Спасо-Андроников монастырь - один из древнейших монастырей Москвы. В августе 1356 года митрополит Московский Алексий (Елевферий Фёдорович Бяконт) (1292-1305 - 1378) возвращался из Константинополя и попал на море в сильную бурю. Обратившись с мольбой к Богу, он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда корабль благополучно достигнет пристани. 16 августа, в день Нерукотворного Образа Спаса, корабль причалил к берегу. Так родилась мысль устроить в Москве монастырь во имя Всемилостивого Спаса. Эту мысль одобрил преподобный Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314 или 1322-1392). По просьбе митрополита, он дал ему для устроения монастыря своего ученика Андроника. Для строительства обетного монастыря Алексий избрал холм в четырёх верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьём Золотой Рожок. Так в 1359 году был основан Спасо-Андроников монастырь. В 1360 году была освящена первая церковь новой обители, в которой Алексий поставил образ Спаса Нерукотворного, сопровождавшего его в пути из Константинополя. Ученик Сергия Радонежского, преподобный Андроник (1320-е - 1373), свято соблюдал заповеди своего учителя. Между 1410 и 1427 годами, при игумене Александре, на месте деревянной церкви, срубленной Андроником, на вклад купеческого семейства Ермолиных был сооружён каменный Спасский собор. Это самый древний из ныне существующих памятников Москвы вне Кремля. Собор, созданный при участии Андрея Рублёва (ок. 1360-1428), поражает своим неповторимым обликом. " Зело красен " - таким было общее мнение современников. Сложенный из белого камня собор в целом повторяет тип традиционного владимиро-суздальского храма. Это - памятник эпохи русского национального Возрождения. Собор устремлён ввысь, в этом в застывшем каменном движении, кажется, навеки запечатлён тот взлёт русской духовной жизни на рубеже 14-15 веков, что связан с именами Сергия Радонежского, Дмитрия Донского (1350-1389), Андрея Рублёва, Епифания Премудрого (ум. около 1420), Феофана Грека.

http://sobory.ru/article/?object=03109

Из новгородских посадников построили каменные церкви следующие: Иоаким Столбович вместе с женою — церковь 318 Никейских отцов на княжем дворе (1310); Юрий Онисифорович — святых Косьмы и Дамиана на Холопьей улице (1350–1375) и святого Иоанна Златоустого в кремле или околотке (1350); Лазута или Лазарь — святого Иоанна Предтечи у Немецкого двора (1359) и святых Петра и Павла на Торговой стороне, на холму (1367) ; Семен Андреевич — святого Феодора Стратилата на Феодоровой улице (1360); Григорий Якунович — Покрова Пресвятой Богородицы на воротах в кремле (1389); Богдан Обакумович — святого Симеона на Чудинцевой улице (1392); Григорий Кириллович — святого Иоанна Златоустого на старой основе в кремле (1434) . Строили в Новгороде церкви и другие лица. Так, некто Феодор Хотович поставил церковь святого Саввы Освященного на Саввинской улице (1271); Семен Климович — церковь Пресвятой Богородицы на городских воротах (1305); Андрей Борисов и Павел Петрилович — Пятницкую на Торговище (1345); Анания Куритский — Косьмодамианскую на Косьмодамианской улице (1345) . Случалось, что в иной год строилось в Новгороде по нескольку церквей разом. Например, в 1300 г.— пять церквей: одна каменная и четыре деревянных, в 1305 — четыре деревянных, в 1402 — три каменных, в 1417 — шесть каменных, в 1418 — четыре каменных . Одним из побуждений к сооружению церквей служили чувства благодарности Богу за избавление от бедствий или за дарованные победы над врагами. Иоанн Данилович Калита основал Архангельский собор в Москве по случаю избавления России от голода, названного в летописях рослою рожью. Димитрий Иоаннович Донской построил церковь во имя всех святых в посаде на Кулижках в память Куликовской битвы. В Новгороде владыка Климент поставил (1296) каменную Воскресенскую церковь на кремлевских воротах по случаю победы новгородцев над шведами и разграбления города Корелы, а владыка Иоанн II, вместе с воеводами новгородскими и всем войском, поставил (1412) каменную церковь архангела Гавриила на Хревковой улице, на Софийской стороне, по случаю другой победы новгородцев над шведами и опустошения города Выборга .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Отрывочные сообщения о мамлюкском гонении 2-й половины 1360-х гг. разбросаны по самым разным источникам – арабо-мусульманским, кипрским, византийским, коптским, маронитским, древнерусским. Однако историки новейшего времени почти не уделяли внимания этой крупнейшей катастрофе ближневосточного христианства Позднего Средневековья. Лишь недавно стала вырисовываться общая картина последствий кипрско-мамлюкского столкновения для народов Христианского Периодически в научный оборот входят новые источники, проливающие свет на неизвестные подробности истории христиан сиро-египетского региона в эти годы. Шавбакская рукопись Одним из таких источников стал колофон, принадлежащий митрополиту Бостры Михаилу, брату Антиохийского Патриарха Михаила I. Этот митрополит хорошо известен в сирийской церковной истории. Он был отцом Патриарха Михаила II (1395–1404(?) гг.), автора краткой хроники Антиохийских первосвятителей 2-й половины XIV Хронист упоминал, что вступил на Патриарший престол 6 февраля 1395 г., через «6 лет без одного месяца по кончине отца его Михаила, митрополита из чего следует, что он умер в марте 1389 г. Сама рукопись, в которой находится колофон – это каноны Семи Вселенских соборов. Манускрипт хранится ныне в Патриаршем собрании рукописей в Он переписан аккуратным угловатым почерком с размашистыми горизонталями букв «син» и «ба» на половину строки – писец был не чужд каллиграфических изысков. Ключевые слова выделены красными чернилами, такие же красные кружочки разделяют смысловые синтагмы. На последнем листе стоит колофон писца: «и завершена полностью эта книга ради отпущения грехов от Господа. И было закончено переписывание ее в понедельник 14 [числа] месяца таммуза (июля. – К. П.) года тысяча двести тридцать девятого [от] года Воплощения Господа нашего и Спасителя нашего Иисуса Христа ради поминовения Его, поклонения Ему и почитания И было завершено это рукой убогого, несчастного, бедного раба, обильного грехами, скудного достоинствами Исхака ибн Фахра аш-Шавбаки. Да простит Бог его и родителей его, и того, кто учил его, и всех сынов крещения православного.

http://sedmitza.ru/lib/text/7552044/

Ранее же, со времени окончательного упрочения сербов, на Балканском полуострове в VII в. при имп. Ираклии и до конца XII в.. в период так назыв. удельно-княжеский или жупанийский, область эта, называвшаяся также Диоклеей (лат.) или Дуклей (слав.), на месте древне-римской провинции Превалитании (Praevalis), занимала самостоятельное политическое положение, – из нее вышел и первый в собственном смысле объединитель почти всех сербских земель, великий жупан Стефаи Неманя. Когда самый могущественный из всех Неманичей, сербский царь половины XIV в., Стефан Душан (Сильный), раздвинув далеко и широко границы своего царства, для удобства управления разделил его на провинции или наместничества, то Зета снова получила известную долю автономии, а при слабых и ничтожных преемниках Душана († 1356 г.), когда Сербия распалась на деспотии. Зета сделалась самостоятельным владением, почти маленьким государством под управлением (с 1367 г.) боярской фамилии Бальшичей (от имени владетеля Бальши († 1360 г.). Но в 1421 году умер последний из Бальшичей Бальша III младший; венецианцы завоевали южную часть Зеты, которую, однако, скоро отняли у них турки, постепенно и энергично покорявшие тогда, после Косовского погрома 1389 г., остальные, в том числе и сербские, земли Балканского полуострова: в 1459 году Сербия окончательно делается турецким пашалыком, в 1463 г. окончательно покорилась туркам Босния, а к 1486 г. турки овладевают Захолмией (Герцеговиной). В северной же части древней Зеты продолжало еще таиться стремление к охранению сербской свободы: образовалось новое особое владение под управлением династии Черноевичей (с 3427 по 1516 г.), которое становится известным теперь в истории не под старым именем Зеты, а под новым именем «Черной Горы». В 1427 году возвратился из Италии Стефан Черноевич († 1471 ?), который был признан господином всей Зетой, но управлял только верхней Зетой с Черной Горой, а преемником ему был сын Иван (известный больше под именем Иванбега), который, между прочим, основал в Ободе типографию, в Цетинье построил монастырь с храмом Лореттской Божией Матери, куда перенесена была (в 1485 г.) зетская митрополия и где находится кафедра черногорского митрополита и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/no...

с 5.06.1309 † 5.02.1325 Моисей (Митрофан) архиепископ, свт., рукоположен с 1325 по 1330 на покое, в 1352 вернулся на кафедру Василий (Калика) епископ, свт., рукоположен с 29.08.1331 † 3.07.1352 Моисей (Митрофан) архиепископ, свт., повторно с 1352 по 1358 на покое; † 25.01.1362 Алексий архиепископ, рукоположен с (12.07.) 1360 по (22.04.) 1388 на покое; † 3.02.1389 Иоанн (Порфирьев) епископ, рукоположен с 17.01.1388 по 20.01.1414 (избран 7.05.1387) на покое; † 24.06.1417 Симеон (Сампсон в иноках) архиепископ, рукоположен с 22.03.1416 (избран 11.08.1415) † 15.06.1421 Феодосий избран, не был рукоположен с 1.09.1421 по 30.08.1424 изгнан; † 29.09.1425 Евфимий I (Брадатый Емилиан) архиепископ, рукоположен с сентября 1424 † 1.11.1428 (1429) Евфимий II (Вяжицкий) архиепископ, свт., рукоположен с 26.05.1434 (избран с 13.11.1429) † 11.03.1458 Иона архиепископ, свт., рукоположен с февраля 1459 † 5.11.1470 Феофил архиепископ, свт., рукоположен с 15.12.1471 по 24.01.1480 (избран 15.11.1470) заточен в Чудов монастырь, в июле 1482 отрекся от кафедры; † 26.10.1482 Сергий архиепископ, рукоположен с 4.09.1483 по 24.06.1484 удалился в Хутынский монастырь и принял схиму; † 9.04.1495 Геннадий (Гонзов) архиепископ, свт., рукоположен с 12.12.1484 по 26.06.1504 вынужденно отрекся от кафедры; † 4.12.1504 Серапион архиепископ, свт., рукоположен с 15.01.1506 по 1509 Лишен кафедры и сослан в Андроников монастырь, в 1512 удалился в Троице-Сергиев монастырь † 16.03.1516 Междуархиерейство семнадцать лет. Макарий архиепископ, свт., рукоположен с 4.03.1526 по 16 (19).03.1542 митрополит Московский и всея Руси Феодосий архиепископ, рукоположен с 18.06.1542 по май 1551 удален на покой в Иосифо-Волоцкий монастырь † 26.02.1563 Серапион (Курцов) архиепископ, рукоположен с 14.06.1551 † 29.10.1552 Пимен (Черный) архиепископ, свт., рукоположен с 20.11.1552 по февраль 1570 лишен кафедры † 25.09.1571 Леонид архиепископ, рукоположен с 4.12.1571 по октябрь 1575 лишен кафедры † 20.10.1575 (убит в Новинском монастыре)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1988 год – В Москве состоялось Архиерейское предсоборное совещание Русской Православной Церкви (28 - 31 марта). Для участия в Совещании были приглашены все епископы Русской Православной Церкви. В своем слове Святейший Патриарх Пимен отметил, что включенные в повестку дня Совещания вопросы разработаны комиссией Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси, образованной в 1980 г . Патриарх остановился на программе Поместного Собора, выделив ее основные пункты. Участники заседания приняли повестку дня Совещания: 1. Обсуждение вопросов о ходе подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси и рассмотрение программы Поместного Собора Русской Православной Церкви, имеющего быть 6 - 9 июня 1988 г . в Троице-Сергиевой Лавре. 2. Рассмотрение материалов по канонизации на предстоящем Поместном Соборе новопрославляемых святых. 3. Обсуждение проекта Устава об управлении Русской Православной Церкви. 4. Слушание и обсуждение докладов преосвященных, возглавляющих отдельные участки подготовительной к юбилейному празднованию работы. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил доклад на тему «О канонизации святых в Русской Православной Церкви», а также материалы по причислению к лику святых следующих девяти подвижников веры и благочестия: — великого князя Московского Димитрия Донского (1350 - 1389); — преп. Андрея Рублева (1360 - 1-я пол. XV в.); — преп. Максима Грека (1470 - 1556); — митрополита Московского Макария (1482 - 1563); — схиархимандрита Паисия (Величковского; 1722 - 1794); — блаженной Ксении Петербургской (1732 - нач. XIX в.); — епископа Игнатия (Брянчанинова; 1807 - 1867); — иеросхимонаха Амвросия Оптинского (1812 - 1891); — епископа Феофана Затворника (1815 - 1894). Всесторонне обсудив представленные материалы, Архиерейское совещание приняло для канонизации имена предложенных подвижников веры и благочестия. Совещание определило передать материалы Поместному Собору для рассмотрения и причисления к лику святых названных подвижников благочестия.

http://pravoslavie.ru/5400.html

Из Константинопольской Церкви пришел к нам Иоанн Русский, канонизированный там в 1962 году. Из Америки в 1970 году вернулся в Россию святым Герман Аляскинский, ушедший на Аляску из Валаамского монастыря в 1794 году. А ныне, в юбилейный год, даровал Господь России новых ходатаев, исполненных Божией благодати. В разное время они жили и разными дорогами шли по пути Божию в Царство Небесное, но так ярко горели их сердца любовью к Богу, что свет этот не угас во времени, но достиг и нас, и нам светит теперь на нашем пути к Богу. Ибо делом явили они истинность и достоверность силы своих молитв, своих дел в служении Богу, Церкви и людям. Ныне на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси, проходившем в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 6 по 9 июня, возгласил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: " Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия: 1. Благоверного Великого князя Московского Димитрия Донского (1350-1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни... отдававшего " душу свою за други своя " (Ин.15,13). Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным. 2. Преподобного Андрея Рублева (1360 - 1-я пол. XVb.) - постника и аскета, известного иконописца..., богослова, совершенно выразившего догмат о Триедином Боге в своей иконе " Святая Троица " , известной и почитаемой всем миром. Преподобный Иосиф Волоцкий писал об Андрее Рублеве, что тот сподобился " ...видения и созерцания невещественного Божественного Света... " А по смерти своей монах Андрей являлся своему сподвижнику иконописцу Даниилу облаченным в сияющие ризы. 3. Преподобного Максима Грека (1470-1556) - местночтимого радонежского святого, чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он... как духовный учитель углубил святоотеческую традицию. 4. Митрополита Московского и всея Руси Макария (1482-1563), показавшего подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотворения... Его церковная деятельность отмечена... борьбой с ересями, а также " ...собиранием духовных сокровищ Русской Церкви... " .

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/09/...

Икономидис относит пожар ко 2-й пол. 20-х гг. XV в. Он считает, что автор легендарной истории К. по ошибке совместил поездку императора на посвященный обсуждению унии Собор и его путешествие в Италию и Венгрию 15 нояб. 1423 - 1 нояб. 1424 г., когда Иоанн еще был соправителем своего больного отца. В 1426 г. патриарх Иосиф II ничего не знал о пожаре в мон-ре, права на владения которого он подтверждал, а в 1430 г. К. уже описывается как разрушенный и почти заброшенный ( Oikonomid è s. 1978. P. 5). Возрождение мон-ря стало заслугой игум. Неофита, управлявшего К. с 1423 г. Он обратился к великому чельнику Радичу Поступовичу, военачальнику сербских правителей Стефана Лазаревича (князь в 1389-1402, деспот в 1402-1427) и Георгия Бранковича (деспот в 1427-1456), предложив ему стать ктитором К. и дать сумму, необходимую для восстановления монастыря (Actes de Kastamonitou. 1978. Append 2. P. 101). Игумену удалось убедить Радича, и серб. вельможа, владевший серебряными рудниками, установил для К. ежегодную ренту в 20 литр серебра и сделал ряд др. важных дарений ( Novakovic St. Zakonski spomenici Srpskih drava srednjega veka. Beograd, 1912. P. 548-549), что, с точки зрения К. Павликианова, объясняется сербским или болгарским происхождением игум. Неофита (сохранилась слав. подпись Неофита под актом монастыря прп. Павла 1423 г.- Pavlikianov. 2001. P. 80; Idem. 2002. Σ. 52). Присутствие в К. слав. монахов прослеживается еще с сер. XIV в.: в 1344 г. в К. была переписана на серб. языке рукопись, содержащая сочинения свт. Иоанна Златоуста (Ath. Chil. 358), а в 1360-1366 гг. в келлии св. Саввы в Карее - Триодь с протографа из монастыря К. «оть изводь кастомонитскыхь» ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 50). Мон-рь Кастамонит. Фотография. 1913 г. Мон-рь Кастамонит. Фотография. 1913 г. После смерти Радича К. лишился ренты, но получил во владение 7 деревень в Сербии, переданных вел. чельнику по хрисовулам серб. деспотов. Кроме того, К. предназначалась половина принадлежавшей Радичу шахты в Руднике и некоего устройства (очевидно, плавильной печи) в Каменице; 2-я половина должна была отойти мон-рю вмч.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Илариона 1051 г. 4) Неофит II присутствовал при перенесении мощей Бориса и Глеба 1072 г. 5) Иоанн 1087–1112 г. 6) Феоктист 1113–1123 г. 7) Парфений (но Ник. сп. Ираклид) известен по спискам 8) Пантелеймон 1142 г. 9) Онуфрий хир. 1143 г. 10) Евфимий (по спискам Феотекн) 1148 г. 11) Антоний 1156–1168 г. 12) Порфирий I 1177 г. 13) Порфирий II 1230–1239 г. 14) Захария 15) Митрофан и 16) Арсений – упоминаются в любецком синодике 17) Нафанаил хир. 1356–1360 г. 18) Григорий хир. 1374–1380 г. 19) Исаакий 1389 г. 20) Евфимий 1449–1465 г. 21) Феофан известен по любецкому синодику. 22)Нектарий до 1499 г. 23)Иона до 1500 г. 24) Зосима Прокопович 1649–1656 г. 25) Лазарь Баранович 1657–1693 г. 26)Феодосий Углицкий 1692–1696 г. 27) Иоанн Максимович 1697–1712 г. – впоследствии митрополит сибирский 28) Анастасий Стаховский 1713–1721 г. – потом митрополит Сибирский 29) Иродион Жураковский 1722–1733 г. 30) Иларион Рогалевский 1735–1738 г. 31) Никодим Сребницкий 1738–1740 г. 32) Антоний Черновский, митрополит черниговский, бывший молдавский 1740–1742 г. 33)Амвросий Дубневич 1742–1750 г. 34)Ираклий Комаровский 1752–1758 г. 35)Кирилл Ляшевецкий 1761–1770 г. 36) Феофил Игнатович 1770–1788 г. 37)Иерофей Малицкий 1788–1796 г. 38)Виктор Садковский 1796–1803 г. 39) Михаил Десницкий 1803–1818 г. – потом митрополит с.-петербургский 40) Симеон Крылов 1818–1820 г. 41) Лаврентий Бакшевский 1820–1831 г. 42)Владимир Ушинский 1831–1836 г. 43) Павел Подлипский 1836–1859 г. 44) Филарет Гумилевский 45) Варлаам и 46) Нафанаил. В настоящем своем труде о. Михаил Диев с особенным вниманием останавливается на личности Лазаря Барановича. Исследования о последнем составляют целую треть предлагаемого труда. Подробно и с самой светлой стороны описывает о. протоиерей плодотворную и продолжительную деятельность этого святителя на иерархическом и литературном поприщах, в тоже время критически рассматривая статью прот. А. Страдомского, «Лазарь Баранович», напечатанную в Журн. Мин. Нар. Просв. за июль и август 1852 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

берега Мраморного м. и Дарданелл). В 40-х гг. XIV в. распад улуса Хулагуидов позволил Османам поставить под свой контроль бывш. монг. территорию в сев.-зап. части М. Азии, до Анкары. Визант. имп. Иоанн Кантакузин в 1346 г. заключил союз с Орханом и привлекал его силы к визант. гражданской войне во Фракии. Это позволило Османам получить представление о ландшафте и ресурсах Балкан. В 1353 г. Кантакузин предоставил Орхану порт Цимпа (Чимпе) в Дарданеллах. В марте 1354 г. Османы захватили Галлиполи, воспользовавшись тем, что землетрясение разрушило городские стены. Отсюда они предпринимали дальнейшие походы во Фракию, сопровождавшиеся переселениями больших групп тюрок из М. Азии на Балканы. В XIV-XV вв. для Османского государства было характерно сосуществование и противоборство центробежных и центростремительных тенденций. Первую из них составляли тюрк. военная аристократия (включавшая бывш. христиан из анатолийских греков), племена кочевников и разбойничьи группировки акынджей. Вторую формировали институты создающегося бюрократического гос-ва, чиновники христ. происхождения и мусульм. богословы-правоведы. Внутреннее управление постепенно эволюционировало от примитивной племенной демократии кочевников к оседлой государственности со своей столицей; появился управленческий аппарат во главе с везиром. В гос-ве сочетались элементы тюрк. политической традиции и классического ислам. и визант. наследия. Появилось адм. деление, началась чеканка монеты (акче), наблюдался переход от малоуправляемого племенного ополчения к организованной армии, включавшей в себя как конные, так и пехотные подразделения. Воины получали тимары (земельные наделы), им стали платить жалованье. Распространялись ислам. религ. учреждения - мечети, медресе и обители дервишей, владевшие земельными угодьями, пожалованными правящей элитой. Были заметны и элементы христианско-мусульманского симбиоза, имели место случаи вовлечения христиан в гос. управление. Почти все османские правители XIV-XV вв. были женаты на представительницах визант. или южнослав. аристократии, вслед за к-рыми при дворе появлялись группы советников и чиновников-христиан. По мере приближения адм. устройства к моделям, характерным для городской цивилизации, племена кочевников, бывшие когда-то основой Османского бейлика, стали рассматриваться как деструктивная сила. Их пытались поставить под контроль и обложить налогами. Закрепившись на Балканах, Османы стали переселять племена беспокойных тюрок (туркмен) на земли вдоль своих границ в Европе, используя их в дальнейших завоеваниях. 2-я пол. XIV в.: создание империи При Мураде I (1360/62-1389) Османы развернули экспансию вглубь М. Азии, на севере вышли к Чёрному м., овладев Ираклией Понтийской (ныне Эрегли). К кон. 70-х гг. были захвачены бейлики Гермиян (столица Кютахья), Хамид, часть Карамана; Османы вышли к Средиземному м. близ Атталии (ныне Анталья). В 80-х гг. Мурад принял титул султана, отражающий растущее могущество и амбиции О. и.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010