Евфросин, архиепископ упоминается примерно с 1153 в XII веке возможно, во время отсутствия епископ Нифонта в 1149 неизвестно Аркадий, епископ, свт. рукоположен с 10.08.1158 (избран в 1156) 19.09.1165 Новгородская и Псковская Имена Сведения Иоанн (в схиме, а в постриге Илия), архиепископ, свт. рукоположен с 28.03.1166 7.09.1186 Григорий (Гавриил), архиепископ, свт. рукоположен с 29.03.1187 (избран в 1186) 24.05.1193 Мартирий (Рушанин), архиепископ, свт. рукоположен с 10.12.1193 24.08.1199 Митрофан, архиепископ рукоположен с 03.07.1201 по 1211 отстранён от управления в 1220 вернулся на кафедру Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ, свт. избран и утвержден в Киеве с 1212 по 1218 епископ Перемышльский Митрофан, архиепископ повторно 03.07.1223 Арсений избран, не был рукоположен с 03.07.1223 до 1225 неизвестно Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ, свт. бывший епископ Перемышльский с 1225 по 1229 на покое; 8.10.1232 Спиридон, архиепископ рукоположен с 1230 (избран в 1229) Далмат, архиепископ рукоположен с 25.05.1251 (избран в 1249) 21.10.1274 Климент, архиепископ рукоположен с 02.08.1276 (избран в 1274) 22.05.1299 Феоктист, епископ свт. рукоположен с 29.06.1300 по 1307 (избран в 1299) отказался от кафедры; 23.12.1310 Давид, архиепископ рукоположен с 05.06.1309 05.02.1325 Моисей (Митрофан), архиепископ, свт. рукоположен с 1325 по 1330 на покое, в 1352 вернулся на кафедру Василий (Калика), епископ, свт. рукоположен с 29.08.1331 3.07.1352 Моисей (Митрофан), архиепископ, свт. повторно с 1352 по 1358 на покое; 25.01.1362 Алексий, архиепископ рукоположен с (12.07.)1360 по (22.04.)1388 на покое; 03.02.1389 Иоанн (Порфирьев), епископ рукоположен с 17.01.1388 по 20.01.1414 (избран 7.05.1387) на покое; 24.06.1417 Симеон (Сэмпсон в иноках), архиепископ рукоположен с 22.03.1416 (избран 11.08.1415) 15.06.1421 Феодосий избран, не был рукоположен с 01.09.1421 по 30.08. 1424 изгнан; 29.09.1425 Евфимий I (Брадатый Емилиан), архиепископ рукоположен с сентября 1424 01.11.1428 (1429) Евфимий II (Вяжицкий), архиепископ, свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Если Калита и Симеон Гордый давали уже чувствовать Новгороду силу московскую, то еще большей грозы должны были ждать новгородцы от смелого внука Калитина. По смерти Иоанна московского желание их исполнилось было: Димитрий Константинович суздальский, за отца которого они и прежде так хлопотали в Орде, сел на великом княжении во Владимире и немедленно послал своих наместников в Новгород; новгородцы посадили их у себя и суд дали, уговорившись с князем. Неизвестно, когда Новгород признал своим князем Димитрия московского; только под 1366 годом летописец упоминает прямо уже о ссоре Новгорода с великим князем. Причиною этой ссоры были разбои новгородской вольницы. Еще в 1360 году, в княжение Димитрия Константиновича, новгородская вольница взяла город Жукотин на реке Каме, перебила там множество татар и разграбила их богатства. Жукотинские князья жаловались хану, и тот велел русским князьям переловить разбойников и прислать к нему в Орду, что и было исполнено тремя князьями – суздальским, нижегородским и ростовским, которые нарочно для того съезжались в Кострому. Под 1363 годом Новгородский летописец говорит, что приехали с Югры дети боярские и молодые люди с воеводами – Александром Абакуновичем и Степаном Ляпою: воевали они по реке Оби до моря, а другая половина рати воевала верховье Оби; двиняне стали против них полком, но были разбиты. В 1366 году пошли опять из Новгорода молодые люди на Волгу без новгородского слова с тремя воеводами: Осипом Варфоломеевичем, Василием Федоровичем, Александром Абакуновичем, много бусурман побили под Нижним и в том же году возвратились поздорову. Но великий князь разорвал за это мир с новгородцами, велел сказать им: «Зачем вы ходили на Волгу и гостей моих пограбили?» Новгородцы отвечали: «Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но твоих гостей не грабили, били только бусурман; и ты нелюбье отложи от нас». В Вологде слуги московского князя задержали новгородца Василия Даниловича Машкова с сыном и Прокопья Киева, шедших с Двины; но рати не было: новгородцы отправили послов к Димитрию и заключили мир, вследствие чего великий князь прислал своего наместника в Новгород. К этому времени должен относиться дошедший до нас договор новгородцев с великим князем Димитрием и двоюродным братом его Владимиром Андреевичем: князья обязались помогать Новгороду в войне с Литвою, Тверью и немцами, а новгородцы обязались помогать князьям в войне с Литвою и Тверью; Димитрий обязался также в случае войны или сам быть в Новгороде, или послать туда брата Владимира и до окончания войны Новгорода не метать, исключая того случая, когда неприятель нападет на собственные его области. Вследствие этого договора в 1364 году, во время войны с немцами, князь Владимир Андреевич приезжал в Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Ефрем, Феодосий, сомнительные. 19. Алексий хиротон. 1360, оставил престол 1387, правит. 27, прест. 1389. 10. Иоанн II, хиротон. 1388, оставил престол 1415, правит. 27, престав. 1417. 21. Симеон (Святой) избран 1415, хиротон. 1416, по 5 летнем правительстве престав. 1421. 22. Феодосий избран 1422, но не посвящён. Чрез два года изгнан 1423, престав. 1425. 23. Евфимий I, избран. 1423, хирот. 1424, по 6 летнем правлении преставился 1430 года. 24. Евфимий II (Святой) избран. 1430, хирот. в Смоленске 1434, по 24 летнем правлении прест. 1458. Евфимий III, сомнительный. 25. Иона (Святой) хиротон. 1459, по 12 летнем правлении престав. 1471. 26. Феофил хиротон. 1472, отлучён 1480, правител. 9 лет. Феоктист II, сомнительный. 27. Сергий хирот. 1483, по 10 месячном правлении престав. 1484 года. Симеон, сомнительный. 28. Геннадий (Святой) хирот. 1484, по 20 летнем правлении лишён престола 1504 и престав. в Москве 1508. 29. Серапион (Святой) хирот. 1506, по 3 летнем правлении отлучён 1509, престав. 1516. Междуархиерейство 17 лет. 30. Макарий хирот. 1526, по 16 летн. правлении возведён на Митрополию Московскую 1542, и там преставился. 31. Феодосий II, хирот. 1542, по 9 летн. правлении преставился в Москве. 32. Серапион II, хирот. 1551, по 2 летн. правлении 1552 престав. 33. Пимен (Святой) хирот. 1553, по 17 летн. правлении отлучён и 1570 преставился в Рязанском Николаевском монастыре. 34. Леонид хирот. 1572, по 4 летн. правлении отлучён 1576 года, и удавлен в Москве по повелению Царя. Нифонт, Феодосий, сомнительные. III. Митрополиты Новгородские и Великолуцкие 1. Александр хиротонисан 1577 во Архиепископа, а в 1589 пожалован Митрополитом, и с него учреждена в Новгороде Митрополия, престав. 1591, прав. 14. 2. Варлаам хирот. 1592, по 9 летн. правлении преставился 1601. Сильвестр 1593, сомнительный. 3. Исидор хирот. 1603, по 16 летн. правлении преставился 1619 года. 4. Макарий хирот. 1619, по 7 летн. правлении 1627 преставился. 5. Киприан переведён из Крутиц 1627, по 8 летн. правлении 1635 престав.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

имела своих епископов, которые назывались Владимирскими, суздальскими и нижегородскими, а с 1299 г. окончательно перешла в ведение русских митрополитов. Между тем одна за другой возникали новые епархии. Около 1250 г. открыта была епархия холмская по воле галицкого князя Даниила, который, украсив Холм после нашествия Батыева, переместил в него епископскую кафедру из Угровеска. В 1261 г. открыта была епархия в Сарае – самой столице татарских ханов; около 1271 г. – в Твери; около 1347 г. в Суздали; около 1360 г. – в Брянске, куда собственно перенесена была кафедра епархии черниговской; в 1383 г. – в Перми. С 1288 г. упоминается епархия луцкая, с 1353 г. – коломенская, с 1389 г. – звенигородская, которая впрочем была открыта только на короткое время. Жители Пскова, издавна находившиеся под властью новгородского владыки, желали иметь у себя особую епархию и в 1331 г. просили митрополита поставить епископом избранного ими Арсения, но получили отказ. Таким образом, к концу XIV и в начале XV века число епархий в русской Церкви возрасло до восьмнадцати, если не считать звенигородской. Девять из них, со включением епархии митрополичей, находились в Руси северо-восточной: владимиро-московская, заключающая в себя Владимир, Москву, а иногда Нижний Новгород и Городец, новгородская, ростовская, суздальская, рязанская, тверская, сарская, коломенская и пермская. А девять – в Руси юго-западной, кроме Киева, принадлежавшего с некоторыми другими городами к епархии митрополичей: черниговская или брянская, полоцкая, смоленская, галицкая, перемышльская, владимиро-волынская, холмская, туровская и луцкая». Только Новгород и Псков продолжали избирать на вече владык, независимо от митрополита. Изредка встречавшийся обычай избрания по жребию, с половины XIV века, становится в Новгороде постоянным. Три жребия избираемых клали на престол св. Софии и после литургии соборный протопоп выносил на вече один за другим два жребия и объявлял народу. Третий, остававшийся на престоле, знаменовал того, «его же оставил Себе Бог и святая София».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Как видно из изложенного, церковный конфликт двух митрополитов имел ярко выраженный политический характер. Он отражал борьбу между Тверью и Москвой за приоритет других княжеств. Источники показывают, что митрополит Роман представлял интересы Литвы и ее тверских союзников Александровичей, а митрополит Алексий и епископ Федор разделяли позиции великих князей – московского, Ивана Ивановича, и тверского, Василия Михайловича. Однако борьба между митрополитами была также борьбой их личных амбиций. Они активно подчеркивали свой приоритет на Руси, пытались расширить или отстоять границы подчиненных им митрополий. Значимость в этой борьбе личностей митрополитов лишний раз подтверждает и то, что после смерти митрополита Романа сразу же ослабла острота конфликта. Теперь обратимся к изложению событий, повлекших за собой изменения положения митрополита Алексия на рубеже 1350-х и 1360-х годов. Эти изменения были, в первую очередь, связаны со смертью великого князя Ивана Ивановича. В соборном определении патриарха Нила 1380 года говорится следующее: «Спустя немного времени скончался великий князь московский и всея Руси [Иоанн], который перед своей смер-тию не только оставил на попечение тому митрополиту [Алексию] своего сына, нынешняго великаго князя всея Руси Димитрия, но и поручил управление и охрану всего княжества, не доверяя никому другому в виду множества врагов – внешних, готовых к нападению со всех сторон, и внутренних, которые завидовали его власти и искали удобнаго времени захватить ее» 391 . В соборном определении патриарха Антония в 1389 году также идет речь о рассматриваемой ситуации: «Когда же великий князь московский Иоанн, умирая, возложил на него попечение, заботу и промышление о своем сыне Димитрии, то он весь предался этому делу и презрел божественные законы и постановления, приняв на себя вместо пасения и поучения христиан, мирское начальствование, вследствие чего, призванный учить миру и согласию, увлекся в войны, брани и раздоры» 392 . Документы по-разному относятся к факту возложения на себя митрополитом Алексием функций светской власти, но оба они, что особенно значимо, Дают одинаковое указание на время, когда это произошло. Поэтому, рассматривая данный сюжет, Макарий, а за ним Е. Е. Голубинский и П. П. Соколов 393 правомерно констатировали, что именно после смерти великого князя Ивана Ивановича митрополит Алексий стал государственным деятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как уже было сказано, следствием этого стала посылка литовских послов в Москву и заключение московско-литовского мира в ноябре 1371 г. Что же подвигло Ольгерда так быстро согласиться на предложение патриарха? Главной причиной этого стало то, что длительное московско-литовское соперничество во многом носило ощутимый характер религиозного противостояния христиан и язычников. Это было связано с тем, что великий князь Ольгерд всю жизнь был язычником и, по преданию, крестился только на смертном одре. Митрополит Алексей, много лет фактически руководивший внешней политикой Москвы, умело использовал сложившуюся ситуацию в интересах Московского княжества, оказывая воздействие на русских князей – союзников Ольгерда. Когда в конце 1360-х годов смоленский князь Святослав и ряд других князей нарушили крестное целование, данное великому князю Дмитрию Ивановичу о союзе против Ольгерда, и перешли на сторону Литвы, митрополит отлучил их от церкви за выступление в союзе с язычниками против христиан. Отлучен был и традиционный союзник Литвы тверской князь Михаил Александрович, а также поддерживавший его тверской епископ Василий. При этом Алексей постарался освятить свои действия авторитетом патриарха Филофея, который в июне 1370 г. предлагал отлученным князьям покаяться и присоединиться к великому князю Дмитрию 566 . Выдвигая требование постоянного пребывания митрополита в Киеве (т.е. в литовской части митрополии), Ольгерд рассчитывал оторвать Алексея от Москвы и тем самым мог надеяться, что сможет лишить московского великого князя Дмитрия такого грозного оружия, как авторитет Церковной власти. Однако этим надеждам Ольгерда не суждено было сбыться. На приглашение литовского князя прибыть в Киев митрополит Алексей отвечал отказом. Несомненно, что по этому поводу между Москвой и Константинополем шла переписка. Хотя она не дошла до нас, следы ее явного цитирования и пересказа содержатся в двух упомянутых соборных определениях 1380 и 1389 гг. В реконструируемом виде она представляется нам следующим образом (явные цитаты из нее заключены в кавычки).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лосский Н. В. 1389, 1735 Лосский Н. О. 1588 Лот-Бородина М. И. 500 Лотменцев А. М. 2903 Луганская С. 2022, 2023 Лужков Ю. М. 1106 Лука (Luke), ап. от 70-ти, евангелист 17, 18, 53, 206–208, 2269 Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопольский и Крымский, исп. 879, 1329 Лукичев Б. М. 3150 Луковникова Е. А. 1221, 2442, 2513 Лукьянов В., прот. 2067 Луп Труаский, (Сур., прп.) 1253 Лутковский Л., свящ. 69 Луц У. 1775 Лушников Д. 3063 Львов Д. С. 2864 Льюис К. С. 78, 136, 163, 1760, 2965, 3056 Любимов Б. Н. 3040,3091,3092,3191 Любомудров А. М. 1086 Людоговский Ф. Б. 2954 Люстиже Ж.-М., кардинал 1673 Лютая Р. В. 2574 Лютер М. 1900, 2812 Магдалина, сестра (Magdalen, sister, КНП) 3172 Магдалена (Мадлен Ютен), сестра 1880, 1886, 1883 Магницкий М. Л. 2917, 2918 Мадиевский С. 1674 Майданович Е. Л. 78, 132, 133, 158, 187,195,478,1154,1211,1396,1448, 1455, 1518, 1519, 1646, 1733, 1977, 2126, 2288–2291, 2294, 2323, 2324, 2328, 2343, 2350, 2351, 2369, 2844 Майнка Р. М. (Mainka R. M.) 1279 Макар Н., свящ. 2225 Макарий, митр. Московский и всея Руси, свт. 699–713, 721, 722, 918, 1242, 1246, 1284, 2286, 2879 Макарий Александрийский , Новый, Градский, иером., прп. 2139 Макарий (Булгаков) , митр. 655 Макарий (Веретенников) , архим. 344, 455, 495, 657, 663, 685–688, 696, 697, 701–712, 719–722, 918, 981, 1090, 1215, 1216, 1242, 1246 1253, 1273, 1280, 1284, 1291, 1360, 1365, 2242, 2480, 2838, 2879 Макарий (Глухарев), архим., прп. 106, 761, 762, 1254, 3185 Макарий Египетский , Великий, пресв., прп. (также Пс., автор «Макариевского корпуса») 323–325, 444, 445, 2139 Макарий (Невский) , митр. Московский, Алтайский, свт. 1254 Макарий (Оксиюк), митр. Варшавский и всея Польши (Оксиюк М. Ф.) 560 Макарий Оптинский (Иванов) , иеросхим., прп. 1251 Макарий (Петрович), архим. 3125 Макаров Г. М. 2734 Макгинн Б. 3048 Макеев М. 2974 Маккавеи, ветх., мчч. 113 Маков Г. (псевдоним) см. Малков Г., диак. Максим II, блж., католикос Абхазии 590 Максим Грек , прп. 714–718, 1246 Максим Исповедник , прп. 326–328, 422, 423, 446–448, 2180

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мстера — поселок в Ивановской области РСФСР; исторически сложившийся в XVIII–XIX веках район иконописи. 257 …ушаковское писание. — Имеется в виду Симон (Пимен) Федорович Ушаков (1626–1686) — русский художник и теоретик искусства, один из крупнейших представителей русской живописи второй половины XVII века. В его творчестве наметился переход от иконописной условности к технике светской реалистической живописи. 258 …про рублевское…— Речь идет об Андрее Рублеве (ок. 1360–1430) — великом русском живописце, создателе московской школы иконописи. В Московской Руси Рублев пользовался большой популярностью; в «Стоглаве» (1551), сборнике постановлений церковного собора, указывалось: «писать иконы с древних образцов, как греческие живописцы и как писал Андрей Рублев и прочие пресловутые живописцы». Позднее Рублев был забыт, и наследие его стало доступно изучению только в начале XX века. 259 …про древнейшего русского художника Парамшина…— Парамша, пли Парамшин — «серебряных и золотых дел мастер». О нем известно, что в 1356 году делал икону и крест, «золотом кованы». Икона эта упоминается в завещаниях великих князей Московских Ивана Ивановича (1356–1359), Дмитрия Ивановича Донского (1389), Василия Дмитриевича (1455), Василия Васильевича (1462). Крест работы Парамшина упоминается в завещаниях Василия Васильевича (1462) и Ивана III (1505). 260 …в Риме у папы в Ватикане створы стоят, что наши русские изографы, Андрей, Сергей да Никита, в тринадцатом веке писали. — Эти же створы (складная трехцветная или двухчастная икона) упоминаются у Лескова в статье «О русской иконописи» («Русский мир», 1873, 26 сентября): «… Капонийские створы русского письма, находящиеся в Ватикане у папы…» Лесков разделял общепринятое мнение о датировке этих створов XIII веком. Позднее было доказано, что они написаны не раньше второй половины XVII века. Капонийскими они называются по имени итальянского археолога и библиографа А. К. Капони (1683–1746), купившего их у одного из родственников Герасима Фоки, духовника Петра I, которому эти створы были подарены царем. 261

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Наибольшее сходство с Собором 1917–1918 годов наблюдается в главе Устава о приходе, совсем не соответствующей измененному в 1961 году Положению. Это относится, в частности, к статусу священников. Согласно определениям Собора 1917 года, на которые опиралось Положение 1945 года, и вопреки постановлениям архиерейского Собора 1961 года, следующим Постановлению «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года, настоящим управляющим прихода становится не староста, а настоятель. В новом уставе священник снова занимает должность председателя приходского Совета. Собор канонизировал также девять святых: благоверного князя Димитрия Донского (1350–1389), преподобного Андрея Рублева (ок. 1360 – начало 15 в.), преподобного Максима Грека (ок. 1470–1556), святителя Макария Московского (1482–1563), преподобного Паисия Величковского (1722–1794), блаженную Ксению Петербургскую (1719/1732 – 1794/1806), святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867), преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891) и святителя Феофана Затворника (1815–1894). Устав, принятый Собором 2000 года. После кончины патриарха Пимена 3 мая 1990 года новый Поместный Собор был созван местоблюстителем митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко) с 7 по 10 июня 1990 года в Троице–Сергиевой лавре. 330 членов Собора избрали патриархом митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера). Впоследствии было созвано три архиерейских Собора: в 1994, в 1997 и в 2000 годах. Поводом для созыва архиерейского Собора с 13 по 16 августа 2000 г. в этот раз послужило двухтысячелетие Рождества Христова 870 . Контекст Собора 2000 года, проходившего в восстановленном храме Христа Спасителя, в котором семьюдесятью тремя годами раньше был избран патриарх Тихон, представлял сходство с Собором 1917–1918 годов: новые политические обстоятельства даровали Церкви свободу, сравнимую с той, что она недолго имела при Временном Правительстве. Тем не менее, этот исключительно архиерейский Собор представлял Церковь , отношения которой с обществом существенно отличались от тех, что существовали в 1917 году, и требовали поэтому совершенно нового подхода и переосмысления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Питирим 1719–1738 с 1824 года архиепископ Иоанн Дубинский 1739–1742 Димитрий Сеченов 1742–1748 Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753 Феофан Чарнуцкий 1753–1773 Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782 Иоасаф Заболоцкий 1782–1783 Дамаскин Семенов-Руднев 178З-1794 Павел Пономарев 1794–1798 Епископы Нижегородские и Арзамасские: 42 Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 с 1804 года архиепископ Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825 Мефодий Орлов-Соколов 1826 Афанасий Протопопов 1826–1832 Амвросий Морев 1832–1835 Иоанн Доброзраков 1835–1847 Иаков Вечерков 1847–1850 с 1849 года архиепископ Иеремия Соловьев 1850–1857 Антоний Павлинский 1857–1860 Нектарий Надеждин 1860–1869 с 1867 года архиепископ Филарет Малышевский 1869–1873 Иоанникий Руднев 1873–1877 с 1877 года архиепископ Хрисанф Ретивцев 1877–1879 Макарий Миролюбов 1879–1885 Модест Стрельбицкий 1885–1889 Владимир Петров 1889–1892 Владимир Никольский 1892 Балахнинское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Нижнем Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867 Поликарп Гонорский 1868–1886 Димитрий Сомбикин 1887 Агафодор Преображенский 1888–1891 Иаков Пятницкий 1891–1892 Ювеналий Половцев 1892–1893 Алексий Опоцкий 1893 Новгородская Учреждена в 993 году. Кафедра в Новгороде. Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин, святой 992–1030 Лука Жидята 1035–1059 Стефан 1060–1068 Феодор 1069–1077 Герман, святой 1078–1095 Никита, святой 1096–1108 Иоанн Попин 1110–1129 Нифонт, святой 1129–1156 Аркадий, святой 1158–1163 Архиепископы Великоновгородские и Псковские: Илия, святой 1165–1186 Григорий, святой 1187–1193 Мартирий Рушанин, святой 1193–1199 Митрофан 1201–1211 Антоний Ядрейкович, святой 1211–1219 Митрофан, вторично 1219–1223 Арсений Хутынский 1223–1225 Антоний, вторично 1225–1228 Арсений, вторично 1228–1229 Антоний, третий раз 1229 Спиридон 1230–1249 Далмат 1251–1274 Климент 1276–1299 Феоктист, святой 1300–1308 Давид 1309–1325 Моисей, святой 1325–1329 Василий Копейка, святой 1331–1352 Моисей, вторично 1352–1359 Алексий 1360–1388 Иоанн 1389–1415

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010