После сего не удивительно, что в новгородских церквах нередко встречаются металлические памятники немецкого мастерства. И из летописей не видно, чтобы до XV века Новгород был богат своими металлическими изделиями и художниками. Знаем только, например, о свинцовых кровлях на храмах новгородских с XII века 295 , также о свинцовых и сребропозолоченых печатях с изображениями святых на грамотах и договорах между В. князьями и Новгородом в XIII и XIV веках 296 . Знаем также о свинцовых печатях XIV века с изображением Знамения Божией Матери у новг. архиепископов: св. Феоктиста в 1305 и 1308 годах, Давида (1308–1324) и Алексия (1360–1389), о древних печатях с изображениями св. Николая в Людин и Загородском концах и с изображением св. Павла исповедника в Славенском конце 297 , и наконец об устроенных св. Василием медных позолоченных вратах в 1336 году 298 . А с XV века Новгородцы начинают чеканить свой монету (1420) 299 , имеют своих мастеров резного дела, – чеканного, басменнаго 300 , сканного 301 , литейного, финифтяного и ценинного 302 . В состав металлического производства, как и ныне, входило тогда железо и медь и олово и серебро и золото 303 . О богатстве новг. металлических изделий в XV веке ясно свидетельствуют дары, поднесённые архиепископом Феофилом в. князю Иоанну III в год покорения им Новгорода (1478). Архиепископ в первый раз, 29 января, поднёс В. князю на Паозерьи: «панагию сизову обложена златом с жемчюги, да кубок яйцо струфокамилово оковано сребром, чарку сердоличну оковану сребром, мису серебряну 12 гривенок золота, 200 злотых корабленых»; а в другой раз 19 Февраля 304 : «чепь золоту 5 гривенок, да чару золоту 10 гривенок, да чару золоту полторы гривенки и 9 золотников, да ковш золот гривенка и десять золотников, да кружку золочену серебрену 13 гривенок, да кубок складной серебрян золочен четырнадцать гривенок, да мису серебрену одиннадцать гривенок, да кубок золочен в полсемы гривенки, да пояс золочен великий оковы в пол – 19 гривенки, на сто золотых корабленых» 305 . А о богатстве металлической утвари в XVI веке свидетельствуют дары новг. архиепископа Пимена, поднесённые царю Иоанну IV при поздравлении его со вступлением во второй брак. При этом случае, в 1561 году послано царю с архимандритом Юрьева монастыря Варфоломеем: «два креста в триста рублев да и в сем десять, да два образа Спасов да Пречистая, обложены серебром сто рублев и семдесять, да двема царевичем два образа Спасов да Пречистая – осмдесят рублев, да сорок золотых» 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Приказывает же наше смирение и о Дусе Святем и с нераздрушимом отлучением восем благочестивым князем и прочиим старейшиньствующым тамо, да огребают отинуд у церковных монастырьскых стязаний прочих праведных, ню подобает от святительских судов распустив яве, яко девотлениа, восхищения. Сия бо душевныя сущая соблазны. Архиереем единем повелеваем Божествьнии священнии канони и закон христианский сюдити и справляти. Тем призываемым им, якож рекохом, огребатися от сих» (Кормч. Рум. муз. 233. Л. 319–320 (44)). Список источников и литературы, использованных высокопреосвященным Макарием В 1–3 томах «Истории русской церкви» Рукописи 2048 Библиотека новгородского Софийского собора (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург) 1 . Великие Минеи Четьи митрополита Макария. XVI в. Софийск. 1317–1323. 2 . Каталог всех российских архиереев. XVIII в. Софийск. 1417. 3 . Минея Четья на июль. XVI в. Софийск. 1360. 4 . Паисиевский сборник (сборник смешанного содержания). 1-я четв. XV в. Софийск. 41081. 5 . Патерик Киево-Печерский. XVI в. Софийск. 1363. 6 . Патерик Киево-Печерский, Арсениевой редакции, Ферапонтова монастыря. 1-я четв. XV в. Софийск. 1394. 7 . Пролог. Кон. XII – нач. XIII в. и 2-я пол. XIII в. Софийск. 1324. 8 . Сборник. Кон. XIV – нач. XV в. Софийск. 1262. 9 . Сборник. XV в. Софийск. 1285. 10 . Сборник. Нач. XVI в. Софийск. 1364. 11 . Сборник. 1-я треть XVI в. Софийск. 1389. 12 . Сборник. 1-я пол. XVI в. Софийск. 1478. 13 . Сборник. XVI в. Софийск. 1452. 14 . Сборник на пергамене. XIV и XV вв. Софийск. 1365. Библиотека Синодальной типографии (Российский государственный архив древних актов, г. Москва) 15 . Сильвестровский сборник. 2-я пол. XIV в. Ф. 381. 53. Синодальное собрание (Отдел рукописей Государственного исторического музея, г. Москва) 16 . Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Син. 986–997. 17 . Кормчая. 1280 или 1282 г. Син. 132. 18 . Минея служебная на май, йотированная. XII в. Син. 166. 19 . Стихирарь минейный, йотированный. Кон. XII в. Син. 279.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

рукоположен 6.04.1396. Севастиан рукоположен в 1411 г.; упом. на Соборе 15.11.1415. Герасим (в 1414 г.– еп. Владимиро-Волынский) 1428 г.; в 1433 г. возведен на митрополию Киевскую, оставаясь в Смоленске; сожжен в 1431 г. в Витебске. Тверские епископы Свт. Симеон (бывший еп. Полоцкий) упом. в 1272,1285 и 1287 гг.; † 3.02.1289. Андрей рукоположен в 1289 г.; в 1315 г. оставил епархию; † 1323. Варсонофий рукоположен в 1315 г.; † 1328. Феодор I рукоположен в 1330 г.; † 1342. Свт. Феодор II (Добрый) упом. с 1344 г.; в 1360 г. оставил епархию; † 20.03.1367. Василий рукоположен в 1361 г.; † 1372. Евфимий (Вислень) рукоположен 9.03.1374; в июле 1390 г. лишен епархии; † 1392. Свт. Арсений рукоположен 24.07.1390; † 2.03.1409. Антоний рукоположен 2.02.1411; упом. в 1415–1417 гг. рукоположен ок. 1435 г.; упом. в 1437, 1438, 1442, 1451 гг. Туровские епископы Стефан упом. в 1328 г. Феодосии рукоположен в 1390 г. Антоний в 1405 г. заключен в Симонов монастырь. Ефимий рукоположен 8.09.1411; упом. 15.11.1415. Черниговские и брянские епископы Павел рукоположен в апреле 1332 г. рукоположен 19.09.1335; упом. в 1345 г. Нафанаил упом. после 1356 г. Григорий упом. в 1377 г. Исаакий 1389–1415. Холмские епископы Кирилл упом. в 1242–1249 гг. Иоанн I упом. в 1250–1280 гг. Григорий упом. в 1328–1332, 1335 гг. Иоанн II упом. в 1330–1347 гг. Каллист упом. в 1376 г. Феодосии I (схимник) Стефан (схимник) Нестор Сильвестр упом. в 1392 г. Иоасаф II упом. до 1414 г. Павел (Червенский) упом. в 1415 г. Харитон упом. с 15.11.1415 до 1428 г. Григорий упом. в 1432–1468 гг. XIII в., после 1240 г. После 1250 г. Витебский Заполотский на Лучне мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. 1260 (?) Вологодский Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня. 1261–1288 Ростово-Ярославский Петровский на Поле мужской монастырь в честь свв. апп. Петра и Павла. Ранее 1262 г. Новгородский Ксенофонтов Робейский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. Ранее 1262 г. Лаврашевский мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Славляне стали за князя и целые две недели звонили вече на Ярославовом дворе, а на другой стороне три конца собрали свое вече у св. Софии; тысяцкий Осип с плотничанами и добрыми людьми перешел к Софийскому вечу, за что Славянский конец с Ярославодворского веча ударил на его двор, но плотничане не выдали Осипа, били славлян и ограбили их. Тогда три конца: Неревский, Загородский и Людин – вооружились на Славянский конец и стояли у св. Софии на вече от обеда до вечерни; с ними сначала согласился и Плотницкий конец, желая также идти на славлян, но на другой день отказался, и только три конца написали три одинакие грамоты обетные – стоять заодно, а славляне с князем Патрикием все стояли на вече на Ярославовом дворе. Наконец все пять концов уладились: отняли прежние города у Патрикия, а вместо них дали ему Русу, Ладогу и Наровский берег; написали с ним договорную грамоту и запечатали на вече на Ярославовом дворе. Под 1388 годом летопись упоминает о другой смуте: встали три конца Софийской стороны на посадника Осипа Захарьича, созвонили вече у св. Софии и пошли на двор Осипов как рать сильная, все вооруженные, взяли дом его и хоромы развезли, а посадник Осип бежал за реку в Плотницкий конец; Торговая сторона встала за него вся: начали людей грабить, перевозчиков отбивать от берега, лодки их рассекать, и так продолжалось две недели; наконец сошлись в любовь и дали посадничество Василью Ивановичу. После того как летописец перестал упоминать постоянно об избрании и свержении посадников, мы потеряли возможность представлять непрерывный ряд этих сановников и отличать посадников степенных от старых. Под 1360 годом встречаем в летописи имя посадника Александра; под 1371 и 1375 годом упоминается посадник Юрий Иванович; под 1386 посадник Федор Тимофеевич, под 1388 Осип Захарьич, смененный, как мы видели, Василием Ивановичем, но в том же году упоминаются посадники (старые) Василий Федорович и Михаил Данилович. В договорных грамотах с великим князем Димитрием московским и Михаилом тверским встречаем имя посадника Юрия; в наказе послам, отправленным из Новгорода к князю Михаилу тверскому, читаем имя посадника Михаила; на печатях, приложенных к этому наказу, читаем имена посадников: Якова, Адриана, Юрия Ивановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

86 (что Алексин принадлежал московской кафедре, быв куплен у кого-то св. Петром, см. грамоту великого князя Ивана Васильевича в Описании государственного архива старых дел П. Иванова, стр. 212, и летописи – Никоновскую под 1347 годом [III, 190], другие под 1348 годом). 333 См. соборное деяние 1361 года и грамоту патриарха к Роману того же года в Памятниках. В Январе 1358 года Алексий отправился в Киев для его посещения (Никоновская и Воскресенская летописи) и во время своей бытности там был схвачен Ольгердом и посажен в заключение, из которого спасся бегством. Так как на этот поступок Ольгерда Алексий не приносит жалобы патриарху, то и должно думать, что послов с жалобами на Романа он отправил в Константинополь ранее своего путешествия в Киев. 335 По рассказу соборного деяния 1381 года, – Памятники col. 167. (Наши летописи, говоря о путешествии св. Алексия в Киев, ничего не говорят о случившемся с ним там. По нашим летописям, отправившись в Киев в Январе 1358 года, св. Алексий возвратился в Москву в 1360 году, – Никоновская и Воскресенская, неизвестно когда до Июля месяца, – первая летопись, III, 214 и 215). 336 В соборном деянии и патриаршей грамоте к Роману от Июля 1361 года говорится, что решено отправить послов; но могло быть несколько замедлено с их отправлением. 337 Никоновская летопись IV, 2, cfr патриаршее соборное деяние 1364 года в Памятниках, col. 95. За год до смерти, в 1360 году Роман приходил в Тверь (Никоновская летопись III, 214); но, по всей вероятности, не за тем, чтобы попытаться подчинить своей власти епископа тверского, который, во всяком случае, не оказал ему никакой чести и не хотел даже видеться с ним, а за тем, чтобы мирить ссорившихся тверских князей, cfr Соловьёв История т. IV, издание 4 стр. 274. 339 В актах греческих, см. соборное деяние 1380г. в Памятниках col. 165, и таковое же деяние 1389 года ibid. col. 197: великий князь Иван Иванович «перед своей смертью не только предал на попечение митрополиту (Алексию) своего сына, но и вручил ему опекунское заведование всей властью ( τν τς ρχς πσης πιτροπεαν κα φυλακν), не доверяя никому другому (в виду множества, внешних и внутренних врагов)».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

См. об этом 80, с. 353–354; 120, с. 269–283; 42, с. 119–124. 463 Доказательства см. в моей статье 103, с. 284. Только Григора утверждает, что Роман был поставлен до Алексия, т. е. еще Филофеем, но такая хронология противоречит имеющимся патриаршим документам: в июле 1354 года был посвящен Алексий, пока Феодорит (а не Роман) еще управлял церковью в землях Ольгерда, и Филофей специально предупреждал Моисея Новгородского об опасности узурпации. (102, I, 350). 464 Ср. Постановление Каллиста 1361 года: 102, I, 426. 465 102. 11, 12–13. 466 Роман подписывался как " о Λιτβν μητροπολτης και περτιμο " Ρωμαυ. 102, Ι, 432–433. Именно в 1355 году Каллист писал своим друзьям — болгарским монахам–исихастам во главе с Феодосием Тырновским, — вновь подтверждая притязания патриарха главенствовать над болгарской церковью, (ср. гл. 5). 467 Это подтверждается летописью («Роман чернец, сын боярина тверского» — 237, стлб. 61) и Никифором Григорой: «Ольгерд, который был женат на тверской княжне» (Hist., XXXVI, 34, ed. Bonn, III, с. 518). 468 Там же, 35, с. 518, строки 22–24. 469 Никифор Григора симпатизировал Роману, но хронологически его рассказ небрежен (там же, XXXVI, с. 37–40, с. 519–520); о других неточностях см. мою статью — 103, с. 284–285. 470 102, I, с. 426. Ср. выше. гл. 4. 471 102. I, 427–428. 472 Ср. 202, с. 58. 473 246, с. 375. 474 102,1, 425–430; о других поручениях, выполнявшихся Георгием Пердикой, см.: 102, I, 285 (1348 г.), 566 (1371 г.). Кантакузин упоминает Пердику как «прославленного» члена константинопольского клира (Hist., IV, 37, ed. Bonn, III, 270–1353 г.). 475 102, I, 349. 476 В 1358–1360 гг. Алексию удалось объехать земли Ольгерла (246, с. 376–377). Рогожский Летописей упоминает, что в Киеве была оппозиция Роману («не приаша его Киане» — кол. 61), кула Алексий заехал, но был арестован Ольгерлом (Постановление 1380 г. — 102, I, 12). Постановление 1389 года, говоря о событиях 1374, утверждает, что Алексий в течение двенадцати лет не посещал Киева, т. е. после 1355 года (102, 11, 118). Однако упоминание в летописи о поездке Алексия в Киев в 1358–1360 году вполне определенно. 477

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

124 Джен(араб. «дженне») — название рая в исламе. 125 Сахибили саиб, сагиб (араб. «господин») — первоначально так называли всех мусульман, затем в средние века в Индии — богатых людей, а в более поздние времена — европейцев. 126 Едрен(болг. Одрин) — город Адрианополь, основанный императором Адрианом (117–138). Завоеван турками в 1361 году и с 1365 года до взятия ими Константинополя в 1453 году был их столицей. В 1920–1923 Адрианополь входил в состав Греции, в настоящее время является турецким и называется Эдирне. 127 Турецкий султан Мурат(Мурад I) напал на Сербию в 1389 году, и сербские войска встретили его на Косовом поле. Перед самым началом Косовской битвы отважнейший Милош Обилич, зять князя Лазаря, хитростью пробрался в стан турок. Когда турецкий султан Мурад протянул ему ногу для целования, Милош выхватил спрятанный кинжал и распорол султана по самое горло. В отместку сын Мурада Баязит(Баязет, Баязид I; 1354 или 1360–1402 или 1403) приказал казнить Милоша вместе с плененным князем Лазарем. Им отрубили головы. Несмотря на все просьбы сербов, даже по прошествии веков голова князя Лазаря так и не была им возвращена. Баязид за время своего правления Османской империей (1389–1402) покорил огромные территории на Балканах и в Малой Азии. В Никопольской битве в 1396 году его 200-тысячная армия разбила крестоносцев, предводимых Сигизмундом I. В 1402 году в Ангорской битве Баязид был разбит Тимуром и взят в плен. Султан Мухаммед(Мехмет II; 1451–1480) смог сделать то, что не удалось Мураду в 1393 и Баязиду в 1422 годах: он в 1453 году взял Константинополь. При нем Сербия в 1459 году перестала существовать как самостоятельное княжество, она стала частью Османской империи. Умер он в итальянском походе в 1480 году. В правление султана Сулеймана(1520–1566) Османская империя достигла максимальных размеров и мощи. В 1526 году он захватил даже Венгрию, а осажденная им в 1529 году Вена спаслась только чудом. В исламской историографии имена этих султанов употребляются с устоявшимися эпитетами: Баязид Молниеносный, Мехмед Завоеватель, Сулейман Великолепный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

1355. Ин. 14. 21, 24. 1356. Беседа 18, гл. 6. 1357. Беседа 16, гл. 7. 1358. Беседа 6, гл. 5. 1359. Беседа 27, гл. 19. 1360. То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда. 1361. Беседа 4, гл. 6. 1362. Беседа 28, гл. 2. 1363.  Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148. 5). 1364.  Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31). 1365.  Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (Пет. 3. 10). 1366. Быт. 2. 5. 1367.  Терния и волчцы произрастит… тебе (Быт. 3. 18). 1368. Быт. 2. 5–6. 1369. Быт. 1. 30. 1370.  Проклята земля за тебя (Быт. 3. 17). 1371. Быт. 4. 4. 1372. Быт. 4. 8. 1373. Рим. 5. 12. 1374. 2 Пет. 3. 10; Откр. 6. 14. 1375. Мироздание описано в 1 и 2 главах Книги Бытия. 1376. Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо. 1377. Быт. 1. 14–15. 1378. Ин. 16. 12–13; 1 Кор. 2. 13–14. 1379. 1 Кор. 2. 16. 1380. 1 Кор. 7. 12; 2 Кор. 13. 3. 1381. 1 Кор 6. 17. 1382. Мф. 5 48. 1383. 2 Пет. 1. 4. 1384.  Я сказал: вы боги (Пс. 81. 6). 1385. Быт. 2. 24; Мф. 19. 4–5. 1386.  И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1. 26). 1387.  И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2. 18). 1388. Быт. 2. 15; 3. 22–24. 1389.  И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1. 27). 1390. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1355. Ин. 14. 21, 24. 1356. Беседа 18, гл. 6. 1357. Беседа 16, гл. 7. 1358. Беседа 6, гл. 5. 1359. Беседа 27, гл. 19. 1360. То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда. 1361. Беседа 4, гл. 6. 1362. Беседа 28, гл. 2. 1363. Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148. 5). 1364. Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31). 1365. Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (Пет. 3. 10). 1366. Быт. 2. 5. 1367. Терния и волчцы произрастит… тебе (Быт. 3. 18). 1368. Быт. 2. 5–6. 1369. Быт. 1. 30. 1370. Проклята земля за тебя (Быт. 3. 17). 1371. Быт. 4. 4. 1372. Быт. 4. 8. 1373. Рим. 5. 12. 1374. 2 Пет. 3. 10; Откр. 6. 14. 1375. Мироздание описано в 1 и 2 главах Книги Бытия. 1376. Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо. 1377. Быт. 1. 14–15. 1378. Ин. 16. 12–13; 1 Кор. 2. 13–14. 1379. 1 Кор. 2. 16. 1380. 1 Кор. 7. 12; 2 Кор. 13. 3. 1381. 1 Кор 6. 17. 1382. Мф. 5 48. 1383. 2 Пет. 1. 4. 1384. Я сказал: вы боги (Пс. 81. 6). 1385. Быт. 2. 24; Мф. 19. 4–5. 1386. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1. 26). 1387. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2. 18). 1388. Быт. 2. 15; 3. 22–24. 1389. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1. 27). 1390. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2. 7).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

4) Людовик IX Святой (1226-1270): Людовик IX провел реформы, укрепившие королевскую власть. Судебная реформа дала права каждому французу требовать королевского суда, а не суда своего феодала. Король постарался запретить войны между баронами – теперь между объявлением войны и началом боевых действий должны были пройти 40 дней, во время которых противники могли потребовать королевского суда. Людовик IX ввел во Франции единую монету, чеканить которую мог только король. Людовик IX получил прозвище «Святой» за справедливый суд и последние попытки вернуть христианам Иерусалим. К сожалению, организованные им VII и VIII Крестовые походы оказались неудачными. Во время последнего король умер в Тунисе. 5) Филипп IV Красивый (1285-1314): Реформы, направленные на укрепление королевской власти, продолжились при Филиппе IV Красивом. Он решил собирать налоги с церковных земель, а когда Папа воспротивился, созвал в 1302 г. Генеральные Штаты (собрание представителей от 3 сословий: духовенства, рыцарства и горожан), которые постановили, что Папа не имеет права распоряжаться имуществом французской церкви. Королевский отряд отправился в резиденцию Папы Бонифация и выгнал оттуда Папу, а руководитель отряда ударил Папу по лицу. Через несколько дней Папа скончался, а нового избрали уже не в Риме, а во французском городе Авиньоне, где он находился под контролем короля. Этот период назвали «Авиньонское пленение Пап». После этого Филипп IV расправился с могущественным Орденом тамплиеров. Рыцари были арестованы и обвинены в ереси, земли тамплиеров перешли королю. Магистр Ордена Жак Моле был сожжен на костре. Перед смертью он проклял Филиппа IV и тот через полгода скончался. Итак, в XII - XIII вв. во Франции шел процесс укрепления королевской власти. 8. (Брандт, § 31,32) Столетняя война между Англией и Францией. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Причины Столетней войны (1337-1453). 2) Первый период (1337-1360). Разгром французской армии в битвах при Креси (1346) и Пуатье (1356). 3) Второй период (1369-1389). Победы французов. Маршал Дюгеклен.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010