако, как можно полагать, довольно долго бывали вакантными: о некоторых их них новые упоминания появляются лишь к исходу XIII - началу XIV в.в. Как уже упоминалось, епархия Владимирская, восстановленная в 1274 г., с 1299 г. стала основной частью митрополичьего округа после того, как резиденция Предстоятеля Русской Церкви была перенесена во Владимир. Однако изменения на политической карте Руси, последовавшие за Батыевым нашествием, привели также и к созданию нескольких новых епархий. Помимо уже упоминавшейся Сарайской, созданной в 1261 г., в 1271 г. открывается епископия в Твери. В 1347 г. появляется Суздальская епархия. В 1353 г. Коломна на Оке также получает своего архиерея. Около 1360 г. открыта епархия в Брянске, куда перемещается древняя кафедра Черниговских епископов. В 1383 г. усилиями великого миссионера св. Стефана открывается Пермская епархия. Некоторые исследователи полагают, что впервые упоминаемая в 1288 г. Луцкая кафедра на Волыни также была учреждена в монгольский период, но более вероятно, что она существовала уже в I-й половине XIII в. На короткое время в 1389 г. была также открыта епархия Звенигородская, но просуществовала она совсем недолго. Неудачей закончились и попытки псковичей открыть епископию в своем городе в 1331 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436266/

1346 Отец св. Алексия митрополита, боярин Феодор Бяконт, перешел в Москву оттого, что край Черниговский, опустошенный Батыем, не переставал терпеть нападения от хищных набегов. Под защитой же крепкого и благочестивого князя Даниила Александровича нашел он мирную и покойную жизнь. Святой Алексий родился в 1300 году. 1347 Князь Даниил Александрович, младший сын св. Александра Невского, основатель самостоятельного Московского княжества и родоначальник князей московских (1261–1303 гг.) – Впоследствии он причислен Церковью Русской к лику святых, и мощи его, обретенные нетленными в 1652 г., доныне открыто почивают в храме созданного им на берегу Москвы-реки Данилова монастыря. 1349 Это было в 1320 г. Богоявленский (1-классный) монастырь в Москве основан в 1296 г. при князе московском Данииле Александровиче. 1351 Св. Феогност управлял Русской Церковью с 1328 по 1353 г. Он окончательно утвердил пребывание митрополитов русских, вместо Владимира, в Москве. 1352 Владимир на Клязьме, престол митрополичий, до святителей Петра и Феогноста. Св. Алексий был посвящен в епископа Владимирского в конце 1352 года. Еще за 12 лет перед тем митрополит Феогност повелел Алексию жить в святительском дворе его и заведовать судебными делами Церкви, причем для св. Алексия при постоянных непосредственных сношениях со святителем греком открылись и нужды и средства прекрасно познакомиться с греческим языком. 1354 Патриарх Филофей управлял константинопольской Церковью с 1354 по 1355 г., и потом вторично с 1362 по 1376 г. 1356 Димитрий ВВ Иоаннович, великий князь Донской, родился 12 октября 1350 г.; с 1362 г. получил великое княжение; построил каменный Кремль в Москве; княжил 27 лет, жил 40 лет. Он победил хана Мамая на Дону 8 сентября 1380 г.; скончался 19 мая 1389 г. 1357 Признательный хан дал святителю в знак почести перстень, который доселе хранится в патриаршей ризнице. 1359 Этот монастырь был обетный. Когда святитель Алексий отправлялся в Константинополь для посвящения в сан митрополита Киевского и всея России, то на возвратном оттуда пути, подвергся бедствию, так что сама жизнь его была в опасности: на море поднялась страшная буря, и корабль каждую минуту готов был исчезнуть в волнах. Все бывшие с митрополитом отчаивались в спасении. Между тем святитель усердно молился Богу, причем дал обет соорудить храм во имя того святого, которому будут праздновать в день высадки пловцов на берега. Господь услышал молитву святителя. Настала тишина, и корабль пристал к берегу 16 августа. Во исполнение этого обета св. митрополитом Алексием и был основан около 1360 года вышеупомянутый монастырь в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворенного Его Образа. В деле созидания монастыря много помогал святителю преп. Андроник, ученик преп. Сергия, почему он и получил наименование Спасо-Андроникова (Андрониева) монастыря; ныне – второклассный монастырь. В монастыре и теперь хранится Нерукотворенный Образ Спасителя, привезенный св. Алексием из Царьграда, украшенный богатой ризой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вел. кн. Рязанский Олег Иоаннович. Реконструкция облика по черепу. 10-е гг. XXI в. Авторы Т. С. Балуева, Е. В. Веселовская. Лаборатория антропологической реконструкции Ин-та этнологии и антропологии РАН Вел. кн. Рязанский Олег Иоаннович. Реконструкция облика по черепу. 10-е гг. XXI в. Авторы Т. С. Балуева, Е. В. Веселовская. Лаборатория антропологической реконструкции Ин-та этнологии и антропологии РАН Известны отрывочные сведения о церковной политике О. И. Среди епископов, занимавших Рязанскую кафедру в период его длительного княжения, были Василий II (см. в ст. Василий , свт. Рязанский; 1356 - ок. 1360 (?)), Афанасий (ок. 1360 (?) - ок. 1378, по др. данным - ок. 1388) и Феогност (8 авг. 1388 - весна 1390, не позднее 1396 - лето 1407; был вынужден временно уступить кафедру еп. Иеремии Греку, поставленному патриархом К-польским (вероятно, Антонием IV ) и прибывшему на Русь в 1390 вместе с митр. Киприаном). В апр. 1389 г. в Переяславле-Рязанском состоялся церковный Собор во главе с митр. Пименом , который находился в сложных отношениях с вел. кн. Димитрием Донским и отправился в поездку в К-поль без его ведома (ПСРЛ. Т. 11. Стб. 95). На Соборе присутствовали Рязанский еп. Феогност, Смоленский еп. свт. Михаил , Звенигородский еп. Даниил (бывш. епископ Смоленский), Сарский еп. Савва (данные об участии в Соборе вернувшихся из К-поля в 1390 вместе с митр. Киприаном архиеп. Ростовского свт. Феодора , архиеп. Суздальского Евфросина , Черниговского и Брянского еп. Исаакия вызывают определенные сомнения), ряд архимандритов (в т. ч. московского Спасского на Бору монастыря Сергий (Азаков)), представители черного и белого духовенства из свиты митр. Пимена. Сохранились данные о неск. земельных пожалованиях О. И. Рязанской кафедре: на Воинский у. и с. Засечье, борть и бобровые ловы на р. Кишне (оба - 2-я пол. 50-х - сер. 60-х гг. XIV в.; АСЭИ. Т. 3. 314-315. С. 345-346), села Старое и Козлово с бортями (вероятно, 1388; Там же. 317. С. 347), остров на р. Оке (датировка 1390 г. не вполне надежна; Там же. 318. С. 347), земли и бобровые гоны по р. Проне (Там же. 319. С. 348). Ольгову в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю было пожаловано с. Арестовское с погостами, землями и угодьями (предположительно в 1371-1372; Там же. 322. С. 350-352). О. И. стал ктитором основанного по его приказу ок. 1390 г. Солотчинского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. Солотчинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ), пожаловал обители селище Федорково, о-в Савицкий, Холковскую луку, перекопь с оз. Тишь с бортями, бобровыми гонами, рыбными ловлями (Там же. 324-325. С. 353-354).

http://pravenc.ru/text/2578287.html

4. Воишелк во второй раз, 1270. 5. Тройден, 1270–1283. 6. Витень или Витенес, 1283–1315. 7. Гедимин, сын или брат Витеня, 1315–1341. 8. Евнутий, сын Гедимина, 1341–1345. 2. Максим, 1283–1305 г. 3. Св. Петр, 1308–1326 г. 4. Феогност, 1328–1353 г. В 1303-м году поставлен отдельный митрополит галицкий, неизвестный по имени, который (вероятно) умер около одного времени с Максимом и после смерти которого кафедра митрополии опять была закрыта. В 1316–1317-м году поставлен особый митрополит литовский, по имени Феофил, кафедра которого (вероятно) была закрыта при поставлении в митрополиты всея России Феогноста. В 1331-м году была открыта не на долгое время митрополия галицкая. В 1337–1338-м году снова была открыта митрополия галицкая, закрытая потом в 1347-м году. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 18. Иван Иванович, 1353– 1359. 19. Дмитрий Константинович (суздальский), правнук Андрея Ярославовича, 1360–1362. 20. Дмитрий Иванович Донской, 1362–1389. 21. Василий Дмитриевич, 1389–1425. 22. Василий Васильевич Темный, 1425–1433. 23. Юрий Дмитриевич (звенигородско-галичский), сын Донского, 1433. 24. Василий Васильевич во второй раз, 1434. 25. Юрий Дмитриевич во второй раз, 1434. 26. Василий Юрьевич Косой, сын предыдущего, 1434. 27. Василий Васильевич в третий раз, 1434–1446. 28. Дмитрий Юрьевич Шемяка, сын Юрия Дмитриевича, 1446. 9. Ольгерд, брат предыдущего, 1345–1377. 10. Ягайло или Ягелло, сын Ольгерда, 1377–1386 (с 1386-го года, под именем Владислава II, король польский). 11. Скиригайло, брат предыдущего, 1386–1392. 12. Витовт, сын Кейстутия, брата Ольгердова, 1392–1430. 13. Свидригайло, брат Ягайла, 1430–1432. 14. Сигизмунд, брат Витовта, 1432–1440. 15. Казимир, сын Ягайла, 1440–1492 (с 1447-го года и король польский). 5. Св. Алексий, 1354–1378. 6. Михаил Митяй, нареченный митрополита. 1378–1379. 7. Киприан, 1381–1382. 8. Пимин, 1382–1385, 1388– 1389. 9. Дионисий, нареченный митрополит, 1384–1385. 10. Киприан во второй раз, 1390–1406. 11. Фотий, 1408–1431. 12. Исидора, 1436–1441. 13. Св. Иона, 1448–1461.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010